Акколада что это такое в музыке
Акколада (музыка)
Акколада — скобка, посредством которой соединяются слева две или несколько систем нотных линий, которые играются одновременно одним или несколькими инструментами.
В зависимости от того, играет ли один инструмент, или разные, применяется соответственно фигурная или прямая акколада.
Используется в записях фортепианных и органных произведений, оркестровых и хоровых партитур.
Фразировочные • Соединительные • Французские • Вокальные • Штриховые • Пунктирные • Петитные
Полезное
Смотреть что такое «Акколада (музыка)» в других словарях:
Артикуляция (музыка) — У этого термина существуют и другие значения, см. Артикуляция. Виды артикуляций: стаккато, стаккатиссимо, martellato, marcato, tenuto. Виды артикуляций: легато, портато, стаккато, стаккатиссимо. Артикуляция (от лат. … Википедия
Реприза (музыка) — У этого термина существуют и другие значения, см. Реприза. Скобки репризы, в которые помещается повторяемая часть. Реприза (фр. reprise, от reprendre возобновлять) музыкальный термин, один из видов музыкальной аббревиатуры,… … Википедия
Штрихи (музыка) — У этого термина существуют и другие значения, см. Штрих. Штрих (нем. Strich черта, линия) способ (приём и метод) исполнения нот, группы нот, образующих звук. Штрихи определяют характер, тембр, атаку и другие характеристики… … Википедия
Такт (музыка) — В Викисловаре есть статья «такт» У этого термина существуют и другие значения, см. Такт (значения). Такт (лат. tactus касание; позднелат. значение … Википедия
Динамика (музыка) — У этого термина существуют и другие значения, см. Динамика. Динамика в музыке совокупность понятий и нотных обозначений, связанных с оттенками громкости звучания. Содержание 1 Обозначения 1.1 Громкость (относительная) … Википедия
Темп (музыка) — У этого термина существуют и другие значения, см. Темп. Запрос «Allegro» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Темп в музыке скорость следования метрических счетных единиц. Основной темп (в порядке возрастания): граве, ларго,… … Википедия
Ларго (музыка) — См. также Ларго для других значений. Ларго, лярго (ит.: largo) широко, очень медленно обозначение темпа и характера в музыке. Нем.: breit Франц.: large Англ.: broadly Метроном (по Мальтеру[1]): = 44 52 Примечания ↑ По книге: Мальтер Л., Таблицы… … Википедия
Рикошет (музыка) — Рикошет или Ricochet (фр. ricochet) разновидность штриха при игре на скрипке, основанного на естественных «подпрыгиваниях» смычка во время его движения по струне. Выглядит это так смычок «бросается» на струну с последующим… … Википедия
Лига (музыка) — У этого термина существуют и другие значения, см. Лига. Лига в современной музыкальной нотации дугообразная тонкая линия с небольшим утолщением к середине, объединяющая две или более ноты. Содержание 1 Функциональное назначение 2 Начертание … Википедия
Пауза (музыка) — У этого термина существуют и другие значения, см. Пауза. Пауза (греч. παυσις прекращение, перерыв) временное молчание, перерыв в звучании музыкального произведения в целом или какой либо его части или отдельного голоса. Также паузой… … Википедия
Термины и определения в музыке
Акколады и тактовые черты
Витые акколады применяются в партиях фортепиано, арфы, органа, челесты, баяна, аккордеона, иногда в партиях колокольчиков и ксилофона. В подавляющем большинстве случаев витыми акколадами охватываются два нотоносца, иногда один (пример 12.01) или три (пример 12.03), чрезвычайно редко четыре (7-я и 8-я сонаты Скрябина).
В четырехручных фортепианных партиях, изложенных по партитурному принципу, и в партиях для двух фортепиано каждая партия охватывается отдельной витой акколадой при общей соединительной линии.
Как исключение, такая двойная витая акколада применена Рахманиновым в знаменитой прелюдии cis-moll (соч. 3 № 2) для фортепиано в 2 руки, изложенной в заключительных страницах на четырех нотоносцах.
В клавирах фортепианных концертов партия II фортепиано, т. е. переложение оркестровой партии, в новейших изданиях иногда обозначается прямой акколадой, что нельзя не приветствовать в связи с большей наглядностью оформления (см., например, клавир Концерта для фортепиано с оркестром А. Хачатуряна, Музгиз, 1947).
Прямые (групповые) акколады имеют вид прямых утолщенных линий с тонкими «усиками» по краям, обращенными в сторону нотоносцев:
Прямые акколады применяются в оркестровых партитурах для объединения полных или неполных групп однородных инструментов (каждой группы в отдельности):
В камерно-инструментальных партитурах прямые акколады также применяются, охватывая нотоносцы всех партий при однородном исполнительском составе.
Дополнительные акколады. Прямые акколады в партитурах в ряде случаев имеют еще дополнительные акколады в виде тонких прямоугольных скобок слева от утолщенной линии,
В некоторых старых изданиях дополнительным прямым акколадам предпочитались дополнительные витые акколады; ими охватывались в отдельности:
В новых изданиях и переизданиях витые акколады в таких случаях не применяются (за исключением случаев перепечаток со старых досок).
Одна вертикальная объединительная черта слева от нотоносцев (без применения прямых, витых или дополнительных акколад) проводится в партитурах и клавирах при любом количестве сольных вокальных партий или при одной-двух сольных инструментальных партиях, излагаемых каждая на одном нотоносце (скрипка, альт, виолончель и пр.).
При большем количестве сольных инструментальных партий, каждая из которых изложена на одном нотоносце, однородные партии объединяются общей прямой акколадой, что иногда практикуется и в партитурах фортепианных квартетов, квинтетов и пр. в отношении однородных партий, расположенных над партией фортепиано (впрочем, по аналогии с фортепианными трио, прямые акколады в фортепианных квартетах, квинтетах и пр. иногда не применяются):
Из вышеприведенных образцов акколад в клавирах и главным образом в партитурах слагаются различные системы акколад, определяемые исполнительским составом произведения или его отрезка и правилами расположения партий по вертикали.
Применение акколад имеет большое практическое значение: акколады отлично ориентируют опытного музыканта в любых по исполнительскому составу клавирах и партитурах, облегчают (не позволяя сбиться по вертикали) запись и гравировку многонотоносного текста, делают излишним словесное обозначение партий, когда партитурная система излагается в полном виде.
При переиздании старых произведений, где в отношении акколад иногда наблюдается разнобой, все акколады должны быть приведены в соответствие с современными правилами их оформления.
Все виды тактовых черт проводятся перпендикулярно нотоносцам и, в зависимости от строения акколады, пересекают то или иное количество нотоносцев.
Образцы тактовых черт при двухнотоносной системе:
Двойные тактовые черты (две тонкие) проводятся:
В старых изданиях двойные тактовые черты, кроме того, выставлялись обычно при каждой перемене тактового размера, ключевых знаков альтерации и в начале вольт. В современных изданиях и переизданиях (если они не перепечатываются со старых досок) применение двойных тактовых черт в данных случаях совершенно необязательно.
Разрыв тактовых черт (всех видов) между нотоносцами в современных изданиях делается сообразно акколадным системам: каждой прямой и каждой витой акколаде соответствуют такие же по длине (т.е. по количеству пересекаемых нотоносцев) тактовые черты; дополнительные акколады при этом не принимаются во внимание, а на нотоносцах, не имеющих акколад за исключением объединяющей тонкой черты слева, проводятся отдельные для каждого из них тактовые черты (примеры 12—17 и др.).
В старых изданиях оркестровых партитур нередко проводились сплошные тактовые черты от верхнего до нижнего нотоносца без учета строения акколады. В современных изданиях и переизданиях это не практикуется, а если иногда имеет место и в наши дни (например, «Мечты» Скрябина, Музгиз, 1952), то разве по редакторской невнимательности, так как даже при перепечатке со старых досок на них весьма несложно сделать между тактовыми чертами разрывы. Разрыв тактовых черт между инструментальными группами (независимо от сте-пени полноты их состава) значительно облегчает ориентацию в оркестровых партитурах во время их написания, редактирования, гравировки, корректирования, изучения, игры, при дирижировании. Еще более необходимы разрывы тактовых черт в оперных и других партитурах с вокальными партиями.
В процессе редактирования и вычитки рукописей акколады и тактовые черты должны быть внимательно проверены редактором и корректором, так как далеко не все авторы обращают должное внимание на эту сторону оформления текста. Некоторые авторы (преимущественно, конечно, начинающие) зачастую применяют не те акколады, которые следует (прямые вместо витых и наоборот или причудливую их комбинацию), тактовые черты проводят двойные при каждой смене размера или ключевых знаков альтерации, не делают в нужных местах разрыва тактовых черт или, наоборот, делают разрыв там, где он не требуется. В небольших по объему рукописях исправления акколад и тактовых черт делаются непосредственно на каждой странице или на первой с указанием и т.д., значительные же по объему рукописи с неправильными акколадами и тактовыми чертами допустимо сопровождать лишь отдельно выписанной для гравера схемой строения акколад и разрыва тактовых черт (типа схем, указанных в примерах 12—17).
Акколада
Смотреть что такое «Акколада» в других словарях:
АККОЛАДА — (фр. accolade, от лат. ad на, в, и collum шея). 1) церемония объятия, как символ принятия рыцаря в орден. 2) скобка, соединяющая обе системы в нотах фортепиано. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910.… … Словарь иностранных слов русского языка
АККОЛАДА — см. Нотное письмо … Большой Энциклопедический словарь
акколада — сущ., кол во синонимов: 1 • скобка (15) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Акколада — В Викисловаре есть статья «акколада» Акколада (фр. accolade объятие) : Акколад … Википедия
акколада — ы; ж. [франц. accolade]. 1. В средние века в Западной Европе: обряд посвящения в рыцари; один из его моментов (удар мечом плашмя по плечу, объятие и т.п.). 2. Муз. Знак в виде прямой или фигурной скобки, объединяющей два и более нотных стана в… … Энциклопедический словарь
Акколада — (фр., знач. объятие). Так называется церемония, бывшая прежде в употреблении при приеме в рыцарский орден. После принятие посвящения в рыцари в собственном смысле гроссмейстер ордена или совершавший посвящение торжественно обнимал принимаемого,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
акколада — акколада, акколады, акколады, акколад, акколаде, акколадам, акколаду, акколады, акколадой, акколадою, акколадами, акколаде, акколадах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
Акколада что это такое в музыке
Добрый вечер, мои читатели!
К сожалению, в последние недели я мало работаю над «Акколадой». Наверное, слишком устаю. Или у меня творческий кризис! Хе! Скоро в ход пойдут грустные шутки, что-то вроде «Акколаду» завершить – не шоколадку скушать». Да уж!
Надеюсь, этот маленький блог вас немного порадует, а мне поможет вернуться в прежнюю творческую форму.
АККОЛАДА – сложная история. Теперь, когда «лондонская» её часть завершена, пора организовать читателям путешествие в Ши. Любопытно, в «Акколаде» есть как мифологическая, так и историческая составляющая. Хотя понимаю, что распознать их так сразу получится не у всех ☹
Но вы точно знаете, что
Ши или Сид – мифическая страна из ирландских легенд. Можно назвать её потусторонним, параллельным человеческому миром, в котором живут волшебные существа. Удивительно, но магический мир очень тесно связан с земным. Ирландцы верили, что вход в Ши находится в холмах, но в «Акколаде» это не так.
Вы можете не знать, что
Ши в «Акколаде» – по форме территориального устройства напоминает средневековую Ирландию. К слову, Зеленый край, земли туатов, прототип королевства Миде. Это королевство со столицей в Таре, где правили Верховные короли Ирландии, просуществовало до 1172 г. Морское королевство, в котором живут роаны, имеет связь с Манстером – ещё одним средневековым государством Ирландии. В наши дни Манстер включает в себя графства Керри (помните, оттуда родом семья Колина Хили?) и Лимерик (а там начались злосчастные приключения Артура Уэлдона). Страна фоморов тоже имеет свой исторических прототип – это Королевство островов, созданное норвежцами и гэлами в IX в. И просуществовавшее до 1266 г. (сейчас это территория Шотландии). Власть правителей Королевства Островов распространялась на Гебридские острова и западное побережье Шотландии.
Старая карта никогда не помешает 🙂
Также любопытно, что
Политическое устройство Ши напоминает устройство средневековой Ирландии. Ши тоже является единым государством лишь номинально, фактически земли независимы друг от друга, подчинение роанов и фоморов Верховной королеве – условно. Реально на тех или иных землях правят многочисленные кланы.
Удивительные Гебридские острова
И нужно учесть, что
Будем знать, что
Этайн – не просто Верховная королева. Её образ олицетворяет собой верховную королевскую власть Ши. Когда-то давным-давно Верховные короли Ирландии перед коронацией заключали своего рода ритуальный брак, а власть была связана с женским божественным началом. Этайн и есть воплощение власти, вот почему король Имред хотел на ней жениться. Но она его отвергла, как и всех остальных женихов, впрочем. Возможно, потому что они недостойны править Ши?
Королева фей на одноименном полотне английской художницы XIX в. Софи Андерсон. Но едва ли королева Этайн такая милая :))
И самое важное, что
Нарастающая напряженность между туатами и малым народом очень и очень напоминает две любопытные исторические ситуации. Первая – туаты словно бы представляют собой кельтское население, заселившее когда-то Ирландию и столкнувшееся с местными жителями (вряд ли это была приятная встреча ?). А вторая – туаты есть англичане, покорившие Ирландию, ну а малый народ – сами ирландцы, сражающиеся за независимость. В 1891 году, когда герои «Акколады» сталкиваются с волшебными жителями Ши «ирландский вопрос» был очень и очень актуален. А Ирландское государство появилось на карте в 1922 г., в 1949 г. оно стало полностью независимым от Великобритании. Сможет ли малый народ отстоять право на самоопределение, мы скоро узнаем.
И напоследок природа Ирландии, которая не может не вдохновлять.
Вот такие вот исторические и не очень факты.
Спасибо за внимание! И постараюсь не пропадать!
Значение слова акколада
Акколада в словаре кроссвордиста
акколада
Акколада Аккола́да ( — объятие) :
Большой современный толковый словарь русского языка
( фр. accolade) муз. прямая или фигурная скобка, соединяющая несколько нотных станов (нотных строк из пяти горизонтальных параллельных линий) в органных и фортепьянных пьесах, в партитурах и т. д.
Новый словарь иностранных слов
2. ж. Знак в виде прямой или фигурной скобки, объединяющий два и более нотных стана в записях фортепианных и органных произведений, оркестровых и хоровых партитур.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой
[фр. accolade]муз. прямая или фигурная скобка, соединяющая несколько нотных станов (нотных строк из пяти горизонтальных параллельных линий) в органных и фортепьянных пьесах, в партитурах и т. д.
Словарь иностранных выражений
Словарь редких и забытых слов
Словарь русского языка Лопатина
Современный толковый словарь, БСЭ
2. ж. Знак в виде прямой или фигурной скобки, объединяющий два и более нотных стана в записях фортепианных и органных произведений, оркестровых и хоровых партитур.
Толковый словарь Ефремовой
Полный орфографический словарь русского языка
обряд посвящения в рыцари или принятия в рыцарский орден
фигурная скобка, которая соединяет спереди две или несколько систем нотных линий, которые играются одновременно одним инструментом
Но эта личная встреча и » акколада » мастера, давно уже почти боготворимого мной, запомнились на всю жизнь так ясно и рельефно, как будто это случилось только вчера.
За тобой будут наблюдать — но не потому, что кто-то что-то заподозрил, — добавил он, заметив беспокойство в глазах Конала. — Просто потому, что акколада означает совершеннолетие для принца, и люди будут интересоваться тем, что ты делаешь и как выполняешь обязанности рыцаря.
Тем не менее, акколада принесла глубокое удовлетворение многим молодым людям.
акколада (обряд посвящения в рыцари).) — «приветствие, объятие и т.