Акапельно это такое что
Сегодня мы расскажем, что такое акапелла. Понятие это относится к пению голосом без какого-либо музыкального аккомпанемента. Данное явление возникло в XVII веке. На протяжении продолжительного отрезка времени оно относилось сугубо к религиозным действиям. Именно из церкви берет свои истоки акапелла. Песни, исполняемые таким образом, однако, вышли за религиозные пределы и превратились в распространенное светское явление. Русские композиторы двадцатого века активно создавали акапельные хоровые произведения. В наше время многие ансамбли поют таким образом.
Определение
Значение слова «акапелла» относится к пению нескольких голосов хора или ансамбля без музыкального сопровождения. Данный термин нередко ассоциируют с папским богослужением. Данное явление получило широкое распространение в народном творчестве Палестрины, а также провидениях композиторов нидерландской школы
Акапелла – это вид исполнения, который в минувшие века иногда сопровождался инструментами-соло либо генерал-басом. Позднее вернулись к варианту без аккомпанемента. Именно такое умение стало особо цениться в певческом искусстве. В православных церквях обращаются к хоровому пению a capella. Незначительное музыкальное сопровождение допускалось в древних церквях Востока – Эфиопской, Малабарской, Коптской. В них разрешалось применение африканских и азиатских инструментов.
В России композитор Гречанинов выступал за применение в богослужениях инструментального сопровождения. Данное решение в 1917-1918 годах было отвергнуто Поместным собором. Пение a capella часто использовалось в хоровой камерной музыке композиторами XIX века. В русской культуре двадцатого века достигли высот произведения таких знаменитых авторов, как Коваль, Чесноков, Давиденко, Шебалин, Шостакович, Свиридов, Танеев, Рахманинов. Отдельного внимания заслуживает Придворная певческая капелла и Синодальный хор. Сегодня a capella получила широкое распространение в разных странах.
Композиторы
Среди композиторов данного периода следует отметить полифонистов: О. Лассо, Ж. Беншуа, Я. Окегема, Г. Дюфаи, Ж. Депре, Я. Обрехта. Выдающаяся роль в становлении данного жанра принадлежит Палестрине. В России подобное пение распространяется в культовой музыке: творчество А. Веделя, Д. Бортнянского, М. Березовского. В конце девятнадцатого века к написанию произведений a capella обращаются: А. Кастальский, П. Чесноков, С. Танеев, С. Рахманинов. Советские композиторы создали огромное количество подобных творений. Среди них особо выделяются: М. Коваль, В. Шебалин, В. Салманов, А. Давиденко, Г. Свиридов, Д. Шостакович.
Как создается
Поговорим о том, как сделать акапеллу, не посещая студию. Для этого разработаны специальные программы. Сначала нужно записать вокал в моно-режиме при определенных параметрах. Полученный материал сохраняется в файле с форматом wav. Далее следует этап обработки записи. Для этого подойдет любой музыкальный редактор. Необходимо задать громкость вокала. Выполнить наиболее трудоемкую задачу поможет эквалайзер. Далее проводится «утепление» вокала. Завершающим этапом является накладка делей и ревербация. На этом основную обработку акапеллы можно считать завершенной.
Отметим, что современные композиторы также обращаются к этому жанру. Сегодня a cappella поют не только в церквях. К данному жанру обращаются различные коллективы со своей аудиторией. Пение a cappella представлено в разнообразных жанрах: роке, ритм-энд-блюзе, джазе, массово-популярном направлении, народной музыке.
А капелла – это пение? Что такое a capella
Проверь свои вокальные способности на пробном уроке по скайпу >>>
А капелла – это пение без инструментального сопровождения. В современной музыке, в частности, в хип-хопе, так еще называют дорожку с записью голоса, которую можно скачать и использовать отдельно от всей песни.
Термин пришел к нам из XVII века. Изначально так назывался стиль пения в папском богослужении в Сикстинской капелле в Италии. Позже этот термин получил более широкое значение: так стали называть любое пение без инструментального аккомпанемента.
Практически вся музыка на просторах Европы берет свое начало из церкви. Хоровые и ансамблевые формы пения были там в приоритете, впрочем, как и сейчас. Если светская музыка претерпела значительные изменения за прошедшие столетия, то христианская музыка почти не изменилась.
Так, сегодня в православии хоровое церковное пение – это а капелла.
А капелла – что это такое в наше время?
В наше время а капелла – это не только хор, но и дуэт, трио и ансамбль.
Исполнение без сопровождения встречается очень часто в жанре народной песни. Иногда поражает до глубины души, как люди, не получившие музыкального образования, могут а капелла спеть народную песню с двумя-тремя партиями. Русские народные песни всегда звучат очень душевно и трогают за сердце.
Народный фольклор надо беречь, ведь популярная музыка постепенно вытесняет эти душевные песни. Будем надеяться, что в памяти людей – и особенно компьютеров! – народная музыка сохранится на следующую тысячу лет.
Главная сложность исполнения без сопровождения – удерживание заданной тональности от начала и до конца произведения. Особым шиком считается исполнение а капелла в хоровом жанре, когда голоса красиво переливаются и каждый держит свою партию.
Приведу некоторые примеры мастерского исполнения а капелла.
Примеры
Мужской хор а капелла всегда производит волшебное впечатление. Глубина, мощь и сила всегда были отличительными чертами мужского хора.
В этом примере мы видим, как хор Сретенского монастыря исполняет песню «Конь» группы «Любе».
Все привыкли к этой песне как к эстрадной, а хоровое исполнение смешивает жанры. К тому же сама песня давно стала народной.
Известный коллектив «Хор Турецкого» исполняет многие свои композиции а капелла. Солисты не боятся сложностей, каждый член хора держит свою партию абсолютно блистательно.
А капелла у женщин
А капелла у женщин – это также пение без сопровождения. Не только в женском хоре, но и всегда музыкальные произведения а капелла долго разучиваются. Ведь те недочеты, которые можно спрятать за аккомпанементом, в исполнении а капелла вылезут наружу. Потому при исполнении а капелла следует очень четко знать музыкальный материал.
Это смешанный хор с девушкой-солисткой. Очень проникновенная народная песня. Кубанский казачий хор – это что-то неповторимое: невероятная палитра звука и красивые индивидуальные голоса!
Послушайте а капелла у ансамблей. Когда в ансамбле голоса подобраны профессионально, любая песня звучит по-особенному красиво:
Сложности сольного исполнения
В хоровом и ансамблевом исполнении за чистоту пения – ответственность коллективная.
В сольном исполнении за все отвечает сам музыкант! Иногда и под музыку спеть чисто достаточно непросто, а без музыки эта задача становится и вовсе непосильной! Поэтому только опытные вокалисты могут себе позволить спеть а капелла.
В видео ниже а капелла поет Елена Ваенга. Интересно, что известная исполнительница волнуется и настраивается, прежде чем спеть без аккомпанемента. Очень показательный момент:
Если уж такая опытная вокалистка испытывает трудности при исполнении а капелла, то начинающим вокалистам придется совсем тяжко.
А капелла коллектива Pentatonix
Не могу пройти мимо прекрасного коллектива Pentatonix. Здесь связано все: и битбокс, и а капелла. Партии исполняются настолько мастерски, что голоса можно принять за звуки музыкальных инструментов:
Когда живые голоса имитируют различные инструменты, это вызывает только восторг и уважение.
Группа Take 6 – это еще одни мастера имитации. Можно только представить, какой труд стоит за этой кажущейся легкостью исполнения. Сколько времени нужно для того, чтобы добиться такого ансамбля голосов и сливания тембров! Это действительно кропотливая и требующая времени работа!
Заключение
А капелла – это сложнейший вокальный жанр, требующий немалой подготовки. Но если вы чувствуете любовь к такому исполнению, то нет ничего невозможного!
Если вы хотите научиться петь а капелла и понять, что это такое, запишитесь к нам на пробный урок по скайпу >>>
Пробный урок по скайпу
Пройдите стартовый курс
Читайте также
Курсы вокала Пять бесплатных уроков!
Курс игры на гитаре Закажи уроки прямо сейчас!
Подпишитесь Вконтакте Будьте всегда в курсе
Следите на Instagram И делитесь с друзьями
Смотрите на YouTube Видео о вокале и гитаре
Онлайн-школа вокала «Петь легко»
Каким бывает и как применяется пение а капелла
Изначально сам термин возник в церковной среде и связан с практикой папского богослужения, соответственно был применим только по отношению к религиозным песнопениям. Однако позднее стал использоваться для обозначения любого пения без инструментального сопровождения.
Первично было хоровое исполнение произведений a капелла. А капелла сейчас исполняется как хором, так и соло, дуэтом, трио, квартетом или ансамблем.
Жанры и применение
Пение акапелла довольно широко распространено и встречается в самых разных жанрах: народные песни, церковное пение, джаз, фолк, рок и многие другие.
Особенности исполнения и звучания a капелла открывают широкий спектр применения этого стиля исполнения.
Сложности и требуемые навыки
Произведения для исполнения в стиле a capella требуют длительного разучивания, так как любые недочеты и фальшь, которые обычно незаметны благодаря аккомпанементу, при исполнении будут сразу слышны.
Для чистого пения a капелла, помимо отличного знания музыкального произведения, от исполнителя требуется хороший музыкальный слух, правильная дикция, владение своим голосом, умение оставаться в нужной тональности и держать ритм. Все эти навыки начинающий вокалист может освоить во время базового обучения вокалу. При коллективном исполнении также важно знать свою партию.
Дополнительная информация!
Необязательно сразу пытаться петь без помощи инструмента. Первые репетиции можно проводить с музыкальным сопровождением, чтобы лучше запомнить свою партию, и в дальнейшем было проще находиться в нужной тональности. Обычно новички пользуются метрономом для держания необходимого темпа.
Необходимым навыком для любого певца также является умение правильно дышать. Пение происходит на выдохе, поэтому основное внимание уделяется обеспечению незаметного вдоха. Его нужно делать только в конце слова или фразы, так он не разорвет собой мелодию. Вдохи должны быть короткими и энергичными. Для обеспечения максимального наполнения легких кислородом следует дышать животом и держать ровную осанку. При исполнении a capella правильное дыхание особенно важно, так как любой шумный вдох может испортить всё звучание песни. Поэтому еще на начальном этапе обучения стоит уделить особое внимание постановке голоса и дыхания.
Как записать a капелла самому?
Для записи вокала обычно прибегают к услугам звукозаписывающей студии, имеющей необходимое профессиональное оборудование. Однако можно попробовать сделать это самостоятельно.
В случае самостоятельной записи голоса, используются специальные программы (Audacity, Free Audio Recorder, Sound Forge и другие). Для начала нужно разогреть связи и провести распевки. На курсах обучения вокалу данному аспекту уделяется особое внимание. Далее стоит прорепетировать музыкальную композицию, отрабатывая трудные места. Дальше нужно постараться изолировать все источники шума и посторонних звуков. И только тогда можно приступать к записи.
Сначала делается запись вокала в режиме моно с определёнными параметрами (16 bit/44.1 kHz), полученный файл сохраняется в формате wav.
Для качественной записи необходимо заранее правильно расположить микрофон (диафрагма микрофона и рот вокалиста должны быть на одной линии, находиться на небольшом расстоянии в несколько сантиметров), подобрать диаграмму направленности и установить различные звукопоглощающие материалы, которые устранят нежелательные призвуки комнаты.
Затем идет обработка полученной записи
Для того, чтобы добиться максимально качественной и красивой акапеллы, необходимо сохранить несколько записей пения. В самом удачном варианте могут также присутствовать недочеты, которые можно заменить на фрагмент из другой записи, где он звучал лучше.
Однако нельзя делать много дублей подряд. Вокалист не должен работать до изнеможения, так как это негативно скажется как на качестве трека, так и на здоровье исполнителя. Чтобы избежать этого, нужно делать перерывы в записи, давать связкам певца отдохнуть.
Во время записи пения также не стоит забывать о положении головы. Правильные движения головой могут отрегулировать с помощью изменения угла и расстояния от микрофона громкость пения, спрятать вдохи, устранить посторонние шумы. Нервные суетливые движения наоборот — снижают качество записи и создают множество артефактов, затрудняя процесс дальнейшей обработки трека.
Однако переживания за конечный результат не должны отвлекать исполнителя. Ему нужно чувствовать то, о чём он поёт. Целью вокалиста является передача эмоций, настроения слушателю. Так что певец не должен выходить из образа, несмотря ни на что.
А капелла
Распространено в народном творчестве, церковной музыке (раннехристианской — апологетом хваления Богу, воздаваемого исключительно словом (логосом), озвученным человеческим голосом, без «флейт и труб», был уже Климент Александрийский; ранней католической и православной — органное сопровождение на Западе впервые было использовало только примерно в 670 году), а затем в произведениях композиторов нидерландской школы, творчестве Джованни Палестрины.
Стиль пения a cappella развивался также в светском певческом искусстве композиторами Возрождения, в том числе в мадригалах.
Как стиль профессионального хорового искусства пение a cappella определилось в культовой полифонии к концу средних веков, достигло расцвета у мастеров нидерландской школы и получило классическое выражение в римской школе (Палестрина, Беневоли, Скарлатти). Следует учесть, что в XVII-XVIII веках пение a cappella (особенно светское) могло сопровождаться солирующими инструментами или генерал-басом; затем стало вновь цениться исполнение вообще без сопровождения.
Хоровое искусство православных церквей использует пение исключительно a cappella. В древних (монофизитских) церквях Востока (Эфиопской, Коптской, Малабарской) иногда допускается музыкальное сопровождение, в том числе с использованием традиционных африканских и азиатских инструментов. В России сторонником внедрения в богослужения инструментов был знаменитый композитор Александр Гречанинов, однако это решение не было принято Поместным собором 1917—1918.
Пение a cappella широко применяется в камерной хоровой музыке европейских композиторов XIX века. Больших высот достигло в русской хоровой культуре XX в. (соч. Танеева, Кастальского, Рахманинова, Чеснокова, Виктора Калинникова, Давиденко, Коваля, Шебалина, Шостаковича, Свиридова, Салманова; деятельность Синодального хора, Придворной певческой капеллы и др.). В настоящее время пение a cappella распространено во многих странах.
Интересные факты
К исполнению Акапеллы в хоре допускаются лишь те вокалисты, которые поют в хоре долгое время и освоили музыкальную грамотность.
Лучше хором. 16 главных участников «Московской весны a cappella»
Музыкальное соревнование среди лучших вокалистов мира пройдет в Москве уже в третий раз. Выступления артистов состоятся на 51 городской площадке. Главные откроются в центре города — на площади Революции, Тверской площади, в Камергерском переулке, а также на улицах Кузнецкий Мост и Новый Арбат.
Конкурсанты поют в разных стилях и жанрах — от фолка и блюза до духовных песен. О самых интересных участниках — в материале mos.ru.
Следить за расписанием выступлений можно на сайте «Московской весны a cappella».
The Sky (Россия, Москва)
Дуэт The Sky — это певица Ульяна Бойцова, экс-участница известного столичного госпел-коллектива Moscow Gospel Team, и Роза Мгламян, лауреат разнообразных вокально-джазовых конкурсов. За плечами артисток — несколько сольных концертов, а также выступление на одной площадке с известной инди-группой Therr Maitz.
В последнее время репертуар The Sky изменился: к соулу, фолку и госпелу добавилась классика. Сейчас Ульяна и Роза экспериментируют с академическим вокалом, например делают свои версии арии «Улетай на крыльях ветра» из оперы Александра Бородина «Князь Игорь» и Вокализа Сергея Рахманинова. Что именно они исполнят на фестивале, пока неизвестно, но это точно будет что-то интересное.
The Cat’s Pajamas Vocal Band (США)
Американскую группу The Cat’s Pajamas Vocal Band 12 лет назад открыл композитор и певец Рэнди Джексон. После этого коллектив стали часто приглашать в различные телевизионные передачи и конкурсы. Сегодня музыканты регулярно выпускают новые альбомы. В совершенстве владея искусством битбокса, этот коллектив приводит слушателей в полный восторг во время живых выступлений.
Sweet Five (Россия, Казань)
Участники Sweet Five — выпускники Казанского государственного университета культуры и искусств. Собственную группу они решили создать шесть лет назад. Сегодня коллектив работает только в жанре а капелла.
Группу часто приглашают на концерты в Москве, Сочи, Ижевске, Самаре. Музыканты часто выступают на всероссийских и международных фестивалях. На конкурсе «Московская весна a cappella» их тоже давно знают — в список участников талантливые ребята попадали уже дважды.
Club for Five (Финляндия)
Club for Five давно выпускает свои альбомы в Финляндии и других странах. Группа неоднократно становилась хедлайнером на музыкальных фестивалях в Ирландии, Словении, Турции, Австрии, гастролировала с одним из ведущих европейских биг-бендов UMO Jazz Orchestra. В своих композициях — в основном на финском и английском языках — они любят смешивать различные музыкальные стили и направления.
«Даниловские солисты» (Россия, Москва)
Праздничный хор Данилова монастыря известен не только в России, но и во многих других странах: он регулярно бывает на зарубежных гастролях. Живым выступлениям хора рукоплескали в Австралии, Италии, Англии, Испании. Например, этой осенью коллектив ждут на фестивале духовной музыки в Риме. А в Москве хор даст 15 мая большой концерт в Кремлевском дворце, приуроченный к 30-летию музыкального коллектива.
«Московская весна a cappella» дает возможность познакомиться с трио солистов хора. Юрий Барков, Денис Денисов и Александр Корогод в выборе песен руководствуются прежде всего традициями хора. Однако репертуар состоит не только из духовной музыки — в нем есть место и романсам, и народным и советским песням.
OperAcappella (Германия)
Они смешивают песни Адель и Лайонела Ричи, музыку Людвига ван Бетховена и Луи Армстронга, а Вагнера рифмуют с Coldplay. Немецкий коллектив OperAcappella в 2015 году основали классические профессиональные певцы Рэйчел Теддер и Бетани Барбер. По их словам, влияние на их творчество оказали Уитни Хьюстон, вокальный ансамбль The Swingle Singers, Pentatonix и Джесси Джей.
«Уацамонгæ» (Россия, Владикавказ)
В прошлом году ансамбль, состоящий из шести вокалистов, получил на «Московской весне a cappella» приз зрительских симпатий. Гости оценили народные осетинские и казачьи песни в их исполнении. Свой первый сольный концерт в Москве артисты из Владикавказа дали в ноябре 2017 года, а вскоре записали первый альбом. Сейчас музыканты готовят к выпуску и второй.
Замысловатое название «Уацамонгæ» («Чаша нартов») произносится как «Уацамонга». В осетинском нартском эпосе уацамонга — волшебная чаша, награждающая правдивых воинов и дающая по заслугам лжецам.
Voco Novo (Тайвань)
Voco Novo — одна из самых популярных групп в Тайване. Ее знают и на международной арене: в 2012 году ребята завоевали золотой диплом в категориях «поп» и «джаз» на конкурсе акапельного пения в Австрии. Через год музыканты стали обладателями награды «Лучший азиатский альбом», а их песня «Через Млечный Путь», основанная на древнем китайском стихотворении, заняла второе место в номинации «Лучшая песня мировой музыки». Артисты много гастролируют: они побывали в Сингапуре, Германии, Дании, Швеции, США.
«Крапива» (Россия, Москва)
Фолк-группа «Крапива» сочетает русские народные мотивы с африканскими и турецкими барабанами, монгольским горловым пением и грузинскими застольными хитами. Разнообразие объясняется тем, что группа возникла в клубе при Российском университете дружбы народов — с аранжировками участницам помогают иностранные студенты.
В группе пять участниц (почти все они еще студентки и совмещают выступления с учебой) и руководитель Елена Карелина. Артисток часто приглашают спеть в эфире популярных развлекательных российских телепередачах. С ними также знакомы за границей: «Крапива» выступала на телевидении в Италии, Испании и Колумбии.
«Наама» (Израиль)
Женский вокальный ансамбль «Наама» из 30 певиц под управлением Пнины Инбар (сопрано) — один из ведущих хоров Израиля. Песнями на иврите репертуар не ограничивается — хористки поют на разных языках, в том числе и на русском, легко справляются с разными ритмами и берут самые высокие ноты.
Артистки выступали на музыкальных конкурсах в Китае, Польше, Италии, Болгарии. Слышали их и в Москве — в прошлом году они выступили на «Московской весне a cappella», с большим успехом исполнив русские народные песни.
«Раздолье» (Россия, Ростовская область, станица Тацинская)
Народный самодеятельный коллектив «Раздолье», на днях отпраздновавший свое 10-летие, много выступает на российских фестивалях и конкурсах. Два года назад музыканты поучаствовали в «Московской весне a cappella». Они вошли в десятку лучших коллективов (всего было 164 конкурсанта).
Melibea A Cappella Conservatory of Salamanca (Испания)
Участники Melibea A Cappella Conservatory of Salamanca — выпускники одного из самых престижных музыкальных вузов Испании. Они регулярно выступают на концертах в родной Саламанке. В их репертуаре — композиции эпохи Возрождения, барокко, аранжировки испанского композитора Амадео Санчеса, а также современные песни. Участниками фестиваля «Московская весна a cappella» они становятся уже третий год подряд.
De Voice (Россия, Москва)
Изначально группа De Voice была семейным дуэтом «ВИА Фокины». Сестры Анастасия и Валентина исполняли балканские песни на различных концертах, стали лауреатами международных и всероссийских конкурсов. Затем к ним присоединилась третья участница — фолк-певица Ольга Замарина. Кстати, De Voice также выступали на «Московской весне a cappella» в прошлом году.
Six Appeal (США)
Снова в деле победитель прошлого года — американская группа Six Appeal, состоящая из шести вокалистов. Этот ансамбль — один из самых востребованных и неутомимых участников «Московской весны a cappella»: в среднем Six Appeal дают 150 концертов в год. Секрет популярности, помимо профессионализма, заключается в чувстве юмора, которым музыканты щедро сдабривают все свои выступления.
У себя на родине они выступают на одной сцене с самыми известными поп-артистами, поют на голливудских вечеринках в честь вручения премии «Оскар». Репертуар группы очень обширен — кантри, джаз, классический рок, ритм-энд-блюз. И все это — только с помощью голосов.
Хор «Млада» (Россия, Пермь)
Лауреату многочисленных фестивалей хору «Млада» в этом году исполнилось 30 лет, его хорошо знают в России и Европе. Его художественный руководитель — заслуженный деятель искусств России Ольга Выгузова.
В творческом арсенале — народное пение, эстрадно-джазовый вокал, техника скэт, горловое пение, йодль. Еще коллектив исполняет композиции, нетипичные для хора, например джазовые песни, написанные специально для него. Хор постоянно экспериментирует. В активе «Млады» есть совместная работа с московским камерным оркестром Татьяны Гринденко Opus Post и тувинской группой «Хуун-Хуур-Ту», камерным оркестром Таллиннской филармонии, Государственным камерным хором Республики Татарстан и британским органистом Уильямом Уайтхедом.
The Buzztones (Англия)
Британский коллектив The Buzztones, основанный в 2011 году, успел объездить с концертами почти весь мир. Билеты на их выступления расходятся в первые дни продаж. В 2013-м музыканты участвовали в Эдинбургском международном фестивале Fringe со своим аншлаговым шоу Nevermind The Buzztones.
Группа — частый участник радио- и телепередач. Уважают их и в мире спорта: в послужном списке The Buzztones есть исполнение государственного гимна на стадионе перед началом Кубка мира по регби в 2015 году.