Акб ефб что это такое
EFB аккумуляторы: особенности, модели, сферы применения и отличия
EFB-аккумуляторы — улучшенная заливная батарея, разработанная по новым технологиям, имеет продолжительный срок службы и надежна в эксплуатации.
Что такое EFB-аккумулятор?
Аккумуляторы по технологии EFB имеют следующее улучшенное строение:
Сферы применения
Развитие автомобильной промышленности и оснащение автомобилей системой «старт-стоп» привело к необходимости производства ЕФБ-аккумулятора, который обеспечивает требуемый заряд в момент запуска машины.
Также батареи применяются в электромобилях, катерах.
Преимущества и недостатки использования
К преимуществам относятся:
К недостаткам относятся:
Обзор отечественных и зарубежных моделей EFB-аккумуляторов
Впервые EFB-батареи были произведены в Европе и использовались на передовых европейских автомобилях. Батареи российского производства изготавливаются с учетом климатических условий. Такие батареи обеспечивают бесперебойную работу в условиях русской зимы.
Разновидности европейских EFB АКБ
Российские модели
Аком первым в России начал изготовление efb батарей под маркой Ultimatum. Акб имеют емкость от 60 до 100 А/ч.
Особенности зарядки EFB-аккумуляторов
При зарядке АКБ требуется соблюдать рекомендации производителя.
Отличие EFB- и AGM-аккумуляторов
Между этими 2 технологиями имеются следующие отличия:
В остальном батареи похожи.
Что такое технология EFB в АКБ, где она применяется, её преимущества и недостатки
На рынке представлено широкое разнообразие аккумуляторных батарей. При этом автовладельцам бывает сложно выбрать подходящий им вариант.
Одной из технологий, которая пользуется заслуженным спросом, является EFB.
Но далеко не каждый знает, что это такое, чем отличается технология от альтернативных решений, и стоит ли её вообще покупать для эксплуатации своего автомобиля.
Что это такое
Для начала следует разобраться с особенностями технологии EFB, применяемой в аккумуляторных батареях.
Тут не будет лишним взглянуть на саму аббревиатуру. Это позволит понять, что значит EFB и какие аккумуляторы выпускаются в рамках этой технологии.
EFB действительно является аббревиатурой и расшифровывается как Enhanced Flooded Battery. Но и это не позволяет понять, что же такое технология ЕФБ и как она реализована в аккумуляторах. Перевести название можно как «усовершенствованная АКБ с жидким электролитом».
Многие путают EFB и AGM разработки. Да, они между собой схожи, хотя технологии всё равно разные.
Дабы лучше понять, что такое EFB аккумулятор для автомобиля, нужно взглянуть на его отличительные характеристики и конструктивные особенности. Фактически это жидкостный вид батарей. Но от WET технологии, то есть от обычного источника питания с жидким электролитом внутри, ЕФБ аккумулятор имеет существенные отличия. Они позволяют приблизить его, скорее, к AGM устройствам. А автомобильный AGM аккумулятор в настоящее время считается одним из лучших.
К числу особенностей рассматриваемой технологии можно отнести такие пункты:
Подобное описание во многом даёт понять все особенности, которыми характеризуются EFB аккумуляторы.
Но и этого будет недостаточно для полного понимания сути. А потому следует не только разобраться в том, что же означает технология EFB в аккумуляторе, но и где она используется, какими сильными и слабыми сторонами обладает.
В настоящее время это достаточно распространённый тип аккумуляторов. Даже если вы не знаете, что такое EFB, на вашей машине может стоять именно такая АКБ.
Чем отличается от AGM
Рассмотрев некоторые особенности ЕФБ технологии, ряд автомобилистов подумают, что речь идёт об AGM аккумуляторах.
Да, обе технологии похожи между собой, но тут есть и очевидные отличия.
В AGM батареях применяется жидкий электролит, но конверты изготавливаются из стекловолокна. Это не позволяет жидкости проливаться.
У EFB электролит тоже жидкий, и даже можно услышать его плеск во время тряски. При этом объём электролита намного меньше за счёт увеличения пластин. Сами пластины плотнее оборачиваются микроволокном. Тут рабочая жидкость не запечатывается внутри стекловолокна.
Фактически технология EFB занимает промежуточную позицию между WET и AGM батареями.
Увеличение пластин позволяет повысить продолжительность работы, а уменьшение количества электролита ускоряет заряд примерно на 45%. Плюс ЕФБ АКБ дешевле, хотя технология AGM считается более совершенной.
Где используется технология
Погоня за экономичностью автомобилей, а также работа над улучшением экологической обстановки привели к появлению технологии «Start-Stop».
Эта система позволяет глушить двигатель, когда машина стоит в пробке и на светофоре, и моментально позволять продолжить движение, как только впереди идущие автомобили сдвинутся с места.
Суть технологии «Старт-Стоп» в том, что для её работы требуется постоянный заряд от АКБ для запуска стартера. Если поставить туда обычную батарею, она не прослужит и года.
Именно автомобили с системой «Start-Stop» являются ключевой сферой применения технологии EFB в аккумуляторных батареях. Но также такие АКБ получили широкое распространение в оснащении электромобилей и катеров, различного водного транспорта.
Сильные и слабые стороны
Можно выделить несколько преимуществ и недостатков, характерных для современных EFB аккумуляторов. Насколько они критичны конкретно в вашем случае, решайте сами.
К недостаткам можно отнести такие пункты:
В остальном же выделяют только сильные стороны.
К числу главных преимуществ относят:
Вопрос стоимости довольно спорный. Тут многое зависит от того, с чем именно сравнивать аккумулятор.
Но одно стоит знать точно. Если на вашем автомобиле предусмотрена кнопка «Start-Stop», самым правильным решением будет использование EFB аккумулятора.
Особенности зарядки
Автомобилистов наверняка будет интересовать вопрос о том, как нужно заряжать EFB аккумуляторы и чем процесс отличается от зарядки при помощи других источников питания.
Если у вас есть опыт зарядки кальциевых жидкостных аккумуляторов, то зарядка автомобильного EFB аккумулятора вряд ли вызовет какие-то вопросы. Технологии подзарядки ничем не отличаются.
Для EFB АКБ подходят различные виды зарядных устройств, в отличие от AGM. Это объясняется возможностью доливать электролит или дистиллированную воду по мере необходимости.
Но если на вашем ЗУ есть режим со значком снежинки, использовать его не стоит при зарядке EFB. Этот режим означает температурную компенсацию. Зарядка в этом режиме, когда подаются большое напряжение и ток, только навредит АКБ. Зато это отличный режим при работе с AGM аккумуляторами.
Следует более подробно рассказать о том, как правильно заряжать EFB аккумулятор, расположенный в подкапотном пространстве автомобиля.
Всё начинается с поиска подходящего ЗУ. Специалисты сходятся во мнении, что зарядные устройства должны быть одного из 2 типов:
Рабочие характеристики выбираются, исходя из того, какими параметрами обладает батарея.
Выбирайте максимальное напряжение не более 14,4 В, а ток подбирайте 10% от номинальной ёмкости аккумулятора.
Сама технология зарядки не предусматривает ничего сложного.
Здесь требуется выполнить такие рекомендации, прежде чем определить, каким напряжением вы будете заряжать свои EFB автомобильные аккумуляторы. Сначала подготовка. Для этого нужно:
Самое время поговорить про ток и используемое напряжение для зарядки EFB аккумулятора.
В процессе зарядки нельзя использовать ускоренный режим, и ни в коем случае не допускается работа при открученных пробках.
Если это двухступенчатый режим, тогда схема будет такой:
Есть вариант с использованием трёхступенчатой зарядки.
Здесь процесс несколько отличается:
Рекомендуется использовать именно трёхступенчатую схему зарядки при работе с EFB аккумуляторами, что позволяет не допустить перезаряда батареи.
Все аккумуляторы, разработанные по той или иной технологии, обладают сильными и слабыми сторонами. Выбор нужно делать, исходя из требований, предъявляемых вашим автомобилем. Но не последнюю роль играют и финансовые возможности автовладельца. Покупка изначально качественной АКБ позволяет в перспективе экономить деньги, время и силы, затрачиваемые на ремонт и обслуживание источника питания.
EFB-аккумулятор, младший брат AGM
Я уже рассказывал про AGM-аккумуляторы, которые очень хороши в системах, где требуются большие токи и большое количество циклов заряда и разряда. Но при всех приятных бонусах этой технологии у неё есть один проблемный момент — AGM ощутимо дороже. А лучшее — враг хорошего. Из-за приятной цены, относительно лучших по показателям систем, кстати, свинцово-кислотные аккумуляторы и актуальны более 120 лет. Именно для того, чтобы занять более бюджетную нишу автомобильных аккумуляторов с системой старт-стоп, где требования по глубине разряда не столь велики, как у AGM, но где традиционный свинцово-кислотный аккумулятор умирает очень быстро, и были созданы EFB (Enhanced Flooded Battery).
Посмотрим, можно ли делать даунгрейд до обычных свинцово-кислотных, и в каких случаях, наоборот, есть смысл заменить старый EFB на AGM.
Спойлер: нет, более функциональный AGM не всегда имеет смысл ставить вместо обычного аккумулятора. Часто EFB или даже обычный новый аккумулятор будет оптимальным решением.
Принцип работы
С точки зрения химии ничего глобально отличного от традиционных свинцово-кислотных аккумуляторов не происходит. Всё та же обратимая реакция на пластинах с превращением свинца и его оксидов в сульфат и обратно. В качестве электролита используется серная кислота. Ключевые отличия заключаются в компоновке и составе элементов.
Во-первых, для этого типа батарей мы используем специальные типы токоотводящей решётки и рецепты активной массы. Это нужно для того, чтобы снизить внутреннее сопротивление и потери энергии при заряде на нагрев самого аккумулятора в процессе работы. При этом сами пластины толще классических примерно на 30–50 %.
Во-вторых, положительные пластины заключены в специальные конверты-сепараторы из особо прочного пористого пластика на основе полипропилена. При этом на поверхности одной из пластин вмазана специальная армирующая сетка из стекловолокна. В отличие от AGM, где жидкий электролит почти полностью сорбирован, в EFB всё-таки есть свободная несвязанная кислота. Тем не менее плотность упаковки всё равно намного больше, чем в классических свинцово-кислотных аккумуляторах, а зазоры между пластинами меньше.
Плюсы EFB
У этих аккумуляторов есть те же проблемы, что и у классических: они боятся глубокого разряда и хранения в таком разряженном виде, но в гораздо меньшей степени. Если мы полностью разрядим обычную батарею и оставим её на неделю-две, то на поверхности пластин начнут образовываться крупные кристаллы сульфата свинца. В норме кристаллы должны быть микроскопического размера для обратимого превращения в оксид при заряде. В случае же глубокого длительного разряда кристаллы будут менять свои размеры, перекристаллизовываясь, и продолжат расти, разрывая активную массу, отваливаясь и осыпаясь на дно аккумулятора. Наиболее крупные кристаллы уже теряют возможность превратиться в оксид свинца полностью, ещё больше снижая ёмкость и увеличивая внутреннее сопротивление. Так происходит неизбежная деградация всех аккумуляторов этого типа.
Но у EFB, как и у AGM, свинцовые пластины прикрыты стекловолокном, которое не даёт активной массе осыпаться и помогает батарее пережить глубокий разряд дольше. Кроме стандартных особенностей этого типа батарей, мы добавили в активную массу отрицательных пластин специальную углеродную добавку. Технологию назвали Carbon Boost. Она позволяет ещё больше снизить деградацию батарей, препятствуя сульфатации пластин. Плюс за счёт высокой проводимости углерод создаёт что-то вроде дополнительных проводящих каналов внутри активной массы. В результате при зарядке кристаллы сульфата превращаются в оксид гораздо быстрее и в большем объёме.
Углеродная добавка — это не мифическая вещь типа персидского порошка от клопов у Остапа Бендера, а вполне себе тоже патентованное, но реальное соединение сложного состава. У Carbon Boost первого поколения это был специально химически активированный природный графит, а Carbon Boost 2.0 — это синтетически созданное высокомолекулярное соединение на основе углерода. Кому надо оценить красоту зубодробящего химического названия — поиск по патентам в открытом доступе.
Что поставить вместо старой батареи
Тут всё относительно просто. Лучше всего ставить именно то, что рекомендует производитель, если вы ничего существенного не меняли в своем автомобиле. Например, не ставили электрообогреватели стёкол, сидений, мощную акустику и другие потребители энергии, которые не шли в исходной комплектации.
Самое главное правило — нельзя делать даунгрейд. Как правило, параметры аккумулятора рассчитываются с очень небольшим запасом, и при переходе на более низкую ступень вы получите нехватку стартового тока, устойчивости к циклам заряда-разряда и гарантированно, быструю деградацию аккумулятора. То есть штатный AGM нельзя заменить новым качественным EFB, так как пиковые токи и количество циклов заряда и его скорость у него всё равно лучше. Аналогично нельзя менять AGM и EFB на традиционные батареи. У них быстро наступят разрушение активной массы и коррозия токоотводящих решёток решеток, если поставить их на машины с системой старт-стоп.
У нас, например, есть топовая модель Exide Premium. Это классический аккумулятор с прекрасными показателями токов холодной прокрутки, сопоставимыми с AGM. Но у него нет стекловолоконной защиты от осыпания активной массы, и устойчивость к циклической заряде-разряде у него в разы ниже, чем у EFB. Он отлично подойдёт для замены штатного аккумулятора в обычных автомобилях, но никакие рекуперация и старт-стоп с ним работать нормально не будут.
Если у вас стояла обычная батарея
Апгрейд на EXIDE EFB имеет смысл делать, если вы не любите лишний раз лезть под капот и хотите на несколько лет дольше туда не заглядывать для очередной замены батареи. EFB имеет больше циклов заряда-разряда при прочих равных.
Апгрейд на EXIDE AGM для обычного автомобиля смысла, скорее всего, не имеет. Больший по сравнению со стандартной батареей ток позволит вашей суровой акустике на полтора киловатта не хрипеть, когда при превышении максимального тока обычный аккумулятор начинает просаживать напряжение на пару вольт. В других ситуациях это будет пустой переплатой. Обычный автомобиль редко нуждается в настолько большой мощности, сверхвысокие токи могут помочь при запуске на сильном морозе, но цена будет существенно выше.
Во всех остальных случаях лучше взять EXIDE Premium с углеродной модификацией — такой же, как у EFB. Он самый мощный и ёмкий в линейке классических, медленнее деградирует. Если хотите сэкономить — берите EXIDE Classic или EXIDE Excell, чтобы соответствовать классу вашего старого аккумулятора. Разумеется, не надо ставить Classic на полноприводный кроссовер с подогревом сидений и кастомной акустикой.
Если у вас стояла EFB
Меняйте на такую же EXIDE EFB равного класса. EXIDE Classic, EXIDE Excell, EXIDE Premium использовать нельзя! Мы специально даже наклейки добавляем на AGM и EFB о том, что замена на традиционную батарею недопустима.
EXIDE AGM имеет смысл ставить опять-таки в случае мощной дополнительной аппаратуры. В остальных случаях вы вряд ли сможете почувствовать какие-то преимущества от намного более мощной батареи даже в автомобилях с системой старт-стоп. Если вы всё-таки решите установить AGM, то обязательно учтите, что автомобили с системой старт-стоп имеют BMS — контроллер заряда батареи. Лучше уточнить у производителя, сможет ли штатный контроллер нормально с ней работать.
Не только автомобили
EFB-аккумуляторы работают почти так же круто, как AGM, но стоят дешевле. Если цена вас устраивает, то можно смело заменять устаревшие традиционные аккумуляторы в обычных автомобилях. Только помните, что, хотя они и необслуживаемые, но в отличие от AGM у них всё-таки есть свободный электролит. Сильно трясти, хранить в перевёрнутом виде их не стоит.
Кстати, по своим характеристикам, как и AGM, они должны лучше подходить для тех же ветряков и солнечных панелей с нестабильным профилем зарядки и разряда: больше токи, больше полных рабочих циклов. Хотя и тут лучше использовать специализированные аккумуляторы. А ещё никакого взрывоопасного водорода и долива электролита при правильном использовании.
Зачем ушлые водители ставят на авто AGM-батареи или EFB-аккумуляторы
Всем известно, что система «Старт/Стоп» каждый раз глушит двигатель при остановках, например, на светофорах или в дорожных пробках. И быстро запускает его, когда водитель отпускает педаль тормоза.
При этом вся электроника машины, включая климат-контроль и аудиосистему, при заглушенном моторе продолжает полноценно работать, потребляя ток от «старт-стопного» АКБ. Для этих целей применяют специальные аккумуляторы повышенного энергоресурса, сочетающие в себе свойства стартерного АКБ и мощной тяговой батареи, не боящейся длительного разряда.
Stop&Go: сделано в Словении
Сегодня «старт-стопные» батареи изготавливают по двум основным технологиям — EFB (Enhanced Flooded Battery) и AGM (Absorbent Glass Mat). Их особенности можно рассмотреть на примере батарей словенской фирмы TAB, поставляющей в Россию аккумуляторы брендов TAB и Topla с обозначениями EFB Stop&Go и AGM Stop&Go. Каждый тип этих АКБ имеет свою специфику, на чем стоит остановиться подробнее.
Так, EFB-батареи TAB и Topla отличаются от обычных АКБ массивными отрицательными пластинами. А используемые в батареях сепараторы пластин имеют улучшенную микропористую структуру (технология MFW-флис).
Это позволило обеспечить стойкость к глубоким разрядам. После них EFB-аккумуляторы восстанавливают емкость практически до 100%. Кроме того, у таких АКБ на треть выше пусковой ток, а количество циклов заряда-разряда увеличено почти вдвое. Естественно, при столь значимых достоинствах их розничная стоимость тоже оказывается выше (примерно в полтора раза), чем у стандартных аналогов.
Абсорбированый электролит
Еще больше преимуществ в сравнении с обычными АКБ имеют автомобильные AGM-аккумуляторы. Напомним, что электролит у этих батарей не жидкий, а «абсорбированный». Иначе говоря, электролит впитан в особые стекловолоконные маты, облегающие пластины АКБ.
Кстати, именно эта особенность дает англоязычное название самой технологии AGM. Блоки пластин в таких АКБ плотно прижаты друг к другу, что помогает надежно удерживать активную массу в решетках даже при сильных вибрациях.
Что такое EFB аккумулятор — плюсы и минусы
(Efb аккумуляторы) — оборудование, которое пришло из будущего на смену привычному AGM. Европейские производители и мастера автосервиса перешли на такие (АКБ). Российский авторынок только начинает пользоваться преимуществом новых технологий, но они уже успели завоевать сердца автолюбителей. (Технология efb) предполагает дополнительную защиту поверхности от окиси, устойчивость к глубоким разрядам, ускоренная зарядка АКБ, длительный срок использования. Благодаря этим и многим другим преимуществам оборудование оставило далеко позади своих конкурентов, батареи AGM и GEL. Чтобы его объективно оценить необходимо подробнее разобрать в вопросе «где применяется (аккумулятор efb, что это такое)».
Что такое еbf? Особенности конструкциии рабочих характеристик efb аккумуляторов
EBF — аббревиатура Enhanced Flooded Battery (в переводе с англ. — «усовершенствованная батарея с жидким электролитом»). Оборудование обладает большей ёмкостью и заряжаются в ускоренном режиме. Такой эффект достигается за счёт использования (улучшенных свинцовых пластин,) утолщённых в 2 раза. Каждая из них обрамлена микроволокном. Получившийся конверт наполнен жидким электролитом (отсюда и название). В основе состава лежит серная кислота. Это защищает пластины от преждевременной окиси и нарушения в области контактов токоотводов с кузовом. Нередко активная масса подвергается осыпанию, в результате чего происходит мелкое замыкание. Это явление недопустимо под капотом автомобиля, так как это приводит к возгоранию как близлежащих деталей, так и (автомобиля). Технология, по которой создан аккум EBF, подразумевает профилактику от коротких замыканий и выхода из строя источника электроэнергии.
Сферы применения
Причиной появления этого оборудования стали европейские машины с функцией start-stop. При торможении и запуске двигателя АКБ необходимо вынести большое сопротивление и напряжение, так как полностью нагрузка припадает на него. Простой аккумулятор не обладает таким объёмом батареи, чтобы заряжаться в режиме «start”. Пару полных разрядов и АКБ можно отправлять в мусорный бак. (Применяемые технологии в efb батареях) увеличивают объём батареи, что решает данную проблему.
Проблема, которая решается путём использования ЕФБ, качество автозвука. Современные стерео-системы для автомобиля требуют высокого напряжения. Если мощности источника электроэнергии недостаточно, басы издают неприятные звуки. Конструкция оборудования ЕФБ направлена на правильную работу в этих условиях.
Обзор отечественных и зарубежных моделей efb аккумуляторов
Продукт уже занял нишу на российском рынке, поэтому на полках автомагазинов появились отечественные аналоги европейских ЕФБ.
Разновидности европейских EFB АКБ
Российские efb аккумуляторы
И отечественные, и зарубежные производители гарантируют более широкий выбор товара в ближайшее время, так как его популярность значительно возрастает. В основном на это повлиял тот факт, что EFB (работает дольше, чем обычные акб).
Преимущества и недостатки использования efb
На основе (тестирования аккумуляторов) efb удалось выявить значительные преимущества и досадные минусы в их эксплуатации. Положительными качествами являются:
Основным и единственным недостатком является достаточно высокая стоимость по сравнению с обычными приборами. Многие автолюбители не решаются потратить круглую сумму, чтобы попробовать новый неизведанный аппарат.
Особенности зарядки efb аккумуляторов
Владельцам амг аккумуляторов в вопросе «(как заряжать efb аккумулятор)» не прояснится ничего нового. За счёт похожих принципов конструкции единственным необходимым мероприятием является выбор подходящего качественного зарядного устройства.
Как правильно заряжать efb аккумулятор
(Устройство зарядки efb аккумулятора), как и клеммы, имеют разную полярность. При подключении необходимо её соблюдать. (Заряжается напряжением) не более 14,4 В. Использование ускоренного режима не рекомендовано, во избежание повышенного образования газа в аккуме. Его наличие является больше привлекательной ловушкой для покупателя, нежели необходимой функцией. Перед подключением зарядки проверяют плотность закручивания пробки. Её открытие поражает нарушения равновесия химических элементов.
Отличие efb и agm аккумуляторов
В вопросе «(какой аккумулятор лучше efb или agm)» стоит учитывать особенности каждого из видов оборудования, а также область применения каждого из них.
В целом, технологии между собой схожи. Первые имеют в качестве конверта для пластин стекловолокно. Электролит не выливается ни при каких условиях. Вторые же обладают более плотным обёртыванием пластин и при (этом) имеют меньшее количество жидкости. Также у последних больше толщина пластин. Очевидно, что они прослужат значительно дольше. Производители российских и европейских продуктов обещают надёжную службу более 5 лет. АМГ при этом имеют гарантию до 5 лет и по отзывам выходят из строя в течение 3–4 лет при обычном использовании.
Благодаря (применению технологий ефб), аккумуляторные батареи стали выносливее и безопаснее. Теперь не стоит часто проверять целостность контактов во избежание коротких замыканий и заботиться о частой смене АКБ. Такое оборудование имеет гарантию службы на 10 лет. Не стоит избегать приобретения российского оборудования. Товар изготавливается по европейским стандартам, соответствует ГОСТу и ничем не уступает заграничным аналогам. По некоторым характеристикам, напротив, отличается выносливостью и доступностью в приобретении.