Агрессия у аутистов подростков что делать

Вопрос-ответ. Что делать во время поведенческого кризиса у ребенка с аутизмом

Описания стадий поведенческого кризиса с неконтролируемыми эмоциями и рекомендации по тому, как лучше действовать на каждой стадии

Агрессия у аутистов подростков что делать. 56ec7d4bc36188643e8b4581. Агрессия у аутистов подростков что делать фото. Агрессия у аутистов подростков что делать-56ec7d4bc36188643e8b4581. картинка Агрессия у аутистов подростков что делать. картинка 56ec7d4bc36188643e8b4581

Давайте представим, что вы уже провели функциональный анализ поведения, и у вас есть план поведенческой поддержки ребенка в спектре аутизма, который часто демонстрирует проблемное поведение. В то же время, проблемное поведение может дойти до кризисного уровня. В этой статье описываются поведенческие стадии, через которые проходит ребенок во время кризиса, который связан с экстремальными эмоциями и эскалацией проблемного поведения. Эти стадии включают:
тревожность, отказ, разрядку, установление контакта и разрешение кризиса. Кроме того, здесь предлагаются полезные советы и проактивные стратегии для каждой фазы. В первую очередь, эти рекомендации рассчитаны на учеников в спектре аутизма в условиях школы.

Когда ребенок входит в состояние кризиса, его эмоции находятся на пределе, в то же время его способность рассуждать и оценивать ситуацию становится крайне низкой. Очень важно отметить, что у некоторых детей вы наблюдаете, как поведение начинается с тревожности и эскалирует через эти фазы, в то время как другие могут войти в ваш класс уже в состоянии кризиса.

Главное условие по реагированию на кризис – у ребенка должен быть один «первичный сотрудник», который пытается его успокоить и хорошо его знает, в том числе понимает его личные особенности. В любых обстоятельствах, в случае поведенческого кризиса основная цель – уменьшить опасность кризиса и работать над его безопасным разрешением. А ваша долгосрочная цель – учить ребенка навыкам управления своим состоянием.

Стадия тревожности

Дети в спектре аутизма могут испытывать тревожность из-за социальных ситуаций, изменений в привычном распорядке, сенсорной перегрузки или стрессоров в окружающей среде. Первым проявлением этой стадии может быть нетипичное поведение ребенка. Например, ребенок может пытаться успокоить себя с помощью более интенсивного, чем обычно, повторяющегося поведения (например, раскачиваться, трясти кистями рук, быстро ходить из стороны в сторону), счета предметов или повторения одних и тех же слов.

Как педагоги, мы обязаны поддерживать ребенка на этой стадии. Это значит, что мы должны обращать внимание на такую перемену в поведении и предлагать ребенку с аутизмом помощь, используя стратегии позитивной поведенческой поддержки. Вот несколько примеров стратегий, которые вы можете использовать:

– Выделять ребенку больше времени на обработку информации (это может быть от 30 секунд до 10 минут). Убедитесь, что все вокруг ребенка знают, сколько времени ему нужно, чтобы обработать новую информацию. Старайтесь давать ребенку одну простую и короткую инструкцию за один раз. После этого ждите заранее определенное время, чтобы у него была возможность обработать инструкцию, только после этого повторяйте ее. Если этому ребенку нужны длительные паузы для обработки информации, отойдите от него на время. Будьте терпеливы. Наблюдайте, начнет ли ребенок выполнять инструкцию.

– Моделируйте для ребенка, как он может попросить перерыв. Например, он может сделать это с помощью карточки с рисунком или специального жеста. Многим ученикам с аутизмом нужные периодические короткие перерывы, чтобы успокоиться. Эти небольшие перерывы следует рассматривать как необходимость, которая должна предоставляться по просьбе, ее нельзя превращать в «награду за работу». (Также смотрите: «Перерывы для ученика с аутизмом»).

– Адаптируйте для ребенка в таком состоянии материалы и обучение, с учетом того, что сейчас ему сложно переносить любую фрустрацию. Уменьшайте требования и просите его выполнять несложные задания, в которых он уже достиг мастерства.

– Определите, какие сенсорные или двигательные потребности есть у ребенка. Запланируйте для него «сенсорный перерыв» с учетом его индивидуальных особенностей в специально отведенном месте. (Также смотрите: «Как учить ребенка саморегуляции с помощью зоны разгрузки»).

– По возможности, просматривайте с ребенком его расписание на день, которое составляется из фотографий, символов или слов. Это нужно делать сразу же по прибытии ребенка, чтобы уменьшить его тревожность. (Также смотрите: «Визуальная поддержка для детей с аутизмом»).

– Как можно чаще предлагайте ребенку выбор. Например: «Какую задачу ты хочешь решать сначала?» (Также смотрите: «Как учить ребенка с аутизмом делать выбор?»).

– Учитывайте любые предшествующие факторы, которые находятся вне контроля ребенка с РАС (например, изменения в препаратах, погода, нехватка сна, недостаточное питание).

Стадия отказа

Если позитивная поведенческая поддержка оказалась неэффективной, то может наступить эскалация поведения. Это может выглядеть как отказ выполнять любые задания и инструкции. Ребенок может убегать или пытаться покинуть класс, прятаться пот столом, скрещивать руки на груди и отказываться разговаривать. Важно реагировать на это спокойно и устанавливать для ребенка рамки. Нужно убедиться, что эти рамки:

– Простые и четкие. Многие дети с аутизмом лучше всего учатся, если им даются короткие и конкретные инструкции (например, «прозвенел звонок, садись за свою парту»). Не надо переформулировать свою инструкцию множество раз подряд за короткий промежуток времени. Слишком большое количество слов или попытки длинных объяснений и уговоров перегрузят ребенка. Очень распространенная ситуация – трудности ребенка с аутизмом вызваны нашей собственной потребностью сообщить как можно больше информации. Некоторые дети с аутизмом лучше всего реагируют, когда им предлагают выбор из нескольких вариантов. Всегда предлагайте наиболее оптимальный вариант последним, так как ученик с аутизмом с большей вероятностью выберет его.

– Разумные. Помните, что поведение – это коммуникация о какой-то потребности ребенка, с его точки зрения у этого поведения есть смысл. Убедитесь, что рамки, которые вы обозначаете, не выходят за рамки его возможностей. Установленные рамки также должны быть гибкими. Например, вы просите ребенка вернуться за парту после того, как он выбежал из класса. Ребенок подходит к нужному месту, но стоит на небольшом расстоянии. Спросите ребенка, можете ли вы подойти к нему. Если он отвечает «нет», то уважайте его личное пространство. Через некоторое время (заранее определенный для этого ребенка промежуток для обработки информации) попробуйте снова сказать ему инструкцию. Попробуйте написать и показать ребенку письменную инструкцию или карточки визуальной поддержки вместо того, чтобы повторять инструкцию вслух. Этот процесс может занять какое-то время. Важно делать паузы и ждать. Важная часть установки разумных рамок – прислушиваться к потребностям ребенка.

Стадия разрядки

Если ребенку не предоставляют достаточно времени, или решение о том, как помочь ребенку успокоиться, не найдено, то поведение может эскалировать дальше и привести к вспышке экстремальных эмоций, агрессии или причинению себе вреда (например, ребенок может биться головой, кусаться, бить себя, кричать, плакать, топать ногами, разбрасывать предметы). На этой стадии очень важно понять, что наше собственное поведение может ухудшить ситуацию и спровоцировать дальнейшую эскалацию. Ниже перечислены реакции, которых важно избегать:

– НЕ начинайте устанавливать жесткие правила, как только ребенок успокоится.

– НЕ напоминайте о событиях других дней.

– НЕ осуждайте ребенка, не сравнивайте его с другими детьми.

– НЕ читайте ребенку нотации.

– НЕ пытайтесь наказать ребенка во время эскалации кризиса.

Вместо этого, решения для детей с аутизмом на стадии разрядки должны включать:

– Говорите медленно и тихим голосом. Старайтесь успокоить ребенка.

– Уведите других детей, которые находятся поблизости. По возможности, пусть другой педагог переведет учеников в альтернативное помещение (библиотека, другой класс) или останется в классе, если ребенок убежал из помещения.

– Убедитесь, что в данной ситуации все в безопасности. Если ребенок может причинить себе вред, когда боится или раздражен, он будет продолжать это поведение до тех пор, пока его не обучат альтернативному поведению и/или окружающая среда не будет изменена в соответствии с его потребностями.

– Внимательно наблюдайте, как вы сами реагируете на кризис. Спрашивайте себя: Я не реагирую слишком бурно? Может быть, я слишком мало реагирую?

– Не прикасайтесь и не удерживайте ребенка без крайней необходимости, например, если он агрессивно нападает на других людей и не реагирует на другие попытки его остановить. Физическое удержание ребенка – это крайняя мера, которая применяется только, если все другие варианты исчерпаны! Помните, что многие дети с аутизмом очень любят глубокое давление на кожу, так что физически удерживая ребенка вы можете невольно поощрить его проблемное поведение.

– Не используйте никакие физические вмешательства (особенно, не ограничивайте движения ребенка), если вы не прошли специальное обучение таким техникам. Также учитывайте размеры и возраст ребенка. Если физическое вмешательство необходимо, убедитесь, что педагогу помогают более двух людей.

– Помните, если вы начнете физически удерживать ребенка, его поведение неизбежно ухудшится – ему понадобится больше времени, чтобы успокоиться.

– Следите, что в этой ситуации говорит только один человек – тот, кто заранее назначен реагировать на поведенческий кризис ребенка.

– Ваша конечная цель все еще в том, чтобы ребенок снова начал контролировать свое поведение. Убедитесь, что ваши ожидания от конкретного ребенка с аутизмом реалистичны.

Стадия восстановления контакта

Вы можете начать снова перенаправлять внимание ребенка, только если он уже успокоился. На этой стадии ребенок может быть смущен, может не проявлять никаких эмоций, у него может быть неуместный смех. У детей с аутизмом часто бывают неуместные проявления эмоций в неприятных для них ситуациях. Возможно, ребенок сам не понимает, что чувствует, и не осознает, что чувствовали вы и другие люди во время его поведенческого кризиса. Ваша цель на этой стадии восстановить контакт с ребенком. Для этого вы можете:

– Оценить, может ли ребенок сейчас реагировать на ваши слова? Важно понять, насколько сейчас ребенок восприимчив к устной речи, и уважать то, как он воспринимает информацию, даже если это не соответствует вашим собственным потребностям.

– Полностью сосредоточить все ваше внимание на ребенке, прислушиваться к тому, что он хочет сказать на самом деле. Можно предлагать ему визуальную поддержку, использовать техники «активного слушания» и так далее.

– Вернуть ребенка в знакомую для него обстановку. Возможно, ребенку понадобится эмоциональная поддержка от конкретного человека, прежде чем он сможет вернуться в класс.

– Обсуждение ситуации после занятий или на следующее утро. Педагоги, работавшие с кризисом, должны написать индивидуальные отчеты о том, что происходило с их точки зрения. Затем все должны обсудить ситуацию на основе представленных отчетов. У всех должна быть возможность выразить беспокойство, предоставить друг другу обратную связь, лучше узнать потребности ребенка.

– Разработка кризисного плана (если его еще нет), в котором описываются действия по профилактике и реагированию на подобную ситуацию в будущем. План должен обсуждаться с ребенком и его родителями, чтобы все могли работать вместе над предотвращением кризиса.

– Дополнительное проведение функционального анализа поведения и обновление текущего плана поведенческой поддержки. По необходимости, определение функции поведения и его предшествующих факторов заново. Желательно, чтобы наблюдение за поведением ребенка для сбора данных проводил независимый человек (кто-то, кто не взаимодействует с ребенком каждый день) – это поможет заметить новые детали, связанные с поведением. Как правило, после разработки первого варианта поведенческого плана его приходится корректировать и дополнять по мере обнаружения новой информации.

Эффективная помощь детям с аутизмом невозможна без признания того факта, что любое поведение выполняет какую-то функцию и сообщает какую-то информацию. Все люди, которые работают с ребенком, должны учиться интерпретации его поведения и стараться учить его альтернативным стратегиям. При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка – время на обработку информации, стиль обучения, сенсорные потребности, социальные и когнитивные способности.

Любой человек, работающий с людьми с аутизмом, должен будет постоянно взаимодействовать с группой других людей, связанных с ними – другими педагогами, специалистами другого профиля, родителями и другими близкими. Это необходимо, чтоб выявить общие закономерности в поведении, предшествующие факторы (которые провоцируют проблемное поведение) и то, что ребенок пытается со сообщить своим поведением. Вот несколько общих правил, которые важно учитывать:

– Любой ребенок, у которого бывают поведенческие кризисы, должен иметь план поведенческой поддержки, который должен неукоснительно соблюдаться всеми в его окружении.

– Во время кризиса сводите к минимуму устную речь. Никаких замечаний и нотаций в отношении ребенка.

– Если большинство ваших усилий направлено на «режим кризиса» у ребенка, то заново проводите функциональный анализ поведения, пересматривайте план поведенческой поддержки.

– Управление поведенческим кризисом – это кратковременное вмешательство. Его цель – свести к минимуму последствия и сократить продолжительность конкретного эпизода. У него нет долгосрочных или образовательных целей.

– Цель поведенческого плана НЕ в том, чтобы другие люди смогли контролировать ребенка в кризисных ситуациях. Она в том, чтобы ребенок смог научиться тому, как управлять своим собственным поведением и регулировать свое состояние.

Помните, что ваши собственные реакции влияют на ребенка, и очень часто они ухудшают проблемную ситуацию. Задайтесь целью вести себя позитивнее и сосредоточиться на профилактике. Следуйте за ребенком, наблюдая, слушая и помогая ребенку сообщать о своих потребностях до того, как снова наступит кризис.

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

Источник

Агрессия у аутистов подростков что делать

Агрессия у аутистов подростков что делать. file 40098 6409926. Агрессия у аутистов подростков что делать фото. Агрессия у аутистов подростков что делать-file 40098 6409926. картинка Агрессия у аутистов подростков что делать. картинка file 40098 6409926

Не все дети с расстройствами аутистического спектра агрессивны, но приступы агрессии у таких детей встречаются гораздо чаще, чем у их здоровых ровесников. Агрессивное поведение ребенка вызвает смятение и стресс у родителей и других членов семьи. Хотя быстрого и простого способа подавления приступа агрессии нет, вы можете научиться помогать ребенку справляться со своими эмоциями.

Метод 1 из 4: Помощь ребенку в борьбе с агрессией

1. Начните заниматься этой проблемой как можно раньше. Это не означает, что если ребенок подрастет, ничего сделать с агрессией уже будет нельзя, но в раннем детстве гораздо проще подавлять приступы. Например, вам будет легче справиться с шестилетним ребенком, который катается по полу в истерике, чем с шестнадцатилетним сыном или дочерью. Кроме того, маленький ребенок не может причинить существенного вреда окружающим.[1]

2. Смиритесь с тем, что не все методы подойдут вам. Ваш ребенок уникален, и все разработанные методы борьбы с агрессией могут оказаться неэффективными. Именно поэтому рекомендуется обращаться к врачу за индивидуальной программой. Какими бы добрыми намерениями ни руководствовались родители, если они не подберут подходящую программу, поведение ребенка может ухудшиться.

3. Создайте для своего ребенка тихий уголок. Важно помнить, что ребенку может быть сложно обрабатывать информацию, поступающую в виде множества изображений, звуков, запахов и тактильных ощущений. Избыток информации приводит к стрессу, перегруженности эмоциями и агрессии, поэтому тихое место поможет ребенку успокоиться. Научите ребенка сообщать вам о необходимости побыть в тишине и объясняйте ему, как и почему это ему поможет.[2]

Ребенок может показывать на комнату или на изображение комнаты или просить отвести его туда.

4. Не усиливайте агрессию ребенка. Иногда родители ненамеренно провоцируют агрессивное поведение, заставляя ребенка что-то делать (например, наказывают ребенка, прогоняя его, когда тот отказывается мыться). Таким образом, ребенок чувствует, что его поведение спасло его от ситуации, в которой он не хотел оказываться, а это поощряет дальнейшие вспышки гнева. Кроме того, ребенок может брать плохой пример с родителей. Следите за своим поведением и всегда помните, что оно может оказать влияние на поведение ребенка.[3]

5. Сохраняйте спокойствие и будьте последовательны. Агрессивному ребенку нужны спокойные родители, хорошо понимающие друг друга, и постоянное внимание. Вы не сможете справиться с агрессией ребенка до тех пор, пока не научитесь контролировать свои эмоции.[4]

6. Соблюдайте режим. Дети с аутизмом испытывают стресс, если что-то происходит не так, как обычно. Они чрезмерно сконцентрированы на себе и своих привычках, и для них нет других способов делать то, что они привыкли делать. Однако иногда режим нарушается, и это может спровоцировать вспышки гнева и беспокойное поведение. Поэтому для сохранения спокойного состояния ребенка следует придерживаться привычного графика и режима.[5]

Если вы знаете, что в режиме произойдут изменения, подготовьте ребенка к ним. Объясните, что изменится, картинками. Эти картинки дадут ему представление о том, каких изменений стоит ждать.

7. Разработайте систему вознаграждений. С помощью специалиста введите систему, которая будет вознаграждать ребенка за хорошее поведение в те моменты, когда он испытывает гнев. Похожий подход можно использовать в разработке системы наказания. В интернете есть много информации о том, как работать над дисциплиной у ребенка с аутизмом.[6]

8. Игнорируйте агрессию, когда это уместно. Это подразумевает отсутствие зрительного контакта и физического либо вербального ответа. Это говорит ребенку о том, что его поведение недопустимо, а нежелательные действия игнорируются. Лучше всего этот метод работает в случаях, когда ребенок кричит, ругается, отказывается выполнять что-то, однако важно, чтобы ни вы, ни ребенок при этом не пострадали физически.[7]

Помните о необходимости вызывать полицию, если вам или кому-то еще угрожает опасность.

9. Давайте ребенку витамины и пищевые добавки. Витамин B6 и магний позволяют бороться с агрессией. Витамин B6 способствует формированию особых нейротрансмиттеров, которые передают сигнал от одной клетки к другой, что является важным условием развития и работы головного мозга. Этот витамин также играет важную роль в выработке гормонов сератонина и норэпинефрина, которые оказывают существенное влияние на настроение человека.[8]

Дефицит этого витамина приводит к депрессии, раздражительности и нервозности. Магний также важен для правильной работы головного мозга.

10. Начните давать ребенку лекарства. Применяются некоторые ингибиторы обратного захвата серотонина, нейролептики и стабилизаторы настроения. Однако у этих препаратов есть побочные эффекты, поэтому прежде чем принять решение о медикаментозном лечении, вам нужно взвесить все за и против.[9]

Исследования доказали эффективность препарата «Рисперидон» в кратковременном подавлении агрессии, жестокости и желания причинить себе физический вред у детей с аутизмом. Обсудите плюсы и минусы препарата со своим врачом.

Метод 2 из 4: Применения метода A-B-C

Предпосылки. Это факторы, которые привели к агрессивному поведению (время, дата, место, инцидент). Как эти факторы повлияли на ситуацию?

Поведение. Как вел себя ребенок?

Последствия. Какими были последствия действий ребенка? Что вы сделали в результате этих действий? Что стало с ребенком? Смогл ли он избежать нежелательных для него ситуаций или действий?

2. С помощью метода A-B-C определите, что вызывает приступы агрессии у ребенка. Затем на основании этой информации научите ребенка связывать причину и следствие и разработайте план действий для всех ситуаций. Например, если игрушки разбросаны кем-то другим, ребенок должен попросить кого-нибудь помочь их убрать.[11]

Объясните ребенку последствия его действий. Например, если ребенок расстраивается и закатывает истерику, это означает, что родители проводят с ним мало времени. Если ребенок сможет сказать родителям, что он расстроен, родители помогут ему, и ребенок получит то, что ему нужно. Вознаграждайте ребенка каждый раз, когда он будет вести себя правильно.

3. Обратитесь за помощью к профессионалам, когда соберете достаточно информации. Покажите врачу свои записи, чтобы он детально рассмотрел сценарии поведения ребенка.

Метод 3 из 4: Помощь в общении

Постепенно научите ребенка подбирать слова, знаки, символы или картинки, чтобы объяснить вам свои желания. При необходимости обучите ребенка системе изображений или другому способу передачи сообщений, которым вы оба могли бы пользоваться.

Научите ребенка определять собственные эмоции и понимать свое поведение. Если у ребенка аутизм, это превращается в сложную задачу, но это не невозможно. Если ребенок может указать на какую-нибудь картинку, объяснив тем самым, что он злится, это будет лучше, чем если он решит ударить кого-нибудь.

2. Облегчайте задачи для ребенка. Например, если ребенку не нравится одеваться, разбейте сложный процесс на несколько простых шагов. Это поможет вам понять, с какими трудностями сталкивается ребенок. Проявляя агрессию, ребенок сообщает вам о своей проблеме.[13]

3. Попробуйте психотерапию. Психотерапевт сможет помочь ребенку развить навыки общения. Подберите специалиста, у которого есть опыт работы с детьми с аутизмом. Ваш врач может посоветовать вам хорошего психотерапевта.[14]

Метод 4 из 4: Понимание причин агрессии ребенка

1. Помните, что агрессия ребенка вызвана чем-то, что заставляет ребенка переживать. Дети с аутизмом ведут себя агрессивно не потому, что им нравится такое поведение, а потому, что они не могут справиться с другими проблемами, например, с неспособностью сделать что-то, с задержкой речевого развития и т.д. Иными словами, у таких детей не развита способность выражать себя и влиять на окружающую среду, чтобы получить то, чего они хотят. Из-за этого они начинают вести себя агрессивно, поскольку так они могут заявить о своих переживаниях и получить желаемое.[15]

Агрессия при аутизме может принимать разные формы. Она может быть направлена на других людей, на причинение боли самому себе, может выражаться в истериках и т.д.

2. Не забывайте, что ваши действия влияют на степень агрессивности ребенка. Родители могут случайно усилить вспышку гнева в ребенке. Например, если ребенок закатывает истерику в общественном месте, родители могут постараться дать ему то, что он хочет, чтобы только избежать публичного позора. Такая модель закрепляется в сознании ребенка, и он понимает, что некоторые формы агрессии позволяют ему получить желаемое.[16]

3. Знайте, что человека можно отучить от агрессии. Уровень агрессии увеличивается под воздействием окружающей среды. Это не указывает на вину родителей, а скорее говорит о том, что агрессии можно научиться, а можно отучиться от нее. Поэтому же агрессивность можно уменьшить способами, описанными выше.[17]

Источник

Из-за чего дети с аутизмом могут проявлять агрессию и почему они в этом не виноваты

В Москве в июле 13-летний мальчик выбросил из окна свою новорожденную сестру, пока их мать ненадолго отвлеклась. По некоторым данным, у него диагностирован аутизм. Следственный комитет возбудил уголовное дело о причинении смерти по неосторожности.

Эксперты отмечают, что у людей с расстройством аутистического спектра встречаются проявления агрессивного поведения. Однако на это влияет не сам диагноз, а внешние факторы, например — стресс, потребность во внимании. Решить эту проблему может эффективная система помощи, которой в России сегодня нет.

Агрессия у аутистов подростков что делать. TASS 10401530 2. Агрессия у аутистов подростков что делать фото. Агрессия у аутистов подростков что делать-TASS 10401530 2. картинка Агрессия у аутистов подростков что делать. картинка TASS 10401530 2

«Агрессивное поведение у людей с аутизмом возникает не потому, что у них аутизм»

Расстройство аутистического спектра (РАС) — это расстройство психологического (психического) развития. Человеку с РАС бывает сложно выстраивать коммуникацию с людьми, он иначе воспринимает окружающий мир.

По данным ВОЗ, примерно один ребенок из 160 имеет расстройство аутистического спектра. Оно проявляется по-разному: некоторые люди с аутизмом самостоятельны и эффективны в повседневной жизни, другие же нуждаются в постоянном уходе. Способности и потребности таких людей могут со временем меняться, но расстройство сохраняется на протяжении всей жизни человека.

Агрессивное поведение у людей с РАС может встречаться несколько чаще, чем у людей без него, говорит врач-психиатр, учредитель Ассоциации психиатров и психологов за научно обоснованную практику, член экспертного совета фонда «Выход» и фонда «Антон тут рядом» Елисей Осин. По его словам, чаще всего такое поведение наблюдается у маленьких детей, оно связано с нарушением коммуникации. Например, если ребенок с аутизмом не может спокойно продемонстрировать потребность во внимании, объяснить другим, что он хочет, или пытается достичь определенную цель, то прибегает к более простым способам поведения.

Выглядеть агрессивное поведение может по-разному: от щипков и кидания предметов до истерик, когда ребенок падает на пол, расстраивается, кричит.

По словам руководителя организации «Шаг за шагом» Светланы Артемовой, среди людей с аутизмом распространена самоагрессия: они могут повреждать себя, царапая кожу, вырывая волосы. Такое поведение чаще всего провоцируют внешние раздражители.

«Например, есть причины, которые для обычных людей неважны или незначительны, а люди с аутизмом придают этому большое значение и могут повести себя таким образом», — рассказывает Артемова.

Часто РАС сопровождается сопутствующими расстройствами, в том числе депрессией, тревожным состоянием, гиперактивным расстройством с дефицитом внимания. По словам Елисея Осина, это также может стать дополнительной причиной проблем с поведением.

В процессе взросления у большинства людей с аутизмом формируются навыки коммуникации и социального взаимодействия, поэтому проблемное поведение уменьшается. В то же время, отмечает Осин, у подростка или взрослого человека с аутизмом оно может проявляться сильнее и нужно больше усилий, чтобы с этим справиться. Во избежание таких проблем с возрастом, людям с аутизмом и их семьям требуется ранняя помощь.

«Если малышей научить эффективно контактировать с людьми, то можно предупредить их агрессивное поведение во взрослом и подростковом возрасте», — говорит Осин.

Ранняя помощь — это система мер, которая помогает как можно раньше преодолеть симптомы аутизма, поясняет эксперт. Детей учат эффективной коммуникации с людьми, участию в общих играх, социализируют с учетом их индивидуальных потребностей. Важно также научить родителей налаживать контакт с детьми с РАС.

«Когда маленький ребенок ведет себя своеобразно и развивается своеобразно, родители часто бывают крайне растеряны и предпринимают, мягко говоря, неэффективные действия: тратят деньги на шарлатанов или на неисследованные процедуры, лекарства. Могут также не понимать поведение ребенка», — объясняет Елисей Осин.

Какие есть проблемы и какая нужна помощь

Медицинская помощь и терапия

Сегодня одна из главных проблем для людей с аутизмом и их родных — отсутствие эффективной социальной и медицинской помощи и терапии, сходятся во мнении и эксперты. Часто в медучреждениях родителям ребенка с РАС предлагают госпитализацию даже в тех случаях, когда в этом нет необходимости.

«Например, подросток демонстрирует сложное поведение: не хочет выходить на улицу, не слушается, ходит по дому без одежды. Родители приходят к врачу, а им говорят: “Положите его к нам в больницу”. И что это изменит? Ничего. Выйдет из больницы точно такой же, если не хуже», — утверждает Осин.

По его словам, госпитализация людей с аутизмом в психиатрические стационары — повсеместная практика. Бывает, что их помещают туда на неопределенное время. Им назначают лекарства, но «аутизм не лечится лекарствами, потому что это нарушение развития», — говорит Елисей Осин. Он также отмечает, что лекарства, которые назначаются, либо не оказывают никакого эффекта, либо оказывают успокаивающий и подавляющий эффект.

Люди с аутизмом нуждаются в терапии, основанной на прикладном анализе поведения: в обучении их терпению и ожиданию, соблюдению правил и социальных норм и другим навыкам жизни в обществе.

Прикладной анализ поведения (ПАП) или ABA (Applied behavior analysis) считается одним из самых эффективных методов работы с аутизмом. Это научный метод, который основан на психологических теориях о поведении. Иными словами, ПАП изучает поведение и предлагает инструменты для его изменения, специалисты в этой области создают условия, в которых нужное поведение закрепляется, а нежелательное прекращается.

Провести поведенческую терапию в России можно в основном платно, поэтому, если у семьи нет средств, она фактически остается без помощи. Как объясняет Светлана Артемова, на родителей в такой ситуации ложится большая ответственность, потому что ребенок с аутизмом требует внимания 24 на 7: его нужно постоянно контролировать, помогать ему в бытовых вещах и в учебе.

«У нас есть социальные службы, которые предлагают социальные услуги. Но в конечном итоге это не дает какого-то серьезного облегчения и помощи родителям, потому что, например, практически все реабилитационные центры отказываются брать так называемых низкофункциональных детей, у которых очень большие сложности, у которых серьезные проблемы с поведением, которые часто невербальны», — рассказывает Артемова.

Инклюзивное образование

Кроме того, детей с аутизмом не всегда берут в детские сады, а школы отправляют ребенка на домашнее обучение. В такой ситуации вся ответственность за развитие и социализацию снова ложится на плечи семьи: они должны заниматься его развитием, реабилитацией, социальной адаптацией и учебой.

В эффективную систему поддержки как раз входит адаптация детских садов, школ и вузов: «Это обучение тех людей, которые там находятся: воспитателей, учителей; подготовка специальных отделов в школах, которые занимались бы адаптацией и делали методическое сопровождение. Наконец, это создание особенных рабочих мест или адаптация обычных рабочих мест для людей с аутизмом», — добавляет врач-психиатр Елисей Осин.

По словам специалиста, из-за отсутствия полноценной системы помощи со стороны государства ее «приходится изобретать в буквальном смысле слова». Люди учатся, читают книги и проходят специальные курсы, чтобы самостоятельно помочь близкому с РАС.

«Есть удачные примеры, как люди смогли открыть какие-то полноценные учреждения. Но это происходит не из-за помощи [со стороны государства], а благодаря тому, что уникальные персонажи начали что-то делать: “Никто моему ребенку не поможет, только я, родитель”», — говорит он.

Светлана Артемова рассказывает, что за последние несколько лет родительское сообщество детей с аутизмом по всей России стало активно просвещать людей по теме аутизма: «У нас есть ассоциация родительская “Аутизм. Регионы”, которая собрала большое количество НКО. Мы стараемся учить наших детей в обычных общеобразовательных школах, пытаемся рассказывать всем, что людей с аутизмом не нужно бояться, что нужно просто понимать мотивы их поступков, понимать, почему они поступают тем или иным образом», — делится Артемова.

Организации, которые помогают людям с расстройством аутистического спектра:

— «Антон тут рядом» — фонд реализует программы, направленные на создание жизненного маршрута для человека с аутизмом в России: от ранней диагностики и дошкольного инклюзивного образования до сопровождаемого трудоустройства и самостоятельной жизни в обществе.

— «Выход» — миссия фонда — «делать лучше жизнь людей с аутизмом и их близких сегодня, создавать возможности для достойной жизни в будущем».

— Фонд «Контакт» помогает детям с расстройством аутистического спектра.

— Центр проблем аутизма — официальный центр обучения по всем доказательным методикам коррекции РАС в России.

— «Аутизм. Регионы» — ассоциация организаций, созданных родителями и близкими детей с РАС, по большей части занимается информационной работой.

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

Новости

На Ваш почтовый ящик отправлено сообщение, содержащее ссылку для подтверждения правильности адреса. Пожалуйста, перейдите по ссылке для завершения подписки.

Если письмо не пришло в течение 15 минут, проверьте папку «Спам». Если письмо вдруг попало в эту папку, откройте письмо, нажмите кнопку «Не спам» и перейдите по ссылке подтверждения. Если же письма нет и в папке «Спам», попробуйте подписаться ещё раз. Возможно, вы ошиблись при вводе адреса.

Исключительные права на фото- и иные материалы принадлежат авторам. Любое размещение материалов на сторонних ресурсах необходимо согласовывать с правообладателями.

По всем вопросам обращайтесь на mne@nuzhnapomosh.ru

Нашли опечатку? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter

Нашли опечатку? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter

Благотворительный фонд помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь»

Адрес: 119270, г. Москва, Лужнецкая набережная, д. 2/4, стр. 16, помещение 405
ИНН: 9710001171
КПП: 770401001
ОГРН: 1157700014053
р/с 40703810701270000111
в ТОЧКА ПАО БАНКА «ФК ОТКРЫТИЕ»
к/с 30101810845250000999
БИК 044525999

Благотворительного фонда помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь» в отношении обработки персональных данных и сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *