Акафист что это в православии простым языком
Акафист
Что такое Акафист?
История Акафиста: происхождение, история развития
Во времена гонений на Церковь жанр торжественной молитвы был в расцвете. Именно в это время было написано много новых акафистов, потому что в пении акафиста не участвовал церковный хор, он читался келейно, без священника. Верующие могли молиться дома. Новые акафисты пишутся и сейчас. Существует около 1800 хвалебных песен на разных языках мира. Зачастую остаются неизвестными авторы музыки акафиста, так как многие распевы рождались в народе.
Акафист Пресвятой Богородице
Структура Акафиста: Кондаки и икосы
Какие акафисты читать в житейских нуждах
О защите в трудных ситуациях просят Пресвятую Богородицу. Читать акафист Пресвятой Богородице принято в субботу, на пятой неделе Великого поста.
Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы «Всецарица» читают родители за своих чад, находящихся в плену греховных страстей. По вере родителей, Господь помогает и чадам.
Акафист Архангелу Михаилу читают во всех житейских нуждах, но чаще всего христиане обращаются к Архангелу Михаилу при входе в новый дом.
Акафист Матроне Московской читают с молитвой об исцелении. Вера в чудесна святой Матроны Московской подтверждается многочисленными свидетельствами помощи по молитве.
Для исцеления больных и помощи страждущим читают акафист Святителю Спиридону, епископу Тримифунтскому
Акафист Иисусу Сладчайшему читается в воспоминание Страстей Спасителя и память Пресвятой Богородицы.
Акафист святой Великомученице Екатерине читают девушки, желающие вступить в брак.
Акафист святым Первоверховным Апостолам Петру и Павлу читают с просьбой об умножении веры.
Акафист Святителю Митрофану, Воронежскому Чудотворцу читают о жизненном устройстве детей.
Акафист святой Великомученице Анастасии Узорешительнице читают для освобождения от зависимостей и плена.
Акафист святому чудотворцу Иоанну Воину читают в поиске защиты от обидчиков.
Примечания:
Читать акафист советуют утром, до принятия пищи. Обычно это делается вслух, слова хвалебного пения верующий пропускает через свое сердце. Текст молитвы лучше запомнится, если читать его каждый день. Обращаться к Господу можно не только после утренней или вечерней молитвы, акафисты читают в любой момент, когда этого требует душа (Непрестанно молитесь — 1Фесс.5:17). По молитвам Богородице и святым не раз случались чудеса, а Господь посылал утешение страждущим. Пишется много новых акафистов, не все из них успели получить церковное благословение и являются каноническими текстами. Их рассматривает специально созданная богослужебная комиссия. Если такой акафист верующий хочет читать в домашней молитве, можно обратиться за благословением к своему духовнику.
Торжественные хвалебные песни читают и в благодарность Господу и святым, нашим заступникам на Небесах. Мы также собрали для вас небольшую видео-коллекцию акафистов и наши лучшие материалы о церковных гимнах.
Слушать акафисты:
Акафист
Ака́фист (греч. akathistos, от греческого а – отрицательная частица и kathizo – сажусь, гимн, при пении которого не сидят, «неседальная песнь») – особые хвалебные песнопения в честь Спасителя, Божией Матери или святых.
Акафисты состоят из 25 песен, которые расположены по порядку букв греческого алфавита: 13 кондаков и 12 икосов (“кондак” – краткая хвалебная песнь; “икос” – пространная песнь).
Икосы заканчиваются восклицанием “радуйся” а кондаки – “Аллилуйя” (на еврейском – “хвалите Бога”).
При этом икосы заканчиваются тем же припевом, что и первый кондак, а все остальные кондаки припевом аллилуия.
Первый из известных акафистов – акафист Пресвятой Богородице – написан в царствование императора Ираклия или, точнее, к 626 г., т.е. освобождению Константинополя от нашествия персов.
«Акафист, или «неседальная песнь» – поэтическое произведение, близкое по своей форме к древнему кондаку, однако от него и существенно отличное. Это тоже большая поэма, состоящая из основного «кондака» с определенным окончанием; или припевом и 24‑х за ним следующих строф, но не икосов только, как в древнем кондаке, а попеременного чередования 12 икосов и 12 кондаков; при этом икосы заканчиваются тем же припевом, что и первый кондак, а все остальные кондаки припевом «аллилуиа». Первый из известных «акафистов» написан, вероятно, в царствование импер. Ираклия или, точнее, к 626 году, то есть освобождению Константинополя от нашествия персов. На это есть указание и в самом акафисте: «Радуйся, огня поклонение угасившая»…
Акафист по объему приближается к кондаку классического типа. В нем 24 строфы, причем 12 более кратких, с припевом «аллилуиа» и 12 более длинных с особыми припевами, соответствующими припеву первого «кондака». В отличие от кондака, акафист не развивает в стихах данное событие или память святого, а в краткой вводной фразе данного «икоса» прибавляет «похвалы», начинающиеся обычно с «радуйся».
Акафист
Акафист – (греч. üμνος àκáθιστος, букв. «Гимн, при слушании которого нельзя сидеть», слав. «неседальный», в противоположность кафизмам, которые можно слушать сидя) – «жанровая форма церковного гимна, отработанная (на единственном образце) в ранневизантийскую эпоху, получившая распространение в греческой литературе зрелого и позднего Средневековья, а из нее перешедшая в другие восточноевропейские литературы» (Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы). Акафист – сложное по композиции песнопение, прославляющее Иисуса Христа, Богородицу, святого либо праздник. Церковный Устав знает лишь один акафист – Акафист Пресвятой Богородице («Взбра́нной Воево́де победи́тельная…»), составленный патр. Сергием Константинопольским в 626 г. по случаю чудесного избавления византийской столицы от осадивших ее авар и повелевшего написать образ Богоматери на городских воротах. Предание говорит о том, что сама Богородица внушила Сергию мысль написать благодарственный гимн по окончании осады.
Акафист состоит из 25 строф: 13 называются кондака́ми, а 12 – и́косами. За каждым кондаком следует икос, состоящий из двух частей: в первой развивается определенная тема, вторая содержит 12 строк, каждая из которых начинается со слова «радуйся» (греч. ха́йрэ) и содержит хваление. Этот акафист включается в богослужебное последование Утрени (текст помещен в Триоди Постной) и, согласно Церковному уставу, поется только один раз в году – в субботу 5‑й седмицы Великого Поста, именуемой поэтому «Суббота Акафиста», или «Похвала Богородице».
По образцу этого блестящего в литературном отношении Акафиста Богородице позднее были составлены многочисленные подражания, а в России, где акафисты пишутся каждому вновь прославляемому святому, даже само слово «акафист» из обозначения одного конкретного памятника превратилось в обозначение жанра. «Но всё бесчисленное количество особенно в России распространившихся акафистов есть не что иное, как убогое и бессодержательное старание перефразировать классический Акафист» При этом «замена акафистом кафизм Псалтири, как это часто делается, является просто насилием над уставом, литургической безграмотностью и эстетическим безвкусием», – так строго оценивает эти опыты, потакающие народному вкусу, известный русский богослов (Киприан (Керн).
Художественное изложение принципов сочинения Акафиста Богородице смотрите в рассказе А. П. Чехова «Святою ночью».
Тексты акафистов помещены в «Акафистнике» и многочисленных изданиях отдельных акафистов. Перевод отрывков «Акафиста Богородице» размером подлинника см.: Памятники византийской литературы IV–X веков.
Из рассказа А. П. Чехова “Святою ночью”:
— А разве акафисты трудно писать? — спросил я.
— Большая трудность… — покрутил головой Иероним.
— Тут и мудростью и святостью ничего не поделаешь, ежели Бог дара не дал. Монахи, которые не понимающие, рассуждают, что для этого нужно только знать житие святого, которому пишешь, да с прочими акафистами соображаться. Но это, господин, неправильно. Оно, конечно, кто пишет акафист, тот должен знать житие до чрезвычайности, до последней самомалейшей точки. Ну и соображаться с прочими акафистами нужно, как где начать и о чем писать. К примеру сказать вам, первый кондак везде начинается с «возбранный» или «избранный»… Первый икос завсегда надо начинать с ангела. В акафисте к Иисусу Сладчайшему, ежели интересуетесь, он начинается так: «Ангелов Творче и Господи сил», в акафисте к Пресвятой Богородице: «Ангел предстатель с небесе послан бысть», к Николаю Чудотворцу: «Ангела образом, земнаго суща естеством» и прочее. Везде с ангела начинается. Конечно, без того нельзя, чтобы не соображаться, но главное ведь не в житии, не в соответствии с прочим, а в красоте и сладости. Нужно, чтоб всё было стройно, кратко и обстоятельно. Надо, чтоб в каждой строчечке была мягкость, ласковость и нежность, чтоб ни одного слова не было грубого, жесткого или несоответствующего. Так надо писать, чтоб молящийся сердцем радовался и плакал, а умом содрогался и в трепет приходил. В богородичном акафисте есть слова: «Радуйся, высото, неудобовосходимая человеческими помыслы; радуйся, глубино, неудобозримая и ангельскима очима!» В другом месте того же акафиста сказано: «Радуйся, древо светлоплодовитое, от него же питаются вернии; радуйся, древо благосеннолиственное, им же покрываются мнози!»
Иероним, словно испугавшись чего-то или застыдившись, закрыл ладонями лицо и покачал головой.
— Древо светлоплодовитое… древо благосеннолиственное… — пробормотал он.
— Найдет же такие слова! Даст же Господь такую способность! Для краткости много слов и мыслей пригонит в одно слово и как это у него всё выходит плавно и обстоятельно! «Светоподательна светильника сущим…» — сказано в акафисте к Иисусу Сладчайшему. Светоподательна! Слова такого нет ни в разговоре, ни в книгах, а ведь придумал же его, нашел в уме своем! Кроме плавности и велеречия, сударь, нужно еще, чтоб каждая строчечка изукрашена была всячески, чтоб тут и цветы были, и молния, и ветер, и солнце, и все предметы мира видимого. И всякое восклицание нужно так составить, чтоб оно было гладенько и для уха вольготней. «Радуйся, крине райскаго прозябения!» — сказано в акафисте Николаю Чудотворцу. Не сказано просто «крине райский», а «крине райскаго прозябения»! Так глаже и для уха сладко.
Что такое акафист и как правильно его читать
Значение в православии
Акафист – это одна из форм обращения к Богу, с помощью которой человек рассказывает Всевышнему или святым о своих горестях, просит о совете или об исцелении. Жанр возник очень давно – в VI веке нашей эры, при этом канон, согласно которому составляются эти песнопения, с тех пор не изменился. Эта хвалебная песнь представляет собой определенный вид церковной поэзии, которую очень часто читают дома, когда испытывают потребность общения с высшими силами.
Не существует определенных правил и условий для чтения определенного акафиста, все это человек волен выбирать сам. Если он верит в то, что какой-либо святой лучше его поймет и поможет ему, он может обращаться именно к этой персоналии. Также следует отметить, что читают их как в храме, так и дома самостоятельно.
Считается, что от единоличного чтения эффект будет более ощутимым, однако существует еще такой феномен, как чтение акафистов по соглашению. Это означает, что несколько людей договариваются между собой в определенное время прочесть определенную молитву. Считается, что подобные чтения многократно усиливают эффект. Хотя во многих случаях люди, все же, читают молитвы в одиночестве, поскольку общение с Богом и святыми является чем-то сокровенным.
Естественно, люди прибегают к чтению акафистов по различным причинам. Это может быть почитание святого, к которому человек обращается (в этом случае молящийся не просит его о милости, а просто возносит ему хвалу). Читая акафисты, люди просят об исцелении от тяжелых болезней, помощи в семейных неурядицах, избавлении от душевных терзаний и страданий, а также просят благословения.
В целом можно сказать, что в православии акафисты имеют сакральное значение. Читая такую молитву, человек открывает свое сердце божественной благодати, избавляется от сомнений и обретает уверенность в том, что находится на правильном пути.
Видео «Почему одни акафисты читаются легко, а другие трудно»
В этом видео протоиерей Владимир Головин расскажет, почему одни акафисты читаются легко, а другие трудно.
Структура акафиста
Конечно, эти хвалебные песнопения имеют определенную структуру, по которой они составлялись и продолжают составляться священнослужителями. Они состоят из 25 песен (12 кондаков и 13 икосов), которые чередуются между собой в определенном порядке. Икосы состоят из 12 приветственных обращений, каждое из которых неизменно начинается со слова «Радуйся!».
По смыслу хвалебные песнопения можно разделить на две основные части, из которых они состоят. В первой части речь идет о чудесных событиях, связанных со святым, иконой или праздником. Эту часть можно назвать своеобразной исторической справкой, из которой мы узнаем об особенностях жизни того или иного святого или о появлении иконы. Вторую часть можно назвать догматической, она касается, например, таких важных тем, как спасение души или же Боговоплощение.
Порядок исполнения
Главное правило при исполнении данной молитвы: строго придерживаться порядка, в котором идут икосы и кондаки. Нельзя начать читать с любого места, поскольку это противоречит порядку изложения. Так как структура данной молитвы очень жесткая и неизменная, и существует канон, по которому и по сей день складываются эти произведения церковного поэтического искусства, необходимо строго ей следовать.
Также считается, что перед прочтением акафиста требуется произнести специальную предначитательную молитву. Если человек имеет чистые помыслы и открывает свое сердце Божьей благодати, он может прочесть только непосредственно сам акафист – это не запрещается церковью. Но если вы хотите, чтобы все было по правилам, тогда не следует пренебрегать предначитательной молитвой и молитвой, которая читается после самой хвалебной песни.
Особенности самостоятельного чтения
Как мы уже упоминали, совсем необязательно идти в храм каждый раз, когда человек испытывает потребность прочесть акафист, ведь он может сделать это даже у себя дома. Особенностью данного вида хвалебного песнопения является то, что читают обязательно стоя (ведь с греческого языка «акафист» переводится как «неседальное пение»).
Кроме того, читающий должен смотреть на икону, которой он возносит свои молитвы, или которая изображает святого, которому предназначается вознесение хвалы.
Также стоит отметить, что хотя акафист характеризуют, прежде всего, как песнопение, вам необязательно его пропевать – достаточно просто зачитать как молитву.
Таким образом, чтобы самостоятельно исполнить акафист, требуется лишь вера в Бога и святых, и соблюдение правильного порядка чтения икосов и кондаков. Если вы делаете это с чистым сердцем, святые внимут вашим молитвам и помогут отыскать правильный путь.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Что такое акафист и как правильно его читать?
Многовековая церковная культура хранит в своих кладезях множество жанров песнопений, среди которых особое место занимает акафист.
Акафисты переведены на множество языков: греческий, румынский, сербский, польский, чешский и другие.
Правила прочтения акафиста святым
Что такое акафист? Это хвалебное песнопение, благодарение, посвященное Богу, Его Матери, святым угодникам, ангелам, архангелам.
Хвалебная песнь включает в себя из 25 песен, разделенных на две группы:
Не каждый христианин понимает, как правильно читать акафист.
Зачем читают
Акафист Царице Небесной состоит из 25 строф, расположенных в определенном порядке. Он поется лишь единожды — в субботу пятой седмицы Великого поста.
Обычно Богородицу просят:
Хвалебная песнь Божиим угодникам читается:
Некоторые православные акафисты:
Сила акафиста
Водосвятный молебен с акафистом
Молебен — это особое богослужение, в котором умоляют Небо ниспослать молитвеннику милость и возносят благодарение за полученные просимые блага.
Вода освящается особым чином:
Освященная вода идентична по составу и происхождению самой обычной воде (водопроводной, колодезной, речной), но в процессе водосвятия и после совершения молебного чтения она чудесным образом приобретает благодатные и исцеляющие свойства.
Она является спасительной для верующего человека.
Совет! По традиции освященную воду принято употреблять натощак.
Как подавать записки для молебна
Читайте статьи о православии:
Акафист — это составленное с особой тщательностью хвалебное молитвословие, вырабатывающее у православного христианина навыки каждодневной молитвы.
Совет! Перед началом чтения хвалебного гимна важно сконцентрироваться на молитве, быть искренним, внимательным, молитвенником, а слова акафиста возносить с сердечным покаянием.
Акафист поможет человеку привыкнуть к молитве как к главной части богослужения, именно поэтому акафист читается в православных храмах как соборная молитва.
Добрый вечер, подскажите пожалуйста, Отроковице можно читать, акафисты и псалмы? Или только молитвы? И как подготовить отроковицу к исповеди?
Добрый день. Конечно, отроковице можно читать и молитвы, и псалмы, и акафисты. Ограничения могут быть только в том плане, что ребенок должен понимать, о чем молится. Любое молитвенное правило должно быть посильно для ребенка, не вызывать раздражения, сильной усталости. Совершенно недопустимо, когда ребенок вычитывает длинный акафист, совершенно не понимая слов и мечтая, когда же эта утомительная процедура уже закончится. Возраст отрока включает в себя период от 7 до 15 лет и затрагивает сложные подростковые годы. Очевидно, что молитвенное правило у 7-летнего ребенка будет существенно отличаться, нежели у 15-летнего. Вы не указали возраст вашего ребенка, но чем он старше, тем меньше родители должны вмешиваться в процесс молитвы. Ребенок должен выстроить свои собственные отношения с Господом, и своим влиянием иногда можно только навредить. Безусловно, вы можете и должны ребенка направлять, мягко подталкивать к верному пути. Но ни в коем случае не заставлять, не решать за него, какие и сколько молитв читать, не использовать директивные методы в духовном воспитании. Вреда от таких действий куда больше, чем пользы. До какого-то времени ребенок, конечно, будет слушаться родителей и выполнять то, что от него требуют. Но обязательно наступит момент, когда такой ребенок взбунтуется и напрочь откажется ходить в храм. Поэтому можно выделить такую общую закономерность в духовном воспитании отроков: чем старше становится ребенок, тем больше родительское влияние должно сводится только к собственному позитивному примеру. Самый лучший вариант — когда, глядя на вас, ребенку будет хотеться быть таким же.
Что касается подготовки к исповеди — тут так же важен возраст. Если это 7 лет и ребенок только начинает исповедоваться — можно мягко объяснить ему, что является грехом, почему грех — это плохо. Можно вместе с ребенком почитать несколько молитв, знакомых ему. Но если ребенок уже имеет какой-то свой опыт исповеди — нужно просто оставить его в покое и не вмешиваться в этот процесс. Хорошо, когда ребенок ходит на исповедь к одному и тому же священнику. Опытные батюшки умело помогают деткам в их первых исповедях, наставляют, подбадривают.
Что точно делать не надо — детально обсуждать с ребенком любого возраста список его грехов, рассказывать, что нужно говорить на исповеди. Тем более недопустимо расспрашивать ребенка после исповеди, что он сказал, а что нет. Исповедь — это Таинство, даже если она происходит у вашего ребенка в 7 лет. Очень важно, чтобы в этом возрасте у ребенка сложился позитивный образ храма и всего, что в нем происходит. Ребенок должен понимать, что Исповедь и Причастие — это серьезные Таинства Церкви, но не должен излишне их бояться. Многие детки просто стесняются подходить на исповедь к батюшке, их не надо стыдить за это или ругать, тем более нельзя заставлять. Если ребенок совершенно отказывается идти — нужно после службы найти хорошего батюшку, поговорить с ним, познакомить ребенка, попросить священника поговорить с ним. Только так, мягкими наставлениями, примерами можно прививать ребенку любовь к вере и Церкви.
Кому читать акафист для зачатия ребёнка
Добрый день. Какого-то особенного специального акафиста именно для зачатия ребенка не существует. Все разделения молитв на определенные темы — просто традиция, которая исходит из того, что люди просили и получали помощь. Но это вовсе не значит, что, к примеру, об избавлении от пьянства нужно молиться только перед иконой «Неупиваемая Чаша», а перед «Казанской» или «Владимирской» уже нельзя. Конечная цель любых наших молитв — Господь Бог. И молиться ему вы можете так, как подсказывает вам сердце. Допустим, в вашей семье есть какой-то особо почитаемый святой, покровитель семьи. Вы можете просить его заступничества, его помощи. Или можно молиться перед какой-либо почитаемой семейной иконой. Суть молитвы не в прочтении определенного текста, а во внутреннем духовном настрое. Молитва не действует магическим образом, как заговор, поэтому внешняя форма в ней не настолько важна.
Тем не менее, есть традиционные молитвы, к которым прибегают пары, желающие забеременеть и родить ребенка. Можно молиться и читать акафисты перед иконами Божьей Матери «Феодоровская», «Млекопитательница». Часто просят о помощи святую Матрону Московскую, Ксению Петербуржскую, святую чету Петра и Февронию. Также можете молиться своим небесным покровителям, в честь которых вы крещены.
Здраствуйте!Скажите пожалуста как читается Акафист Святому Мученику Трифону? Какие молитвы надо выговарить перед чтением Акафиста?
Добрый день. Заметим, что термина «выговаривать молитвы» в православии нет. Если вы именно выговариваете молитвы — это совершенная бессмыслица, которую надо прекращать. Молитва заключается не в произносимых словах, а в настрое человеческой души. Обычное автоматическое чтение молитв не приносит никакой пользы. Поэтому четких и непреклонных правил моления не может и быть — это очень личный процесс, это связь человека и Бога. Да, существуют общепринятые правила, составленные святыми молитвы, которые мы видим в православных молитвословах. Однако это не заговоры, которые надо просто во что бы то ни стало прочитать, да еще и определенное количество раз и в определенной последовательности. Молиться надо от души, от сердца.
Что касается чтения акафистов — специальных молитв не требуется. Вы можете их читать после своего ежедневного молитвенного правила, или отдельно. Также можно перед началом прочесть общие предначинательные молитвы (можно найти в молитвослове), а по окончанию — завершательные молитвы. Акафист сам по себе является молитвой, которая дарует большую радость душе. Именно поэтому чтение акафистов всегда было очень почитаемо у нашего народа.