Акинцы что за нация
АККИНЦЫ
Полезное
Смотреть что такое «АККИНЦЫ» в других словарях:
Аккинцы — Историческая народность/«общество» Современная этническая и субэтническая группа Аккинцы самоназв. Аьккхий и Вайнах[1] … Википедия
Аккинцы (тукхум) — … Википедия
Горные аккинцы — Аккхи Самоназвание … Википедия
История чеченцев-аккинцев — Аккинцы представители тейпа аккой … Википедия
История аккинцев — История аккинцев … Википедия
Национальный состав России — Россия согласно конституции является многонациональным государством. На её территории проживает более 180 народов, в число которых входят не только коренные малые и автохтонные народы страны. При этом русские составляют около 80 % населения… … Википедия
Список чеченских тукхумов и тайпов — См. также: Тукхум и Тайп Герб Республики Ичкерия. Девять звёзд символизируют девять чеченских тукхумов … Википедия
Расселение народов России по субъектам РФ — В таблицах представлены народы и народности[1] России и их расселение по субъектам РФ с численностью (в скобках в виде процентной доли народа в субъекте РФ от численности народа в целом в стране по данным переписи 2010 года и переписи 2002… … Википедия
Список чеченских тукхумов и тейпов — См. также: Тукхум и Тейп Герб Республики Ичкерия. Девять звёзд символизируют девять чеченских тукхумов … Википедия
Аккий (тайп) — У этого термина существуют и другие значения, см. Аккий. Аккий Самоназвание: чеч. Аьккхий Расселение: Чечня Родовое се … Википедия
Аккинцы (чеченцы-аккинцы): судьба народа, покинувшего родные земли
Аккинцы — субэтнос чеченского народа, судьба которого является одной из наиболее трагичных среди населения Северного Кавказа. Чеченцам-аккинцам не раз приходилось по своей или чужой воле покидать регионы исторического проживания. Несмотря на это, народ сохранил национальную самоидентификацию и память о героическом прошлом предков.
Название
Аккинцы, или чеченцы-аккинцы, называются так по месту их древнейшего обитания — горного региона Лам-Акки, располагавшегося в урочище Нашах, в верховьях реки Гехи. После переселения части исторических аккинцев на территорию современного Дагестана произошло разделение народа на две группы:
Аккинцев Дагестана называют аухоцами: ряд исследователей считает, что термин произошел от кумыкского топонима. Другие придерживаются мнения, что слово восходит к древним нахским языкам. Так или иначе, со временем экзоэтноним начал восприниматься народом в качестве самоназвания, одно из поселений аккинцев носит имя Аух.
Существуют и другие варианты названия аухоцев, появившиеся у соседних народов:
Где живут и численность
Общее число проживающих на территории Дагестана чеченцев, по данным переписи 2002 года, составляет 87 867 человек. Из них лишь 116 человек идентифицировали себя в качестве аккинцев. Всего в России зарегистрировано 218 представителей народности.
Фактически аккинцев больше, но в результате ассимиляции и репрессий сороковых годов прошлого столетия многие стали идентифицировать себя в качестве чеченцев, используя общее название группы народов нахчо/нохчо.
Ауховцы проживают в пределах Новолакского, Казбековского, Хасавюртовского, Бабаюртовского районов Республики Дагестан. Зоны расселения дагестанских чеченцев включают предгорные районы Северо-Западного Дагестана, долины рек Акташ, Ярыксу, Ямансу, Аксай, Кумыкскую равнину, вблизи чеченской границы.
Аккинский диалект выступает частью чеченского языка, входящего в северокавказскую семью языков, нахско-дагестанскую группу. Язык характеризуется высоким числом заимствований из восточных, кумыкских диалектов.
По сравнению с литературным чеченским, включает большее число форм древнейших нахских языков, ставших основой для формирования современных национальных языков северо-кавказских регионов. Ученые полагают, что аккинский диалект — промежуточный вариант между ингушским и чеченским, обладающий уникальным набором исторических и заимствованных частей.
История
Ученые не установили точное время образования лам-аккинцев, проживавших в горных районах Дагестана. Известно, что народ занимался скотоводством и земледелием, часто вступал в стычки с соседними поселениями, отличался храбростью, отлично владел луком и стрелами.
Жили горные аккинцы в каменных башнях, состоявших из одной или нескольких комнат, с пристроенными к ним кунацкими — комнатами приема гостей. Позже стали строить укрепленные полубашни, оборудованные для стрельбы из лука, обороны. В чеченских горах сохранились руины сооружений. Наиболее знаменитые — постройки вблизи аулов Лежг, Керети, Бици, башни Дисхи и Итир-кале.
В связи с нехваткой пригодных для обработки земель и притеснениями соседей в XV-XVI столетиях происходит переселение народа из горной местности на равнины. Первая волна миграции достигла низовий Аргуна, следующие дошли до долин верховий рек Ярыксу и Ямансу.
Переселение в относительно незаселенные районы больших групп чеченцев способствовало междоусобным воинам, попаданию в даннические отношения с более могущественными народами. Ауховцы, занявшие территории, заселенные кумыками, жили в тесном соседстве с карабулаками, орстхойцами и ичкеринцами, находились в зависимости у аварских ханов и кумыков. В конце XVIII столетия аккинцы освободились от зависимого положения, лишь небольшие группы платили дань эндиреевским князьям до 1840 г., пока в ходе Кавказской войны не были освобождены Шамилем.
Поражение в войне привело к выселению 250 семей в кумыкский регион. Еще 1200 семей выселили в результате восстаний горцев 1867 и 1877 гг. На этом репрессии по отношению к народу не закончились. В 1944 г. по подозрению в измене и партизанской работе против СССР из Дагестана в Среднюю Азию, Казахстан и Киргизию выселили более 35 000 чеченцев, 15 000 из них — аккинцы.
В 1957 г. им разрешили вернуться в Дагестан, но не на территории исторического проживания, куда принудительно были заселены лакцы и аварцы. В конце прошлого столетия запрет сняли, однако земли ауховцам не отдали. Тройственный конфликт продолжается поныне, хотя работа по переселению аккинцев в места исторического проживания ведется. Ежегодно 23 февраля представители народа отмечают день памяти репрессированных.
Внешность
Аккинцы относятся к европеоидной переднеазиатской расе, кавкасионскому типу, свойственному для региона Северного Кавказа. Соседние народы отмечали красоту и стройность чеченских девушек, атлетическое сложение мужчин. К характерным признакам внешности относят:
Одежда
Одежда аккинцев похожа на традиционные костюмы кавказских народов. Мужчины носили просторные штаны, нательную рубаху с высоким воротом на пуговицах. Дополняли наряд бешметом и черкесской: последнюю надевали на праздники или использовали в богатых семьях. В обычной жизни ауховцы накидывали шубу или кафтан поверх нательной рубахи.
Женский наряд состоял из длиннополого платья туникообразного покроя. Девушки и женщины в праздники дополняли его приталенным распашным платьем с длинными рукавами. Шили платья из плотного сукна, бархата или парчи, декорировали искусной вышивкой с растительным, геометрическим орнаментом. Голову покрывали остроконечной шапкой с загнутым концом или платком, волосы заплетали в косы.
Мужчины-аккинцы предпочитали для создания бешметов и черкесок сукно красного и черного оттенка. Девушки в повседневной жизни и для шиться праздничных платьев использовали ткани кизилового, голубого, красного, желтого, коричневого цветов. Свадебный наряд был таких же оттенков, но более светлой гаммы.
Семейный уклад
В аккинском обществе существовал патриархальный уклад, жили малой семьей, состоящей из двух-трех поколений. Брачный возраст наступал в 16-18 лет, практиковались свадьбы по сговору, в том числе и люлечные. Приветствовались браки по согласию, порицались, но все же принимались обществом свадьбы с умыканием или убеганием невесты из дома.
Несмотря на зависимое положение женщины, ко мнению невесты относительно жениха прислушивались, часто она сама выбирала мужа по сердцу на общих гуляньях. Свадебное действо начиналось со сватовства, в котором участвовали родственники жениха, приезжавшие в дом девушки несколько раз. Правила приличия и благопристойности позволяли родственникам невесты дать положительный ответ не раньше, чем после третьего визита.
В день свадьбы за невестой отправлялся свадебный поезд, который сопровождали друзья жениха на конях, оглашавшие окрестности стрельбой и шумом. Невесту доставляли в дом жениха, при встрече обсыпая зернами, угощая сладостями. Через несколько дней после свадьбы проводили «обряд родника». Родственницы мужа уводили невестку с кувшином к ближайшему роднику за водой, по пути распевая веселые песни. После того как девушка приносила в дом воду, она считалась частью семьи и погружалась в повседневные дела по хозяйству.
Жизнь
С приходом на равнины, основную роль в жизни чеченцев-аккинцев стало играть земледелие и огородничество. Сеяли ячмень и пшеницу, выращивали табак, кукурузу, чеснок, фасоль, перец, арбуз, черемшу, тыкву. Не потеряло значения скотоводство, имевшее мясо-молочное направление. Для пищи и промыслов разводили коров и овец, для обработки почвы и перевозки грузов — быков и буйволов, для верховой езды — коней.
Подсобное значение имели охота и пчеловодство. Традиционным женским промыслом стало изготовление сукна, используемого для пошива черкесок и межсезонных плащей. Мужчины славились как хорошие кузнецы и оружейники, производители сельскохозяйственного инвентаря.
Религия
Аккинцы исповедуют ислам суннитского толка, ранее придерживались христианства, на этапе становления — язычества. Важное значение имел культ плодородия, включавший вопросы продолжения человеческого рода. Сохранились руины святилища богине деторождения и плодородия Тушоли.
Во многих селениях священным местом была каменная плита с круглым проломом, через который проводили скот, чтобы очистить от злых духов. Часто рядом устанавливали грибообразный фаллический символ, деревянные или каменные изваяния богини Тушлоли.
Основу пищи составляли молочные и мучные продукты, мясо ели по праздникам, во время приема гостей. В повседневной жизни употребляли каши, супы, кисломолочные продукты, сыр, хлеб. Традиционное блюдо — хинкал: кусочки теста, сваренные в бульоне. Многие блюда заимствованы из кумыкской кухни, например, плов.
Известные аккинцы
Аккинцы прославились на весь мир как храбрые воины и непобедимые спортсмены. Среди них Герой Советского Союза Ханпаша Нурадилов: участник битвы за Сталинград, в одиночку взявший в плен 12 офицеров и уничтоживший более 900 солдат противника.
Не менее известны и спортсмены: чемпион мира и Европы по вольной борьбе Адам Сайтиев, олимпийский чемпион Эльмади Жабраилов, чемпион Европы по вольной борьбе Джамал Отарсултанов.
Видео
ЧЕЧНЯ. Аккинцы — субэтнос чеченского народа, судьба которого является одной из наиболее трагичных среди населения Северного Кавказа. Чеченцам-аккинцам не раз приходилось по своей или чужой воле покидать регионы исторического проживания. Несмотря на это, народ сохранил национальную самоидентификацию и память о героическом прошлом предков. Численность аккинцев достоверно неизвестна, так при переписи населения в 2002 г. многие аккинцы указывали себя как чеченцы. Официально признали себя аккинцами 218 человек, в то время как в 1963 году их было около 28 тысяч человек.
Аккинцы говорят на аккинском диалекте чеченского язык. До середины XX в. некоторыми исследователями нахских языков признавалось существование самостоятельного аккинского языка. Другие ученые считают, что язык аккинцев занимает промежуточное положение между чеченским и ингушским языками, в нем сохранились и более древние формы вайнах- ских языков. По мнению третьих исследователей, выделение аккинского языка-диалекта из вайнахской общности, в которую входили будущие чеченцы и ингуши, произошло относительно поздно — в течение XVII в., и с этого времени можно говорить о его самостоятельном развитии. Ныне он признан одним из более отдаленных диалектов чеченского языка, сохранившим отчетливые следы близости с ингушским языком. Язык аккинцев претерпел определенныее изменения в лексике и фонетике под влиянием кумыкского и в гораздо меньшей степени ногайского языков.
Краткая история аккинцев. Аккинцы — потомки переселенцев из Чечни (общество Аккий), основавших в Терско-Сулакском междуречье Ауховское общество, вошедшее позднее в Хасавюртовский округ.Аккинцев Дагестана называют также ауховцами: ряд исследователей считает, что термин произошел от кумыкского топонима. Другие придерживаются мнения, что слово восходит к древним нахским языкам. Так или иначе, со временем экзоэтноним начал восприниматься народом в качестве самоназвания, одно из поселений аккинцев носит имя Аух.
Дагестанские чеченцы-аккинцы обитают в двух природно-климатических зонах: предгорьях северных склонов Андийского хребта (Новолакский и Казбековский районы) и юго-западной части Кумыкской равнины (Хасавюртовский и Бабаюртовский районы). В XVI веке в русских документах упоминается Ших-мурза Окоцкий — предводитель и военно-политический деятель нахской народности ококи, наиболее вероятно — аккинцев; сын предыдущего предводителя ококов — Ушары-мурзы Окоцкого. С появлением в Терском городе Окоцкой слободы ауховцы, наравне с другими северокавказскими народами, начинают втягиваться в общероссийскую торговлю, в частности, с такими городами, как Астрахань и Москва.
Вероятно, первые контакты и основу для сотрудничества между предводителями ококов и Русским государством заложил отец Ших-мурзы — Ушары-мурза. Он вступил в подданнические отношения с русскими властями в период основания царём Иваном IV Грозным первых городков-укреплений в долине Терека. В 1567 году здесь, в районе впадения в Терек Сунжи, русскими был построен острог — первые Терки.
По поводу происхождения, этнической принадлежности аккинцев-ауховцев, времени переселения и образования Ауховского общества в Дагестане и другим вопросам имеются различные, порой противоречивые сведения и гипотезы. Ауховский район, образованный в 1943 г.Ауховский район, образованный в 1943 г.Самая ранняя, устная версия происхождения аккинцев из Акки-лам приводится в известной работе Башира Далгата «Первобытная религия чеченцев», в которой он цитирует рассказ чеченца по публикации в газете «Терские ведомости» за 1870 год.:
Там, в стороне Баш-лама, рассказывают старики-чеченцы, есть горы, из которых вытекают рр. Асса, Фортанга, Геха. Это – горы Акки-лам; там живут, или, по крайней мере, жили при наших предках «лам-кристы» (горные христиане). Это наша колыбель, как и других чеченских родов. Сменилось четырнадцать поколений с тех пор, как наша часть «лам-кристов» вышли из своего гнезда по причине малоземелья и протянулись на восход солнца. Роды нахчи (чеченцев) ели тогда свинину и были «русские», т.е. христиане. Судя по тому преданию, чеченцы в горах были христианами лет 400-500 тому назад; очевидно, они оставались ими и долгое время по выселении из гор в Ичкерию (предгорья) и далее на плоскость. Пока не стали забывать принесенную ими из гор веру и учение.
Как следует из преданий аккинцев, их предки примерно в конце XVI – начале XVII в. в силу ряда социально-экономических, демографических и других причин (войны с соседними чеченскими тайпами и грузинами и т.д.) вынуждены были покинуть места своего древнего обитания в Лам-Акки и, постепенно двигаясь на восток, расселились по долинам р. Мичик (ныне Ножаюртовский р-н Чеченской Республики), а затем двинулись под давлением калмыков, первое крупное столкновение с которыми произошло в 1644 г. Примерно во второй половине XVII в. аккинцы переселились в горы к р. Ямансу, где и образовали свои поселения.
Ауховское общество формировалось из представителей различных вайнахских тайпов. Так, аккинцы из тайпа Парчхой основали два селения: Шир-юрт (Юрт-аух ) и Парчхой (Акташ-аул), а выходцы из тайпа Щечой (карабулаки) — село Цечой (Кишень-аух). Несколько позже выходцы из ичкерийских тайпов, представляющих горных чеченцев и другие основали еще несколько селений на территории Ауховского общества.
По определению восточных чеченцев, хасавюртовские аккинцы происходят из Щечой тейпа (карабулаки). При этом орстхоевский (карабулакский) тайп Щечой известен и в настоящее время среди ингушей. По мнению некоторых исследователей, именно карабулаки и составляли большую часть первых аккинцев, однако поскольку ядро первопоселенцев в Аухе составляли аккинцы, то языком общения, а вслед за этим и родным языком стал аккинский.
Другая этническая группа дагестанских чеченцев, качкалыки, обосновалась примерно в конце XVII-XVIII вв. севернее Ауховского общества в шести селениях, расположенных на этнической территории аксаевских кумыков на стыке нынешних границ Дагестана и Чечни. Переселение чеченцев из Чечни в ауховские селения продолжалось в XIX в. и позже, вплоть до начала 1944 г. В ауховских селениях оказались также представители соседних этнических общностей: кумыков и аварцев.
Ауховцы продолжали быть в зависимости от эндиреевских князей вплоть до 1840 г., когда во время национально-освободительной борьбы горцев имам Шамиль освободил их от податей за участие в движении. В 1841 г. во время карательной экспедиции царских войск в Аух были истреблены около 250 семейств, т.е. половина всего Ауховского общества. За участие в восстаниях 1867 и 1877 гг. часть жителей ауховских и других чеченских аулов была переселена в равнинные селения Кумыкского (Хасавюртовского) округа.
В 1860 г. после образования Дагестанской и Терской областей Ауховское общество вошло в состав Кумыкского (позднее — Хасавюртовского) округа Терской области, переименованной в в 1920 г.в Горскую Республику. После многократных обращений ауховцев с просьбой создать национальный район указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 5 октября 1943 г. за счет разукрупнения Хасавюртовского р-на ДАССР было принято решение об образовании Ауховского р-на с центром в селе Ярыксу-аух.
23 февраля 1944 г. все чеченцы и ингуши, проживающие в Чечено-Ингушской АССР и прилегающих к ней территориях, в том числе и Дагестанской АССР, были выселены в различные районы Казахстана и Киргизии.
Скотоводство чеченцев имело мясо-молочное направление. Коневодство у чеченцев играло второстепенную роль, лошадей любили и использовали в основном для верховой езды, а также при обмолоте зерновых. Важную роль в хозяйстве чеченцев играли кустарные промыслы. Немалой популярностью пользовалось чеченское сукно, из которого шились черкески, башлыки и др. Высокое развитие получило оружейное производство. У аккинцев богато представлены как танцевальное искусство так и музыкальные инструменты: барабан, бубен, зурна, гармоника и др.
Известные аккинцы.
Некоторые известные аккинцы: Ханпаша Нурадилов — герой Советского Союза.
Имам Алимсултанов — певец и композитор.
Артур Бетербиев — боксёр, чемпион мира и Европы.
Сайтиев Бувайсар — борец вольного стиля, трёхкратный олимпийский чемпион.
Джамал Отарсултанов — борец вольного стиля, олимпийский чемпион.в
История аккинцев
История аккинцев
Чеченский автономный округ (1922-1924)
Населенные пункты, основанные аккинцами в Терско-Сулакском междуречье
Аккинцы (самоназвание чеч. аккхий или чеч. арара-аьккхий ; позднее появилось чеч. овхой от этнического имени ауховцы) — крупная ветвь вайнахского этноса, сложившаяся в процессе долгого исторического развития.
Содержание
Общие сведения о народе
Аккинцы расселены ныне на территории северо-западной части Дагестана (преимущественно в Хасавюртовском, Бабаюртовском, Новолакском и в Казбековском районах республики), а также поселения народа рассредоточены по территории республик Чечни и Ингушетии. Численность на территории Дагестана составляет около 100 тыс. чел., на территорий Чечни и Ингушетии отдельная перепись аккинцев не проводилась.
Говорят на аккинском диалекте, преподавание в школах ведется на литературном чеченском языке. В основном, мусульмане суннитского толка. Предки современных Аккинцев, населяющих северо-западную часть Дагестана проживали здесь ещё на рубеже первого тысячелетия. В силу целого ряда причин часть Вайнахов обосновалась на предгорно-плоскостных землях Северо-Восточного Кавказа, на территории Терско-Сулакского междуречья, называемой аккинцами Аккха и Аух. Раннее обитание в предгорьях и на равнинных землях, долгая, относительно изолирования от всего Вайнахского этноса жизнь, особенности географического расселения и другие факторы обусловили определенное своеобразие исторического развития аккинцев. В результате этого, в языке аккинцев сохранились более древние формы вайнахских языков, которые могут пролить свет на историю развития как вайнахских, так и других кавказских языков. Анализ этнического состава аккинского общества позволяет высказать предположение об отрыве их от остальных групп вайнахов задолго до момента внутриэтнического разделения всего вайнахского этноса на, собственно, чеченцев, ингушей, орсхойцев, аккинцев, бацбийцев, кистинцев и другие национальности и группы.
Тейпы и исторические места проживания
Из многочисленных тейпов, составляющих ныне аккинское общество, но преданиям, собственно аккинскими являются тейпы Аккой, Барчхой, Зогой, Жевой, Нокхой, Чонтой, Ваьппий, и Пхарчхой. У всех без исключения тейп (собственно аккинских, а также чеченских, Ингушских), живущих в Акки, родным ныне является аккинский диалект чеченского языка. Представленность среди аккинцев Ингушских, орстхоевских, бацбийских, чеченских, тейпов также служит подтверждением общевайнахского расселения в предгорно-плоскостной полосе Центрального и Северо-Восточного Кавказа, однако на территорий Терско-Сулакском междуречья преобладающая часть населения состояла из аккинских тейпов, в результате чего утвердилось и общее название местных жителей аккхи.
Территория проживания аккинцев (ауховцев) известна под названиями Акка (или Аккха) и Аух. Акка делились вплоть до 1780-х гг. на два образования (в соответствии с внутренним подразделением аккинцев на две части — аккинцев-гачалкоевцев и аккинцев-пхарчхоевцев)
Территория Акки охватывала, в различные исторические периоды, предгорные и плоскостные земли Терско-Сулакского междуречья. Являясь житницей местного населения, плоскостная и предгорная части Акки в устах своих аккинцев получила название Паана-мохк, понимаемое ими как благодатная, райская земля. Письменные источники свидетельствуют об Аккинцах с начала нашей эры. Известный древнеримский историк Плиний Старший (I в. Р. Х.) в естественной истории называет среди северокавказских обитателей и племя аккисы, которых современные исследователи сопоставляют с аккинцами. Рядом исследователей также высказывается предположение, что под авхатами Геродота (V в. до н. э.) акибами, Клавдия Птоломея (II в. н. э) тоже могут подразумеваться аккинцы. В последних веках до нашей эры и в первые века нашей эры многочисленные племена гаргареев, исадиков, хамекитов и аккисов, то есть предков вайнахов, населяли как горные, так и предгорно-плоскостные земли Центрального и северо-Восточного Кавказа, в частности, Терско-Сулакское междуречье. Подтверждением письменных свидетельств служат данные археологических исследований поселений и и могильников на территорий Акки: Хазар-Калинского, Новолакского Яман-су Балан-су и др. Все они представлены материалами III—I вв. до и первых веков н. э. свидетельствующими о начале Вайнахского элемента в Терско-Сулакском междуречье на рубеже эр.
Характер аккино-хазарских связей широко представлен материалами археологических раскопок на местах древних поселений и городищ на территорий Акки: Хазар-Кала, Андрей-аульское городище, Герменчикская крепость в селе Новолакское и др. Так, исследования на окраине аккинского селения Гачалка в местечке, называемом местными жителями Хазар-кала (Хазарская крепость), выявили материал, включающий остатки городища и селения, существовавших одновременно. Культурный слой памятника позволил археологом выделить 3 периода активного существования.
История в VIII—XII вв
Аккино-хазарское сотрудничество наиболее зримо проявилось в период арабо-хазарских воин и арабской экспансий на Севером Кавказе. Письменные источники свидетельствуют об участие аккинских боевых отрядов во главе со своим предводителем Агуки Шагином (в переводе с аккинского диалекта чеченского языка Ауховский Шагин) в составе хазарских войск в боях против арабских армий, причем характер описания действий арабов на Севером Кавказе показывает, что аккинский военачальник являлся вторым лицом в хазарской армии и представлял значительную опасность для арабских полководцев.
Военные действия происходили и на землях аккинцев: в период похода арабских войск под руководством Мирвана (735—736 гг.) была захвачена аккинская крепость Кешне и до основания разрушена крепость Хасни-Хиснумма, под которой подразумевается ранее известная Хазар-кала. Местные предания также свидетельствуют об ожесточенном сопротивлений, оказанном аккинцами врагу. В конце I — нач. II тыс. (IX—XII вв.) в Терско-Сулакское междуречье прибывает крупный поток Вайнахского населения из горной части Чечни и Ингушетий, в составе которых были представители горных аккинцев (чеч. лам аьккхи ), в также отдельные группы др. вайнахских тейпов, которые органично влились в состав местного населения.
История в XIII—XIV вв
Внутреннее развитие и приток нового населения привели к этно-территориальному оформлению Акки. К началу XIII века Акка предстает в виде двух этно-территориальных образований: Гачалка-Акка (чеч. Гачалка-Акка или чеч. Аьккха ), расположенного между левым берегом р. Аксай, Качкалыковским хребтом (чеч. Качалкой дук ), рекам Гумс — Сунжа — Терек;
Пхарчхошка-Акка и Ширча-Акка, занимавшим земли от правого берега р. Аксай и Андийских гор до левобережья Сулака, западного побережья каспия и правобережья Терека в нижним течении. Приток новых групп вайнахского населения влил новые силы в молодой организм края. Перед жителями Акки открывается прекрасные перспективы: располагаясь в зоне пересечения торгово-экономических и военно-политических связей народов громадного евразийского материка. Общаясь в разных формах с соседями, и близкими народами и племенами, аккинцы имели весьма благоприятные условия для всестороннего политического, хозяйственного и культурного развития. Однако данный процесс был прерван событиями, происходившими на обширной территорий в XIII—XIV вв. События этих веков являются одной из ярких страниц в историй населения восточных земель вайнахов.
Письменные свидетельства, дополняемые данными аккинского фольклора, показывают ожесточенный характер борьбы местного населения против полчищ Золотой Орды. Первые вооруженные столкновения аккинских боевых отрядов с монголо-татарскими войсками произошли в первой половине XIII в. Первым руководителем аккинцев, ведших боевые действия, местная историческия хроника называет Таймасхана который впоследствий погиб в одном из сражений на реке Терек. В XIV столетии аккинцы сражались против золотоординцев под предводительством Янбека, а после его смерти — его сына Маадия. Как свидетельствует аккинская хроника, между аккинскими и золотоордынскими войсками произошло пять крупных сражений, причем последние из них хронологически можно отнести к последней четверти XIV в. Наиболее ожесточенным было третье сражение за стоявшее выше селение Кешне, в районе горы Амир-корт, в ходе которого на помощь аккинцам пришли и кази-кумухские лакские боевые отряды. В результате золотоордынские отряды, понеся ощутимые (в хронике названа цифра 3000 чел.) потери, покинули поле боя.
Изнурительная борьба на протяжений двух столетий нанесла огромный ущерб местному населению: почти вся равнина и часть предгорных поселений аккинцев была разорена, частично стерта с лица земли, погибло большое количество людей, ухоженные веками поля превратились в пустыню, погибли или были забыты многие ремесла и виды хозяйственной деятельности. С уходом войск Тимура в Терско-Сулакском междуречье наступает период относительного спокойствия. Весьма зыбкое, вместе с тем относительное спокойствие, наступившее в XV—XVI вв., благоприятствовало возвращению аккинцев из предгорной зоны Акки и Ичкерий на плоскость, восстановлению старых и созданию новых поселений, воссозданию нормальной хозяйственной жизни.
На Севером Кавказе в описываемое время окончательно сложились территориально-этнические и языковые общности. Одним из таких обществ, в числе первых установивших (или восстановивших заново) дипломатические, военно-политические и хозяйственные связи с жителями предгорно-плоскостных районов края и русским населением на Тереке, являлись представители вайнахов — аккинцы. В силу сложившегося на Севером Кавказе политического климата, а также географического расположения и уровня хозяйственной жизни, аккинцы сыграли известную роль в вайнахско-кавказских и вайнахско-русских взаимоотношениях. Естественно, роль аккинского общества не могла бы быть столь значительной без соответствующего уровня экономического развития. К XV—XVII вв. этно-территориальное общество Акки получило, как представляется, свое полное завершение. Процесс языковой, экономической, территориальной, культурной и политической консолидаций привел к возникновению и развитию своеобразного общества, помнящего об общевайнахском единстве в происхождении и, в то же время, осознающего самостоятельное этническое самобытие.
История в XVI—XVII вв
Расселение и этнический состав
Из наиболее крупных поселений, созданных аккинцами, можно называть следующие:
В предгорной части от Сулака до Аксая располагались пхарчхоевские поселения, также имевшие смешаный состав:
Внешнеполитические отношения
Ко времени выхода России к Тереку (середина XVI века), согласно документальным данным и исследованиям специалистов, Акки представлял собой сильное политическое образование на Северном Кавказе, с которым вынуждены были считаться не только правители общества Кавказа, но и представители крупных держав, устремивших свои взоры на Кавказ — Иран, Россия, Турция и Крымское ханство. Многие свои политические и иные мероприятия они вынуждены были проводить с оглядкой на позицию и действия жителей Акки и его лидеров. С самого начала Россия усиленно пытались найти союзников в среде северокавказских владетелей. Во второй половине XVI—XVII в. особое место во взаимоотношениях России и Северного Кавказа царское правительство отводило вайнахам. Наибольшую активность в вайнахско-русских взаимоотношениях того периода проявили, как известно, аккинцы, называемые в русских источниках ококами, окухами, окочанами, и т. п. Документы XVI—XVII вв. cвидетельствуют о хозяйственной, политической жизни аккинцев, об их предводителях — Ушароми (Ушарма), Шехи, Батае, Маадие и др., а также о ведущей роли аккинцев в Терско-Сулакском междуречье. Русские и иностранные источники фиксируют в крае оба аккинских общества: Окох (Акка или Гачалка-Акка) и Старый Окох (чеч. Ширча-Акка или Пхарчхошка-Акка ).
Ушаром заложил основы дальнейших действий и политического вера Акки в отношениях с народами Кавказа и России. Лидеры Акки вместе со своими соплеменниками развивают бурную военно-политическую и дипломатическую деятельность: войдя в союзнические отношения с Россий (в 1588 г. документально и юридически оформленные) и опираясь на разветвленные и длительные контакты со многими кавказскими горскими обществами, русским населением на Тереке, они развивают хозяйственные, военно-политические и дипломатические отношения с народами Кавказа, терской администрацией и др. Важным моментом, заставлявшим Россию делать ставку на аккинцев, было желание царского правительства иметь противовес и барьер перед своими противниками на Кавказе. Безусловно, политика России на Кавказе мало чем отличалась от политики, типичной для феодальных государств того времени: Россия, как и Иран и Турция, ставила целью установление на Кавказе своей гегемонии.
История в XVII—XVIII вв
Документальные материалы второй пол. XVII в. — начала XVIII в., дают мало сведений о политическом состояниив Акки, однако в них, вопреки общепринятом мнению, вообще не содержится данных о коком либо подчинений Акки т. н. Эндиреевскому, Костековскому, и Аксаевскому, владениям, вести речь о которых на фоне современных исследований вряд ли представляется правомерным. Историческая хроника аккинцев свидетельствует о самостоятельности общественно-политической жизни в Акки — это же подтверждается и русскими документами последующего столетия. Аккинское же население Терского города (а, впоследствии, Святого Креста, Кизляра, Астрахани) на протяжении XVII—XVIII вв. Продолжало прибывать в русских городах, участвуя как в торговых и административных так и в дипломатических и военно-политических мероприятиях Русского государства. С начала XVIII в, в политической жизни народов Северного Кавказа намечается новая расстановка сил и влияния крупных держав. Противостояние России, Турции и Ирана все больше втягивает местные народы в орбиту международной политики. Постепенный период во взаимоотношениях России с вайнахскими (аккинскими) обществами от политики сотрудничества к политике подавления и подчинения местного населения своим и соседним феодалам проявляется в отношений Акки и аккинцев с начала XVIII в. Характерен в этом отношений и союз России с Калмыцким ханом Аюкой в 1708 г. направленный против вайнахов, отстаивавших свои земли и независимость. Именно с этим периодом, продолжавашимся до конца 80-х гг. XVIII в. связывают исследователи ожесточение борьбы равнинного населения Акки против царских войск и давления дагестанских феодалов. В 1718—1722 гг. на земли вайнахских обществ, в первую очередь, аккинцев, были совершены карательные походы царских войск, приведшие и отходу части аккинцев-гачалкоевцев от правого берега Терека и скоплению их ближе к р. Аксай и Качкалыковскому хребту, а также положили начало вытеснению и уничтожению представителей аккинцев-пхарчхоевцев из равнинной зоны.
История в XVIII—XIX вв
С 1730-х гг. для аккинцев начался долгий период борьбы против царской администрации и местных северокавказских владельцев за сохранение своих земель и независимости, за которые, если бы они не были постоянным местом жительства, они не боролись бы с такой могучей державой, каковой являлась Россия, на протяжении XVIII и XIX вв. В понимании исторического прошлого аккинцев, уяснении их современного состояния и осознания этно-политического и территориального положения своего субэтноса важно выяснение проблемы территориальных границ Акки в XVIII—XX вв.
Традиционная версия расселения аккинцев в предгорных районов между рр. Аксай и Акташ, заложенная царскими исследователями и офицерами в XIX — нач. XX в. совершенно игнорирует сведения русских же авторов XVIII-начала XIX в. Так, И. Г. Гербер, с 1722 по 1728 годы состававиший карту кавказа, писал о чеченцах живущих подле Андрея и реке Терек, то есть от сел. Эндери до правобережья Терека. Через полстолетия (1785 г.) М. Д. Чулков отметил: жилища чеченцев простирались прежде всего от гор, недалеко от Эндери находящихся, до самого моря, ещё через четверть века Равинский высказал замечание об острове Чечень, который лежит против обиталище Чеченцев, по близости Аграханского залива. Данные свидетельства служат ярким подтверждением представляемой картины исторических границ Акки и сокращения территории проживания аккинцев под натиском царской России и дагестанских владельцев и конце XVIII—XIX вв. Вторая половина XVIII столетия была определяющей в дальнейшей исторической судьбе аккинцев
Борьба аккинцев за сохранение независимости и земель в равнинных района Терско-Сулакского междуречья обостряется, отдельные конфликты, возникавшие между местоими обществами и дагестанскими феодалами стали перерастать в вооруженную массовую борьбу. В аккинских землях создаются боевые дружины во главе со своими предводителями. Боевые дружины обществ Шебарлой и Чонтой долгое время воздействия велись в междуречье рр. Сулак и Акташ. Руководителем отрядов, сформированных представителями обществ Коцой и Гочар, стал Абу-Тагир они действовали в бассейне р. Аксай и равниных районах севернее и северо-восточнее Качкалыковского хребта. Абду-Разак и Абу-Тагир являлись светскими лидерами аккинцев, в роли же религиозных предводителей выступали известный Шейх-Мансур (Ушурма) и не менее почитаемый аккинцами Балей-шейх, придерживавшиеся различной политической ориентации в вопросах политических событий на Севером Кавказе, в частности, в вайнахских землях Спор двух религиозных лидеров закончился смертью Балий-шейха, последовавшей в начале 80-х годов, и поддержкой взглядов Шейха-Мансура на восстановление единого мусульманского государства времен Абу-Муслима на Севером Кавказе.
Длительная борьба аккинских обществ против царской военной машины и северокавказских владельцев, а также ожесточенное сопротивление действиям царской администрации в Терско-Сулакском междуречье в течение XVIII в. истощали материальные и физические силы аккинцев. Однако борьба не прекратились и именно аккинцы одними из первых поддержали активно включились в движение северокавказского масштаба под руководством Шейха-Мансура (1785—1791 гг.). Сопротивление аккинцев продвижалось вплоть до конца XVIII в. и закончилась почти полным уничтожением одного из крупных подразделений Акки — Гачалка-Акка, массовым истреблением населения, переходом оставшейся части Гачалкоевцев на первый берег Аксая, а также вытеснением аккинцев земель в нижнем течением Терека и Сулака и междуречья Сулака и Акташа. Венцом же трагедии аккинцев в XVIII в. являлось насаждениее колониальной царской администрации в плоскостных районах Акки. XIX в. оказался не менее богатым на трагические события для аккинцев. Борьба местного населения не только прекратились, но и продолжала нарастать. В течение первых десятилетий XIX столетия царизм, продолжавший свою колониальную политику, снаряжал все новые и новые военные экспедиции против северокавказских народов. Одной из первых жертв такой колониальной политики стало сел. Коцой-Эвла — опорное поселение аккинцев-Гачалкоевцев из общества Коцой. И отнюдь не случайно, что во главе нового поколения аккинцев, поднявшихся на борьбу против царизма, выходец из данного селения по имени Гойтемир Коцоевский вел боевые действия на плоскости и в предгорьях, длительное время предпринимая самостоятельные вылазки против царских гарнизонов и отдельных отрядов и небезуспешно.
Карательные походы царских войск, особенно участившиеся и ставшие наиболее жестокими по последствиям при Ермолове, способствовали увеличению количества участников антицарского движения на Кавказской линии, в том числе и в Акки. Вначале разрозненные, затем все более объединённые действия местных обществ и народов вылились в новую Кавказскую войну. Естественно, аккинцы и до начала широкого народно-освободительного движения горцев Северного Кавказа, ведшие борьбу против царизма, активно и органически влились в боевыее силы более высокого уровня сопротивления. Они принимали активное участие не только во всех наиболее важных сражениях периода Кавказской войны, но и действовали в тылу царских войск, совещая вылазки и постоянно тревожа крепостные укрепления и совершая нападения на разьезды. Особой славой, мужеством и отвагой покрыли себя в наиболее ответственный период такие известные личности среди аккинцев, как Гойтимир Коцоевский и Удлубей Ауховский, вставшие вровень со своими боевыми соратниками — Бейбулатом Тамаевым, Байсунгуром Бенойским. Вскоре после окончания Кавказской войны Акка органически вошла в состав созданной Терской области в виде Хасавюртовкого округа. Округ, населенный в основном аккинцами а также частью кумыков и ногайцев, развивается вместе с остальными Вайнахами территориями Терской области, связанных тысячами хозяйственно-экономических, культурных и политических уз, близких единством происхождения, языка, обычаев. По переписи 1897 г. в Хасавюртовском округе проживало около 20 тысяч аккинцев.
История со второй половины XIX в. XXI века
Вторая половина XIX в.
Вторая пол. XIX в. характеризовалась усилением колониальных претензий к населению Акки со стороны российского государства, на которые аккинцы отвечали ответными боевыми действиями и восстаниями. Так, в июле 1872 г. на пути из сел. Кешне в сел. Пхарчхошка был убит начальник Хасавюртовского округа полковник Петухов и ранен его помощник капитан Юзбашев. Естественно, аккинцы не избежали наказания за это и другие действия. В конце XIX в. жителей сел. Бамматюрт были выселены из мест своего исконного проживания и расселены по 3-5-10 семей в других селах Акки; в Чечню они вернулись лишь в 1918 г.
В середине 1870-х гг. царские войска до основании разрушенно аккинское селения Ширча-Юрт и Пхарчхошка. В это же время среди аккинцев вновь начинается движениее независимость, возглавленное одним из них лидеров Янгульбаем. Это движение явилось как бы предвозвестником (для аккинцев) восстания 1877—1878 гг. на Северо-Восточном Кавказе. После разгрома этого восстания, повлекшего новые разрушения и гибель населения, новая волна аккинцев хлынула в Турция, Сирию и Иорданию. Последняя акция царского правительства в XIX в. в Акки — постройка железнодорожной ветки Беслан — Порт-Петровск через Акки — привела к фактическому искусственному разделению аккинских земель на две части — плоскостную и предгорную. Железная дорога, фактически, становилась линией, на юг от которой и вытеснялось все аккинское население плоть до 20-х годов XX столетия.
История в 1917—1944 гг
В период октябрьских событий 1917 г. и гражданской войны аккинцы находятся в гуще процессов, происходящих в крае, движение местного населения на территории Хасавюртовского округа проходило преимущественно под лозунгом национального освобождения и в то же время находилось под сильным религиозным влиянием. Во главе освободительного движения аккинцев стояли признанные духовные и светские лидеры: Абдул-Хакар-Хаджи Чупалов Абети, Болиев Мингбетар, Арцахаджиев Дарца, Индербиев Аробий, Уллубиев Паша и ид. Аккинцы боролись против бичераховцев и деникинцев. создавали боевые повстанческие отряды (Ширча-Юртовского, Кешен-Ауховский и ид.), находившиеся под единым командованием признанного духовного лидера аккинцев — Абдул Кахар Хаджи.
Ауховцы по сообщению тов. Муромцева категорически отказываются присоединиться к Чечне тчк стоит ли их принуждат тчк |
Из архивных материалов 1921 г., доступ которым был получен только в последние годы, видно, что все без исключения аккинские лидеры выступали в тот период как против присоединия округа к Дагестану, так и категорически против расчленения Акки на какие-либо части, то есть они, отражая чаяния всех аккинцев, полностью осознавали только целостностную Акки, являвшуюся восточной частью Вайнахской Земли.
В результате присоединения Хасавюртовского округа к Дагестану многотысячное аккинское население оказалось искусственно оторванным от своих соплеменников-вайнахов, что не могло положительно отразиться на их дальнейшем развитии. Сам факт закулисного присоединения аккинских земель и Дагестану длительное время скрывался от местного населения. Сообщение о присоединении округа к ДАССР всколыхнуло аккинское население: многие лидеры и рядовые жители решительно выступили против этого акта. В ответ началась преследование аккинцев. Репрессии, в первую очередь, направлялись против духовенства и бывших командиров и партизан, а затем охватили широкий круг людей.
Обнаруженные в архивах документы отражают этно-политическую нестабильность в разделенных границей Дагестана Чечни, в официальных документах так отмечалось, что страдают тысячи аккинцев, так как делопроизводство в сельсоветах в порядке коренизации осуществляется на кумыкском языке. В течение 20-30-х гг. XX века под различными предлогами все наиболее активные и авторитетные лидеры были репрессированы. За это время были уничтожены не только люди, но и изъяты свидетельства материальной и духовной культуры аккинцев, древние рукописи и исторические хроники. Многие потеряно безвозвратно, однако часть материалов все же должна была сохраниться в различных архивах Дагестана и России, личных библиотеках конфискаторов, задача — найти их.
В тяжелые годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. аккинцы, наравне с другими народами, воюют на фронтах, трудятся в тылу. Аккинцы но праву гордятся своими сыновьями, мужественно сражавшимися на фронтах войны. Бессмертной славой овеяны именами Героев Советского Союза Ханпаши Нурадилова, Ирбайхана Бейбулатова. В 1943 г. на базе предгорных селений с учетом этнического состава населения был создан Ауховский район, выделенный из состав Хасавюртовского района: в Ауховском районе по переписи 1939 г. насчитывалось 14 тыс. аккинцев, то есть около половины всех вайнахов Дагестана. Предполагалось учитывать потребности национального развитие, открыв школы с преподаванием на родном языке, наладить печать и т. д. Однако, как показали дальнейшие события, создание района было предусмотрено вовсе не для исполнения ожиданий аккинцев, а только для успокоения народных масс, перед тем, как подвергнуть их геноциду. Известно, что подготовка к крупномасштабанной репрессивнной акции по депортации всех вайнахов началось ещё в 1942 г. В ходе разбора архивных материалов обнаруженная деталь также убеждает в преднамеренности выделения Ауховского района, то есть продолжения политики по изоляции предгорных аккинских селений от остальной территории Акки и осведомленности дагестанского руководства о предстоящей акции: между последним, решающем документом, по которому Ауховский район де-юре стал административно-территориальной единицей Дагестана и роковым для всех вайнахов 23 февраля 1944 г. — всего 11 дней прошло.
1944—1957 гг
В результате переселенческой акции сталинского режима, как было названо поголовное выселение всех вайнахов 23 февраля 1944 г. в Среднюю азию (Казахстан), аккинцы, составлявшие на момент выселения около 29 тыс. чел., потеряли от одной до двух третей популяции этноса. Сталинский геноцид поставил аккинцев на грань физического истребления. 13-20 дневное следование в условиях холодной зимы в т. н. «телячьих вагонах»; неустроенность по прибытии на место назначения; настороженное отношение местного населения, которому внушили идеологические органы, что к ним присылают врагов народа — таковы первые страницы новой трагедии аккинцев, не отличавшиеся от судеб вайнахов и других народов. На местах спецпоселения в Казахстане и Киргизии аккинцев расселили небольшими группами в сельской местности. Они адаптировались с большим трудом: климатические условия отличались от привычных, традиционный уклад жизни был разрушен. К этому добавились ещё и продолжавшиеся многие годы действия и акты, унижавшие гражданское и человеческое достоинство людей — ежемесячная регистрация в комендатуре, роспись под словами «за выезд из местности согласен на 20 лет каторги».
После выселения аккинцев на основании Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 7 июня 1944 г. «Об административно-территориальном устройстве районов Дагестанской АССР» Ауховский район был переименован в Новолакский, причем честь территории (сел. Ширча-Юрта и Пхарчхошка) передана в состав Казбековского района. Все населенные пункты также получили новые названия, а районный центр из сел. Ярыксу-Аух (Гачалка) был перенесен в сел. Банайаул, переименованный в Новолакское. Было сделано все для того, чтобы уничтожить всякие следы проживания вайнахов-аккинцев в Дагестане, стереть из памяти людей сами названия Акка, Аух, аккинец, ауховец (архивные материалы показывают, как скрупулёзно и методично занимался этим бюрократический госаппарат). В села Новолакского района из горных Кулинского и Лакского районов Дагестана переселились лакцы, в аккинские села Казбековского района — соседние аварцы.
1957—1991 гг
После выхода Указа Президиума Верховного Совета СССР от 9 января 1957 г. аккинцы (как и все вайнахи) формально получили возможность вернуться домой. Однако руководство Дагестанской АССР решило внести в Указ свои коррективы, последствия которых, фактически, сказываются до настоящего времени очень негативно на ситуации в регионе. В место выселения аккинцев были в срочном порядке откомандированы уполномоченные по т. н. «оргнабору». Они были снабжены документами, в которых сказывались обязательные пункты размещения аккинцев в Дагестане. При этом оговаривалось непременное условие: возвращение возможно лишь в том случае, если аккинцы согласны поселиться в местах, указанных в удостоверениях. Было разрешено поселиться в пяти районах Дагестана, территория же бывшего Ауховского района, то есть колыбель и этническое ядро аккинцев, для них оставалось под строжайшим запретом. Таким образом, аккинцы должны были возвращаться не как реабилитированные, а в качестве рабочей силы: они сгрудились в своих родных селениях на равнине, путь же в предгорные селения — Ауховский район — Был оцеплен крупными милицейскими и воинскими подразделениями. Отменить и такой немаловажный факт: решения XX в. съезда и Указ от января 1957 г. доводилось до аккинцев теми же уполномоченными по оргнабору.
В 1958 г. дискриминация аккинцев была закреплена законодательно: 16 июля Совет Министров Дагестанской АССР принял постановление Н 254, согласно которому аккинцы не имели права селиться в селах Новолакского и Казбековского районов Дагестана. Тем же постановлением вводился жесткой паспортный режим, по которому в указанных районах возвращающиеся аккинцы не подлежали прописке. Прокуратуре, МВД и Верховному Суду ДАССР предписывалось принять меры к строгому соблюдению паспортного режима и охране общественного порядка в вышеуказанных местносях, привлекая нарушителей законов к государственной ответственности (пункт 4, 5; пост. Н 254).
Ссылаясь на то что, якобы, дагестанское население, возвращающееся из восстановленной Чечено-Ингушетии, и аккинцев, прибывающих в родные места (в Дагестан) невозможно обустроить одновременно, в постановление Н 254 был введен пункт 3, который гласил, что дальнейшее возвращение аккинцев в Дагестан будет проведено только в течение 1959—1960 гг., то есть после 2-3 лет. Так затягивало руководство Дагестана возвращение которых жителей в республику. За эти 2-3 года во многие равнинные аккинские селения были переселены представители дагестанских народов, вывозимые из Чечено-Ингушетии: их не возвратили в свои горские селения, а вселили в исконно аккинские, соответственно не пустив туда хозяев, чем снова была обострена обстановка в регионе.
Действие законодательно закрепленных решений правительства Дагестана не замедлило сказаться на положении возвращающихся аккинцев. Те, кто все же осмеливался пробраться в свои предгорные селения, подвергались всяческим преследованиям. Прописка им не предоставлялась по 10-15 лет, не предоставляли работы, насильственно выселяли и арестовывали; их дома сносили, семьи терроризивали, детей не пускали в школу. Единственная привилегия, предоставленная местными властями вернувшимся аккинцам (и то, из-за непокорности и несговорчивости последних), состояла в том, что им разрешалось ходить хоронить умерших на своих родовых кладбищах. И хотя официальными органами Дагестана постановление Н 254 было отменено ещё в 1963 г., паспортный режим и строжайшее соблюдение закона продолжают осуществляться до настоящего времени. Со времени возвращения аккинцы начали ставить перед руководством Дагестана, РСФСР и СССР вопрос о полной реабилитации, возвращении всех исконно аккинских селений на равнинне, восстановления Ауховского района и названий сел, разрешении переселиться в эти села тем, чьи родители жили там до 1944 г. (из 29 тыс. чел. выселенных 14,5 тыс. было из этого района).
На протяжении больше трех десятилетий преследовались официальными властями представителями аккинцев, ведущих опасную, по тем временам, борьбу за восстановление справедливости в отношении вайнахов. В тех исключительных случаях, когда удавалось все же передать бумаги (обращения, письма и т. д.) наверх, последние отправлялись обратно в Дагестан, где в отношении авторов и активистов проводили репрессивные действия: аресты, передача суду, увольнение с работы, исключение из партии, шантаж и т. п. Данные явления происходят и поныне. Являлись составной частью вайнахского этноса, аккинцы вместе с тем прожили свою собственную судьбу.
Ныне данная этническая группа оказалась в тяжелых условиях. Историческая Акка как естественная, складывавшаяся в течение нескольких тысячелетий территория обитания аккинцев, была раздушена сначала царизмом, а затем советским тоталитарным режимом, оторгнувшим её сердцевину — Ауховского района. Тем самым, были подорваны основы существования этноса, а также нарушены устойчивые взаимосвязи между различными народами, проживающими в Хасавюртовском регионе и вокруг него. Была заложена основа для формирования здесь очага острейших межнациональных противоречий, в ликвидации которого в настоящее время делаются лишь первые шаги.
История аккинцев после 1991 г.
В феврале 1989 года, к 45-летней годовщине со дня акта депортации, в сел. Гачалка (Ярыксу-Аух) был воздвигнут памятник безвинным жертвам репрессий сталинизма. Это был первый памятник подобного рода в стране.