Акафист иисусу сладчайшему в чем помогает для чего читают
Порядок чтения Акафистов
Акафистом называют хвалебное песнопение в честь Спасителя, Божией Матери, святых или каких либо праздников (событий).
Акафисты не являются уставным, обязательным Богослужебным чином. На богослужениях в храмах обязательно читается только Акафист Пресвятой Богородице «Взбранной Воеводе. » в Субботу Похвалы Пресвятой Богородицы, на пятой седмице Великого Поста. В современной практике Великим постом так же употребляется Акафист Страстем Господним в чинопоследовании Пассии, которая служится в Воскресенье вечером во 2-5 седмицы Великого Поста.
Акафисты в честь праздников иногда читают на Утрени праздничного богослужения или на Молебне в самый день праздника. Вообще на молебнах часто прибегают к чтению акафистов. Так сложился порядок чтения Параклисиса Божией Матери, где на молебне после шестой песни канона читают акафист Божией Матери (или ее иконам).
Призывая в помощь в житейских нуждах святых угодников Божиих читают акафисты им, иконам Божией Матери.
Нет особых указаний в Уставе на чтение акафистов в храме и при келейной (домашней) молитвы. Но из общецерковной практики можно вывести правило: в период Великого Поста не принято читать акафисты, кроме Акафиста Божией Матери на 5 седмице (в субботу) и акафиста Страстем Христовым. Во все другие дни года чтение акафистов разрешено.
Сам же акафист имеет особую последовательность. Так 13 кондак читается трижды, а сразу после него вновь повторяется первый икос, после которого читается первый кондак. По окончании акафиста читается молитва.
Какие акафисты читать в житейских нуждах
(на всякую потребу)
Акафисты иконам Божией Матери
Акафисты святым
Чтение акафистов в течении седмицы
Службе каждого дня недели соответствует воспоминание того или иного события или святого. В соответствии с этим правилом появилась практика читать акафисты в течении недели, подражая богослужебному седмичному кругу:
День недели | Воспоминаемое событие | Традиция чтения |
---|---|---|
Воскресенье | (воспоминание Светлого Христова Воскресения) | Акафист Воскресению Христову |
Понедельник | (Памяти честных Небесных Сил Бесплотных) | Акафист Архистратигу Михаилу Акафист Ангелу Хранителю |
Вторник | (В память пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна) | Акафист Иоанну Предтече |
Среда | (Воспоминание Страстей Спасителя и память Пресвятой Богородицы) | Акафист Иисусу Сладчайшему Акафист Пресвятой Богородице |
Четверг | (Святых апостолов и святителя Николая Чудотворца) | Акафист апостолам Петру и Павлу Акафист святителю Николаю |
Пятница | (Воспоминание Крестных Страданий Спасителя и Креста Господня) | Акафист Страстем Господним Акафист Честному и Животворяшему Кресту Господню |
Суббота | (Всех святых и поминовение усопших) | Акафист всем святым от века Богу благоугодившим Акафист Пресвятой Богородице Акафист о усопших |
Порядок чтения акафистов.
Чтение акафистов отдельно от утреннего и вечернего молитвенного правила.
Начало чтения обычно предваряют начальные молитвы:
Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас. Аминь.
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас (трижды, с крестным знамением и поясными поклонами).
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Пресвятая Троице, помилуй нас. Господи, очисти грехи наша. Владыко, прости беззакония наша. Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
Господи, помилуй (трижды).
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Отче наш, Иже еси на небесех. Да святится имя Твое. Да приидет царствие Твое. Да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь. И остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим, и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Господи, помилуй (12 раз).
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу (поклон).
Приидите, поклонимся и припадем Христу Цареви нашему Богу (поклон).
Приидите, поклонимся и припадем к Самому Христу, Цареви и Богу нашему (поклон).
Псалом 50.
Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя. Яко беззакония моя аз знаю и грех мой предо мною есть выну. Тебе Единому согреших, и лукавая пред Тобою сотворих, яко да оправдишися во словесех Твоих и победиши, внегда судити Ти. Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил еси, безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся, омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие, возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих, и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего, и Духом Владычним утверди мя. Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего, возрадуется язык мой правде Твой. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо, всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая, тогда возложат на олтарь Твой тельцы.
Символ веры
Верую во Единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во Единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И восшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящего, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.
Затем акафист (читается после 6-й песни канона).
По завершении чтения канона – молитва ко Господу Иисусу Христу или Божией Матери, святому – соответственно смыслу акафиста. Затем:
Достойно есть, яко воистинну блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога Нашего. Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Господи, помилуй (трижды).
Го́споди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, моли́тв ра́ди Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере, преподо́бных и богоно́сных оте́ц на́ших, святаго (имя святого, которому читался акафист, если Господу или Богородице, то ничего не произносим) и всех святы́х, поми́луй и спаси́ мя, гре́шнаго, я́ко Благ и Человеколю́бец. Аминь.
Если Кресту — силою Честнаго и Животворящего Креста
Если Ангелам — Честных Небесных Сил Бесплотных
Акафист
Что такое Акафист?
История Акафиста: происхождение, история развития
Во времена гонений на Церковь жанр торжественной молитвы был в расцвете. Именно в это время было написано много новых акафистов, потому что в пении акафиста не участвовал церковный хор, он читался келейно, без священника. Верующие могли молиться дома. Новые акафисты пишутся и сейчас. Существует около 1800 хвалебных песен на разных языках мира. Зачастую остаются неизвестными авторы музыки акафиста, так как многие распевы рождались в народе.
Акафист Пресвятой Богородице
Структура Акафиста: Кондаки и икосы
Какие акафисты читать в житейских нуждах
О защите в трудных ситуациях просят Пресвятую Богородицу. Читать акафист Пресвятой Богородице принято в субботу, на пятой неделе Великого поста.
Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы «Всецарица» читают родители за своих чад, находящихся в плену греховных страстей. По вере родителей, Господь помогает и чадам.
Акафист Архангелу Михаилу читают во всех житейских нуждах, но чаще всего христиане обращаются к Архангелу Михаилу при входе в новый дом.
Акафист Матроне Московской читают с молитвой об исцелении. Вера в чудесна святой Матроны Московской подтверждается многочисленными свидетельствами помощи по молитве.
Для исцеления больных и помощи страждущим читают акафист Святителю Спиридону, епископу Тримифунтскому
Акафист Иисусу Сладчайшему читается в воспоминание Страстей Спасителя и память Пресвятой Богородицы.
Акафист святой Великомученице Екатерине читают девушки, желающие вступить в брак.
Акафист святым Первоверховным Апостолам Петру и Павлу читают с просьбой об умножении веры.
Акафист Святителю Митрофану, Воронежскому Чудотворцу читают о жизненном устройстве детей.
Акафист святой Великомученице Анастасии Узорешительнице читают для освобождения от зависимостей и плена.
Акафист святому чудотворцу Иоанну Воину читают в поиске защиты от обидчиков.
Примечания:
Читать акафист советуют утром, до принятия пищи. Обычно это делается вслух, слова хвалебного пения верующий пропускает через свое сердце. Текст молитвы лучше запомнится, если читать его каждый день. Обращаться к Господу можно не только после утренней или вечерней молитвы, акафисты читают в любой момент, когда этого требует душа (Непрестанно молитесь — 1Фесс.5:17). По молитвам Богородице и святым не раз случались чудеса, а Господь посылал утешение страждущим. Пишется много новых акафистов, не все из них успели получить церковное благословение и являются каноническими текстами. Их рассматривает специально созданная богослужебная комиссия. Если такой акафист верующий хочет читать в домашней молитве, можно обратиться за благословением к своему духовнику.
Торжественные хвалебные песни читают и в благодарность Господу и святым, нашим заступникам на Небесах. Мы также собрали для вас небольшую видео-коллекцию акафистов и наши лучшие материалы о церковных гимнах.
Слушать акафисты:
Когда читают Акафист Иисусу сладчайшему, в чем помогает
Акафист – это один из видов церковного песнопения, суть которого заключается в восхвалении Иисуса Христа, Божьей Матери и святых. В акафист входят:
– 13 кондаков, то есть кратких хвалебных песен, заканчивающихся восклицанием «радуйся» (оно обращено не к читающему, а непосредственно к тому, кому посвящён акафист);
– 12 икосов, то есть пространная песнь, заканчивающаяся восклицанием «Аллилуйя» (в переводе с древнееврейского языка означает «хвалите Бога»).
Акафист Иисусу Сладчайшему был написан в 13 веке, задолго до появления большинства акафистов. Точно неизвестно, кто являлся его автором, но религиоведы утверждают, что его появление связано с распространением течения исихазма (религиозно мотивированный отказ от ряда мирских удовольствий) среди афонского монашества.
Процесс чтения акафиста Иисусу Сладчайшему отличается от чтения обычных церковных текстов. Не принято сидеть при изучении данного акафиста, а последняя молитва читается коленоприклоненно.
Для чего существую акафисты
Для понимания смыслов написания акафиста, а также изучения художественных принципов этих песнопений, можно прочитать рассказ Чехова «Святой ночью».
Классик пишет, что без Божьего дара написать акафист невозможно, независимо ото того, насколько мудр и свят человек. Ошибочно полагать, что для написания акафиста нужно знать только житие святого, к которому обращено сочинение, и другие акафисты. Все акафисты, в том числе и к Иисусу Сладчайшему, начинаются с обращения к Ангелу: «Ангелов Творче и Господи сил». Главное в акафисте – не житие святого и восхваление Их поступков, хотя это тоже очень важно, а красота и сладость. Стройное изложение текста, обстоятельный язык, гладкая последовательность действий. Каждое слово и каждая строчка должна быть мягка, ласкова и нежна, нельзя допустить не единого грубого слова. В результате получится текст, который способен заставить молящегося сердцем радоваться и плакать, а головой переходить в трепет.
В двух самых важных для христиан акафистах, Пресвятой Богородице и Иисусу Сладчайшему, заложены все принципы написания святых текстов, перечисленные Антоном Павловичем. Поэтому они имеют наибольшую популярность среди верующих, и именно от них люди ждут какую-либо пользу и помощь.
Акафисты читаются достаточно часто, но единственным обязательным в богослужении является даже не акафист Иисусу Сладчайшему, а Пресвятой Богородице. Все остальные представляют собой лишь благочестивую традицию, вошедшую в православную веру не ранее 18 века. Вообще, на это время выпадает пик написания акафистов, вследствие этого во многих из них отсутствует строгий стиль и глубина текста. Это не значит, что их не нужно читать, просто необходимо расставить святые тексты по степени важности.
Что касается главного акафиста Пресвятой Богородице, то, по сути, это богословие, данное поэтическим языком. И если разбирать его подробно, то у читающего возникнет желание узнать, что означает тот или иной термин или как толкуют какое-то библейское событие святые отцы. В процессе изучения данного акафиста можно найти информацию обо всех темах, так или и иначе связанных с истоками православия: и афинские басни, и жития апостолов и многое другое. Если человек любит читать акафисты, то ему лучше сдвинуть остальные и начать изучать Акафист Пресвятой Богородице, а уже затем переходить к прочтению и изучению акафиста Иисусу Сладчайшему. Учить наизусть не обязательно, главное с умом и вниманием подходить к процессу чтения Святых текстов и молитв.
Остальные акафисты (помимо Иисусу Сладчайшему и Пресвятой Богородице) содержат большое количество грамматических и смысловых ошибок, поэтому если человек новичок в вере и религии, то стоит начать с проверенных текстов. Их намного проще читать и воспринимать.
Эффект от прочтения акафистов, примеры помощи и спасения
Независимо от того, богатый человек или бедный, красивый или уродливый – все люди в чём-то несчастны, жить тяжело всем. И пропевши акафист верующие хотят видеть Иисуса Христа своим помощником в делах, где бессильна помощь человека. Но это не значит, что Иисус не помогает неверующим, «имеющий любовь помогает всем».
Силу акафистов как таковых можно показать на следующем примере. В православной вере есть широко почитаемая святая – Мария Египетская. Считается, что она в течение семнадцати лет вела распутный образ жизни, ежедневно совершая тяжкие грехи. Но у неё хватило духовной силы чтобы выбраться из пучины грехов. Мария совершала покаянные труды с помощью молитв Богородице. Это показательный пример того, как Христос и Божья Матерь вытаскивают человека из греха. Преподобный Сергий Радонежский также постоянно читал акафист. По преданию, однажды к нему после чтения акафистов явилась Богородица. Он чуть не умер от страха, однако знаками пришедшая к нему Богоматерь показала, что души святых будет помогать Сергию.
В обыденной жизни у людей гораздо меньше грехов чем у той же самой Марии Египетской и других героев православных преданий. И людям гораздо проще избавиться от грешных помыслов и начать жить по-христиански. Во спасении человеку может помочь акафист Иисусу Сладчайшему. Главное, правильно подойти к чтению этого песнопения.
Рисунок 3. Помощь от акафиста можно почувствовать только при личном участии в избавлении от грехов и немощей.
Как правильно читать акафист
Для того, чтобы получить эффект в духовном плане от акафиста необходимо научиться молиться. По-настоящему молиться можно только соединяя ум и сердце. Это означает, что читая текст, нужно, во-первых, понимать смысл каждого отдельного слова, а, во-вторых, по-настоящему верить во спасение и Божью помощь.
Если христианин будет относиться к процессу чтения акафистов излишне эмоционально (руководствуясь только сердцем), то ему в голову могут пройти различные дурные помыслы, нередки случаи религиозного фанатизма. Особо часто это происходит у людей пожилого возраста, им кажется, что всех вокруг нужно учить христианской жизни, хотя сами при этом не могут объяснить смысл того же самого акафиста.
Если читать акафист исходя из «научного» подхода, то есть разбирая каждое слово, но не обращаясь к сердечным эмоциям, то молитва и чтение акафиста превратится в механических труд, исчезнет искренняя вера. Нередко в толкованиях жития святых можно встретить выражение «слёзно молиться». Это выражение показывает то, насколько эмоциональным должно быть отношение молящегося к читаемому тексту.
Порядок чтения акафиста Иисусу Сладчайшему
Акафисты читают так же, как и обычные молитвы, но некоторые священники выделяют два способа прочтения:
Чтение акафиста без дополнительных молитв не возбраняется. В процессе молитвы главное не количество прочитанных или пропетых слов, а отношение человека к Богу и миру, внимательное и кроткое. Кроме того, истинную молитву всегда отличает искреннее желание получить спасение у Господа.
Рисунок 4. Восхваление Христа и прошение о спасении – главные цели исполнения молитвенного песнопения.
Отзывы об акафисте, от чего помогает
Такое отношение к тексту достигается восторженным и хвалебным языком, подробно, красиво и эмоционально описывающий житие Иисуса Христа, который спустился на землю в образе человека. Также в тексте хвалятся все духовные принципы Спасителя: смирение, кротость и человеколюбие.
Если говорить о конкретных случаях помощи после прочтения акафиста Иисусу сладчайшему, то многие пишут об избавлении от греховных помыслов и выходе из состояния уныния. Вообще, данный акафист нередко называют настоящим средством от уныния. Торжественные строки придают человеку духовных сил и уверенности, а также дают надежду на то, что Бог услышит его просьбы и поможет.
Часто задаваемые вопросы
Когда нужно читать акафист Иисусу Сладчайшему и какого результата ждать?
Читать данный акафист можно когда угодно, главное вдумчиво и смиренно, вникая в каждое слово. Изучая текст акафиста, верующие нередко получают избавление от нечистых мыслей и душевных ран. Но это не значит, что после прочтения акафиста нужно сидеть и ждать его действия. В таком случае точно ничего не получится, нужно приложить дополнительные усилия для избавления от греха или немощи. Необходимо вести по возможности христианский образ жизни, не гневаться, не поддаваться зависти и ревности, прощать людские обиды, не прелюбодействовать, не злоупотреблять с пищей, напитками и развлечениями. Только тогда человек получит духовную пользу и начнёт постепенно избавляться от грешных помыслов.
Акафисты читают священники в Церквях, также можно увидеть в православных рассказах и житиях как это делают святые люди. Но что делать, если человека постоянно одолевают нечистые помыслы, растерянность и отсутствие внимания?
В современном мире трудно найти по-настоящему святого человека даже в ряде служителей Церкви. Поэтому отказываться от чтения молитв и других святых текстов из соображения отсутствия личной святости не нужно. Наоборот, если человек идеален, то ему и молиться не надо, обращаются к Богу как раз люди, знающие свою немощь и неспособные с ней бороться. Господь сказал: «милости хочу, а не жертвы». Так что в случае появления дурных мыслей, нужно читать Иисусову молитву («Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного») и спокойно продолжать изучать акафист.
Рисунок 5. Не нужно стесняться своей греховности при чтении акафистов, шанс на спасение есть у всех.
Акафист Иисусу Сладчайшему заканчивается словами «Иисусе, сыне Божий, помилуй мя». Такое окончание отражает общий посыл молитвенного песнопения, восхваляющего Спасителя. Верующий, читая акафист, на протяжении всего текста не просто благодарит Христа за его милость, а просит о прощении грехов. В этом состоит гениальность песнопения как художественного произведения: простая, но очень важная мысль о спасении доносится красивым и интересным языком, заставляя серьёзно задуматься о жизни и укрепляя истинную веру человека.
Значение акафиста Иисусу Сладчайшему, в чем помогает и полный текст
С момента создания акафиста Иисусу Сладчайшему никаких правок и изменений в текст славословия не вносилось. Это моление было создано в честь великого подвига Сына Божьего, в нем прославляется его жертва, благодаря которой каждый верующий христианин имеет надежду на жизнь вечную. Сегодня существует текст акафиста на старославянском языке и адаптированный перевод на современный русский язык.
История происхождения
Следует знать, что название акафист означает хвалебная песнь. То есть, это та молитва, в которой православный обращается к Господу не с прошениями, а с восхвалениями и благодарностью. Сегодня сложно сказать достоверно, кто именно является автором этого торжественного гимна. Это связано с тем, что мужи Божьи не оставляли автографов на своих произведениях, не ища славы себе, а в смирении совершая труд. Точно так же, как и иконописцы древности предпочитали оставаться в тени, прославляя своими трудами Сына Божьего и Святую Троицу.
По некоторым предположениям историков православной церкви, автором акафиста Иисусу Сладчайшему мог быть святой Исихий. Этот человек был Иерусалимским пресвитером, который неоднократно обращал внимание паствы на важность молитвы в жизни христианина. Он утверждал, что слова молитвословий, произносимые или читаемые с верой и вниканием в каждое слово, по-настоящему способны творить чудеса в жизни человека. До наших дней дошли его труды, в которых он описывает действие Бога через просьбы его детей. Однако не все согласны с установлением его авторства акафиста.
Значение в православии
В чем помогает чтение акафиста
Поскольку Бог есть Любовь, Сын Господа нашего Иисус Христос приходит на помощь каждому нуждающемуся человеку, если он с чистой душой попросит его об этом. Он не обделяет милостью своей ни одного православного верующего, стремясь спасти его душу из оков сатаны.
В каких случаях нужно читать акафист Иисусу Сладчайшему:
Полный текст
Полный текст акафиста Иисусу Сладчайшему есть во всех главных молитвословах. Сегодня есть возможность для удобства восприятия воспользоваться адаптированной версией, переведенной на современный русский язык. Выучить наизусть такой большой текст удается далеко не каждому православному верующему, поэтому священники не запрещают читать его по написанному. Главное, чтобы человек вникал в смысл произносимых им слов и верил в их силу.
На церковнославянском
Акафист Иисусу Сладчайшему на церковнославянском языке состоит из 13 кондаков и 12 икосов и выглядит следующим образом.
Кондак 1
Возбра́нный Воево́до и Го́споди, а́да победи́телю, я́ко изба́влься от ве́чныя сме́рти, похва́льная воспису́ю Ти, созда́ние и раб Твой; но я́ко име́яй милосе́рдие неизрече́нное, от вся́ких мя бед свободи́, зову́ща: Иису́се, Сы́не Бо́жий, поми́луй мя.
Икос 1
Ангелов Тво́рче и Го́споди cил, отве́рзи ми недоуме́нный ум и язы́к на похвалу́ пречи́стаго Твоего́ и́мене, я́коже глухо́му и гугни́вому дре́вле слух и язы́к отве́рзл еси́, и, глаго́лаше зовы́й такова́я: Иису́се пречу́дный, áнгелов удивле́ние; Иису́се преси́льный, прароди́телей избавле́ние. Иису́се пресла́дкий, патриа́рхов велича́ние; Иису́се пресла́вный, царе́й укрепле́ние. Иису́се прелюби́мый, проро́ков исполне́ние; Иису́се преди́вный, му́чеников кре́посте. Иисусе прети́хий, мона́хов ра́досте; Иису́се преми́лостивый, пресви́теров сла́досте. Иису́се премилосе́рдый, по́стников воздержа́ние; Иису́се пресла́достный, преподо́бных ра́дование. Иисусе пречестны́й, де́вственных целому́дрие; Иису́се предве́чный, гре́шников спасе́ние. Иису́се, Сы́не Бо́жий, поми́луй мя.
Кондак 2
Ви́дя вдови́цу зе́льне пла́чущу, Го́споди, я́коже бо тогда́ умилосе́рдився, сы́на ея́ на погребе́ние несо́ма воскреси́л еси́; си́це и о мне умилосе́рдися, Человеколю́бче, и грехми́ умерщвле́нную мою́ ду́шу воскреси́, зову́щую: Аллилу́иа.
Икос 2
Ра́зум неуразуме́нный разуме́ти Фили́пп ища́, Го́споди, покажи́ нам Отца́, глаго́лаше; Ты же к нему́: толи́кое вре́мя сый со Мно́ю, не позна́л ли еси́, я́ко Отец во Мне, и Аз во Отце́ есмь? Те́мже, Неизсле́дованне, со стра́хом зову́ Ти: Иису́се, Бо́же предве́чный; Иису́се, Царю́ преси́льный. Иису́се, Влады́ко долготерпели́вый; Иису́се, Спа́се преми́лостивый. Иису́се, храни́телю мой преблаги́й; Иису́се, очи́сти грехи́ моя́. Иису́се, отыми́ беззако́ния моя́; Иису́се, отпусти́ непра́вды моя́. Иису́се, наде́ждо моя́, не оста́ви мене́; Иису́се, помо́щниче мой, не отри́ни мене́. Иису́се, Созда́телю мой, не забу́ди мене́; Иису́се, Па́стырю мой, не погуби́ мене́. Иису́се, Сы́не Бо́жий, поми́луй мя.
Кондак 3
Си́лою свы́ше апо́столы облеки́й, Иису́се, во Иерусали́ме седя́щия, облецы́ и мене́, обнаже́ннаго от вся́каго благотворе́ния, теплото́ю Ду́ха Свята́го Твоего́ и даждь ми с любо́вью пе́ти Тебе́: Аллилу́иа.
Икос 3
Име́яй бога́тство милосе́рдия, мытари́ и гре́шники, и неве́рныя призва́л еси́, Иису́се; не пре́зри и мене́ ны́не, подо́бнаго им, но, я́ко многоце́нное ми́ро, приими́ песнь сию́: Иису́се, си́ло непобеди́мая; Иису́се, ми́лосте безконе́чная. Иису́се, красото́ пресве́тлая; Иису́се, любы́ неизрече́нная. Иису́се, Сы́не Бо́га Жива́го; Иису́се, поми́луй мя гре́шнаго. Иису́се, услы́ши мя в беззако́ниих зача́таго; Иису́се, очи́сти мя во гресе́х рожде́ннаго. Иису́се, научи́ мя непотре́бнаго; Иису́се, освети́ мя те́мнаго. Иису́се, очи́сти мя скве́рнаго; Иису́се, возведи́ мя блу́днаго. Иису́се, Сы́не Бо́жий, поми́луй мя.
Кондак 4
Бу́рю вну́трь име́яй помышле́ний сумни́тельных, Петр утопа́ше; узре́в же во пло́ти Тя су́ща, Иису́се, и по вода́м ходя́ща, позна́ Тя Бо́га и́стиннаго и, ру́ку спасе́ния получи́в, рече́: Аллилу́иа.
Икос 4
Слы́ша слепы́й мимоходя́ща Тя, Го́споди, путе́м, вопия́ше: Иису́се, Сы́не Дави́дов, поми́луй мя! И, призв́ав, отве́рзл еси́ о́чи его́. Просвети́ у́бо ми́лостию Твое́ю о́чи мы́сленныя се́рдца и мене́, вопию́ща Ти и глаго́люща: Иису́се, вы́шних Созда́телю; Иису́се, ни́жних Искупи́телю. Иису́се, преиспо́дних потреби́телю; Иису́се, всея́ тва́ри украси́телю. Иису́се, души́ моея́ уте́шителю; Иису́се, ума́ моего́ просвети́телю. Иису́се, се́рдца моего́ весе́лие; Иису́се, те́ла моего́ здра́вие. Иису́се, Спа́се мой, спаси́ мя; Иису́се, све́те мой, просвети́ мя. Иису́се, му́ки вся́кия изба́ви мя; Иису́се, спаси́ мя недосто́йнаго. Иису́се, Сы́не Бо́жий, поми́луй мя.
Кондак 5
Богото́чною Кро́вию я́коже искупи́л еси́ нас дре́вле от зако́нныя кля́твы, Иису́се, си́це изми́ нас от се́ти, е́юже змий запя́т ны страстьми́ плотски́ми, и блу́дным наважде́нием, и злым уны́нием, вопию́щия Ти: Аллилу́иа.
Икос 5
Ви́девше о́троцы евре́йстии во о́бразе челове́честем Созда́вшаго руко́ю челове́ка, и Влады́ку разуме́вше Его́, потща́шася ветвьми́ угоди́ти Ему́, оса́нна вопию́ще. Мы же песнь прино́сим Ти, глаго́люще: Иису́се, Бо́же и́стинный; Иису́се, Сы́не Дави́дов. Иису́се, Царю́ пресла́вный; Иису́се, Агнче непоро́чный. Иису́се, Па́стырю преди́вный; Иису́се, храни́телю во мла́дости мое́й. Иису́се, корми́телю во ю́ности мое́й; Иису́се, похвало́ в ста́рости мое́й. Иису́се, наде́жде в сме́рти мое́й; Иису́се, животе́ по сме́рти мое́й. Иису́се, утеше́ние мое́ на суде́ Твое́м; Иису́се, жела́ние мое́, не посрами́ мене́ тогда́. Иису́се, Сы́не Бо́жий, поми́луй мя.
Кондак 6
Пропове́дник богоно́сных веща́ние и глагол́ы исполня́я, Иису́се, на земли́ я́влься и с челове́ки Невмести́мый пожил еси́, и боле́зни на́ша подъя́л еси́, отню́дуже ра́нами Твои́ми мы исцеле́вше, пе́ти навыко́хом: Аллилу́иа.
Икос 6
Возсия́ вселе́нней просвеще́ние и́стины Твоея́, и отгна́ся лесть бесо́вская: и́доли бо, Спа́се наш, не терпя́ще Твоея́ кре́пости, падо́ша. Мы же, спасе́ние получи́вше, вопие́м Ти: Иису́се, и́стино, лесть отгоня́щая; Иису́се, све́те, превы́шший всех све́тлостей. Иису́се, Царю́, премога́яй всех кре́пости; Иису́се, Бо́же, пребыва́яй в ми́лости. Иису́се, Хле́бе Живо́тный, насы́ти мя а́лчущаго; Иису́се, исто́чниче ра́зума, напо́й мя жа́ждущаго. Иисусе, оде́ждо весе́лия, оде́й мя тле́ннаго; Иису́се, покро́ве ра́дости, покры́й мя недосто́йнаго. Иису́се, пода́телю прося́щим, даждь мне плач за грехи́ моя́; Иису́се, обре́тение и́щущим, обря́щи ду́шу мою́. Иису́се, отве́рзителю толку́щим, отве́рзи се́рдце мое́ окая́нное; Иису́се, Искупи́телю гре́шных, очи́сти беззако́ния моя́. Иису́се, Сы́не Бо́жий, поми́луй мя.
Кондак 7
Хотя́ сокрове́нную та́йну от ве́ка откры́ти, я́ко овча́ на заколе́ние веде́н был еси́, Иису́се, и я́ко а́гнец пря́мо стригу́щаго его́ безгла́сен, и я́ко Бог из ме́ртвых воскре́сл еси́, и со сла́вою на небеса́ возне́слся еси́, и нас совоздви́гл еси́, зову́щих: Аллилу́иа.
Икос 7
Ди́вную показа́ тварь, явле́йся Творе́ц нам: без се́мене от Де́вы воплоти́ся, из гро́ба, печа́ти не руши́в, воскре́се, и ко апо́столом, две́рем затворе́нным, с пло́тию вни́де. Те́мже чудя́щеся, воспои́м: Иису́се, Сло́ве необыме́нный; Иису́се, Сло́ве несогляда́емый. Иису́се, си́ло непостижи́мая; Иису́се, му́дросте недомы́слимая. Иису́се, Божество́ неопи́санное; Иису́се, госпо́дство неисче́тное. Иису́се, ца́рство непобеди́мое; Иису́се, влады́чество безконе́чное. Иису́се, кре́посте высоча́йшая; Иису́се, вла́сте ве́чная. Иису́се, Тво́рче мой, уще́дри мя; Иису́се, Спа́се мой, спаси́ мя. Иису́се, Сы́не Бо́жий, поми́луй мя.
Кондак 8
Стра́нно Бо́га вочелове́чшася ви́дяще, устрани́мся су́етнаго ми́ра и ум на Боже́ственная возложи́м. Сего́ бо ра́ди Бог на зе́млю сни́де, да нас на небеса́ возведе́т, вопию́щих Ему: Аллилу́иа.
Икос 8
Кондак 9
Все естество́ а́нгельское безпреста́ни сла́вит пресвято́е и́мя Твое́, Иису́се, на небеси́: Свят, Свят, Свят, вопию́ще; мы же гре́шнии на земли́ бре́нными устна́ми вопие́м: Аллилу́иа.
Икос 9
Вети́я многовеща́нныя, я́коже ры́бы безгла́сныя ви́дим о Тебе́, Иису́се, Спа́се наш: недоуме́ют бо глаго́лати, ка́ко Бог непрело́жний и челове́к соверше́нный пребыва́еши? Мы же та́инству дивя́щеся, вопие́м ве́рно: Иису́се, Бо́же предве́чный; Иису́се, Царю́ ца́рствующих. Иису́се, Влады́ко владе́ющих; Иису́се, Судие́ живы́х и ме́ртвых. Иису́се, наде́ждо ненаде́жных; Иису́се, утеше́ние пла́чущих. Иису́се, сла́во ни́щих; Иису́се, не осуди́ мя по дело́м мои́м. Иису́се, очи́сти мя по ми́лости Твое́й; Иису́се, отжени́ от мене́ уны́ние. Иису́се, просвети́ моя́ мы́сли серде́чныя; Иису́се, даждь ми па́мять сме́ртную. Иису́се, Сы́не Бо́жий, поми́луй мя.
Кондак 10
Спасти́ хотя́ мир, Восто́че восто́ком, к те́мному за́паду — естеству́ на́шему прише́д, смири́лся еси́ до сме́рти; те́мже превознесе́ся и́мя Твое́ па́че вся́каго и́мене, и от всех коле́н небе́сных и земны́х слы́шиши: Аллилу́иа.
Икос 10
Царю́ Преве́чный, Уте́шителю, Христе́ и́стинный, очи́сти ны от вся́кия скве́рны, я́коже очи́стил еси́ де́сять прокаже́нных, и исцели́ ны, я́коже исцели́л еси́ сребролюби́вую ду́шу Закхе́а мытаря́, да вопие́м Ти, во умиле́нии зову́ще: Иису́се, сокро́вище нетле́нное; Иису́се, бога́тство неистощи́мое. Иису́се, пи́ще кре́пкая; Иису́се, питие́ неисчерпа́емое. Иису́се, ни́щих оде́яние; Иису́се, вдов заступле́ние. Иису́се, си́рых защи́тниче; Иису́се, тружда́ющихся по́моще. Иису́се, стра́нных наста́вниче; Иису́се, пла́вающих ко́рмчий. Иису́се, бу́рных оти́шие; Иису́се Бо́же, воздви́гни мя па́дшаго. Иису́се, Сы́не Бо́жий, поми́луй мя.
Кондак 11
Пе́ние всеумиле́нное приношу́ Ти недосто́йный, вопию́ Ти я́ко ханане́а: Иису́се, поми́луй мя; не дщерь бо, но пло́ть и́мам страстьми́ лю́те беся́щуюся и я́ростию пали́мую, и исцеле́ние даждь вопию́щу Ти: Аллилу́иа.
Икос 11
Светопода́тельна свети́льника су́щим во тьме́ неразу́мия, пре́жде гоня́й Тя Па́вел, богоразу́мнаго гла́са си́лу внуши́ и душе́вную быстроту́ уясни́; си́це и мене́ те́мныя зе́ницы душе́вныя просвети́, зову́ща: Иису́се, Царю́ мой прекре́пкий; Иису́се, Бо́же мой преси́льный. Иису́се, Го́споди мой пребезсме́ртный; Иису́се, Созда́телю мой пресла́вный. Иису́се, Наста́вниче мой предо́брый; Иису́се, Па́стырю мой преще́дрый. Иису́се, Влады́ко мой преми́лостивый; Иису́се, Спа́се мой премилосе́рдый. Иису́се, просвети́ моя́ чу́вствия, потемне́нныя страстьми́; Иису́се, исцели́ мое́ те́ло, острупле́нное грехми́. Иису́се, очи́сти мой ум от по́мыслов су́етных; Иису́се, сохрани́ се́рдце мое́ от по́хотей лука́вых. Иису́се, Сы́не Бо́жий, поми́луй мя.
Кондак 12
Благода́ть пода́ждь ми, всех долго́в реши́телю, Иису́се, и приими́ мя ка́ющася, я́коже прия́л еси́ Петра́, отве́ргшагося Тебе́, и призови́ мя уныва́ющаго, я́коже дре́вле Па́вла, гоня́ща Тя, и услы́ши мя, вопию́ща Ти: Аллилу́иа.
Икос 12
Пою́ще Твое́ вочелове́чение, восхваля́ем Тя вси, и ве́руем со Фомо́ю, я́ко Госпо́дь и Бог еси́, седя́й со Отце́м и хотя́й суди́ти живы́м и ме́ртвым. Тогда́ у́бо сподо́би мя десна́го стоя́ния, вопию́щаго: Иису́се, Царю́ предве́чный, поми́луй мя; Иису́се, цве́те благово́нный, облагоуха́й мя. Иису́се, теплото́ люби́мая, огре́й мя; Иису́се, хра́ме предве́чный, покры́й мя. Иису́се, оде́ждо све́тлая, украси́ мя; Иису́се, би́сере честны́й, осия́й мя. Иису́се, ка́меню драги́й, просвети́ мя; Иису́се, со́лнце пра́вды, освети́ мя. Иису́се, све́те святы́й, облиста́й мя; Иису́се, боле́зни душе́вныя и теле́сныя изба́ви мя. Иису́се, из руки́ сопроти́вныя изми́ мя; Иису́се, огня́ неугаси́маго и про́чих ве́чных мук свободи́ мя. Иису́се, Сы́не Бо́жий, поми́луй мя.
Кондак 13
О, пресла́дкий и всеще́дрый Иису́се! Приими́ ны́не ма́лое моле́ние сие́ на́ше, я́коже прия́л еси́ вдови́цы две ле́пте, и сохрани́ достоя́ние Твое́ от враг ви́димых и неви́димых, от наше́ствия иноплеме́нних, от неду́га и гла́да, от вся́кия ско́рби и смертоно́сныя ра́ны, и гряду́щия изми́ му́ки всех, вопию́щих Ти: Аллилуиа, aллилуиа, aллилуиа.
Последний кондак читается трижды.
Икос 1
Ангелов Тво́рче и Го́споди cил, отве́рзи ми недоуме́нный ум и язы́к на похвалу́ пречи́стаго Твоего́ и́мене, я́коже глухо́му и гугни́вому дре́вле слух и язы́к отве́рзл еси́, и, глаго́лаше зовы́й такова́я: Иису́се пречу́дный, áнгелов удивле́ние; Иису́се преси́льный, прароди́телей избавле́ние. Иису́се пресла́дкий, патриа́рхов велича́ние; Иису́се пресла́вный, царе́й укрепле́ние. Иису́се прелюби́мый, проро́ков исполне́ние; Иису́е преди́вный, му́чеников кре́посте. Иису́се прети́хий, мона́хов ра́досте; Иису́се преми́лостивый, пресви́теров сла́досте. Иису́се премилосе́рдый, по́стников воздержа́ние; Иису́се пресла́достный, преподо́бных ра́дование. Иису́се пречестны́й, де́вственных целому́дрие; Иису́се предве́чный, гре́шников спасе́ние. Иису́се, Сы́не Бо́жий, поми́луй мя.
Кондак 1
Возбра́нный Воево́до и Го́споди, а́да победи́телю, я́ко изба́влься от ве́чныя сме́рти, похва́льная воспису́ю Ти, созда́ние и раб Твой; но, я́ко име́яй милосе́рдие неизрече́нное, от вся́ких мя бед свободи́, зову́ща: Иису́се, Сы́не Бо́жий, поми́луй мя.
Молитва
Влады́ко Го́споди Иису́се Христе́ Бо́же мой, Иже неизрече́ннаго ра́ди Твоего́ человеколю́бия на коне́ц веко́в во плоть оболки́йся от Присноде́вы Мари́и, сла́влю о мне Твое́ спаси́тельное промышле́ние, раб Твой, Влады́ко; песносло́влю Тя, я́ко Тебе́ ра́ди Отца́ позна́х; благословлю́ Тя, Его́же ра́ди и Дух Святы́й в мир прии́де; покланя́юся Твое́й по пло́ти Пречи́стей Ма́тери, такове́й стра́шней та́йне послужи́вшей; восхваля́ю Твоя́ а́нгельская ликостоя́ния, я́ко воспева́тели и служи́тели Твоего́ вели́чествия; ублажа́ю Предте́чу Иоа́нна, Тебе́ крести́вшаго, Го́споди; почита́ю и провозвести́вшия Тя проро́ки, прославля́ю апо́столы Твоя́ святы́я; торжеству́ю же и му́ченики, свяще́нники же Твоя́ сла́влю; покланя́юся преподо́бным Твои́м, и вся Твоя́ пра́ведники пе́стунствую. Такова́го и толи́каго мно́гаго и неизрече́ннаго ли́ка Боже́ственнаго в моли́тву привожду́ Тебе́, Всеще́дрому Бо́гу, раб Твой, и сего́ ра́ди прошу́ мои́м согреше́нием проще́ния, е́же да́руй ми всех Твои́х ра́ди святы́х, изря́днее же святы́х Твои́х щедро́т, я́ко благослове́н еси́ во ве́ки. Ами́нь.
На русском
Если трудно вникнуть в смысл церковнославянского языка, пользуются современной версией на русском языке. Над ней работали почтенные Отцы церкви, поэтому особой разницы в силе двух версий нет. Священники говорят, что лучше произносить те слова, значение которых человек понимает.
Кондак 1
Обороняющий меня Воевода и Господь, ада победитель! Избавившись от вечной смерти, хвалебные песни посвящаю Тебе я, создание и раб Твой. Ты же, как имеющий милосердие несказанное, от всяких бед освободи меня, взывающего: «Иисусе, Сыне Божий, помилуй меня!»
Икос 1
Ангелов Творец и Господь Сил! Вразуми мой сомневающийся ум и развяжи язык на хвалу пречистого Твоего имени, как некогда в древности глухому и косноязычному Ты даровал слух и исправил речь, и говорил он, так возглашая:
Иисусе пречудный, Ангелов удивление; Иисусе всесильный, прародителей избавление.
Иисусе пресладкий, патриархов величание; Иисусе преславный, царей укрепление.
Иисусе прелюбимый, пророчеств исполнение; Иисусе предивный, мучеников крепость.
Иисусе претихий, монахов радость; Иисусе премилостивый, пресвитеров услада.
Иисусе премилосердный, постников воздержание; Иисусе пресладостный, преподобных радость.
Иисусе пречестный, девственных целомудрие; Иисусе предвечный, грешников спасение.
Иисусе, Сыне Божий, помилуй меня.
Кондак 2
Как некогда видя вдовицу, горько плакавшую, Ты, Господи, умилосердившись, сына ее, на погребение несенного, воскресил; так и надо мною умилосердись, Человеколюбец, грехами умерщвленную душу мою воскреси, взывающую: Аллилуиа!
Икос 2
Непостижимое разуму понять желая, «Господи, покажи нам Отца», – говорил Филипп. Ты же ему: «Столько времени со Мною пребывая, неужели не познал ты, что Отец во Мне и Я во Отце?» Потому, Непостижимый, я со страхом взываю Тебе:
Иисусе, Боже предвечный; Иисусе, Царь всесильный.
Иисусе, Владыка долготерпеливый; Иисусе, Спаситель премилостивый.
Иисусе, Хранитель мой преблагой; Иисусе, очисти грехи мои.
Иисусе, изгладь беззакония мои; Иисусе, отпусти неправды мои.
Иисусе, надежда моя, не оставь меня; Иисусе, Помощник мой, не оставь меня.
Иисусе, Создатель мой, не забудь меня; Иисусе, Пастырь мой, не погуби меня.
Иисусе, Сыне Божий, помилуй меня.
Кондак 3
Силою свыше наделивший Апостолов, Иисусе, в Иерусалиме пребывающих, надели и меня, не имеющего никакого дела доброго, теплотою Духа Твоего Святого и дай мне с любовью петь Тебе: Аллилуиа!
Икос 3
Богатый милосердием, мытарей, грешников и неверных призвал Ты, Иисусе; не отвергни ныне и меня, подобного им, и, как драгоценное миро, прими эту песнь:
Иисусе, Сила непобедимая; Иисусе, Милость бесконечная.
Иисусе, Красота пресветлая; Иисусе, Любовь неизреченная.
Иисусе, Сын Бога Живого; Иисусе, помилуй меня, грешного.
Иисусе, услышь меня, в беззакониях зачатого; Иисусе, очисти меня, во грехах рожденного.
Иисусе, научи меня, негодного; Иисусе, освети меня, темного.
Иисусе, очисти меня, нечистого; Иисусе, возврати меня, заблудшего.
Иисусе, Сыне Божий, помилуй меня.
Кондак 4
Бурю мыслей сомнительных имея, Петр утопал; но увидев Тебя, Иисусе, во плоти по водам ходящим, познал в Тебе Бога истинного и, руку спасения получив, воскликнул: Аллилуиа!
Икос 4
Услыша, что Ты Господи мимо по дороге проходишь, слепой взывал: «Иисус, сын Давидов, помилуй меня!» И призвав его, Ты даровал ему зрение. Просвети же милостью Твоею духовные очи сердца мои, взывающему к Тебе и говорящему:
Иисусе, небесных Сил Создатель; Иисусе, земных Искупитель.
Иисусе, преисподней Разрушитель; Иисусе, всего творения Устроитель.
Иисусе, души моей Утешитель; Иисусе, ума моего Просветитель.
Иисусе, сердца моего веселие; Иисусе, тела моего здоровье.
Иисусе, Спаситель мой, спаси меня; Иисусе, свет мой, просвети меня.
Иисусе, от муки всякой избавь меня; Иисусе, спаси меня, недостойного.
Иисусе, Сыне Божий, помилуй меня.
Кондак 5
Как некогда пролитою Божественною Кровью искупил Ты нас от первородного греха, Иисусе, так и ныне освободи нас из сети, в которой диавол запутал нас страстями плотскими и блудом и пагубным унынием, возглашающих Тебе: Аллилуиа!
Икос 5
Отроки еврейские, увидев в образе человеческом Создавшего Своей рукою человека, и Владыку в Нем уразумев, поспешили с ветвями приветствовать Его, «Осанна!» возглашая. Мы же песнь приносим Тебе, говоря:
Иисусе, Боже истинный; Иисусе, Сын Давидов.
Иисусе, Царь преславный; Иисусе, Агнец непорочный.
Иисусе, Пастырь предивный; Иисусе, Хранитель в детстве моем.
Иисусе, Руководитель в юности моей; Иисусе, похвала в старости моей.
Иисусе, надежда при кончине моей; Иисусе, жизнь после смерти моей.
Иисусе, утешение мое на суде Твоем; Иисусе, желание мое, не дай мне опозориться тогда.
Иисусе, Сыне Божий, помилуй меня.
Кондак 6
Проповедников Богоносных пророчества и изречения исполняя, Иисусе, на земле явился Ты и, с людьми Несовместимый, жил и грехи наши взял на Себя. Потому, ранами Твоими исцелившись, мы научились петь: Аллилуиа!
Икос 6
Воссияло вселенной просвещение истины Твоей, и рассеялось обольщение бесовское; ибо идолы, Спаситель наш, не перенеся силы Твоей, пали. Мы же, спасение получив, возглашаем Тебе:
Иисусе, Истина, обман отгоняющая; Иисусе, Свет, превышающий всякую светлость.
Иисусе, Царь, превозмогающий всех крепостью; Иисусе, Боже, исполненный милости.
Иисусе, Хлеб жизни, насыть меня, алчущего; Иисусе, Источник разума, напои меня, жаждущего.
Иисусе, Одежда веселия, одень меня, тленного; Иисусе, Покров радости, покрой меня, недостойного.
Иисусе, Податель просящим, дай мне плач о грехах моих; Иисусе, Обретение ищущих, обрети душу мою.
Иисусе, отворяющий стучащимся, открой сердце мое несчастное; Иисусе, Искупитель грешных, очисти беззакония мои.
Иисусе, Сыне Божий, помилуй меня.
Кондак 7
Желая сокрытую от века тайну открыть, Ты как овца на заклание веден был, Иисусе и, как агнец, пред стригущим его, был безгласен, и как Бог, из мертвых воскрес, и со славою на небеса вознесся, и нас обновил, восклицающих: Аллилуиа!
Икос 7
Небывалое действие показал Творец, явившийся нам: Он без семени от Девы воплотился, из гроба воскрес, печати не нарушив, и к Апостолам, при запертых дверях, вошел во плоти. Потому в изумлении воспоем:
Иисусе, Слово беспредельное; Иисусе, Слово, взору недоступный.
Иисусе, Сила непостижимая; Иисусе, Мудрость непознаваемая.
Иисусе, Божество невообразимое; Иисусе, Владение безмерное.
Иисусе, Царство непобедимое; Иисусе, Владычество бесконечное.
Иисусе, Могущество высочайшее; Иисусе, Власть вечная.
Иисусе, Творец мой, будь щедр ко мне; Иисусе, Спаситель мой, спаси меня.
Иисусе, Сыне Божий, помилуй меня.
Кондак 8
Дивно воплотившегося Бога видя, отойдем от суетного мира и ум к Божественному направим. Ибо для того Бог и сошел на землю, чтобы нас на небеса возвести, восклицающих Ему: Аллилуиа!
Икос 8
Иисусе, сладость сердечная; Иисусе, крепость телесная.
Иисусе, светлость душевная; Иисусе, острота разума.
Иисусе, радость совести; Иисусе, надежда верная.
Иисусе, память предвечная; Иисусе, похвала высокая.
Иисусе, слава моя превознесенная; Иисусе, желание мое, не оставь меня.
Иисусе, Пастырь мой, взыщи меня; Иисусе, Спаситель мой, спаси меня.
Иисусе, Сыне Божий, помилуй меня.
Кондак 9
Все Ангелы непрестанно славят пресвятое имя Твое, Иисусе, на небесах «Свят, Свят, Свят!» восклицая; Мы же, грешные, на земле тленными устами восклицаем: Аллилуиа!
Икос 9
Ораторов красноречивых как рыб безмолвных мы видим пред Тобою, Иисусе, Спаситель наш; ибо они не в силах объяснить: как Ты Богом неизменяемым и человеком совершенным пребываешь? Мы же, дивясь этой тайне, с верою восклицаем:
Иисусе, Боже предвечный; Иисусе, Царь царствующих.
Иисусе, Владыка властвующих; Иисусе, Судия живых и мертвых.
Иисусе, надежда безнадежных; Иисусе, утешение плачущих.
Иисусе, слава нищих; Иисусе, не осуди меня по делам моим.
Иисусе, очисти меня по милости Твоей; Иисусе, отгони от меня уныние.
Иисусе, просвети мои мысли сердечные; Иисусе, дай мне память о смерти.
Иисусе, Сыне Божий, помилуй меня.
Кондак 10
Желая спасти мир, Ты, блистающее при восходе Солнце с востока к темному западу природы нашей снизошел, смирил Себя до принятия смерти. Потому превознеслось имя Твое выше всякого имени, и от всех родов небесных и земных Ты слышишь: Аллилуиа!
Икос 10
Царь предвечный, Утешитель, Христос истинный, очисти нас от всякой скверны, как очистил десять прокаженных, и исцели нас, как исцелил сребролюбивую душу Закхея мытаря, чтобы мы возглашали Тебе, во умилении взывая:
Иисусе, сокровище нетленное; Иисусе, богатство неистощимое.
Иисусе, пища укрепляющая; Иисусе, питие неисчерпаемое.
Иисусе, нищих одеяние; Иисусе, вдов заступление.
Иисусе, сирот защитник; Иисусе, трудящимся помощь.
Иисусе, странников путеводитель; Иисусе, плавающих кормчий.
Иисусе, терпящим бурю тихое пристанище; Иисусе Боже, воздвигни меня, падшего.
Иисусе, Сыне Божий, помилуй меня.
Кондак 11
Пение с умилением приношу Тебе я, недостойный, и взываю Тебе, как хананеянка: «Иисусе помилуй меня!». Но только не дочь имею я, но плоть, страстями тяжко одержимую и гневом разжигаемую, подай исцеление возглашающему Тебе: Аллилуиа!
Икос 11
Светильник, подающий свет пребывающим во тьме невежества, прежде гнал Тебя Павел, но внял голосу Божественной Мудрости и быстро душою прозрел. Также просвети и мои омраченные очи душевные, поющего Тебе:
Иисусе, Царь мой крепчайший; Иисусе, Боже мой всесильный.
Иисусе, Господь мой бессмертный; Иисусе, Создатель мой преславный.
Иисусе, Наставник мой предобрый; Иисусе, Пастырь мой прещедрый.
Иисусе, Владыка мой премилостивый; Иисусе, Спаситель мой премилосердный.
Иисусе, просвети мои чувства, помраченные страстями; Иисусе, исцели мое тело, покрытое язвами грехов.
Иисусе, очисти мой ум от помыслов суетных; Иисусе, сохрани сердце мое от искушений лукавых.
Иисусе, Сыне Божий, помилуй меня.
Кондак 12
Благодать подай мне, все грехи прощающий Иисусе, и прими меня, кающегося, как принял Ты Петра отрекшегося от Тебя, и призови меня, унывающего, как некогда Павла, гнавшего Тебя, и услышь меня, восклицающего Тебе: Аллилуиа!
Икос 12
Воспевая Твое воплощение, восхваляем Тебя все и веруем с Фомою, что Ты Господь и Бог, сидящий со Отцом и грядущий судить живых и мертвых. Удостой же тогда стать справа от Тебя меня, взывающего:
Иисусе, Царь предвечный, помилуй меня; Иисусе, Цветок благовонный, благоухания исполни меня.
Иисусе, Теплота любимая, согрей меня; Иисусе, Храм предвечный, покрой меня;
Иисусе, Одежда светлая, укрась меня; Иисусе, Жемчуг драгоценный, осияй меня.
Иисусе, Камень дорогой, просвети меня; Иисусе, Солнце правды, освети меня.
Иисусе, Свет святой, озари меня; Иисусе, от болезней душевных и телесных избавь меня.
Иисусе, из руки вражеской изыми меня; Иисусе, от огня неугасимого и прочих вечных мук освободи меня.
Иисусе, Сыне Божий, помилуй меня.
Кондак 13
О Пресладкий и Всемилостивый Иисусе! Прими ныне это малое моление наше, как принял Ты две лепты вдовицы, и сохрани наследие Твое от врагов видимых и невидимых, от нашествия иноплеменников, от недуга и голода, от всякой скорби и смертельных ран, и от вечных мук избавь всех, возглашающих Тебе: Аллилуиа!
Икос 1
Ангелов Творец и Господь Сил! Вразуми мой сомневающийся ум и развяжи язык на хвалу пречистого Твоего имени, как некогда в древности глухому и косноязычному Ты даровал слух и исправил речь, и говорил он, так возглашая:
Иисусе пречудный, Ангелов удивление; Иисусе всесильный, прародителей избавление.
Иисусе пресладкий, патриархов величание; Иисусе преславный, царей укрепление.
Иисусе прелюбимый, пророчеств исполнение; Иисусе предивный, мучеников крепость.
Иисусе претихий, монахов радость; Иисусе премилостивый, пресвитеров услада.
Иисусе премилосердный, постников воздержание; Иисусе пресладостный, преподобных радость.
Иисусе пречестный, девственных целомудрие; Иисусе предвечный, грешников спасение.
Иисусе, Сыне Божий, помилуй меня.
Кондак 1
Обороняющий меня Воевода и Господь, ада победитель! Избавившись от вечной смерти, хвалебные песни посвящаю Тебе я, создание и раб Твой. Ты же, как имеющий милосердие несказанное, от всяких бед освободи меня, взывающего: «Иисусе, Сыне Божий, помилуй меня!»
Толкование
Верующий должен знать смысл произносимых им слов:
Как правильно читать
Священники православной церкви советуют прибегать к чтению акафиста Иисусу Сладчайшему в моменты депрессии, когда опускаются руки и пропадает надежда на лучший исход событий. Конкретного времени, когда нужно это делать, нет. Главное, чтобы человек с искренней душой и открытым сердцем славил Спасителя и просил его помощи в жизненных трудностях.
Перед началом моления обращаются к священнику, чтобы он благословил на этот ритуал. Слова акафиста нельзя произносить сидя или лежа, обращаются к Иисусу только стоя, с благоговением и смирением. Приступать к чтению акафиста лучше тогда, когда никого нет дома, чтобы ничего не отвлекало от общения с Господом. Делать это нужно перед иконой Спасителя, перед которой зажигают церковные свечи.