Основными преградами для академической мобильности являются культурные, социально-экономические и академические барьеры. Болонский процесс является попыткой снизить эти препятствия в рамках Европейского пространства высшего образования (ЕПВО).
Связанные понятия
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
Второй целью в области развития, сформулированной в Декларации тысячелетия ООН, является обеспечение всеобщего начального образования, а именно, «обеспечить, чтобы к 2015 году, у детей во всем мире, как у мальчиков, так у девочек, была возможность получать в полном объеме начальное школьное образование». В настоящий момент, более 100 миллионов детей по всему миру, достигших школьного возраста, не посещают школу. Большинство из них живут в регионе субсахарской Африки и Южной Азии. Девочки при этом.
На сегодняшний момент оценивание стало на Западе неотъемлемой частью эффективной реализации программ и проектов в той или иной отрасли (секторе). Спрос на специалистов высокого уровня в данной области растет с каждым годом. Поэтому неудивительно, что с каждым годом увеличивается и количество программ и курсов, так или иначе затрагивающих данную предметную область. К настоящему времени кристаллизовались пять основных видов подготовки специалистов по оцениванию.
К высшим учебным заведениям во Франции относятся все учебные заведения, осуществляющие общенаучную и специальную подготовку на базе полного среднего образования со сроками обучения от 2 до 11 лет. Речь идет, таким образом, о принятой на Западе расширительной концепции высшего образования, включающей в себя не только собственно высшее, но и так называемое послесреднее образование, являющееся аналогом среднего.
Академическая мобильность для преподавателей: 6 актуальных международных программ обмена
В рамках реализации Болонского процесса в Европе продолжает формироваться общее образовательное пространство, в котором немаловажную роль играют и российские вузы. Одним из важных элементов, способствующих внедрению российских вузов в международное пространство, является академическая мобильность.
В этой статье рассказываем, что такое академическая мобильность, какова актуальность развития на сегодняшний день, а также какие актуальные программы существуют для ее реализации.
Значение и актуальность
Академическая мобильность — это временное перемещение учащихся и преподавателей в образовательное учреждение другой страны. Также существует внутренняя академическая мобильность, в рамках которой преподаватель или студент перемещается в другой вуз внутри своей страны.
Академическая мобильность, в первую очередь, способствует развитию таких глобальных задач, как:
Проблемы развития
Пребывание в международном научно-образовательном пространстве требует определенного опыта и, соответственно, не лишено ряда проблем, с которыми, к сожалению, нередко сталкиваются российские высшие школы:
Российский Совет академической мобильности (РОСАМ), 1997 г. Совет является добровольным объединением вузов и других российских организаций высшего образования. Главным образом, совет содействует в развитии и повышении эффективности международных связей.
Ассоциация проректоров по международным связям вузов г. Москвы и Московской области, 1998 г. Оказывает помощь вузам региона в получении информации по международным образовательным программам и международным проектам.
Санкт-Петербургская Ассоциация проректоров по международным связям, 1994 г. Объединяет проректоров, ответственных за международные отношения в петербургских вузах, и оказывает помощь учебным учреждениям в решении различных проблем в области международных отношений.
Цели, основания, порядок, условия, источники финансирования, правила определения трудоемкости учебной работы студентов в кредитах и порядок зачета результатов академической мобильности студентов регламентируется Положением об академической мобильности студентов НИУ ВШЭ.
Академическая мобильность — получение студентами НИУ ВШЭ образовательных услуг вне факультета и кампуса, в котором они обучаются, при условии зачета полученных кредитов и результатов обучения.
Виды академической мобильности:
Вид академической мобильности
Место и технология получения образовательных услуг
Определение трудоемкости учебной работы в кредитах для студентов — участников академической мобильности 1
образовательные услуги студент получает в НИУ ВШЭ с выездом в другой кампус и обучением по очной форме обучения
засчитывается количество кредитов, указанное в утвержденном рабочем учебном плане (далее — РУП), дисциплину которого студент выбрал для изучения
образовательные услуги студент получает в другой образовательной организации РФ по любой форме обучения
засчитывается количество кредитов, указанное в сертификате (для дистанционной мобильности засчитывается минимум 1 кредит)
образовательные услуги студент получает в зарубежной образовательной организации по очной форме обучения
Дистанционная академическая мобильность
образовательные услуги студент получает на платформах онлайн-образования и/или в другой образовательной организации высшего образования в дистанционной форме без выезда к месту обучения
Вид академической мобильности
В зависимости от продолжительности обучения:
Краткосрочная
Долгосрочная
обучение студента вне базовой ОП сроком более трех месяцев
Обязательным условием долгосрочной академической мобильности, в том числе организуемой по собственной инициативе студента, является оформление индивидуального учебного плана (далее — ИУП), включающего дисциплины, подлежащие изучению вне базовой ОП.
Общие положения для академических мобильностей:
1 При оценке трудоемкости учебной работы студента по изучению дисциплины в рамках академической мобильности используется европейская система перевода и накопления кредитов (ECTS — The European Credit Transfer System)
2 Совещаниях, конференциях, съездах, школах, слетах, конгрессах и т.п.
Вышка славится и гордится интернациональным характером обучения студентов и своей межкультурной средой. В корпусах часто можно видеть лица студентов из разных стран, почти каждый день происходит событие, проводится лекция, связанная с международным визитом, конференцией. Все это делается потому, что наука и высшее образование – интернациональны и открыты по своей природе, и для здорового и конкурентного развития необходим международный академический обмен.
Чтобы Вы были в курсе, если Вы уже интересуетесь, как поучаствовать в этом процессе, предлагаем Вам следующий гид.
Что такое международная академическая мобильность студентов?
Это очное обучение студента вне основного факультета в зарубежном вузе с выездом к месту обучения, а также участие в непродолжительных семинарах, летних/зимних школах, оценка участия в которых выражена в кредитах и представлена в сертификате. В рамках международной академической мобильности студентам, отправляющимся на учебу за рубеж, могут быть зачтены без пересдачи результаты их обучения в зарубежных вузах.
Участие студентов НИУ ВШЭ в программах академической мобильности регулируется Положением об академической мобильности студентов НИУ ВШЭ (ОБЯЗАТЕЛЬНО К ПРОЧТЕНИЮ, если Вы собираетесь участвовать в программе).
Программы долгосрочной академической мобильности, организованные централизованно Вышкой в рамках межвузовских соглашений, можно найти на сайте международных академических программ НИУ ВШЭ. Следите за новостями, 2 раза в год объявляется период подачи заявлений для участия в данных программах.
Со списком документов, необходимых для подачи заявки, вы можете ознакомиться на сайте.
Также можно самостоятельно организовать краткосрочное обучение за рубежом, например, подав заявку на участие в летней тематической школе зарубежного университета: Перечень летних/зимних школ вузов-партнеров НИУ ВШЭ.
В Вышке есть такая же летняя школа для иностранцев: Летний университет НИУ ВШЭ.
Это поможет подготовиться к более серьезным академическим программам, даст незабываемый опыт межкультурного общения с единомышленниками, и просто опыт делового (не туристического) пребывания за рубежом.
Составлять заявку на участие в такой школе и отправлять ее в принимающий вуз Вам нужно будет самостоятельно, а оформить внутренние документы НИУ ВШЭ по приезде Вам поможет менеджер Вашей образовательной программы.
Нужно отметить, что самыми «удобными» периодами для академической мобильности являются 2 курс (когда Вы уже адаптировались к учебному процессу) и 3 курс (когда еще достаточно времени до диплома) бакалавриата. В магистратуре мы советуем рассматривать 2-е полугодие 1-го курса и 1-ое полугодие 2-го курса (менее желательно, есть риск не вовремя выйти на ГИА).
Какие документы Вам нужно иметь наготове уже с первого курса университета, чтобы в случае объявленного конкурса/старта приема заявок/предложенного участия в конкурсе на международный грант быстро и легко собрать весь пакет?
1. Сертификат, подтверждающий Ваш уровень знания иностранного языка. Да, чаще всего требуется именно международный сертификат (английский: IELTS, TOEFL, Кембриджский сертификат и т.п.). Для получения такого сертификата нужно сдать экзамен в специальном сертифицированном центре, срок действия сертификатов различен.
А Вы знаете, что в Вышке существует авторизованный центр по приему Кембриджских международных экзаменов по английскому языку KET, PET, FCE, CAE, CPE, BEC, TKT и ILEC?
2. CV, или Curriculum Vitae, или резюме. Этот документ на английском и русском языке просто необходимо составить один раз и дополнять и модифицировать его по ходу времени. Это сэкономит Вам подавляющую долю нервов и сил.
3. Список публикаций на английском и русском языке тоже стоит завести при получении первой же публикации и не забывать его пополнять. Сюда же можно добавлять данные о полученных наградах, сертификатах, призах, причем, не только учебных и научных. Достижения в спорте и общественной деятельности во многих грантах, стипендиях и программах играют далеко не последнюю роль.
4. Краткое описание на английском и русском языках своих учебных, исследовательских и профессиональных проектов. Если нет ничего серьезного, сюда стоит отнести описание курсовых работ, которые Вы выполняли, а также профессиональные навыки, приобретенные во время практики или подработки. Подумайте, что из этого могло бы представить Вас как специалиста, в выгодном свете.
5. Вам нужно уметь заказать транскрипт с оценками на английском языке. Это можно сделать на сайте Учебного офиса (заказать справку).
6. И вообще, знаете ли Вы, где посмотреть список всех учебных дисциплин, которые были пройдены и которые еще только предстоят Вам в течение всего периода обучения? Вам нужен рабочий (на 1 год) или базовый (на весь период) учебный план. Они есть на сайте Вашей образовательной программы в разделе «Документы образовательной программы» на правой панели.
С кем на программе согласовывать проекты ИУПов на мобильность?
Список дисциплин в ИУП на международную академическую мобильность должен быть согласован с академическим руководителем и менеджером ОП. После того, как Вы нашли подходящую программу мобильности, необходимо составить проект специального ИУП на международную академическую мобильность (один проект ИУП составляется для каждой интересной Вам программы/ для каждого зарубежного ВУЗа) и выслать его на согласование по email для получения предварительной оценки выполнения плана, комментариев и, в последствии, подписания.
Что еще нужно иметь в виду?
Академическая мобильность не всегда подразумевает выезд за рубеж, есть и так называемая интернационализация «at home»: Вы можете получить огромный опыт, общаясь с приезжающими иностранными студентами, преподавателями, участвуя в семинарах и конференциях с международными участниками. Можно стать Buddy (взять под свою опеку иностранного студента). Главное – быть активным. Ведь именно так завязываются настолько необходимые в глобальном мире деловые, научные и просто дружеские контакты.
Опыт предыдущих участников программ академической мобильности. Тут Вы почерпнете информацию из первых уст. Кроме того, с ребятами, уже знающими процесс не понаслышке, можно встретиться и пообщаться вживую.
Для студентов, желающих участвовать в программе Work & Travel. Эта программа не считается программой международной академической мобильности.
И теперь важная информация для молодых людей, обучающихся на военной кафедре. Как Вам сообщалось на первом же собрании при поступлении, это обучение представляет собой непрерывный процесс, во время которого, к сожалению, невозможно участие в длительной программе академической мобильности. Возможно участие в программах летом, во время каникул, во время прохождения практик. Если же Вы все же решили участвовать в длительной программе АМ, то придется завершить курс обучения на военной кафедре.
Вышка славится и гордится интернациональным характером обучения студентов и своей межкультурной средой. В корпусах часто можно видеть лица студентов из разных стран, почти каждый день происходит событие, проводится лекция, связанная с международным визитом, конференцией. Все это делается потому, что наука и высшее образование – интернациональны и открыты по своей природе, и для здорового и конкурентного развития необходим международный академический обмен.
— Что такое международная академическая мобильность студентов? Это очное обучение студента вне основного факультета в зарубежном вузе с выездом к месту обучения, а также участие в непродолжительных семинарах, летних/зимних школах, оценка участия в которых выражена в кредитах и представлена в сертификате. В рамках международной академической мобильности студентам, отправляющимся на учебу за рубеж, могут быть зачтены без пересдачи результаты их обучения в зарубежных вузах. То есть, грамотно подобрав курсы в зарубежном университете, успешно сдав по ним экзамены, не придется после поездки сдавать накопившиеся задолженности в МИЭМ.
Участие студентов НИУ ВШЭ в программах академической мобильности регулируется Положением об академической мобильности студентов НИУ ВШЭ (обязательно к прочтению, если Вы собираетесь участвовать в программе).
Программы долгосрочной академической мобильности, организованные централизованно Вышкой в рамках межвузовских соглашений, можно найти на сайте международных академических программ НИУ ВШЭ. Следите за новостями, 2 раза в год объявляется период подачи заявлений для участия в данных программах.
Также можно самостоятельно организовать краткосрочное обучение за рубежом, например, подав заявку на участие в летней тематической школе зарубежного университета:
Перечень летних/зимних школ вузов-партнеров НИУ ВШЭ В Вышке есть такая же летняя школа для иностранцев: Летний университет НИУ ВШЭ. Это поможет подготовиться к более серьезным академическим программам, даст незабываемый опыт межкультурного общения с единомышленниками, и просто опыт делового (не туристического) пребывания за рубежом.
Нужно отметить, что самыми «удобными» периодами для академической мобильности являются 2 курс (когда Вы уже адаптировались к учебному процессу) и 3 курс (когда еще достаточно времени до диплома) бакалавриата. В магистратуре мы советуем рассматривать 2-е полугодие 1-го курса и 1-ое полугодие 2-го курса (менее желательно, есть риск не вовремя выйти на ГИА).
— Какие документы Вам нужно иметь наготове уже с первого курса университета, чтобы в случае объявленного конкурса/старта приема заявок/предложенного участия в конкурсе на международный грант быстро и легко собрать весь пакет?
1. Сертификат, подтверждающий Ваш уровень знания иностранного языка. Да, чаще всего требуется именно международный сертификат (английский: IELTS, TOEFL, Кембриджский сертификат и т.п.). Для получения такого сертификата нужно сдать экзамен в специальном сертифицированном центре, срок действия сертификатов различен.
А Вы знаете, что в Вышке существует авторизованный центр по приему Кембриджских международных экзаменов по английскому языку KET, PET, FCE, CAE, CPE, BEC, TKT и ILEC.
2. CV, или Curriculum Vitae, или резюме. Этот документ на английском и русском языке просто необходимо составить один раз и дополнять и модифицировать его по ходу времени. Это сэкономит Вам кучу нервов и сил.
3. Список публикаций на английском и русском языке тоже стоит завести при получении первой же публикации и не забывать его пополнять. Сюда же можно добавлять данные о полученных наградах, сертификатах, призах, причем, не только учебных и научных. Достижения в спорте и общественной деятельности во многих грантах, стипендиях и программах играют далеко не последнюю роль.
4. Краткое описание на английском и русском языках своих учебных, исследовательских и профессиональных проектов. Если нет ничего серьезного, сюда стоит отнести описание курсовых работ, которые Вы выполняли, а также профессиональные навыки, приобретенные во время практики или подработки. Подумайте, что из этого могло бы представить Вас как специалиста, в выгодном свете.
5. Вам нужно уметь заказать транскрипт с оценками на английском языке. Это можно сделать на сайте Учебного офиса (заказать справку).
6. И вообще, знаете ли Вы, где посмотреть список всех учебных дисциплин, которые были пройдены и которые еще только предстоят Вам в течение всего периода обучения? Вам нужен рабочий (на 1 год) или базовый (на весь период) учебный план. Они есть на сайте Вашей образовательной программы в разделе Документы на правой панели.
— Что еще нужно иметь в виду?
Академическая мобильность не всегда подразумевает выезд за рубеж, есть и так называемая интернационализация «at home» : Вы можете получить огромный опыт, общаясь с приезжающими иностранными студентами, преподавателями, участвуя в семинарах и конференциях с международными участниками. Можно стать Buddy (взять под свою опеку иностранного студента) или посещать языковой клуб. Главное – быть активным. Ведь именно так завязываются настолько необходимые в глобальном мире деловые, научные и просто дружеские контакты.
Опыт предыдущих участников программ академической мобильности. Тут Вы почерпнете информацию из первых уст. Кроме того, с ребятами, уже знающими процесс не понаслышке, можно встретиться и пообщаться вживую. Вот отчеты о поездках наших студентов :