Аис школа что это
АИС: что такое и где используется?
Содержание статьи
Что это такое
По определению финансового словаря, автоматизированная информационная система (АИС, англ. ais) представляет из себя совокупность программных и аппаратных средств, предназначенных для хранения и/или управления данными и информацией и производства вычислений.
Кроме того, в понятие «АИС» включают еще и специалистов, которые обеспечивают работу системы. Это могут быть не только программисты, но и менеджеры, руководители предприятий и другие лица.
АИС выполняют такие функции:
Виды АИС
В зависимости от предназначения и сферы применения выделяют несколько типов АИС.
Информационные АИС. Они помогают человеку накапливать, систематизировать и использовать информацию. Сюда относятся:
Автоматизированные системы управления (АСУ) помогают человеку управлять теми или иными процессами. Они нужны, например, в крупных компаниях, на производственных предприятиях, на транспорте. АСУ включают в себя, в частности:
Примеры других АИС:
АИС для школы и школьников
Рассмотрим подробнее применение АИС в одной из сфер.
В последние годы в России ведется активное внедрение автоматизированных информационных систем в среднем образовании. Они направлены, в первую очередь, на упрощение взаимодействия школы и родителей. В различных регионах могут действовать свои АИС, но обычно они имеют ряд общих функций:
Таким образом, родители могут следить за учебой ребенка и получать ответы на большинство своих вопросов посредством электронных каналов. Образовательные АИС в разных регионах могут иметь и свой дополнительный функционал.
Еще одна АИС
Сокращение «АИС» также может расшифровываться как «Автоматическая идентификационная система». В этом смысле АИС — это система в судоходстве, служащая для идентификации судов, их габаритов, курса и других данных с помощью радиоволн диапазона ультракоротких волн (УКВ). Эта система повышает безопасность мореплавания, предотвращает столкновения, помогает при спасательных операциях и т.п.
Впрочем, как сообщает Википедия, в настоящее время и здесь аббревиатуру «АИС» нередко расшифровывают как «автоматическая информационная система». С учетом того, что функционал системы идентификации судов в последние десятилетия стал гораздо шире, корректировка термина вполне обоснована.
Аис школа что это
Аббревиатура «АИС» расшифровывается, как автоматизированная информационная система. Такие разработки обеспечивают простой доступ к открытой информации для всех желающих.
Подобная технология представляет собой базу данных, которая управляется специализированным программным обеспечением, обеспечивающим быстрый поиск нужной информации.
Такая технология в наше время используется практически во всех сферах человеческой деятельности.
Электронный учет – незаменимый помощник, как для любого бизнеса, так и государственной структуры. В последнее время эта технология начала активно проникать в отечественную систему образования.
Возможности системы АИС «Образование»
Система позволяет автоматизировать ряд задач, которые возникают в ходе учебного процесса, как в средних, так и высших учебных заведениях:
Базы данных всех образовательных учреждений синхронизированы, из-за чего информация о конкретном лице остается доступной и не теряется в архивах в случае смены места обучения.
В рамках данного проекта разработан отдельный продукт для учеников под названием «Карта школьника».
ВАЖНО! Есть несколько электронных систем учета в сфере науки. АИС «Образование» используется большинством учебных учреждений Ростовской области.
Что такое электронный дневник?
Электронный дневник – часть системы АИС «Образование», где фиксируется основная информация по каждому учащемуся и ходу учебного процесса.
Эту систему еще называют электронным журналом. Доступ к ней предоставляется каждому ученику и его родителям для возможности контроля успеваемости. Вносить изменения в базу данных могут учителя и руководство учреждения.
В системе фиксируются следующие данные:
Учителя вносят информацию в электронную базу данных по тому же принципу, который используется при заполнении стандартного типичного классного журнала.
Вся информация защищена от любых изменений. Работу персонала образовательных учреждений упрощают функции автоматического подсчета статистики.
ВАЖНО! Учителя могут выставлять текущие оценки, а доступ к функции подсчета годовых и семестровых отметок есть только у руководящего персонала.
За каждым учеником закрепляется собственный личный кабинет в системе, который и является электронным аналогом дневника.
Учащийся получает возможность за пару кликов узнать домашнее задание, информацию об изменениях в расписании и другую важную информацию.
Родители, в свою очередь, могут эффективно контролировать успеваемость ребенка без регулярного посещения школы и вмешательства в ход учебного процесса.
Для кого предназначен сервис?
АИС «Образование» — многоуровневая система, предназначенная для следующих категорий населения:
Основные пользователи системы – ученики и их родители, которые используют ее в качестве удобной современной альтернативы простому школьному дневнику. Учителя и руководство используют систему для фиксации, учета и систематизации информации об учениках и их успеваемости.
Представитель любого образовательного учреждения может получить информацию о кандидате на зачисление, независимо от его предыдущего места обучения.
Возможности сервиса для родителей
Как пользоваться системой?
Использование системы АИС «Образование» отличается следующими особенностями:
Регистрация в системе
Зарегистрироваться на сайте системы невозможно. Данные для доступа в личный кабинет ученик и его родители могут получить у администратора образовательного учреждения или классного руководителя.
Данные аккаунта привязываются к электронной почте ученика или родителей, что помогает восстановить пароль в случае потери.
Для регистрации в системе нужно выполнить такие действия:
Во многих школах регистрация в системе происходит массово для всех учеников. Классные руководители могут раздавать «подопечным» карточки с данными для доступа к системе централизовано.
Если школа не требует обязательной регистрации всех учеников, для получения доступа нужно обращаться к администратору или руководителю класса в индивидуальном порядке.
Регистрация школьного персонала также осуществляется администрацией образовательного учреждения. Процедура создания личного кабинета для учителей аналогична.
ВАЖНО! Для учеников и их родителей предусмотрены единые данные для доступа в личный кабинет.
Как войти в личный кабинет?
Для доступа к системе в Ростовской области нужно выполнить несколько простых действий:
Страница авторизации в сервисе
Если пароль не подходит или утерян, можно воспользоваться функцией восстановления. Для этого достаточно нажать на ссылку «Забыли пароль?», после чего ввести указанный при регистрации адрес электронной почты. На него придет письмо с дальнейшими инструкциями по восстановлению доступа.
ВАЖНО! При регистрации нужно проверить корректность указанного адреса электронной почты и мобильного номера.
Страница для восстановления пароля
Главная страница портала Госуслуги, данные доступа к которому можно использовать для входа в личный кабинет АИС «Образование»
Какие операции можно выполнить при помощи сервиса АИС «Образование»?
Для учеников и их родителей сервис дает возможность выполнить такие действия:
Учителя могут выполнять те же операции, что и в бумажном классном журнале. Некоторые школы полностью перешли на электронную форму учета. Персонал учреждений, где успеваемость фиксируется в классном журнале, обязан дублировать данные в электронную форму.
Образец личного кабинета учителя
АИС «Образование» — удобная и многофункциональная система учета, которая используется в большинстве образовательных учреждений Ростовской области.
Для большинства учеников и их родителей она предоставляет доступ к удобному электронному аналогу школьного дневника, который предоставляет подробную информацию об учебном процессе и статистику успеваемости.
Постепенно планируется полный отказ от использования бумажных носителей информации в государственной системе образования и переход на электронную форму учета.
Аис школа что это
Родителям учащихся
Логин и пароль для входа в «Электронную школу» можно получить у классного руководителя того класса, в котором числится учащийся.
Просим бережно хранить логин и пароль и обеспечивать исключение доступа к нему других лиц!
Если Вы заходите в АИС в первый раз, то система может предложить смену пароля. В этом случае введите новый пароль или тот, который был выдан вам в школе, если не желаете его менять.
В случае возникновения проблем, связанных с доступом к АИС «Электронная школа» или возникших при работе в системе, обращаться через «Общественную приёмную» нашего сайта или по электронной почте школы:
Сотрудникам школы
Уважаемые коллеги!
Просьба незамедлительно сообщать Администраторам АИС в школе об изменениях или обнаруженных ошибках, неточностях или проблемах, связанных с работой в «Электронной школе». Также следует своевременно сообщать об изменениях в сведениях об учащихся, педагогов, учебных событиях (например, переход учащегося в другую группу по предмету), которые необходимо вносить в АИС.
Администраторы АИС в школе:
Нифакин Николай Николаевич, зам. директора по УВР;
Казачук Алексей Андреевич, инженер-программист.
Инструкции для сотрудников школы:
Полезная информация
Техническая поддержка пользователей АИС «Электронная школа»
Часто задаваемые вопросы
Алгоритм действий следующий:
1. Убедитесь, что вы пытаетесь войти по правильному адресу. Адрес АИС следующий: http://s51.edu.o7.com
3. Пароль в поле его ввода сразу скрывается «точками», что затрудняет правильный ввод. Для надежности попробуйте ввести пароль сначала в любом текстовом редакторе (например, Word), затем скопировать его и вставить в поле ввода пароля на сайте.
4. Если принятые меры не помогли, обратитесь к классному руководителю за новой карточкой доступа или к администраторам АИС в школе.
АИС Образование — система единой информационной базы в структуре образования
Учебные заведения развиваются быстрыми темпами каждый год. Обучение состоит из нескольких подразделений, и чтобы оно было эффективным все подразделения должны быть взаимосвязаны и совместно разрешать возникающие вопросы. Современные информационные технологии могут в этом помочь и поддерживать обучение на высоком уровне.
Для реализации этих задач создана автоматизированная информационная система – АИС Образование, которая создает единую информационную базу, осуществляет поиск единых технологических решений, делает процесс управления и обучения более прозрачным и эффективным.
Работа учебных заведений становится более эффективной в АИС за счет взаимодействия и сотрудничества различных подразделений через удаленный доступ. Так как в АИС Образование создается единая база, то проще поддерживать информацию в актуальном состоянии, не нужно вводить одни и те же сведения в каждом отдельном подразделении, найти нужные данные становится проще. Обеспечивается высокий уровень информационной безопасности, на разных уровнях подразделений и для отдельных сотрудников применяется система разграничения прав доступа. Все изменения, вносимые в информацию АИС, отмечаются в истории изменений. Становится проще контролировать переход учеников из одного учебного заведения в другое.
В системе есть несколько модулей, чтобы поддерживать работу разных подразделений: приемной комиссии, деканата, отдела кадров студентов, учебной части и отдела финансового сопровождения договоров. Многие операции осуществляются автоматизировано при помощи таких механизмов, как ввод данных, применяя удобные формы, поиск данных, используя расширенные и сокращенные формы создания условий, формирование приказов поэтапно – от служебной записки до рассылки копий приказа в подразделения.
В свободном доступе находится подробная документация АИС. Можно ознакомиться с общими принципами руководства по работе в системе, с руководством пользователя каждого подразделения, с руководством по техническому сопровождению системы.
Для пользования сервисом АИС Образование не нужно покупать никакое дополнительное программное обеспечение, все программные продукты представляют собой общедоступные бесплатные программы.
Сервис предлагает множество возможностей своим пользователям.
Электронный журнал предлагает ряд преимуществ. Для управлений образования в журнале содержится вся индивидуальная и общая статистика по городским общеобразовательным школам, отображаются главные показатели для оценивания качества образования и повышения его эффективности.
Образовательные учреждения переходят на электронный учет успеваемости. В журнале осуществляется контроль по всем видам обучения: основному и дополнительному, надомному и индивидуальному, дистанционному.
Руководителям учебного заведения удобнее планировать, отслеживать и анализировать результаты учебной деятельности, управлять контингентом, учитывать оплату труда, создавать и распечатывать отчетность и другую документацию.
Ученики и родители своевременно получают актуальную информацию об успеваемости ученика. Родители будут видеть все отметки, заданные домашние задания, пропуски занятий, замечания педагогов. Электронный журнал позволяет создать общение напрямую с преподавателями и родителями без посещения учебного заведения. В журнале отображаются расписание уроков и звонки, замены, изменения в расписании и др.
Услуги системы для родителей
С помощью данной системы удобнее осуществлять учет питания, родительской оплаты. Сервис позволяет ввести безналичную форму оплаты. Электронный журнал можно вести для сложных образовательных комплексов. В программу вносятся данные о дополнительном образовании, семейном обучении, надомном обучении, о группах надомного дня. Система оценивания настраивается любая, вводится любой метод расчета промежуточных итогов.
Электронный журнал незаменим в настоящее время информационных технологий. Он очень прост в использовании, но незаменим в учебном процессе. Пользоваться им можно бесплатно. В электронном журнале осуществляется ведение календарно-тематического плана, отмечаются индивидуальные домашние задания, оформляются интегрированные уроки. Преподавателю проще поддерживать лекционно-семинарскую систему.
АИС создал карточный продукт «Карта школьника», представляющий собой идентификатор ученика. Карта предоставляет льготный проезд в транспорте, электронный пропуск в школу, возможность оплаты питания через электронный кошелек.
Каждому ученику создается электронный дневник, где выставляются все отметки, записывается домашнее задание с пояснениями и при необходимости прикреплением необходимых файлов, отмечаются изменения в расписании и отражаются новости школы.
Темы и домашнее задание в электронном журнале
Электронный дневник имеет очень простой интерфейс и им легко пользоваться педагогам и родителям всех возрастов. Ученики и родители пользуются сервисом «Электронный дневник» бесплатно. Разработано приложение «Электронный дневник» и мобильная версия. Информация может отображаться в виде отчета, приходящего на электронную почту, в виде СМС-оповещения, мониторинге успеваемости и анализе контрольных работ.
К основным функциям электронного дневника для учителя относятся следующие:
— написание замечаний и комментариев ученикам,
— записывание домашнего задания,
— ведение поурочного планирования,
— ведение учета посещаемости,
— построение статистической отчетности,
— прикрепление файлов к домашнему заданию и др.
В дневнике можно ознакомиться с отчетами о деятельности организации, отчетами по успеваемости и посещаемости. Можно ознакомиться со списками учеников и сотрудников, со статистикой отметок, показателями среднего балла, с изменениями в журнале и т.д.
Отчеты в электронном журнале
Представлены дополнительные сервисы, такие как словари, форумы, тесты, приложения, личные сообщения, группы, события, медиатека и библиотека. Все материалы организационного и методического характера отображаются в графе «группы/события». В библиотеке представлены художественные произведения как отечественных, так и зарубежных авторов. Поиск необходимой литературы можно осуществлять по жанрам, автору, рейтингу, написав название в поисковике. Вспомогательные материалы по разным предметам представлены в разделе «Медиатека».
Библиотека и медиатека
Для общения родителей создан раздел «Родительская», для профессиональных диалогов педагогов – «Учительская». В разделе «Приложения» содержатся сервисы, разделенные на несколько категорий: родителям, образования, для учебы, развлечения.
Любое образовательное учреждение может приобрести АИС Образование. Чтобы узнать подробно об условиях и правилах пользования продуктом бесплатно, необходимо зарегистрироваться. Для руководства учебного заведения создан АРМ «Завуч», благодаря которому упрощается планирование и мониторинг учебной деятельности, упрощается процесс аттестации и решаются иные управленческие задачи.
Чтобы воспользоваться сервисами АИС, организацию нужно зарегистрировать в системе. Процесс регистрации занимает некоторое время. Для прохождения регистрации необходимо пройти несколько этапов. Первый этап заключается в регистрации на Портале. Чтобы сделать процесс быстрее, можно ввести идентификационный номер налогоплательщика организации. Следующим шагом является скачивание письма о подключении к АИС, затем нужно вписать в него данное учебного учреждения.
Договор о вступлении в систему
После того, как документы будут проверены, на учреждение будет создана учетная запись Администратора, на адрес которого высылается письмо с указанием логина и пароля для осуществления доступа в систему. Перед пользованием системой необходимо внимательно ознакомиться с прилагаемой инструкцией. Обучиться работе с системой можно самостоятельно по инструкции, можно пригласить специалиста АО «Башкирский регистр социальных карт» или принять участие в обучающем вебинаре.
При возникновении вопросов, связанных с пользованием сервиса АИС Образование, можно обратиться в службу поддержки.
Для обращения в службу следует позвонить по многоканальному телефону, совершить бесплатный онлайн звонок или отправить письмо на электронную почту. На самом портале поддержки находится множество инструкций и методических материалов.
Аис школа что это
Обзор: Что происходит с АИС «Контингент»: свидетельства очевидцев
В конце 2015 г. в России стартовал один из крупнейших проектов в области информатизации образования – создание АИС «Контингент». По замыслу ее создателей, в ней должны были быть собраны данные обо всех детях, обучающихся в организациях общего, профессионального и дошкольного образования, а также о студентах высших учебных заведений. Промышленная эксплуатация межведомственной системы начнется уже в декабре 2016 г.
25 октября 2014 г. распоряжением правительства РФ № 2125-р была утверждена Концепция создания единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам (АИС «Контингент»). Чуть позже распоряжением правительства РФ от 14.02.2015 № 236-р на свет появилась дорожная карта по созданию системы.
Создание АИС «Контингент» может стать одним из крупнейших проектов в области информатизации образования, который выполняется двумя федеральными ведомствами – Министерством образования и науки РФ, которое отвечает за ее методологическое и методическое обеспечение, и Министерством связи и массовых коммуникаций РФ, обеспечивающим ее создание и сопровождение и являющимся ее технологическим оператором.
Кто и как считает детей сегодня
Согласно данным Минобрнауки, сегодня в России существует около 44 тыс. школ, 40 тыс. детских садов, 11 тыс. кружков и секций и более 590 вузов. Достоверных данных о числе детей, посещающих различные учебные заведения сегодня, фактически не существует. И тем более нет данных о том, сколько их появится через 3, 5 или 10 лет. Планирование в области образования осуществляется на основе сведений, предоставляемых Росстатом и другими ведомственными информационными ресурсами. «Существуют утвержденные формы статистического наблюдения за деятельностью образовательных организаций, которые определяет Министерство образования и науки РФ. Эти достаточно объемные документы, которые на регулярной основе заполняются учебными заведениями, а в дальнейшем консолидируются и обрабатываются, – говорит Олег Исайкин, генеральный директор компании «ИРТех». – Однако у существующей системы сбора данных есть существенный недостаток – низкая скорость обновления информации». « Долгосрочное планирование развития образовательной сети на государственном уровне всегда было синхронизировано с результатами переписи населения, но за последние 10 лет этот метод устарел, перестал быть адекватным реальной ситуации», – продолжает Гавриил Леви, основатель и генеральный директор «Дневник.ру».
Понятно, что потребности сферы образования не ограничиваются только учетом количества учащихся. Огромное значение имеет также информация об их успеваемости, увлечениях. Такие данные существуют в получивших сегодня широкое распространение электронных дневниках, но на уровне региона, а тем более всей страны они не систематизированы. «Отдельно ведутся базы одаренных детей, трудных подростков. Сведения хранятся в базах данных информационных систем различной ведомственной принадлежности, таких как электронные дневники, системы комплектования», – уточняет Гавриил Леви.
Еще одна проблема отрасли связана с внедрением нормативно-подушевого финансирования, на которое с 1 января 2016 г. перешли общеобразовательные учебные заведения и организации дополнительного образования. В ситуации, когда объемы выделяемых учебному заведению средств напрямую зависят от числа его учеников, региональные власти очень заинтересованы в отсутствии «мертвых душ». Ни для кого не секрет, что ситуация, когда ребенок начал посещать спортивную секцию, затем поступил в кружок рисования, а в конечном итоге бросил и то, и другое, не является уникальной. Сегодня подобная информация поступает в региональные органы управления образованием с большим опозданием.
Более-менее объективная картина складывается только в сфере дошкольного обучения благодаря появлению в 2013 г. федеральной системы мониторинга показателей электронной очереди. «Это позволило субъектам Российской Федерации актуализировать данные о текущих потребностях и спрогнозировать необходимость предоставления дополнительных мест в детских садах», – отмечает Гавриил Леви.
Создаваемая сегодня АИС «Контингент» призвана решить все эти проблемы. По замыслу ее создателей, в ней должны были быть собраны данные обо всех детях, обучающихся в организациях общего, профессионального и дошкольного образования, а также о студентах высших учебных заведений.
7 бед АИС «Контингент»
Интеграция с информсистемой ЗАГС. У учреждений ЗАГСа нет полномочий на передачу данных в органы управления образованием.
Интеграция с федеральным сегментом. У образовательных организаций отсутствуют полномочия на передачу персональных данных учеников в федеральный сегмент.
Взаимодействия региональных ведомств и учреждений, участвующих в наполнении системы. Необходимо принятие региональных регламентов взаимодействия регионального сегмента АИС «Контингент» с ведомственными информсистемами.Также ведомство, курирующее информатизацию в регионах и получающее субсидию на создание АИС «Контингент», иногда проводит политику, несогласованную с ведомством, курирующим образование.
Качество первичных данных. В некоторых регионах автоматизация управления образованием практически не применяется, данные собираются произвольно, вручную вносятся в электронные таблицы. В систему поступают первичные данные низкого качества.
Отсутствие четких требований к данным. Изменения требований к составу и формату данных для передачи в федеральный сегмент АИС «Контингент» вынуждают переделывать базу данных системы.
Отсутствие возможности использования модели ГЧП. Для реализации проекта по схеме ГЧП необходимо внедрение всех систем нижнего уровня – поставщиков данных в региональный сегмент со всех уровней системы образования.
Сжатые сроки. В октябре 2016 г. все субъекты должны закончить создание региональных сегментов. Необходимо ускорение, особенно в части обеспечения информационной безопасности и защиты персональных данных.
У каждого ребенка в системе должна будет появиться учетная запись, вокруг которой сформируется его «электронное портфолио». Портфолио будет содержать ФИО, пол, место и дату рождения, номер записи акта о рождении, серию и номер паспорта (после его получения), адрес регистрации, СНИЛС, сведения о родителях, о месте и периоде обучения, успеваемости и достижениях (включая информацию о победах на олимпиадах и т.п.), освоенных образовательных программах, документах об образовании.Также планируется, что АИС «Контингент» будет собирать информацию о количестве детей, проживающих на различных территориях, об очередях на зачисление в образовательные учреждения, сможет прогнозировать потребности на места в учебных заведениях и садиках.
В соответствии с дорожной картой, все сегменты межведомственной системы должны быть введены в промышленную эксплуатацию к декабрю 2016 г.
Как создавался федеральный сегмент
АИС «Контингент» состоит из трех типов сегментов: федерального, высшего образования и множества региональных. Федеральный сегмент включает в себя ядро системы (реестры обучающихся, образовательных учреждений и др.); аналитический модуль, в котором формируется консолидированная отчетность, а также наглядная аналитика для первых лиц и ответственных сотрудников; различные сервисы для интеграции с инфраструктурой электронного правительства (ЕСИА, ЕСНСИ, СМЭВ), с электронными сервисами федеральных органов исполнительной власти и региональными сегментами. Отдельно следует выделить модуль мониторинга дорожных карт, с помощью которого контролируются этапы создания региональных сегментов в субъектах РФ.
Д ля федерального сегмента АИС «Контингент», помимо портала, были разработаны различные подсистемы: администрирования, сбора, хранения и верификации данных, управления данными о персонах, педагогических работниках и организациях, управления нормативно-справочной информацией, интеграции с внешними системами, аналитики. Одним из условий контракта было использование при создании федерального сегмента свободного ПО или ПО российского производства.
Компаниям «Барс Груп» и «Нетрика» была поручена интеграция с различными ведомственными источниками данных, взаимодействие федерального сегмента системы с уже разработанными ранее региональными сегментами. Были созданы прототипы сервисов взаимодействия федерального сегмента с системами ФНС, ФМС, Пенсионного фонда, Минтруда, Минздрава и Рособрнадзора, а также опробовано взаимодействие системы с сегментом высшего образования. Большое внимание было уделено производительности системы, которая ежедневно обрабатывает большие массивы данных, удобству пользования, дизайну и эргономике интерфейсов портала федерального сегмента, которым будут пользоваться сотрудники нескольких российских ведомств.
Для полноты картины
Важной составляющей федерального сегмента АИС «Контингент» является аналитический модуль, в котором предусмотрена возможность многомерного анализа данных, наложения их на карту, имеются конструктор отчетов и преднастроенные аналитические отчеты.
Модуль, построенный на базе платформы Alpha BI, разработанной «Барс Груп», позволяет анализировать этапы образовательного процесса, выявлять социально неблагополучных учеников по косвенным признакам (например, таким как немотивированный перерыв в получении образования), контролировать наполненность учреждений образования в различных разрезах, процесс миграции учащихся, качество образования по косвенным признакам (например, таким как поступление в вуз), формировать рейтинги образовательных учреждений по различным признакам (например, здоровье учеников, количество учебных часов по предметам и т.п.).
Лицом к регионам
В соответствии с дорожной картой, в каждом российском регионе должны быть созданы региональные сегменты межведомственной АИС «Контингент», сервисы для интеграции с федеральным сегментом, проведено первичное наполнение данными и организована их актуализация. В декабре 2015 г. эти работы должны были завершить 36 регионов, вошедших в так называемую пилотную зону. Для остальных 49 плановый срок завершения работ определен дорожной картой.
Финансирование работ осуществляется из средств региональных бюджетов, а также за счет федеральных субсидий, которые ежегодно выделяются Минкомсвязи на реализацию проектов, направленных на развитие информационного общества в регионах. В 2015 г. 30 субъектам, получившим субсидии на общую сумму p 554,6 млн, необходимо было потратить их на создание АИС «Контингент», АИС «Транспорт», а также на развитие государственных услуг по регистрации актов гражданского состояния и выдаче охотничьего билета. «В 2015 году 29 субъектов получили субсидии на создание региональных сегментов межведомственной системы. Это позволило 40 регионам к концу 2015 года создать свои сегменты АИС «Контингент»: 29 из них использовали субсидии, еще 11 – собственные средства», – рассказывает Андрей Черненко, директор департамента проектов по информатизации Минкомсвязи РФ. Согласно данным министерства, по итогам года реализация АИС «Контингент» позволила спрогнозировать потребности населения в необходимости детских садов и школ, а также объединить и систематизировать информацию из уже существующих в стране информационных систем. В систему внесены данные 81,6% обучающихся и 92% организаций.
«В 2016 году из общего числа субъектов, допущенных к конкурсному отбору, 39 подавали заявки на проект «Создание АИС «Контингент». 20 из них, которые стали победителями, в установленном порядке будут предоставлены субсидии на реализацию проекта», – продолжает Андрей Черненко.
Централизованная архитектура регионального сегмента АИС «Контингент»
Источник: «Дневник.ру», 2016
В состав регионального сегмента АИС «Контингент» входят подсистемы хранения и обработки данных, администрирования, модули безопасности и построения отчетности, а также шлюзы взаимодействия и выгрузки данных, обеспечивающие взаимодействие с внешними информационными системами и федеральным сегментом.
Данные в региональный сегмент поступают из информационных систем образовательных учреждений. Однако, согласно данным исследования, проведенного ГНИИ ИТТ «Информика», по состоянию на второй квартал 2014 г. уровень оснащенности системами автоматизации основной деятельности (зачисление, электронный журнал, формирование учебных планов) учебных заведений общего образования в среднем по России составлял 49%, среднего профессионального образования – 25%, дополнительного образования – 10%. Таким образом, сроки запуска регионального сегмента могут варьироваться от двух недель до двух месяцев в зависимости от стартового уровня информатизации каждого конкретного региона.
По этой же причине архитектура решения может быть как централизованной, так и распределенной. Например, как рассказал CNews Олег Исайкин, в Волгоградской области на всех уровнях управления – от детского сада до министерства образования – развернута единая информационная среда. Вся система размещена в региональном ЦОДе, и пользователи подключаются к ней через интернет при помощи персонального компьютера, ноутбука или телефона – клиент работает в браузере.
Сценарий распределенной системы реализован в Камчатском крае и Сахалинской области. Части системы развернуты на серверах в конкретных учебных заведениях. С определенной периодичностью они синхронизируют данные с головным сервером. «Причиной децентрализации является нестабильный доступ в интернет, однако бывают и другие основания для подобных решений. При этом информационная среда остается единой», – говорит Олег Исайкин.
Одной из важнейших задач создателей регионального сегмента стала очистка первичных данных – часто даже такая базовая информация, как номер СНИЛС или номер свидетельства о рождении, была заведена неверно, так как ранее практически не использовалась. Дополнительное время потребовалось и на сбор с родителей согласия на обработку персональных данных.
Что ждет российское образование после запуска системы
Понятно, что результаты внедрения системы в полной мере проявятся после того, как она будет полностью передана в промышленную эксплуатацию. Но уже сегодня очевидно, что за прошедший год существенно увеличилось количество образовательных организаций, использующих в своей работе автоматизированные системы. Немаловажным результатом внедрения системы является и то, что органы управления образования навели порядок в информационных системах, являющихся поставщиками данных. Ведь в «Контингент» нельзя загружать данные просто так. Для этого нужны основания, например договоры или соглашения с государственным заказчиком.
Запуск АИС «Контингент» должен состояться в конце 2016 г. Таким образом, уже в 2017 г. появится возможность скорректировать данные, на основании которых осуществляется подушевое финансирование системы образования. «Фактически система реализует задачи учета народонаселения, так как будет осуществлять агрегацию данных с момента рождения до окончания обучения в высших учебных заведениях», – говорит Гавриил Леви. На основе этих данных можно также прогнозировать количество мест в детских садах и школах, которое потребуется в будущем, и, в случае необходимости, принимать решения о строительстве.
Кроме того, процесс управления системой образования в регионах станет абсолютно прозрачным. «Согласитесь, что на фоне повышения трудовой мобильности населения вопрос о переводе ребенка на обучение в школу другого муниципалитета в области или даже в другой регион перестает быть редкостью. И будет очень удобно, если этот процесс станет абсолютно прозрачным и простым как для самого ребенка, так и для его нового образовательного учреждения и новых педагогов», – продолжает Олег Исайкин.
Прозрачность, с одной стороны, позволяет акцентировать внимание на проблемных зонах в образовании конкретного региона, а с другой – выявлять одаренных детей, талантливых педагогов, эффективные образовательные организации и грамотных управленцев. Все необходимые данные для подобной аналитики в системе есть. «Мы абсолютно уверены, что в ближайшем будущем, после решения базовых вопросов с учетом и прогнозом, наступит время и для такой аналитики. Система образования генерирует по-настоящему большие данные, и их обработка и анализ – дело первостепенной важности», – говорит Олег Исайкин.
Существенно упростится процесс мониторинга системы образования. Образовательные организации будут избавлены от необходимости сдачи бумажной отчетности, а органы управления смогут практически в режиме реального времени контролировать и анализировать их работу. «Фактически, АИС «Контингент» может стать полноценной системой управления отраслью. Именно в этом мы видим ее развитие», – уточняет Гавриил Леви.
Имея консолидированные данные по учебным и внеучебным достижениям ребенка за много лет, работники образования получат возможность более индивидуально подходить к его обучению, помогать в выборе специализации. Фактически школы и органы образования смогут использовать АИС «Контингент» как экспертную систему поддержки принятия решений при выборе оптимальной траектории обучения. Еще одна важная задача – профилактика социально опасного поведения. «Единая система не даст вызывающим тревогу сведениям затеряться в ведомственных базах данных и поможет своевременно выявить таких детей и принять меры», – говорит Тимур Ахмеров.
Кроме того, АИС «Контингент» способствует формированию в России единой образовательной электронной среды, а на этой основе может быть организован целый ряд дополнительных сервисов. В качестве примера Тимур Ахмеров приводит платформу доверенного образовательного контента: «Не секрет, что у многих педагогов есть интересные авторские курсы. С помощью контент-платформы эти курсы можно сделать общедоступными за определенную плату. А также организовать удаленное репетиторство учителей и привлечение вузовских преподавателей, рейтингование репетиторов, дистанционное обучение».