Академическое образование что это
Академическая степень бакалавра. Особенности обучения, подготовки и присваивания квалификации
Современная система образования состоит из нескольких ступеней: бакалавриат, магистратура и аспирантура. Чтобы покорить каждую из них, нужно освоить азы предыдущей ступени и получить соответствующий документ (диплом).
Современная система образования состоит из нескольких ступеней: бакалавриат, магистратура и аспирантура. Чтобы покорить каждую из них, нужно освоить азы предыдущей ступени и получить соответствующий документ (диплом).
Три основные ступени в современной системе образования
Любая образовательная программа независимо от ступени образования предполагает получение теоретических знаний, выполнение курсовых и дипломных работ, участие в научных конференциях и написание научных статей и пр. Сегодня специалисты Дисхелп рассмотрят особенности получения степени академического бакалавриата.
Академический бакалавриат: что это такое?
Всем известно, что бакалавриат – это начальная ступень высшего образования, но далеко не каждый понимает разницу между академическим и прикладным бакалавриатом. Более того, многие даже не знают, что существует два вида бакалавриата. Сегодня мы развеем все эти пробелы и недопонимания в этой статье.
Виды бакалавриата
Академический бакалавриат – это степень специалиста, которая предполагает, что индивид прошел соответствующий курс обучения и получил достаточные теоретико-методологические знания. Обучение здесь длится 4 года, но по мере его окончания выпускник не считается готовым специалистом, так как не обладает достаточными навыками. Он имеет лишь теоретические представления о своей специальности.
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Особенности обучения на академическом бакалавриате
Программа обучения академического бакалавриата специфична. На протяжении 4 лет студенты получают глубокие теоретические знания в рамках выбранной специальности. К сожалению, практические навыки они фактически не вырабатывают. Прохождению практики здесь уделено минимальное внимание. Она проводится лишь в учебных целях, чтобы показать студентам «быт» специалистов: чем они занимаются в повседневной жизни, какие задачи решают, на что опираются при выборе решения и пр.
Основная разница между бакалавриатами
Обучение на академическом бакалавриате предполагает, что в дальнейшем выпускники продолжат обучение в целях приобретения практических навыков, реальных профессиональных умений, чтобы полноценно выполнять свои рабочие обязанности. Если «новоиспеченные академические бакалавры» намерены устроиться на работу, то им придется пройти стажировку, в ходе которой они получат хотя бы минимальные умения. К сожалению, далеко не все работодатели готовы тратить свое время на переобучение молодых специалистов, поэтому неохотно берут в свой штат «академиков-бакалавров».
Первый год обучения у «академиков» и «прикладных» специалистов схож: они изучают общеразвивающие дисциплины, расширяющие их кругозор и подготавливающие их к профильным предметам. Начиная со второго курса, их образовательные программы кардинально разнятся: академические бакалавры изучают больше теоретические предметы, не делая упор на практике, а прикладные бакалавры наоборот – после получения основных знаний по профильным предметам практически ежегодно отправляются на практику.
Студенты, обучающиеся на академического бакалавра, довольно часто участвуют в научных конференциях, пишут научные статьи. Помимо этого, они обязаны успешно закрывать зачетную неделю и сессию, писать курсовые, контрольные работы, а на последнем курсе – выполнить ВКР и защитить ее.
Важно отметить, что академический бакалавр по мере получения соответствующего диплома может сразу же подать документы на поступление в магистратуру и участвовать в конкурсном отборе. Прикладные бакалавры такой возможности фактически не имеют. Сначала они должны наработать стаж работы (определенный период) и только после этого могут продолжить обучение. Прикладные бакалавры, по сути, приравниваются к «дипломированным специалистам» и считаются уже подготовленными к суровым реалиям профессионалам.
В целом процесс обучения академического бакалавра имеет много сходств с традиционной классической системой образования. Чаще всего академические бакалавры работают в научной среде, а прикладные специалисты пригодны для остальных отраслей.
Помощь специалистов студентам, обучающимся на академическом бакалавриате
Специалисты ОЦ Дисхелп готовы придти на помощь студентам, осваивающим ступень академического бакалавриата. Наша команда справится с любым заданием: контрольной, курсовой работой научной статьей рефератом или докладом, семинаром, ВКР.
ОЦ Дисхелп – одна из лидирующих компаний на рынке образовательных услуг Мы работает с 2003 года. За это время к нам тысячи клиентов, каждый из которых остался доволен полученными услугами и работами. Об этом свидетельствуют многочисленные положительные отзыв благодарных заказчиков на различных форумах.
Каждый заказ оформляется специальным договором, что гарантирует высокое качество услуг, конфиденциальность данных и индивидуальный подход. Убедитесь в этом лично! Оформить заявку можно в офисе или на сайте ОЦ Дисхелп.
Трудности с учебой?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Что такое прикладной бакалавриат и в чем его отличие от академического
На первом уровне высшего образования есть разные виды программ: классический академический и экспериментальный прикладной бакалавриат.
Что значит «прикладной бакалавриат»
Идею учить в университетах профессионалов, без всякой дополнительной подготовки готовых сразу же после выпуска работать на производстве, в 2009 году предложило правительство. Концепцию эксперимента Кабмин представил в постановлении № 667. Более детально она изложена в приказе Минобрнауки № 423.
Суть эксперимента состояла в том, чтобы объединить программы СПО (среднего профобразования) и ВО (высшего образования) для того, чтобы за четыре года подготовить профессионала, хорошо подкованного теоретически и отлично обученного практически. Из уровня СПО в учебные планы включалась прикладная подготовка, от бакалавриата – академическая (то есть теория). Стажировкам и практике на производстве отводилось не меньше 50 % всего учебного времени – фактически в стенах вузов прикладные бакалавры проводили два года и столько же – на предприятиях и в организациях.
Прикладной бакалавр – по определению Минобрнауки, это образовательная квалификация, которую присваивают выпускникам основных образовательных программ уровня бакалавриата, разработанных с целью дать студентам компетенции для решения технологических задач в разных сферах социально-экономической деятельности. Сразу же после окончания вузов прикладные бакалавры готовы работать на производстве по полученной специальности.
Обучение в прикладном бакалавриате строилось по ФГОС высшего образования и с учетом профстандартов специальностей и направлений СПО и ВО. При этом программы вузы формировали при обязательном участии работодателей – они решали, к каким именно видам профессиональной деятельности надо готовить будущих выпускников (проще говоря, чему конкретно учить), и предоставляли базу для производственной практики.
Направления прикладного бакалавриата
Технологии взаимодействия колледжей, вузов и предприятий-работодателей при подготовке студентов в прикладном бакалавриате отрабатывались по 12 направлениям, в основном инженерным:
Для гуманитариев программы прикладного бакалавриата высшие учебные заведения разрабатывали в четырех укрупненных группах специальностей:
В общей сложности по этим 12 укрупненным группам дипломы прикладных бакалавров могли получить студенты, изучавшие 60 профилей. Среди них были пользующиеся популярностью у абитуриентов реклама и PR, гостиничное дело, юриспруденция, туризм, бизнес-информатика, нефтегазовое дело, дизайн архитектурной среды и другие.
На начальном этапе в эксперименте участвовали 44 вуза, среди которых были ведущие университеты страны: МИФИ, МИСиС, РАНХиГС, УрФУ им. Ельцина, РГСУ, НГТУ им. Алексеева, КНИТУ-КАИ (Казань). В 2013 году Минобрнауки выделило бюджетные места для приема на учебу прикладных бакалавров уже 80 вузам.
Различия прикладного и академического бакалавриата
Оба вида бакалавриата – это полноценное высшее образование. «Академистов» и «прикладников» готовили по программам, полностью соответствующим ФГОС ВО. Разница заключалась в том, что в вариативной части программ у прикладных бакалавров было больше практики, а у академических – теории, поэтому по одному и тому же направлению подготовки университеты и институты выпускали специалистов, готовых к выполнению разных профессиональных задач.
Сравнение программ прикладного и академического бакалавриата
Высшее, первого уровня
Высшее, первого уровня
Срок обучения (очно)
В основном очно – заочных и очно-заочных программ крайне мало из-за особенностей подготовки: много практики
Очно, заочно, очно-заочно
240 зачетных единиц
240 зачетных единиц
Удельный вес по ФГОС подготовки к разным видам профессиональной деятельности (в среднем по программам одних и тех же направлений, например, для дизайнеров архитектурной среды)
Академические степени
Магистратура — вторая ступень высшего образования после бакалавриата. Это трата времени впустую или путевка в жизнь? Давайте разбираться.
Академическая степень — academic degree — это квалификация, присваиваемая студентам по окончании одной из ступеней высшего образования в университете или колледже. Наиболее распространенные виды степеней в России и за рубежом — бакалавр (Bachelor’s degree), магистр (Master’s degree), кандидат наук / доктор (Doctoral degree / PhD). Однако наряду с ними существует ряд названий, которые также именуются степенями (или квалификациями) и отражают особенности той или иной страны.
Помощь в поступлении за границу с UniPage
Наши менторы курируют весь процесс поступления: от выбора вуза и подготовки документов до зачисления и получения визы. Мы всегда на связи и готовы ответить на любые вопросы. Специалисты UniPage объективно оценят вашу ситуацию и предложат самые подходящие варианты.
Болонская система
Другие программы
Foundation Program | 6-18 мес. |
---|---|
Associate’s degree | 2 года |
Foundation degree (Британия) | 2 года |
Professional degree | 5-6 лет |
Специалитет (Россия) | 5 лет |
Болонская система степеней — Bologna Process
Большую роль в формировании академических степеней сыграл Болонский процесс, начатый в 1999 году. Его целью стало сближение образовательных систем в странах Европы и создание единого Европейского пространства высшего образования (ЕПВО) — European Higher Education Area (EHEA). В рамках Болонского процесса предполагалось введение в странах-участницах трехступенчатой системы квалификаций и единой Европейской системы перевода и накопления кредитов ECTS:
Цикл | Кол-во ECTS | Срок обучения | Степень |
---|---|---|---|
First cycle | 180-240 | 3-4 года | Bachelor’s degree |
Second cycle | 60-120 | 1-2 года | Master’s degree |
Third cycle | 120-420 | 3+ года | Doctoral degree |
На сегодняшний день в Болонском процессе участвуют 48 стран, в том числе Россия. Несмотря на довольно устойчивую систему, названия степеней внутри циклов могут отличаться. Так, бакалавр во Франции — это лиценциат (Licence). В некоторых странах также продолжают присваивать специфичные квалификации, из-за чего возникают сложности с соотнесением уровней образования. Например, Associate’s degree в США, Foundation degree в Британии, дипломированный специалист в России и т. д.
Стоит также отметить, что большинство государств, которые формально не являются частью процесса, фактически используют те же степени (например, США, Канада, Южная Корея, Новая Зеландия и др.). Они могут иметь свои вариации дополнительных квалификаций, кредитов и сроков обучения, но почти никогда не отходят от трехуровневой системы.
Участники Болонского процесса
Подготовительные программы — Foundation / Pathway
Подготовительные программы — Foundation Programs (иногда — Pathway Programs / Preparatory Courses) организуются при университетах Европы, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии, Сингапура, Японии и многих других стран. Окончание Foundation не подразумевает получение степени, но помогает достичь необходимого уровня для поступления на первую ступень высшего образования.
В зависимости от университета Foundation Program длится от 6 месяцев до 1,5 лет. По окончании обучения выдается сертификат, который принимается данным учебным заведением, а также вузами-партнерами. Иногда абитуриенты, успешно завершившие подготовительную программу, автоматически зачисляются в университет или освобождаются от сдачи международных экзаменов. В любом случае, с сертификатом Foundation вероятность поступления в выбранный вуз составляет 80-100%.
Важно: Foundation / Pathway Program не следует путать с Foundation degree. Последняя представляет собой особую степень, которая существует исключительно в британских вузах.
Степень ассоциата — Associate’s degree
Степень Ассоциата — Associate’s degree — вручается в США, а также в некоторых учебных заведениях Гонконга, Южной Кореи, Австралии, Канады и Нидерландов после двух лет обучения в колледже или вузе. В основном степень ассоциата получают в муниципальных колледжах США (two-year / community colleges), где стоимость обучения намного ниже, чем в университетах. Программы с вручением Associate’s degree распространены в области искусства, прикладных наук, бизнеса, медицинских услуги, инженерии, естественных наук.
Степень ассоциата позволяет:
По итогам обучения выпускникам присваивается степень ассоциата, которая принимается вузами США и нескольких других стран, если студент решает продолжить обучение. Кроме того, данной степени достаточно для того, чтобы найти работу в некоторых сферах (младший персонал).
Примеры эквивалентов:
Исключительно британская кроме Шотландии квалификация, в чем-то схожая с Associate’s degree. Эквивалентна двум годам обучения на бакалавриате, при этом объединяет академическое и профессиональное образование. Согласно Болонскому процессу, Foundation degree принадлежит группе программ short cycle, которые являются частью первого цикла или коррелируют с ним. Часто реализуются на таких направлениях, как педагогика, медицина, социальная работа, сестринское дело, спорт, туризм, транспорт, бизнес, менеджмент, сельское хозяйство, театральное искусство, дизайн.
Бакалавриат — Bachelor’s degree
Степень бакалавра — Bachelor’s degree — академическая степень, которая присваивается студенту по завершении основной программы высшего профессионального образования. Для поступления на бакалавриат требуется аттестат/сертификат о среднем образовании, признанный эквивалентом местному. Получив диплом степень, выпускник может трудоустроиться по специальности или продолжить образование на более высокой ступени.
В некоторых странах Великобритания, Австралия, Новая Зеландия, Канада степени бакалавра подразделяются на обычные (ordinary) и «с отличием» (with honours). Последние могут отличаться количеством кредитов или же в редких случаях позволяют поступить на PhD без степени магистра.
Чтобы получить Bachelor’s degree, необходимо проучиться в вузе от 3 до 6 лет в зависимости от выбранной специальности, страны и учебного заведения. Как правило, большинство программ занимают 3-4 года. Бакалавриат сроком 5-6 лет предусмотрен для студентов медицины, архитектуры, иногда юриспруденции.
Магистратура — Master’s degree
Обучение в магистратуре длится 1-2 года в зависимости от страны. В Великобритании, например, эта ступень занимает один год обучения, а в США — два года. По окончании магистратуры выпускник получает диплом магистра.
Докторантура — Doctoral degree — PhD
Степень доктора — Doctorate / Doctoral degree — ученая степень послевузовского образования, которая присваивается экспертам в той или иной области, успешно окончившим докторантуру. В том или ином виде существует во всех странах мира. Как правило, сюда поступают выпускники магистратуры, в редких случаях допускаются обладатели так называемой степени бакалавра с отличием (Bachelor’s degree with Honours), которая существует в Британии, Австралии, Новой Зеландии. Наиболее распространенное название — PHD / DPhil / Doctor of Philosophy (доктор философии) — закрепилось исторически, но, в настоящее время практического отношения к философии не имеет и присуждается во всех научных областях.
В большинстве стран мира докторантура длится от 3 до 6 лет и является высшей ученой степенью (в отличие от России). Обладатели степени PhD могут проводить свои исследования на начальных академических позициях постдокторантуры (Postdoc или Research Associate / Scientist / Fellow).
Профессиональные степени — Professional degrees
Профессиональные степени — Professional degrees — довольно специфическое зарубежное понятие. Официально они закреплены, в первую очередь, в США и Великобритании, но также встречаются в Австралии, Канаде и других странах Британского Содружества. При этом суть термина сильно разнится.
Например, в США под этим понимают преимущественно докторскую степень, которая присуждается при наличии достаточных знаний для получения лицензии на профессиональную практику (как правило, 6 лет высшего образования). Professional degree здесь противопоставляется обычной Doctoral degree, цель которой проведение исследования и защита диссертации.
В Великобритании профессиональные степени также подлежат аккредитации уполномоченных учреждений. Фактически professional degrees здесь могут иметь названия бакалавра, магистра или доктора, но в большинстве случаев представляют собой слияние бакалавриата и магистратуры (5-6 лет) при сохранении исторического названия Bachelor’s degree или более нового Integrated Master’s degree. Частым требованием является наличие практического опыта работы по специальности. Профессиональная докторантура в Британии приравнивается исследовательской (PhD) — также включает часы преподавания и защиту диссертации. В редких случаях Professional degrees предназначены для стажеров/членов какой-либо организации или коллегии.
Общими для всех стран остаются основные сферы распространения профессиональных степеней — медицина, юриспруденция, инженерное дело, финансы и управление и др.
Разновидности:
Система степеней в России
Россия присоединилась к Болонскому процессу в 2003 году. С тех пор страна фактически перешла на трехступенчатую структуру (бакалавриат, магистратура, аспирантура), но при этом сохранила свои особенности.
Специалитет в России
Специалист / дипломированный специалист — квалификация (степень), присуждаемая студентам после пяти лет обучения по итогам защиты дипломной работы. Специалитет не вписывается в Болонскую систему, но его условно можно поместить на границе между бакалавриатом и магистратурой. Ранее этот уровень образования существовал в СССР, затем в странах СНГ, но на сегодняшний день частично сохранился лишь в России, Беларуси и Таджикистане. Реализуется на таких специальностях как инженер, учитель, врач, фармацевт, иногда юрист и экономист.
Аспирантура и докторантура в России vs за рубежом
Российская система также выделяется на фоне остальных наличием особых ученых степеней. Будущие кандидаты наук оканчивают аспирантуру и защищают кандидатскую диссертацию, после чего могут приступить к написанию докторской диссертации (или монографии) и получить степень доктора наук.
Этап обучения в России | Степень в России | Эквивалент за рубежом |
---|---|---|
Аспирантура | Кандидат наук | Doctoral degree / PhD |
Докторантура | Доктор наук | Professor |
В России же принята двухступенчатая система ученых степеней. Звание доктора наук здесь ценится выше, чем доктора философии (PhD). Одним из немногих аналогов может служить титул хабилитированного доктора в некоторых странах Европы (Германия, Австрия, Чехия), который позволяет занимать должность профессора, хотя и не является при этом ученой степенью. Звание присуждается в результате процедуры хабилитации, т.е. оценки исследовательской и публикационной активности кандидата.
Поделиться в
Помощь в поступлении за границу с UniPage
UniPage организует поступление в государственные и частные вузы за границей, в том числе во всемирно известные, такие как Стэнфорд, Сорбонна и Мюнхенский технический университет.
Мы эксперты в своей области и по опыту знаем, как сделать так, чтобы вы поступили в тот вуз, который отвечает вашим целям, интересам и бюджету.
Университет, академия, институт: в чем разница
В России высшее образование можно получить в учебных заведениях трех видов: академиях, институтах или университетах.
Виды вузов
Четкое разделение высших учебных заведений на виды: университет, академия, институт – было закреплено в утратившем еще в 2014 году силу правительственном постановлении № 71. Сейчас все образовательные организации делятся на типы в зависимости от программ, по которым они учат своих учащихся.
На уровне высшего образования есть программы бакалавриата, специалитета, магистратуры и аспирантуры, и все их могут преподавать любые «образовательные организации высшего образования» – так обобщенно действующий федеральный закон называет высшие учебные заведения – сокращенно вузы.
Тем не менее вузы по-прежнему называются или университетами, или академиями, или институтами, а в начале их полных официальных наименований просто указывается (обычно аббревиатурой) организационно-правовая форма и тип (по программам), к которому относится учебное заведение. Это и есть те громоздкие, обычно непроизносимые и малопонятные сокращения вроде ФГБОУ ВО (федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования) или ФГАОУ ВО (федеральное государственное автономное образовательное учреждение), за которыми следуют привычные университет, институт или академия.
Итак, в чем же разница между тремя видами вузов.
Университет
Это крупное высшее учебное заведение, которое готовит студентов по специальностям разных, необязательно смежных направлений и занимается научно-исследовательской деятельностью в нескольких сферах. Условно (потому что законодательно такая классификация не закреплена) университеты можно разделить на несколько категорий.
Классический (многопрофильный)
Это университет в традиционном понимании – вуз с примерно равным сочетанием гуманитарных и естественно-научных направлений подготовки студентов и научных исследований. Обычно образовательные программы социально-гуманитарного и естественно-научного цикла составляют не меньше 60 % всех направлений профессиональной подготовки в вузе.
Характерная черта образования в классическом университете – фундаментальность. Это значит, что вуз готовит разносторонне развитых специалистов с глубокими знаниями определенной предметной области, способных вести основополагающие научные исследования. Работают выпускники классических университетов во всех сферах: в образовании, культуре, науке, экономике, управлении.
Два примера классических университетов – флагманы российского высшего образования: Московский и Санкт-Петербургский государственные университеты. Их статус как классических закреплен федеральным законом.
Теоретическая наука – это хорошо и нужно, но вузы не могут быть оторванными от повседневной жизни, поэтому из-за потребностей экономики сегодня происходит переориентация традиционного фундаментального образования на практико-ориентированную подготовку, и классических вузов в их привычном понимании как оплота теоретической науки становится все меньше.
Кроме того, само понятие «классический университет» трансформируется. Происходит это еще и потому, что за последние 10 лет десятки профилированных вузов – академий и институтов – были реорганизованы в неклассические, узкопрофильные университеты, и наоборот, некоторые специализированные высшие учебные заведения (педагогические, экономические) стали университетами, претендующими на статус классических.
Профильный (отраслевой)
В отличие от классического, профильный университет занимается подготовкой в основном специалистов-практиков и ведет научно-прикладные исследования для определенной отрасли.
Пример: первый российский технический вуз – Санкт-Петербургский горный университет. Его основали в 1773 году именно как учебное заведение для подготовки инженеров горного дела. Со временем количество направлений подготовки и сфера научных интересов расширялись, и бывшее Горное училище сначала стало Горным кадетским корпусом, потом Институтом корпуса горных инженеров и в конце концов – одним из крупнейших в мире университетов, специализирующихся на научных исследованиях и разработках для отрасли горного дела и, конечно же, на подготовке профессионалов высокого класса для добывающей и обрабатывающей промышленности.
Большая часть современных профильных университетов – это в прошлом специализированные институты, разросшиеся до масштабов университетов. Многие из них сохранили в своих названиях слово «институт», ставшее частью бренда, например:
Направления
По отраслевой специализации профильные университеты объединяют в несколько групп:
Внутри этих групп тоже могут быть еще более узкие специализации: например, у медицинских – стоматология (Московский государственный медико-стоматологический университет, МГСМУ им. Евдокимова).
Федеральный (ФУ)
У федеральных университетов – особый статус. Эти вузы – своего рода региональные Минэкономразвития и Минобрнауки в одном лице. Их задача – быть научно-методическими центрами развития регионального высшего образования и обеспечивать высококвалифицированными кадрами программы развития субъектов Федерации. Поэтому свою образовательную и научную деятельность федеральные вузы строят в тесной связке с потребностями конкретного региона.
Всего федеральных университетов 10, в каждом регионе есть свой. По два вуза «высшего эшелона» в Северо-Западном и Южном округах.
Список федеральных университетов (порядок по дате создания):
По задумке правительства, федеральные университеты должны стать локомотивами высшего образования в регионах – примерно такими же, как МГУ и СПбГУ для всей страны.
Национальный исследовательский (НИУ)
Это университет, сочетающий в равных пропорциях образование и исследовательскую деятельность. Она должна быть направлена на обеспечение высококвалифицированными кадрами приоритетных для страны направлений развития экономики, техники, социальной сферы, науки, на совершенствование и внедрение в производство высоких технологий.
На 2021 год в России 29 национальных исследовательских университетов:
Категорию «национальный исследовательский университет» вузам присваивает правительство по результатам ежегодного мониторинга программ развития учебных заведений. Если показатели окажутся ниже тех, что должны соответствовать статусу НИУ (критерии подробно изложены в приказе Минобрнауки № 1038), вуз лишат почетной и обязывающей категории.
Академия
Это высшее учебное заведение, которое готовит студентов по большому количеству направлений и специальностей, но в одной отрасли экономики, культуры, науки или сферы общественной жизни.
Чаще всего академии специализируются на гуманитарных или естественно-научных направлениях, основные профили:
Но гуманитарная специализация необязательна: большинство военных и сельскохозяйственных вузов – академии.
Институт
Это высшее учебное заведение, в котором готовят высококвалифицированных специалистов для работы в определенной сфере. От академии институт отличается профилями подготовки: как правило, это направления, связанные с промышленностью и производством, технологиями, точными или социальными науками, но это необязательно. Кроме того, в институтах выбор специальностей и направлений обычно меньше, чем в академиях того же профиля.
Институты могут входить в структуру университетов и академий. Например, кроме факультетов, в составе Московского государственного университета 19 институтов:
В одной из крупнейших российских академий – РАНХиГС (Российской академии народного хозяйства и госслужбы) 9 институтов:
Немало самостоятельных во времена СССР институтов после многочисленных реорганизаций 2009–2015 годов вошли в состав университетов, особенно федеральных – эти вузы создавались на базе нескольких высших учебных заведений: обычно одного университета и 3–5 местных институтов.
Виды деятельности вузов
Все вузы – университеты, академии, институты – в дополнение к своей основной деятельности – подготовке специалистов по программам высшего образования и проведению научных исследований – могут:
Институты, особенно открытые при университетах и академиях, могут специализироваться исключительно на исследовательской деятельности и набирать на учебу только аспирантов.
Чем отличаются институт, университет и академия
По большому счету разница между университетом, институтом и академией состоит лишь в том, что университет – это вуз-многостаночник, ему под силу готовить профессионалов для самых разных сфер и заниматься наукой в различных отраслях знания, а институты и академии – это узкоспециализированные высшие учебные заведения, в которых учат по направлениям одной области профессиональной деятельности. В академиях набор специальностей больше, чем в институтах.
В академиях, университетах и институтах образование – высшее, если студент не учится на программах СПО.
Что выше
Формально университеты, академии и институты находятся на одном уровне, потому что все эти учебные заведения (образовательные организации – в формулировках нового закона об образовании) готовят студентов к профессиональной деятельности по равнозначным программам высшего образования. Именно то, по каким программам учит своих студентов учебное заведение и определяет его статус.
Все вузовские программы составляются по ФГОС (федеральным государственным образовательным стандартам), поэтому фундаментальных отличий, например, в академической базе курса бакалавриата по направлению 11.03.01 «Радиотехника» в Санкт-Петербургском институте кино и телевидения и, скажем, Московском политехническом университете нет.
Конечно, профили программ этого направления в СПбГИКиТ («Аудиовизуальная техника») и Московском политехе («Системы дальней связи») совершенно разные, и специализации выпускников, соответственно, тоже. Но все бакалавры – и те, кто учился в университете, и кто окончил институт, получат равноценные дипломы о высшем образовании. Для работодателя будет гораздо важнее, чему учился студент – разработке и использованию техники для приема и передачи видеосигнала или налаживанию дальней радиосвязи, чем то, где он учился – в институте или университете.
О том, что выше – университет, институт или академия, можно говорить только с точки зрения широты охвата направлений подготовки студентов и областей научной деятельности. По этому критерию иерархия вузов будет выглядеть так:
Иерархия вузов: институт – академия – университет
Это не значит, что образование в институте хуже, чем в университете или академии. Нередко прагматичные работодатели предпочитают нанимать ориентированных на практику выпускников институтов, а не широко эрудированных теоретиков, окончивших университеты.