Аиус рсчс 2030 что это
Приказ МЧС России 549 от 01.10.2019 О вводе в постоянную (промышленную) эксплуатацию и утверждении Положения о Многоуровневом сегменте АИУС РСЧС-2030 на федеральном, межрегиональном и региональном уровнях
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
ПРИКАЗ01.10.2019 Москва № 549
О вводе в постоянную (промышленную) эксплуатацию и утверждении Положения о Многоуровневом сегменте АИУС РСЧС-2030 на федеральном, межрегиональном и региональном уровняхНа основании положительных результатов приемочных испытаний, в целях организации эффективной эксплуатации Многоуровневого сегмента АИУСРСЧС-2030 на федеральном, межрегиональном и региональном уровнях, а также в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794′ «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» приказываю:Ввести с 1 октября 2019 г. в постоянную (промышленную) эксплуатацию Многоуровневый сегмент АИУС РСЧС-2030 на федеральном, межрегиональном и региональном уровнях и присвоить ему шифр «АИУС РСЧС».
Утвердить Положение об АИУС РСЧС согласно приложению.
Определить оператором АИУС РСЧС в МЧС России федеральное казенное учреждение «Национальный центр управления в кризисных ситуациях».
Департаменту гражданской обороны и защиты населения осуществлять планирование мероприятий по перспективному развитию АИУС РСЧС.
Департаменту образовательной и научно-технической деятельности:
а) обеспечить подготовку в образовательных учреждениях МЧС России специалистов территориальных органов и учреждений МЧС России к работе в АИУС РСЧС;
б) совместно с заинтересованными структурными подразделениями центрального аппарата МЧС России, территориальными органами МЧС России и учреждениями МЧС России организовать научно-техническое сопровождение развития АИУС РСЧС.
Департаменту оперативного управления обеспечить подготовку предложений по повышению эффективности оперативного управления при чрезвычайных ситуациях с использованием функционала АИУС РСЧС.
Управлению информационных технологий и связи обеспечить:
а) общее руководство организацией технической защиты информации в АИУС РСЧС;
б) осуществление единой технической политики, планирование и координацию мероприятий по техническому обеспечению АИУС РСЧС, в том числе по подключению автоматизированных рабочих мест территориальных органов МЧС России и учреждений МЧС России к АИУС РСЧС.
Федеральному казенному учреждению «Национальный центр управления в кризисных ситуациях» обеспечить координацию применения АИУС РСЧС в органах повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций для решения задач по обмену данными, подготовке, сбору, хранению, обработке, анализу и передаче информации.
Федеральному государственному бюджетному учреждению «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России» (федеральный центр науки и высоких технологий) организовать научно-методическое сопровождение развития АИУС РСЧС.
Федеральному государственному бюджетному учреждению «Информационно-аналитический центр МЧС России» обеспечить сопровождение (поддержку) специального программного обеспечения АИУС РСЧС.
Федеральному государственному казенному учреждению «Рузский центр обеспечения пунктов управления МЧС России» обеспечить постоянный контроль параметров функционирования и работоспособности аппаратных средств, выполнение неотложных восстановительных и ремонтных работ, а также работ по техническому обслуживанию аппаратного и общесистемного программного обеспечения программно-аппаратного комплекса федерального уровня, входящего в состав АИУС РСЧС.
Руководителям территориальных органов и учреждений МЧС России:
являющихся балансодержателями составляющих элементов (программно-аппаратных комплексов, информационных систем, программно-расчетных модулей, информационно-аналитических комплексов, информационно-аналитических систем, подсистем) АИУС РСЧС:
а) обеспечить устойчивое функционирование, штатную эксплуатацию и техническую защиту информации соответствующего сегмента АИУС РСЧС;
б) назначить должностных лиц, ответственных за функционирование АИУС РСЧС, по занимаемой должности не ниже заместителя руководителя территориального органа (учреждения) МЧС России;
не являющихся балансодержателями составляющих элементов (программно-аппаратные комплексы, программно-расчетные модули) АИУС РСЧС:
а) обеспечить штатную эксплуатацию оконечного и промежуточного оборудования, имеющего доступ к АИУС РСЧС;
б) обеспечить реализацию мер по защите информации, содержащейся в АИУС РСЧС.
Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра В.Н. Яцуценко.
Для информационного обеспечения управления в РСЧС создана автоматизированная информационно-управляющая система (АИУС РСЧС).
АИУС РСЧС – система, предназначенная для автоматизации процессов сбора, хранения, передачи, обработки и выдачи информации, необходимой для обеспечения работы органов управления РСЧС, а также для автоматизации процессов поддержки принятия управленческих решений, доведения принятых решений до подчинённых
и взаимодействующих органов управления и контроля их исполнения[64].
АИУС РСЧС была создана в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации[65] и продолжает постоянно развиваться. В современной Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года[66] подчеркивается её новое направление развития
– от «культуры реагирования» к «культуре предупреждения».
Основные целисоздания АИУС РСЧС:
сокращение среднего времени реагирования на чрезвычайную ситуацию, которое достигается за счет того, что система исключает многократный ввод одних и тех же данных, обеспечивает автоматическую передачу сведений о чрезвычайных ситуациях практически без задержек на все вышестоящие уровни управления РСЧС
и ускоряет процедуры принятия решений.
обеспечение возможности не только реагирования на ЧС, но и выработки прогнозов возникновения и развития катастроф.
Главное назначение АИУС РСЧС – информационное обеспечение и автоматизация деятельности подведомственных МЧС России органов управления, связанных
с управлением мероприятиями по предупреждению и ликвидации ЧС на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. АИУС РСЧС рассматривается, как интегрированная АС, основными компонентами которой являются АС подведомственных МЧС России органов управления федерального, регионального и муниципального уровней. Конечной целью создания АИУС РСЧС является повышение оперативности, надёжности, качества принятия управленческих решений по предупреждению
и ликвидации ЧС мирного и военного времени.
АИУС РСЧС обеспечивает сбор информации, имеющей отношение к предупреждению и ликвидации ЧС, обработку этой информации, подготовку вариантов решений и рекомендаций по действиям в условиях чрезвычайных ситуаций, представление этой информации руководству МЧС России. К информации по предупреждению и ликвидации ЧС относятся данные о состоянии потенциально опасных объектов и природной среды, об экологической обстановке, о состоянии сил и средств, привлекаемых для действий в чрезвычайных ситуациях, о наличии и состоянии запасов и резервов, о ходе работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время.
Пользователями (абонентами) АИУС РСЧС являются органы управления РСЧС.
Основными функциями АИУС РСЧС являются:
сбор от абонентов (пользователей) системы и обработка оперативной информации о состоянии потенциально опасных объектов экономики и инфраструктуры, природной среды, сил и средств РСЧС, о наличии и состоянии запасов и резервов;
сбор и обработка данных об авариях, катастрофах, стихийных бедствиях, сложившейся обстановке, состоянии сил и средств ГО и доведение этой информации до органов управления;
прогнозирование последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий;
подготовка исходных данных для принятия решений на проведение мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций и планирование их выполнения, выработка вариантов возможных решений и планов;
подготовка рекомендаций и вариантов решений по прогнозу чрезвычайных ситуаций и действиям при их ликвидации;
сопряжение с информационными системами других федеральных органов исполнительной власти, входящих в РСЧС;
передача необходимой информации органам управления РСЧС всех уровней
и обмен информацией между различными подсистемами и звеньями РСЧС и ГО;
обеспечение управления действиями сил и средств ГО непосредственно
в зоне ЧС;
оповещение должностных лиц (органов управления) ГО, доведение сигналов
и команд управления на применение спасательных воинских формирований МЧС России и перевод органов управления в различные режимы функционирования (степени готовности);
накопление, хранение и выдача данных о крупных производственных авариях, катастрофах и стихийных бедствиях в стране и за рубежом, о потенциально опасных объектах (зонах) страны (сопредельных государств), о силах, средствах и ресурсах ГО, а также способах предотвращения и ликвидации ЧС;
создание и ведение баз данных картографической информации с тематическим наполнением, обеспечение функционирования геоинформационных систем и обмена видеоинформацией;
информационная поддержка принимаемых решений по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, мобилизационной подготовке экономики, дальнейшему совершенствованию и развитию гражданской обороны[67].
АИУС РСЧС построена как территориально распределенная система расположенных по всей стране региональных, республиканских, краевых, областных информационно-управляющих центров, городских и районных абонентских пунктов, объединенных государственными и ведомственными каналами связи и передачи данных (Рисунок 5.2). Такая структура обеспечивает возможность управления действиями
в чрезвычайных ситуациях на уровне республик, краев, областей, городов и районов Российской Федерации, не исключая возможности рационального сочетания централизованного и децентрализованного управления.
Рисунок 5.2. Структура АИУС РСЧС
Функционально АИУС РСЧС состоит из основной, резервной и дублирующей подсистем, в состав которых включены (основная номенклатура средств):
функционально-ориентированные комплексы средств автоматизации (КСА), размещаемые на станционных пунктах управления;
мобильные КСА (МКСА) подвижных пунктов управления (ППУ) и других объектов;
абонентские комплекты пользователей (АКП);
КСА взаимодействия с внешними (по отношению к МЧС России) структурами (КСАВ);
Функционально-ориентированные КСА включают:
ситуационные центры (СЦ), предназначенные для информационного обеспечения процессов коллективной выработки и принятия решений координационными органами РСЧС;
КСА постоянно действующих органов управления РСЧС (КСА-ПОУ), предназначенные для подготовки вариантов решений по поддержанию функционирования
и развитию РСЧС, а также для информационного обеспечения процессов выработки
и принятия решений по предупреждению и ликвидации ЧС;
КСА органов повседневного управления РСЧС (КСА-ОПУ), предназначенные для подготовки вариантов решений по ликвидации ЧС;
КСА центров мониторинга и прогнозирования ЧС (КСА-ЦМП), предназначенные для подготовки вариантов решений по предупреждению ЧС.
Примерами КСА-ОПУ являются Национальный центр управления в кризисных ситуациях (НЦУКС) МЧС России и автоматизированные системы единых дежурно-диспетчерских служб.
На основе перечисленной номенклатуры средств создаются объектовые комплексы (ОК) средств автоматизации АИУС РСЧС требуемого назначения и необходимой конфигурации. Каждый из таких ОК, размещаемый в здании, сооружении или ППУ, может включать несколько функционально-ориентированных КСА, а также комплекс средств связи и телекоммуникаций из состава ССПД.
Автоматизация управленческой деятельности в АИУС РСЧС осуществляется посредством решения взаимосвязанных функциональных задач, которые представляют собой информационные технологии обработки на ЭВМ определённых исходных (входных) данных и выдачи результатов этой обработки в удобном для дальнейшего использования виде с соответствующим специальным программным, информационным, лингвистическим, математическим (алгоритмическим), организационным обеспечением. С целью повышения эффективности процессов разработки, эксплуатации
и дальнейшего совершенствования задач они объединяются в функциональные комплексы и подсистемы. Совокупность взаимосвязанных функциональных задач объекта АИУС РСЧС, обеспечивающих все функции некоторого процесса управления, начиная от сбора необходимой информации и заканчивая доведением задач (принятых решений) до исполнителей, составляет функциональный комплекс задач АИУС РСЧС.
Функциональные задачи АИУС РСЧС классифицируются по таким аспектам (признакам):
орган управления и пользователь функциональной задачи;
режим функционирования мирного времени (повседневный, повышенной готовности, ЧС) или в особый период (перевод ГО с мирного на военное положение
и непосредственно военное время);
вид ЧС, для управления мероприятиями по предупреждению или ликвидации которой предназначена задача;
функция процесса управления, которой предназначена задача;
функция процесса управления, которую поддерживает задача.
По этим функциям задачи делятся на следующие основные классы:
оценка и контроль обстановки;
подготовка данных для принятия решения и планирования его реализации;
представление данных вышестоящим, взаимодействующим и подчиненным органам управления;
способность функциональной задачи к комплексированию с другими задачами;
тип информационной технологии, используемый для создания функциональной задачи (информационная задача, расчетная задача, экспертная система и т.п.);
способ общения пользователя с функциональной задачей (пакетный, диалоговый);
способ инициализации задачи (автоматически, по запросу) и другие аспекты.
АИУС РСЧС функционирует как в мирное время (в режимах повседневной деятельности, повышенной готовности, чрезвычайной ситуации), так и в особый период (при переводе гражданской обороны с мирного на военное положение). При этом возможности комплексов средств автоматизации в зависимости от режима функционирования меняются.
В режиме повседневной деятельности объектовые комплексы средств автоматизации всех уровней АИУС РСЧС обеспечивают работу органов управления РСЧС на подведомственной территории. Контролируется состояние объектовых комплексов и системы в целом, организуются тренировки и учения органов управления, сил и средств РСЧС, разрабатываются и совершенствуются планы действий в экстремальных условиях, перспективные планы профилактики чрезвычайных ситуаций, дальнейшего развития и совершенствования РСЧС Решаются задачи кадрового, материально-технического и финансового обеспечения деятельности МЧС России
и подчиненных ему органов. При этом учитываются данные, выдаваемые системой мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, осуществляющей
повседневный контроль состояния природной среды и потенциально опасных объектов, в том числе и авиационно-космический контроль. В этом режиме осуществляется первичный ввод нормативно-справочной информации, развитие программно-технических средств АИУС РСЧС.
В режиме повышенной готовностикомплексы средств автоматизации обеспечивают деятельность органов управления РСЧС по приведению в готовность к возможным действиям органов управления и сил РСЧС, принятию оперативных мер по предотвращению чрезвычайных ситуаций, снижению возможного ущерба. Уточняются причины, вызвавшие ухудшение обстановки, осуществляется прогноз возникновения чрезвычайных ситуаций и их развития. Усиливается контроль над состоянием природной среды и потенциально опасными объектами. Для обоснования мер по ликвидации угрозы чрезвычайных ситуаций осуществляются расчеты по привлечению сил и средств, приведению их в высшие степени готовности. При необходимости доводятся команды (распоряжения) на выдвижение части сил в район предполагаемого бедствия и осуществляется контроль их действий, проводится оповещение населения. Усиливаются дежурные службы эксплуатационного персонала АИУС РСЧС. Программно-технические средства приводятся в рабочее состояние для решения соответствующих задач, в том числе подготавливаются к выводу в ожидаемый район бедствия мобильные средства.
В режиме чрезвычайной ситуациикомплексы средств автоматизации обеспечивают управленческую деятельность органов управления РСЧС по ликвидации возникшей чрезвычайной ситуации. Собираются данные об авариях, катастрофах, стихийных бедствиях и сложившейся обстановке, оповещаются соответствующие органы управления и силы РСЧС. АИУС РСЧС обеспечивает решение задач по управлению выдвижением сил и средств в зону бедствия, мероприятиями по защите населения, материальных и культурных ценностей, проведением аварийно-спасательных
и других неотложных работ. Эксплуатационный персонал объектовых комплексов средств автоматизации переходит на круглосуточный режим работы. В случае необходимости мобильные средства АИУС РСЧС выдвигаются в район бедствия для непосредственного обеспечения работы оперативных групп.
АИУС РСЧС в особый период должна обеспечивать поддержку управления мероприятиями по переводу гражданской обороны с мирного на военное положение, а также мероприятиями гражданской обороны непосредственно в военное время. Объектовые комплексы для функционирования в особый период создаются на основе типовых унифицированных решений, принятых в Единой (взаимоувязанной) системе государственного и военного управления (ЕСГВУ).
Основное внимание при выполнении дальнейших работ должно быть уделено: коренной модернизации комплексов средств автоматизации федерального и регионального уровня управления; созданию и развитию территориальных звеньев системы; вопросам сопряжения с ведомственными информационными системами РСЧС; развитию аналитических и геоинформационной систем; использованию космической информации для оперативного картирования, оценки масштабов чрезвычайных ситуаций и мониторинга потенциально опасных объектов, а так же созданию подсистемы обеспечения безопасности информации в АИУС РСЧС.
Организация информационного обмена в АИУС РСЧС.
Основными принципами, положенными в основу организации обмена информацией, являются:
сбор информации «снизу – вверх» в соответствии с административно-территориальным делением;
устранение избыточности информации, передача данных в случае появлений отклонений;
агрегирование информации по мере повышения уровня пользователей;
приоритетность передачи и обработки сообщений в соответствии с характером и возможными последствиями ЧС;
обеспечение возможности ввода данных в АИУС РСЧС с любого звена в случае их доставки транспортным путём или при получении речевых донесений по телефону.
Систему информационного обмена образуют:
1. Субъекты информационного обмена, в роли которых выступают постоянно действующие органы управления РСЧС на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях;
информационно-телекоммуникационная инфраструктура РСЧС;
совокупность информационных ресурсов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
2. Информационно-телекоммуникационная инфраструктура РСЧС, составляющая техническую основу информационного обмена, строится путем конвергенции на всех уровнях управления различных телекоммуникационных сред в целях формирования единого информационного пространства.
3. Информационные ресурсы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций подразделяются на оперативную и плановую информации.
К оперативной информации относятся сведения о прогнозируемых и (или) возникших чрезвычайных ситуациях природного, техногенного, биолого-социального характера и их последствиях, сведения о силах и средствах РСЧС постоянной готовности, привлекаемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций,
а также об их деятельности, направленной на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций.
К плановой информации относятся сведения об административно-территориальных образованиях, об организациях и их деятельности, необходимые для заблаговременного планирования мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В плановую информацию в обязательном порядке включаются данные о численности населения административно-территориальных образований и работников организаций.
Ответственными за сбор, обработку и передачу оперативной и плановой информации являются органы повседневного управления РСЧС.
При сборе, обработке и обмене информацией обязательным условием является соблюдение требований конфиденциальности и защиты информации в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне.
4. В целях ведения автоматизированного учета оперативной информации Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий организует разработку программного обеспечения для сбора, обработки и хранения оперативной информации и электронные формы документов, являющиеся обязательными для заполнения при обмене оперативной информацией.
5. Для сбора плановой информации федеральные органы исполнительной власти и уполномоченные организации, имеющие функциональные подсистемы РСЧС, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации на основе собранной и обработанной информации формируют базы данных в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в своей сфере деятельности, осуществляют их актуализацию и представляют информацию о структуре баз данных и их формате в базу данных МЧС России.
Для учета имеющейся плановой информации федеральные органы исполнительной власти и уполномоченные организации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации
формируют базы данных и представляют их в МЧС России. По решению органа местного самоуправления и согласованию с соответствующим территориальным органом МЧС России базы данных организаций, находящихся на территории органа местного самоуправления, включаются в базы данных этого органа местного самоуправления. Базы данных в обязательном порядке включаются в каталог, который создается соответствующим органом (уполномоченной организацией, организацией).
В каталоге отражается по каждой базе данных (массива информации) перечень информационных показателей, период их обновления, формат данных, а также используемые классификаторы (справочники).
6. Федеральные органы исполнительной власти и уполномоченные организации согласуют каталоги с МЧС России. С целью соблюдения единства принципов построения баз данных органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации согласуют каталоги с региональными центрами по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а органы местного самоуправления – с главными управлениями МЧС России по субъектам Российской Федерации.
7. При угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций, а также для планирования мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций
МЧС России и его территориальные органы имеют право запрашивать информацию из баз данных, представленных в каталогах, необходимую для принятия решений по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Кроме того, федеральные органы исполнительной власти и уполномоченные организации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления
и организации могут осуществлять обмен информацией по запросу заинтересованной стороны. Предоставление информации, при наличии таковой, осуществляется между органами повседневного управления РСЧС.
8. В целях совершенствования системы обмена оперативной и плановой информацией МЧС России и его территориальные органы, федеральные органы исполнительной власти и уполномоченные организации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации заключают дополнительные двусторонние соглашения, в которых определяют органы управления, на которые возлагается ведение информационного обмена, с указанием реквизитов сторон (телефоны/факсы, адреса электронной почты и т.д.) и регламент информационного обмена для организации информационного взаимодействия. В целях единого статистического учета чрезвычайных ситуаций МЧС России устанавливает критерии информации о чрезвычайных ситуациях и направляет их через свои территориальные органы субъектам информационного обмена.
9. Базы данных федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций ведутся с использованием автоматизированных информационных систем. МЧС России разрабатывает общие требования к созданию автоматизированных информационных систем для ведения баз данных, доводит их до федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организации, а также направляет в свои территориальные органы для доведения их до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций. Технические задания на разработку автоматизированных информационных систем для ведения баз данных готовятся федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными организациями, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями с учетом общих требований к созданию автоматизированных информационных систем для ведения баз данных и согласовываются с МЧС России и его территориальными органами соответственно.
10. МЧС России формирует и ведет каталог баз данных в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций по каталогам баз данных, представляемых федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными организациями, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.
Порядок обмена информацией в АИУС РСЧС определён «Инструкцией о сроках и формах представления информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (приложение
к приказу МЧС России от 07.07.1997 № 382). Инструкция определяет сроки и формы представления информации в МЧС России, другие федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ; обеспечивает координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности по сбору и обмену информацией.
Инструкция имеет следующие приложения:
1. Критерии информации о чрезвычайных ситуациях.
2. Международная шкала событий на АЭС.
3. Сроки представления информации и формы донесений (1/РЕЗ ЧС, 1/ЧС, 2/ЧС, 3/ЧС, 4/ЧС).
Перспективный многоуровневый сегмент АИУС РСЧС-2030 на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Одной из основных тенденций развития гражданской обороны является формирование новых подходов к организации внедрения передовых технологий защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и ЧС. Формирование теории автоматизации процессов управления организационными системами стартовало в середине ХХ века с использованием системного подхода, где применяются в основном эвристические методы управления. В силу возрастания сложности решаемых проблем в зависимости от параметров состояния управления (самоорганизация, нестационарность, нелинейность, многомерность, оптимизация) увеличивается количество предметов автоматизации с включением в него организационно-технических систем (ОТС), построенных на комплексном использовании регулярных методов эвристического подхода и оптимизационного решения задач в области искусственного интеллекта. Перспективными направлениями в этих условиях являются нечёткая логика, экспертные системы, системы естественного языкового общения, распознавания образов, системы на искусственных нейронных сетях и генетических алгоритмах. В общем, это будущие интеллектуальные системы управления.
Проблемы подготовки и принятия управленческих решений в АСУ состоят:
в недостаточности информации и знаний о сути произошедших событий, их истоках и возможном развитии (проблема объяснения произошедшего и возможного хода развития);
в сложности и многофакторности механизма возникновения и развития событий, неоднозначности причинно-следственных отношений;
в психологическом давлении груза ответственности за принимаемое решение
и опасении за возможные последствия реализации решения (проблема обоснованности решения).
Применение ОТС позволят создать структуры и методы синтеза интеллектуальных систем управления (ИСУ), которые устранят эти недостатки. Одним из приоритетных направлений является модернизация и развитие информационно-технической инфраструктуры органов повседневного управления РСЧС, при этом выполняются мероприятия, направленные на повышение эффективности использования информационных систем в деятельности ОУ МЧС России.
АИУС РСЧС-2030 – это создаваемая на базе современных ИТ-технологий автоматизированная система, предназначенная для сбора, комплексной обработки оперативной информации о чрезвычайных ситуациях и информационного обмена между различными подсистемами и звеньями РСЧС, а также для обеспечения передачи органами повседневного управления необходимых указаний силам и средствам ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Целью создания и внедрения АИУС РСЧС-2030 является повышение эффективности деятельности РСЧС, направленной на снижение показателей риска для населения и территорий Российской Федерации, сокращение времени реагирования, повышение эффективности оказания помощи населению, пострадавшему в ЧС путем комплексной автоматизации деятельности органов повседневного управления и подсистем РСЧС.
Ядро АИУС РСЧС-2030 – это программная платформа, совокупность программных средств, позволяющих осуществлять интеграцию существующих и создаваемых программных продуктов (функциональных подсистем, программных блоков
и модулей) с целью масштабирования АИУС РСЧС-2030 и расширения функционала.
АИУС РСЧС-2030 включает в себя следующие функциональные элементы:
единую интеграционную программную платформу;
интерфейс взаимообмена информацией с хранилищем данных;
единое хранилище данных;
Единая интеграционная программная платформа включает следующие базовые функциональные подсистемы:
подсистему управления картографическими данными;
подсистему взаимодействия со смежными и внешними системами;
подсистему межведомственного взаимодействия;
подсистему оперативно-аналитической работы;
подсистему оперативного реагирования;
В результате развития АИУС РСЧС-2030 должно быть снижено количество человеческих потерь и материальный ущерб от ЧС за счёт:
уменьшения времени и повышения качества подготовки управленческих решений по предупреждению и ликвидации ЧС;
повышения эффективности деятельности НЦУКС по управлению РСЧС на всех уровнях;
повышения эффективности взаимодействия звеньев РСЧС на всех уровнях;
повышения эффективности и оперативности информационного обмена с международными организациями;
сокращения времени реагирования на ЧС;
снижения уровня территориального индивидуального риска;
повышения уровня информированности населения;
повышения качества и охвата оповещения населения;
повышения точности расчётных методов;
повышения эффективности превентивных мероприятий по предупреждению последствий ЧС.
В настоящее время создан и проходит опытную эксплуатацию многоуровневый сегмент АИУС РСЧС-2030 (НЦУКС, ЦРЦ, Крым, Севастополь, Московская область, Приморский край), предназначенный для сбора, комплексной обработки оперативной информации о чрезвычайных ситуациях и информационного обмена между различными подсистемами и звеньями РСЧС, а также для обеспечения передачи органами повседневного управления необходимых указаний силам и средствам ликвидации чрезвычайных ситуаций. Разрабатываемые новые структуры и подсистемы включают ранее созданные информационные системы и ресурсы. В состав АИУС РСЧС-2030, вошла «Автоматизированная система Национального центра управления в кризисных ситуациях» (АС НЦУКС), которая была введена в постоянную эксплуатацию в 2015 году.
АС НЦУКС предназначена для информатизации и автоматизации деятельности ОДС по сбору, обработке и доведению информации в системе антикризисного управления. Целями создания АС НЦУКС являлись:
повышение эффективности сбора, обработки и доведения информации в области пожарной безопасности, защиты населения и территорий от ЧС природного
и техногенного характера в системе антикризисного управления;
обеспечение работы пользователей в единой информационной среде, в соответствии с существующими регламентами работы, и обеспечение дальнейшей интеграции функционирующих систем в единую информационную среду.
АС НЦУКС объединила в себе ранее созданные информационные системы
и ресурсы: ПАК БРИЗ; Землетрясения; Туристы (ЕСВИТМ); КСМ‑ЗН (расчеты и моделирование); САУР; КАСКАД, Космоплан; СМТС-СВОД Глонасс; КИИС МОРЕ.
В АС НЦУКС интегрированы пять систем ФКУ НЦУКС (Рисунок 5.3).
Рисунок 5.3. Интеграция с системами ФКУ НЦУКС
АС НЦУКС состоит из 7 подсистем:
подсистема ведения данных по чрезвычайным ситуациям;
подсистема ведения данных по природным пожарам;
подсистема ведения данных по туристическим группам на туристических маршрутах;
подсистема ведения данных по радиационной обстановке;
подсистема ведения данных сводного реестра аварийно-спасательных формирований;
подсистема ведения данных об объектах транспортной инфраструктуры, объектах промышленности и социально-важным объектам;
интеграция АС НЦУКС с системами «БРИЗ», Землетрясения, «ПАУР», «САУР», «ЕСКОР».
Программные средства разрабатываются на основе новейших подходов к созданию распределенных корпоративных информационных систем с использованием Web-технологий (XML, DHTML), которые позволяют строить масштабируемые системы практически любой степени сложности. Преимущества разработанных решений:
комплексная интеграция с АИУС РСЧС (информационная, функциональная, технологическая и пр.);
применение передовых подходов и технологий при создании автоматизированной системы;
возможность подключения автоматизированной системы Единой дежурной диспетчерской службы и абонентских пультов, которая позволяет создавать системы автоматизированного мониторинга техногенной среды региона;
обработка поступающей информации в реальном масштабе времени;
поддержка процессов принятия управленческих решений по предупреждению
и ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе достоверной и своевременной информации.