Акида в исламе что это такое
Акыда. Понимание таухида (Единобожия) в массах
Интересный пример нездоровой трансформации веры приводит известный египетский ученый Мухаммад аль-Газали[1]: «Английское правительство, находясь в противостоянии с коммунистической пропагандой Советского Союза, «обеспокоилось» верованием египтян. И успокоило его то, что три миллиона мусульман-египтян посетили в этом году могилу Ахмада аль-Бадави[2] в Танте». Это происходило, полагаю, в 70-х годах ХХ века. Советский Союз продвигал свою идеологию на Ближнем Востоке, пропагандируя атеизм, а Англия, у которой был огромный опыт управления подконтрольными многочисленными колониями, пошла путем более долгосрочным и перспективным: не стала отрицать местное верование, а просто задала ему новое направление, что в итоге помогло управлять массами и направлять их – дополнительный инструмент влияния и контроля. Всем известное «разделяй и властвуй». Но сейчас я намерен не столько сказать о важности единства мусульман (что крайне сложно для 1,5 миллиарда людей, относящихся к самым разным культурам, говорящих на сотнях языков и имеющих самые разные взгляды и мнения, что Исламом не возбраняется, а наоборот приветствуется[3]), сколько о понимании Единобожия, единственности Аллаха (Бога, Господа), в массах на данном живом примере. Зачем люди совершают паломничество, специально отправляясь к подобным местам? Например, давая торжественные обеты, обещания пред Всевышним, что если то или иное произойдет, то они непременно посетят могилу такого-то святого. В периоды продолжительных трудностей или узнав о тяжелом заболевании, они также отправляются к святым местам, совершают там заклание животных с именем Аллаха (Бога, Господа) и раздают это мясо малоимущим. Вроде как ничего греховного здесь нет, но! Отправляясь в могилам праведников, люди молят этих праведников заступиться за них пред Богом и помолиться за них Ему. Они молят тех, чей жизненный срок уже давно закончился, и те не слышат, не видят, а лишь пребывают в ожидании Конца Света и Судного Дня, как и все остальные, покоящиеся в земле. Часто можно услышать этому такое объяснение: «Мы грешны, часто оступаемся, а их души чисты, и уровни их пред Богом высоки!» Подобная трактовка и интерпретация, такого рода «обоснованная» трансформация религии и реализация веры в Бога губительны для человека: он искусственно создает между собою и Богом преграды и преднамеренно ставит кого-то посредником между собой и Им. Одной из очевидных и первостепенных истин, основ в Исламе является то, что человек обращается к Аллаху (Богу, Господу) напрямую и имеет на это абсолютное право, независимо от того, сколь он грешен и как низко пал. Уважение и почтение к ученым мужам прошлого и настоящего приветствуется в Исламе[4], но поклоняться следует лишь Аллаху (Богу, Господу) и просить о помощи и поддержки только у Него. Изо дня в день верующий, совершая очередную молитву-намаз, многократно проговаривает слова из первой главы Корана:
«Тебе [о Господи] поклоняемся и у Тебя просим помощи [поддержки, Божьего благословения в делах наших]» (Св. Коран, 1:5).
Передается, как однажды пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) обратился к Ибн ‘Аббасу [бывшему в то время еще десятилетним ребенком], сидевшему позади него на мулице, со словами: «…если просишь, то проси у Бога. Если тебе нужна помощь, то проси ее у Него. [Старайся по возможности не прибегать к помощи людей. В достижении желаемого прикладывай все свои силы и умения, уповая при этом на безграничную милость Господа миров]»[5]. То есть даже у живых людей старайся не просить, а выстраивай с ними диалог и взаимовыгодные отношения. Что уж говорить о мертвых, которые давно покинули этот мир! В Коране сказано:
«Скажи [тем, кто нашел для себя иных богов и божеств]: «Призовите тех, кого вы обожествили помимо Него: ведь они не смогут решить ваши проблемы либо перенести их [на кого-то другого]?!» [Поймите же, наконец] те, кого вы [обожествляете и] просите [о помощи, защите и спасении], сами стремятся к Господу, ищут наиболее короткие пути к Нему, молят Его о милости и страшатся Его наказания. Ведь Его наказание, воистину, вселяет страх [не только в души простых грешников, но и заставляет содрогнуться ангелов и пророков, не говоря уже о праведниках (шейхах, устазах, авлия’), которые порой излишне возносимы и чуть ли не обожествляемы после их смерти некоторыми из вас]!» (Св. Коран, 17:56, 57);
«[Удивительно] помимо Аллаха (Бога, Господа) люди поклоняются тому, что не имеет власти ни на небесах, ни на земле даже для того, чтобы обеспечить их хоть малостью удела! [Идолы, иконы, «святые», «живые боги»; культы, секты, живые «спасители» и т. п. не имеют власти даже над малейшим на небесах и земле] и [причем никогда] не смогут [ее заиметь]!» (Св. Коран, 16:73).
В заключение отмечу, что в Исламе паломничество религиозного характера возможно лишь к трем святыням. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Не отправляйтесь [с намерением посетить святые места], кроме как к трем мечетям: мечети аль-Харам [в Мекке], моей мечети [в Медине] и мечети аль-Акса [в Иерусалиме]»[6]. Также он подчеркнул: «Молитва[-намаз], [совершенная] в моей мечети [в Медине], лучше [по Божественному воздаянию и вознаграждению], чем тысяча молитв[-намазов] в любой другой мечети. За исключением мечети аль-Харам [в Мекке][7]. Молитва[-намаз] в ней [в мечети аль-Харам, внутри которой находится Кааба] лучше [по Божественному воздаянию и вознаграждению], чем сто [молитв] здесь [в моей мечети в Медине]»[8]. Безусловно, молиться Богу и обращаться к Нему можно в любой точке мира, на земле, под землей и даже на небесах, например, во время полета в самолете. И конечно же, посещать исторические памятники прошлого или настоящего – это в Исламе приветствуется[9]. Но просить нужно только у Аллаха (Бога, Господа) и молить лишь Его, Единого и Единственного, непостижимого, невообразимого и ни с чем не сравнимого. Рекомендуем прослушать по этому поводу две аудиопроповеди: «Посещение святых мест»
«Суфии, саляфиты и другие»
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Мухаммад аль-Газали аль-Сакка (1917—1996 гг.) — мусульманский духовный лидер и ученый, чьи труды «повлияли на поколения египтян». Автор 94 книг. Шейх Газали привлек внимание многих своими трудами, которые стремились интерпретировать Ислам и Коран в современном свете. Сделал вклад в возрождение Ислама в Египте.
[2] Ахмад ибн Али аль-Бадави — основатель суфийского тариката (религиозного братства), последователи которого по его имени именуются либо бадавитами, либо ахмадитами.
[3] «Разногласия моих сподвижников (последователей) [во второстепенных вопросах] — милость [Божья для людей]». Хадис от Ибн ‘Аббаса и других; св. х. аль-Байхакы, ат-Табарани, ад-Дайлями и др. См., например: аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас. В 2-х ч. Бейрут: Аль-кутуб аль-‘ильмийя, 2001. Ч. 1. С. 56–58, хадис № 153; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 1. С. 173; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 24, хадис № 288 (указано, где упоминается, но нет степени достоверности); аль-Муттакы А. Кянз аль-‘уммаль [Кладовая тружеников]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1985. Т. 10. С. 136, хадис № 28686 (достоверной цепочки передатчиков по нему не найдено, относительно иснада — недостоверен).
[4] Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Преимущество ученого (‘алим) перед [просто] поклоняющимся (‘абид) подобно моему [как заключительному Божьему посланнику] преимуществу перед худшим из вас [то есть этот худший является верующим, но у него много грехов, причем самых разных]». Затем Пророк продолжил: «Поистине, того, кто обучает людей благому (хорошему, полезному) [имея, конечно же, соответствующее образование в данной области, необходимые навыки и опыт, на приобретение которых он потратил многие годы жизни, затратил много сил и энергии], Аллах (Бог, Господь) одаривает Своей милостью (благословением); ангелы, а также все живое на земле и небесах, даже муравей в своем муравейнике и кит [в море], молятся за него [прося Господа о прощении грехов этого человека]». См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 2. С. 193, хадис № 1388; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 758, хадис № 2690, «хасан сахих».
[5] См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 715, хадис № 2521, «хасан сахих».
[6] См.: аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси (675–739 гг. по хиджре). Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хиббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хиббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1991 (1997). Т. 4. С. 498, хадис № 1619, «сахих». Также см.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 353, хадис № 1189; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 547, хадис № 511–(1397); ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 124, хадис № 326, «хасан сахих».
[7] Эту часть хадиса см.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 353, хадис № 1190; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 546, хадисы № 505–(1394) и 509–(1395); ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 124, хадис № 325, «хасан сахих».
[8] См.: аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси (675–739 гг. по хиджре). Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хиббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хиббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1991 (1997). Т. 4. С. 499, хадис № 1620, «сахих»; Ахмад ибн Ханбаль. Муснад [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 2002. С. 1125, хадис № 16216 (16117), «сахих».
[9] В Коране сказано: «Разве не могли они попутешествовать [изучить историю прошлых веков и тысячелетий, а затем посетить сохранившиеся памятники, столицы государств и цивилизаций когда-то процветавших и сокрушавших любого врага], имея при этом разумеющие сердца и слышащие уши?!» (см. Св. Коран, 22:46); «Они разве не передвигаются по земле и не видят того, чем закончили [свой земной путь] те, которые были до них?! [Путешествуйте, изучайте историю по памятникам, оставленным давно ушедшими народами и культурами, извлекайте уроки для своей собственной жизни.] А ведь они были [не менее, а гораздо] более могущественны (сильны), работали на земле [пахали, сеяли], а также застраивали ее в больших масштабах, чем застраивает ее теперешнее поколение. К ним приходили их посланники с очевидными знамениями [чудесами от Бога]» (см. Св. Коран, 30:9). С подобным смыслом см. также следующие аяты Св. Корана: 12:109, 22:46, 40:82, 47:10, 30:9, 35:44, 40:21, 6:11, 27:69, 29:20, 30:42, 34:18, 3:137, 16:36.
Значение акиды в языке и в Исламе
(Для начала) нам следует раскрыть значение и суть слова «акида», а также науки, которая изучает её. Затем мы должны разъяснить основы акиды и указать на факторы укрепления этих основ. Итак, прося помощи от Аллаха, мы говорим:
а) Значение слова «акида».
Акида в лексическом значении указывает на связь, и это значение впоследствии было перенесено, расширено и стало указывать на уверенность сердца в постижении и представлении точного.
б) Наука, которая изучает, прививает акиду.
Это та наука, которую учёные называют наукой единобожия (таухид), а некоторые называют рациональным бого словием (калям). Это наука, которая изучает, рассматривает доказательства, опирающиеся на доводы разума и шариатский текст, и которая предоставляет неопровержимые доводы, стремясь к распространению достоверных принципов правильной акиды. Она также изучает подтверждение совершенной веры, доказывая существование Божественной Сущности, Его атрибутов и всего того, что обязательно, что возможно и что абсурдно в отношении Него.
Она также рассматривает доказательства веры в посланников и их совершенные качества и всю ту достоверную информацию относительно Рая, Ада, жизни в Барзахе, отчёта, воскрешения и состояния в Судный день, которые содержат их посланнические миссии. Также эта наука рассматривает доказательства, указывающие на существование ангелов, джиннов и обязанность уверовать в них. Также она изучает проблему предопределения (кадаъ и кадар) и многое другое. Посему она стала самой лучшей исламской наукой, которая является индивидуальной обязанностью для каждого мусульманина и каждой мусульманки, когда они достигают зрелости. А для каждого совершеннолетного, достигшего зрелости человека, будь то мужчина или женщина, обязательно изучать эту науку и понимать её в целом, а не детально.
Что касается конкретных, частных дел, второстепенных вопросов, то они являются коллективной обязанностью всех мусульман. Но всё же и эта наука с её второстепенными вопросами вменена в обязанность интеллигенции, особенно учёным, чтобы оберечь таким образом вероубеждения мусульман от всех сомнений, ложных увлечений и искажённых идей, разъяснить ложную акиду, которая отдалена (от истины) заблудшими течениями и враждебными элементами.
в) Правильная исламская акида.
وأن هذه الأمة ستفترق على ثلاث وسبعين: اثنتان وسبعون في الناروواحدة في الجنة وهي الجماعة
«Поистине, эта община (умма) разделится на семьдесят три (течения): семьдесят два – в Аду, и одна – в Раю, и это – община (джамаа)». (Передали Ахмад и Абу Дауд от Муавии. См.: «Ат-Таргиб уа ат-Тархиб», аль-Мунзири, т. 1, стр. 84)
Также достоверно известно, что Пророк ﷺ сказал:
إني قد تركت فيكم ما إن اعتصمتم به فلن تضلوا أبدا كتاب الله وسنة نبيه
«Поистине, я оставил среди вас то, благодаря чему вы никогда не заблудитесь, если будете этого придерживаться: Книгу Аллаха и сунну Его Пророка ﷺ ». (Передал аль-Хаким от Ибн Аббаса и сказал, что хадис с достоверным иснадом. См.: «Ат-Таргиб уа ат-Тархиб», аль-Мунзири, стр. 80)
Также достоверно известно, что Пророк ﷺ сказал:
وأنه من يعش منكم فسيرى اختلافا كثيرا فعليكم بسنتي وسنة الخلفاء الراشدين المهديين عضوا عليها بالنواجذ
«Кто поживёт из вас (сподвижников, мусульман), тот увидит много разногласий. Держитесь за мою сунну и сунну праведных халифов, наставленных на истинный путь. Цепляйтесь за неё зубами». (Передали Абу Дауд и ат-Тирмизи, который сказал: «Хороший хадис». Также его передали Ибн Маджа и Ибн Хиббан в своём «Сахихе». См.: «Ат-Таргиб уа ат-Тархиб», аль-Мунзири, т. 1, стр. 84)
г ) Акида ахль ас-сунна уа аль-джамаа.
لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَيْءٌ وَهُوَ السَّمِيعُ الْبَصِيرُ
«Нет никого и ничего подобного Ему, Он Всеслышащий, Всевидящий». (42:11)
Они верят в посланников, пророков и всё то, что достоверно известно от них, верят, что они описаны качествами совершенства, которые соответствуют им, и очищены от всего того, что нарушает их благородную степень и непогрешимую благодаря пророчеству и пророческой миссии личность. Они верят в существование ангелов и джиннов, а также в существование жизни в Барзахе, а также Судного дня и всего того, что произойдёт в этот день, а именно – в воскрешение, отчёт, мост Сират, Рай и Ад. Они верят в это подробнейшим образом, как это подтверждают предания непогрешимых посланников. Они также верят в предопределение.
Если же в Коране или достоверном хадисе встречается что-либо, противоречащее абсолютному совершенству Аллаха и отличию Его от творений, или что-либо, противоречащее высокому положению посланников и пророков, то они оставляют этот священный текст без комментария (тафсир), разъяснений (таъвиль), уподобления (ташбих) и антропоморфизма (таджсим). Или же дают по этому тексту комментарии, разъяснения (таъвиль), которые соответствуют абсолютному совершенству Аллаха и ясным аятам и текстам в рамках границ Ислама, общих правил и тех значений, на которые указывает арабский язык, который, в свою очередь, Всевышний сделал формой для смысла Своей речи. И поэтому акида ахль ас-сунна уа аль-джамаа сохранилась, избежала опустошения смысла (та‘тиль), уподобления (ташбих) и антропоморфизма (таджсим) в отношении Творца. Также она была сохранена от одиночных, заблудших, искажённых мнений, равно как была сохранена от языческих идей и разрушающих её принципов.
Автор: Шейх Абдуль-Кадир Иса Дийаб
Из книги: «Весы справедливости», стр. 110-114
Значение акыды в языке и в Исламе
(Для начала) нам следует раскрыть значение и суть слова «акыда», а также науки, которая изучает её. Затем мы должны разъяснить основы акыды и указать на факторы укрепления этих основ. Итак, прося помощи от Аллаха, мы говорим:
а) Значение слова «акыда»
Акыда в лексическом значении указывает на связь, и это значение впоследствии было перенесено, расширено и стало указывать на уверенность сердца в постижении и представлении точного.
В терминологическом значении акыда указывает на неприкосновенное откровение, которое передалось от неприкосновенного, непогрешимого Посланника ﷺ, которое исповедует человек, решительно и уверенно связывая своё сердце с ним. Это также принципы (постулаты), в которые верит человек и с которыми он связывает своё сердце, а именно: принципы, связанные с Аллахом, с пророками, а также всё то, что опирается на откровения (например, Рай, Ад, события Судного дня и т. д.).
б) Наука, которая изучает, прививает акыду
Это та наука, которую учёные называют наукой единобожия (таухид), а некоторые называют рациональным богословием (калям). Это наука, которая изучает, рассматривает доказательства, опирающиеся на доводы разума и шариатский текст, и которая предоставляет неопровержимые доводы, стремясь к распространению достоверных принципов правильной акыды. Она также изучает подтверждение совершенной веры, доказывая существование Божественной Сущности, Его атрибутов и всего того, что обязательно, что возможно и что абсурдно в отношении Него.
Она также рассматривает доказательства веры в посланников и их совершенные качества и всю ту достоверную информацию относительно Рая, Ада, жизни в Барзахе, отчёта, воскрешения и состояния в Судный день, которые содержат их посланнические миссии. Также эта наука рассматривает доказательства, указывающие на существование ангелов, джиннов и обязанность уверовать в них. Также она изучает проблему предопределения (кадаъ и кадар) и многое другое. Посему она стала самой лучшей исламской наукой, которая является индивидуальной обязанностью для каждого мусульманина и каждой мусульманки, когда они достигают зрелости. А для каждого совершеннолетного, достигшего зрелости человека, будь то мужчина или женщина, обязательно изучать эту науку и понимать её в целом, а не детально.
Что касается конкретных, частных дел, второстепенных вопросов, то они являются коллективной обязанностью всех мусульман. Но всё же и эта наука с её второстепенными вопросами вменена в обязанность интеллигенции, особенно учёным, чтобы оберечь таким образом вероубеждения мусульман от всех сомнений, ложных увлечений и искажённых идей, разъяснить ложную акыду, которая отдалена (от истины) заблудшими течениями и враждебными элементами.
в) Правильная исламская акыда
Это та акыда, которая опирается на доказательства, основанные на шариатском тексте из ясных коранических аятов, а также достоверных хадисов Пророка ﷺ, и которая соответствует акыде сподвижников и их последователей, живших в лучшие века, а также отвечающая требованиям здравого разума и правильной логики, которые черпают из Книги Аллаха, сунны Его Пророка ﷺ и пути его благородных сподвижников, как об этом достоверно известно от Пророка ﷺ, сказавшего:
وأن هذه الأمة ستفترق على ثلاث وسبعين: اثنتان وسبعون في الناروواحدة في الجنة وهي الجماعة
«Поистине, эта община (умма) разделится на семьдесят три (течения): семьдесят два – в Аду, и одна – в Раю, и это – община (джамаа)» (передали Ахмад и Абу Дауд от Муавии. См.: «Ат-Таргиб уа ат-Тархиб», аль-Мунзири, т. 1, стр. 84)
Также достоверно известно, что Пророк ﷺ сказал:
إني قد تركت فيكم ما إن اعتصمتم به فلن تضلوا أبدا كتاب الله وسنة نبيه
«Поистине, я оставил среди вас то, благодаря чему вы никогда не заблудитесь, если будете этого придерживаться: Книгу Аллаха и сунну Его Пророка ﷺ» (передал аль-Хаким от Ибн Аббаса и сказал, что хадис с достоверным иснадом. См.: «Ат-Таргиб уа ат-Тархиб», аль-Мунзири, стр. 80)
Также достоверно известно, что Пророк ﷺ сказал:
وأنه من يعش منكم فسيرى اختلافا كثيرا فعليكم بسنتي وسنة الخلفاء الراشدين المهديين عضوا عليها بالنواجذ
«Кто поживёт из вас (сподвижников, мусульман), тот увидит много разногласий. Держитесь за мою сунну и сунну праведных халифов, наставленных на истинный путь. Цепляйтесь за неё зубами» (передали Абу Дауд и ат-Тирмизи, который сказал: «Хороший хадис». Также его передали Ибн Маджа и Ибн Хиббан в своём «Сахихе». См.: «Ат-Таргиб уа ат-Тархиб», аль-Мунзири, т. 1, стр. 84)
г) Акыда ахль ас-сунна уаль-джамаа
Поистине, ахль ас-сунна уаль-джамаа, которая является той группой, о которой Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Одна – в Раю, и это община (джамаа)» – это те, которые идут по пути Посланника Аллаха ﷺ, а также следуют пути его сподвижников и их последователей. Это – те, кто руководствуется на своём пути ясными аятами и достоверной сунной, используя благоразумное мышление и здравую логику. Их акыда сводится к следующему. Они верят в существование Аллаха, одного-единственного, Который описан всеми качествами совершенства и пречист от подобия и уподобления.
لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَيْءٌ وَهُوَ السَّمِيعُ الْبَصِيرُ
«Нет никого и ничего подобного Ему, Он Всеслышащий, Всевидящий» (42:11)
Они верят в посланников, пророков и всё то, что достоверно известно от них, верят, что они описаны качествами совершенства, которые соответствуют им, и очищены от всего того, что нарушает их благородную степень и непогрешимую благодаря пророчеству и пророческой миссии личность. Они верят в существование ангелов и джиннов, а также в существование жизни в Барзахе, а также Судного дня и всего того, что произойдёт в этот день, а именно – в воскрешение, отчёт, мост Сират, Рай и Ад. Они верят в это подробнейшим образом, как это подтверждают предания непогрешимых посланников. Они также верят в предопределение.
Если же в Кyр`ане или достоверном хадисе встречается что-либо, противоречащее абсолютному совершенству Аллаха и отличию Его от творений, или что-либо, противоречащее высокому положению посланников и пророков, то они оставляют этот священный текст без комментария (тафсир), разъяснений (таъвиль), уподобления (ташбих) и антропоморфизма (таджсим). Или же дают по этому тексту комментарии, разъяснения (таъвиль), которые соответствуют абсолютному совершенству Аллаха и ясным аятам и текстам в рамках границ Ислама, общих правил и тех значений, на которые указывает арабский язык, который, в свою очередь, Всевышний сделал формой для смысла Своей речи. И поэтому акида ахль ас-сунна уаль-джамаа сохранилась, избежала опустошения смысла (та‘тиль), уподобления (ташбих) и антропоморфизма (таджсим) в отношении Творца. Также она была сохранена от одиночных, заблудших, искажённых мнений, равно как была сохранена от языческих идей и разрушающих её принципов.
Эта акыда ахль ас-сунна уаль-джамаа, которая зиждется на ясных аятах Кyр`ана и достоверной сунне, которая использует здравый ум и различные стили арабского языка, которая далека от искажённых представлений и языческих, антропоморфических идей, является акидой Посланника Аллаха ﷺ. Она же есть и акыда идущих по правильному пути сподвижников, она же – акыда.
Шейх Абдуль-Кадир Иса Дийаб, из книги: «Весы справедливости», стр. 110-114
Лекция № 1: Исламская АКЫДА
Исламская акыда была передана человечеству через пророков, которые получали небесные откровения, Священные Писания. В них содержится вся полнота убеждений мусульманина, обязательных для каждого человека на земле.
«Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него » (Коран, 17: 23).
«Мы отправили к каждой общине посланника: « Поклоняйтесь Аллаху и избегайте тагута [2]«» (Коран, 16: 36).
Все пророки обращались к человечеству с призывом последовать путём истинных и правильных убеждений. Все небесные Книги были ниспосланы для того, чтобы донести до людей эти убеждения, а также разъяснить всё то, что портит их, разрушает или противоречит им. Каждый человек, прежде всего, должен стремиться к постижению и изучению правильных убеждений. И это особенно важно ввиду того, что на основе этих убеждений базируется счастье человека как в этой жизни, так и в следующей. Всевышний Аллах сказал в Священном Коране:
«Кто не верует в тагута, а верует в Аллаха, тот ухватился за самую надежную рукоять, которая никогда не сломается» (Коран, 2: 256).
Это значит, что если человек выпустит нерушимую рукоять этой акыды из своих рук, то ему не останется ничего, кроме фантазий и лжи. Что же может быть за пределами истины кроме заблуждения!?
«Все это потому, что Аллах – есть Истина, а то, чему они поклоняются помимо Него, есть ложь» (Коран, 22: 62).
Таким образом, конечным пристанищем того, кто отказался от прочной рукояти исламской акыды, станет адское пламя, и как же скверна эта обитель!
Акыда – это то, во что верит человек, что он исповедует в своей жизни. Если акыда соответствует тому, что Аллах передал через Своих пророков и ниспослал в Своих Священных Писаниях, то это и есть истинная и правильная акыда. Если же акыда человека противоречит тому, что Аллах передал через Своих пророков и ниспослал в Своих Священных Писаниях, то она неизбежно приведёт человека к справедливому наказанию и бедственному положению, как в этой жизни, так и в Следующей.
Правильная, здоровая акыда спасает человека от возмездия Аллаха в день великого Суда. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Тот, кто встретит Аллаха, не поклоняясь никому наряду с Ним, войдёт в Рай. А тот, кто встретит Аллаха, поклоняясь кому-либо наряду с Ним, войдёт в Ад»[3].
«Воистину, Аллах запретил адскому пламени касаться того, кто сказал: «Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха», стремясь к Лику Аллаха»[4].
Правильной акыдой Всевышний Аллах стирает наши грехи. Сообщается, что Анас ибн Малик (да будет им доволен Аллах) сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил:
«Всевышний Аллах сказал: «О сын Адама! Если ты придёшь ко Мне с грехами, по размеру подобными Земле, но не совершая многобожия, то Я приду к тебе с прощением, подобным ей по размеру»[5].
«…с грехами, по размеру подобными земле» — т.е. с таким количеством грехов, что будь они материальны, то заполнили бы собой всю или почти всю Землю. Однако условием достижения такого всеобъемлющего прощения является чистота акыды от многобожия, от любых его проявлений как больших, так и малых. Те люди, которые соответствуют данному условию, являются обладателями непорочных сердец, о которых Аллах сказал:
«В тот день, когда ни богатство, ни сыновья не принесут пользы никому, кроме тех, которые предстанут перед Аллахом с непорочным сердцем» (Коран, 26: 88-89).
Великий учёный Ибн аль-Кайим (да одарит его Аллах своей милостью) сказал: «Носителям чистого незапятнанного Единобожия (Таухид) будут прощены такие грехи, которые не будут прощены многобожникам. Если единобожник, не совершающий абсолютно никакого многобожия (ширк), предстанет перед Аллахом с грехами, по величине подобными земле, то Он даст ему прощение такого же размера. Но этого не произойдёт с тем, чьё Единобожие ущербно. Только чистейшее Единобожие, свободное от любого проявления ширка, имеет свойство искоренять грех без остатка, потому что оно содержит в себе любовь к Аллаху, возвеличивание и прославление Его, страх перед Ним и надежду на только Него Одного. Если же человек обладает этими прекрасными качествами души, то грехи его непременно будут стёрты, даже если они заполнят всю землю. Нечистоты грехов слабы, а Единобожие является надёжной защитой».
Именно правильные убеждения человека способствуют принятию Аллахом его добрых дел. Всевышний сказал:
А неправильные убеждения (особенно, если они связаны с многобожием и неверием) уничтожают праведные и добрые дела, совершённые человеком. Аллах (Велик Он и Славен) сказал:
«Тебе[6] и твоим предшественникам[7] уже было внушено: «Если ты станешь приобщать сотоварищей, то тщетными будут твои деяния, и ты непременно окажешься одним из потерпевших убыток» (Коран, 39: 65).
Искажённые и неправильные убеждения, основанные на многобожии, делают Рай и прощение грехов запретным для своего обладателя, что непременно обеспечит ему вечное мучение в адском пламени. Аллах (Свят Он и Возвышен) сказал:
«Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает» (Коран, 4: 47).
«Воистину, кто приобщает к Аллаху других богов, тому Он запретил Рай. Его пристанищем будет адское пламя, и у беззаконников не будет помощников» (Коран, 5: 72).
Правильная акыда оставляет свой благодатный след в сердцах людей, положительно сказывается на уровне общественной нравственности, а также помогает людям устраивать свою жизнь наилучшим образом. В качестве примера можно привести две группы людей, каждая из которых возвела здание мечети во времена жизни Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Одна община построила мечеть, основанную на праведности и чистых убеждениях, с искренностью перед Всевышним Аллахом. Другая община построила свою мечеть, преследуя дурные цели, с грязными убеждениями и злым умыслом. Аллах велел Своему Пророку молиться только в той мечети, которая была основана на богобоязненности, и запретил ему молиться в мечети, основанной на неверии и коварстве. Аллах сказал:
«Те, которые построили мечеть для нанесения вреда, поддержания неверия, внесения раскола в ряды мусульман и создания заставы для тех, кто издавна сражается против Аллаха и Его Посланника, непременно будут клясться: «Мы не хотели ничего, кроме добра». Аллах свидетельствует, что они являются лжецами.
Никогда не совершай в ней намаз. Мечеть, которая с первого дня была основана на богобоязненности, больше заслуживает того, чтобы ты выстаивал в ней. В ней есть мужи, которые любят очищаться. Воистину, Аллах любит очищающихся.
Тот ли, кто заложил основание своего строения на страхе перед Аллахом и стремлении к Его довольству, лучше или же тот, кто заложил основание своего строения на самом краю обрыва, готового обвалиться, так что он обвалился вместе с ним в адское пламя? Воистину, Аллах не ведет прямым путем несправедливых людей» (Коран, 9: 107-109).
Хвала Аллаху, Господу миров. Мир и благословение Посланнику Аллаха, а также его семье и всем его сподвижникам.
Из книги «Aль-Иршад иля сахих аль-И’тикад»
Шейх Салих ибн Фаузан ибн Абдулла Аль-Фаузан
Перевод: Абу Ясин Руслан Маликов
Корректор текста: Тамки́н Р.Г.
Каноническая редакция: Максад Каримов
Для сайта – www.whyislam.to
Вопросы для проверки усвоения прочитанного:
1) Для чего Аллах создал людей и джиннов? Какую миссию они несут в этом мире? Обоснуй свой ответ доводом из Корана.
2) Аллах сказал: «…ухватился за самую надежную рукоять». Что такое «надёжная рукоять»?
3) Всё чему поклоняются помимо Аллаха, является ложью. Так ли это? Обоснуй свой ответ доказательством из Корана.
4) Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Воистину, Аллах запретил адскому пламени касаться того, кто сказал: “Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха”, стремясь к Лику Аллаха».
Ответь: достаточно ли человеку произнести слова «Ля иляха илля-Ллах», чтобы войти в Рай и избежать Ада? Как ты понимаешь данный хадис?
5) Какое деяние стирает все грехи, даже если они по количеству заполнят собою всю землю? Обоснуй свои слова доводом из Сунны.
6) Кто такие обладатели непорочных сердец?
7) Аллах обещал прекрасную жизнь мужчинам и женщинам, которые обладают двумя качествами, назови эти качества.
2) Совершение праведных дел.
8) Какой из грехов уничтожает все праведные дела человека? Приведи довод из Корана в подтверждение своих слов.
9) Если человек умирает, не покаявшись перед Аллахом в своих грехах, то Он может простить Его и после смерти и избавить от адского Пламени. Но существует грех, который Аллах не прощает после смерти, какой это грех? Обоснуй свой ответ доводом из Корана.