Агрессия у ребенка аутиста что делать
Агрессия у ребенка аутиста что делать
Кризом (или кризовой) можно назвать ситуацию, состояние или фазу в развитии человека или общества, характеризующиеся проблемами или способами поведения, выпадающими из контекста прошлого опыта и условий, проблемами для которых нет готовых стратегий решения. Поэтому подобные ситуации часто вызывают у человека состояние сомнения или безнадежности.
Можно выделить четыре группы причин кризовых расстройств при аутистических синдромах.
Внезапные изменения среды и микросоциального окружения, особенно если они происходят совершенно неожиданно для аутичного ребенка или подростка, нередко приводят его в состояние тяжелого возбуждения.
Возможные причины кризовых расстройств при аутистических синдромах:
1. Изменения среды и окружения
2. Коммуникативные недоразумения
3. Фазы развития и созревания как «кризовый момент»
4. Изменения условий и течения возможных основных заболеваний
Однако могут иметь значение и коммуникативные недоразумения, на что указывает следующий пример.
Аутичный юноша ездит каждый день на такси в дневной стационар и при этом пересекает реку на пароме. Однажды случилось так, что в тот момент, когда машина подъехала к переправе, светофор переключился на красный свет. Чтобы успеть на паром, водитель такси (женщина) продолжила движение. Это отклонение от привычного порядка и связанное с ним нарушение правил привели молодого человека в состояние сильного беспокойства и возбуждения, он схватил женщину за плечи и начал ее трясти, что она естественно приняла за нападение.
Между ними разыгралась сцена, которая для пациента тоже осталась непонятной. Женщина выскочила из машины и отказалась везти странного пассажира дальше. Другие таксисты ее поддержали.
Подобные коммуникативные недоразумения нередко приводят к кризам, а также к тому, что аутичных людей в результате их поведения оценивают совершенно неправильно.
Возникновение кризов может также провоцироваться фазами развития и созревания. Здесь нужно упомянуть о сексуальных импульсах, перед которыми аутичные подростки и юноши часто беспомощны из-за недостаточной способности к адекватному реагированию.
И наконец, могут происходить более или менее спонтанные изменения в течение каких-то других заболеваний, лежащих в основе аутизма, которые глубоко воздействуют на поведение пациента. Не случайно ранний детский аутизм часто ассоциируется с многими заболеваниями, при которых возможны изменения, вызывающие у пациента явные кризисные состояния.
Под кризисным вмешательством мы понимаем комплекс мер, направленных на прекращение криза или хотя бы предотвращение острой опасности, угрожающей пациенту или его неспосредственному окружению. Таким образом, при кризисном вмешательстве речь идет не о лечении основного заболевания, а об устранении остро возникшего состояния.
При аутистических расстройствах развиваются формы поведения, нередко требующие кризисного вмешательства. Оно относится к сфере психотерапевтических мероприятий в самом широком смысле, поэтому о нем тоже здесь будет идти речь.
Все кризисным вмешательства должны проводиться быстро и целенаправленно, и они существенно отличаются от продолжительных терапевтических и реабилитационных мероприятий. Упрощенно можно разделить их на четыре группы: воздействия на окружение, на поведение пациента, на семью и медикаментозные вмешательства.
Мероприятия, направленные на окружение. Они концентрируются в основном на двух целях: во-первых, на устранении тех изменений в окружающей среде, которые определенно вызвали у больного беспокойство и возбуждение; во-вторых, на создании (или восстановлении) такой обстановки, которая способствовала бы успокоению. Подобные меры реализуются тем легче, чем лучше мы знаем пациента. Например, в незнакомой среде ситуацию может мгновенно разрядить известный пациенту и любимый им объект (например, кукла).
Поэтому всегда важно, чтобы при мероприятиях, направленных на окружение, было возможно сотрудничество с лицом, особенно хорошо знающим пациента.
Мероприятия, направленные на поведение. Эти мероприятия касаются, как правило, непосредственно пациента. Вначале необходимо быстро выяснить, относятся ли ведущие синдромы, требующие лечения, к категории «поведенческих расстройств» или же «поведенческих эксцессов». Как правило, при поведенческих эксцессах речь идет об усилении форм поведения, опасных для самого больного или для окружающих (например, состояния страха, возбуждения, агрессивное поведение, самоповреждения).
Гораздо реже ведущим синдромом, требующим лечения, становится какой-то поведенческий дефицит (например, резко выраженный уход в себя, значительное нарушение вербальной или невербальной коммуникации). На примере самоповреждающих действий можно хорошо проиллюстрировать возможности и эффективность мер, ориентированных на поведение. Так, при многих формах самоповреждающего поведения хорошо зарекомендовало себя изменение его направленности. При этом с пациентом прорабатываются возможности, которые менее трудны для него и для его окружения.
Это, конечно, возможно лишь после острой кризовой интервенции, которая, как правило, не обходится без медикаментозных вмешательств. Еще одна возможность состоит в том, что пациенту предлагают альтернативные пути замещения самоповреждающих действий.
Мероприятия, направленные на семью. Это прежде всего консультирование по вопросам воспитания, так как некоторые острые кризы возникают в результате эскалации процессов, происходящих в повседневной жизни, и в результате уступчивости или непоследовательности воспитателей заканчиваются агрессией в отношении других лиц или саморазрушающим поведением. Детальный анализ ситуации часто указывает на то, как можно изменить поведение родителей и близких ребенку лиц. Другой аспект сконцентрирован на включении родных в терапевтическую программу.
При соответствующем сотрудничестве можно с помощью этих мер предотвратить наступление кризов. Наконец, к семейно-ориентированным мероприятиям относится также получение информации из случайных или систематических наблюдений родителей или иных лиц и использование ее в терапевтической программе. Поэтому врачи или психологи, участвующие в кризовых интервенциях, также должны постоянно выяснять, какие меры уже предпринимали родители и близкие ребенку лица с целью прекратить неприятное или тягостное состояние или уменьшить его тяжесть. Часто сообщения о подобных ситуациях могут открывать конкретные возможности для лечения. Ниже приводится пример:
Мать подростка-аутиста, проявлявшего дома исключительную агрессивность, в том числе и по отношению к ней, случайно обнаружила, что внезапный ее уход со словами «теперь я уйду» не только прервал агрессивное поведение сына, но и вызвал у него состояние печали и раскаяния. Однако мать не знала, можно ли применять этот способ несколько раз? В рамках концепций лечения и воспитания эта мера может быть очень полезной, показания к ее применению следует обсудить со специалистом, чтобы мать при поддержке терапевта использовала такой прием адекватно и без чувства вины.
Медикаментозные воздействия при раннем детском аутизме
Медикаментозное лечение может оказать существенную помощь при кризисных вмешательствах. Оно может хорошо сочетаться с психотерапевтическими и воспитательными мерами. Здесь будут затронуты лишь некоторые общие аспекты (более подробная информация содержится в работах Moll, Schmidt, Warnke).
1. Медикаментозная терапия при современном уровне знаний не является этиологическим методом лечения синдромов аутизма.
2. Каждое назначение медикаментов требует четкого анализа проблемы, установления диагноза и тщательного учета желаемых эффектов и нежелательных побочных действий.
3. Так как медикаментозное лечение пока еще не может применяться по этиологическому принципу, его назначают в соответствии с симптомами-мишенями или целевыми синдромами (страх, депрессия, агрессивность, самоповреждающее поведение и др.).
4. Эффективность медикаментозной терапии при аутизме подтверждена во многих исследованиях. Важной задачей специалистов, занимающихся аутистическими расстройствами (прежде всего детских и подростковых психиатров) является разъяснительная работа среди родителей, большинство из которых настроены против применения лекарственных препаратов.
Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021
Агрессивное поведение у детей и подростков с расстройством аутистического спектра (РАС)
Агрессивное поведение, самоповреждение и расстройство аутистического спектра
Дети с расстройством аутистического спектра не всегда выражают гнев, страх, тревогу или разочарование так, как дети без аутизма.
Иногда они выражают эти чувства посредством агрессивного поведения по отношению к другим детям. Порой они агрессивны по отношению к себе. Это называется «самоповреждающее поведение». Во время него они могут драться, брыкаться, бросать предметы или наносить себе повреждения, например сильно трясти головой.
Дети с РАС ведут себя агрессивно или наносят себе повреждения по следующим причинам:
Внимание! Если ситуация угрожает жизни вашего ребёнка, то немедленно вызовите «Скорую» 03.
Понимание агрессивного поведения у вашего ребёнка с расстройством аутистического спектра
Понимание того, что вызывает самоповреждение и агрессивное поведение у вашего ребёнка, поможет вам уменьшить количество подобных эпизодов и ослабить их проявление.
Взгляните на агрессивное поведение как на набор из трёх П:
Можно воздействовать на агрессивное поведение ребёнка, изменяя пусковые механизмы или «награды», которые получает ваш ребёнок от агрессивного поведения или самоповреждения. В нашей статье об управлении сложным поведением детей с расстройством аутистического спектра объясняется, что и как нужно делать.
Понимать, насколько хорошо ребёнок способен общаться, — важный шаг в выяснении того, что вызывает агрессивное поведение. Дети агрессивно ведут себя, когда не могут выразить чувства или попросить о желаемом.
Бывает полезно задать себе вопрос: «Он/она пытается что-то сказать мне?» Например, если ваша дочь не любит кукурузные хлопья, но не может сказать вам об этом, то она может ударить вас для того, чтобы сообщить: «Забери, я не хочу!»
Поведенческие вмешательства основаны на прикладном анализе поведения (ABA/ПАП) и могут помочь справиться с самоповреждениями и агрессивным поведением вашего ребенка. Эти вмешательства используют специализированные и структурированные методы обучения детей новому поведению и навыкам.
Как справляться с агрессивным поведением вашего ребёнка с расстройством аутистического спектра
Вероятно, вам не удастся предотвратить каждый срыв вашего ребёнка с РАС. Но вы можете попытаться справиться с уже происходящим эпизодом агрессивного поведения. Вот несколько советов.
Самое главное: сохраняйте спокойствие. Наиболее агрессивные вспышки или истерики случаются потому, что у вашего ребёнка возникают чувства и эмоции, о которых не получается сообщить. Контролируйте свои чувства, оставайтесь в спокойном состоянии, ведите себя тихо, не добавляйте эмоций в «общий котёл».
Во время вспышки ваш ребёнок очень напряжён. Если человек находится в стрессе, то ему трудно понимать обращённую к нему речь; особенно это актуально для детей с РАС, у которых могут быть языковые проблемы.
Здесь может помочь использование коротких фраз или минимума слов, например «сядь» вместо «Ваня, подойди сюда и сядь».
Возможно, вам понадобится увести ребёнка в безопасное место, подальше от всего потенциально опасного (полки, которые могут упасть, стеклянные предметы). Пример такого тихого и уединённого места — дворик дома. Для обеспечения безопасности попросите окружающих посторониться, не стоять у вас на пути.
Визуальные подсказки тоже могут помочь. Например, карточка с изображением тихого места в доме, куда ребёнок может уйти.
Физическое удержание
Если вы используете удержание во время агрессивной вспышки у вашего ребёнка, то поговорите с его педиатром или поведенческим терапевтом (в идеале с сертифицированным аналитиком поведения) о других вариантах.
Физическое удержание опасно и для вас, и для вашего ребёнка, зачастую оно усиливает беспокойство ребёнка и ухудшает ситуацию. Позитивная поддержка поведения всегда предпочтительнее любого физического воздействия.
Как справляться с самоповреждениями у вашего ребёнка с расстройством аутистического спектра
Понимание того, что пытается сообщить вам ребёнок с РАС, нанося себе самоповреждения, поможет вам решить, как справиться с этим.
Например, ребёнок с трудом переключается с одного занятия на другое. И когда вы говорите ему, что надо убрать поезд перед ужином, он бьётся головой об пол. Попробуйте предупредить его за 5 минут до нового события, показав карточки с мытьём рук и сидением за столом. Это даёт ребёнку время закончить игру и предупредит о переменах.
Например, ваша дочь играет с головоломкой 10 минут, а затем дёргает себя за волосы — этим она попытаться сообщить вам, что хочет заняться чем-то ещё. Предложив ей новое занятие, вы остановите выдёргивание волос.
Ребёнок может бить себя потому, что хочет, чтобы вы посмотрели на него и поговорили с ним. Подойдите к нему и обратите его внимание на себя. Это остановит самоповреждение. Следующий шаг — научить его привлекать ваше внимание иначе, например звать словом «мама», подходить к вам и показывать карточку помощи.
Бывает так, что ваш ребёнок расстроен и нуждается в помощи. Например, ваша дочь играет с куклой, у которой отрывается нога, поэтому девочка начинает кричать и царапать себя. Если вы поможете ей починить куклу, она прекратит самоповреждение. Следующий шаг — обучить вашего ребёнка выказывать своё недовольство иначе, например сказать, сделать жест или показать картинку, чтобы сообщить вам, что он нуждается в помощи.
Важный аспект реагирования на самоповреждения
Предоставление ребёнку желаемого может укрепить его поведение и повысить вероятность того, что он будет вести себя таким же образом в подобной ситуации в будущем.
Более успешные долгосрочные стратегии:
Без профессиональной помощи с пониманием причин агрессивного поведения и самоповреждений вашего ребёнка может оказаться трудно осуществить эти стратегии.
Получение профессиональной помощи
Поведенческий аналитик или другой профессионал могут помочь вам с пониманием и регулированием агрессивного или самоповреждающего поведения вашего ребёнка. Особенно полезно обратиться к ним, если вы безуспешно пробовали другие стратегии.
Например, специалист может использовать функциональный анализ, чтобы выяснить, почему ваш ребёнок ведёт себя агрессивно или наносит самоповреждения. Затем можно создать план поддержки позитивного поведения, включающий стратегии для уменьшения агрессивного поведения и обучения новому поведению.
Агрессия у ребенка аутиста что делать
Аннотация: Проблемное поведение при аутизме у ребёнка доставляет, наверное, больше всего трудностей
Статья:
Проблемное поведение при аутизме у ребёнка доставляет, наверное, больше всего трудностей. Особенно тяжело бывает с агрессией. Однако следует отметить то, что агрессия никогда не приходит сама по себе. Не бывает так, чтобы ребёнок спокойно сидел в уголке, а потом вдруг начал швыряться предметами и кого-то колотить. У агрессии всегда есть какие-то причины.
Сам по себе аутизм такой причиной не является, но он часто вызывает высокую тревожность. Это-то и может выводить из состояния равновесия, ну а дальше мы уже наблюдаем последствия. Высокая тревожность чаще всего возникает в следующих ситуациях:
Одногруппник сына не понимал, что ему хотят сказать и частенько колотил игрушки, воспитателей, были стычки с детьми. Однако как только его вывели на адекватный уровень понимания (его мама видела проблемы и постоянно с ними работала), вся агрессия моментально испарилась, так как ребёнок стал понимать почему делается так, а не иначе. Он понял, что ему ничего не угрожает, что многое можно решить диалогом и договорённостями, а не криками и кулаками;
Что же тут делать?
Можно попробовать приучать к неприятным сенсорным ощущениям путем их дозирования.
На некоторые сенсорные заскоки можно закрыть глаза. Но, например, страх перед автомобильным гудком, если ребёнок живет в городе, почти наверняка будет вызывать серьёзные проблемы. От таких вещей лучше избавляться. Как это можно сделать? Постепенной нагрузкой. Сначала ребёнок слушает этот гудок тихо и по чуть-чуть дома с компьютера. Потом его звук и продолжительность становится всё громче, пока не выработается достаточно высокая толерантность;
Если не сработала тактика по приучению, нужно придумать «план действий» в стрессовых ситуациях.
Если агрессивное поведение активируется когда вокруг много людей, приучать к толпе тоже стоит постепенно, а не насильно таскать «социализироваться»
Для аутиста, который не в восторге от посторонних, принуждение сидеть в условной песочнице, играть и делиться всё равно, что для нас сесть в клетку с тиграми. Малейшее неосторожное движение тигров других детей, хоть как бы они себя замечательно не вели, может привести к истерикам, а то и самозащите. Но как эта самозащита будет выглядеть? Это ребёнку с РАС будет понятно, что он испугался, потому что какая-то девочка хочет до него дотронуться. Самой девочке, которая даже не факт, что чего-то хотела (могла просто потянуться за ведёрком), будет вообще ничего не понятно, как и её родителям. В общем, это плохая стратегия.
Приучение к большому количеству народа может занять долгое время, зато снизит тревожность и увеличит шансы, что ребёнок не будет стрессовать в такой ситуации, перестанет ждать подвоха от детей и кидаться на них потому, что ему что-то там показалось. А раз не будет стресса и агрессии, малыш действительно может начать присматриваться к сверстникам, что-то за ними повторять и пытаться играть;
Научить ребенка выражать потребности приемлемым способом
Следить за режимом дня и стараться не допускать переутомления, которое закономерно выльется в истерику и психи;
Работать над распознаванием эмоций
Когда ребенок научится осознавать, что он чувствует, ему станет доступно больше контроля за своими эмоциями, он сможет понимать их причину, думать над тем, настолько ли это важно или есть другие приоритеты. Понимание своих чувств позволяет подчинить эмоции себе, а не быть ведомым ими.
При проблемах с распознаванием мимики и жестов других людей, им тоже следует обучать, чтобы у ребёнка с РАС было понимание той или иной посторонней эмоции и степени её безопасности. Опять же, это позволит снизить для аутиста непредсказуемость других людей, а значит и вероятность агрессивных эпизодов.
Иногда срабатывают спланированные передышки, в ходе которых ребенок может настимминговаться вдоволь: покружиться, побегать, полистать книги и т.д. Родители часто не любят стимы, так как они бросающееся в глаза проявление аутизма. Тем не менее, очень важно, чтобы ребёнок мог безопасно сбросить накопившийся стресс. Поэтому пока у него будет потребность в стимах, нет особой нужды ограничивать их, если только это не что-то социально неприемлемое и самоповреждающее.
Нейролептики и транквилизаторы (лекарства назначаются врачом!)
Если понятно, что у ребёнка отвратное поведение, определённо мешающее его социальной жизни и развитию, причём непонятно когда оно закончится и закончится ли вообще, то таблетки (разумеется, после консультации со специалистом) точно стоит попробовать.
Справедливости ради, отмечу, что это не панацея и в некоторых случаях они не работают, могут быть побочки или поведение даже станет хуже. От таких реакций никто не застрахован и здесь конечно от приёма стоит отказаться и продолжать искать другие подходы. Тем не менее, на «войне» за ребёнка все средства хороши и таблетки далеко не самые худшие из них.
Агрессия у ребенка аутиста что делать
От автора: Основные проблемы, с которыми придется столкнуться родителям детей с РАС в подростковом возрасте.
Какой родитель не ожидает переходного возраста ребенка с волнением и тревогой? Если добавить к этому аутизм, то родителей могут беспокоить возможные последствия физических и гормональных изменений в организме для ребенка с этим диагнозом.
Как обычный подростковый бунт проявится у ребенка с поведенческими проблемами? Как сможет справиться с запутанной социальной структурой старших классов подросток с нарушением социального взаимодействия?
Многих мальчиков-подростков приходится «пилить», чтобы они не забывали принимать каждый день душ и бриться. Но как убедить ребенка с сенсорными проблемами вставать под струю воды или подносить к лицу бритву?
Резкий рост числа подростков с РАС
Шанталь Сайсиль-Кира говорит, что никто не объяснял ей, чего ожидать, когда ее сын с аутизмом, которому сейчас уже 24 года, стал подростком. Джереми Сайсиль-Кира родился в то время, когда аутизм считался редким расстройством, незадолго до резкого роста числа диагнозов в США, который начался в 1990-х годах. «Никто нам ничего не рассказывал про подростковый возраст и аутизм», — говорит она.
Сегодня родителей детей с аутизмом подросткового или предподроскового возраста стало гораздо больше. Сайсиль-Кира пытается информировать их с помощью своих книг, выступлений и семинаров о расстройствах аутистического спектра (РАС).
Одна из распространенных жалоб, которые она слышит от родителей: состояние их детей с аутизмом ухудшилось с подростковым возрастом. Однако сама она считает это следствием недостаточного понимания.
«Подростки не становятся неуправляемыми, потому что у них обострился аутизм. Причина в том, что они подростки», — говорит Сайсиль-Кира, автор книги «Подростки в спектре аутизма». Все подростки начинают нуждаться в независимости, и подростки с аутизмом не исключение. Родители могут помочь им в этом: «Если вашему ребенку нужно визуальное расписание на день, например, то позвольте ему самому в какой-то степени контролировать свое расписание и самому планировать свой день с его помощью. И тогда он сможет побыть «неуправляемым», то есть настаивать на своем и принимать собственные решения».
Исследования аутизма в подростковом и взрослом возрасте до сих пор находятся в зачаточном состоянии. В одном исследовании говорится, что: «Очень мало известно о течении РАС у подростков и взрослых».
Аутизм — это широкий спектр, и подростковый возраст влияет на каждого ребенка по-своему. Если судить по последним исследованиям, то родители в целом могут ожидать следующего на пути их ребенка к взрослой жизни:
— Поведенческие улучшения у детей во всех частях спектра. Взрослые с аутизмом реже страдают от гиперактивности и раздражительности, у них реже встречается повторяющееся поведение (например, выстраивание предметов в ряд) и дезадаптивное (дисфункциональное) поведение, чем у детей с аутизмом.
— Улучшение жизненных навыков, таких как навык одеваться, обращаться с наличными деньгами или делать себе бутерброды.
Конечно, подростковый возраст связан с особыми трудностями. Подростковые годы при аутизме связаны с риском начала эпилептических припадков, хотя у большинства подростков с аутизмом все-таки нет эпилепсии. Детские нарушения сна могут сохраниться и в подростковом возрасте, когда бессонница и сонливость днем становятся большими проблемами. Очень часто среди подростков с аутизмом встречаются повышенная тревожность и тревожные расстройства.
Кроме того, разрыв между детьми с аутизмом и их ровесниками становится более заметным в подростковом возрасте из-за нарушений так называемой «исполнительной функции».
Что такое исполнительная функция?
«Если представить, что мозг — это оркестр, то исполнительная функция — это дирижер, которые гарантирует, что все работают совместно и должным образом», — поясняет нейропсихолог Майкл Розенталь из Института исследований детского мозга. Доктор Розенталь — автор нового исследования по проблемам исполнительной функции у детей с РАС и уровнем IQ от 70 и выше.
Люди задействуют исполнительные навыки, когда составляют планы, следят за временем, вспоминают о прошлом опыте и связывают его с настоящим, меняют маршрут, если не могут проехать по привычной дороге, обращаются за необходимой помощью, сохраняют самоконтроль и успешно работают в группе.
Такие обыденные занятия как покупка продуктов требуют множества исполнительных навыков, отмечает доктор Розенталь. Сначала нужны навыки «инициации действий», чтобы встать с дивана. Затем приходит время навыка «планирования и организации действий», чтобы определить, что именно вы должны купить. Для этого вы должны решить, сколько блюд вы собираетесь приготовить, и сколько у вас сейчас денег. А теперь представим, что вы решили, что купите груши, но в овощном отделе все груши оказались с гнильцой. Настало время навыка «когнитивной гибкости», который позволяет вам сказать себе: «Пожалуй, куплю яблоки вместо груш». Вам нужно «торможение», чтобы пройти мимо стойки с конфетами, а также «рабочая память», чтобы не забыть, что вы уже купили.
Как показало новое исследование, у подростков с аутизмом исполнительные навыки формируются гораздо медленнее. Особенно часто у них возникают проблемы с гибкостью, организацией, инициацией новых дел и рабочей памятью. «Для детей с аутизмом когнитивная гибкость — это основная проблема, и она остается проблемой по мере их взросления», — говорит доктор Розенталь.
Требования старших классов
При этом требования к подросткам значительно возрастают. К старшим классам от учеников ожидают, что они будут постоянно переходить в новые аудитории, следить за своими заданиями и учебниками для каждого урока, следовать сложным инструкциям, завершать проекты из нескольких фаз и вовремя сдавать домашнюю работу.
Эми Кифер, доктор наук и клинический психолог из Института Кеннеди Кригера, говорит, что школы и родители могут помочь подросткам, которым трудно даются планирование, организация и другие исполнительные навыки.
«Подростки в спектре аутизма потребуют большого объема дополнительной поддержки от семьи и школы», — говорит доктор Кифер. Эта поддержка может принимать разные формы: родители и учителя могут поддерживать систематическую коммуникацию, учителя могут проверять, что дети правильно записали все домашние задания, учителя могут помочь ученику с аутизмом выделить небольшие шаги для выполнения крупного проекта и проставить сроки для выполнения каждого шага.
В младших классах часто предоставляется такая поддержка с организацией, а также с социальными навыками. Однако такая помощь часто уменьшается или полностью исчезает в средних и старших классах, когда учеников считают более самостоятельными. «В целом, чем старше ваш класс, тем меньше у вас будет поддержки и страховки от учителей», — отмечает доктор Розенталь.
Это может вызывать проблемы. «Большинство детей в спектре аутизма нуждаются в такой же поддержке на протяжении всего школьного обучения», — говорит доктор Кифер.
Дома подростки могут нуждаться в помощи с домашними заданиями и повседневными делами, даже если они стремятся к большей независимости. Так называемое подростковое бунтарство создает особые проблемы для подростков, которые все еще нуждаются в большом объеме руководства, и чьи родители привыкли такое руководство предоставлять.
«Родителям таких детей очень трудно их «отпустить», и им трудно продолжать оставаться «помощником», так как дети начинают им сопротивляться», — говорит доктор Кифер. В таких случаях подростку может быть полезно работать с консультантом или психологом.
Подготовка к половому созреванию
Аутичные дети предподросткового и подросткового возраста нуждаются в большем объеме информации и руководстве, чем их сверстники, и в других областях. Это, в первую очередь, касается полового созревания и сексуального развития. Исследователь аутизма, Линн Керн Кегель, призывает родителей начинать учить своих детей вопросам полового созревания как можно раньше, «чтобы подготовить ребенка до того, как он или она испытает лишнее беспокойство из-за совершенно естественных изменений в своем теле».
Не предполагайте, что дети с РАС поймут, как стандартные школьные уроки о здоровье относятся к их собственной жизни, говорит доктор Кифер. «Я часто встречаю молодых людей и девушек, которые прекрасно знают все, что связано с биологическими аспектами репродукции, но они даже не представляют, какое отношение это имеет к ним, или как это связано с социальным и романтическим поведением, включая вопросы личной безопасности».
Дети с РАС не могут интуитивно понять, какая информация и телесные проявления должны скрываться, объясняет Сайсиль-Кира. Например, девочке-подростку могут понадобиться объяснения, что не надо обсуждать менструацию за обеденным столом.
Уход за собой и личная гигиена
Некоторые подростки могут нуждаться в напоминаниях о душе и бритье. Они могут не понимать связи между уходом за собой и социальным принятием, либо у них может отсутствовать социальная мотивация выглядеть аккуратно и хорошо пахнуть. «Их могут подвергать остракизму из-за проблем с личной гигиеной, но они могут не связывать одно с другим, либо им может недоставать навыков, чтобы решить эту проблему», — говорит доктор Кифер.
Сайсиль-Кира рекомендует провести детективное расследование, чтобы определить, что именно мешает вашему подростку принимать душ. Он понимает важность и принципы хорошей гигиены? У него есть сенсорные проблемы? Возможно, он не выносит, когда ему на голову льется в вода. В этом случае, говорит она: «Дайте ему ковш, чтобы мыть голову, так что он сможет контролировать поток воды».
Однако даже хорошая гигиена не сможет защитить от разочарований и неуверенности, которые всегда сопровождают подростковый возраст. Социальный мир подростков состоит из клик и стайной иерархии, он становится гораздо сложнее в старших классах. Плюс появляется мир свиданий с массой неписанных правил, и ученики с РАС могут чувствовать себя изгоями.
Проблемы с социальными и коммуникативными навыками являются основными факторами риска перед травлей. Исследование Интерактивной сети аутизма показало, что подростки с РАС подвергаются травле гораздо чаще, чем их братья и сестры без аутизма, и что пик травли приходится на 5-8 класс школы.
Поиск своего места в социальном мире
Даже если им удается избежать травли, многие подростки с РАС страдают от социальной изоляции. Крупное национальное исследование, проведенное в США среди подростков, получающих услуги коррекционного образования, показало, что ученики с РАС гораздо реже участвуют в социальных мероприятиях, чем подростки с речевыми и языковыми нарушениями, проблемами обучения или нарушениями интеллекта.
Более 40% подростков с РАС ни разу не встречались с друзьями вне школы. Половину подростков никогда не приглашали принять участие в каких-то совместных занятиях. 54% подростков с РАС никогда не звонил друг.
Маленькое исследование показало, что «социальная изоляция прогрессирует с возрастом для значительной доли молодых людей» с РАС в возрасте от 9 до 18 лет, и это не зависит от уровня интеллекта.
«Подростки говорят, что самое трудное в их жизни — это то, что у них нет друзей. Многие люди думают, что таким подросткам просто не нужны друзья, но это не так», — говорит Сайсиль-Кира.
Доктор Кифер отмечает, что многие подростки и молодые люди с РАС хотят, как минимум, принятия со стороны окружающих. «У них есть потребность в принятии, чтобы рядом были люди, которые хорошо к тебе относятся, с которыми у тебя есть общие интересы», — говорит она.
При аутизме часто встречаются «особые интересы», которые позволяют избежать социального взаимодействия, если подросток полностью погружен в свою любимую тему. «Однако если использовать их с умом, особые интересы могут стать инструментом для общения с другими людьми. Например, если этот интерес — компьютерные игры, то он часто позволяет мальчикам-подросткам находить общий язык», — говорит доктор Кифер.
Воспитание подростка — задача не из легких, но этот труд нельзя назвать неблагодарным, говорит Сайсиль-Кира. «Какие-то годы будут тяжелыми, но когда личность вашего ребенка начнет проявляться, это просто потрясающе», — считает она.
Сама Сайсиль-Кира продолжает постоянно узнавать что-то новое про своего сына, у которого есть небольшие навыки устной речи, и который может печатать на компьютере для общения. Недавно он начал рисовать и даже продавать некоторые из своих работ. «Никогда нельзя опускать руки, потому что в любой момент могут возникнуть новые возможности», — говорит она.