Агрессия у аутистов что делать
Агрессия у аутистов что делать
Кризом (или кризовой) можно назвать ситуацию, состояние или фазу в развитии человека или общества, характеризующиеся проблемами или способами поведения, выпадающими из контекста прошлого опыта и условий, проблемами для которых нет готовых стратегий решения. Поэтому подобные ситуации часто вызывают у человека состояние сомнения или безнадежности.
Можно выделить четыре группы причин кризовых расстройств при аутистических синдромах.
Внезапные изменения среды и микросоциального окружения, особенно если они происходят совершенно неожиданно для аутичного ребенка или подростка, нередко приводят его в состояние тяжелого возбуждения.
Возможные причины кризовых расстройств при аутистических синдромах:
1. Изменения среды и окружения
2. Коммуникативные недоразумения
3. Фазы развития и созревания как «кризовый момент»
4. Изменения условий и течения возможных основных заболеваний
Однако могут иметь значение и коммуникативные недоразумения, на что указывает следующий пример.
Аутичный юноша ездит каждый день на такси в дневной стационар и при этом пересекает реку на пароме. Однажды случилось так, что в тот момент, когда машина подъехала к переправе, светофор переключился на красный свет. Чтобы успеть на паром, водитель такси (женщина) продолжила движение. Это отклонение от привычного порядка и связанное с ним нарушение правил привели молодого человека в состояние сильного беспокойства и возбуждения, он схватил женщину за плечи и начал ее трясти, что она естественно приняла за нападение.
Между ними разыгралась сцена, которая для пациента тоже осталась непонятной. Женщина выскочила из машины и отказалась везти странного пассажира дальше. Другие таксисты ее поддержали.
Подобные коммуникативные недоразумения нередко приводят к кризам, а также к тому, что аутичных людей в результате их поведения оценивают совершенно неправильно.
Возникновение кризов может также провоцироваться фазами развития и созревания. Здесь нужно упомянуть о сексуальных импульсах, перед которыми аутичные подростки и юноши часто беспомощны из-за недостаточной способности к адекватному реагированию.
И наконец, могут происходить более или менее спонтанные изменения в течение каких-то других заболеваний, лежащих в основе аутизма, которые глубоко воздействуют на поведение пациента. Не случайно ранний детский аутизм часто ассоциируется с многими заболеваниями, при которых возможны изменения, вызывающие у пациента явные кризисные состояния.
Под кризисным вмешательством мы понимаем комплекс мер, направленных на прекращение криза или хотя бы предотвращение острой опасности, угрожающей пациенту или его неспосредственному окружению. Таким образом, при кризисном вмешательстве речь идет не о лечении основного заболевания, а об устранении остро возникшего состояния.
При аутистических расстройствах развиваются формы поведения, нередко требующие кризисного вмешательства. Оно относится к сфере психотерапевтических мероприятий в самом широком смысле, поэтому о нем тоже здесь будет идти речь.
Все кризисным вмешательства должны проводиться быстро и целенаправленно, и они существенно отличаются от продолжительных терапевтических и реабилитационных мероприятий. Упрощенно можно разделить их на четыре группы: воздействия на окружение, на поведение пациента, на семью и медикаментозные вмешательства.
Мероприятия, направленные на окружение. Они концентрируются в основном на двух целях: во-первых, на устранении тех изменений в окружающей среде, которые определенно вызвали у больного беспокойство и возбуждение; во-вторых, на создании (или восстановлении) такой обстановки, которая способствовала бы успокоению. Подобные меры реализуются тем легче, чем лучше мы знаем пациента. Например, в незнакомой среде ситуацию может мгновенно разрядить известный пациенту и любимый им объект (например, кукла).
Поэтому всегда важно, чтобы при мероприятиях, направленных на окружение, было возможно сотрудничество с лицом, особенно хорошо знающим пациента.
Мероприятия, направленные на поведение. Эти мероприятия касаются, как правило, непосредственно пациента. Вначале необходимо быстро выяснить, относятся ли ведущие синдромы, требующие лечения, к категории «поведенческих расстройств» или же «поведенческих эксцессов». Как правило, при поведенческих эксцессах речь идет об усилении форм поведения, опасных для самого больного или для окружающих (например, состояния страха, возбуждения, агрессивное поведение, самоповреждения).
Гораздо реже ведущим синдромом, требующим лечения, становится какой-то поведенческий дефицит (например, резко выраженный уход в себя, значительное нарушение вербальной или невербальной коммуникации). На примере самоповреждающих действий можно хорошо проиллюстрировать возможности и эффективность мер, ориентированных на поведение. Так, при многих формах самоповреждающего поведения хорошо зарекомендовало себя изменение его направленности. При этом с пациентом прорабатываются возможности, которые менее трудны для него и для его окружения.
Это, конечно, возможно лишь после острой кризовой интервенции, которая, как правило, не обходится без медикаментозных вмешательств. Еще одна возможность состоит в том, что пациенту предлагают альтернативные пути замещения самоповреждающих действий.
Мероприятия, направленные на семью. Это прежде всего консультирование по вопросам воспитания, так как некоторые острые кризы возникают в результате эскалации процессов, происходящих в повседневной жизни, и в результате уступчивости или непоследовательности воспитателей заканчиваются агрессией в отношении других лиц или саморазрушающим поведением. Детальный анализ ситуации часто указывает на то, как можно изменить поведение родителей и близких ребенку лиц. Другой аспект сконцентрирован на включении родных в терапевтическую программу.
При соответствующем сотрудничестве можно с помощью этих мер предотвратить наступление кризов. Наконец, к семейно-ориентированным мероприятиям относится также получение информации из случайных или систематических наблюдений родителей или иных лиц и использование ее в терапевтической программе. Поэтому врачи или психологи, участвующие в кризовых интервенциях, также должны постоянно выяснять, какие меры уже предпринимали родители и близкие ребенку лица с целью прекратить неприятное или тягостное состояние или уменьшить его тяжесть. Часто сообщения о подобных ситуациях могут открывать конкретные возможности для лечения. Ниже приводится пример:
Мать подростка-аутиста, проявлявшего дома исключительную агрессивность, в том числе и по отношению к ней, случайно обнаружила, что внезапный ее уход со словами «теперь я уйду» не только прервал агрессивное поведение сына, но и вызвал у него состояние печали и раскаяния. Однако мать не знала, можно ли применять этот способ несколько раз? В рамках концепций лечения и воспитания эта мера может быть очень полезной, показания к ее применению следует обсудить со специалистом, чтобы мать при поддержке терапевта использовала такой прием адекватно и без чувства вины.
Медикаментозные воздействия при раннем детском аутизме
Медикаментозное лечение может оказать существенную помощь при кризисных вмешательствах. Оно может хорошо сочетаться с психотерапевтическими и воспитательными мерами. Здесь будут затронуты лишь некоторые общие аспекты (более подробная информация содержится в работах Moll, Schmidt, Warnke).
1. Медикаментозная терапия при современном уровне знаний не является этиологическим методом лечения синдромов аутизма.
2. Каждое назначение медикаментов требует четкого анализа проблемы, установления диагноза и тщательного учета желаемых эффектов и нежелательных побочных действий.
3. Так как медикаментозное лечение пока еще не может применяться по этиологическому принципу, его назначают в соответствии с симптомами-мишенями или целевыми синдромами (страх, депрессия, агрессивность, самоповреждающее поведение и др.).
4. Эффективность медикаментозной терапии при аутизме подтверждена во многих исследованиях. Важной задачей специалистов, занимающихся аутистическими расстройствами (прежде всего детских и подростковых психиатров) является разъяснительная работа среди родителей, большинство из которых настроены против применения лекарственных препаратов.
Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021
Агрессия у аутистов что делать
Дети с расстройством спектра аутизма (РАС) могут вести себя агрессивно по отношению к себе или другим людям. Существуют стратегии, которые вы можете использовать, чтобы предотвратить агрессивное поведением вашего ребенка.
Почему проявляется агрессия при аутизме
Аутизм сам по себе провоцирует проявление определенных поведенческих особенностей в виде повторения движений и действий (стереотипий), вокализаций и агрессивных всплесков и т.д. Проявляться злость может по-разному:
Методы борьбы с агрессией у детей-аутистов
Не каждый ребенок, которому диагностируют расстройство аутистического спектра, агрессивен, но приступы у них встречаются намного чаще, чем у здоровых детей. Агрессия провоцирует стрессовое состояние не только для самих детей, а и для всех членов семьи. К сожалению, быстро подавить приступы не получится, можно научить ребенка контролировать свои эмоции.
Существует несколько методов, которые помогут всем членам семьи справляться со сложившейся накаленной ситуацией. Итак, что делать с агрессией при аутизме.
Агрессия при аутизме: метод первый
Помощь детям в общении: метод второй
Понять причину – решить проблему: метод третий
Важно: чтобы получить результат, нужно долго и целеустремленно работать, в первую очередь над собой. Прежде чем внедрять в режим дня что-то новое, обязательно нужно советоваться с лечащим врачом.
Методы борьбы с агрессией у взрослых аутистов
Расстройство аутистического спектра у взрослых обладает своими особенностями. Одной из характерных черт заболевания является агрессия, с угрозой для него самого и окружающих. Игнорировать подобные поведенческие изменения нельзя, среди методов борьбы с приступами гнева, стоит отметить:
Как вести себя в случае истерики и эмоционального срыва
Первое, что нужно сделать – определить причину истерики и эмоционального срыва малыша. Обычно, подобные состояния провоцируют стрессовые ситуации. Они могут проявляться в виде криков, плача, валяния по полу, агрессивного поведения по отношению к себе или другим.
В доме должно быть комфортно, без стрессовых факторов: одинаковый и тщательно продуманный распорядок дня, общение без повышенных тонов.
Нужно своевременно ограничить аутиста от факторов, которые провоцируют стресс: большое скопление народа, громкая музыка, крики. Переключить его на иное действие, провести дыхательные упражнения.
Ребенок должен уметь демонстрировать взрослым уровень своего дискомфорта, страхов и панических атак: карточками, знаками или жестами.
Чувства ребенка должны быть на первом месте. Аутистам нужно внимание!
Совет: родителям рекомендуется вести дневник, в котором записывать, когда, что и как может спровоцировать их ребенка к проявлению эмоционального срыва и истерики.
Применения метода A-B-C
Агрессия у ребенка с аутизмом, как бороться – метод А-В-С:
Как помочь ребенку выражать свои потребности
Одна из причин проявления злости у детей с РАС – отсутствие умений выражать свои потребности. Научить – прямая обязанность родителей. Как это сделать?
Каждое действие родители должны проговаривать. При этом демонстрировать картинки, предметы, эмоции, жесты.
При желании уединиться, ваше чадо может просто показать на дверь комнаты или изображение, связанное с уютом и спокойствием.
Да, этот метод не покажет моментальных результатов, но неоднократное повторение действий и ассоциаций поможет вашему малышу адаптироваться в пространстве и научиться выражать свои желания более четко и понятно для окружающих. В результате, вспышек агрессии будет на порядок меньше.
Изучение агрессии при аутизме
Последние разработки относительно агрессии при РАС осветили тенденции, которые характеризуют общую картину:
В ходе исследований ученые пришли к выводу, что приступы злости связаны с основными симптомами РАС. Обычно, это нарушение распорядка дня, непонимание окружающей ситуации.
Агрессия при аутизме, отзывы
В таблице собраны некоторые отзывы родителей, которые столкнулись с проблемой агрессии, и насколько простые бытовые правила помогают с ней справиться.
Положительные | Отрицательные |
Нам очень помог совет с распорядком дня и картинками. Мне намного проще понимать, чего хочет дочь, и атмосфера дома стала более доброжелательной и спокойной. (Марта) | А у нас агрессия началась как раз после назначения ноотропного препарата. Дочь перестала спать по ночам, стала раздражительной, плакала, все швыряла. Это было нечто. Я сразу даже не связала препарат с поведением. Как только отменили, через неделю все восстановилось. Теперь боюсь всех этих лекарств! (Надя) |
У нас ЗПРР на основе аутистического синдрома, и приступы гнева начали проявляться только в 5 лет, когда мы начали сына водить в детский сад. Он просто начал подражать остальным детям, начал кусаться, драться, требовать что-то плачем и т.д. Несколько сеансов с психологом, плюс ко всему дома начали играть в ролевые игры с демонстрацией разных ситуаций, помогло исправить ситуацию. Ах, да, группу в дет.саду мы сменили. Сын опять спокойный и уравновешенный. (Лиля) | Ой, все просто, дома должно быть спокойно, тихо и комфортно. Дарите внимание своим крохам и не будет проблем. А если дома родители ссорятся, на ребенка начхать, только пичкают его препаратами, так и агрессии не удивляйтесь! (Вероника) |
Мы нашли свой метод успокоения. Наша зайка перестает капризничать и крушить все на своем пути как только видит плавающих дельфинов с их пением. В комнате всегда играет релаксирующая музыка и окружают только фиолетовые тона (по совету психолога(Ирина)). | |
У нас раньше агрессия начиналась как только приближалось время сна. Какой-то бешеный страх был. Опытные психиатры разработали ритуал сна. На его внедрение мы потратили полгода. Зато теперь никаких проблем и никакой агрессии. (Татьяна) | |
Звуки дождя, трели птиц, пение дельфинов, музыка для медитации – все это положительно влияет на состояние души и на поведение нашей малышки, да и наше с мужем. Даже после эмоциональной прогулки, после того, как мы переступаем порог квартиры, она расслабляется и успокаивается. (Зарина) |
Вывод
Из многочисленных отзывов можно сделать вывод, что при правильном подходе, приступы гнева и агрессии можно подавить, наполнив жизнь своего крохи комфортом, вниманием и любовью.
Наблюдайте за своими детьми, взаимодействуйте со специалистами, внедряйте разные методы коррекции поведения и сохраняйте спокойствие. Только так можно достичь успеха.
Агрессивное поведение у детей и подростков с расстройством аутистического спектра (РАС)
Агрессивное поведение, самоповреждение и расстройство аутистического спектра
Дети с расстройством аутистического спектра не всегда выражают гнев, страх, тревогу или разочарование так, как дети без аутизма.
Иногда они выражают эти чувства посредством агрессивного поведения по отношению к другим детям. Порой они агрессивны по отношению к себе. Это называется «самоповреждающее поведение». Во время него они могут драться, брыкаться, бросать предметы или наносить себе повреждения, например сильно трясти головой.
Дети с РАС ведут себя агрессивно или наносят себе повреждения по следующим причинам:
Внимание! Если ситуация угрожает жизни вашего ребёнка, то немедленно вызовите «Скорую» 03.
Понимание агрессивного поведения у вашего ребёнка с расстройством аутистического спектра
Понимание того, что вызывает самоповреждение и агрессивное поведение у вашего ребёнка, поможет вам уменьшить количество подобных эпизодов и ослабить их проявление.
Взгляните на агрессивное поведение как на набор из трёх П:
Можно воздействовать на агрессивное поведение ребёнка, изменяя пусковые механизмы или «награды», которые получает ваш ребёнок от агрессивного поведения или самоповреждения. В нашей статье об управлении сложным поведением детей с расстройством аутистического спектра объясняется, что и как нужно делать.
Понимать, насколько хорошо ребёнок способен общаться, — важный шаг в выяснении того, что вызывает агрессивное поведение. Дети агрессивно ведут себя, когда не могут выразить чувства или попросить о желаемом.
Бывает полезно задать себе вопрос: «Он/она пытается что-то сказать мне?» Например, если ваша дочь не любит кукурузные хлопья, но не может сказать вам об этом, то она может ударить вас для того, чтобы сообщить: «Забери, я не хочу!»
Поведенческие вмешательства основаны на прикладном анализе поведения (ABA/ПАП) и могут помочь справиться с самоповреждениями и агрессивным поведением вашего ребенка. Эти вмешательства используют специализированные и структурированные методы обучения детей новому поведению и навыкам.
Как справляться с агрессивным поведением вашего ребёнка с расстройством аутистического спектра
Вероятно, вам не удастся предотвратить каждый срыв вашего ребёнка с РАС. Но вы можете попытаться справиться с уже происходящим эпизодом агрессивного поведения. Вот несколько советов.
Самое главное: сохраняйте спокойствие. Наиболее агрессивные вспышки или истерики случаются потому, что у вашего ребёнка возникают чувства и эмоции, о которых не получается сообщить. Контролируйте свои чувства, оставайтесь в спокойном состоянии, ведите себя тихо, не добавляйте эмоций в «общий котёл».
Во время вспышки ваш ребёнок очень напряжён. Если человек находится в стрессе, то ему трудно понимать обращённую к нему речь; особенно это актуально для детей с РАС, у которых могут быть языковые проблемы.
Здесь может помочь использование коротких фраз или минимума слов, например «сядь» вместо «Ваня, подойди сюда и сядь».
Возможно, вам понадобится увести ребёнка в безопасное место, подальше от всего потенциально опасного (полки, которые могут упасть, стеклянные предметы). Пример такого тихого и уединённого места — дворик дома. Для обеспечения безопасности попросите окружающих посторониться, не стоять у вас на пути.
Визуальные подсказки тоже могут помочь. Например, карточка с изображением тихого места в доме, куда ребёнок может уйти.
Физическое удержание
Если вы используете удержание во время агрессивной вспышки у вашего ребёнка, то поговорите с его педиатром или поведенческим терапевтом (в идеале с сертифицированным аналитиком поведения) о других вариантах.
Физическое удержание опасно и для вас, и для вашего ребёнка, зачастую оно усиливает беспокойство ребёнка и ухудшает ситуацию. Позитивная поддержка поведения всегда предпочтительнее любого физического воздействия.
Как справляться с самоповреждениями у вашего ребёнка с расстройством аутистического спектра
Понимание того, что пытается сообщить вам ребёнок с РАС, нанося себе самоповреждения, поможет вам решить, как справиться с этим.
Например, ребёнок с трудом переключается с одного занятия на другое. И когда вы говорите ему, что надо убрать поезд перед ужином, он бьётся головой об пол. Попробуйте предупредить его за 5 минут до нового события, показав карточки с мытьём рук и сидением за столом. Это даёт ребёнку время закончить игру и предупредит о переменах.
Например, ваша дочь играет с головоломкой 10 минут, а затем дёргает себя за волосы — этим она попытаться сообщить вам, что хочет заняться чем-то ещё. Предложив ей новое занятие, вы остановите выдёргивание волос.
Ребёнок может бить себя потому, что хочет, чтобы вы посмотрели на него и поговорили с ним. Подойдите к нему и обратите его внимание на себя. Это остановит самоповреждение. Следующий шаг — научить его привлекать ваше внимание иначе, например звать словом «мама», подходить к вам и показывать карточку помощи.
Бывает так, что ваш ребёнок расстроен и нуждается в помощи. Например, ваша дочь играет с куклой, у которой отрывается нога, поэтому девочка начинает кричать и царапать себя. Если вы поможете ей починить куклу, она прекратит самоповреждение. Следующий шаг — обучить вашего ребёнка выказывать своё недовольство иначе, например сказать, сделать жест или показать картинку, чтобы сообщить вам, что он нуждается в помощи.
Важный аспект реагирования на самоповреждения
Предоставление ребёнку желаемого может укрепить его поведение и повысить вероятность того, что он будет вести себя таким же образом в подобной ситуации в будущем.
Более успешные долгосрочные стратегии:
Без профессиональной помощи с пониманием причин агрессивного поведения и самоповреждений вашего ребёнка может оказаться трудно осуществить эти стратегии.
Получение профессиональной помощи
Поведенческий аналитик или другой профессионал могут помочь вам с пониманием и регулированием агрессивного или самоповреждающего поведения вашего ребёнка. Особенно полезно обратиться к ним, если вы безуспешно пробовали другие стратегии.
Например, специалист может использовать функциональный анализ, чтобы выяснить, почему ваш ребёнок ведёт себя агрессивно или наносит самоповреждения. Затем можно создать план поддержки позитивного поведения, включающий стратегии для уменьшения агрессивного поведения и обучения новому поведению.
Из-за чего дети с аутизмом могут проявлять агрессию и почему они в этом не виноваты
В Москве в июле 13-летний мальчик выбросил из окна свою новорожденную сестру, пока их мать ненадолго отвлеклась. По некоторым данным, у него диагностирован аутизм. Следственный комитет возбудил уголовное дело о причинении смерти по неосторожности.
Эксперты отмечают, что у людей с расстройством аутистического спектра встречаются проявления агрессивного поведения. Однако на это влияет не сам диагноз, а внешние факторы, например — стресс, потребность во внимании. Решить эту проблему может эффективная система помощи, которой в России сегодня нет.
«Агрессивное поведение у людей с аутизмом возникает не потому, что у них аутизм»
Расстройство аутистического спектра (РАС) — это расстройство психологического (психического) развития. Человеку с РАС бывает сложно выстраивать коммуникацию с людьми, он иначе воспринимает окружающий мир.
По данным ВОЗ, примерно один ребенок из 160 имеет расстройство аутистического спектра. Оно проявляется по-разному: некоторые люди с аутизмом самостоятельны и эффективны в повседневной жизни, другие же нуждаются в постоянном уходе. Способности и потребности таких людей могут со временем меняться, но расстройство сохраняется на протяжении всей жизни человека.
Агрессивное поведение у людей с РАС может встречаться несколько чаще, чем у людей без него, говорит врач-психиатр, учредитель Ассоциации психиатров и психологов за научно обоснованную практику, член экспертного совета фонда «Выход» и фонда «Антон тут рядом» Елисей Осин. По его словам, чаще всего такое поведение наблюдается у маленьких детей, оно связано с нарушением коммуникации. Например, если ребенок с аутизмом не может спокойно продемонстрировать потребность во внимании, объяснить другим, что он хочет, или пытается достичь определенную цель, то прибегает к более простым способам поведения.
Выглядеть агрессивное поведение может по-разному: от щипков и кидания предметов до истерик, когда ребенок падает на пол, расстраивается, кричит.
По словам руководителя организации «Шаг за шагом» Светланы Артемовой, среди людей с аутизмом распространена самоагрессия: они могут повреждать себя, царапая кожу, вырывая волосы. Такое поведение чаще всего провоцируют внешние раздражители.
«Например, есть причины, которые для обычных людей неважны или незначительны, а люди с аутизмом придают этому большое значение и могут повести себя таким образом», — рассказывает Артемова.
Часто РАС сопровождается сопутствующими расстройствами, в том числе депрессией, тревожным состоянием, гиперактивным расстройством с дефицитом внимания. По словам Елисея Осина, это также может стать дополнительной причиной проблем с поведением.
В процессе взросления у большинства людей с аутизмом формируются навыки коммуникации и социального взаимодействия, поэтому проблемное поведение уменьшается. В то же время, отмечает Осин, у подростка или взрослого человека с аутизмом оно может проявляться сильнее и нужно больше усилий, чтобы с этим справиться. Во избежание таких проблем с возрастом, людям с аутизмом и их семьям требуется ранняя помощь.
«Если малышей научить эффективно контактировать с людьми, то можно предупредить их агрессивное поведение во взрослом и подростковом возрасте», — говорит Осин.
Ранняя помощь — это система мер, которая помогает как можно раньше преодолеть симптомы аутизма, поясняет эксперт. Детей учат эффективной коммуникации с людьми, участию в общих играх, социализируют с учетом их индивидуальных потребностей. Важно также научить родителей налаживать контакт с детьми с РАС.
«Когда маленький ребенок ведет себя своеобразно и развивается своеобразно, родители часто бывают крайне растеряны и предпринимают, мягко говоря, неэффективные действия: тратят деньги на шарлатанов или на неисследованные процедуры, лекарства. Могут также не понимать поведение ребенка», — объясняет Елисей Осин.
Какие есть проблемы и какая нужна помощь
Медицинская помощь и терапия
Сегодня одна из главных проблем для людей с аутизмом и их родных — отсутствие эффективной социальной и медицинской помощи и терапии, сходятся во мнении и эксперты. Часто в медучреждениях родителям ребенка с РАС предлагают госпитализацию даже в тех случаях, когда в этом нет необходимости.
«Например, подросток демонстрирует сложное поведение: не хочет выходить на улицу, не слушается, ходит по дому без одежды. Родители приходят к врачу, а им говорят: “Положите его к нам в больницу”. И что это изменит? Ничего. Выйдет из больницы точно такой же, если не хуже», — утверждает Осин.
По его словам, госпитализация людей с аутизмом в психиатрические стационары — повсеместная практика. Бывает, что их помещают туда на неопределенное время. Им назначают лекарства, но «аутизм не лечится лекарствами, потому что это нарушение развития», — говорит Елисей Осин. Он также отмечает, что лекарства, которые назначаются, либо не оказывают никакого эффекта, либо оказывают успокаивающий и подавляющий эффект.
Люди с аутизмом нуждаются в терапии, основанной на прикладном анализе поведения: в обучении их терпению и ожиданию, соблюдению правил и социальных норм и другим навыкам жизни в обществе.
Прикладной анализ поведения (ПАП) или ABA (Applied behavior analysis) считается одним из самых эффективных методов работы с аутизмом. Это научный метод, который основан на психологических теориях о поведении. Иными словами, ПАП изучает поведение и предлагает инструменты для его изменения, специалисты в этой области создают условия, в которых нужное поведение закрепляется, а нежелательное прекращается.
Провести поведенческую терапию в России можно в основном платно, поэтому, если у семьи нет средств, она фактически остается без помощи. Как объясняет Светлана Артемова, на родителей в такой ситуации ложится большая ответственность, потому что ребенок с аутизмом требует внимания 24 на 7: его нужно постоянно контролировать, помогать ему в бытовых вещах и в учебе.
«У нас есть социальные службы, которые предлагают социальные услуги. Но в конечном итоге это не дает какого-то серьезного облегчения и помощи родителям, потому что, например, практически все реабилитационные центры отказываются брать так называемых низкофункциональных детей, у которых очень большие сложности, у которых серьезные проблемы с поведением, которые часто невербальны», — рассказывает Артемова.
Инклюзивное образование
Кроме того, детей с аутизмом не всегда берут в детские сады, а школы отправляют ребенка на домашнее обучение. В такой ситуации вся ответственность за развитие и социализацию снова ложится на плечи семьи: они должны заниматься его развитием, реабилитацией, социальной адаптацией и учебой.
В эффективную систему поддержки как раз входит адаптация детских садов, школ и вузов: «Это обучение тех людей, которые там находятся: воспитателей, учителей; подготовка специальных отделов в школах, которые занимались бы адаптацией и делали методическое сопровождение. Наконец, это создание особенных рабочих мест или адаптация обычных рабочих мест для людей с аутизмом», — добавляет врач-психиатр Елисей Осин.
По словам специалиста, из-за отсутствия полноценной системы помощи со стороны государства ее «приходится изобретать в буквальном смысле слова». Люди учатся, читают книги и проходят специальные курсы, чтобы самостоятельно помочь близкому с РАС.
«Есть удачные примеры, как люди смогли открыть какие-то полноценные учреждения. Но это происходит не из-за помощи [со стороны государства], а благодаря тому, что уникальные персонажи начали что-то делать: “Никто моему ребенку не поможет, только я, родитель”», — говорит он.
Светлана Артемова рассказывает, что за последние несколько лет родительское сообщество детей с аутизмом по всей России стало активно просвещать людей по теме аутизма: «У нас есть ассоциация родительская “Аутизм. Регионы”, которая собрала большое количество НКО. Мы стараемся учить наших детей в обычных общеобразовательных школах, пытаемся рассказывать всем, что людей с аутизмом не нужно бояться, что нужно просто понимать мотивы их поступков, понимать, почему они поступают тем или иным образом», — делится Артемова.
Организации, которые помогают людям с расстройством аутистического спектра:
— «Антон тут рядом» — фонд реализует программы, направленные на создание жизненного маршрута для человека с аутизмом в России: от ранней диагностики и дошкольного инклюзивного образования до сопровождаемого трудоустройства и самостоятельной жизни в обществе.
— «Выход» — миссия фонда — «делать лучше жизнь людей с аутизмом и их близких сегодня, создавать возможности для достойной жизни в будущем».
— Фонд «Контакт» помогает детям с расстройством аутистического спектра.
— Центр проблем аутизма — официальный центр обучения по всем доказательным методикам коррекции РАС в России.
— «Аутизм. Регионы» — ассоциация организаций, созданных родителями и близкими детей с РАС, по большей части занимается информационной работой.
Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.
Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.
Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.
Новости
На Ваш почтовый ящик отправлено сообщение, содержащее ссылку для подтверждения правильности адреса. Пожалуйста, перейдите по ссылке для завершения подписки.
Если письмо не пришло в течение 15 минут, проверьте папку «Спам». Если письмо вдруг попало в эту папку, откройте письмо, нажмите кнопку «Не спам» и перейдите по ссылке подтверждения. Если же письма нет и в папке «Спам», попробуйте подписаться ещё раз. Возможно, вы ошиблись при вводе адреса.
Исключительные права на фото- и иные материалы принадлежат авторам. Любое размещение материалов на сторонних ресурсах необходимо согласовывать с правообладателями.
По всем вопросам обращайтесь на mne@nuzhnapomosh.ru
Нашли опечатку? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter
Нашли опечатку? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter
Благотворительный фонд помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь»
Адрес: 119270, г. Москва, Лужнецкая набережная, д. 2/4, стр. 16, помещение 405
ИНН: 9710001171
КПП: 770401001
ОГРН: 1157700014053
р/с 40703810701270000111
в ТОЧКА ПАО БАНКА «ФК ОТКРЫТИЕ»
к/с 30101810845250000999
БИК 044525999
Благотворительного фонда помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь» в отношении обработки персональных данных и сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных