Академическое образование что это такое
Что такое прикладной бакалавриат и в чем его отличие от академического
На первом уровне высшего образования есть разные виды программ: классический академический и экспериментальный прикладной бакалавриат.
Что значит «прикладной бакалавриат»
Идею учить в университетах профессионалов, без всякой дополнительной подготовки готовых сразу же после выпуска работать на производстве, в 2009 году предложило правительство. Концепцию эксперимента Кабмин представил в постановлении № 667. Более детально она изложена в приказе Минобрнауки № 423.
Суть эксперимента состояла в том, чтобы объединить программы СПО (среднего профобразования) и ВО (высшего образования) для того, чтобы за четыре года подготовить профессионала, хорошо подкованного теоретически и отлично обученного практически. Из уровня СПО в учебные планы включалась прикладная подготовка, от бакалавриата – академическая (то есть теория). Стажировкам и практике на производстве отводилось не меньше 50 % всего учебного времени – фактически в стенах вузов прикладные бакалавры проводили два года и столько же – на предприятиях и в организациях.
Прикладной бакалавр – по определению Минобрнауки, это образовательная квалификация, которую присваивают выпускникам основных образовательных программ уровня бакалавриата, разработанных с целью дать студентам компетенции для решения технологических задач в разных сферах социально-экономической деятельности. Сразу же после окончания вузов прикладные бакалавры готовы работать на производстве по полученной специальности.
Обучение в прикладном бакалавриате строилось по ФГОС высшего образования и с учетом профстандартов специальностей и направлений СПО и ВО. При этом программы вузы формировали при обязательном участии работодателей – они решали, к каким именно видам профессиональной деятельности надо готовить будущих выпускников (проще говоря, чему конкретно учить), и предоставляли базу для производственной практики.
Направления прикладного бакалавриата
Технологии взаимодействия колледжей, вузов и предприятий-работодателей при подготовке студентов в прикладном бакалавриате отрабатывались по 12 направлениям, в основном инженерным:
Для гуманитариев программы прикладного бакалавриата высшие учебные заведения разрабатывали в четырех укрупненных группах специальностей:
В общей сложности по этим 12 укрупненным группам дипломы прикладных бакалавров могли получить студенты, изучавшие 60 профилей. Среди них были пользующиеся популярностью у абитуриентов реклама и PR, гостиничное дело, юриспруденция, туризм, бизнес-информатика, нефтегазовое дело, дизайн архитектурной среды и другие.
На начальном этапе в эксперименте участвовали 44 вуза, среди которых были ведущие университеты страны: МИФИ, МИСиС, РАНХиГС, УрФУ им. Ельцина, РГСУ, НГТУ им. Алексеева, КНИТУ-КАИ (Казань). В 2013 году Минобрнауки выделило бюджетные места для приема на учебу прикладных бакалавров уже 80 вузам.
Различия прикладного и академического бакалавриата
Оба вида бакалавриата – это полноценное высшее образование. «Академистов» и «прикладников» готовили по программам, полностью соответствующим ФГОС ВО. Разница заключалась в том, что в вариативной части программ у прикладных бакалавров было больше практики, а у академических – теории, поэтому по одному и тому же направлению подготовки университеты и институты выпускали специалистов, готовых к выполнению разных профессиональных задач.
Сравнение программ прикладного и академического бакалавриата
Высшее, первого уровня
Высшее, первого уровня
Срок обучения (очно)
В основном очно – заочных и очно-заочных программ крайне мало из-за особенностей подготовки: много практики
Очно, заочно, очно-заочно
240 зачетных единиц
240 зачетных единиц
Удельный вес по ФГОС подготовки к разным видам профессиональной деятельности (в среднем по программам одних и тех же направлений, например, для дизайнеров архитектурной среды)
Чем отличаются бакалавриат и специалитет
Абитуриенты часто задаются вопросом: что выбрать — бакалавриат или специалитет? Мы разобрались, чем эти программы отличаются друг от друга кроме сроков обучения, и выяснили, почему вообще произошло разделение.
📖 История понятий
Специалитет появился в СССР, когда задачей была подготовка специалиста в конкретной области, например врача.
Бакалавр и магистр — квалификации, которые пришли в Россию из Болонской системы в 2003 году. Цель Болонской системы — облегчить признание дипломов разных стран.
Но не все специальности получилось уместить в программу бакалавриата. Поэтому в ряде случаев остался специалитет
⏳ Срок обучения
Бакалавриат: от 3 до 5 лет по очной форме
Специалитет: от 4 до 6 лет по очной форме
В большинстве случаев бакалавры получают диплом после 4 лет обучения. Специалисты — после 5 лет. Точный срок указан в Федеральном государственном образовательном стандарте, утвержденном для каждой специальности.
Если обучение ведется не по очной форме, как правило, срок увеличивается на год
📚 Содержание учебных программ
Бакалавриат: примерно 240 зачетных единиц
Специалитет: примерно 300 зачетных единиц
Зачетная единица — единица измерения трудоемкости работы. В них измеряются дисциплины, практики и прохождение государственной итоговой аттестации.
Обычно зачетная единица равна 36 академическим часам. Например, на освоение бакалаврской программы по юриспруденции у студента уйдет 8640 академических часов. На специалитете зачетных единиц примерно на треть больше, а значит, программа насыщеннее
👈 Количество направлений
Бакалавриат: 187 направлений подготовки
Специалитет: 103 специальности
Направление подготовки — это программа бакалавриата. А специальность — программа специалитета.
Для будущих бакалавров выбор направлений почти в 2 раза шире.
При этом есть сферы, где бакалавриат практически не встречается, вроде медицины. Также специалитет остался в актерском и режиссерском искусстве и железнодорожном транспорте
🚪 Процесс поступления
Для бакалавров и специалистов основания и сроки поступления на очную форму одинаковые.
Квалификация не влияет на величину проходного балла — в отличие от требуемой комбинации ЕГЭ, репутации вуза, престижности специальности и баллов за дополнительные экзамены. Поступить на бюджет, например, на юриста одинаково сложно и для бакалавриата, и для специалитета.
Дополнительные вступительные испытания встречаются при поступлении и на бакалавриат, и на специалитет. Специальности и направления, по которым можно проводить испытания, отмечены в специальном перечне
💵 Стоимость обучения
Цена платного обучения не сильно отличается для обоих уровней. Например, средняя стоимость очной формы обучения в Москве и для бакалавров, и для специалистов — 300 тысяч рублей в год.
Скидки чаще бывают на программах бакалавриата: их больше и они популярнее у абитуриентов.
На актерские и художественные специальности скидки встречаются редко. Есть программы специалитета, где все бюджетные места отданы под квоту целевого приема, — такое встречается среди врачебных специальностей
📜 Диплом
И бакалавры, и специалисты получают дипломы о высшем образовании по окончании вуза, но квалификации у них разные. Квалификация — это то, что написано в дипломе о высшем образовании.
Бакалавриат — почти всегда «бакалавр». Специалитет — указывается для каждой специальности отдельно, например «экономист». Полный перечень квалификаций есть в приказе № 1061 Минобрнауки
🧑🎓 Продолжение обучения
Специалитет, по сути, равен оконченным бакалавриату и магистратуре — после него можно сразу идти в аспирантуру. После бакалавриата — сначала в магистратуру, потом в аспирантуру. На магистратуре все бакалавры могут претендовать на бюджет, а для специалистов все несколько сложнее.
Если студент поступил в вуз до 30 декабря 2010 и имеет диплом с конкретной квалификацией, например «инженер», то он может претендовать на бюджетное место в магистратуре. Если же он поступил позже обозначенной даты или в его дипломе квалификация «специалист» — то только на платное, потому что для нынешних специалистов магистратура считается вторым высшим
🎯 Целевое обучение
И бакалавры, и специалисты в зависимости от специальности могут заключить договор о целевом обучении с правом поступления в рамках квоты целевого приема.
Эту квоту ежегодно утверждает правительство. На 2022 год квота еще не утверждена. Информация о квотах на 2021 год есть в распоряжении правительства
👔 Требования работодателей
С формальной точки зрения у специалистов больше возможностей после окончания учебы.
ФГОС поколения 3++ утверждаются с учетом профстандартов. В них есть примерный перечень профессий, по которым можно работать после окончания той или иной специальности.
Выпускникам-бакалаврам доступны не все должности: например, они не могут руководить научной организацией. Для такой работы нужно образование не ниже специалиста или магистра.
Как правило, конкретные квалификации имеют значение при устройстве в госструктуры. В частном найме важнее резюме и портфолио
🌎 Признание за границей
Лучше уточнять для каждой страны отдельно. Например, для Франции диплом специалиста соответствует диплому магистра, так же и для Эстонии. А для Британии решает организация UK ENIK: она сопоставляет российский диплом и британские стандарты. В России документы сопоставляет Рособрнадзор.
Соглашения о признании документов об образовании между Россией и другими странами есть на сайте Главэкспертцентра
🎓 Как быть взрослым
Если не уверены, что хотите поступать, почитайте эти статьи:
Алексей, уж сколько лет учатся в МФТИ по системе 4+2 и никто не умер. Или они тоже недоинженеры?
Как студент 5-го курса специалитета, отговариваю вас от этой фигни, особенно мальчиков. (Потому что в спину дышит армия). Возьмите бакалавриат, если специальность понравится- пойдёте на магу.
Если не понравится специальность- сможете получать магистратуру по чему-то другому.
Иван, >> Потому что в спину дышит армия
Расписание болезней в помощь
Сначала отучился на специалитете, потом год послужил, а после пошел в магистратуру. Есть ощущение, что провел в универе лишний год и потратил какое-то количество лишних нервов, потому что бакалаврскую работу написать сильно проще, чем диплом специалиста.
С другой стороны работал с первого курса, в том числе и в университете, так что в принципе ни о чем не жалею.
Григорий, а откуда у вас информация, что бакалаврскую работу легче написать, чем работу спациалиста?
Лиза, сужу строго по своему факультету — Биофак, — и по людям с бакалавриата, с которыми близко общался. Темы работ были сложнее и требовали больших ресурсов, преподаватели спрашивали строже. Диплом у специалиста был конкретной мощной работой с серьезной защитой, а бакалаврская — немногим сложнее курсовой, люди справлялись за месяц, никто их по лесам не гонял и в лаборатории не запирал.
Как у других не могу знать. Еще важно понимать, что дело было в 2008 году, а с тех пор много воды утекло.
По факту.Бакалавр+ магистратура и специалитет.Все это одно и тоже,программу в высших учреждений поменяли,но не сильно.А в некоторых и не меняли.
От себя скажу разницы между Бакалавром+Магистр и Специалистов в области Архитектуры нет.
Считать Бакалавров неудочками,поспешный вывод.
Я склоняюсь к выводу образование это лишь базис.
А главное,что вы собственно из себя представляете,количество выполненых проектов и ваши ценные навыки.
Сравнивать образование и дальнейшую работу это как-выучить теорию в автошколе,но ни разу не сеть за руль на практике.
Закончил специалитет, при эмиграции мне его оценили как магистра и это здорово помогло. С бакалавром я бы банально не прошел конкурсный отбор. Впрочем, для моей специальности иных вариантов и не было, так что не то чтобы я целенаправленно выбрал специалитет.
Алексей, глупость написали.
Я могу сравнить своё образование МФТИ (магистратура, специализация «телекоммуникационные системы и сети») и других своих коллег, вышедших с Физтеха, с коллегами, получившими специалистов в МТУСИ.
Сказать, откуда лучше инженеры? Или сами догадаетесь?
Выбора особо и не было, потому что в крупных компаниях, где я хотел работать, бакалаврам карьерный рост не светил. Ну и на 5 курсе университета знаний ощутимо прибавилось, поэтому ничуть не пожалел, что учился на год больше. А ещё появляется дополнительное время, чтобы решить призывной вопрос.
ziltoid, а на кого учились, если не секрет?
Лиза, строительство в топливно-энергетической отрасли
В Голландии тоже есть свой «специалитет» и в Италии тоже. В ЮК у юристов вообще тихий адок с количеством программ, которые надо закончить для признания в профессии. Про другие страны не знаю, но вполне возможно, что обязательный «специалитет» для врачей, ветеринаров, стоматологов, художников, актеров и юристов есть везде. Просто есть дисциплины, которые в бакалавриат/магистратуру загонять бессмысленно. И «сравнивать», как делают в этой статье, тоже смысла особого не имеет: есть направления, где кроме специалитета ничего нет (и нет проблемы выбора), а для остального все идут и учатся по системе бакалавр/магистр. Такие дела.
Тут, видимо, какая-то ошибка:
«Если студент поступил в вуз до 30 декабря 2010 и имеет диплом с конкретной квалификацией, например «инженер», то он может претендовать на бюджетное место в магистратуре. Если же он поступил позже обозначенной даты или в его дипломе квалификация «специалист» — то только на платное, потому что для нынешних специалистов магистратура считается вторым высшим».
Алиса, ну всё верно. Если вы поступили в магистратуру в 2014, то в специалитет поступали явно ранее 30.12.2010 года, и имеете диплом дипломированного специалиста (юрист). Поэтому для вас магистратура не является получением второго высшего, вы имели право на бюджетное место магистратуры.
Алиса, а в каком году вы поступили в вуз?
Екатерина, я поняла, что мне не хватило уточнения о поступлении именно в первый вуз)))
Алексей, для подай принеси не обязательно учиться 4 года))
Доучиваюсь на шестом курсе специалиста, специальность «компьютерная безопасность», срок обучения 5,5 лет.
В нашем институте (теперь мы красиво называемся институт кибербезопасности) есть ещё два направления специалитета и одно бакалавриата (ещё две магистратуры и аспирантура, а так же диссовет для кандидатов и докторов наук).
Первые два года разницы между бакалавриатом и специалитетом нет, вся программа совпадает. Дальше начинаются различия, но бакалавриат от специалитетов отличается одним-двумя предметами в семестр.
Отношение преподавателей примерно одно и то же что к бакалаврам, что к специалистам, разве что иногда могут быть безобидные шутки, но в основном бакалавры идут в магистратуру, поэтому разница совсем нивелируется.
При этом моя специальность достаточно сильно углубляется в одну из областей и это углубление не преподают ни в бакалавриате, ни в магистратуре. Мне это углубление нравится, поэтому о выборе не жалею, хотя некоторые переходят в группу бакалавров, чтобы быстрее получить диплом (для мальчиков это чревато проблемами с призывом, потому что отсрочка «сгорает»).
Академическое образование
Основной косяк академического образования в том, что дают знания, совершенно оторванные от практики. Практического применения этим знаниям человек в принципе не видит.
Вот в дореволюционной России. Инженеры – это были люди, ну практически универсальные специалисты. Самая высшая каста – это были профессиональные учёные. Это люди, которые были не просто эрудитами. Каждому из них в принципе можно было присудить нобелевскую премию, если бы она тогда уже существовала. Это люди, которые волокли науку фактически во всех областях. Там не было такого, что химик и только химик. Как сейчас. Это были универсальные люди. Они шарили во всём. В математике, в химии, в физике, во всём. Их было очень мало. Обучение было очень высокого качества. В университете также как и сейчас учились 5 лет. Но нынешние 5 лет и рядом не стоят с тогдашними. Там студента учили очень конкретно. Сравнить того студента с теперешним, так это небо и земля. То же самое касалось и инженеров. Например, проектировалась железная дорога, к примеру. Расчёт всех путей, мостов фактически рассчитывал один инженер. А сейчас? В одной какой-то шарашке сидят 10 инженеров и занимаются тем, что перепечатывают циферки с одной бумажки на другую. Если на работу принимают чуть ли не уборщиц, и в резюме должно быть указано наличие высшего образования, то это просто маразм!
Сейчас произошла профанация высшего образования. Оно фактически обесценилось. Если раньше учёные и инженеры это было высшее сословие, то есть фактически интеллектуальная элита общества. Наряду с писателями, с артистами. А сейчас это всё просто маразм.
На самом деле, чтобы человеку работать на каком-то производстве достаточно 1-1,5 месячные курсы. Для того, чтобы работать в большинстве кантор и офисах, заниматься тем, что набирать тексты, там достаточно 9 классов образования. Читать, писать умеешь, арифметикой владеешь. Всё!
В некоторых слоях общества принято считать, что институт «прививает культуру». Якобы человек делается «умнее». Это полная чушь! Знание алгебры, тригонометрии и интегралов – не даёт возможность «разбираться в жизни». Человек от этого не делается «лучше».
Так же как под половым образованием понимают устройство половых органов, статьи о половой гигиене, и некоторые вопросы этикета, о том, что приходить к девочке нужно с накрахмаленным воротничком и букетиком чахлых гвоздичек, так же и здесь: знание теоремы косинусов не делает вас специалистом по жизни.
Из чего вообще состоит человеческая жизнь?
Первый, самый главный, базовый элемент – это общение. Уметь общаться, причём общаться вот так вот со снисходительностью. Без спесивости. Снисходительность понимается в том смысле, что прощать людям их слабости, огрехи в поведении, в разговоре. Быть относительно мягким в общении.
Второе. Чтобы устроить свою жизни в социально финансовом плане, здесь нужна финансовая смекалка, финансовая грамотность.
Третье. Гармоничность с самим собой. Понимание себя. Знание, чего ты хочешь от жизни. Причём чего именно ТЫ САМ хочешь от жизни! Т.е. не вдолбленные с детства шаблоны, т.е. «дедушка был юристом, мама с папой были юристами, и ты тоже будь юристом!». А у этого Васи есть страсть копаться в движках. Банально!
В нашем обществе есть «статусные» профессии. И смешно сказать, что эта мода меняется от десятилетия к десятилетию. Если раньше, например, было престижно быть дантистом, потом было модно быть аудитором, то сейчас вдруг модно быть юристом, и все ломятся в юристы! А почему-то вот мотористом в автосервисе быть не модно, считается так. И если тот же Вася, ну любит он копаться в движках, а ему то же общество в лице родителей говорит: ну как же ты будешь копаться в движках, это же грязно. Тебе больше подойдёт чистый халатик. В поликлинике будешь принимать. Кепочка, колпачок, ухо горло нос, все дела. И Вася становится тем же самым «ухо горло носом». Но эта профессия не доставляет ему никакого удовольствия. Если она не доставляет ему удовольствия, значит, он работает халтурно. Если он работает халтурно, значит, больших вершин в этой профессии он не достигнет. Если больших вершин он не достигнет, то соответственно больших денег он не увидит. Значит, он будет фактически вынужден прозябать в социальном статусе ниже среднего. Денег у него нет. Жизнь не устроена. Работа постылая и неинтересная. Жизнь этого Васи заканчивается не начавшись.
В любой профессии можно зашибать огромную деньгу. Не обязательно быть Ури Геллером и обладать способностями пальцами гнуть железные ложки. Не обязательно быть Шумахером. Или Майклом Джорданом. Не обязательно быть самым первым. Достаточно просто любить свою профессию. Если ты любишь свою профессию, если ты ей предан, если ты по жизни занимаешься своим делом, то финансовое благосостояние приложится при условии, если ты просто не будешь щёлкать клювом.
Почему большое количество гениев, которые любят свою работу, остаются нищими? Потому что они слишком зациклены на своей работе, и не уделяют никакого внимания финансовой стороне вопроса. Если ты, занимаясь своим делом, будешь хотя бы чуть-чуть, 10-15% своего внимания уделять экономическому аспекту вот этой профессии, всё остальное подсознание сделает за тебя и гарантирует тебе то благосостояние, которое ты хочешь. Если ты хороший моторист (художник, музыкант, учёный), ты хотя бы захоти, т.е. пошли запрос о том, что неплохо бы было, если бы нашёлся человек, который меня бы финансировал. Т.е. меценат.
Основная проблема школы в том, что знания даются в отрыве от контекстных приложений. Ребёнок не видит, где он будет применять эти знания.
Детский сад, школа, институт, армия – это на само деле вещи одного порядка. Эти учреждения отличаются только степенью дисциплинарности (ограничений).
Образование не настроено на то, чтобы развить в человеке его сильные и положительные качества. Такие как способность к самовыражению, самоактуализация, творческий потенциал, лидерские и созидательные качества.
Например, школа направлена на то, чтобы привести всех к одному «знаменателю». Школа это государственное учреждение. И как любое государственное учреждение она направлена на то, чтобы растить индивидуумов для государства. Потому что государству, как в структуре в самой себе, не нужны отдельные яркие личности. Государству нужна масса. Тот усреднённый людской фарш, который легко управляем и предсказуем. Яркая личность имеет своё мнение, а для государства мнение отдельного индивидуума не выгодно. Если рассматривать государство как организм, как какую-то функционирующую машину, то естественно, что ей не нужно чтобы отдельные элементы начали сами принимать решения и действовать автономно. Это как если печень или почки сами начнут «думать» как им работать. Мозгу это уж точно не понравится.
Цель образования – «учить» людей подчиняться государству!
Государство как было при Иване Грозном, при Рюрике «аз буки». Если что-то другое ляпнешь, то сразу в угол на горох и подставляй задницу, устроят секатор. Так же было и при коммунистах, так же и сейчас. Школа никогда не будет растить личностей, гениев. Неординарных элементов. Школа это инструмент смирения, в первую очередь. Инструмент привидения всех к одному знаменателю. Для чего? У школы одна функция – сделать из детей хорошо управляемую массу.
Как показывает практика, знание тригонометрии, векторной алгебры и теоремы косинусов не гарантирует лучшей «выживаемости» индивидуума. Такие частные знания имеют крайне опосредованное отношение к жизни. Процентов 95 людей живут прекрасно и не зная, что в цветке есть пестик и тычинка, не зная законы Ньютона и формулу соляной кислоты.
Как у нас считается? Нужно иметь образование, чтобы не быть «дубарём». Чтобы иметь хотя бы какую-то общую эрудицию. Как показывает практика, те, кто преуспел во всех этих тригонометриях, пестиках, тычинках и бромистых пропилах – «дубари» в жизни!
В жизни лучшие показатель показывают именно троечники. Но не двоечники! Двоечникам через некоторое время приходят кранты, потому что это совсем клиника. Отличники остаются за кормой жизни.
Хорошисты составляют средний класс и около него. А троечники добиваются самых высот. За кормой оказываются двоечники и отличники. «Крайняки».
Университет готовит якобы профессионалов своего дела. А на самом деле, всё чем занимаются большинство из выпускников универов, так это тыкают кнопочки на машине под названием компьютер. Студенты-инженеры, которые после ВУЗа приходят на производство, за месяц практики перед работой, узнают больше, чем за 5 лет лекций и того, что называется «практиками». Т.е. тем начальным «предработным» знаниям можно научиться за 2-3 недели! Освоить общие положения и уже можно идти работать! Без ночных зубрёжек перед экзаменами, зачётами, без курсовых, без перевода горы бумаг, без стояний возле деканата и без прочёй нервотрёпки! Без отшибания себе мозгов! Без превращения в «фарш»!
Университет – это 5 лет жизни, выброшенной в пустую!
У мальчиков обычно возникает такой вопрос. Либо 2 года армии, где выходишь абсолютным дебилом, полным и законченным. Либо 5 лет универа, где выходишь из универа не совсем дебилом. Конечно, лучше 5 лет универа! Большинство идёт в университет, чтобы не идти в армию. Если бы не было армии, или она была бы профессиональная, университеты разгрузились бы процентов на 50. Причём резко!
Ещё есть такой момент. Университет – это «отсрочка» от жизни. Так молодой человек в 17 лет должен уже начать самостоятельно жить. Но Россия такая специфическая страна, что здесь до 17-18 лет человек всё таки не является самостоятельным человеком. На западе в этом возрасте человек уже свободно выходит в жизнь, работает и обеспечивает себя полностью самостоятельно. В России же в 17 лет человек ещё ребёнок. И за те 5 лет, пока он учится в ВУЗе, фактически, он чуть-чуть так, медленно привыкает именно ко взрослой жизни. Точнее к «превдовзрослой». Потому что многие и в 22 и в 23 года неспособны к самостоятельной жизни.
В начале человек представляет из себя вопросительный знак. Заканчивая школу он представляет из себя запятую. А заканчивая университет – точку! Конечно, не все люди. За очень редким исключением. Чтобы определить количество людей, которые не поддались вот этому «формованию», достаточно вспомнить какое количество людей чего-то в жизни добивается. Это 5%! Не больше! Это значит, что 95% полностью «заштамповываются» на стадии «обучения» и становятся послушной массой, полной страхов и сомнений.
ага, начните придираться к пятому, или десятому предложению\утверждению, уводя свой взгляд с темы в целом.
распечатайте лучше этот пост, чтобы показать людям в оффлайне, и поговорите с родителями, которым через пару лет предстоит в серьёзной мере определить будущее своих детей.