Аккорд aug что это
Аккорды для гитары
Все аккорды представлены для шестиструнной гитары. Выберете нужный Вам аккорд, буквенное обозначение аккордов можно посмотреть в таблице чуть ниже.
Аккорд «C»
ПохожиеАккордыГитара, пожалуй, один из самых распространенных инструментов во всем мире. Трудно найти человека, который бы, живя в цивилизованном обществе, не видел гитару. В последнее время, во многом благодаря кинематографу, гитара стала модным инструментом. Тональный диапазон гитары довольно обширный, он охватывает три октавы. Это позволяет исполнять на такой гитаре не только программные произведения, но и различные импровизации, что крайне важно, например, для исполнения блюза. Данный инструмент относится к группе кордофонов. Это означает, что гитара производит звуки благодаря вибрации струн. Музыкант касается струн пальцами, в результате чего они производят в своеобразное колебательное движение. В качестве наглядного изображения аппликатур аккордов используется, схематический рисунок гитарного грифа, красные точки (кружки) указывают места для пальцев левой руки (на схемах номер лада указывают римской цифрой) Хогманай День Кощея-Чернобога Джазовые аккорды, цифровкаДжазовые аккорды или цифровка. Так называют сложные аккорды.Скорее всего вы уже сталкивались с интересными названиями аккордов наподобие таких: Cmaj7, Daug, A9. В этих названиях нет ничего сложного. Нам нужно просто с вами разобраться в том, что из себя представляют цифры или слова которые будут стоять рядом с основным аккордом. Очень удобно играть с листа, понимая какие аккорды с какими ступенями нужно играть. Конечно, если вы не встречали подобных обозначений, то вам будет сложно это сделать. Поэтому просмотрев несколько словарей, открыв свои старые тетради по джазовой цифровке, которую когда-то проходил в музыкальном колледже, сделал небольшую памятку, которая, думаю многим пригодиться. Будем учить все от простого к сложному. Для начала определим наши звуки: Эти обозначения следует сразу запомнить! Бывает путаница с аккордом «си» в советской школе его обозначали как «H»-это си, а B-это си бемоль. Мы же с вами сейчас будем рассматривать «B» как ноту си, а «Bb» как си бемоль. ЦифровкаМажорные аккорды обозначаются одной заглавной латинской буквой. В минорные аккорды добавляется маленькая буква m (реже mi, min). Уменьшенные аккорды обозначаются знаком dim (diminished) Увеличенный аккорд, обозначается aug (augmented) Аккорды очень просто выстраивать по гамме. Для этого нужно хорошо представлять ее аппликатуру. например перед вами аккорд «C7/9». Что мы видим? До-мажор, плюс малая септима и плюс нона, тоесть звук «ре» только желательно где-нибудь в верхних голосах. Обозначения возле основной буквыОбозначения без дополнительных уточненийОбозначения без дополнительных уточнений (С6, С6/9, C7, C9, C11 и т.д., а также sus) относятся к аккордам, построенным в миксолидийском ладу (считаем от баса аккорда). Обозначения с минусами, плюсами, диезами и бемолями, m, dim, aug указывают на появления ступеней, не вписывающихся в миксолидийский лад. ТрезвучияСептаккордыНонаккордыДругие аккорды:ОбращенияС помощью данных обозначений, теперь вы можете прочитать и сыграть любой аккорд. Главное понимать из чего он состоит. Сложные аккорды на гитаре: обозначения и аппликатурыБывает так, что в аккомпанементе к какой-то песне кроме уже хорошо знакомых простых аккордов типа Am, Dm, E или там каких-нибудь баррэ F, Bm, F#, Gm, Bb, нет-нет да и попадаются заковыристые, или, как ещё их называют, джазовые. Ну, например, E7#9, Am7 b5, или какая похлеще «математика» – Bbmaj13#11, G7#5b9 и т.д. Некоторые товарищи за незнанием того, что все эти циферки означают в названиях аккордов, пытаются их откидывать. Короче, игнорировать. И берут простые мажоры или миноры. Иногда такое упрощение получается. И аккомпанемент звучит довольно сносно. Но всё-таки зря… В большинстве случаев в отсутствие указанных автором, аранжировщиком сложных аккордов теряется музыкальная изюминка, разнообразие гармонической палитры, да и звучание, наверняка, получается шаблонным. Так что, конечно, лучше просто взять и разобраться, как играть сложные аккорды на гитаре. Поверьте, это не сверхзадача. На начальном этапе достаточно изучить обозначения и по несколько аппликатур каждого заковыристого аккорда. И вы сможете разучивать аккомпанемент с «наворотами», как есть, ничего не изменяя, не выкидывая в аккордах. Далее в статье подробно разберём обозначения сложных аккордов и варианты их аппликатур. Особо не вдаваясь в глубины музтеории, только минимум для практики. А ещё – небольшой ТОП одних из самых-пресамых навороченных, сложнейших аккордов.
Обозначения aug, dim, no5«Aug» – «augmented» – увеличенное трезвучие. Состоит из двух больших терций. Например, если от звука C: до – ми – соль диез. Записывается так – Caug. A иногда вместо «aug» просто добавляется «+» – С+, как сокращённый вариант записи. На гитаре используются и четырёхструнные аппликатуры «aug». К увеличенному трезвучию ещё добавляется основной звук – то есть удваивается. Caug, или С+ на гитаре: с основным звуком на 6-ой струне, 5-ой и 4-ой: «Dim» – diminished – уменьшённое трезвучие. Состоит из двух малых терций. Например, Cdim: до – ми-бемоль – соль-бемоль. Для гитары есть варианты аппликатур уменьшённого аккорда с удвоенной тоникой (на четыре звука). Cdim:
«no5» – аккорд без квинты. В аппликатуре не звучит квинта (5-ая ступень), а берётся только основной звук (может быть удвоенный), терция и иногда какие-то дополнительные ступени. Обозначение используется как для мажорных, так и минорных аккордов. С (no5) – аппликатура до мажор без квинты (звука соль): Цифры – добавление/альтерация ступеней: #5/b5, 7/maj7, 9, 11,13Цифра в названии аккорда указывает на добавление к мажорному или минорному аккорду соответствующей дополнительной ступени. Например, Am7 – к минорному трезвучию добавить 7-ую ступень (малу септиму) – минорный септаккорд, Amaj7 – к мажорному трезвучию добавить большу септиму – большой мажорный септаккорд. Есть и сложные аккорды для гитары с несколькими надстройками: в названии может быть указана альтерация ступени и добавление дополнительных (C#5#9, С6/9, Cm7b5 и др.). Давайте разберёмся, какие ступени добавляются, как называются такие аккорды и как играть их: «7» – седьмая ступень: септаккордыЕсли указывается только цифра «7», значит, добавляется малая септима к мажорному аккорду. И он называется малый мажорный септаккорд или доминант септаккорд. Распространённые аппликатуры на примере С7: В двух вариантах с тоникой на шестой струне: на 6 струн и в прогрессивной аппликатуре (без 5-ой и 1-ой): С тоникой на 5-ой струне тоже две довольно распространённые формы: «maj7» – большой мажорный септаккорд. К мажорному аккорду добавляется большая септима. Другие варианты обозначения – M7, Δ (символ «дельта»), Δ7. Cmaj7, или CM7, CΔ, CΔ7: «m7» – малый минорный септаккорд (минорное трезвучие + малая септима). m (maj7)Cm (maj7), или CmM7, CmΔ, CmΔ7, C-Δ7: dim7, или символ «°», «°7» – уменьшённый септаккорд (уменьшённое трезвучие + уменьшённая септима bb7, или 6-я ступень). Cdim7, или C°: Септаккорды с альтерированной квинтой: 7#5, 7b5, maj7#5, maj7b5, m7b5Итого получается в аккорде две надстройки – септима и альтерированная квинта. 7#5, или 7+5 – малый мажорный септаккорд с повышенной квинтой. С7#5, или С7+5: 7b5, или 7-5 – малый мажорный септаккорд с пониженной квинтой. maj7#5maj7#5 – большой мажорный септаккорд с повышенной квинтой. maj7b5maj7b5 – большой мажорный септаккорд с пониженной квинтой. Cm7b5, или CØ, C-7 (b5) «6» – шестая ступень: секстаккордыАккорды с «шестёркой» (с 6-ой ступенью) называются секстаккордами. «6» – мажорный секстаккорд (мажорное трезвучие + секста). «m6» – минорный секстаккорд (минорное трезвучие + секста).
«9» – девятая ступень: нонаккорд«Девятки», аккорды с 9-ой ступенью – это нонаккорды. В основном виде они состоят из пяти звуков: минорное или мажорное трезвучие (1-3-5) + септима (7) + нона (9). Названия нонаккордов обозначаются без «семёрки», только «девятка» (C9, Cm9 и др.). То есть по определению звукового состава подразумевается, что должна быть и септима. В силу того, что аккорд сложный для гитары – состоит из пяти звуков – довольно часто используются его упрощённые аппликатуры без квинты (без 5-ой ступени аккорда). Если в названии аккорда с буквой только «9» указывается, без каких-либо других обозначений (С9, A9, F9 и др.) – значит это малый мажорный септаккорд с 9-ой ступенью.
Ещё формы С9 с тоникой на 5-ой и 4-ой струне: «m9» – минорный нонаккорд: малый минорный септаккорд + 9-ая ступень.
Немного полегче варианты Cm9: maj9 – большой мажорный септаккорд с «девяткой». Его звуковой состав: мажорное трезвучие (1-3-5) – большая септима (maj7) – нона (9).
Что такое add9«add 9» – означает «добавить 9-ую ступень». Его отличие от нонаккорда в основном виде в том, что «девятка» просто добавляется к мажорному или минорному трезвучию. При этом септима в звуковом составе такого аккорда отсутствует. Формула «add 9»: мажорное/минорное трезвучие + 9 (без 7-ой ступени). Cadd9 – «девятка» к мажору. Cm add9 – минорный аккорд с ноной. Септаккорды с альтерированной 9-ой ступенью: 7#9, 7b9В малых мажорных септаккордах также используется и альтерированная 9-ая ступень. Обозначается в двух вариантах: 7#9 или 7+9 – повышение ноны на полтона, 7b9 или 7-9 – понижение на полтона. При этом с пониженной/повышенной ноной указывается и 7-ая ступень. Например, в С7#9: от звука до – 9-ая ступень это ре (через октаву), повышаем её на полтона – добавляем к септаккорду ре-диез (#9). И C7b9: с пониженной ноной – ре-бемоль (или до-диез). «11» – одиннадцатая ступень: ундецимаккордАккорд с 11-ой ступенью – это ундецимаккорд. В основном виде состоит из шести звуков: трезвучие (1-3-5) + септима (7) + нона (9) + ундецима (11). Обозначается цифрой «11» в названии.
maj11«maj11» – большой мажорный септаккорд с ундецимой. Если в обозначении только цифра «11», без «maj» – это малый мажорный септаккорд с ундецимой. «m11» – малый минорный септаккорд с «одиннадцатой». «13» – тринадцатая ступень: терцдецимаккордС 13-ой ступенью – терцдецимаккорд. Ещё один самый сложный аккорд по строению. В его составе семь звуков: мажорное трезвучие + септима (7) + нона (9) + ундецима (11) + терцдецима (13). Ещё этот аккорд можно представить как ундецимаккорд с 13-ой ступенью. maj13maj13 – c 13-ой ступенью на основе большого мажорного септаккорда.
Когда в обозначении «13» без «maj» – это терцдецимаккорд на основе малого мажорного септаккорда (к мажорному трезвучию + малая септима (7) + нона (9) + ундецима (11) + терцдецима (13) ). «Sus» – аккорды с задержанием: sus2, sus4, 7sus4«Sus» – suspended chord или sus chord – аккорды с задержанием или «задержанные аккорды». Они не имеют характерного минорного или мажорного звучания, так как в их составе нет малой или большой терции (от основного звука), определяющей эти типы аккордов. «sus2» – с задержанием на секунде, т.е. вместо терции в трезвучии большая секунда: основной звук – большая секунда (2) – квинта (5). «sus4» – с задержанием на кварте: основной звук – кварта (4) – квинта (5). 7sus4«7sus4» – к задержанному sus4 добавляется малая септима. Сложные аккорды с несколькими надстройкамиВ аккорде может быть не одна дополнительная ступень, надстройка, а несколько. Некоторые аккорды такого вида мы уже рассматривали в предыдущих частях статьи – 7#9, 7b5 и др. А теперь изучим другие самые трудные аккорды – с добавлением 2-3 ступеней (в том числе и альтерированных – повышенных/пониженных). «6/9» – мажорный аккорд с секстой (6) и ноной (9). «m6/9» – к минорному аккорду добавляется 6-ая и 9-ая ступени. Упрощённая аппликатура без тоники в басу (для ориентира построения аппликатуры –основной звук до на 6-ой струне, 8-ой лад). С тоникой на 5-ой, 4-ой: 7b5b9«7b5b9» – малый мажорный септаккорд с пониженной квинтой и ноной. «7#5#9» – малый мажорный септаккорд с повышенной 5-ой и 9-ой ступенью. «7b5#9» – малый мажорный септаккорд с пониженной 5-ой (квинтой) и с повышенной 9-ой (ноной). «7#5b9» – малый мажорный септаккорд с повышенной 5-ой, с пониженной 9-ой. «13b9» – терцдецимаккорд с пониженной 9-ой. «13#11» – терцдецимаккорд с повышенной 11-ой. maj9#11«maj9#11» – большой мажорный септаккорд с 9-ой и повышенной 11-ой ступенями. maj13#11«maj13#11» – большой мажорный септаккорд с 13-ой и повышенной 11-ой. Таблица всех сложных аккордовТаблица всех выше рассмотренных сложных аккордов от звука До в разных аппликатурах. Отдельно в колонках – с тоникой (основным звуком) на 6-ой струне, 5-ой и 4-ой струне. Символом «*» отмечены аппликатуры без тоники в басу, или же с тоникой, но допускается упрощённый вариант без неё (то есть в басу основной звук можно не брать, если сложно с постановкой пальцев). ТОП самых сложных аккордовНекоторые гитаристы задаются вопросом, а какой самый сложный аккорд на гитаре в мире. Конечно, однозначно ответить нельзя. Всё относительно. Самые-самые трудные – это больше определённая группа аккордов. Их сложность можно охарактеризовать по звуковому составу – сколько в них добавлено дополнительных ступеней. И по аппликатуре – зачастую она расширенная, в позиции пальцы нужно растягивать на 5-6 ладов, а то и больше. И, конечно, такие замудрённые аккорды предназначены не для того чтобы покрасоваться «акробатикой пальцев» и не для того чтобы удивлять знанием «музыкальной арифметики». Они призваны создать уникальное, красивое звучание, передать максимум эмоций, настроения композиции. И используются они не только для каких-то пьес, этюдов на отработку техники, но и для популярных песен, инструментальных тем. Итак, ТОП самых заковыристых аккордов. Начнём с самых «безобидных» из этой группы и до аппликатур, экстремальных для пальцев, непомещающихся в стандартные аккордовые сетки на пять ладов. 1. F7 – малый мажорный септаккорд в основном видеНа первый взгляд, что тут сложного? Это же обычный септаккорд. А всё-таки есть нюанс. Все его звуки по порядку, как он есть по ступеням 1-3-5-b7, в закрытой позиции на гитаре взять не так-то и просто. Расширенная постановка получается. 2. C#sus2 – из известных песен Message In A Bottle (The Police) и Floods (Pantera)Задержанный аккорд в расширенной аппликатуре. Ещё его можно представить как пауэр-аккорд: квинта + 9-ая ступень. 3. Am add11 из «Tears in the rain» (Joe Satriani)Утончённое аккордовое художество на акустической гитаре от Joe Satriani. Am add11 – первый аккорд композиции. И уже с первых его звуков – и дождь, и слёзы… 4. B add11 от Аллана ХолдсвортаПо названию вроде бы и ничего затейливого, сложного нет. Добавляется 11-ая ступень. Только и всего. Но в своей теме House of Mirrors Аллан Холдсворт использовал этот аккорд в красивейшем звуковом сочетании. Ну, конечно, и аппликатура соответствующая… 5. «Экстремальные» аппликатуры Теда ГринаИ в заключение ТОПа аккорды особой сложности из книги «Chord Chemistry» выдающегося джазового гитариста Теда Грина. Без комментариев – попробуйте сыграть. Лучше на электрогитаре. Очень необычные, с невероятно оригинальным звучанием аккорды: Emaj9 – в IV-ой позиции с 6 открытой струной. Amaj9 – от 7-го лада до 14-го… И ещё один «растянутый» Emaj9: в VII позиции, но аж до 13-го лада: На этом завершаем статью. Успехов вам в изучении сложных аккордов!
|