Агрессивный ребенок в классе что делать

Агрессия и травля со стороны учеников в школе: что делать учителю

Лиля Брайнис

30 ноября 2020 • 18:39

Каждый учитель сталкивается в своей практике с трудным поведением детей. У такого поведения много видов, но иногда оно проявляется в форме агрессии или травли со стороны учеников в адрес одноклассников или взрослых. Причины могут быть разными, но при любых обстоятельствах учителю приходится с этим работать. Что делать педагогу, если он столкнулся с такой проблемой, на круглом столе «Взаимодействие с трудными детьми в классе», организованном Яндекс.Учебником и благотворительным фондом «Шалаш», рассказала директор фонда и педагог Лиля Брайнис.

Что такое трудное поведение и каким оно бывает

Трудное поведение – это поведение, которое мешает обучению и отношениям ребёнка с другими, причиняет вред окружающему пространству и вещам и создает риски для самого ребёнка, сверстников, взрослых и других живых существ. Из этого определения понятно, что от трудного поведения страдают не только окружающие, но и сам ребёнок, который себя так ведет.

Поскольку ребёнок сам страдает от этого, очень важно ему помочь, поддержать его и научить действовать по-другому. Потому что это не трудный ребёнок, а ребёнок, которому трудно.

У трудного поведения есть много разных видов: невыполнение домашнего задания, пропуск занятий, рискованное поведение, курение, употребление психоактивных веществ. Иногда это агрессия и травля – когда ребёнок выражает свои сильные эмоции деструктивными способами, которые задевают окружающих, наносят урон вещам и создают психологический дискомфорт.

Почему дети ведут себя агрессивно

Дети могут проявлять агрессию по разным причинам: из-за тревоги, стресса, неуверенности в себе, неблагоприятной ситуации в семье и неумения выразить свои чувства иным способом. Участвуя в травле, ребёнок может пытаться заслужить уважение в коллективе. Важно понимать, что, выражая агрессию, ребёнок делает это не назло и не ради удовольствия, а потому что не знает, как поступать иначе. В целом злость и агрессия – это нормальные чувства, такие же как радость, интерес или страх, но детей нужно учить выражать эти чувства не в деструктивном формате.

Агрессивный ребенок в классе что делать. 1606750077 %D0%91%D0%B5%D0%B7%D1%8B%D0%BC%D1%8F%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9. Агрессивный ребенок в классе что делать фото. Агрессивный ребенок в классе что делать-1606750077 %D0%91%D0%B5%D0%B7%D1%8B%D0%BC%D1%8F%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9. картинка Агрессивный ребенок в классе что делать. картинка 1606750077 %D0%91%D0%B5%D0%B7%D1%8B%D0%BC%D1%8F%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9

Как учителю вести себя, если ученик ведет себя агрессивно и провоцирует конфликты

Агрессия со стороны учеников обычно приводит к конфликтам на уроках или переменах. Учитель становится неотъемлемым участником этого конфликта и его задача – сначала эту ситуацию остановить, после чего помочь ребёнку найти новые способы выражения агрессии. Есть несколько основных рекомендаций, которые мы в фонде «Шалаш» используем в работе с детьми.

Первое, что нужно сделать в случае конфликта – остановить ребёнка. Часто дети в состоянии аффекта не реагируют на слова, и тогда учитель может быть вынужден остановить его физически, но не проявляя встречную агрессию – не нужно хватать ребёнка за руку или плечо, лучше, например, обнять его.

Если агрессия направлена в адрес учителя

Если агрессия со стороны ученика направлена в адрес учителя, план действий выглядит точно так же, но ориентироваться нужно на собственную поддержку. Ребёнка нужно остановить любыми способами, не давать причинять физическую или словесную боль и последовательно устанавливать жесткие границы – что можно делать, а что нельзя, и говорить, какие будут последствия нарушения этих границ.

Педагогу важно помнить, что создает условия для обучения именно он, и помочь детям учиться вести себя иначе в его силах.

Что такое травля и как она выглядит

Как учителю прекратить травлю в классе

В первую очередь важно понимать, что травля не пройдет сама собой, а со временем будет набирать все больший оборот, создавая негативные психологические последствия не только для жертвы и агрессора, но и свидетелей происходящего. Учителю необходимо вмешаться. Вот несколько советов о том, как справиться с травлей:

Признайте, что проблема существует, и назовите ее. Если в классе систематически один ученик не разговаривает с другим, чьи-то вещи постоянно портятся, о ком-то распускаются слухи, – это не шутки или игра, а явные признаки травли, которую нужно остановить. Травля – это проблема всего класса, а не отдельных детей, поэтому педагогу нужно назвать происходящий процесс всем ученикам, и дать понять, что такого проявления насилия никто не заслуживает. Нужно дать травле однозначную оценку, сказать, что это плохо, и не должно происходить в классе. Важно не переходить на критику отдельных детей и их личных особенностей, иначе дети займут оборонительную позицию. Покажите, что травля – общая проблема, от которой страдают все, и с этой ситуацией нужно бороться вместе.

Чтобы помочь учителям найти ключ к взаимодействию с детьми с трудным поведением, «Я Учитель» сервиса Яндекс.Учебник совместно с благотворительным фондом «Шалаш» запустил курс «Работа с трудным поведением: принципы и инструменты». Это бесплатный онлайн-курс, рассчитанный на 16 часов, который можно проходить в записи в любое удобное время, а по итогу получить удостоверение о повышении квалификации. Зарегистрироваться на него можно по ссылке.

Источник

«От него все стреляются»: как избавить класс от ученика с деструктивным поведением

Агрессивный ребенок в классе что делать. 9c8cddd resizedScaled 1020to574. Агрессивный ребенок в классе что делать фото. Агрессивный ребенок в классе что делать-9c8cddd resizedScaled 1020to574. картинка Агрессивный ребенок в классе что делать. картинка 9c8cddd resizedScaled 1020to574

«У нас Давид посреди контрольной включил на полную громкость какую-то тупую музыку. Татьяна Владимировна стала с ним разбираться, кричать, дневник отобрала. Все отвлеклись, время потеряли, я тоже. Не успела все решить», — объясняет мне дочь тройку по математике. Оценка, конечно, на ее совести, но о подобных выходках Давида она рассказывает то и дело.

Такие дети есть в большинстве классов — независимо от престижа школы и возраста учеников. Они могут кричать на уроках (о переменах и говорить нечего), лупить соседей по парте, обзывать одноклассников, хамить учителям. Могут вытворять и вещи похуже: воровать, распивать алкоголь в школе, употреблять психотропные вещества и склонять к этому одноклассников. Но такие случаи мы рассматривать не будем — здесь все и проще, и сложнее одновременно: противоправные поступки находятся в ведении полиции. И если вина ученика будет доказана, убрать его из класса нетрудно.

А как быть тем, кто несколько часов в день находится в одном помещении с неуправляемым одноклассником, который может и харкнуть, и оскорбить, и завопить, но при этом никаких правонарушений не совершает? В первую очередь этот вопрос волнует родителей. На родительских форумах описаний «неадекватов» в классе и того, что они вытворяют, — очень много.

Вот лишь несколько цитат от пользователей сайта umama.ru.

Nastenka24:

S (Мисс К):

Имбирная:

По словам психологов, «неадекватов» можно разделить на несколько групп:

Подход можно найти к школьникам из любой группы, уверены и родители, и педагоги со стажем.

Елена Викторовна, педагог:

Найти подход к ученику и его родителям

Специалисты отмечают: любое неадекватное поведение — это крик ребенка о помощи, желание привлечь к себе внимание. «Ни один человек не рождается правонарушителем, преступником. Если поведение школьника выходит за границы того, что мы привыкли считать адекватным, надо разбираться с причинами, а их, как правило, всего две: или здоровье, или отношения в семье. И то, и другое можно корректировать. И чем раньше этим заняться, тем меньше будет возможностей для развития деструктивного поведения», — уверена педагог.

К сожалению, не каждый учитель будет искать подход к сложным детям. Сказывается и нагрузка, которая лежит на преподавателях, и какие-то другие причины, нежелание или неопытность — ведь часто в начальной школе и среднем звене работают только что окончившие вуз или педколледж учителя, которые просто пока не умеют работать с такими детьми.

Родители трудного ребенка — еще одна сложность: далеко не всегда они сами отличаются адекватностью. И речь даже не идет о неблагополучных или, по законодательной терминологии, социально опасных семьях: работа с учениками из таких семей регламентирована несколькими документами, начиная от Семейного кодекса и ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и заканчивая методическими рекомендациями Минобра.

Агрессивный ребенок в классе что делать. e9ee442f resizedScaled 1200to675. Агрессивный ребенок в классе что делать фото. Агрессивный ребенок в классе что делать-e9ee442f resizedScaled 1200to675. картинка Агрессивный ребенок в классе что делать. картинка e9ee442f resizedScaled 1200to675

По закону, на школу возлагается обязанность выявлять несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; оказывать помощь в воспитании и обучении детей из социально опасных семей; вести индивидуальную профилактическую работу с обучающимися, имеющими проблемы в поведении, обучении, развитии и социальной адаптации.

Гораздо труднее общаться с родителями, которые просто не замечают деструктивного поведения своих отпрысков. В разговорах с классным руководителем и с родителями одноклассников они встают горой на защиту своего ребенка. С одной стороны, это правильное родительское поведение: прилюдно ребенка защищать нужно. Но адекватные родители при этом способны услышать информацию, выявить главное и дома, наедине с ребенком, спокойно обсудить ситуацию, выяснить подробности, объяснить, если ребенок был неправ. Другое дело, когда родители закрывают глаза на проделки своих детей, склонны оправдывать их поведение, обвиняя при этом других школьников или учителей в провоцировании конфликта.

В обсуждениях на родительских сайтах нередко пишут, что родители попросту отмахиваются от обвинений в адрес своего ребенка. «Да ваш первый начал, а мой только сдачи дал», «Мой ребенок на такое не способен», «Вы все придумываете о моем Петеньке, чтобы своего Ивана выгородить!» — типичный набор фраз родителей «неадекватов».

Пингвин, пользователь сайта conf.7ya.ru:

Доказать таким родителям, что их ребенок действительно ведет себя неадекватно, можно, используя современную технику: записать драку или словесную перепалку на видео и предъявить запись в качестве аргумента.

Агрессивный ребенок в классе что делать. c6f9d3a3 resizedScaled 1200to675. Агрессивный ребенок в классе что делать фото. Агрессивный ребенок в классе что делать-c6f9d3a3 resizedScaled 1200to675. картинка Агрессивный ребенок в классе что делать. картинка c6f9d3a3 resizedScaled 1200to675

Родительский комитет должен внимательно изучить школьный устав, в котором прописаны правила поведения в образовательном учреждении. Случаи нарушения устава нужно фиксировать для дальнейшей аргументации. Кстати, фиксация таких нарушений входит в обязанности классного руководителя. Как и объяснение педсовету, почему не удалось избежать конфликта.

Зачем школе медиаторы

Справедливости ради стоит отметить, что иногда действительно сложно установить, кто виноват в той или иной ситуации: учитель может «назначить» виновным ребенка, который был замечен в деструктивном поведении, но не выяснить реальную причину конфликта.

В 2010 г. российские законодатели подписали документ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». Согласно этому закону, в школах должны быть созданы службы примирения (или медиации): специальный орган, состоящий из работников образовательной организации, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку. Их задача — урегулировать и минимизировать конфликты, возникающие как между учениками, так и между школьниками и преподавателями.

В Свердловской области, по данным директора Центра медиации Ольги Махневой, действует порядка 400 школьных служб примирения.

Агрессивный ребенок в классе что делать. 26d87732 resizedScaled 1200to594. Агрессивный ребенок в классе что делать фото. Агрессивный ребенок в классе что делать-26d87732 resizedScaled 1200to594. картинка Агрессивный ребенок в классе что делать. картинка 26d87732 resizedScaled 1200to594

К слову, есть такая и в школе, где учится моя дочь. Но ничего о ее существовании она не знает. «Если такая служба у нас есть, почему они ничего не делают с этими уродами из 7 «В»: вчера сидим с Никой на перемене, болтаем, они просто проходили мимо, ударили меня портфелем по голове, Нику — по спине, обозвали и ушли как ни в чем не бывало», — возмущенно рассказывает мне Лера.

Если в классе есть ученик, который создает конфликтные ситуации, школьная служба примирения должна провести работу как с ним, так и с его родителями. Предпринять какие-то шаги медиаторы смогут после того, как зарегистрируют соответствующее обращение — оно может быть как от других учеников, так и от родителей, и от преподавателей.

Агрессивный ребенок в классе что делать. 1996b4cf resizedScaled 640to316. Агрессивный ребенок в классе что делать фото. Агрессивный ребенок в классе что делать-1996b4cf resizedScaled 640to316. картинка Агрессивный ребенок в классе что делать. картинка 1996b4cf resizedScaled 640to316

Четыре действенные буквы — ПМПК

Если поведение сложного ребенка никак не меняется, родительский комитет может ходатайствовать перед классным руководителем о том, чтобы ученика направили на психолого-медико-педагогическую экспертизу (ПМПК). Это комиссия, которая состоит из специалистов разных сфер — медиков, психологов, педагогов, которые с помощью разных тестов должны определить, может ли ребенок учиться в общеобразовательной школе либо ему будет лучше в коррекционном классе или на домашнем обучении.

Агрессивный ребенок в классе что делать. 27728d86 resizedScaled 1200to675. Агрессивный ребенок в классе что делать фото. Агрессивный ребенок в классе что делать-27728d86 resizedScaled 1200to675. картинка Агрессивный ребенок в классе что делать. картинка 27728d86 resizedScaled 1200to675

Академические задолженности, асоциальное поведение, неумение адаптироваться в коллективе — это основания для направления детей на ПМПК. Еще одна категория детей, которой необходимы рекомендации комиссии, — подозреваемые, обвиняемые либо подсудимые по уголовному делу несовершеннолетние дети.

Обычно угроза ПМПК заставляет родителей плотнее заняться воспитанием: мало кому хочется, чтобы его ребенок попал в специализированное учебное заведение. Но здесь есть существенная сложность: провести такую экспертизу возможно только на основании заявления от родителей или законных представителей ребенка или с их письменного согласия. Да и результаты экспертизы носят рекомендательный характер: если родители, несмотря на выводы ПМПК, не захотят перевести ученика в специализированную школу, выгнать из класса его никто не сможет.

Выход в данной ситуации один: родители других учеников совместно с классным руководителем должны объяснить, что прохождение ПМПК — лучший (или единственный) вариант для ребенка.

Zweruschka, пользователь сайта umama.ru:

Некоторые родители используют совсем непедагогические меры, чтобы приструнить мешающего всем ученика. Главное — не переходить грань закона и попробовать вначале более правомерные способы.

Анонимный пользователь сайта umama.ru:

Жестко, но эффективно

Наиболее жесткие меры, которые могут применяться к ученикам с деструктивным поведением, — штраф и исключение из школы. Но они работают только в старших классах: учеников до 15 лет исключить из образовательного учреждения на законных основаниях невозможно.

Административный штраф накладывается на ребенка, совершившего серьезное правонарушение — начиная от порчи школьного имущества или кражи и заканчивая появлением в школе в состоянии опьянения. Штраф будут выплачивать его родители, законные представители или опекуны.

Менее жесткая, но тоже эффективная мера — постановка неблагополучного ученика на внутришкольный учет (ВШУ). В этом случае ученик и его семья попадают под пристальное внимание школьного психолога, социального педагога, педсовета школы, в особых случаях подключается опека.

Ребенок, поставленный на ВШУ, в обязательном порядке должен заниматься с психологом, в зависимости от ситуации занятия могут проводиться и с родителями. Педагоги могут в любой момент прийти с проверкой в семью ученика. Как правило, такой контроль отрезвляет и самого нарушителя, и его родителей, а занятия со специалистами дают положительный эффект.

Родители одноклассников могут ходатайствовать, чтобы ученика поставили на учет, если он:

Если, несмотря на принятые меры, ни учащийся, ни его семья не отреагировали на ситуацию, родительский комитет и педагоги, в соответствии с ФЗ «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», имеют полное право обратиться в комиссию по делам несовершеннолетних.

Но все-таки главное правило, которым следует руководствоваться тем, кто мечтает избавить класс от неприятного ученика: не навреди. «Иногда ни педагог, ни собственные, ни другие родители не задумываются, что они пытаются бороться… с ребенком. И это ужасно. Надо стараться его услышать, понять, а борьба способна лишь сделать из ребенка изгоя и потенциального преступника», — считают опытные педагоги.

Источник

Неуправляемый ученик в классе. Что делать?

Педсовет

28 апреля 2017 • 14:54

Эта проблема знакома всем учителям. И с каждым годом становится все острее. От этой ситуации страдают все: ученики класса, учителя, родители. Почему таких детей становится все больше? Какие есть способы решения этой проблемы? Как вести себя учителю?

Агрессивный ребенок в классе что делать. 8cd78d9c3e1bc1b137bb6802ee9a92f6. Агрессивный ребенок в классе что делать фото. Агрессивный ребенок в классе что делать-8cd78d9c3e1bc1b137bb6802ee9a92f6. картинка Агрессивный ребенок в классе что делать. картинка 8cd78d9c3e1bc1b137bb6802ee9a92f6

Ситуация появления в классе неуправляемого и даже агрессивного ученика – настолько болезненная, что подчас вынуждает родителей остальных учеников идти на крайние меры. Например, в Туле около 20 учеников одного класса перешли на домашнее обучение, а в Москве родители устроили забастовку и оставили своих детей дома на несколько дней.

Среди пользователей Педсовета много опытных, высокопрофессиональных педагогов, которые могут дать квалифицированный совет практически в любой ситуации. Мы просим вас в комментариях поделиться своими рекомендациями, как поступать учителю, в классе которого есть неуправляемый ученик.

Пока же мы поговорили с детским психологом Татьяной Марковной Ильиной об этой ситуации.

— Татьяна Марковна, верно ли утверждение, что неуправляемые агрессивные дети в школьных коллективах стали появляться только в последние годы, раньше эта проблема не была настолько острой?

— Да, это так. В советские годы в школах уделялось повышенное внимание дисциплине и послушанию, с первого класса детей приучали неукоснительно выполнять все требования администрации и учителя. Поэтому внутренняя агрессия, которая была в некоторых детях, находила выход, как правило, вне школьных стен. Часты были драки, вплоть до стенка на стенку. В последние годы гуманизация школьного образования привела к тому, что правила поведения в школах стали не такие жесткие, отношение к детям изменилось. Многим детям это пошло на пользу, но зато дети с внутренней агрессией стали выплескивать ее на уроках и на переменах.

— А в чем причина такого поведения некоторых детей? Мы часто читаем учительские рассказы о том, что какой-то ребенок изо дня в день срывает уроки, не выполняет заданий, не слышит учителя, пристает к другим детям. Почему это происходит?

— Причина чаще всего психологическая. Современные дети, как и взрослые, живут в стрессогенной обстановке, в состоянии повышенной нервозности. Агрессия – это вид защиты от стресса, способ снять внутреннее напряжение. Конечно, не надо забывать и о неврологических проблемах, которые тоже могут быть причиной такого поведения. В более редких случаях встречаются и психиатрические отклонения.

— И что делать? Как системно можно решить эту проблему?

— У меня нет готового решения, в эффективности которого я уверена, но считаю, что грамотная психологическая диагностика при поступлении в школу необходима всем детям. Психолог может увидеть детей, которым нужна консультация невролога или психиатра, он может дать рекомендации родителям показать ребенка психолого-медико-педагогической комиссии… В любом случае, учителю, в класс которого пришли незнакомые ему дети, помогут в работе результаты такой диагностики и рекомендации психолога о том, как работать с тем или иным ребенком.

— Но сейчас этого нет. И вряд ли появится в ближайшем будущем. А что сегодня делать учителю, в классе которого есть такой ученик или ученики?

— Решить эту проблему учитель в одиночку не сможет. Здесь необходимо сотрудничество учителя, администрации и родителей. В моей практике встречались дети с такими проблемами, параллельно работе с ребенком я рекомендовала родителям какое-то время походить с ребенком в школу, посидеть рядом с ним на уроках. Во-первых, это помогало родителям увидеть своего ребенка в непривычной им, школьной обстановке, во-вторых, помогало учителю проводить уроки, не отвлекаясь на урезонивание неуправляемого ребенка (этим занимался родитель), а в третьих, это приучало ребенка вести себя спокойнее, усваивать правила поведения на уроке и на перемене.

Это мнение психолога. А что скажут учителя?

Уважаемые педагоги! Мы просим вас поделиться своими рецептами решения этой непростой проблемы.

Советы педагогов:

Фатима Кудзиева: » Выход один-на правовой основе заставить родителей следить за ментальным здоровьем своего ребенка. «

Диляра Казыханова: «В школах должна быть служба профилактики, например психолог +социальный педагог, которые бы занимались постоянно с такими детьми, а сейчас всё скинули на учителя, и он один должен разорваться. Разве нельзя оптимизировать систему образования так, чтобы было больше людей непосредственно работающих с детьми, а не с документами. Сократить те же отделы образования и т. п».

Источник

В классе агрессивный ребенок. Что делать?

Агрессивный ребенок в группе детского сада или в школьном классе обычно становится общей проблемой детей, родителей и педагогов. Как его приструнить? Что можно и нельзя делать? Поговорили об этом с юристом Родионом Юрьевым и социальным педагогом Ириной Воробьевой.

Агрессивный ребенок в классе что делать. 600558ec464045.58863046. Агрессивный ребенок в классе что делать фото. Агрессивный ребенок в классе что делать-600558ec464045.58863046. картинка Агрессивный ребенок в классе что делать. картинка 600558ec464045.58863046

Родион Юрьев, юрист, руководитель «Юридического бюро Юрьева».

В первую очередь

Агрессивный ребенок в классе что делать. 600551a5924862.13725023. Агрессивный ребенок в классе что делать фото. Агрессивный ребенок в классе что делать-600551a5924862.13725023. картинка Агрессивный ребенок в классе что делать. картинка 600551a5924862.13725023

1. Поставьте в известность об агрессивном поведении относительно вашего ребенка классного руководителя. Если он уклоняется от принятия каких-либо мер, необходимо писать заявление в адрес руководителя учреждения.

2. Если и это не поможет, можно обратиться в конфликтную комиссию районной администрации. Она есть в каждом районе города. В Петербурге заявления в нее можно подать через сайт «Госуслуги».

3. Ознакомьтесь с учредительными документами образовательного учреждения (уставом), чтобы понять, какие меры предусматриваются относительно детей, поведение которых недопустимо.

4. Ответственность педагога возможна с точки зрения Трудового кодекса. Но в случае причинения вреда ответственность перед потерпевшими несет не сам преподаватель, а учреждение, в котором он работает.

Если побои или травмы.

Если ребенок пришел из школы/садика с побоями/травмой, необходимо отвезти его в травмпункт, чтобы зафиксировать случившееся. Уведомление оттуда направляется в правоохранительные органы. Заявление в полицию можно написать в отделе по месту нахождения образовательного учреждения. Это будет основанием для принятия решения о проведении проверки, а впоследствии, возможно, и возбуждения уголовного дела. Оно может быть возбуждено и в отношении несовершеннолетнего в зависимости от тяжести преступления. Ответственность по некоторым статьям наступает раньше достижения совершеннолетия, например, за причинение тяжкого вреда здоровью. Если же ребенок ведет себя неадекватно и не достиг 14-летнего возраста, он может быть помещен в специализированное воспитательное учреждение, в том числе по решению суда. Таковым в Петербурге является Специальное учебно-воспитательное учреждение в Колпино.

Если попробовать поговорить с агрессором самому.

Я не верю, что подобного рода разговоры не закончатся переходом на скандал. А потом все может дойти и до драки, как мы знаем из примеров недавних конфликтов после бурных обсуждений в родительском чате. Я не вижу никакого смысла в разговорах, за исключением единственного случая, когда общающиеся являются хорошими знакомыми, которые действительно хотят достичь какого-то результата. Каждый родитель несет ответственность за воспитание только своего ребенка и не имеет права давать какие-то обязательные указания окружающим. Если имело место правонарушение, в том числе девиантное поведение, необходимо обращаться с заявлениями в адрес воспитательного учреждения для урегулирования ситуации. Все дискуссии можно провести с участием воспитателя/учителя и руководства, чтобы, по крайней мере, на встрече был модератор и независимое лицо.

Недопустимо применять какие-либо меры физического воздействия к агрессивному ребенку. Вам будет сложно доказывать свою позицию, если вас обвинят в применении силы. Не зная всех нюансов такого общения, легко можно переступить закон, и в результате оказаться привлеченными к ответственности за агрессивное поведение уже со своей стороны. Если вы уверены, что сможете объяснить ситуацию ребенку, делайте это так, чтобы были независимые свидетели. Желательно — видеокамера, например, в школе. Но защититься впоследствии даже от ложного доноса будет очень сложно.

Агрессивный ребенок в классе что делать. 600558ec16c1a8.47569596. Агрессивный ребенок в классе что делать фото. Агрессивный ребенок в классе что делать-600558ec16c1a8.47569596. картинка Агрессивный ребенок в классе что делать. картинка 600558ec16c1a8.47569596

Кто несет ответственность?

Учреждение, в котором находится ребенок, отвечает за его состояние, и должно выплачивать компенсацию потерпевшим в случае причинения ему вреда. Обращаться за взысканием нужно будет в районный суд по месту его нахождения. Но там, понимая сложность положения учреждений, обычно снижают размер выплаты до минимума. Обычно присуждаются около 20–30 тысяч рублей.

За причинение вреда здоровью и имуществу родители ребенка, который это сделал, как законные представители, несут имущественную ответственность. Они будут возмещать ущерб по решению суда, если до этого дойдет дело, на основании общих положений о возмещении вреда — статьи 1064 Гражданского кодекса РФ. Помимо этого, можно привлечь и маму, и папу к ответственности за ненадлежащее выполнение обязанностей родителей — по Закону об образовании и Семейному кодексу РФ. Доказательной базой могут служить показания свидетелей, справки из школы.

Если повреждения носят существенный характер, может быть возбуждено уголовное дело, например, по статье 116 Уголовного кодекса — побои.

Можно ли перевести агрессивного ребенка на домашнее обучение или отчислить?

Органы опеки и попечительства также могут рассматривать вопрос о надлежащем исполнении родителями своих обязанностей по воспитанию ребенка. Но вопрос о выборе образовательного учреждения возмутителю спокойствия органы опеки не решают. Вопрос о переводе агрессивного ребенка, например, на домашнее обучение принимается исходя из интересов его самого, даже если он ведет себя недопустимо. В некоторых случаях по постановлению суда могут быть применены другие меры, в том числе с помещением в специализированные учебные заведения. Вопросы об отчислении из школы должны решаться с учетом мнения отдела образования на уровне района, с привлечением правоохранительных органов, возможно, медиков, если речь идет о серьезных отклонениях в развитии агрессивного ребенка.

Агрессивный ребенок в классе что делать. 600558ec1bffd5.51239730. Агрессивный ребенок в классе что делать фото. Агрессивный ребенок в классе что делать-600558ec1bffd5.51239730. картинка Агрессивный ребенок в классе что делать. картинка 600558ec1bffd5.51239730

Ирина Воробьева, социальный педагог в одной из петербургских школ.

Ситуации, когда в классе учится агрессивный ребенок с девиантным поведением, с которым никто из педагогов не может справиться, не редкость. Увы, рычагов воздействия на него и его родителей не так много, как хотелось бы. Мои советы основаны на личном опыте и практике. Но вообще у родителей не должно быть каких-то иллюзий, что они придут, пожалуются, что его ребенка постоянно обижают, и агрессора куда-то денут. По законам России никто никого никуда деть не может. Даже если ребенок пьет, курит, матерится, каждый день срывает уроки, плюет одноклассникам в портфели.

В первую очередь

Если ребенок пришел домой и сказал, что кто-то его обижает и эта ситуация повторяется, лучше сразу отреагировать. Дети почти всегда рассказывают только ту часть, где их обидели, а где они обижали — не помнят. Поэтому нужно разобраться, что же случилось на самом деле. Для этого надо связаться с учителем. Когда классный руководитель узнает, что была какая-то ситуация, и если это случилось впервые, например, в начальной школе, то, как правило, он разбирается сам. Обычно приглашаются оба ребенка, и каждый рассказывает, что произошло. По факту такого обсуждения обе стороны признают ту часть ответственности, которая ему принадлежит в этой истории.

Если вмешательство педагога не помогло…

Если ребенок систематически выступает в роли нарушителя порядка, агрессора и беседы с классным руководителем не имеют эффекта, то подключаются школьный психолог и социальный педагог. Они проводят профилактические беседы. Если и это не помогает, то организуют совет по профилактике, на который вызывают уже родителей агрессора. Ребенок тоже присутствует на этих встречах. На совете рассматривают все материалы, слушают объяснения и принимают решения о мерах воздействия. С агрессором ведется профилактическая работа, его ставят на внутришкольный контроль (ВШК). Для каждого ребенка, поставленного на ВШК, составляется индивидуальный план работы: профилактические беседы социального педагога и классного руководителя об ответственности за противоправные действия (прогулы, курение, употребление алкоголя и наркотических веществ, нецензурную брань и т. п). Уделяется внимание организации его досуга. Психолог тоже ведет работу с таким учащимися. Например, проводит различные тренинги, направленные на снижение уровня агрессии.

Если профилактические меры не помогают, администрация учебного заведения пишет информационное сообщение в районную комиссию по делам несовершеннолетних (КДН), и дело рассматривают уже там. Но и она на деле никаких мер по отчислению ребенка из школы принять не может. Как правило, решением КДН ребенок или подросток ставятся на учет в подразделение по делам несовершеннолетних (ПДН). В таком случае ответственным за профилактическую работу с агрессором назначается или сама школа, или полиция, или опека (для сирот), или центр социальных программ и профилактики асоциальных явлений среди молодежи «Контакт» (в Петербурге). Еще КДН может назначить штраф родителям, если ребенок попал на рассмотрение в нее, например, за то, что был задержан в нетрезвом виде.

Но, по сути, особо жизнь хулигана не меняется — просто его и родителей начинают часто приглашать на беседы в школу и полицию. Обычно через полгода ребенка с учета снимают, если ничего серьезного он не совершил. Школа не заинтересована, чтобы дети состояли на учете в полиции — это плохой показатель. Но если ребенок продолжает хулиганить, он дальше состоит на учете.

В основном, задача всех сотрудников образовательного учреждения в ситуации, когда в школе есть девиантный ребенок, который мешает учебному процессу, вести разговоры с родителями, вызывать их по каждому эпизоду.

Агрессивный ребенок в классе что делать. 600558ec183763.15256803. Агрессивный ребенок в классе что делать фото. Агрессивный ребенок в классе что делать-600558ec183763.15256803. картинка Агрессивный ребенок в классе что делать. картинка 600558ec183763.15256803

Когда могут исключить из школы?

Закон об образовании, статья 61, гласит: «по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность, в случае применения к обучающемуся, достигшему возраста 15 лет, отчисления как меры дисциплинарного взыскания, в случае невыполнения обучающимся по профессиональной образовательной программе обязанностей по добросовестному освоению такой образовательной программы и выполнению учебного плана, а также в случае установления нарушения порядка приема в образовательную организацию, повлекшего по вине обучающегося его незаконное зачисление в образовательную организацию». Но на практике это почти невозможно.

Раньше достижения ребенком 15 лет исключить из школы можно только по заявлению его же родителей. Даже если он прямо на уроке распылил перцовый баллончик и были отравлены дети и учитель. За это его возможно отправят по решению суда в центр временного содержания несовершеннолетних нарушителей сроком на 1 месяц. На более длительный срок нельзя. Но после он все равно вернется в школу. Если ребенок избивает одноклассников, побои зафиксированы не единожды в травме, ворует, ходит по классу во время уроков, то вопросы будут опять-таки к школе: как там ведут профилактическую работу с агрессором. Например, по факту каждого нападения родители фиксируют побои в травме и пишут заявление в полицию. Все эти бумаги направляются обратно в школу. И учебное заведение, в основном социальный педагог, отчитывается, какую работу проводят с этим ребенком. Но результатом все равно не будет отчисление из школы».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *