Аис жкх что это
ЕИАС ЖКХ МО: заполнять или не заполнять
ЕИАС ЖКХ МО – государственная система, которая была создана после выхода постановления Правительства Московской области от 16.04.2014 N 253/13 «О мерах по повышению качества жилищно-коммунальных услуг на территории Московской области».
Обязательно ли заполнять ЕИАС ЖКХ МО? И есть ли ответственность за её незаполнение? На эти и другие вопросы мы ответим в сегодняшней статье.
ЕИАС ЖКХ МО
ЕИАС ЖКХ МО была создана для организации условий стабильной работы предприятий ЖКХ Московской области. Но вышло иначе. Заполнять ЕИАС ЖКХ МО требуют едва ли не в приказном порядке. Но есть ли для этого основания?
ЕИАС ЖКХ МО предлагает интеграцию сведений, которые управляющие организации должны разместить в обязательном порядке в ГИС ЖКХ. При этом управляющие организации самостоятельно должны заполнять шаблоны системы, а затем направлять их в ЕИАС ЖКХ МО. Только после этого ЕИАС выложит эти данные в ГИС ЖКХ.
Для многих становится неприятным сюрпризом: при размещении в ЕИАС ЖКХ МО из ГИС ЖКХ стирается информация, которую управляющая организация занесла напрямую.
Если произойдёт утечка персональных данных, сбой в работе системы, задержка интеграции или специалисты ЕИАС ЖКХ МО некорректно внесут данные, ответственность ляжет на плечи управляющей организации. Другой вариант возможен, если есть письменные соглашения.
Получается, что размещение сведений в системе через ЕИАС ЖКХ МО – право, а не обязанность для управляющих организаций Московской области.
Пункт 7 постановления рекомендует производить расчёт и принимать платежи населения за жилые помещения и коммунальные услуги и электроэнергию с использованием информационного РКЦ.
По этой классификации ЕИАС ЖКХ МО – региональная информационная система.
Обязательными для раскрытия информации управляющими организациями являются только ГИС ЖКХ и Реформа ЖКХ.
Откуда взялась Реформа ЖКХ?
28 декабря 2016 года президент РФ подписал N 469-ФЗ. Этот ФЗ продлил переходный период размещения сведений в ГИС ЖКХ. Для поставщиков информации из большинства регионов России обязанность по раскрытию данных в ГИС ЖКХ наступит с 1 июля 2017 года. А для городов федерального значения – с 1 июля 2019 года.
Привлекать к административной ответственности за незаполнение ГИС ЖКХ все управляющие организации, кроме тех, что действуют в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе, можно будет с 1 января 2018 года. В эти же сроки ГИС ЖКХ станет лицензионным требованием.
Реформу ЖКХ отменили с 1 июля 2016 года. Но, как мы и предупреждали, ненадолго. С 1 января 2017 года она вновь вернулась в строй и будет действовать до 31 декабря 2017 года. Она также остаётся лицензионным требованием.
Это значит, что ГИС ЖКХ и Реформа – две обязательные для раскрытия информации управляющими организациями информационные системы. А грядущий годовой отчёт до 1 апреля нужно разместить на сайте УО и на портале Реформа ЖКХ.
АИС «Реформа ЖКХ» осуществляет информационный обмен с более чем 1 000 внешними системами
В АИС «Реформа ЖКХ» для взаимодействия с внешними системами реализован интерфейс программирования приложений (API) – описание способов, с помощью которых одна информационная система может взаимодействовать с другой, к примеру, при передаче данных.
С помощью API внешняя система имеет возможность оперативно получать данные о реализации региональных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, а также информацию по мониторингу реализации субъектами РФ программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и деятельности управляющих организаций.
По состоянию на 17 августа 2020 года уже 1 002 системы осуществляют информационный обмен с АИС «Реформа ЖКХ». В настоящее время проводится работа, направленная на расширение сотрудничества с организациями, и проработка новых методов передачи данных. В частности, в стадии разработки находится сервис передачи данных по авариям и инцидентам в жилищно-коммунальном хозяйстве, который позволит обмениваться информацией с МЧС России и ЕДДС (единая дежурно-диспетчерская служба) субъектов РФ.
За прошедший месяц в топ-3 систем, отправляющих наибольшее количество запросов, входят системы «Бурмистр», ИАС Мониторинг жилищного фонда Республика Татарстан, ООО «Городская карта» (Citycard.ru).
Получить разрешение на использование API системы «Реформа ЖКХ» может любая организация или частное лицо. Более подробно со списком внешних систем и порядком подключения к использованию API системы АИС «Реформа ЖКХ» можно ознакомиться в разделе «Интеграция» системы (https://www.reformagkh.ru/api).
Департамент внешних коммуникаций и связей с общественностью ГК ФСР ЖКХ
Аис жкх что это
Автоматизированная информационная система Жилищно-коммунального хозяйства (АИС «ЖКХ») предназначена для:
С помощью программного решения АИС «ЖКХ» может быть автоматизирована работа организаций сферы ЖКХ любого масштаба (как небольших, расположенных в рамках одного здания, так и крупных, имеющих территориально распределенную структуру). Система включена в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных Минкомсвязи, созданный в соответствии со статьей 12.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ссылка на реестр, номер в реестре 1585
Производительность. Массовый расчет и перерасчет на всем массиве лицевых счетов не требует монопольного режима. Массовая печать и рассылка квитанций по итогам очередного месяца занимает 1-2 рабочих дня.
Адаптивность. Система позволяет учитывать изменения нормативной базы по начислению ЖКУ, льгот, изменения тарифов и т.д. Внесение этих изменений, как правило, не требует доработки кода, а производится с помощью настройки системы.
Масштабируемость. АИС «ЖКХ» позволяет оперативно адаптироваться к условиям изменяющегося законодательства, новым требованиям к функциональности и увеличивающимся информационным нагрузкам путем добавления новых компонентов и подсистем. Количество обслуживаемых лицевых счетов может варьироваться от тысячи до сотен тысяч.
Отказоустойчивость. При нештатных отключениях элементы АИС ЖКХ могут быть незамедлительно запущены вновь без потери данных. Снижение операторских ошибок достигается за счет развернутой документации, контроля ввода данных, предварительного обучения персонала.
Целостность. Целостность данных в системе достигнута возможностью однократного ввода исходной информации в месте ее возникновения и возможность многократного ее использования в подсистемах АИС ЖКХ. Этим обеспечивается безопасность данных в системе, отсутствие расхождения и дублирования.
Защищенность. Безопасность доступа, исключающая несанкционированные проникновения в систему, а также несанкционированное копирование, добавление, изменение и удаление данных, обеспечивается механизмами регистрации, кем и когда были произведен ввод, изменение или удаление данных, и контроля за правами доступа. Доступ к данным ограничен сферой полномочий и должностных обязанностей пользователя.
АИС ЖКХ может быть использована для информационной системы органов исполнительной власти и системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) в качестве поставщика данных.
С презентацией АИС ЖКХ можно ознакомиться на сайте АИС ЖКХ
Базовая платформа: MS SQL Server 2008 R2
Официальный портал АИС ГЖИ Московской области
Государственной жилищной инспекцией называют госорган, обязанностью которого является жилищный надзор за делопроизводством ТСЖ, а также руководящими предприятиями ЖКХ, в границах территориальных единиц РФ. ГЖИ подчиняется соответствующим местным министерствам или вице-губернатору. На государственном уровне руководителем инспекции является Главный инспектор ГЖ.
Автоматизация обмена информацией
В границах МО существует большое множество жилых многоквартирных построек. Предоставлением услуг ремонта, ухода за системами коммуникаций и т.п. следят в ЖКХ. Стоимость сервиса и качество деятельности последних контролируют соответствующие инспекции.
Для улучшения продуктивности работы была разработана АИС ГЖИ в Московской области. Она представляет собой веб-ресурс, куда соответствующие ведомственные учреждения вносят отчеты по проведению обслуживания местными отделами ЖКХ. Дополнительно такие сведения могут вносить жильцы домов. Если коротко, то это такой себе орган ревизии деятельности ЖКХ Московской области в цифровом формате.
За что отвечает АИС ГЖИ МО
Сотрудники инспекции следят за своевременной подачей информации соответствующими местными ведомствами. Последние обязаны отчитываться за:
АИС ГЖИ Московской области контролируют обслуживание органами ЖКХ общей собственности жильцов: лифтов, лестничных клеток и т.д. Дополнительно выполняется проверка отчетных паспортов. Инспекция тесно связана с АИС ГКН, а также АИС ЖКХ.
На официальной интернет-странице владелец квартиры в любой момент может просмотреть сведения о кондициях дома. Адрес портала следует искать, введя запрос «gzhi oviont com» в строку. Для получения сведений необходимо заполнить специализированную форму о локации жилья.
Также сервис АИС ГЖИ предоставляет возможность поиска строения с помощью встроенной карты без необходимости создания учетной записи либо входа в систему.
АИС позволяет затрачивать меньше времени на уведомление соответствующих учреждений о жилищных проблемах или недобросовестном предоставлении услуг отделами ЖКХ. При возникновении вопросов о пользовании веб-ресурсом можно обратиться в сервис суппорта.
Функции системы АИС ЖКХ
С помощью ресурса можно осуществить платеж. Сбор информации по коммунальным расчетам Подмосковья ведется через AIS-приложения, например системой АИС осуществляется учет энергозатрат.
Задачами системы АИС ЖКХ являются:
Пользователям сайта предоставляется возможность получить сведения об организации, что занимается обслуживанием дома. С такой системой АИС жилье находится в более оперативном состоянии контроля. На сервисе регулярно размещается информация о прошедших, а также предстоящих событиях, что касаются обслуживания жилых домов.
Вход в личный кабинет предоставляет посетителю больше возможностей. Регистрацию можно пройти на оригинальном сайте предприятия. На последнем дополнительно находится свод правил по использованию опций сервиса.
Также, воспользовавшись веб-сервисом АИС ЖКХ, можно запросить любые данные, что хранились на бумажных карточках. Если учесть связь ресурса с АИС ГКН и другими реестрами, то подобная база данных становится более объемной, чем Тобольский архив в Сибири.
Назначение портала ИС Реформа ЖКХ
Найти ресурс можно по запросу reformagkh ru. Создание личного аккаунта не обязательно, но без учетной записи круг опций сужается. Например, вкладка Рабочая область позволяет публиковать данные исключительно резидентам сервиса.
Система предназначена для контроля местных стратегий по переселению граждан из аварийных строений и капитального восстановления домов. Разработка сайта была инициирована Фондом содействия реформированию ЖКХ.
Подобный ресурс делает функционирование различных АИС жилья более эффективным. Информация о проблемах и новшествах подается на всеобщее обозрение. За достоверность сведений ответственность несет автор, потому лучше дополнительно перепроверять публикуемые данные, запросив справочную информацию с АИС ГНК.
Сведение предприятий, что связаны с обслуживанием жилья в ЕАИС, дало хорошие результаты в направлении повышения услуг местных отделений ЖКХ. Мероприятия стали проводиться более качественно и оперативно. Также автоматизация процессов позволила тщательнее следить за работой коммунальных предприятий.
Для усовершенствования системы регулярно проводятся совещания и опросы жителей домов Московской области. Все комментарии и пожелания можно оставить на оригинальных страницах региональных управленческих органов.
Умные счетчики и умный дом: варианты установки АИС в многоквартирных домах
Концепция умной городской среды, которую путем вербальных интервенций пытается продвигать Минстрой России, не может обойти стороной сферу ЖКХ. Текущий уровень развития технологий позволяет активно внедрять в процессы управления многоквартирными домами и использовать различные инструменты контроля и учета коммунальных ресурсов и услуг. Одним из самых интересных и доступных вариантов применения такой технологии – является установка автоматизированных информационно-измерительных систем учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг (АИС).
Проблемы коммерческого учета
При любом способе управления многоквартирным домом есть общие проблемы с коммерческим учетом:
1.Сокрытие реальных показаний индивидуальных приборов учета. В ситуации, если такие приборы расположены внутри жилого или нежилого помещения (а при вертикальной разводке это так в 95% случаев) – оперативно контролировать фактическое потребление по счетчикам крайне затруднительно.
2. Небалансы, связанные с высокой ценой за 1м3 теплового компонента в составе коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Например, собственник может не пользоваться горячей водой и иметь бойлер, но пользоваться объемным полотенцесушителем (как обогревающим элементом). Тепловые потери такого собственника, который горячей водой греет помещение – уходят в обратку, а цену за 1м3 горячей воды оплачивают его соседи.
3.Проблемные аспекты в связи в связи с переходом на прямые договора с ресурсоснабжающими организациями. Здесь можно сделать много ошибок на этапе передачи показаний ресурснику, а коммерческий учет, тем временем, запускается.
АИС: понятие и составные части
С 1 января 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 года № 1498 в Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491) был введен пункт е_1) в п. 2, который отнес в состав общего имущества автоматизированные информационно-измерительные системы учета потребления коммунальных ресурсов и услуг, в том числе совокупность измерительных комплексов (приборов учета, устройств сбора и передачи данных, программных продуктов для сбора, хранения и передачи данных учета), в случаях, если установлены за счет собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе в рамках исполнения обязанности по установке приборов учета в соответствии с требованиями Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В самом общем виде АИС включает в себя:
— индивидуальные приборы учета со встроенным радиомодулем для дистанционного снятия и передачи показаний без участия собственника (располагаются внутри жилых или нежилых помещений);
— общедомовые приборы учета со встроенным радиомодулем для дистанционного снятия и передачи показаний;
— антенна или коллективная станция (она может быть размещена на техэтаже дома);
— программный комплекс, который интегрирует передаваемые сведения в единую систему и формирует базу данных (на рынке таких систем представлено немного, самые распространённые «Стриж» и «Вавиот»).
Общее преимущество АИС состоит в том, что:
— показания по индивидуальным приборам учета снимаются одновременно с данными общедомовых приборов учета (что убирает небалансы по коммунальному ресурсу на содержание общего имущества из-за разных дат снятия или приема таких данных);
— все данные действия осуществляются без участия собственника, дистанционно;
— все данные программы, как правило, позволяют формировать антимагнитный отчет (то есть, если собственник повесит магнит, система это сразу же выявит и к такому собственнику можно прийти с проверкой);
— данные по потреблению передаются (как правило) каждые сутки, исходя из чего можно выстроить реальную картину потребления коммунальных услуг (и если собственник ее занижает, прийти к нему с проверкой).
Весьма спорным моментом является ответ на вопрос, являются ли индивидуальные приборы учета со встроенным радиомодулем общим имуществом собственников помещений МКД. Коммунальные ресурсы учитываются (измеряются) общедомовыми приборам учета (ОДПУ) и находятся в зоне ответственности управляющей домом организации. Коммунальные услуги учитываются (измеряются) индивидуальными приборам учета (ИПУ) и находятся в зоне ответственности собственника, не являясь общим имуществом.
Однако в случае АИС, эти правила не действуют. И ОДПУ, и ИПУ являются частью («винтиками») одной сложной вещи – АИС. В соответствии со ст. 135 ГК РФ, вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной, вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное.
Таким образом, ИПУ в составе АИС выступают в качестве общего имущества на правах принадлежности к главной вещи (системе учета, в целом).
Варианты установки АИС: ищем средства или понуждаем ресурсника
Практикой наработано несколько способов установки АИС в многоквартирных домах.
Первый. За счет увеличения тарифа на текущее содержание с последующим включением АИС в состав общего имущества (и закладыванием расходов на содержание АИС в тарифе). Данная система довольно дорогая, в масштабах 100 квартир и 200 счетчиков ИПУ ее цена вместе с ОДПУ с установкой составит около 600-800 тысяч рублей. Поэтому первоначально со стороны жителей может быть непонимание нужности установки АИС в доме и активное противодействие этому.
Второй. Установка застройщиком. До настоящего времени небольшое количество застройщиков практикуют установку АИС в многоквартирных домах (равно как и горизонтальную разводку). Тем не менее, эта практика все чаще встречается в домах премиум-класса.
Третий. За счет капитального ремонта. В соответствии с п. 2 ст. 166 ЖК РФ региональным законом о капитальном ремонте федеральный компонент допустимых работ (п. 1 ст. 166 ЖК РФ) может быть дополнен установкой АИС. Поэтому, если собственники хранят деньги на специальном счете по капитальному ремонту и хотят установить АИС, необходимо заглянуть в региональное законодательство, во многих субъектах такая возможность есть.
Например, п.2 ст. 12 Закона Пензенской области от 01.07.2013 № 2403-ЗПО «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пензенской области» допускалось устанавливать АИС за счет данных средств. После того, как многие ТСЖ начали предпринимать попытки установки такой системы «по капремонту» региональный оператор вместе с региональными депутатами решили «откатить назад» и Законом Пензенской области от 01.11.2017 № 3108-ЗПО внесли поправку об исключении возможности установки АИС по капитальному ремонту, а губернатор такую поправку подписал. Данное решение, разумеется, принималось без какой-либо дискуссии с работниками ЖКХ, ТСЖ, управляющими организациями и является очень позорным и непродуманным «метанием» без реального обсуждение важности данного вопроса со сплошной установкой АИС в многоквартирных домах за счет средств капитального ремонта. Вместе с тем, в ряде регионов возможности установки АИС по капитальному ремонту имеются и до настоящего времени, а потому ими можно активно пользоваться.
Четвертый. В части АИС на электрическую энергию в ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» имеется понятие «интеллектуальная система учета электрической энергии (мощности)» (ИСУЭЭ). Под ней понимается совокупность функционально объединенных компонентов и устройств, предназначенная для удаленного сбора, обработки, передачи показаний приборов учета электрической энергии, обеспечивающая информационный обмен, хранение показаний приборов учета электрической энергии, удаленное управление ее компонентами, устройствами и приборами учета электрической энергии, не влияющее на результаты измерений, выполняемых приборами учета электрической энергии, а также предоставление информации о результатах измерений, данных о количестве и иных параметрах электрической энергии в соответствии с правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности), утвержденными Правительством Российской Федерации.
При этом расходы гарантирующего поставщика на установку ИСУЭЭ подлежат включению в состав сбытовой надбавки гарантирующего поставщика и не учитываются при государственном регулировании тарифов. Финансирование таких расходов осуществляется за счет собственных и привлеченных средств, а также иных не запрещенных законом источников, в том числе средств, полученных в результате экономии операционных расходов, достигнутой гарантирующим поставщиком при осуществлении регулируемых видов деятельности (п. 6.3 ст. 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»).
Таким образом, расходы энергоснабжающей организации по установке ИСУЭЭ уже заложены в тарифе. Вместе с тем, нужно учитывать, что ИСУЭЭ распространяется только на ОДПУ. Ответственность за ИПУ по электрической энергии продолжают нести собственники такого оборудования.