Агрессор в коллективе что делать
Дедовщина на работе: как противостоять моббингу?
Отношения с коллективом крайне сильно влияют на то, как человек будет относиться к своей работе.
Сложно любить работу, если с коллегами общение не задалось: постоянные конфликты, ссоры, игнорирование счастья не способны добавить.
Как побороть волнение в первый день на новой работе? Узнайте об этом из нашей статьи.
Общие сведения
Что такое буллинг и моббинг?
Существует масса видов буллинга, и самым обсуждаемым является школьный буллинг: травля, при которой школьный коллектив разделяется на «,жертв»,, «,агрессоров», и «,наблюдателей»,.
Первые страдают от вторых, а третьи становятся молчаливыми свидетелями и редко вмешиваются в происходящее.
При этом структура такой травли сходна со структурой, наблюдающейся в сообществах людей более младшего возраста: присутствуют и «,жертвы»,, и «,агрессоры»,, и «,наблюдатели»,, а иногда и «,спасатели»,.
Благодаря своим особенностям буллинг на рабочем месте обычно называется «,моббингом»,.
Цели при этом могут преследоваться разные, от желания развлечься, самоутвердиться до стремления заставить уволиться того, кто не нравится.
Согласно статистике, порядка 30-50% работников сталкиваются с различными проявлениями моббинга.
Особенности проявления
Моббинг, как и другие разновидности травли, может иметь разные степени тяжести: проявляется относительно мягко или, напротив, жестко, нанося глубокую психологическую травму жертвам.
Моббинг, как и буллинг в целом, принято делить на:
Часто горизонтальные типы буллинга присутствуют в рабочем коллективе потому, что это прямо или косвенно одобряется начальством.
Также некоторые действия босса способны спровоцировать возникновение травли.
Основные признаки моббинга со стороны босса и коллег:
Если такое мнение сформируется у того, кто способен в той или иной степени поддержать моббинг, давление на жертву усилится.
В некоторых случаях буллинг проявляется в крайне жестоких формах: над жертвой издеваются, могут портить ее вещи, даже избивать после работы.
Причины возникновения
Спровоцировать развитие травли могут некоторые особенности, присущие жертве:
Но ни одна из вышеупомянутых особенностей не является оправданием действий агрессоров.
Жертва может быть в какой-то мере виноватой лишь в одном случае: если она ведет себя крайне токсично, создает крайне дискомфортную обстановку в коллективе, издевается над какими-то сотрудниками и так далее, заставляя предпринимать ответные меры.
Причины травли, связанные с желаниями и чувствами агрессоров:
При определенных условиях жертвой моббинга может стать любой работник.
Можно ли предотвратить травлю?
Если руководство коллектива делает все возможное для того, чтобы в нем царила мирная обстановка, пресекает любые признаки травли, моббинга возможно избежать.
Жертва, столкнувшаяся с моббингом в коллективе, в котором тот является нормой, едва ли сможет что-то сделать. В лучшем случае агрессоры со временем переключатся на кого-то другого.
Ответы психологов
Как противостоять психологическому давлению на работе? Ответы на распространенные вопросы:
Также важно снимать напряжение после работы: гулять на улице, заниматься любимыми делами, медитировать.
Как себя вести, чтобы не допустить прессинга?
Люди, отказывающиеся от социальных контактов, могут насторожить окружающих, в дальнейшем это способно стать дополнительным поводом для моббинга.
Ни один из советов не способен сработать со стопроцентной вероятностью, потому что не жертва решает, возникнет травля или нет. Это решают агрессоры. Важно искать оптимальный баланс в отношениях с коллегами и при этом быть хорошим работником.
Лесть или игнор: 10 эффективных способов борьбы с буллингом на работе
Психологической травле подвергаются не только застенчивые школьники. Столкнуться с буллингом можно и в рабочем коллективе. Да что говорить, на агрессию и манипуляции жалуются даже звезды в Сети, ежедневно сталкивающиеся с критикой, а то и ненавистью в свой адрес. Как же бороться с агрессорами?
«Жертвами буллинга, как правило, становятся неуверенные в себе люди, те, у кого проблемы с коммуникацией, кому сложно отстаивать свои границы. В равной степени с этим явлением сталкиваются и мужчины, и женщины, – рассказывает клинический психолог Дарья Милай. – Но последние ведут игру более тонко. Они могут делать неприятные вещи за спиной, используя сплетни, насмешки, откровенную ложь. Мужчины по природе своей более прямолинейны и открыто выражают негативные эмоции. В любом случае последствия буллинга могут быть самыми печальными.
Во-первых, это социальная изолированность. Учитывая, что все мы – существа социальные, это в определенной степени равносильно смерти. Жертва буллинга всегда живет в стрессе. Часто возникают нарушения сна и аппетита, либо, наоборот, человек регулярно заедает стресс, что приводит к лишнему весу. Сюда может добавиться бессонница, постоянная усталость, повышается риск зависимости от алкоголя или даже наркотических веществ. Растет риск депрессивных симптомов, тревожных расстройств. Нередки случаи и суицидов. Мой совет как психолога однозначный – научиться отстаивать свои границы (читайте также: «Не потерять себя: как обозначить и защитить свои личные границы»). Говорить “нет” – это естественная потребность человека. Пока вы не научитесь этого делать, вас будут обижать. Так что придется меняться и выставлять свои границы». Какие же конкретные советы можно дать тем, кто оказался жертвой буллинга?
Как побороть агрессию
в коллективе
5 приемов психологической защиты от агрессии на работе.
Травля на рабочем месте, агрессивное поведение коллег или руководства может не просто испортить настроение, но и ухудшить качество жизни.
Как распознать и остановить агрессию? Перевели статью французского онлайн-ресурса Madame Le Figaro.
Что такое вербальная агрессия
Вербальная агрессия не менее разрушительна, чем физические атаки.
Она часто проявляется исподтишка, изо дня в день, и делает ваше пребывание в офисе невыносимым, — говорит Флоранс Бенишу, специалист по улучшению качества жизни на работе, генеральный менеджер коуч-центра Better Human Co.
Исследовательское агентство DARES при Министерстве труда Франции перечислило признаки словесной агрессии:
— унижающие достоинство замечания
— презрительное отношение
— непризнание труда
Мари Пезе, доктор психологических наук, консультант по улучшению рабочего климата отметила, что 30% сотрудников во Франции хотя бы раз испытывали подобное.
DARES обратило внимание, что агрессивное поведение чаще встречается в организациях, где:
— нет четких границ в графике работы и в отношениях в коллективе
— не хватает материальных ресурсов
— установлены жесткие рамки руководитель-подчиненный
Работники, испытывающие агрессию от коллег, чаще жалуются на проблемы со здоровьем, попадают в несчастные случаи на работе и берут отгулы.
Мари Пезе:
Напряженная обстановка на работе делает сотрудников более тревожными, и у некоторых тревога проявляется через агрессию. Люди, работающие в стрессовых условиях, проявляют агрессию на 66% чаще других.
Такое поведение часто усугубляется незнанием закона работодателями, которые должны препятствовать этому и дать отпор агрессору.
IDEWE Group, специалист в области профилактики подобных случаев на работе, провел опрос среди 45 000 французских работников. Он показал: каждый девятый работник сталкивается с оскорблениями, угрозами физического насилия или агрессией.
Сектор строительства, государственной службы и промышленности наиболее подвержен агрессии внутри коллектива (58,3% случаев). А сфере здравоохранения и образования более свойственна агрессия извне, в первую очередь от клиентов (64,9% и 57,4%).
Что делать, когда вы столкнулись с агрессией впервые
Мари Пезе советует реагировать сразу. Вы можете четко обозначить границу, сказав, что «Такое поведение неприемлемо». Или: «Мне не нравится подобная манера вести разговор, мне неудобно, не продолжайте».
Психолог рекомендует быть максимально убедительным: «Я чувствую, что меня оскорбили. Возможно, вы не собирались этого делать, но я вижу ситуацию именно так, и для меня это крайне неприятно».
Важно использовать «Я» («Я чувствую, что на меня напали»), а не обвинительное «Вы» («Вы оскорбили меня»).
Это не напоминает ответную агрессию, которая приведет к эскалации конфликта. К тому же, вы ясно дадите понять отношение к ситуации.
Что делать, когда агрессия повторяется
Поговорите об этом с коллегами, которым доверяете.
Сотрудники, против которых направлена агрессия, часто думают, что они единственные жертвы. Флоранс Бенишу отметил, что агрессия на рабочем месте обычно направлена против нескольких человек.
Чем больше вы будете говорить об этом, тем больше похожих историй услышите.
Используйте метод ОВПВ
Метод ОВПВ (DESC от фр. Description — Exprimer — Suggérer — Conclusion) — эффективный метод при общении с человеком, настроенным против вас агрессивно. Цель — описать переживание ситуации.
Он состоит из четырех этапов:
О — описание ситуации, в которой на вас напали, перечисление действий, совершаемых агрессором: «Вы кричите и стучите кулаком по моему столу»
В — выражение своих эмоций, используя «Я»: «Я чувствую угрозу»
П — предложение решить проблему: «Вы согласитесь потратить время на то, чтобы спокойно обсудить, что вас беспокоит?»
В — вывод, а именно описание того, что получит нападающий, если вы мирно разрешите ситуацию: «Так мы вместе найдем решение, которое устроит всех».
Ставте в известность
В первую очередь предупредите руководителя, если, конечно, не он является агрессором. Если вы слышите оскорбления от него, обратитесь к эйчару, прежде чем писать заявление и угрожать судом за оскорбление чести и достоинства.
Отдел кадров должен провести беседу с тем, кто выражает агрессию, и объяснить ему, чем грозит подобное поведение с точки зрения законодательства.
Весь бизнес-контент в удобном формате. Интервью, кейсы, лайфхаки корп. мира — в нашем телеграм-канале. Присоединяйтесь!
Если ваши слова подтвердятся, агрессора могут оштрафовать или уволить.
Вербальную агрессию доказать сложно. Поэтому важно сигнализировать о подобном как можно быстрее.
Используйте технику «туман»
Анн-Франсуаз Шаперон, клинический психолог, советует:
Агрессор часто критикует без конкретики. Сделайте то же самое. Используйте технику «туман», которая создаст своего рода защитный экран вокруг вас. Это позволит избежать мыслей в духе: «Я должен был ответить ему так-то, сказать вот что. ». Защищаясь от агрессора, сложно найти правильные ответы на замечания, когда вы чувствуете себя униженным и обороняющимся.
Например, на нападку агрессора: «Мы опять ни к чему не пришли!» вы можете ответить: «Как посмотреть», «Увидим», «Всякое бывает». Цель проста: не поддерживать бесплодную дискуссию и закончить с ней как можно скорее — любое продолжение вряд ли обернется в вашу пользу.
Оставайтесь в «коридоре»
Когда мы чувствуем угрозу, мы отвечаем на нее агрессивно или пассивно. По словам Анн-Франсуаз Шаперон, обе тактики не работают перед агрессором.
Пассивность — принятие неприятных замечаний без попыток защититься, усиливает чувство всевластия у нападающего.
Что же делать, если нельзя ни бежать, ни атаковать? Сохраняйте баланс между двумя линиями поведения, оставаясь в неком «коридоре». Будьте твердыми, уверенными и не показывайте страха.
Используйте дыхательные техники, чтобы снизить уровень волнения в таких разговорах.
Ищите союзников
Иногда важно признать бессилие перед агрессором, считает французская редакция журнала Psychologies.
«Говорить — значит действовать», — этот лозунг кампании по предотвращению жестокого обращения с детьми подходит и тем, кто столкнулся с агрессией на работе.
«Доверительные разговоры с друзьями и коллегами помогают справиться с чувством вины и растерянности, вызванными поведением агрессора. Называйте своего обидчика по имени и рассказывайте, как он ведет себя с вами».
Конечно, некоторые коллеги могут отрицать ваши чувства: «Ты преувеличиваешь, это всего лишь случайность, он не такой человек». Не отступайте: «Я понимаю, что вы можете этого не видеть, но я живу с этим».
В компаниях часто работают механизмы коллективного отказа, но все равно постарайтесь найти хотя бы одного союзника среди коллег. Эти люди станут вашими свидетелями, если дело дойдет до серьезного разбирательства.
Ничто не заменит поддержку команды. В случаях словесной агрессии часто именно коллеги жертвы предупреждают отдел кадров или руководство о происходящем.
«Взрослый» буллинг: что делать, если вас притесняют на работе
ВЫЖИВАНИЕ ИЗ КОЛЛЕКТИВА, ИЛИ «ВЗРОСЛЫЙ» БУЛЛИНГ
«Травле подвержены все коллективы — как детские, так и взрослые. Понятие буллинг чаще используют, когда говорят о школьной травле. Для „взрослого“ буллинга используется термин „моббинг“. Варианты проявления травли на работе — распространение ложных слухов, постоянная критика, утаивание информации, клевета, социальная изоляция», — рассказывает Наталия Щанкина, психолог Московской службы психологической помощи населению.
Существует два основных вида моббинга:
ПЯТЬ ЭТАПОВ РАЗВИТИЯ ТРАВЛИ НА РАБОТЕ
№ 1. Период напряжения или формирование предпосылок.
В коллективе ощущается сильное эмоциональное напряжение. Оно связано с ранее неразрешенным или скрытым конфликтом, либо общим неблагоприятным психологическом климатов в коллективе.
№ 2. Поиск жертвы для разрядки и снятия эмоционального напряжения.
Группа коллег или руководитель начинают проявлять агрессивное поведение в отношении своего сотрудника в виде недовольства, придирок, критики и обвинений.
№ 3. Фаза насилия.
Агрессивные выпады и насмешки становятся систематическими и привязываются к конкретному сотруднику. И уже не зависят от реальных поступков и результатов деятельности этого специалиста. У жертвы возникает чувство затравленности и ухудшается здоровье.
№ 4. Социальная изоляция.
Жертва полностью или частично изолируется от рабочих и корпоративных мероприятий, его не зовут на совместные обеды и чаепития. Работник не получает положительных оценок своим действиям. Он теряет ориентиры и становится все более беспомощным и неуверенным.
№ 5. Потеря рабочего места.
Чаще всего человек, подвергшийся длительной травле, увольняется и находит новую работу. Либо его просят написать заявление по собственному желанию.
ВОСЕМЬ ШАГОВ, КАК СПРАВИТЬСЯ С ТРАВЛЕЙ НА РАБОТЕ
Моббинг — это «заболевание группы». В идеале с ним нужно бороться системно и на уровне управленческих решений. Если этот вариант не подходит, то можно следуйте универсальным правилам.
Первое. Не позволяйте унижать себя, давайте отпор. Будьте доброжелательны, но при этом не заискивайте перед коллегами, чтобы всем понравиться. Будьте открыты, но не рассказывайте сразу всем о своих личных проблемах. Добросовестно выполняйте свои обязанности и не сплетничайте о других.
Второе. Если все-таки столкнулись с травлей, первое, что стоит сделать — это оценить собственные силы: хватит ли вам ресурсов для того, чтобы противостоять агрессии.
Третье. Научитесь не воспринимать травлю на свой счет. Скорее всего, это «болезнь» конкретного коллектива.
Четвертое. При предвзятом отношении со стороны шефа, постарайтесь перевести все задания и претензии к вам в письменную форму. Так будет сложнее обидчику завести вас в тупик.
Пятое. Не нарушайте границы других и не позволяйте нарушать свои: от банального обращения на «ты» и до повышения голоса на вас, или обсуждения ваших личных тем.
Шестое. Общаясь с руководителем, не теряйте нить разговора. Очень часто нападки происходят, не имея никакого отношения к делу.
Седьмое. Если вышеперечисленные способы не помогли, обратитесь к вышестоящему руководству. Не стыдитесь, того, что вам пришлось столкнуться с травлей. В такую ситуацию может попасть любой. Однако огласка часто способствует разрешению ситуации.
Восьмое. Если ситуация не меняется, стоит задуматься о смене работы. Травля всегда наносит сильный ущерб здоровью.
«ПОРТРЕТ» ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА-АГРЕССОРА
Это люди, которым важен контроль и проявление власти. Они не умеют справляться с собственной агрессией и находятся под постоянным внутренним напряжением. Единственный для них способ разрядки — это внешняя агрессия. Это их способ коммуникации. Такие люди могут быть действительно очень травмированными, когда-то в детстве и зачастую иметь все признаки психопатии.
В рабочем коллективе мотивы агрессора будут важнее, чем его психологические особенности. Не все агрессоры травят людей в коллективе. Для этого должна быть располагающая среда. Часто мотивом становится устранение конкурента, желание сделать жертву слабой и безвольной, и заставить уволиться. Также это может быть банальная зависть, соперничество, конкуренция, личная обида или месть, страх, что кто-то окажется лучше.
«БЕЛАЯ ВОРОНА», ИЛИ ЖЕРТВА ТРАВЛИ
«Белая ворона», «Не такой, как все» — зачастую именно к таким людям проявляется настороженное отношение в коллективе. Моббинг практически не возникает в тех группах, где люди работают «с нуля», где коллектив не делится на «своих» и «чужих». А вот в «психологическом болоте», если в нем появляется новичок с неординарными взглядами, внешностью, поведением, другой национальности, — вероятность проявления травли увеличивается в разы.
«Внутреннее напряжение в коллективе не может длится долго — обязательно требуется разрядка. Как только кто-то из сотрудников отличается поведением, внешностью или чем-то еще — это вызывает агрессию. Еще одна причина для травли — безделье. Если коллектив бьется над выполнением профессиональных задач, у него нет времени на «террор». Существует еще одно обстоятельство: есть люди просто неспособные держать «удар». Чаще всего у них заниженная самооценка, бесхарактерность, слабость и прочее. Такой сотрудник в прямом смысле слова «вызывает удар» на себя. Но в травле ответственность несут обе стороны конфликта. Может оказаться, что неприятие вызваны снобизмом нового коллеги, его гордыней или излишним стремлением к победам, — говорит заместитель директора Московской службы психологической помощи Ольга Тенн.
Агрессор в коллективе что делать
Коллега постоянно перебивает вас на совещаниях. Отпускает едкие комментарии. Говорит одно, а потом делает другое. В коридоре проходит мимо, не здороваясь. Когда же вы предлагаете ему обсудить это, изображает удивление, притворяясь, что никакой проблемы нет и вы все выдумали. Фух! Как же трудно работать с пассивно-агрессивными людьми!
Что можно сделать в такой ситуации? Как разобраться в сути проблемы, если коллега не хочет о ней говорить, но всем своим поведением демонстрирует недовольство? Делимся идеями из книги «HBR Guide. Эмоциональный интеллект».
Мнение экспертов
Пассивно-агрессивные реплики на деликатные темы или в случаях, когда о проблеме нельзя заявить прямо, в рабочем коллективе не редкость. «Время от времени все так делают», — утверждает коуч Эми Су.
Однако регулярное пассивно-агрессивное поведение — совсем другое дело. «Такие люди способны на что угодно ради получения желаемого, даже на ложь», — считает Энни Макки, основатель Института лидерства Teleos.
В таких случаях необходимы особые меры предосторожности, которые помогут вам и, надо надеяться, вашему противнику выполнить работу. Ниже — несколько полезных советов.
Не давайте вывести себя из равновесия
Если коллега притворяется, что ничего не происходит, или обвиняет вас в неадекватной реакции, как тут не разозлиться и не встать в оборонительную позицию! Но, по словам Макки, это не тот случай, когда клин клином вышибают. Сохраняйте хладнокровие.
Не теряйте самообладания. Источник
«Возможно, человек хочет вас спровоцировать на конфликт, чтобы потом вас же и обвинить, — поясняет Су. — Реагируя эмоционально, вы будете выглядеть — и чувствовать себя — глупо. Проявите себя как сильную личность».
Обдумайте вероятную причину такого поведения
Люди с укоренившимся пассивно-агрессивным поведением не всегда негодяи. Может быть, они просто не умеют общаться или боятся конфликтов.
Макки считает, что подобное поведение — это чаще всего способ «выразить эмоциональную позицию, не вступая в здоровое выяснение отношений».
В такой позиции есть и доля эгоцентризма. «Они ошибочно думают, что всем полагается знать об их чувствах и что их потребности и предпочтения важнее, чем у остальных», — объясняет Су.
Помните об этом, но не стремитесь выяснить все проблемы коллеги. «Воспринимайте его поведение как неумелое выражение эмоций в противовес конструктивному», — советует Су.
Признавайте свои ошибки
Скорее всего, в создавшейся ситуации есть и доля вашей вины. Подумайте, не являются ли какие-то ваши действия причиной пассивно-агрессивного поведения. «Признавайте свои ошибки», — учит Су.
Кроме того, убедитесь, что сами не поступаете аналогичным образом. «Такое случается даже с порядочными людьми, если они избегают каких-то действий и изливают эмоции травмирующим окружающих образом», — добавляет Су.
Смотрите на содержание, а не на форму
Вероятно, никому не хочется вставать на точку зрения коллеги, но попробовать стоит. Что он пытается выразить своими едкими комментариями? Почему на совещании соглашается с планом, а потом не выполняет его?
«Проанализируйте, что человек хочет до вас донести», — предлагает Макки. Может быть, он думает, что выбранный способ работы над проектом неудачен? Или не согласен с целями команды?
«Не все хотят и умеют публично излагать свои соображения», — считает Су. Распознав, какая проблема или вопрос кроются за выражением эмоций, вы сможете устранить причину.
Выясните основную проблему
Когда остынете и будете готовы к конструктивному разговору, обратитесь к коллеге еще раз. Скажите что-нибудь вроде: «Ты высказал дельное замечание во вчерашнем диалоге. Я понял тебя так…»
Помогите собеседнику выразить суть его беспокойства. «Пытаясь встать на его точку зрения, вы измените тон разговора», — объясняет Макки.
Постарайтесь найти настоящую причину недовольства коллеги. Источник
Обсуждайте только факты, не касаясь эмоций. «Не обращайте внимания на колкости, — советует Су, — иногда это просто способ быть услышанным».
Следите за речью
Какой бы оборот ни приняла беседа, не обвиняйте коллегу в пассивно-агрессивном поведении.
«Это только повредит делу», — уверена Макки. Су соглашается: «Это веское обвинение. Человека, уже стоящего в оборонительной позиции, оно только приведет в ярость. Не вешайте ярлыки и не судите».
Вместо этого Макки рекомендует припомнить, как проходили предыдущие разговоры с этим человеком и как они повлияли на вас и окружающих. Если на то есть основания, продемонстрируйте коллеге, как его поведение вредит важным для него вещам, например достижению целей коллектива.
Численное превосходство
Не обязательно разрешать проблему в одиночку. «Нормально поинтересоваться мнением других коллег, чтобы получить подтверждение, что вам все это не мерещится», — говорит Су.
Старайтесь вести разговор так, чтобы он выглядел конструктивной попыткой наладить взаимоотношения, а не сплетнями и злословием. Например: «Хочу спросить, что ты думаешь о замечании Сьюзан. Что она, по-твоему, имела в виду?».
Установите общие правила
«В коллективе можно установить правила здоровых отношений», — говорит Макки.
Договоритесь открыто высказывать недовольство и создавать модель честных взаимоотношений. Пусть все несут ответственность друг перед другом. Если проблемный коллега игнорирует соглашение, на совещании объявите, кто, что и когда должен делать, четко пропишите все действия.
Ответственность перед коллективом заставит капитулировать даже самых злостных нарушителей. Источник
Ищите помощи в трудных ситуациях
Если коллега продолжает регулярные нападки или мешает работать и окружающие подтверждают это, стоит принять более серьезные меры.
«Если у вас общий начальник, обратитесь к нему за помощью», — советует Макки. Скажите: «Многие замечали за Н такое поведение, и мне оно мешает выполнять работу». Но она предупреждает: «Разговаривать следует осмотрительно. Коллега может убедить начальника в своей правоте, или сам начальник предпочтет уйти от конфликта и делать вид, что ничего не замечает».
Защищайте себя
«Если ваши обязанности взаимосвязаны, следите за выполнением своей части работы и соблюдайте сроки, — рекомендует Су. — В переписке ставьте в копию других коллег. Не позволяйте этому человеку выступать от вашего имени и представлять вас на совещаниях и переговорах. После встреч записывайте все договоренности и план их выполнения».
Макки также предлагает вести записи: «Фиксируйте его действия, чтобы при необходимости предоставить примеры поведения. С фактами трудно спорить».
Лучше вообще избегать совместной работы с этим человеком и свести контакт к минимуму. Но если работать вместе все же приходится, то не оставайтесь наедине — на людях он, скорее всего, будет вести себя прилично.
Резюме
Запомните следующие правила.
Что делать
Чего не делать
Больше о том, как находить общий язык с коллегами, справляться со сложными ситуациями на работе и управлять собственными эмоциями, читайте в книге «HBR Guide. Эмоциональный интеллект»