Аип авиация что это такое

Сборник аэронавигационной информации ( AIP )

Информация некоторых видов, обрабатываемая САИ, не подвергается частым изменениям, и ее лучше всего выпускать в форме руководства. Сюда относится информация, касающаяся физических характеристик аэродрома и связанных с ним средств, типа и места расположения навигационных средств на маршрутах, организации воздушного движения, связного и метеорологического обеспечения и основных процедур, относящихся к этим средствам и службам.

В документах ИКАО содержится требование о выпуске такого руководства, известного как сборник аэронавигационной информации, в качестве основного элемента объединенного пакета аэронавигационной информации.

AIP РФ является государственным документом, право на издание которого делегировано ЦАИ ГА от Федерального агентства воздушного транспорта РФ.

AIP содержит полную информацию, необходимую для безаварийного выполнения полетов иностранными экипажами в воздушном пространстве России, а также требования ОВД, таможенного, пограничного и санитарного контроля и различные административные формальности.

Кроме того, по соглашению с рядом стран ближнего зарубежья, сюда включена вся аэронавигационная информация, этих стран.

АИП России состоит из:

> книга 1 «Международные аэродромы Российской Федерации». Содержит информацию по международным аэродромам, маршрутам обслуживания воздушного движения открытым для международных полетов (международным воздушным трассам, маршрутам зональной навигации, местным воздушным линиям открытым для международных полетов) Российской Федерации. Предназначена для международной рассылки. Издается на русском и английском языках.

Примечание. АИП России книга 1 содержит аэронавигационную информацию государств: Республика Таджикистан, Туркменистан, о чем указывается на титульном листе и в оглавлении.

> книга 2 «Аэродромы Российской Федерации класса А, Б, В (кроме международных)». Содержит информацию по аэродромам класса А, Б, В гражданской авиации, экспериментальной авиации (за исключением аэродромов, не подлежащих открытому опубликованию), а также совместного базирования, маршрутам обслуживания воздушного движения (воздушным трассам, маршрутам зональной навигации) Российской Федерации, в том числе не открытых для международных полетов. Издается на русском и английском языках.

> книга 3 «Аэродромы, вертодромы и посадочные площадки государственной и экспериментальной авиации Российской Федерации». Содержит информацию по аэродромам государственной авиации, экспериментальной авиации (не подлежащую открытому опубликованию) и маршрутам обслуживания воздушного движения (воздушным трассам, маршрутам зональной навигации, местным воздушным линиям) Российской Федерации, в том числе не открытых для международных полетов. Издается на русском языке. Не подлежит открытому опубликованию.

Все книги имеют одинаковую структуру и форму, отличаются только объемом содержащейся в них информации, которая определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Каждая книга АИП России является самостоятельным документом и состоит из трех частей:

Общие положения (GEN)Национальные правила и требования Таблицы и коды Обслуживание Аэродромные сборы и сборы за аэронавигационное обслуживание
Маршруты (ENR)Общие правила и процедуры Воздушное пространство ОВД Маршруты ОВД Радионавигационные средства/системы Аэронавигационные предупреждения Маршрутные карты
Аэродромы (AD)Введение к аэродромам Аэродромы

Аип авиация что это такое. h. Аип авиация что это такое фото. Аип авиация что это такое-h. картинка Аип авиация что это такое. картинка h

Произошедшие изменения ежемесячно издаются и рассылаются всем потребителям в виде Поправок к AIP, дополнений к AIP, НОТАМ, Циркуляров, а также сводок НОТАМ.

В соответствии с Приложением 15 к ЧК « Службы аэронавигационной информации» информация в АИП размещается на листах формата А-4, что делает неудобным его использование на борту ВС, а кроме того, в него включается информация, которая в ряде случаев не представляет интереса при выполнении полетов. Поскольку при выполнении международных полетов ВС часто пересекает территории нескольких государств, то становится очевидным, что использование на борту нескольких сборников АИП является нецелесообразным. Учитывая это государства, а в ряде случаев и крупные авиакомпании, на основе информации, включаемой в АИП государств, издают свои маршрутные сборники аэронавигационной информации, в которые входит информация, скомпонованная по регионам полетов или по конкретным воздушным линиям. Кроме того, ряд государств (например, Россия, США, Канада и др.) издают сборники с информацией, необходимой летному экипажу при выполнении полетов внутри государства. Например, Россия издает для своей территории четыре сборника: 11, 14, 15, 16.

Региональные сборники аэронавигационной информации, издаваемые «ЦАИ» (5 международных и 6 федеральных), содержат сведения постоянного и временного (более 3-х месяцев) характера по аэродромам, воздушным трассам, радиотехническим средствам управления и посадки, метеоминимумам аэродромов, находящихся на территории Российской Федерации, стран СНГ и дальнего зарубежья.

Международные Сборники Информация в сборниках обновляется в соответствии с циклами AIRAC1 СНГ и страны Восточной Европы Сборник содержит информацию по 79 аэродромам России и стран СНГ, а также 24 аэродромам стран Восточной Европы.2 Страны Западной Европы Сборник содержит информацию по 48 аэродромам стран Западной Европы.3 Атлантика и Страны Америки Сборник содержит информацию по 18 аэродромам Атлантики и стран Америки.4 Страны Африки и Ближнего Востока. Сборник содержит информацию по 35 аэродромам стран Африки и Ближнего Востока.5 Ближний Восток, Юго-Восточная Азия, Дальний Восток Сборник содержит информацию по 47 аэродромам стран Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, Дальнего Востока.
Федеральные сборники Информация в сборниках обновляется в соответствии с циклами AIRAC11 Европейская часть РФ Сборник содержит информацию по 75 аэродромам Российской Федерации.12 Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Украина Сборник содержит информацию по 52 аэродромам Азербайджана, Армении, Беларуси, Грузии и Украины.13 Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан Сборник содержит информацию по 50 аэродромам Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана.14 Урал и Западная Сибирь РФ Сборник содержит информацию по 48 аэродромам Российской Федерации.15 Восточная Сибирь и Дальний Восток РФ Сборник содержит информацию по 37 аэродромам Российской Федерации.16 Аэродромы класса Г, Д, Е, вертодромы и посадочные площадки РФ Сборник содержит информацию по аэродромам класса Г, Д, Е, вертодромам, посадочным площадкам.

Помимо региональных сборников аэронавигационной информации «ЦАИ» осуществляет публикацию именных сборников для отдельных авиакомпаний в той комплектации, которая отвечает запросам (требованиям) этих авиакомпаний.

В каждом сборнике имеется вся действующая аэронавигационная информация по аэродромам охватываемого им региона. Кроме этого, в сборники включаются требования различных служб, действующих на территории указанных государств, а также данные о гостиницах, телефоны авиакомпаний, другая информация, необходимая для экипажей воздушных судов.

Схемы процедур полетов представлены в удобной графической форме. Созданные с использованием современных компьютерных технологий они гарантировано точно передают процедуры полетов, предписанные соответствующими полномочными авиационными органами.
Все сборники выполнены в эргономичной, износоустойчивой обложке, с высококачественными стальными замками, позволяющими легко заменять устаревшие листы поправками. Полная, ясная и понятная информация представлена в формате максимально удобном для использования во время подготовки и осуществления полета. Наличие разделительных листов из тонкого пластика и специальных карманов для радионавигационных карт значительно ускоряет процедуру поиска требуемой информации. Все сборники и карты, издаваемые «ЦАИ», обеспечиваются регулярными поправками (международные раз в неделю, федеральные раз в месяц), которые готовятся на основании материалов, получаемых «ЦАИ» от официальных полномочных государственных авиационных органов. В рамках проекта «Аэропорт-Оптима» все сборники выпускаются также и в электронном виде.
Все сборники содержат следующие разделы:
 Предисловие к сборнику  Бюллетень  Общий раздел  Таблицы  УВД  Радиоданные Метео  Государственные требования  Аварийные процедуры  Данные аэропортов  Аэродромы
В настоящее время сборники «ЦАИ» полностью соответствуют Стандартам и Рекомендуемой практике ИКАО. Публикуемая информация идентична данным, представленным в АИП РФ и СНГ, иностранных государств, аэропорты которых включены в сборники, и являются основными документами аэронавигационной информации при обеспечении полетов на международном и федеральном уровнях экипажами воздушных судов РФ и СНГ.

Поправки к AIP

Поправки к AIP выпускаются в том случае, когда новая информация вызывает необходимость внесения изменения и дополнения к уже содержащейся в AIP информации.

Дополнения к AIP

Временные изменения долгосрочного характера (3 месяца или более) или изменения, требующие выпуска обширного текста и/или графического материала, сказывающихся на содержании AIP, публикуются и распространяются в виде дополнений к AIP.

NOTAM

Некоторые виды информации касаются изменений в работе средств и служб, которые носят временный или непродолжительный характер (менее 3 месяца). К тому же иногда о важных с эксплуатационной точки зрения изменениях временного или постоянного характера необходимо сообщить без предварительного уведомления. Например, может возникнуть необходимость закрыть ВПП в связи с проведением строительных работ на аэродроме, отключить на день-два какое-либо радионавигационное средство на модернизацию или техническое обслуживание или же полностью снять с эксплуатации какое-либо визуальное средство. Информация такого рода выпускается в форме извещения, которое называется «NOTAM» и распространяется по каналам авиационной фиксированной службы (AFS) незамедлительно.

NOTAM может быть следующих видов:

÷ NOTAM;

÷ SNOWTAM – NOTAM I класса специальной серии, уведомляющий по установленному формату о существовании или ликвидации опасных условий, вызванных наличием снега, льда, слякоти или стоячей воды, образовавшейся в результате таяния снега, льда и слякоти на рабочей площади аэродрома. Среди летного состава в отношении SNOWTAM используется слово «снежный» NOTAM.

÷ ASHTAM – NOTAM специальной серии, содержащий представленную в особом формате информацию об изменении вулканической деятельности, о вулканическом извержении и/или облаке вулканического пепла, имеющую важное значение для производства полетов воздушных судов.

Серии NOTAM обычно обозначаются буквами латинского алфавита:

А – NOTAM, содержащий информацию для полетов на дальние и средние расстояния, с выборочной международной рассылкой;

В – NOTAM, содержащий полную информацию о всех аэродромах/ вертодромах, средствах и процедурах, использующихся при полетах международной ГА, с международной рассылкой только в соседние государства;

С – NOTAM, содержащий информацию для ВС, не относящихся к международ- ной ГА, с рассылкой только внутри данного государства;

S – NOTAM, содержащий информацию о наличии или устранении опасных условий, вызванных наличием снега, слякоти или льда на покрытиях аэродрома или стоячей воды, связанную с такими условиями.

NOTAM присваивается порядковый номер, последовательно возрастающий на протяжении календарного года. Например А0503/13, В0045/14, где А, В – обозначение серии, 0503, 0045 – порядковый номер, 13,14 – год издания.

Извещение в форме NOTAM может иметь последнюю букву в виде: N, R и C.

NOTAMN – указывает, что NOTAM содержит новую информацию (NEW).

NOTAMR – сообщение касается NOTAM, заменяющего (Replace) предыдущий NOTAM, с указанием серии, номера/года заменяемого NOTAM. Например, А0125/13 NOTAMR А0120/13.

NOTAMC – сообщение касается NOTAM, отменяющего (Сancel) предыдущий NOTAM, с указанием серии, номера/года отменяемого NOTAM. Например, А0935/14 NOTAMC А0893/14.

Аип авиация что это такое. t. Аип авиация что это такое фото. Аип авиация что это такое-t. картинка Аип авиация что это такое. картинка t

Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 2105; Нарушение авторского права страницы

Источник

Аип авиация что это такое

Аип авиация что это такое. tr. Аип авиация что это такое фото. Аип авиация что это такое-tr. картинка Аип авиация что это такое. картинка tr

Аип авиация что это такое. tr. Аип авиация что это такое фото. Аип авиация что это такое-tr. картинка Аип авиация что это такое. картинка trАип авиация что это такое. tr. Аип авиация что это такое фото. Аип авиация что это такое-tr. картинка Аип авиация что это такое. картинка trАип авиация что это такое. tr. Аип авиация что это такое фото. Аип авиация что это такое-tr. картинка Аип авиация что это такое. картинка trАип авиация что это такое. tr. Аип авиация что это такое фото. Аип авиация что это такое-tr. картинка Аип авиация что это такое. картинка trАип авиация что это такое. tr. Аип авиация что это такое фото. Аип авиация что это такое-tr. картинка Аип авиация что это такое. картинка trАип авиация что это такое. tr. Аип авиация что это такое фото. Аип авиация что это такое-tr. картинка Аип авиация что это такое. картинка trАип авиация что это такое. tr. Аип авиация что это такое фото. Аип авиация что это такое-tr. картинка Аип авиация что это такое. картинка trАип авиация что это такое. tr. Аип авиация что это такое фото. Аип авиация что это такое-tr. картинка Аип авиация что это такое. картинка trАип авиация что это такое. tr. Аип авиация что это такое фото. Аип авиация что это такое-tr. картинка Аип авиация что это такое. картинка trАип авиация что это такое. tr. Аип авиация что это такое фото. Аип авиация что это такое-tr. картинка Аип авиация что это такое. картинка trАип авиация что это такое. tr. Аип авиация что это такое фото. Аип авиация что это такое-tr. картинка Аип авиация что это такое. картинка trАип авиация что это такое. tr. Аип авиация что это такое фото. Аип авиация что это такое-tr. картинка Аип авиация что это такое. картинка trАип авиация что это такое. tr. Аип авиация что это такое фото. Аип авиация что это такое-tr. картинка Аип авиация что это такое. картинка trАип авиация что это такое. tr. Аип авиация что это такое фото. Аип авиация что это такое-tr. картинка Аип авиация что это такое. картинка trАип авиация что это такое. tr. Аип авиация что это такое фото. Аип авиация что это такое-tr. картинка Аип авиация что это такое. картинка trАип авиация что это такое. tr. Аип авиация что это такое фото. Аип авиация что это такое-tr. картинка Аип авиация что это такое. картинка trАип авиация что это такое. tr. Аип авиация что это такое фото. Аип авиация что это такое-tr. картинка Аип авиация что это такое. картинка trАип авиация что это такое. tr. Аип авиация что это такое фото. Аип авиация что это такое-tr. картинка Аип авиация что это такое. картинка tr

Аип авиация что это такое. tr. Аип авиация что это такое фото. Аип авиация что это такое-tr. картинка Аип авиация что это такое. картинка tr

Аип авиация что это такое. tr. Аип авиация что это такое фото. Аип авиация что это такое-tr. картинка Аип авиация что это такое. картинка trАип авиация что это такое. m resend. Аип авиация что это такое фото. Аип авиация что это такое-m resend. картинка Аип авиация что это такое. картинка m resendАип авиация что это такое. m print. Аип авиация что это такое фото. Аип авиация что это такое-m print. картинка Аип авиация что это такое. картинка m print

Аип авиация что это такое. 26. Аип авиация что это такое фото. Аип авиация что это такое-26. картинка Аип авиация что это такое. картинка 26Анатолий Липин
Доцент кафедры Аэронавигации Санкт-Петербургского государственного университета ГА

Эксперт » A viation EX plorer»

Аип авиация что это такое. tr. Аип авиация что это такое фото. Аип авиация что это такое-tr. картинка Аип авиация что это такое. картинка tr

По мере увеличения авиаперевозок для повышения безопасности полетов возрастали требования к объему и качеству АНИ. В AIP государства включается информация как необходимая для производства полетов, так и так которая носит общий характер и в полете не нужна. С годами объем AIP, издаваемый в формате А4 увеличивался. К примеру, AIP России, книга 1, для аэродромов гражданской авиации издается в трех томах и весит более 12 кг.

Вполне понятно, что использовать AIP в полете неудобно. А при выполнении международных полетов использовать на борту ВС AIP нескольких стран не реально. Производители АНИ понимая эту проблему издают АНИ в компактном виде (размер листа формата А5) с разными названиями: AIRWAY MANUAL, AERAD IFR Manual (современное название UK Touring Flight Guide), Lido/RouteManual.

В ФАП-128 [1] представлено (выдержка с сокращением):

«Судовые документы

5.68. На воздушном судне должны находиться следующие документы, которые члены экипажа воздушного судна предъявляют по требованию уполномоченных должностных лиц:

свидетельство о государственной регистрации;

сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам);

актуализированные сборники аэронавигационной информации;

аэронавигационные (полетные) карты на бумажных и (или) электронных носителях;

Возникает вопрос, о каком актуализированном сборнике аэронавигационной информации идет речь? Обратимся к документам.

Выдержка из Приказа Минтранса России от 31.10.2014 г. N 305 «Об утверждении порядка разработки и правил предоставления аэронавигационной информации»:

«33. Орган аэронавигационной информации издает следующие документы, содержащие официальную аэронавигационную информацию, официальные аэронавигационные данные:

АИП России, включая поправки к ним;

Дополнения к АИП России;

Сборник маршрутов обслуживания воздушного движения Российской Федерации;

Сборник четырехбуквенных указателей (индексов) местоположения аэродромов, полигонов и посадочных площадок;

Сборник искусственных препятствий (объектов высотного строительства) Российской Федерации;

Сборники аэронавигационной информации, включая поправки к ним;

AIC и контрольные перечни AIC;

NOTAM и контрольные перечни действующих NOTAM».

В документе: «О реализации полномочий Росавиации во исполнение положений Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 31.10.2014 N 305 «Об утверждении порядка разработки и правил предоставления аэронавигационной информации», приказа Росавиации от 05.08.2015 г. N 478» имеется пункт (дано с сокращением):

«3. Федеральному государственному унитарному предприятию «Центр аэронавигационной информации»:

осуществлять сбор, обработку исходных аэронавигационных данных, исходной аэронавигационной информации, хранение и распространение официальных аэронавигационных данных, официальной аэронавигационной информации для обеспечения полетов воздушных судов на территории Российской Федерации и за ее пределами, где ответственность за организацию воздушного движения возложена на Российскую Федерацию;

проверять и регистрировать исходные аэронавигационные данные, исходную аэронавигационную информацию для включения в АИП России (поправки и дополнения к АИП России), извещения, передаваемого по каналам связи и содержащего информацию о состоянии аэронавигационного оборудования, элементов структуры воздушного пространства, своевременное предупреждение о котором имеет важное значение для персонала, связанного с выполнением полетов воздушных судов, а также иную аэронавигационную информацию (NOTAM) и циркуляры аэронавигационной информации (AIC);

издавать документы аэронавигационной информации и обеспечивать пользователей воздушного пространства:

— АИП России, включая поправки к ним;

— дополнениями к АИП России;

— AIC и контрольными перечнями AIC;

— NOTAM и контрольными перечнями действующих NOTAM;

— Сборником маршрутов обслуживания воздушного движения Российской Федерации;

— Сборником четырехбуквенных указателей (индексов) местоположения аэродромов, полигонов и посадочных площадок;

— Сборником искусственных препятствий (объектов высотного строительства) Российской Федерации;

В документе речь идет о Сборнике аэронавигационной информации (АИП), а Сборники аэронавигационной информации, который не является АИП речь не идет. Получается, что Росавиация не поручает ЦАИ обеспечивать пользователей воздушного пространства Сборником аэронавигационной информации.

Вот что опубликовано ЦАИ (по состоянию на 20.05.2019):

СБОРНИК

Аэронавигационной информации № 11

УВЕДОМЛЕНИЕ

Сборник аэронавигационной информации (далее Сборник), издаваемый филиалом «Центр аэронавигационной информации» федерального государственного унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» (далее – Издатель), содержит аэронавигационные данные и аэронавигационную информацию по аэродромам, вертодромам, посадочным площадкам Российской Федерации, ОрВД, радиоданным, метеорологическому обеспечению, правилам полетов, аварийным процедурам и предназначен для обеспечения подготовки и выполнения полетов.

Издатель самостоятельно определяет содержание, форму представления и полноту аэронавигационных данных и аэронавигационной информации, публикуемых в Сборнике.

Для разработки Сборника, поправок к нему используются:

— АИП России, поправки и дополнения к нему;

НОТАМ серии «Б» постоянного срока действия (включается при разработке поправки к Сборнику по согласованию с оператором аэродрома). В этом случае аэронавигационные карты (схемы) в Сборнике могут отличаться от аналогичных карт (схем) АИП России);

— АНП/ИПП аэродромов аэронавигационные данные и аэронавигационная информация которых не внесенные в АИП России, включаются в поправку к Сборнику по согласованию с оператором аэродрома.

Достоверность аэронавигационных данных и аэронавигационной информации, опубликованных в Сборнике, обеспечивается изданием поправок применительно к датам AIRAC, дополнительных поправок (в случае необходимости), НОТАМ серий: Б, Е, Г, Ж, Й, К, П, Я.

Гарантии и ответственность

Система менеджмента качества применительно к процессу обработки аэронавигационных данных и аэронавигационной информации сертифицирована на соответствие требованиям стандарта ISO серии 9001.

Издатель несет ответственность за достоверное отображение аэронавигационных данных и аэронавигационной информации, используемых для разработки Сборника и поправок к нему.

Авторские права

ЗАПРЕЩАЕТСЯ, без предварительного письменного разрешения Издателя, полное или частичное воспроизведение, сохранение на электронных носителях или передача каким бы то ни было способом страниц Сборника и поправок к нему. …»

Из Уведомления ЦАИ вытекает, что речь идет о сборнике АНИ, который используется при подготовке к полету и в полете. На картах РНК на титульной странице в разделе ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ опубликовано: «2. Условные обозначения, используемые на РНК опубликованы в сборниках АНИ (полетных) и на http://wwwcaiga.ru/rnk.php».

Таким образом ЦАИ издает Сборники АНИ (полетные).

Следует отметить, что по содержанию и качеству представления АНИ Сборники АНИ (полетные) заслуживают положительной оценки.

Не только ЦАИ издает Сборники АНИ. Различные коммерческие структуры, например, ЗАО «АвиаКомИнфо», ООО «СЗ РЦАИ», ООО «Информавиасервис» издают сборники АНИ преимущественно для авиации общего назначения.

Анализ названий Сборников АНИ зарубежных издателей показывает, что слово СБОРНИК в названиях не встречается. Чаще встречается – Manual. Почему в СССР и России используют название СБОРНИК.

Обратимся к истории. В таблице представлена информация о названиях документа АНИ, опубликованных в разных Наставлениях по производству полетов гражданской авиации начиная с 1951 г.

Год издания НПП ГА

Наименование документа АНИ

Схемы пробивания облаков.

Схемы пробивания облаков.

Сборник аэронавигационной информации.

Сборник аэронавигационных данных аэродромов по воздушным трасам СССР.

Сборник аэронавигационных данных для обеспечения международных полетов экипажей воздушных судов СССР.

Сборник аэронавигационной информации (АИП СССР).

Сборник аэронавигационных данных. Регламенты средств радиосвязи и радиотехнического обеспечения полетов.

Сборник и регламент аэронавигационной информации по воздушным трассам СССР.
Приложения к сборникам аэронавигационной информации (минимумы аэродромов для взлета и посадки самолетов гражданской авиации).

Сборник аэронавигационной информации (АИП СССР).

Сборник аэронавигационной информации по международным воздушным трассам.
Сборники аэронавигационной информации по местным воздушным линиям.
Радионавигационные карты.

Напомним, что в п. 58 ФАП-128 используется название «сборники аэронавигационной информации».

Откуда появилось словосочетание: Сборник аэронавигационной информации?

Ответ дан в Приложении 15 «Службы аэронавигационной информации» [2].

Специализированное совещание по обслуживанию аэронавигационной информации и аэронавигационным картам 20 июня 1960 г. приняло поправку 6 в Приложение 15, которая определила Содержание сборников аэронавигационной информации (АIР) и представила термин:

Aeronautical Information Publication (AIP). A publication issued by or with the authority of a State and containing aeronautical information of a lasting character essential to air navigation.

Сборник аэронавигационной информации (АIР). Выпущенная или санкционированная государством публикация, которая содержит долгосрочную аэронавигационную информацию, имеющую важное значение для аэронавигации.

При выполнении международных полетов эксплуатанты используют АНИ иностранных издателей, например, LIDO и Jeppesen: Lido/RouteManual, JEPPESEN AIRWAY MANUAL. В содержании названий отсутствует соответствие слову СБОРНИК.

Сборник АНИ, как RouteManual и AIRWAY MANUAL включает текстовую и картографическую информацию.

ИКАО в 2014 г. 38 поправкой внесло в Приложение 6 [3] термин:

«Электронный полетный планшет (EFB). Электронная информационная система для летного экипажа, состоящая из оборудования и прикладных программ и позволяющая ему использовать функции EFB по хранению, обновлению, отображению и обработке данных, применяемых при выполнении полета или обязанностей, связанных с полетом»

и пункт: 6.25 Электронные полетные планшеты (EFB). В этом пункте содержится подпункт:

«6.25.2.2 Государство эксплуатанта утверждает правила использования функций EFB для обеспечения безопасности полетов самолетов».

Для оказания помощи авиационным властям государств ИКАО в качестве технического документа издало Руководство по электронным полетным планшетам (EFB) [5].

К сожалению, Минтранс не издал нормативного документа по утверждению правил использования функций EFB. В ФАП-246 [4] в Приложении 1 «Образец заполнения эксплуатационных спецификаций (самолет)» в Сертификате эксплуатанта указывается только о разрешении на EFB.

Эксплуатанты ВС высоко оценили эффективность EFB и активно используют его в качестве электронной библиотеки с обширным перечнем. Поставщики АНИ Jeppesen и LIDO оперативно отреагировали на возможность представления в электронной форме, как текстовой, так и картографической АНИ. И, естественно, эксплуатанты перешли от бумажных источников АНИ к электронным.

Инспекторы SAFA при проверке в зарубежных аэропортах воспринимают электронную АНИ в EFB как само собой разумеющееся. Чего не скажешь о российских инспекторах. В качестве примера можно привести письмо Заместитель руководителя Росавиации от 07.05.2019 № Исх-14618/01 «О судовых документах», которое было направлено Руководителям (начальникам) МТУ ВТ Росавиации (по списку) и Руководителям авиакомпаний (согласно списку).

В письме речь идет о том, что в ходе проведения плановых проверок эксплуатантов на перроне и на маршруте (в полете), обнаружено отсутствии на борту ВС на бумажных носителях ряда судовых документов, предусмотренных пунктом 5.68 ФАП-128.

Некоторые выдержки из письма.

«Доводы эксплуатантов о возможности нахождения указанных судовых документов только на электронных носителях, в том числе в связи с имеющимися в эксплуатационных спецификациях специальными разрешениями на использование электронных полетных планшетов (EFB), являются несостоятельными и немеющими под собой оснований.

Пунктом 5.68 ФАП-128 установлен перечень документов, находящихся на воздушном судне, которые члены экипажа воздушного судна предъявляют по требованию уполномоченных должностных лиц.

В соответствии с абзацем 21 данного пункта на электронных носителях на борту воздушного судна могут находиться только аэронавигационные (полетные) карты.

До внесения соответствующих изменений в воздушное законодательство Российской Федерации, определяющих требования к электронным носителям информации, а также порядок и правила их использования на воздушных судах гражданской авиации, отсутствие на воздушном судне остальных документов, предусмотренных пунктом 5.68 ФАП-128, на бумажных носителях является нарушением данного пункта федеральных авиационных правил».

При проверках инспекторами акцентировалось внимание на отсутствие на борту ВС актуализированных сборников АНИ в бумажном виде.

В ФАП-128, да и других ФАПах отсутствует раскрытие термина: «Сборник аэронавигационной информации», который используется на борту ВС. Существует только понятие, а что оно в себя включат – отсутствует. Можно ли считать сборником АНИ документы АНИ Lido/RouteManual, JEPPESEN AIRWAY MANUAL на электронном носителе? В тоже время наличие этих документов АНИ у эксплуатантов, которое еще не используют EFB, не вызывает нареканий со стороны проверяющих инспекторов.

Таким образом вполне очевидно, что коль в мировом сообществе отсутствует единство в наименованиях АНИ, используемой на борту ВС, то регулятору можно предложить в п. 58 ФАП-128 внести уточнение понятия Сборник аэронавигационной информации.

В качестве термина можно предложить:

Бортовой сборник аэронавигационной информации – актуальная аэронавигационная информация в текстовом и графическом виде, представленная на электронном или бумажном носителе, предназначенная для аэронавигации и обслуживания воздушного движения.

С учетом этого (дано с сокращением):

5.68. На воздушном судне должны находиться следующие документы, которые члены экипажа воздушного судна предъявляют по требованию уполномоченных должностных лиц:

свидетельство о государственной регистрации;

сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам);

бортовой сборник аэронавигационной информации;

аэронавигационные (полетные) карты на бумажных и (или) электронных носителях;

А так как бортовой сборник АНИ в электронном виде включают как текстовую, так картографическую информацию (полетные карты), то пункт: «аэронавигационные (полетные) карты на бумажных и (или) электронных носителях» является лишним.

Литература.

Федеральные авиационные правила «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации». Утверждены Приказом Минтранса России от 31 июля 2009 г. N 128.

Приложение 15 к Конвенции о международной гражданской авиации. Службы аэронавигационной информации. ИКАО, изд. 16, 2018.

Приложение 6 к Конвенции о международной гражданской авиации. Эксплуатация воздушных судов. Часть I. Международный коммерческий воздушный транспорт. Самолеты. ИКАО, изд. 10. 2016.

Федеральные авиационные правила «Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки, требованиям федеральных авиационных правил». Утверждены Приказом Минтранса России от 13 августа 2015 г. N 246.

Руководство по электронным полетным планшетам (EFB). Doc 10020. ИКАО. 2016.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *