Агрессия у детей 4 5 лет что делать
Агрессия у детей 4 5 лет что делать
Практикующий социальный психолог. Специализируется на работе со школьниками.
Злиться — это нормально
Эмоция гнева — врождённая. Американский психолог Пол Экман отмечает, что это одна из пяти базовых эмоций. Среди них — отвращение, страх, счастье и печаль.
Хотя злость принято демонизировать, но на самом деле это полезная эмоция. Она сопровождается физиологической реакцией — повышением адреналина, кортизола, давления и сердечного ритма, приливом крови к мышцам. Гнев нужен, чтобы сделать человека сильнее и бесстрашнее в моменте, помочь ему защититься от «врагов». Злость подсказывает, что нам не нравится, и даёт энергию на изменение ситуации.
Восприятие и выражение злости — социальный паттерн. Дети учатся этому в ходе воспитания в семье, под влиянием культуры и опыта. Важно научиться правильно реагировать на детский гнев и объяснить ребёнку, как можно выражать злость экологично.
Если транслировать ребёнку, что его «не любят», когда он злой, и отказываться признавать его право на гнев — это может вылиться в проблемы с агрессией и распознаванием собственных эмоций. Дети, которым приходилось подавлять злость, часто в более взрослом возрасте не понимают, что им нравится, а что нет, как с ними можно обращаться, а как нельзя.
Как проявляются приступы злости у детей
В зависимости от возраста дети выражают агрессию по-разному:
Как бы ребёнок ни проявлял злость, важно разобраться в причинах происходящего, решить конфликт здесь и сейчас и предотвратить агрессию в будущем.
Почему ребёнок злится
Причины детской агрессии так или иначе связаны с неудовлетворением базовой потребности. Психологи выделяют пять нужд ребёнка: в уважении, в ощущении собственной значимости, принятии, связи с окружающими и безопасности.
Так, если он злится из-за того, что ему не купили желанную игрушку — потребностью может выступать не сама игрушка, а ощущение собственной значимости. Вероятно, с его мнением не посчитались и выбрали другую, неинтересную и некрасивую. В детском подсознании могло закрепиться: «Я недостаточно хорош для той игрушки», «Мама с папой не настолько меня любят, чтобы покупать ту игрушку», «Маме с папой не важны мои желания», «Меня не слышат, не ценят, не уважают, я плохой».
Психологи выделяют несколько возможных причин детской агрессии.
Реакция на фрустрацию. Ребёнок пытается преодолеть препятствие на пути к удовлетворению своей потребности.
Крайняя мера. Ребёнок испробовал все остальные способы, не удовлетворил свою потребность и испытывает беспомощность.
«Выученное» поведение. Ребёнок психует и злится, потому что копирует агрессивное поведение значимых взрослых, литературных и киноперсонажей, так как видит, что их действия привели к результату.
Как помочь справиться со злостью
Если ребёнок агрессивен здесь и сейчас, действуйте так.
Помните, что вы — взрослый. У вас уже есть навык сохранять самообладание. Ребёнок только учится этому — ему нужна помощь. Не заражайтесь и не заводитесь, так вы закрепляете модель реагирования злостью на злость.
Крепко обнимите ребёнка. Объятия помогут приступу агрессии сойти на нет. Тактильный контакт — проявление любви и защиты, в которых нуждается агрессивный ребёнок. Если ребёнок кричит и отказывается, продолжайте спокойно предлагать: «Давай я тебя обниму», «Давай я тебя пожалею».
Валидируйте чувства. Проговорите состояние ребёнка: «Ты злишься, потому что. », «Ты сейчас зол из-за того, что. », «Я понимаю твою злость». Объясните, что испытывать негативные эмоции — это нормально.
Не стыдитесь происходящего. Если приступ злости у ребёнка случился в общественном месте, часто родителям становится стыдно перед окружающими. Родители начинают шикать на ребёнка: «Как тебе не стыдно, все смотрят» и больше думают о мнении других, чем о состоянии ребёнка в этот момент. Постарайтесь абстрагироваться от общественного мнения и сконцентрироваться на том, что ребёнку сейчас плохо, ему требуется ваша защита и помощь.
Поговорите. Когда ребёнок успокоится, проведите беседу: обсудите ситуацию, его чувства, ваши чувства, проблему, что можно было сделать, что предлагаете сделать в следующий раз. Обсуждение должно проходить наедине. Убедитесь, что находитесь на уровне ребёнка — например, присядьте на корточки, а не говорите с высоты своего роста.
Как помочь предотвратить агрессивное поведение
Вот профилактические меры.
Проявляйте любовь. Чем большей заботой и контактом окружён ребёнок, тем меньше ему приходится прибегать к негативным эмоциям для привлечения внимания.
Никогда не поднимайте руку. Психологи сходятся во мнении, что даже «несерьёзное» физическое наказание (например, шлепок по попе) может травмировать психику ребёнка и впоследствии привести не только к вспышкам агрессии, но и неумению отстаивать границы, страху перед окружающими и низкой самооценке.
Соответствуйте своим же требованиям. Если мама пытается объяснить недопустимость агрессии, а сама при этом кричит — слова расходятся с делом. Если папа говорит, что использовать нецензурные слова плохо, а сам ругается — у ребёнка в голове снова формируется неправильная картинка.
Найдите, куда выплескивать энергию. Полезно записаться на спортивные тренировки — спорт помогает избавиться от чрезмерной агрессии и навести порядок в голове.
Используйте психологические упражнения. Регулярно выезжайте в безлюдное место на природу, чтобы громко покричать в пустоту вместе с ребёнком — полезно для всей семьи. В домашних условиях можно порвать бумагу, побить грушу, избить подушку, поиграть с песком, водой — это экологичные способы выражать злость.
Агрессия у детей 4 5 лет что делать
Детская агрессия сегодня рассматривается как возможная платформа для развития различных патологий психики и серьёзных проблем в дальнейшей жизни.
Бесплатные занятия с логопедом
Сегодня каждый родитель знает, что такое агрессивное поведение ребёнка, но далеко не все осведомлены о том, где заканчивается естественное желание доминирования и начинается психическая патология. Формирование личности с неизбежным выделением индивида из окружающего мира практически во всех случаях сопровождается вспышками невраждебной агрессии, которую детские психологи считают нормальным явлением эволюции ребёнка.
Сегодня каждый родитель знает, что такое агрессивное поведение ребёнка, но далеко не все осведомлены о том, где заканчивается естественное желание доминирования и начинается психическая патология. Формирование личности с неизбежным выделением индивида из окружающего мира практически во всех случаях сопровождается вспышками невраждебной агрессии, которую детские психологи считают нормальным явлением эволюции ребёнка. Другое дело деструктивная детская агрессия, направленная на причинение вреда и разрушение. В этом случае агрессивный ребёнок действует уже как сформировавшаяся личность, желающая утвердить собственные приоритеты методом явного или скрытого насилия.
Проблема агрессивного поведения детей считается важнейшим разделом детской психиатрии, задачей которого является профилактика вспышек агрессии в целях предотвращения образования устойчивых психических механизмов. Детская агрессия сегодня рассматривается как возможная платформа для развития различных патологий психики и серьёзных проблем в дальнейшей жизни. Чтобы избежать различных толкований, следует дать определение обсуждаемому понятию.
Итак, агрессия – это импульсивная модель поведения, которая носит деструктивный характер. Говоря более простыми словами, агрессивное поведение всегда направлено на разрушение чего-либо или нанесение вреда кому-либо.
В КАКОМ ВОЗРАСТЕ ПРОЯВЛЯЕТСЯ ДЕТСКАЯ АГРЕССИЯ
Как ни странно – даже толчки в материнской утробе могут рассматриваться как своего рода детская агрессия. Но это так называемая естественная попытка деструкции, нацеленная на дальнейшее развитие. И, конечно же, когда полугодовалый малыш, с негодованием отталкивает от себя бутылочку с молоком или пытается ударить кулачком по лицу родителя – это стопроцентная детская агрессия, которая со временем может развиться в устойчивую модель поведения. Но пока что такое «нападение» представляет собой непроизвольные импульсы, которые никак не связаны с желанием нанести вред, а скорее являются проявлением недовольства.
Как только в жизнь ребёнка входят первые материальные ценности – игрушки, то обладание ими начинает формировать новые формы агрессивного поведения. Поэтому, начиная примерно с 3-х лет, агрессивное поведение в большинстве случаев проявляется в желании отобрать понравившуюся вещь. Соответственно детская агрессия переходит в форму физического воздействия на соперника, которое окрашено негативным эмоциональным фоном. Слишком агрессивный ребёнок в этом возрасте рискует оказаться парией в детском коллективе. Поэтому задача родителей и воспитателей заключается в грамотной профилактике детской агрессии, о которой будет сказано ниже.
С возрастом к жажде обладания прибавляются сексуальные мотивы, поэтому с 11-12-ти лет ребёнок становится более агрессивным в своих отношениях со сверстниками. Пик детской агрессии приходится на 14 летний возраст, когда половое созревание приводит к определённому психическому и физическому дисбалансу. Именно в это время наблюдается агрессивное поведение в отношениях с взрослыми, которое зачастую сопровождается приёмом алкоголя, курением сигарет и другими формами опосредованного протеста.
ВИДИМЫЕ ПРИЗНАКИ ДЕТСКОЙ АГРЕССИИ
Здесь всё происходит по аналогии с взрослой агрессией. Если годовалый ребёнок пытается кулачками доказать свою правоту или избежать какой-нибудь неприятной процедуры – такое поведение, безусловно, является проявлением детской агрессии.
ВИДЫ ДЕТСКОЙ АГРЕССИИ
Точной классификации агрессивных импульсов у детей не существует, однако с учётом вышесказанного подобные поведенческие модели могут быть разделены на прямую и непрямую форму агрессии. Соответственно мальчики предпочитают непосредственную деструкцию, а девочки – неявные проявления агрессивного поведения. Однако и в том и другом виде агрессия всегда деструктивна, то есть, направлена на разрушение физического состояния, родительского авторитета, социальных условий, репутации и т.д.
Иногда приверженцы теории Фрейда выделяют сексуальную детскую агрессию, описывать которую не входит в нашу задачу. Стоит лишь обозначить, что сексуальность и агрессия действительно связаны между собой, однако о прямом взаимодействии этих двух явлений в раннем возрасте сказать что-то определённое достаточно сложно.
ПРИЧИНЫ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ
Почему ваш ребёнок становится неуправляемым, проявляя желание нанести вред окружающим? Основные критерии ярко выраженной детской агрессии могут быть перечислены следующим списком:
Последствия патологической детской агрессии могут быть самыми разными в зависимости от индивидуальной психофизической конституции ребёнка. Самые крайние формы могут выражаться в психозах и неврозах различной степени тяжести, а также в социальной психопатии, которая фиксируется после вступления взрослого индивида в общественную жизнь.
ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКОЙ АГРЕССИИ
Что делать, если детская агрессия у вашего ребёнка становится регулярным проявлением?
Во-первых, бороться с детской агрессией надо начинать на самой ранней стадии развития ребёнка. Тогда последствия этого неизбежного проявления индивида не примут крайних негативных форм. На первый план в этом процессе выступает вербальное общение в пограничных ситуациях. То есть разозлённому ребёнку следует объяснить, что негативные эмоции – это одно, а попытка разобраться с соперником с помощью кулаков – это совершенно другое, недопустимое поведение. Постоянное снятие напряжение с помощью спокойной беседы на контрасте позволяет исключить риски возникновения устойчивых поведенческих механизмов, связанных с агрессией.
Во-вторых. Ребёнку нельзя потакать, когда он не прав, и тем более, если он пытается переломить ситуацию с помощью агрессивного поведения. В этом случае допускаются лёгкие формы физического воздействия с обязательным последующим наказанием в виде какого-либо ограничения. Наказание должно сопровождаться обсуждением проступка и разъяснением пагубности агрессивного поведения.
В-третьих. Благожелательная ровная атмосфера в семье не располагает к каким-либо деструктивным выпадам. Психологи уверены, что позитивные взаимоотношения между родителями на порядок снижают проявления детской агрессии. Дело в том, что маленький ребёнок во многом копирует поведение своих родителей со всеми вытекающими последствиями. Поэтому хорошая дружная семья – это лучшая профилактика агрессивного поведения.
В-четвёртых. При первых признаках детской агрессии нужно стараться переключить внимание ребёнка на какую-нибудь интересную вещь или явление. Данный метод срабатывает практически во всех случаях, если речь идёт о детях в возрасте до 3-4 лет.
В-пятых. Если речь идёт о разгроме, причиненном в результате агрессивного припадка – сломанные вещи, игрушки, пролитая на пол краска, разбитая посуда и т.д. – необходимо в обязательном порядке привлечь успокоившегося ребёнка к ликвидации последствий его неадекватного поведения.
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ
Детская агрессия является неизбежным проявлением поведения любых развивающихся индивидуумов. Однако пускать это явление на самотёк чревато самыми пагубными последствиями. Предотвращение или нивелирование агрессивного поведения ребёнка является первостепенной задачей родителей, педагогов и психологов, от решения которой может напрямую зависеть его будущее.
Продуманно комбинируя различные методы профилактики агрессивных импульсов, и внедряя здоровые отношения в семье можно добиваться потрясающих результатов. И тогда ваш ребёнок станет спокойным и уравновешенным человеком с гармоничным внутренним миром и нормальной шкалой ценностей.
Кризис 7 года жизни
Содержание
Каждый скачок физического и психологического роста у детей сопровождается особым переходным периодом – кризисом. В семь лет ребенок встает на очередную ступень развития. Дошкольник становится школьником, меняется его социальный статус. Появляются новые обязанности, взрослые начинают выдвигать другие требования, другим становится режим дня. Психика переживает потрясение, которое сопровождается переживаниями, сменой привычного поведения, сложностями с коммуникацией. Поэтому в возрастной психологии у детей выделяют кризис 7 лет.
Когда игры меняются на активное обучение, меняется круг общения и формируется другая социальная роль, ребенок становится непослушным, упрямым, раздражительным. Признаки кризисного состояния психики могут проявляться в возрасте с пяти до восьми лет. Чтобы помочь правильно преодолеть этот сложный этап и занять новую социальную позицию, родители должны вовремя распознать кризис и правильно на него отреагировать.
Суть и особенности
Основная характеристика психологического кризиса 7 года жизни – это стремительное приобретение новых черт, которые характерны для взрослых. Психика малыша теряет наивность и открытость, а внутренний мир становится более сложным. Он учится анализировать поступки окружающих и их причины, начинает обдумывать свои слова, может скрывать настоящие мотивы собственных поступков.
Ребенку приходится быстро взрослеть, так как во многих новых ситуациях он может рассчитывать только на себя. Для этого нужно быстро развивать самостоятельность, учиться принимать решения. Чтобы справляться с новыми задачами, организм стремительно набирает силу, выносливость, координацию.
В связи со спецификой воспитания мальчики и девочки проживают кризисный период по-разному:
Причины
Кризисный период у семилеток не случайно совпадает со школьной адаптацией. Внутренние изменения психики в основном обусловлены именно сменой социальной роли ребенка, новыми видами деятельности и обязанностями. В целом причины кризиса можно разделить на три группы:
Симптомы кризиса 7 лет у ребенка
В этот период даже самый спокойный и послушный малыш может превратиться в настоящего домашнего тирана, капризного и раздражительного. Особенности проявления кризиса 7 лет чаще всего заключаются в том, что ребенок:
Для диагностики кризиса 7 лет необходимо, чтобы у ребенка четко проявлялись как минимум четыре-пять признаков. В противном случае речь идет не о кризисном периоде, а о локальной конфликтной ситуации.
Продолжительность
Кризис не начинается ровно тогда, когда малышу исполняется семь лет. Нельзя приписывать его начало и первому дню учебы в школе. На самом деле все гораздо сложнее.
Подготовка к школе начинается заранее, и уже к концу детского сада занятия становятся сложнее, а воспитатели – требовательнее. Ребенок ощущает изменения и нарастающее давление, поэтому первые психические предпосылки могут возникать в возрасте пяти-шести лет. Однако есть и другая категория деток, которые начинают осознавать тяжесть новой ноши уже после того, как начинается учеба в школе.
Каждый приходит к кризисному состоянию тогда, когда психика дает адекватный ответ на навалившиеся сложности. Симптомы формируются медленно, и справляется ребенок с новой ответственностью также постепенно. Психологи утверждают, что этот возрастной кризис длится около 6-9 месяцев. Но продолжительность переходного этапа во взрослении зависит от индивидуальных особенностей малыша.
Как справляться: советы родителям от психологов
Родителям важно понимать, что критический период – это нормально, и он не продлится долго. Однако пускать ситуацию на самотек нельзя. Школьник может самостоятельно не адаптироваться в новой ситуации, а негативным опыт травмирует психику, станет причиной неврозов, сделает его неуверенным и лишит друзей.
Чтобы помочь ребенку преодолеть детский кризис 7 лет, родителям следует придерживаться базовых рекомендаций от психолога:
Рекомендации по преодолению кризиса также включают ряд действий, от которых родителям лучше отказаться. Не следует:
Если состояние дочки или сына вызывает чрезмерное беспокойство, а поведение становится неконтролируемым, родители могут самостоятельно не справиться с кризисом. В таком случае можно обратиться к психологу. Специалист подскажет родителям, что делать, поможет ребенку адаптироваться и облегчит переход в школьную жизнь.
Последствия
Если родители помогут преодолеть кризисный период, ребенок успешно преодолеет важный переломный момент, сформирует новые правильные психические реакции, обретет социальные навыки и роли. Это поможет ему:
Если же родители будут подавлять проявления социального развития и усложнят ситуацию неправильным поведением, конфликтами или проблемами внутри семьи, это может нанести детской психике серьезный ущерб. Ребенок может:
Важно помнить, что кризисное состояние – это закономерность, которая открывает новые перспективы роста и развития. Главная задача взрослых – помочь ребенку справиться со сложной ситуацией, проявить чуткость, терпение и внимание. Только так новоиспеченный школьник сможет преодолеть все сложности и совершить важный скачок психического роста.
НЕКОНТРОЛИРУЕМАЯ АГРЕССИЯ У РЕБЕНКА
В цену стационара ВКЛЮЧЕНО ВСЁ НЕОБХОДИМОЕ: диагностика, лечение, пребывание, питание.
Стандартная палата
Размещение в палате:
Варианты размещения: от 2 до 5 чел.
Возможность размещения с родственником*: —
(*дополнительная оплата в размере 80% от стоимости размещения)
Питьевая вода в палате: —
1-местная палата
Размещение в палате:
Варианты размещения: 1 чел.
Возможность размещения с родственником*: +
(*дополнительная оплата в размере 80% от стоимости размещения)
Питьевая вода в палате: —
1-местная VIP-палата
Размещение в палате:
Варианты размещения: 1 чел.
Возможность размещения с родственником*: +
(*дополнительная оплата в размере 80% от стоимости размещения)
Питьевая вода в палате: +
Причины детской агрессии чаще всего лежат в особенностях взаимоотношений в семье. Если ребенок проявляет неконтролируемую агрессию, в подавляющем большинстве случаев, причиной этого является один из следующих механизмов:
Образец поведения. Если в раннем детстве ребенок при помощи агрессии добился желаемого, он будет неосознанно повторять этот образец поведения, так как мозг всегда идет по наиболее легкому пути;
Копирование. Самый большой и важный пример для ребенка — его родители. Если в семье проявляют агрессию взрослые, ребенок в силу любви, родительского примера будет копировать их поведение.
Недостаток любви. Если ребенку не хватает внимания и при помощи демонстрируемой на других агрессии удается привлечь внимание родителей, он будет снова и снова прибегать к этому методу, как только почувствует потребность получить подтверждение в том, что его любят.
Добавляют свое и такие причины как неумение контролировать эмоции, обилие насилия и агрессии на экране, межличностные конфликты, слабая социальная адаптация, низкая самооценка, наличие психотравм и т. п.
Существуют также случаи, когда причины агрессии у подростков и детей лежат в физиологических причинах: органические поражения головного мозга, соматические заболевания, шизофрения, эпилепсия, невротические расстройства психики, переутомление, хронический стресс.
Симптомы детской агрессии наблюдали многие: ребенок кусается, плюется, обзывается, отбирает игрушки, плачет, орет, щипается, рвет одежду, ломает игрушки, бросается предметами, матерится, и т. п. Вспышки агрессии намеренно выставляются напоказ, ребенок демонстративно отказывается соблюдать даже режимные моменты.
Если приступы агрессии вызваны объективными причинами и носят временный характер, то, скорее всего, ничего делать с этим не нужно. Если же вспышки приобретают регулярный характер, ребенок становится неуправляемым, испытывает трудности в общении, необходимо предпринимать меры. Особенно опасной становится скрытая агрессия у подростков, когда они проявляют подобное поведение только при особых обстоятельствах и в узком кругу сверстников, а дома ведут себя нормально. Вдали от родных они становятся особенно жестокими, плетут интриги, мстят, шантажируют, часто получают удовольствие от своих действий. Впоследствии из таких подростков вырастают агрессоры и манипуляторы, они лицемерны и коварны. Характер вспышек может становится особенно тяжелым, вплоть до намеренного и извращенного причинения физического и морального вреда окружающим. Такие случаи требуют профессиональной помощи.
Как лечить приступы агрессии у детей?
Здесь необходима комплексная работа, причем не только психиатрическая, но и полное изменение поведения родителей. Психотерапия приведет к выраженному результату только если будет сочетаться с грамотным поведением окружающих людей.
Если агрессия вызвана внутренними конфликтами ребенка, взаимоотношениями в семье, окружением, то основным методом лечения здесь будет психотерапия, которая имеет возрастные особенности и проводится в виде игр, сказок и другой понятой ребенку деятельности.
Если в основе агрессивного поведения ребенка лежат физиологические причины, то работа психотерапевта будет сочетаться с медикаментозным лечением, а также коррекцией основного состояния или заболевания, если оно поддается коррекции. Используют в клинике РОСА также физиотерапевтические методы.
Как понять, что ваш ребёнок – агрессор
В подростковом возрасте дети часто проявляют агрессию по отношению друг к другу, к родителям, к окружающему миру. Многие взрослые, сталкиваясь с таким поведением, прибегают к наказаниям, вместо того чтобы разобраться в причинах. Это лишь усугубляет ситуацию и порождает новые проблемы.
Сотрудники АНО «ЦИСМ» поговорили с заместителем начальника отдела семейной политики министерства труда и социального развития Архангельской области Ириной Бобровской о том, как предотвратить детскую агрессию и как с ней правильно бороться. Программа «Тренировка замещения агрессии» реализуется в регионе с 2011 года.
– Какие признаки указывают на повышенную агрессию у ребёнка?
– Как правило, взрослые склонны замечать только самые яркие признаки агрессии у детей: постоянные драки, попытки дать отпор, задиристость, невежливые жесты, угрозы на словах, крик и визг (вербальный негатив). Однако не стоит воспринимать агрессию только как физические и вербальные проявления. Есть и тихая агрессия: саботаж, игнорирование, негативизм. Например, ребёнок делает вид, что не слышит и не слушает вас, когда вы пытаетесь с ним поговорить, он уходит в комнату и надевает наушники.
Современный психологический подход трактует агрессию как входящую в эмоцию злости. Злость – одна из базовых эмоций, сама по себе она неплохая, направлена на достижение цели и должна находить выход в деятельности. Если деятельности нет, то и злость может обрести негативные последствия и перейти в агрессию.
Назову некоторые не столь явные признаки агрессии, на которые родителям стоит обратить внимание в первую очередь.
– ребёнок не понимает чувств и переживаний других людей;
– не может разобраться в собственных чувствах и переживаниях, затрудняется их назвать;
– чрезмерно подозрителен, всё время ожидает физического и морального удара;
– ощущает себя отверженным, одиноким во враждебном мире, эгоцентричен;
– обладает крайностью самооценки (либо «я лучше всех», либо «я хуже всех»), неадекватно оценивает своё поведение;
– во всех своих ошибках и неприятностях обвиняет окружающих, а собственные агрессивные действия считает правомерными, вынужденными или защитными.
– легко теряет контроль над собой;
– проявляет физическую агрессию (драчлив) и словесную (угрозы, грубость, брань);
– демонстрирует вспышки ярости (кричит, визжит, топает ногами, катается по полу, хлопает дверями, швыряет и ломает предметы);
– раздражителен, вспыльчив, упрям, завистлив, подозрителен, мстителен;
– отличается «оппозиционной» манерой поведения, направленной против того или иного авторитета (учителя, ученика-лидера);
– намеренно создаёт конфликтные ситуации, провоцирует ссоры.
Физические:
– страдает головными болями, мускульным напряжением;
– отличается угрюмым, тоскливым настроением.
Это, как правило, те признаки, которые служат для родителей сигналом к действию.
– Как правильно родителям вести себя с агрессивными детьми?
– Агрессия – это сигнал для родителей, что ребёнку дискомфортно, что ему нужна поддержка и помощь. Важно дать понять ребёнку, что вы его понимаете и осознаёте важность всего происходящего. Нужно попробовать начать разговор и попытаться вместе найти иной выход из ситуации, более конструктивный и обдуманный. Есть несколько способов.
Первый способ: попытайтесь дать выход агрессии. Агрессия — это естественно, однако своими физическими силами надо уметь управлять. Если этого не происходит, то наносится вред не только окружающим, но и себе. Отдайте ребёнка в спортивную секцию, где ему объяснят, что решение спора кулаками — не выход, но навыки честной борьбы и самозащиты ему пригодятся. Пусть это будет футбол или лёгкая атлетика, можно смело попробовать восточные единоборства: дзюдо, самбо, карате. Они хороши тем, что учат ребёнка не только владеть своим телом, но и эмоциями.
Второй способ: работайте с самооценкой ребёнка. Человек, которому есть чем гордиться, всегда чувствует себя спокойно. Если ваш ребёнок уверен, что в чём-то он точно «впереди планеты всей», то и агрессия со стороны сверстников будет восприниматься не так остро. Самодостаточные люди не агрессивны, им нет смысла бороться за своё место под солнцем — они его нашли.
Третий способ: обратите внимание на взаимоотношения в вашей семье. Задумайтесь о том, какая атмосфера царит в вашем доме, как у вас принято решать конфликты. Возможно, что вы не даёте себе отчёт относительно собственных эмоций и реакций и тем самым подаёте плохой пример.
Четвёртый способ: проследите за здоровьем. Помимо психологических, существуют множественные биологические причины агрессивного поведения. Например, низкая частота сердечных сокращений. Причиной агрессии может стать повышенная тревожность. Снижайте её любым способом, чтобы не пытаться избавиться от следствия вместо причины. Если ребёнок сильно устаёт в школе, беспокоится из-за экзаменов, внешности или низкой популярности, его травят или он просто склонен к нервозности, то стоит с этим поработать. Вы можете попробовать арт-терапию, цветотерапию, поездки на природу и даже йогу. Главное — подросток должен знать, что он не один и семья готова его поддержать.
Пятый способ: попытайтесь вместе освоить практики управления гневом. У нас в регионе уже девятый год действует программа «Тренинг контролирования гнева», которая направлена на то, чтобы научить подростков управлять эмоциями. Детей и их родителей учат использовать специальные приёмы выхода из агрессии и находить альтернативные способы решения конфликтных ситуаций.
– От чего ребёнок становится агрессивным?
– Причины агрессивного поведения могут быть разными. Это может быть постоянное агрессивное поведение родителей, их проявление нелюбви к ребёнку, унижения, оскорбления. Причиной может стать и неуместная критика, желание подражать другим детям, ревность к родителям, сложности адаптации в садике или школе, возрастной кризис.
– Стоит ли изолировать ребёнка-агрессора или ему нужно больше общения со сверстниками?
– Необходимо постараться изолировать ребёнка именно во время вспышки агрессии, чтобы не нанести вред окружающим. Постараться выяснить причину этих вспышек и вовремя их купировать. Полностью изолируя ребёнка от общения со сверстниками, мы лишаем его возможности освоить и применить социально-приемлемые навыки общения, тем самым нарушаем процесс социализации и адаптации.
– Как правильно бороться с детской агрессией?
– Самое главное – это принятие ребёнка в любом его состоянии. Только любовь родителей и их поддержка могут помочь ему не бояться своих эмоций, научиться выражать их свободно, а главное – корректно, не обижая себя и окружающих людей.
И обязательно нужно начинать с поиска причины. Не разобравшись в причинах, мы никогда не сможем справиться с проблемой. Банальный запрет злости и агрессии может привести к ещё более сложной ситуации.