Аиис тику это что
Автоматизированная информационно-измерительная система коммерческого учёта электроэнергии
Автоматизированная информационно-измерительная система коммерческого учёта электроэнергии (АИИС КУЭ, АСКУЭ) — совокупность аппаратных и программных средств, обеспечивающих дистанционный сбор, хранение и обработку данных об энергетических потоках в электросетях.
АИИС КУЭ необходима для автоматизации торговли электроэнергией. Также АИИС КУЭ выполняет технические функции контроля за режимами работы электрооборудования.
Содержание
Состав системы
Среди разработчиков АИИС КУЭ принято условное деление системы на нижний и верхний уровень. К нижнему уровню относится оборудование и микропрограммы, работающие непосредственно на объекте учёта. К верхнему уровню относится остальная часть системы, расположенная, как правило, в центре обработки данных и офисах контролирующей организации.
Информационно-измерительный комплекс
Информационно-вычислительный комплекс
Информационно-вычислительный комплекс (ИВК) — часть системы от электросчётчика до контролирующей организации. К ИВК относятся:
Коммуникационной средой между УСПД и серверами верхнего уровня может являться структурированная кабельная сеть, телефонная сеть с коммутируемыми каналами, Ethernet, GPRS/GSM, волоконно-оптическая связь, радиосвязь, или Интернет. Организация канала связи в коммуникационной среде осуществляется программными или аппаратными методами.
Под смежными пользователями информации о количестве потреблённой электроэнергии подразумеваются физические или юридические лица, имеющие право доступа к этой информации (например, потребитель и энергосбыт, сетевая и генерирующая организация и т. п.).
Функции системы
Области применения
На предприятиях-потребителях
Крупным потребителям электроэнергии (фабрикам, заводам, портам и т. п.) АИИС КУЭ даёт следующие преимущества:
В сетевых организациях
Сетевые организации с помощью АИИС КУЭ ведут учёт потерь энергии в трансформаторах и линиях электропередачи. Анализ данных, предоставляемых АИИС КУЭ, полезен также для определения перегруженных участков электросети и принятия решения об увеличении их пропускной способности.
В генерирующих организациях
Некоторые организации-производители электроэнергии предъявляют повышенные требования к частоте снятия показаний с электросчётчиков. Эти требования обоснованы необходимостью поддерживать оптимальные режимы работы оборудования и не допускать перерасхода энергоносителей. В том случае, когда невозможно ручное снятие показаний с требуемой частотой, единственным решением проблемы становится внедрение АИИС КУЭ.
В энергосбытовых организациях
АИИС КУЭ может быть использована энергосбытом не только для автоматизации выставления потребителям счетов за электроэнергию, но и для предотвращения конфликтов. Так как АИИС КУЭ может предоставлять одни и те же учтённые данные энергосбыту и потребителю одновременно, разногласия можно устранить до их перехода в конфликт.
Юридический аспект
АИИС КУЭ обязательно должна быть сертифицирована и внесена в государственный реестр средств измерений. Информация, учтённая системой, имеет статус коммерческой и может быть использована для разрешения финансовых споров в суде.
См. также
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Автоматизированная информационно-измерительная система коммерческого учёта электроэнергии» в других словарях:
автоматизированная информационно-измерительная система коммерческого учета электроэнергии (АИИС КУЭ) — 3.1.2 автоматизированная информационно измерительная система коммерческого учета электроэнергии (АИИС КУЭ) : Иерархическая распределенная автоматизированная система, представляющая собой совокупность специализированных, метрологи чески… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
система автоматизированная информационно-измерительная коммерческого учета электроэнергии (АИИС КУЭ) — 3.1.1 система автоматизированная информационно измерительная коммерческого учета электроэнергии (АИИС КУЭ) : Иерархическая распределенная автоматизированная система, представляющая собой совокупность специализированных, метрологи чески… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
система учета электроэнергии автоматизированная, информационно-измерительная (АИИС УЭ) — 3.1.1 система учета электроэнергии автоматизированная, информационно измерительная (АИИС УЭ) : Совокупность функционально объединенных информационно измерительных комплексов точек учета, информационно вычислительных комплексов электроустановок,… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Автоматизированная система контроля и учета энергоресурсов — Автоматизированная Система Коммерческого Учёта Электроэнергии АСКУЭ (в соответствие новому стандарту НП «АТС» автоматизированная информационно измерительная система АИИС) обеспечивает коммерческий учёт электроэнергии(мощности). Дополнение к… … Википедия
Система учета электроэнергии — совокупность измерительных комплексов, установленных на подстанциях. Источник: РД 153 34.3 09.166 00: Типовая программа проведения энергетических обследований подразделений электрических сетей АО эне … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
система — 4.48 система (system): Комбинация взаимодействующих элементов, организованных для достижения одной или нескольких поставленных целей. Примечание 1 Система может рассматриваться как продукт или предоставляемые им услуги. Примечание 2 На практике… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
система учета — 3.4 система учета: Совокупность организационно технических мер по учету ПУ, применяемых на уровне предприятия, организации, отрасли и т.д. Источник: ГОСТ Р 52326 2005: Устройства пломбировочные. Учет, контроль и утилизация оригинал документа … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
СТО 70238424.29.240.01.002-2012: Единая национальная электрическая сеть. Условия поставки электроэнергии для передачи. Нормы и требования — Терминология СТО 70238424.29.240.01.002 2012: Единая национальная электрическая сеть. Условия поставки электроэнергии для передачи. Нормы и требования: 3.1.2 владелец : физическое или юридическое лицо, владеющее правом на производственный объект … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
СТО 70238424.17.220.20.004-2011: Автоматизированные информационно-измерительные системы учета электроэнергии (АИИС УЭ). Организация эксплуатации и технического обслуживания. Нормы и требования — Терминология СТО 70238424.17.220.20.004 2011: Автоматизированные информационно измерительные системы учета электроэнергии (АИИС УЭ). Организация эксплуатации и технического обслуживания. Нормы и требования: 3.1.10 действительная метрологическая… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
МИ 2808-2003: Рекомендация. Государственная система обеспечения единства измерений. Количество электрической энергии. Методика выполнения измерений при распределении небалансов на оптовом рынке электрической энергии — Терминология МИ 2808 2003: Рекомендация. Государственная система обеспечения единства измерений. Количество электрической энергии. Методика выполнения измерений при распределении небалансов на оптовом рынке электрической энергии: 4.1.1.… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Александр Антонов: «За каждым ИТ-директором стоят его люди. Если команда работает, тогда все летает»
Александр Антонов
Одним из главных факторов влияния пандемии стал массовый переход сотрудников на удаленную работу и, как следствие, необходимость переместить внутренние бизнес-процессы и непосредственное оказание энергосбытовых услуг в онлайне. Какие задачи встали перед вашим ИТ-департаментом?
Мы и до пандемии уже использовали виртуализацию и предоставляли возможность дистанционной работы персоналу. Поэтому, когда было принято решение о переводе большого числа сотрудников на дистанционную работу у нас встала задача не выбора и внедрения нового решения, а расширения возможностей уже используемого. На первый план вышли задачи по оперативному увеличению вычислительных мощностей и расширению каналов передачи данных. Также много времени заняла подготовка сотрудников, так как кроме тех, кто уже работал в нашей системе, были те, кто увидел ее впервые. Мы выдавали сотрудникам для работы из дома офисную технику, а также помогали настроить терминальный доступ с домашних компьютеров, одновременно обучая их правилам удаленной работы. В техподдержку обрушился шквал звонков с вопросами по подключению, работе с приложениями и другим непривычным для домашних условий функциям. И конечно техподдержка стала «зашиваться», росло количество неотвеченных звонков, стал проседать SLA. Для решения этих задач мы укрепили первую и вторую линию поддержки персоналом, техническими специалистами из наших филиалов.
В целом мы реализовали механизм «единого окна» для предоставления пользователям безопасного доступа как к внутрикорпоративным приложениям, так и к виртуальным рабочим столам. Технология позволяет исключить прямое подключение пользователя внутрь корпоративной сети и свести к минимуму риск возникновения инцидентов ИБ.
Сейчас уже мы можем предоставить сотруднику заранее настроенный терминал для организации безопасного подключения к виртуальному рабочему месту из дома. Такие терминалы имеют полностью закрытый от изменения образ и в отличие от ПК и ноутбуков могут быть спокойно возвращены, либо заменены в случае неисправности и сводят к минимуму затрачиваемое на организацию удаленного рабочего места время.
Во многих семьях количество компьютеров меньше количества членов семьи. А работать и учиться надо всем. Как выходили из ситуации?
Как я уже упомянул, мы выдавали офисную технику, как новую, купленную в начале пандемии, так и ту, на которой сотрудники работали в офисе. Мы уточнили регламент, по которому мы готовили и передавали технику сотрудникам, понимая, что она покидает периметр компании, и принимали ее обратно. Поскольку персональные компьютеры покидали периметр компании, при возвращении они полностью очищались и на них типовой образ ставился с нуля. Это была одна из мер по обеспечению безопасности используемого оборудования внутри компании.
Пришлось ли менять регламенты или создавать новые?
У нас уже были разработаны необходимые регламенты для обеспечения работы удаленных сотрудников, мы просто расширили их на весь персонал.
При изменении формата работы на первый план выходят вопросы информационной безопасности. Как вы их решали? Входит ли блок ИБ в сферу вашей ответственности?
В моем ведении ИТ-служба и ЦИБ – центр информационной безопасности. Абсолютно отдельный блок, находящийся в прямом подчинении генеральному директору – служба безопасности, которая в том числе контролирует соблюдение правил распространения информации. Поэтому вся дистанционная работа визировалась как с нашей стороны, так и со стороны службы безопасности. Надо было держать на контроле тех, кто уходит на удалёнку, понимать, какой объем информации им доступен и какие права им предоставляются. Большая часть вопросов, связанных с ИБ была автоматизирована, было видно, кто, когда, как и с чем работает. Автоматизация помогала «подсветить» аномалии. Например, одним из самых частых инцидентов у пользователей при удаленной работе была ошибка ввода пароля, приводящая к блокировке учетной записи. Что, в свою очередь, требовало отдельного анализа от наших служб. Добавлю, что зафиксированных вторжений в период пандемии не было.
Пришлось ли сокращать бюджеты?
Было несколько сценариев развития событий, которые связывались с ситуацией на рынке и состоянием компании. В числе прочих был и сценарий с перераспределением бюджетов и ресурсов на другие направления. К счастью, он не случился, инвестиционные программы резать не пришлось, они были реализованы и мы за них отчитываемся. Затраты на ИТ не сократили.
В начале пандемии никто не знал, куда все пойдет, и некоторые компании покупали матрацы в офис на случай, если придется жить на работе.
Возможно, такие случаи и были в других компаниях, но в период неопределенности мы старались подготовиться к разным вариантам развития событий при этом делая основной упор на возможность удаленной работы сотрудников.
Нагрузка выросла в разы на вашу службу?
В группу «Т Плюс» входит сбытовое направление – «ЭнергосбыТ Плюс». В региональных разделах его сайта представлены разные сервисы для клиентов. Что они включают?
Сбыт имеет множество офисов, мы развиваем омниканальность. Запущены веб-сервисы, с помощью которых можно передать показания счетчиков, можно оплатить услуги, можно задать вопросы и получить ответы. Это обычная практика для компаний, которые работают с физическими лицами, с контрагентами. Есть чат-бот в Личном кабинете, есть и полноценный кол-центр. Есть также мобильные приложения «Мобильный инспектор» и «Мобильный контролер», предназначенное для техинспекций, сотрудники которой ходят по объектам, проверяя корректность показаний, подключений, целостность пломб, отсутствие несанкционированных врезок и др. Инспекторы фиксируют свое нахождение на объекте и в случае обнаружения нарушений, заносят их в приложение.
Расскажите о проекте «Цифровая станция».
Несколько лет назад вы делали систему единого биллинга. Как она сейчас функционирует?
Развивается. Появляются новые требования, вводятся новые алгоритмы, по которым рассчитываются электроэнергия и тепло. Она развивается географически, происходит подключение новых объектов, расширяется территория охвата. Эта система позволяет быстро и оперативно считать сколько и кем потребляется ресурсов и начислять суммы за это потребление в зависимости от тарифов, программ и алгоритмов, в нее заложенных.
Используете ли вы системы аналитики?
Конечно, мы используем BI, даем бизнесу возможность качественного анализа данных и принятия управленческих решений на его основе, формировать различные аналитические отчеты. Но самое интересное – это тренды и предиктивная аналитика. Они позволяют строить прогнозы развития в различных ситуациях при изменении разных параметров. Это в первую очередь нужно для трейдинга, который должен определять, сколько ресурсов мы должны отдать потребителям, исходя из наших мощностей и состояния оборудования.
Какие еще популярные ИТ-инструменты у вас есть?
Работаем с Big Data. Собираем, анализируем, структурируем информацию. Используется Интернет вещей как на станциях, ЦТП, так и на домовых приборах учета. Учимся применять нейросети для расчета режимов работы оборудования, анализа инцидентов в области ИБ и др.
Кто занимается разработкой?
Мы сами. Ведем разработку с использованием современных ИТ-решений на ИТ-платформах. У себя в штате держим архитекторов, аналитиков, ведущих разработчиков, тестировщиков и при нехватке ресурсов привлекаем аутсорсеров. Все разработки ведутся с применением системы менеджмента качества ISO 9001.
Что такое АИИС ТиКУ?
Расскажите про цифровую теплосеть. Что она собой представляет?
Это совокупность АИИС ТиКУ, безлюдных ЦТП и цифровых двойников. Модели как раз позволяют ставить режимы для источников теплоснабжения, насосных и ЦТП, чтобы обеспечить требуемые параметры качества теплоснабжения для каждого потребителя и минимизировать наши затраты. Также в эту совокупность входит единая SСADA в составе диспетчерских центров тепловых узлов.
Одним из основных трендов для российских энергетических компаний становится внедрение современных стратегий ТОРО. Есть ли эта стратегия у вас?
Год назад мы провели аудит бизнес-процессов ТОиР ТОРО и сформировали программу автоматизации на два года. На сегодняшний день мы используем модуль ТОРО в системе SAP, но планируем его расширять с целью приведения процессов ТОиР к национальному стандарту Российской Федерации ГОСТ Р55.0.01 «Управление активами». Сейчас проект в стадии подготовки.
В 2020-м в энергетике активно развивались цифровой документооборот и автоматизация бизнес- и производственных процессов. Как обстоят дела в «Т Плюс»?
Мы работаем с электронными документами уже несколько лет и все компании холдинга переведены на электронный документооборот. А год назад мы начали проект по внедрению ЭДО с внешними контрагентами: документы и счета-фактуры уже идут в электронном виде, а в 2021-м планируем перейти на электронное подписание договоров.
Также одной из поставленных перед нами задач была каталогизация и паспортизация всего производственного оборудования. Сейчас уже нет необходимости работать с бумажными документами, вся информация ведется в электронном виде, подписывается ЭЦП и доступна в любой момент времени.
В 2020 году с основными банками мы перешли на электронный обмен документами по технологии Host2host и перевели на ЭДО все взаимодействия в рамках оптового рынка электрической энергии и мощности (ОРЭМ).
Не остались без внимания и полная автоматизация процессов в части управления закупочной деятельности, управления запасами, а также финансы.
Бытует мнение, что айтишники во многих компаниях стали чуть ли не богами. Во многом благодаря вам бизнес не рухнул. Легче ли стало получать согласие на какие-то решения у руководства?
Да, легче и быстрее. У нас так пошла программа цифровой трансформации. Мы сформировали концепцию, о которой я вам рассказал, согласовали ее, выделили бюджет и определили дорожную карту. Я надеюсь, что мы эту программу реализуем в полном объеме и с согласованными эффектами для компании.
«Т Плюс» внедряет систему контроля за расходом тепловой энергии
Коми филиал «Т Плюс» начал внедрение автоматизированной информационно-измерительной системы технологического и коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя (АИИС ТиКУ). Она обеспечит полный контроль за состоянием тепловых сетей, балансом отпускаемого и потребляемого объема энергоресурса.
Система также позволит свести к минимуму тепловые потери при транспортировке теплоносителя за счет оперативного выявления дефектов на сетях. На реализацию проекта будет направлено свыше 150 млн. рублей. Завершить работы планируется в IV квартале.
Проект предполагает установку приборов учета, оснащенных устройствами передачи данных, на всем протяжении тепловых сетей: от теплоисточников до границ с зоной ответственности конечного потребителя. Это позволит отслеживать все параметры теплоносителя, включая расход, температуру, давление. Оперативные данные будут стекаться в единое «облачное» хранилище и проходить обработку с помощью специального программного продукта.
Параллельно с внедрением АИИС ТиКУ идет работа по установке устройств для дистанционного сбора и передачи данных на общедомовых приборах учета у потребителей тепловой энергии: в жилых домах, бюджетных учреждениях. Данную часть проекта реализует АО «Коми энергосбытовая компания» в рамках агентских отношений с ПАО «Т Плюс».
Система автоматизированная информационно-измерительная коммерческого учета электроэнергии (АИИС КУЭ) АО «ТИКО-ПЛАСТИК»
Скачать
83580-21: Описание типа СИ | Скачать | 279.6 КБ | 83580-21: Методика поверки МП СМО-1709-2021 | Скачать | 13.7 MБ |
Информация по Госреестру
Основные данные | |
---|---|
Номер по Госреестру | 83580-21 |
Наименование | Система автоматизированная информационно-измерительная коммерческого учета электроэнергии (АИИС КУЭ) АО «ТИКО-ПЛАСТИК» |
Межповерочный интервал / Периодичность поверки | 4 года |
Страна-производитель | РОССИЯ |
Срок свидетельства (Или заводской номер) | 881.1 |
Производитель / Заявитель
Общество с ограниченной ответственностью «ВН-Энерготрейд» (ООО «ВН-Энерготрейд»), Московская обл., г. Чехов
Назначение
Описание
АИИС КУЭ представляет собой многофункциональную, двухуровневую автоматизированную систему с централизованным управлением и распределённой функцией измерений.
АИИС КУЭ включает в себя следующие уровни:
Первичные токи и напряжения трансформируются измерительными трансформаторами в аналоговые сигналы низкого уровня, которые по проводным линиям связи поступают на соответствующие входы электронного счетчика электрической энергии. В счетчике мгновенные значения аналоговых сигналов преобразуются в цифровой сигнал. По мгновенным значениям силы электрического тока и напряжения в микропроцессоре счетчика вычисляются мгновенные значения активной и полной мощности, которые усредняются за период 0,02 с. Средняя за период реактивная мощность вычисляется по средним за период значениям активной и полной мощности.
Электрическая энергия, как интеграл по времени от средней за период 0,02 с мощности, вычисляется для интервалов времени 30 мин.
Средняя активная (реактивная) электрическая мощность вычисляется как среднее значение мощности на интервале времени усреднения 30 мин.
Цифровой сигнал с выходов счетчиков поступает на сервер БД, где осуществляется вычисление электроэнергии и мощности с учетом коэффициентов трансформации ТТ и ТН, хранение измерительной информации.
АРМ субъекта ОРЭМ по сети Internet с использованием электронной подписи (ЭП) раз в сутки формирует и отправляет с помощью электронной почты по каналу связи по протоколу TCP/IP отчеты с результатами измерений в формате XML в АО «АТС», филиал АО «СО ЕЭС» РДУ и всем заинтересованным субъектам ОРЭМ.
Журналы событий счетчиков электроэнергии отражают время (дату, часы, минуты, секунды) коррекции часов указанных устройств.
Журналы событий сервера БД отражают время (дата, часы, минуты, секунды) коррекции часов указанных устройств и расхождение времени в секундах корректируемого и корректирующего устройств в момент, непосредственно предшествующий корректировке.
Нанесение знака поверки на средство измерений не предусмотрено.
Заводской номер наносится на титульные листы эксплуатационной документации на АИИС КУЭ типографским способом.
Программное обеспечение
В АИИС КУЭ используется ПО «Пирамида 2000», в состав которого входят модули, указанные в таблице 1. ПО «Пирамида 2000» обеспечивает защиту программного обеспечения и измерительной информации паролями в соответствии с правами доступа. Средством защиты данных при передаче является кодирование данных, обеспечиваемое программными средствами ПО «Пирамида 2000».
Идентификационное наименование ПО
Номер версии (идентификационный номер) ПО
Цифровой идентификатор ПО
Алгоритм вычисления цифрового идентификатора ПО
Система удаленного сбора данных с ОДПУ тепловой энергии помогает снижать потери и повышать качество расчетов
АИИС ТиКУ обретает популярность среди УК, ТСЖ и бюджетных организаций Кирова и Кирово-Чепецка
Данная система, единая для всех филиалов и управляемых обществ ПАО «Т Плюс» реализована на базе программного обеспечения фирмы «Элдис» (г. Санкт-Петербург). Система позволяет обеспечить дистанционный сбор данных, их хранение, а также постоянный гарантированный доступ к собранной информации.
Доступ к информации в объеме ежемесячного отчета (посуточные данные) предоставляется круглосуточно и бесплатно для УК, ТСЖ и бюджетных организаций. Подключение узлов учета многоквартирных домов и нежилых зданий к системе сбора данных АО «ЭнергосбыТ Плюс» возможно по нескольким вариантам, в зависимости от используемого оборудования.
При наличии у клиента устройства сбора и передачи данных (модема) все затраты связанные с организацией связи ПАО «Т Плюс» готово взять на себя для этого необходимо заменить имеющуюся SIM карту на SIM карту, предоставляемую АО «ЭнергосбыТ Плюс». При отсутствии на объекте теплоснабжения модема или устройства сбора и передачи данных (УСПД) возможен вариант установки данного оборудования за счет АО «ЭнергосбыТ Плюс»
Внедрение системы дистанционного сбора данных позволит исключить необходимость предоставления ежемесячных отчетов в бумажном виде.
Среди подключившихся к АИИС ТиКУ такие крупные управляющие компании, как ООО «Паритет», ООО «Мегаполис», ООО «Промжилсервис», ООО «Актив – Комфорт».
Ведется работа по подключению объектов ООО «УК Ленинского района», ООО «АКОР», ООО «УЖХ». Кроме вышеуказанных организаций, к системе активно подключаются ТСЖ и бюджетные организации.
ПАО «Т Плюс» и АО «ЭнергосбыТ Плюс» предлагают всем потребителям тепловой энергии в Кирове и Кирово-Чепецке подключиться к данной системе в целях обеспечения надежного и бесперебойного теплоснабжения объектов.