Академия штиглица что это
История
История академии как художественной школы уходит корнями во вторую половину XIX века, в эпоху бурного развития российской промышленности, которая, стремясь сделать свою продукцию конкурентно-способной на мировом рынке, поставила перед обществом проблему подготовки художников для производства.
09.01.1876 по рескрипту Александра II на средства, пожертвованные банкиром и промышленником Александром Людвиговичем Штиглицем (1814-1884), было основано Центральное училище технического рисования (ЦУТР). Активное участие в организации этого учебного заведения принимали крупнейшие деятели государства, промышленности и культуры: секретарь Государственного Совета А.А.Половцов, председатель археологического общества граф А.А. Бобринский, скульптор М.М. Антокольский.
Великая заслуга в создании и становлении Школы принадлежит блестящему архитектору М.Е. Месмахеру, который стал первым директором Училища и возглавлял его более 20 лет.
Здание Училища строилось с 1878 по 1881 год и было открыто 29 декабря 1881 года в присутствии в.кн. Владимира Александровича.
В результате обширного учебного курса, включавшего общеобразовательные, художественные и технические дисциплины, учащиеся осваивали не только художественные ремесла, но и получали разностороннее образование.
История Училища до революции – это интенсивное становление Школы. В 1877 году был утвержден Устав, согласно которому Училище находилось в ведение Департамента Торговли и мануфактур Министерства финансов. ЦУТР существовало на проценты с капитала в один миллион рублей серебром, плату за обучение (12 рублей в год) и пожертвования. Дети малоимущих родителей освобождались от оплаты, но их количество не должно было превышать 25% от общего количества учащихся. По усмотрению Совета предоставлялись бесплатные завтраки и стипендии. От поступающих в Училище требовались знания, соответствующие курсу первых четырех классов гимназии или реального училища и успешное выполнение экзаменационного задания по рисунку.
Обязательные дисциплины: рисунок карандашом с гипсов и натуры, рисунок пером, отмывка тушью, акварель, живопись, черчение и съемка (обмер) предметов, рисунок орнаментов по стилям, лепка, рисование живых цветов, композиция (проектирование) художественно-промышленных предметов.
Со второго года обучения параллельно с посещением общих рисовальных классов начинали осваивать выбранную специальностью. В Училище было 12 специальных классов:
— ксилография и офорт;
— майолика;
— живопись на фарфоре;
— живопись на стекле;
— рисование по ткацкому и ситценабивному делу;
— художественная работа по коже;
— декоративная живопись;
— лепка;
— театральные декорации;
— художественная керамика.
Программа по специальности была рассчитана на 2 года, иногда учащиеся посещали два или три класса одновременно. Завершающим этапом подготовки художников являлось выполнение проекта на заданную тему.
Авторы лучших работ получали право на пенсионерскую поездку по России и за границу сроком от нескольких месяцев до 3-х лет. К 1901 году 62 выпускника училища побывали в пенсионерских поездках.
Выпускники Училища работали на Императорском фарфоровом заводе, в декорационных мастерских Императорских театров, мебельной фабрике Мельцера, ювелирных мастерских Фаберже, Грачева, Овчинникова и т.д.
С Училищем связаны имена известных художников: А.Л.Остроумовой-Лебедевой, К.С.Петрова-Водкина, А.А.Рылова, А.Г.Матвеева, С.В. Чехонина.
Русские революции негативно отразились на достижениях Училища барона Штиглица. Был нарушен традиционный уклад, учебный процесс. Начался период реформ. Меняется название ЦУТР.
В 1918 году оно стало Государственными свободными художественными учебными мастерскими, то есть был свободный прием всех желающих получить специальное образование, а через 2 года реорганизовано в Государственные трудовые учебные мастерские декоративных искусств.
В 1922 году они были объединены с бывшей императорской Академией художеств в Высшие художественные технические мастерские (ВХУТЕМАС). В Училище располагался Полиграфический факультет и мастерские, которые были закрыты в 1925 году.
В течение 15 довоенных лет в здании располагались различные училища и школы, которые специализировались на подготовке мастеров в области архитектурной отделки зданий и коммунального строительства.
В феврале 1945 года решением правительства Школа воссоздается как центр подготовки специалистов-реставраторов для восстановления разрушенных войной памятников истории и культуры (Ленинградское художественно-промышленное училище). Таким образом, преподаватели, студенты и выпускники приняли активное участие в возрождении дворцово-парковых ансамблей Павловска, Пушкина, Петергофа.
В 1948 году Училище становится вузом, высшем учебным заведением (ЛВХПУ – Ленинградское высшее художественно-промышленное училище), которое с 1953 года носило имя выдающегося скульптора Веры Игнатьевны Мухиной. Годом ранее в состав училища вошел Московский институт прикладного искусства.
Большая заслуга в возрождении нашей Школы принадлежит профессору, архитектору Иосифу Александровичу Ваксу – первому ректору ЛВХПУ, по инициативе которого позднее был создан факультет промышленного искусства (ныне – факультет дизайна).
Более 25 лет училище возглавлял известный архитектор Яков Николаевич Лукин. Выпускники ЛВХПУ им. В.И. Мухиной внесли огромный вклад в культуру страны. Они стали авторами таких известных произведений, как Памятников «Пояс Славы» вокруг Ленинграда, памятника-надгробия павшим в блокаду на Серафимском кладбище, авторами дизайна автомобилей «Волга», «Нива», «Белаз», кораблей на подводных крыльях «Метеор», «Ракета», оборудования телецентра «Останкино» и Центра управления космическими полетами.
В 1994 году ЛВХПУ им. В.И.Мухиной было переименовано в Санкт-Петербургскую государственную художественно-промышленную академию, которой в 2007 году было возвращено имя ее основателя – Александра Людвиговича Штиглица. Позднее, в 2011 году, свое историческое место в Большом выставочном зале музейного здания Академии заняла мраморная статуя выдающегося скульптора XIX века Марка Антокольского, находившаяся долгие годы в Великом Новгороде.
Ежегодно в стенах Академии проводится международная конференция «Месмахеровские чтения», посвященная памяти первого директора училища Штиглица Максимилиана Егоровича Месмахера.
В настоящее время Академия представляет собой современный полихудожественный вуз. Подготовка специалистов осуществляется по программам бакалавриата (4 года), магистратуры (2 года), специалитета (6 лет) и аспирантуры (3 года).
В структуру вуза входят 2 факультета: факультет монументально-декоративного искусства и факультет дизайна, объединяющих 20 кафедр.
За свою историю Школа меняла названия, но сохранила свой неповторимый стиль – верность традициям, новаторскую устремленность в будущее и открытость окружающему миру, о чем в полный голос заявляют дипломные работы выпускников Академии.
В 1917 г. Центральное училище технического рисования барона А.Л. Штиглица было преобразовано в Высшее училище декоративных искусств.
На основании приказа Наркомата Коммунального хозяйства РСФСР от 05.02.1936 г. № 38 при Ленинградском институте инженеров коммунального строительства была организована Школа мастеров отделочных работ, которой было передано здание бывшего Центрального училища технического рисования барона А.Л. Штиглица.
На основании приказа Управления Дворца Советов при СНК СССР от 22.12.1939 г. № 286 Школа мастеров отделочных работ переименована в Училище отделочных художественных работ и передана в ведение Управления Дворца Советов при СНК СССР.
На основании решения Исполкома Ленгорсовета от 14.10.1943г. № 101 п.33 Училище отделочных художественных работ реорганизовано в Художественное училище по архитектурной отделке зданий.
На основании Постановления СНК СССР от 05.02.1945 г. № 256 п.32 было воссоздано Ленинградское художественно-промышленное училище, в которое было влито Художественное училище по архитектурной отделке зданий. Основной задачей первых послевоенных лет была подготовка специалистов-реставраторов для восстановления разрушенных памятников истории и культуры. За долгую историю своего существования академия бережно сохраняет свой неповторимый стиль и замечательные традиции.
На основании приказа министра высшего образования СССР от 28.05.1948 г. № 746 Ленинградскому художественно-промышленному училищу присвоено наименование «Ленинградское высшее художественно-промышленное училище».
На основании Постановления Совета Министров СССР от 19.07.1952 г. № 3329 Московский институт прикладного и декоративного искусства был объединён с Ленинградским высшем художественно-промышленным училищем.
На основании Постановления Совета Министров СССР от 09.11.1953 г. № 2775 Ленинградскому высшему художественно-промышленному училищу присвоено имя В.И. Мухиной.
На основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 04.09.1986 г. № 5603-XI Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной награждено орденом Трудового Красного Знамени;
На основании постановления государственного комитета РСФСР по делам науки и высшей школы от 11.02.1992 г. № 50 Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной переименовано в Санкт-Петербургское высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной.
На основании приказа Госкомвуза РФ от 23.06.1994 г. № 615 Санкт-Петербургское высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной переименовано в Санкт-Петербургскую государственную академию декоративно-прикладного искусства и дизайна.
На основании приказа Госкомвуза РФ от 28.07.1994 г. № 783 Санкт-Петербургская государственная академия декоративно-прикладного искусства и дизайна переименовано в Санкт-Петербургскую государственную художественно-промышленную академию.
На основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации Федерального агентства по образованию от 06.02.2007 г. № 264 Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия переименована в государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица».
На основании указа Президента России от 04.03.2010 г. №271 Министерство образования и науки Российской Федерации является правопреемником упраздненного Федерального агентства по образованию с передачей ему функций Федерального агентства по образованию.
На основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.05.2011 г. № 1710 государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «СПГХПА им. А. Л. Штиглица» переименовано в федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «СПГХПА им. А.Л. Штиглица».
На основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.12.2015г. № 1483 федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «СПГХПА им. А.Л. Штиглица» переименовано в федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «СПГХПА им. А.Л. Штиглица»
На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 27.06.2018 г. № 1293-р федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «СПГХПА им. А.Л. Штиглица» передано в ведение Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.
Художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица
Художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица в Санкт-Петербурге имеет статус высшего учебного заведения федерального значения. Оно является одним из старейших и известнейших в России, специализирующихся на подготовке кадров в области дизайна и монументально-декоративного искусства. Кроме основного образовательного процесса, преподаватели и студенты СПГХПА активно участвуют в городских мероприятиях, молодежных форумах и фестивалях, конкурсах, выставках, конференциях и семинарах.
Академия Штиглица в Санкт-Петербурге: история
В 1876 г. император Александр II, чье царствование ознаменовалось Великими реформами 1861–74 гг., издал указ о создании Училища технического рисования, сделав акцент на том, чтобы обучение в нем соответствовало лучшим примерам аналогичных учебных заведений Западной Европы. Тогда в России наблюдалось бурное развитие промышленности, и появилась необходимость выхода на мировой рынок конкурентоспособной продукции. В этот переломный момент и возникла острая нехватка собственных специалистов в художественно-промышленной сфере.
Средства на основание профильного училища были пожертвованы Александром Людвиговичем Штиглицем — крупнейшим российским финансистом, промышленником и меценатом, сыном придворного банкира — барона Людвига фон Штиглица. После смерти благотворителя в 1884 г., учебное заведение существовало на проценты от завещанного им многомиллионного капитала.
Дореволюционная история училища характеризуется его интенсивным развитием, открытием классов с новыми художественными направлениями, пополнением библиотечного фонда и музейных экспозиций. Здесь организовывались выставки русских и иностранных художников. В 1890-х, после создания нескольких филиалов, Санкт-Петербургское отделение стало называться Центральным. На момент 1892 г. в стенах учебного заведения обучалось 200 человек.
После 1918 г. ЦУТР преобразовали в Государственные художественно-промышленные мастерские, в затем, в 1922 г., и вовсе включили в состав Петроградского ВХУТЕИНа. Потребность в самостоятельном многопрофильном училище появилась после ВОВ, когда возникла необходимость в восстановлении и реставрации культурно-исторических памятников. В 1948 г. оно получило статус «Высшего учебного заведения».
Мухинское училище
В период 1953–94 гг. Академия Штиглица была известна как Ленинградское высшее художественно-промышленное училище, носившее имя известного советского скульптора-монументалиста и народного художника СССР Веры Игнатьевны Мухиной. Между собой студенты и выпускники «Мухинского училища» ласково называли его «Мухой», что быстро прижилось в кругах творческой интеллигенции.
Организационная структура вуза
Анонсы
Вторник, 21 декабря 2021
Суббота, 18 декабря 2021
Четверг, 16 декабря 2021
Объявления
Новости
Вторник, 21 декабря 2021
Вторник, 21 декабря 2021
Понедельник, 20 декабря 2021
Пятница, 17 декабря 2021
Суббота, 18 декабря 2021
Пятница, 17 декабря 2021
Документы
Понедельник, 20 декабря 2021
Понедельник, 29 ноября 2021
Пятница, 26 ноября 2021
Обращение граждан
Copyright © 1876-2021
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица»
Все права защищены.
Академия Штиглица и музей Штиглица в Санкт-Петербурге
Полное название учебного заведения: Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица.
Сегодня ансамбль академии состоит из здания самой академии и примыкающего к нему здания музея прикладного искусства при художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица.
Посетить музей Штиглица может любой желающий в составе экскурсии.
История возникновения академии, изначально как Центрального училища технического рисования (ЦУТР), началась во второй половине 19 века, когда в эпоху бурного развития российской промышленности, встала проблема подготовки художников для производства.
В 1876 году по рескрипту Александра II на средства, пожертвованные банкиром и промышленником Александром Людвиговичем Штиглицем, было основано Центральное училище технического рисования.
Здание училища было построено с 1878 по 1881 годы архитекторами А.И. Кракау и Р.А. Гёдике. Открытие академии состоялось 29 декабря 1881 года в присутствии великого князя Владимира Александровича.
Начиная с 1918 года училище меняло названия и статус, но сохраняло свой стиль. Так, в 1922 году оно были объединено с бывшей императорской Академией художеств в Высшие художественные технические мастерские. В 1948 году училище стало вузом, который с 1953 года носил имя выдающегося скульптора Веры Игнатьевны Мухиной, поэтому его часто называли «Мухинским училищем» или просто «Муха».
Основное, старейшее здание училища (учебный корпус) расположено по адресу: Соляной переулок, 13.
Музей академии Штиглица
Музей академии Штиглица носит название: музей прикладного искусства Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А.Л. Штиглица.
Музей был учрежден 27 мая (15 мая по старому стилю) 1878 года и вначале размещался в здании училища.
Отельное здание музея, возле основного здания училища, было построено в 1885-1896 годах по проекту зодчего М.Е. Месмахера.
Открытие художественно-промышленного музея барона Штиглица состоялось 12 мая 1896 года в присутствии Николая II и Александры Федоровны.
Экспонаты для музея приобретались, в том числе, на международных аукционах, у известных зарубежных и российских антикваров и коллекционеров; что со временем позволило собрать обширное и уникальное собрание, содержащее памятники Античности, Средневековья, эпохи Возрождения, и включающее произведения западноевропейского, восточного и русского прикладного искусства 17 и 18 веков.
После революции музей перешел в ведение Эрмитажа, став его I Филиалом. После Великой Отечественной войны при воссозданном училище был возрожден и музей.
Сегодня само здание музея является величественным и выдающимся памятником архитектуры Петербурга периода историзма.
В украшении здания музея присутствуют скульптуры, колонны, портик, медальоны и т.д.
Табличка на здании музея
Возле центрального входа в музей размещены архитектурные фонари, украшенные ангелочками-путти, символизирующими области прикладного искусства.
В музее Штиглица
В стенах здания действует музей, в котором можно увидеть русское и западноевропейское прикладное искусство, а также уникальные интерьеры 19 века: Аванзал, Романская галерея, Теремок, Малая итальянская галерея (галерея кабинетов), зал Росселино, зал Медичи, зал Печей, Малая Гротесковая галерея, Коптская галерея, Большой выставочный зал, Папская галерея, Римская лестница.
Одним из уникальных экспонатов музея является слепок барельефа Пергамского алтаря, выполненный с оригинала II века до н.э., который находится в Берлине.
В Аванзале, открывающем экспозицию, размещают временные выставки из фондов музея.
Практическая информация
Здание музея академии расположено в историческом центре Санкт-Петербурга (возле церкви святого Великомученика и Целителя Пантелеймона), примыкает к главному корпусу академии и находится по адресу: Соляной переулок, 15.
Ближайшие станции метро: ««Невский проспект», «Гостиный двор», «Адмиралтейская» и «Чернышевская».
Посещение музея возможно за плату и в составе сборной (для индивидуальных посетителей) и организованной групп, с экскурсиями.
Продолжительность экскурсии составляет 60-90 минут.
Каждый месяц музей проводит благотворительные экскурсии.
Для посещения музея необходимо записаться заранее, по телефону или электронной почте, в сборную группу, или с организованной группой.
Точную информацию о проведении экскурсий по музею, стоимости, условиях записи, оплаты, времени и т.д., рекомендуем уточнять на официальном сайте Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А.Л. Штиглица (в разделе «музей»): ghpa.
Посетить музей также можно с экскурсией
Все средства размещения в Санкт-Петербурге, в том числе в центре города и более удаленно от такового, можно посмотреть и забронировать здесь
Отели и апартаменты ищем на Booking.com. Для сравнения цен и выбора оптимального варианта используем RoomGuru, который ищет скидки по множеству систем бронирования Отели со скидками →
Дешевые авиабилеты ищем на Aviasales. Поисковик сравнивает цены у десятков авиакомпаний и выдает билеты по самым выгодным ценам Дешевые авиабилеты →
Такси заказываем на Kiwitaxi. Заказ можно сделать заранее, через интернет, что удобно в «чужих» странах и городах. Приезжают вовремя, встречают в назначенном месте Такси/Трансфер →
Мы некоммерческая организация, и у нас нет постоянного дохода. Мы зависим от заказов и пожертвований исключительно от читателей, то есть от Вас. Если у Вас есть желание сказать «Спасибо» и помочь нам, то Вы можете сделать это любым удобным для Вас способом.