Аккинец что за нация
АККИНЦЫ
Полезное
Смотреть что такое «АККИНЦЫ» в других словарях:
Аккинцы — Историческая народность/«общество» Современная этническая и субэтническая группа Аккинцы самоназв. Аьккхий и Вайнах[1] … Википедия
Аккинцы (тукхум) — … Википедия
Горные аккинцы — Аккхи Самоназвание … Википедия
История чеченцев-аккинцев — Аккинцы представители тейпа аккой … Википедия
История аккинцев — История аккинцев … Википедия
Национальный состав России — Россия согласно конституции является многонациональным государством. На её территории проживает более 180 народов, в число которых входят не только коренные малые и автохтонные народы страны. При этом русские составляют около 80 % населения… … Википедия
Список чеченских тукхумов и тайпов — См. также: Тукхум и Тайп Герб Республики Ичкерия. Девять звёзд символизируют девять чеченских тукхумов … Википедия
Расселение народов России по субъектам РФ — В таблицах представлены народы и народности[1] России и их расселение по субъектам РФ с численностью (в скобках в виде процентной доли народа в субъекте РФ от численности народа в целом в стране по данным переписи 2010 года и переписи 2002… … Википедия
Список чеченских тукхумов и тейпов — См. также: Тукхум и Тейп Герб Республики Ичкерия. Девять звёзд символизируют девять чеченских тукхумов … Википедия
Аккий (тайп) — У этого термина существуют и другие значения, см. Аккий. Аккий Самоназвание: чеч. Аьккхий Расселение: Чечня Родовое се … Википедия
Аккинцы
Аккинцы самоназв. — Аьккхий и Вайнах [1] | |||||||||
Другие названия |
---|
Ауховцы называются аккий; название это они получили от того, что, живя прежде в Аргунском округе, составляли тейп из аккинской фамилии. Скудные земли, принадлежащие этому тейпу, заставили половину этой фамилии переселиться в Аух, где кумыки и русские их называли ауховцами; сами же они для себя, как и для чеченцев, удержали название первобытной фамилии Аккий, то есть выходцев из Акки. |
5 октября 1943 года был образован Ауховский район (современный Новолакский), расформированный 7 июня 1944, после депортации аккинцев в Среднюю Азию. В 1957 году большинство аккинцев вернулось в Дагестан. В 1980-е гг. возникают общественные организации аккинцев, выступающие за возвращение земель и восстановление Ауховского района. В настоящий момент происходит переселение лакцев ближе к Махачкале и возвращение аккинцев в свои прежние сёла.
Аккинский диалект чеченского языка.
Сёла аккинцев-ауховцев
Тайпы
Тайпы, входящие в тукхум Аккий [6] :
Аккинцы (чеченцы-аккинцы): судьба народа, покинувшего родные земли
Аккинцы — субэтнос чеченского народа, судьба которого является одной из наиболее трагичных среди населения Северного Кавказа. Чеченцам-аккинцам не раз приходилось по своей или чужой воле покидать регионы исторического проживания. Несмотря на это, народ сохранил национальную самоидентификацию и память о героическом прошлом предков.
Название
Аккинцы, или чеченцы-аккинцы, называются так по месту их древнейшего обитания — горного региона Лам-Акки, располагавшегося в урочище Нашах, в верховьях реки Гехи. После переселения части исторических аккинцев на территорию современного Дагестана произошло разделение народа на две группы:
Аккинцев Дагестана называют аухоцами: ряд исследователей считает, что термин произошел от кумыкского топонима. Другие придерживаются мнения, что слово восходит к древним нахским языкам. Так или иначе, со временем экзоэтноним начал восприниматься народом в качестве самоназвания, одно из поселений аккинцев носит имя Аух.
Существуют и другие варианты названия аухоцев, появившиеся у соседних народов:
Где живут и численность
Общее число проживающих на территории Дагестана чеченцев, по данным переписи 2002 года, составляет 87 867 человек. Из них лишь 116 человек идентифицировали себя в качестве аккинцев. Всего в России зарегистрировано 218 представителей народности.
Фактически аккинцев больше, но в результате ассимиляции и репрессий сороковых годов прошлого столетия многие стали идентифицировать себя в качестве чеченцев, используя общее название группы народов нахчо/нохчо.
Ауховцы проживают в пределах Новолакского, Казбековского, Хасавюртовского, Бабаюртовского районов Республики Дагестан. Зоны расселения дагестанских чеченцев включают предгорные районы Северо-Западного Дагестана, долины рек Акташ, Ярыксу, Ямансу, Аксай, Кумыкскую равнину, вблизи чеченской границы.
Аккинский диалект выступает частью чеченского языка, входящего в северокавказскую семью языков, нахско-дагестанскую группу. Язык характеризуется высоким числом заимствований из восточных, кумыкских диалектов.
По сравнению с литературным чеченским, включает большее число форм древнейших нахских языков, ставших основой для формирования современных национальных языков северо-кавказских регионов. Ученые полагают, что аккинский диалект — промежуточный вариант между ингушским и чеченским, обладающий уникальным набором исторических и заимствованных частей.
История
Ученые не установили точное время образования лам-аккинцев, проживавших в горных районах Дагестана. Известно, что народ занимался скотоводством и земледелием, часто вступал в стычки с соседними поселениями, отличался храбростью, отлично владел луком и стрелами.
Жили горные аккинцы в каменных башнях, состоявших из одной или нескольких комнат, с пристроенными к ним кунацкими — комнатами приема гостей. Позже стали строить укрепленные полубашни, оборудованные для стрельбы из лука, обороны. В чеченских горах сохранились руины сооружений. Наиболее знаменитые — постройки вблизи аулов Лежг, Керети, Бици, башни Дисхи и Итир-кале.
В связи с нехваткой пригодных для обработки земель и притеснениями соседей в XV-XVI столетиях происходит переселение народа из горной местности на равнины. Первая волна миграции достигла низовий Аргуна, следующие дошли до долин верховий рек Ярыксу и Ямансу.
Переселение в относительно незаселенные районы больших групп чеченцев способствовало междоусобным воинам, попаданию в даннические отношения с более могущественными народами. Ауховцы, занявшие территории, заселенные кумыками, жили в тесном соседстве с карабулаками, орстхойцами и ичкеринцами, находились в зависимости у аварских ханов и кумыков. В конце XVIII столетия аккинцы освободились от зависимого положения, лишь небольшие группы платили дань эндиреевским князьям до 1840 г., пока в ходе Кавказской войны не были освобождены Шамилем.
Поражение в войне привело к выселению 250 семей в кумыкский регион. Еще 1200 семей выселили в результате восстаний горцев 1867 и 1877 гг. На этом репрессии по отношению к народу не закончились. В 1944 г. по подозрению в измене и партизанской работе против СССР из Дагестана в Среднюю Азию, Казахстан и Киргизию выселили более 35 000 чеченцев, 15 000 из них — аккинцы.
В 1957 г. им разрешили вернуться в Дагестан, но не на территории исторического проживания, куда принудительно были заселены лакцы и аварцы. В конце прошлого столетия запрет сняли, однако земли ауховцам не отдали. Тройственный конфликт продолжается поныне, хотя работа по переселению аккинцев в места исторического проживания ведется. Ежегодно 23 февраля представители народа отмечают день памяти репрессированных.
Внешность
Аккинцы относятся к европеоидной переднеазиатской расе, кавкасионскому типу, свойственному для региона Северного Кавказа. Соседние народы отмечали красоту и стройность чеченских девушек, атлетическое сложение мужчин. К характерным признакам внешности относят:
Одежда
Одежда аккинцев похожа на традиционные костюмы кавказских народов. Мужчины носили просторные штаны, нательную рубаху с высоким воротом на пуговицах. Дополняли наряд бешметом и черкесской: последнюю надевали на праздники или использовали в богатых семьях. В обычной жизни ауховцы накидывали шубу или кафтан поверх нательной рубахи.
Женский наряд состоял из длиннополого платья туникообразного покроя. Девушки и женщины в праздники дополняли его приталенным распашным платьем с длинными рукавами. Шили платья из плотного сукна, бархата или парчи, декорировали искусной вышивкой с растительным, геометрическим орнаментом. Голову покрывали остроконечной шапкой с загнутым концом или платком, волосы заплетали в косы.
Мужчины-аккинцы предпочитали для создания бешметов и черкесок сукно красного и черного оттенка. Девушки в повседневной жизни и для шиться праздничных платьев использовали ткани кизилового, голубого, красного, желтого, коричневого цветов. Свадебный наряд был таких же оттенков, но более светлой гаммы.
Семейный уклад
В аккинском обществе существовал патриархальный уклад, жили малой семьей, состоящей из двух-трех поколений. Брачный возраст наступал в 16-18 лет, практиковались свадьбы по сговору, в том числе и люлечные. Приветствовались браки по согласию, порицались, но все же принимались обществом свадьбы с умыканием или убеганием невесты из дома.
Несмотря на зависимое положение женщины, ко мнению невесты относительно жениха прислушивались, часто она сама выбирала мужа по сердцу на общих гуляньях. Свадебное действо начиналось со сватовства, в котором участвовали родственники жениха, приезжавшие в дом девушки несколько раз. Правила приличия и благопристойности позволяли родственникам невесты дать положительный ответ не раньше, чем после третьего визита.
В день свадьбы за невестой отправлялся свадебный поезд, который сопровождали друзья жениха на конях, оглашавшие окрестности стрельбой и шумом. Невесту доставляли в дом жениха, при встрече обсыпая зернами, угощая сладостями. Через несколько дней после свадьбы проводили «обряд родника». Родственницы мужа уводили невестку с кувшином к ближайшему роднику за водой, по пути распевая веселые песни. После того как девушка приносила в дом воду, она считалась частью семьи и погружалась в повседневные дела по хозяйству.
Жизнь
С приходом на равнины, основную роль в жизни чеченцев-аккинцев стало играть земледелие и огородничество. Сеяли ячмень и пшеницу, выращивали табак, кукурузу, чеснок, фасоль, перец, арбуз, черемшу, тыкву. Не потеряло значения скотоводство, имевшее мясо-молочное направление. Для пищи и промыслов разводили коров и овец, для обработки почвы и перевозки грузов — быков и буйволов, для верховой езды — коней.
Подсобное значение имели охота и пчеловодство. Традиционным женским промыслом стало изготовление сукна, используемого для пошива черкесок и межсезонных плащей. Мужчины славились как хорошие кузнецы и оружейники, производители сельскохозяйственного инвентаря.
Религия
Аккинцы исповедуют ислам суннитского толка, ранее придерживались христианства, на этапе становления — язычества. Важное значение имел культ плодородия, включавший вопросы продолжения человеческого рода. Сохранились руины святилища богине деторождения и плодородия Тушоли.
Во многих селениях священным местом была каменная плита с круглым проломом, через который проводили скот, чтобы очистить от злых духов. Часто рядом устанавливали грибообразный фаллический символ, деревянные или каменные изваяния богини Тушлоли.
Основу пищи составляли молочные и мучные продукты, мясо ели по праздникам, во время приема гостей. В повседневной жизни употребляли каши, супы, кисломолочные продукты, сыр, хлеб. Традиционное блюдо — хинкал: кусочки теста, сваренные в бульоне. Многие блюда заимствованы из кумыкской кухни, например, плов.
Известные аккинцы
Аккинцы прославились на весь мир как храбрые воины и непобедимые спортсмены. Среди них Герой Советского Союза Ханпаша Нурадилов: участник битвы за Сталинград, в одиночку взявший в плен 12 офицеров и уничтоживший более 900 солдат противника.
Не менее известны и спортсмены: чемпион мира и Европы по вольной борьбе Адам Сайтиев, олимпийский чемпион Эльмади Жабраилов, чемпион Европы по вольной борьбе Джамал Отарсултанов.
Видео
Аккинцы (чеч. аьккхий, аренан-аьккхий — «равнинные аккинцы»; у кумыков и русских также именуются ауховцы) — этногруппа чеченцев, согласно традиционному делению составляет один из 9 чеченских тукхумов — Аккий. Сформировалась в XVI—XVII веках в Терско-Сулакском междуречье, как вайнахское этно-территориальное общество. Историческим территориям расселения этой этногруппы (Пхарчхошка-Акка, Гачалка-Акка) соответствуют современные Новолакский, Хасавюртовский, Бабаюртовский и Казбековский районы Северного Дагестана, там-же проживает большая часть сегодняшних аккинцев.
Численность
Численность согласно переписи 2002 года — 218 человек (из них в Дагестане 116 человек. Представители аккинцев говорят на аккинском диалекте чеченского языка. Не следует путать данный тукхум с тейпом аккий, представители которого, иногда называемые лам-аккинцами (чеч. лам-аьккхий), происходят из исторической области Лам-Акки в Чеченской республике. Численность аккинцев в 1963 году составляла около 28 тысяч человек, её уменьшение согласно материалам переписи 2002 года связанно с тем, что многие аккинцы не выделяют своей этнической самостоятельности и просто называют себя чеченцами.
История
Наиболее раннее упоминание об аккинцах встречается в письменных источниках 16—17 веков. Дагестанские чеченцы-аккинцы являются потомками переселенцев из Лам-Акки, расположенной в верховьях реки Гехи (на нынешней территории Чечни). Отсюда происходит разделение аккинцев на лам-аакинцев (горных аккинцев, оставшихся в Чечне) и ара-аккинцы (равнинные аккинцы Дагестана). В Дагестане аккинцы поселились в ауле Аух и были известны среди русских и кумыков как ауховцы. Расселившись по долинам среднего течения рек Ямансу, Ярыксу и Акташ, аккинцы образовали Ауховское общество. В конце 16 века часть аккинцев обосновалась в Терском городке (нынешний Кизлярский район). В 17—19 веках Ауховское общество насчитывало девять аулов.
Другая этническая группа дагестанских чеченцев, известная под названием качкалыки, обосновалась в шести аулах, расположенных вдоль долины среднего течения рек Ямансу и Ярыксу по соседству с кумыками, примерно в 16—18 веках. Оказавшись после переселения на землях, подвластных дагестанским феодалам, аккинцы вынуждены были вступить в даннические отношения с аварскими ханами и кумыкскими феодалами (в частности, с эндиреевскими князьями). Подселение в ауховские аулы чеченцев продолжалось и позже, вплоть до начала 1940-х годов. В Дагестане аккинцы подверглись культурному влиянию соседних народов, одним из последствий которого была исламизация. Относительная изолированность аккинцев нашла отражение в их диалекте, сохранившем наиболее древние формы вайнахских языков.
В 1841 половина аккинцев была переселена в равнинные кумыкские аулы, в основном в аул Эндирей. В 1877 произошло новое переселение аккинцев в аулы Кумыкского округа, что было связано с поражением восстания горцев 1877.
С образованием в 1860 Терской области Ауховское общество вошло в состав Кумыкского округа, переименованного позднее в Хасавюртовский округ Терской области. После установления Советской власти в Дагестане в конце 1920 вся территория Хасавюртовского округа вошла в состав Дагестана. Аккинцы неоднократно поднимали вопрос о создании Ауховского национального района, который был создан лишь в октябре 1943 с центром в селе Ярыксу-аух (ныне Новокули) за счет разукрупнения Хасавюртовского района. Однако уже в феврале 1944 аккинцы разделили участь всего чеченского народа — были выселены в Казахстан и Среднюю Азию. Ауховский район был переименован в Новолакский и на его территории поселены лакцы и аварцы из горных районов Дагестана. В 1956 решение о выселении было отменено и в 1957—1958 гг. в Дагестан вернулось большинство аккинцев.
В 1963 они составляли 6387 семей, или 28 тыс человек. Места компактного расселения аккинцев отличаются благоприятным климатом, природные условия благоприятствуют развитию сельского хозяйства, особенно животноводства, зерноводства, садоводства.
О тайпе Аккий, аккинцы (чеч. аьккхий, лам аьккхий — «горные аккинцы»)
Аккий, аккинцы (чеч. аьккхий, лам аьккхий — «горные аккинцы») — один из многочисленных чеченских тайпов. Не входит в тукхумы (племенные союзы). Духовным центром, родовым селом тайпа является Акка в Ачхой-Мартановском (Галанчожском) районе современной Чечни у её границы с Ингушетией. В основном тайп расселён в юго-западной части Чечни. Аккинцы территориально граничат на западе с ингушами (галгаевцами с цоринцами) и хевсурами (относящимся к грузинам) на юге. Хребет Булой-Лама отделяет их от Хевсуретии Грузии. По сообщениям Бларамберга народонаселение аккинцев составляло до 6000 душ. Жили в. 23 поселениях.
Аккинцами называют также ауховцев современного (равнинного) Дагестана. По мнению Адилсултанова А. А. и Сулейманова А. С. прямых родственных связей между собой горные аккинцы (аккий) и равнинные аккинцы (ауховцы) не имеют как сложившиеся независимо друг от друга общества, в различных климатических и иных условиях. Описываемые аккинцы были расселены у истока левого притока Гехи Осу-хи. Другие учёные (У. Лаудаев, В.Г. Волкова, М.-Р. Ибрагимов) с XIX-XX вв. считают, что в составе аккинцев-ауховцев есть представители аккинской фамилии (аккий).
Ныне аккинцы в основном проживают в населённых пунктах; Гойты, Катыр-Юрт, Ачхой-Мартан, Валерик, Курчалой, Кень-Юрт, Гехи-Чу, Майртуп, Дубовская, Верхний Наур, Надтеречное, Горагорский, Подгорное, Махкеты, Ищерская, а также в других селах мелкими семьями.
Состав
Тайп состоит из следующих некъе: бецахой, чож-некъе, хьажи-некъе, бӏоби-некъе, итар-кхелой, дуьрди-некъе».
Этимология
Чеченский исследователь-краевед, педагог и народный поэт А. С. Сулейманов, предполагал, что в основу названия тайпа Аккий и области Акка, легло «Аькхе» (+ вахар) — охота, охотиться, люди, живущие охотничьим промыслом. По мнению чеченского историка Явуса Ахмадова, этимология аккий на сегодня остаётся неясной. Однако он не исключает возможность, что в основу названия лег гидроним — по территории данного общества протекает небольшая речка Ак-хи, являющаяся одним из притоков реки Гехи.
Аккинское общество в 60-х годах XIX в.
Аккинцы до 1944 года населяли бассейн реки Осухи (верхний приток реки Гехи), в частности такие селения, как Галанчож, Акка, Ялхорой и др., входившие в состав Галанчожского района. Во время возвращения чеченцев из депортации район прежнего проживания аккинцев был закрыт для их поселения, и аккинцы осели на западной равнине Чечни.
Русский исследователь, посетивший область Акка в начале XX столетия сообщает:
На возвышенных площадках разбросаны каменные сакли нескольких отселков старшинства. Они группируются в большинстве случаев вокруг старинных башен, которыми вообще богата эта местность, служившая в отдаленном прошлом ареной бесконечных распрей и междоусобиц, а в ближайшую эпоху — борьбы Шамиля с русскими войсками. Об этих последних событиях среди населения сохранились еще свежие воспоминания: рассказывают о том, как брались русскими крепкие башни, как гремели пушечные выстрелы и артиллерийские снаряды разбивали твердыни горцев.М. А. Иванов |
Аккинцы, в отличие от галгайцев, самым активным образом участвовали в Кавказской войне и входили в Северо-Кавказский имамат. Многие аккинские боевые башни были уничтожены артиллерийскими обстрелами русских войск, а уцелевшие подорваны. Российский учёный кавказовед, этнограф, этнолог, правовед и юрист Б. Далгат писал об этом так:
Все башни аккинцев были разрушены русскими по окончании войны, как опасные крепости, наделавшие им немало хлопот |
По окончании Кавказской войны аккинцы и мереджинцы оказались вне административных границ Чечни. Но, «в 1866 году, по распоряжению начальства, аккинцы и мереджинцы были отделены от Ингушевского округа и подчинены управлению Аргунского округа, «как вследствие одноплеменности с населением Аргунского округа, а также, потому что по месту своего жительства они ближе находятся к центру управления.
Аккинцы вечно беспокоили ингушей и были непримиримой вражде с ними.
Окружающие территорию аккинцев горы, покрыты частично кустарником. Поселения аккинцев разбросаны в ущельях и на возвышенностях с крутыми склонами, от чего они защищены от внезапных нападений. Тем не менее их территория не так гориста, как та, что занимают окружающие их племена; у них масса хороших пастбищ. Летом в Акка довольно жарко, хотя они занимают высокогорные долины Кавказа, соседи отсылают к акинцам скот для выпаса на протяжении этого сезона.
Главное их богатство — овцы, которых у них огромные стада, а также у аккинцев в большом количестве имеется рогатый скот и лошади. Земля дает немного пшеницы, ржи, проса, в размерах, достаточных, чтобы прокормить жителей. Аккинцы торговали с галашевцами — их восточными соседями, от которых они получали соль в обмен на зерно.
Акинское Наибство
В 1865-1869 гг. было образовано Акинское Наибство
- Америка евразия что за безобразие
- у кого какой балкон