Аккомпанемент это что такое в музыке
Значение слова «аккомпанемент»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
аккомпанемент солисту или группе исполнителей (музыкальный ансамбль, хор) на каком-либо музыкальном инструменте, иногда аккомпанируют несколько музыкантов или хор;
аккомпанемент мелодии вспомогательными голосами или аккордами на инструменте, ведущем мелодию.
по роли в композиции
гармоническая и ритмическая опора для исполнителя;
равноправная партия ансамбля;
необязательный аккомпанемент (ad libitum) (может быть опущен без ущерба произведению в целом).
аккомпанеме́нт
1. музыкальное сопровождение вокального или танцевального выступления либо любого визуального представления ◆ Петь под аккомпанемент фортепьяно. ◆ Гитарный аккомпанемент.
2. перен. звуковой фон, сопровождающий какой-либо процесс ◆ Он гулял под аккомпанемент прибоя.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова аспирантский (прилагательное):
АККОМПАНЕМЕНТ
Смотреть что такое «АККОМПАНЕМЕНТ» в других словарях:
АККОМПАНЕМЕНТ — (фр. accompagnement, от accompagner сопровождать). Игра на каком нибудь инструменте, сопровождающая пение или игру соло на другом инструменте. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АККОМПАНЕМЕНТ игра на… … Словарь иностранных слов русского языка
аккомпанемент — См … Словарь синонимов
Аккомпанемент — (accompagnamento) accompagnement) музыкальный термин,обозначающий сопровождение мелодий, имеющее целью преимущественно еегармоническое украшение, а также поддержку вокальных партийинструментами. Аккомпанемент бывает гармонический, состоящий из… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
аккомпанемент — а м. accompagnement m., ит. accopagnamento. 1200. Лексис. 1. муз. Гармоническая обработка основной мелодии; инструментальное сопровождение ведущей мелодии. Сл. 18. 70 сонат с аккомпаньеманом и без онаго. Кн. муз. 16. Она <рецитатива>… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
аккомпанемент — АККОМПАНЕМЕНТ, аккомпанирование, сопровождение АККОМПАНИРОВАТЬ, подыгрывать/подыграть … Словарь-тезаурус синонимов русской речи
АККОМПАНЕМЕНТ — (французское accompagnement, от accompagner сопровождать), музыкальное сопровождение (инструментальное или вокальное) сольной партии или партий (например, фортепьянная партия в романсе) … Современная энциклопедия
АККОМПАНЕМЕНТ — (франц. accompagnement от accompagner сопровождать), 1) гармоническое и ритмическое сопровождение основного мелодического голоса.2) Сопровождение одним или несколькими инструментами, а также оркестром сольной партии (певца, инструменталиста, хора … Большой Энциклопедический словарь
АККОМПАНЕМЕНТ — АККОМПАНЕМЕНТ, а, муж. Музыкальное сопровождение. Петь под а. рояля. Под а. дождя (перен.: при звуках дождя). | прил. аккомпанементный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Аккомпанемент — (французское accompagnement, от accompagner сопровождать), музыкальное сопровождение (инструментальное или вокальное) сольной партии или партий (например, фортепьянная партия в романсе). … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Аккомпанемент — Типовой аккомпанемент для арии или концерта Моцарта. Play … Википедия
Аккомпанемент — (accompagnamento, accompagnement) музыкальный термин, обозначающий сопровождение мелодий, имеющее целью преимущественно ее гармоническое украшение, а также поддержку вокальных партий инструментами. Аккомпанемент бывает гармонический, состоящий из … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Что такое аккомпанемент в музыке?
Аккомпанемент (франц. accompagnement от accompagner – сопровождать) означает:
музыкальное сопровождение сольной партии или партий. Может быть инструментальным и вокальным (вокальный аккомпанемент сольных вокальных партий);
все голоса музыкального произведения, сопровождающие ведущую мелодию. Встречается у любом гомофонному произведении.
К аккомпанементу условно относится также сопровождение песни, танца выдержанным звуком или созвучием, гетерофонное варьирование мелодии, строгое дублирование, а также инструментальное сопровождение, дублирующее в унисон вокальные голоса.
Генерал-бас (цифрованный бас)
Генерал-бас поддерживал басом сольную мелодию, а подчиненные голоса, которые импровизировались по партии цифрованного баса, наполняли гармонию.
Генерал-бас – непрерывный бас, цифрованный бас (ит. basso numerato), басовый голос с цифрами, обозначающими интервалы или созвучия, на основе которых исполнитель строит аккомпанемент.
Образцы Генерал-баса встречаются в произведениях К. Монтеверди, Г. Шютца, Г. Персела, А. Корелли, А. Вивальди, Ж. Ф. Рамо, И. С. Баха, Г. Ф. Генделя. Пособия по Генерал-басу как учения о построении и сочетания аккордов частично совпадали с предыдущими учениями о гармонии.
Цифровой способ записи партии аккомпанемента возродился в джазе и эстрадной музыке. Буквенные и цифровые обозначения функций и аккордов над мелодией песни мы и сейчас будем применять для записи аккомпанемента.
Облигато
Начиная с 60-х годов XVIII века импровизированный аккомпанемент начал вытесняться аккомпанементом, что полностью выписывался композитором, так называемый «облигатный». (Оbligato – облигато ит., от лат. obligatus – обязательный, непременный.)
Аккомпанемент obligato сложился в творчестве основателей венской классической школы и не предвидел импровизационности. Для того, чтобы определить причины и характер трудностей, связанных с овладением техникой создания (подбора) аккомпанемента, а также выработать некоторые практические рекомендации по развитию этого навыка, необходимо осознать важнейшие особенности создания аккомпанемента за фортепиано как специфического вида практически-творческой деятельности.
Подбор аккомпанемента
1. C – H7 – E7 – A7 – D7 – G7 – C Каждый раз, пропуская в этой последовательности второй аккорд, можно образовать еще 4 последовательности:
2. C – E7 – A7 – D7 – G7 – C
3. C – A7 – D7 – G7 – C
4. C – D7 – G7 – C 5. C – G7 – C
При этом рекомендуется играть сначала первую последовательность, если же она не подходит – вторую и т. д. Может оказаться, что последовательность подходит хорошо, хоть некоторые из аккордов кажутся неправильными. В этом случае советуют заменить их минорными аккордами на той же ступени.
Образованные последовательности рекомендуют выучить наизусть и пытаться использовать в песнях:
7. C – C7 – F – Fm – C – G7 – C
8. C – C7 – F – Fm – C – A7 – D7 – G7 – C
9. C – C7 – F – Fm – C – H7 – B7 – A7 – D7 – G7 –C
Искать полного совпадения одной из приведенных гармонических последовательностей с реальной гармонической схемой не следует, поскольку одна из выбранных последовательностей не обязательно должна быть полной. Аккорды могут резко обрываться внутри одной последовательности и затем начинаться внутри другой. В процессе обучения особое внимание уделяется многократной игре этих последовательностей сначала в одной тональности, а после их слухового освоения – в других. В этом методе подбора, наряду с такими недостатками, как отсутствие типичных последовательностей для песен, написанных в минорных тональностях, узкой направленностью в традиционную гармонию джаза, далекую от отечественного песенного, тем более школьного репертуара, само строение репертуара носит формальный характер.
Формальные методы обучения аккомпанементу получили весьма значительное распространение в США и некоторых других странах. Такие авторы как Джерри Купер, Джо Виера считают, что излишнее теоретизирование тормозит приобретение практических навыков музицирование, в частности у начинающих. В результате появились учебные пособия по аккомпанементу на слух, напоминающие справочники. Возможны гармонические движения в каждой отдельной тональности подаются в виде схем и объединяются в таблицы, где представлены последовательности трезвучий и септаккордов, выписанных в буквенно-цифровом обозначении.
Принцип пользования таблицами таков: играя подряд последовательности с начала таблицы, находим соответствие одной из них первым тактам интересующей нас песни и выписываем найденные аккорды. Затем, используя другие последовательности, ищем продолжение гармонической схемы, пока не подберем всю схему.
Пользуясь этими таблицами, действительно можно подобрать гармонию к популярным песням, написанных в мажоре и миноре. Постоянная игра этих последовательностей безусловно принесет определенную пользу. Однако сам метод является сугубо формальным и может выступать лишь как один из дополнительных, но не основных законов развития гармонического слуха и обучение гармонизации мелодий.
Основными аккордами, используемыми при гармонизации мелодий, являются септаккорды, построенные на основных степенях гам. Так, на ступенях к мажорной гаммы образуется ряд септаккордов, называемый диатонической шкалой:
Эти аккорды обозначаются римскими цифрами и применяются к любой мажорной и минорной тональности:
II, III, VI – всегда минорные септаккорды;
VII-малый уменьшенный септаккорд.
Запись гармонии с помощью этой шкалы выглядит следующим образом:
I – VI – II – V – I – IV – II – I.
В тональности до мажор имеем соответствующую последовательность аккордов:
С7 – Аm7 – Dm 7 – G7 – С7 – F7 – Dm 7 – С7.
Авторы метода считают, что такая запись становится универсальной и значительно упрощает анализ и запоминание гармонических последовательностей. Опираясь на опыт отечественных и зарубежных педагогов, авторы метода проанализировали песни школьного репертуара, выявили общие гармонические закономерности, выделили типичные аккордовые последовательности и обработали универсальные формулы гармонического движения в соответствующих стереотипах сопровождения.
Образовались следующие схемы, которые вписываются в формулу как для мажора, так и для минора:
Чтобы получить более усложненные последовательности, необходимо рассмотреть один из вариантов взаимодействия параллельных тональностей, которые часто встречаются. Слияние минорной и мажорной формулы дает, например, следующие типичные последовательности:
Am – Dm7 – G7 – C – F – H7 – E7 – Am или: C – Am7 – Dm7 – G7 – C.
Дальнейшее развитие приведенных последовательностей, то есть дальнейшее добавление аккордов в изученные схемы, связанный с законами квантового круга и хроматического соединение аккордов.
Так, используя квинтовый круг в мажорной последовательности И – II-V-и, между аккордами I и II ступеней можно вставить аккорды VI степени, или VI7, то есть в до мажоре Am или А7.
Итак, будем иметь следующую формулу:
C – Am7 – Dm7 – G7 – C; C – A7 – Dm7 –G7 – C.
Соответственно в последовательности І-ІІ7-V-I будем иметь:
C – Am7 – D – G7 – C; C – A7 – D7 – G7 – C
Объединив указанные аккорды в единую формулу будем иметь:
Подытоживая сказанное об изучении типичных гармонических последовательностей и одного из методов их расширения, можно рекомендовать такую схему подбора аккомпанемента к мелодиям песен. Выбрав удобную для пения тональность, следует проиграть предложенные выше основные, типичные для данной песни, гармонические последовательности и на слух определить подходящие формулы. На случай затруднения нужно определить место I, IV и V ступеней из баса, а затем, пользуясь описанными выше правилами, заполнить промежутки дополнительными аккордами.
Авторы метода отмечают, что для овладения аккомпанементом на слух недостаточно знать основные закономерности гармонии – необходимо уметь воспроизводить их на инструменте в определенных структурах – фактуре изложения, опираясь в выборе гармонии и стереотипов сопровождения на конкретную мелодию песни.
Что такое аккомпанемент? Его разновидности и история
Слушая музыку различных жанров, стилей и эпох, можно заметить, что основную музыкальную тему (мелодию) зачастую сопровождают и украшают подголоски, имеющие второстепенную значимость. Именно это дополнение и своеобразное подзвучивание мелодии называется аккомпанементом.
Музыкальное сопровождение
В переводе с французского аккомпанемент означает сопровождение. То есть аккомпанирование в музыке – это сопровождение солирующей партии несколькими другими. Оно может варьироваться и меняться, в то время как мелодическая линия должна оставаться неизменной.
Интересным является то, что аккомпанемент – это не всегда музыкальные партии. Он может выражаться и в ритмичных хлопках, имитации звуков природы и т. д.
Что такое аккомпанемент? В своем классическом проявлении возможен только в гомофонно-гармоническом музыкальном изложении, когда мелодию, исполняемую солистом-вокалистом или инструменталистом, необходимо подзвучить при помощи одного или нескольких инструментов, например, фортепиано, гитарой, баяном, аккордеоном, инструментальным или вокальным ансамблем, хором, оркестром.
Гомофония – один из типов полифонии, где партии разделяются на главную и второстепенные.
Варианты аккомпанемента
В зависимости от временной эпохи и страны, аккомпанемент в разные времена имел разную форму. Например, в странах Африки с незапамятных времен и до сегодняшнего дня мелодия сопровождается ритмами этнических барабанов.
В Средневековье основная партия усиливалась с помощью вокального или инструментального октавного удвоения.
В период Классицизма в Западной Европе вокалистам, скрипачам, гобоистам и прочим инструменталистам аккомпанировал клавесин.
В России эту функцию взяли на себя такие инструменты, как баян, балалайка и гусли.
На Украине это кобза, бандура, цимбалы, домра и т. д.
Начиная с эпохи Романтизма и по сей день чаще всего можно услышать сольные партии в сопровождении фортепиано или гитары. Самыми же роскошными аккомпаниаторами являются вокальные и инструментальные ансамбли, оркестры и хоры.
Роль аккомпанемента
В словаре В. Даля также находится ответ на вопрос «Что такое аккомпанемент?». Здесь его характеризуют как музыкальное подыгрывание, подголосок для основной партии/мелодии. Он обогащает художественное восприятие произведения в целом.
Начиная с XVI столетия с развитием основ гармонии музыкальное сопровождение приобретает характер слаженной гармонической опоры и окантовки мелодии.
В вышеуказанный период аккомпаниаторам выписывалась только басовая партия с обозначением аккордов при помощи цифровок (генерал-бас).
Начиная с композиторов эпохи Классицизма Гайдна, Моцарта и Бетховена в аккомпанементе начали полностью выписывать все голоса и ритмические рисунки, что делает возможным неизменное воспроизведение музыки разными исполнителями.
Самые распространенные виды аккомпанемента:
Сегодня все дети, обучающиеся музыке, с ранних лет знают, что такое аккомпанемент. Вокалисты, струнники, духовики и народники с первых классов учатся играть под фортепианное сопровождение, а пианисты и гитаристы обучаются искусству аккомпаниаторов, что в значительной мере развивает чувство ансамбля и гармонический слух.
Электронные программы аккомпанемента
На сегодняшний день существует много программ автоматического электронного аккомпанемента, например, Bestfree, ChordPulse, Soundsmith, Band-in-box и др.
Исполнение аккомпаниатора и солиста должно быть одинаковым в динамическом, метрическом, темповом и эмоциональном планах. Только в таком случае произведение будет звучать органично, слажено и красиво.
Аккомпанемент
Слово аккомпанемент знакомо не только музыкантам, но и большинству людей далеких от музыки, ведь фразы: аккомпанировать пению, аккомпанемент на гитаре и прочие являются достаточно популярными и встречаются как в обычной речи, так и, например, в художественной литературе.
Понятие аккомпанемента очень многогранно.
В музыкальной школе есть предмет — аккомпанемент.
Любой гитарист научившийся играть 2-3 аккорда, также создает простейший аккомпанемент. Группа для вокалиста это аккомпанемент и даже целый оркестр может аккомпанировать солисту.
Так что же такое аккомпанемент, и чем он отличается от мелодии или других элементов музыкального языка?
С французского языка слово аккомпанемент переводится как сопровождать.
Так как в современной музыке наиболее популярен гомофонный склад, то можно сказать, что все, что мы слышим это либо мелодия, либо аккомпанемент.
То есть, по сути любая музыкальная ткань может быть названа аккомпанементом, если она не одноголосна и если она сопровождает мелодию. И даже простое щелканье пальцами или притоптывание ногой по полу может рассматриваться, как вариант аккомпанемента!
Однако столько широкое определение аккомпанемента используется редко.
Чаще всего под аккомпанементом подразумевают вариант сопровождения мелодии или голоса одним инструментом, который при этом выполняет, как гармонические ( аккорды + бас), так и ритмические (грув) функции.
Естественно, что для аккомпанемента можно использовать только многоголосные инструменты, такие как фортепиано, гитара или баян, так как создание гармонического сопровождения на одноголосном инструменте невозможно.
В тоже время нужно отметить, что изначально возникновение аккомпанемента связано с простым дублирование в октаву или квинту основной мелодии. Такой вид сопровождения встречался в полифонической музыке XV-XVI веков и может быть назван «дедушкой» современного аккомпанемента.
Гораздо позже сформировал принцип аккомпанемента типа генерал бас, который был основан на том, что исполнителю давали не ноты, а выписанный басовый голос, который служил своеобразным путеводителем и отправной точкой для создания аккомпанемента по желанию музыканта.
Согласитесь это очень напоминает игру современного гитариста или пианиста, которым чаще всего достаточно обозначений аккорда, а то и просто ступеней лада для создания сопровождения.
Это и можно назвать полноценным искусством аккомпанемента.
Несмотря на то, что принципы игры на всех инструментах разные принципы и приемы аккомпанемента, что на гитаре, что на фортепиано очень похожи.
Как правило, в партии аккомпанемента присутствует басовый голос, гармония в виде аккордов или арпеджио + различные дополнительные элементы. По сути, аккомпанемент — это определенный тип музыкальной фактуры, который должен быть ритмичным, гармоничным и не мешающим основному голосу.
Как образуется аккомпанемент и какие принципы лежат в его основе?
Выше мы уже сказали, что для аккомпанемента характерна ритмичность. Поэтому простейшая игра аккордов четвертями уже является аккомпанементом:
такую партию можно исполнить на любом многоголосном инструменте.
Для придания характера или стилистики аккомпанементу используются акценты и синкопы. Например, известная фигура 332:
В данном случае мы работает только с ритмом. Конечно звуковой состав аккорда может быть любым, это не влияет на звучание ритма.
Такой вид аккомпанемента называется Simple Block и является первой ступенью в освоении искусства аккомпанемента.
Несмотря на то, что многие фигуры аккомпанемента звучат сложно, на деле они представляют собой комбинации простых элементов, таких как:
Ритмические фигуры (синкопы, устойчивые паттерны)
Фактурный контраст (например, бас + аккорд)
Фигурации (гармонические и мелодические)
Педали (выдержанные звуки)
Прочие приемы ( конрапункты, опевания, задержания и т.д.)
Нужно понимать, что чаще всего аккомпанемент не содержит каких либо ярких элементов, а состоит из базы и является паттерном, который можно легко изменять под любую гармонию. Это соответствует основной задаче аккомпанемента — не мешать солисту и дополнять, раскрывать его партию.
Особо следует упомянуть о стилистическом аккомпанементе.
Многие стили музыки основаны на использовании устойчивых ритмических фигур. Например, танго, рубма, самба, рок-н-ролл и т.д. Чаще всего в аккомпанементе имитируется звучание ритм-секции характерной для какого-либо стиля.
Например, известный бэк-бит грув в переложении на фортепиано может звучать так:
Поэтому музыканту, который решил освоить аккомпанемент важно изучать не только приемы его создания, но и наиболее популярные грувы бас-гитары и ударных и пробовать имитировать их звучание на гитаре или фортепиано.
Этот вопросы, которые касаются техническо-музыкальных тонкостей создания аккомпанемента. Но кроме создания аккомпанемента важно также учитывать психологический аспект данной деятельности.
Аккомпаниатор — это не всегда музыкант понимающий структуру или приемы аккомпанемента. Но обязательно умеющий чувствовать солиста, подстраиваться под него, умеющий играть удобно и максимально эффективно.
Любой певец знает, как хорошо петь под гибкий и умелый аккомпанемент и какого это потеряться среди композиции, только потому, что аккомпаниатор играет сам по себе.
В задачи данной статьи не входит рассмотрение вопроса взаимодействия солиста и аккомпаниатора, поэтому я упомянул об этом только для уточнения.