Аккорд h7 и b7 в чем отличие
Привет. Ударимся сегодня в теорию. Давно не пополняли мы эту страшно скучную рубрику. И разберем довольно актуальный вопрос, про буквенное обозначение аккордов.
Вопрос о путанице, при обозначении ноты СИ в буквенном написании, задавался мне довольно часто и на Youtube, и личных сообщениях. Давайте разбираться!
Изначально для обозначения звуков использовались первые 7 букв латинского алфавита и соответствовали они натуральному ЛЯ-МИНОРУ (A-moll):
B – СИ
Видим, что здесь си – это В.
Я слышал такое предположение, что путаница эта началась с появлением джаза. В джазовых оркестрах основная масса музыкальных инструментов – это духовые инструменты. И наиболее удобными тональностями на них являются: фа-мажор и си-бемоль-мажор. В тональностях этих нота СИ не встречается, встречается только СИ-БЕМОЛЬ. Вот джазисты и решили, зачем нам все время писать этот значок «b», если и так понятно, что он подразумевается в ноте СИ-БЕМОЛЬ? И везде вместо Bb писали просто B. В итоге возникла путаница: в одних нотах В — это СИ, в других СИ-БЕМОЛЬ. Вот и решили добавить новое обозначение для ноты СИ – Н, а В отдать джазистам.
Но, по сути, в музыке все также существуют обе системы:
ABCDEFG
ABCDEFGH
Какая из них правильная нет смысла спорить. Просто нужно смотреть в контексте музыкального произведения, что за обозначения аккордов идут. Иногда, первую систему называют «зарубежной».
Для меня же более удобной и конечно логичной, является первая система! Каждой ноте своя буква, а диезы и бемоли образуются путем добавления нужного знака альтерации # или b. Вот такие дела. Более того, что в программе Guitar Pro 6, которой я интенсивно пользуюсь, используется именно «зарубежная» система обозначения нот (аккордов). Вот посмотрите сами:
Надеюсь теперь вопросы и обвинения в том, что я не правильные аккорды тут написал, будут сняты. Вот такая познавательная история вышла.
Аккорд B7 (H7) на гитаре в разных аппликатурах
В этой статье разбираем аппликатуры доминантсептаккорда или малого мажорного септаккорда от ноты Си. В буквенно-цифровой системе он записывается в двух вариантах: H7 или B7 на гитаре и в партиях для других инструментов. Наряду с тем, что в классической музтеории нота си обозначается буквой «H», а нота си-бемоль – «B», в некоторых странах именно ноту СИ принято обозначать буквой «B».
Далее для аккордов будут указаны два названия (как называется – какой вам привычней для понимания): B7 или H7 на гитаре (в скобочках второе обозначение). А в графических схемах (сетках) в целях сокращения записи доминантсептаккорд от си обозначается только буквой «B».
Если вас интересует только замена B7 (H7) с баррэ на варианты без баррэ (то есть чем заменить сложные баррэ), ознакомьтесь с этой статьёй.
Строение аккорда B7 (H7)
Малый мажорный септаккорд (доминантсептаккорд) от ноты си – это трезвучие си мажор (си – ре-диез – фа-диез) + малая септима (ля).
B7 (H7) в основном виде:
Аккорд в нотной записи:
В первой части занятия разбираем H7 (B7) аккорд на гитаре в основных аппликатурах (формы CAGED и их вариации в позициях). Во второй части – менее употребляемые аппликатуры септаккорда, оригинально, необычно звучащие (для тех, кто хочет внести определённое разнообразие в аккомпанемент). И в заключительной части примеры – аккордовые последовательности с B7 (H7) в разных формах.
Основные аппликатуры B7 (H7) + их упрощённые формы
Для каждой аппликатуры – схема (как ставить пальцы на ладах) и фото. Материал можно изучать без знания нотной грамоты.
Открытая позиция
Без 6-ой струны, 2-ая открытая. Самый популярный открытый септаккорд от си:
Как ставить его на грифе:
На основе этого аккорда есть целый ряд других аппликатурных вариантов:
Без 1-ой струны. Упрощённый, на три пальца. Может пригодится для новичков, если песня играется перебором.
Как зажимать струны:
B7/D# (H7/D#) – терция в басу, без 6-ой и 5-ой струны. Тоже попроще основного открытого доминантсептаккорда.
B7/F# (H7/F#) – с квинтой в басу, без 5-ой. Больше подходит для перебора.
B7/F# (H7/F#) – ещё разновидность с квинтой в басу. Практически все звуки расположены на басовых струнах, характерное низкое звучание септа.
Немного сложней вариант, с растяжкой мизинца. Без 1-ой и 6-ой.
Как ставится этот септаккорд B7 (H7):
II позиция
Часто используемый на этих ладах септаккорд с баррэ в форме A7.
Как играется аккорд:
Этот септаккорд служит основой для других аппликатурных форм в II позиции:
Большое баррэ, но 4-ая струна не звучит. На 4-ом ладу только мизинец прижимает 2-ую струну.
Без тоники (основного звука си в аппликатуре нет), малое баррэ.
Без баррэ, на трёх струнах, без квинты. Указательным также нужно глушить 4-ую струну.
IV позиция
B7/F# (H7/F#) – малое баррэ, квинта в басу.
Как ставить эту аппликатуру:
Аккорд H7 (B7) на гитаре в IV позиции можно сыграть и в других аппликатурах:
Без баре, 5-ая и 1-ая не звучат.
Без 6-ой и 1-ой, форма без баррэ, на 4-е лада.
VII позиция
Популярный вариант септа на 7-ом ладу – форма E7 с баре.
Как играть B7 (H7) на баре в VII позиции:
Немного сложней разновидность этого септа – с мизинцем на 2-ой струне (ещё добавляется м.7):
Варианты с малым баррэ:
B7/A (H7/A) – септима в басу, без 6-ой и 5-ой.
Разновидность этого аккорда – на 2-ой струне добавляется септима (ля):
B7/F# (H7/ F#) – без баре, форма E7, без 6-ой и 1-ой струны.
Без 5-ой и 1-ой, септаккорд без баре, прогрессивная аппликатура.
IX позиция
Без басовых струн, без баррэ. В форме аккорда D7 из открытой позиции.
На 6-ой струне терция (D#), без 5-ой и 1-ой.
XII позиция
По системе CAGED в XII позиции основная аппликатура – септ в форме С7. Выглядит он вот так:
Но на этих ладах в таком основном виде практически не используется. В основном применяются упрощённые формы от данной аппликатуры.
На трёх струнах, без 6-ой, 2-ой и 1-ой. По аналогии, как и в открытой позиции, только на октаву выше.
На верхних струнах, терция в басу.
Дополнительная подборка аппликатур B7 (H7)
И теперь рассмотрим менее употребительные аппликатуры в аккомпанементе, но интересные, оригинальные в звучании. Возможно, они понадобятся вам, чтобы добавить какой-то особенный оттенок в авторскую композицию, а может быть и в кавер-версию песни.
Другие аккорды на гитаре B7 (H7) во II позиции:
слева направо сетки:
IV позиция:
V, VI:
VII, VIII:
X-XIII:
Последовательности с B7 (H7) в разных вариантах
И завершении занятия разберём примеры последовательностей – как можно использовать изученные аппликатуры B7 (H7) в связке с другими аккордами.
№1: популярные аккорды в открытой позиции, эта последовательность встречается в огромном количестве песен.
№2: в си миноре также довольно распространённый ход аккордов.
№3: красивое сочетание открытых аккордов и септа с малым баррэ; обратите внимание, B7 (H7) в двух аппликатурах.
№4: аккорды в низком регистре, сочетание расширенных аппликатур, играйте последовательность перебором.
№5: вместо одного аккорда B7 (H7) связка аппликатур, мелодический ход.
Как заменить аккорд B и B7 на гитаре: аппликатуры без баре
На этом занятии изучим открытые и закрытые аппликатуры си мажора. Соответственно, в двух вариантах буквенного обозначения (нота си – «B» или «H»): аккорд B без баре или аккорд H без баррэ. То есть, каким аккордом можно заменить аккорд си мажор и си мажор септаккорд в виде стандартного баррэ на II-ом ладу (в форме A или A7).
Такая замена поможет упростить аккомпанемент, создать оригинальное звучание для стандартных последовательностей. А ещё пригодится для начинающих: тем, кто не владеет приёмом баррэ или ещё плохо с ним справляется.
Для изучения фото и схема каждого аккорда на замену баррэ B и B7. В сетках и названиях си мажор обозначается буквой «B». Но пусть вас это не смущает, если вы привыкли к другому названию аккорда – «H». Разница только лишь в букве (и так и так правильно). А в целом на занятии мы рассматриваем исключительно аппликатуры си мажора.
Дополнительно о замене минорных и мажорных аккордов с баррэ на упрощённые аппликатуры здесь. И ещё в разных вариантах F (фа мажор) и Bm (си минор) без баррэ.
Си мажор – B (H) без баррэ
Распространённый си мажор B (H) на II-ом ладу – баррэ в форме A (ля мажора из «нулевой» позиции).
Можно заменить аккорд B в этой аппликатуре на открытые и закрытые аппликатуры без баррэ или с малым баррэ (прижимается только несколько струн):
B/F# – упрощенный без баре – басовые струны не звучат в позиции, указательным прижимается только 1-ая струна.
B – без 6-ой и 1-ой. 4-ая, 3-я и 2-ая струны – безымянным.
Другие варианты этого аккорда:
Три струны прижимаются мизинцем:
B/F# – бас на 6-ой (фа-диез – квинта), а 5-ая струна приглушённая.
Эта аппликатура используется для С# (до-диез мажора) в песне About A Girl (Nirvana).
Аккорд B без баррэ – на три струны. Лучше подходит для игры щипком, перебором.
B(no5) – си мажор без квинты – схема в трёхструнной аппликатуре. Если играть ритмом, 4-ую струну обязательно нужно приглушить подушечкой указательного пальца.
И далее рассмотрим, какая возможна замена без баре открытыми аккордами для си мажора.
Они не так часто используются, как выше рассмотренные упрощённые формы во II-ой позиции. Некоторые из них довольно сложные из-за расширенной аппликатуры. Но звучат оригинально, интересно. Другими словами, эти аппликатуры в основном для того, чтобы добиться необычного звучания, отойти от стандартной аппликатурной формы B; а не для того, чтобы сделать аккомпанемент легче.
Итак, чем заменить аккорд B – какие есть открытые аппликатуры си мажора:
C 2-ой открытой струной, без 3-ей и 6-ой. Для ритма не подойдёт – только если играть щипком, арпеджио.
B(no5) – без квинты. 6-ая и 1-ая не звучат.
Аккорд B без баре – на пяти струнах заменяющий аккорд H (B). Как разновидность предыдущего в закрытой аппликатуре. Мизинцем прижимаются две струны (третья и вторая).
B/F# – мажор в низком регистре, с квинтой в басу.
B/D# – с терцией (ре-диез) в басу. Без 6-ой и 5-ой струны.
B7 (H7) без баррэ: малый мажорный септаккорд (доминантсептаккорд)
Аккорд B7 (H7) с баррэ на II-ом ладу выглядит вот так – форма A7 в закрытой позиции:
И теперь разберём, как заменить аккорд B7 в этой аппликатуре на упрощённые варианты:
B7 – на 1-ом и 2-ом ладу, с второй открытой струной. Самая распространённая аппликатура си мажор септаккорда без баре. Если песня на открытых аккордах, к примеру в ми миноре, наверняка будет сетка именно этого B7.
И ещё чем можно заменить – другие упрощённые аппликатуры на основе этого аккорда:
Без 1-ой струны:
B7/D# – с терцией в басу, без 6-ой и 5-ой. Как играть: указательным – 4-ую струну на 1-ом ладу; на 2-ом ладу: 3-ю – средним, 1-ую – безымянным.
B7/F# – без 1-ой струны. Ещё способ – чем заменить: добавляется фа-диез (квинта) на 6-ой струне, получается красивый B7 в нижнем регистре.
B7 (без тоники) – малое баррэ, без основного звука си, только терция, квинта и септима аккорда. Это упрощённая аппликатура стандартного баррэ B7 на II-ом ладу.
Примеры замены баррэ B (H) и B7 (H7)
В заключение несколько примеров – как заменить можно в аккордовых последовательностях си мажор/си мажор септаккорд с баррэ на II-ом ладу.
№1 – в позиции B в трёхструнной аппликатуре без квинты:
№2 – упрощённый закрытый B, безымянным прижимаются три струны, 6-ая и 1-ая не звучат:
№3 – си мажор без баррэ, без басовых струн:
№4 – открытый B7 на четыре струны.
№5 – последовательность в ля миноре, упрощённый си мажор септаккорд без тоники.
На этом завершаем занятие. Какие-то изученные аппликатуры си мажора без баррэ или с малым баррэ вы будете применять чаще, какие-то реже. Это дело практики, музыкального вкуса, стиля. Ну и ещё при выборе аппликатуры на замену помните то, что она должна хорошо сочетаться с другими аккордами последовательности, с мелодией.
Аккорд H7
Аккорд H7 – это малый си мажорный септаккорд. Образуется он следующим образом: к тоническому трезвучию гаммы добавляется малая терция. Как известно из теории музыки, гамма си мажор имеет пять диезов при ключе: фа диез, до диез, соль диез, ре диез, ля диез. Иногда в источниках можно встретить обозначение ноты си при помощи латинской буквы B, но мы будем использовать обозначение буквой H.
Аккорд состоит из четырёх нот:
Мы рассмотрели теоретические основы. Теперь переходим непосредственно к том, как играть аккорд H7.
Аккорд H7
Возможны разные варианты расположения аккорда на грифе гитары. Первый вариант предусматривает использования приема баррэ. Строится он от второго лада. Как видно из картинок баррэ находится как раз на втором ладу, а средний и безымянный пальцы зажимают 4-ю и 2-ю струны соответственно на 4-м ладу. Шестая струна не играется.
Ещё в одном варианте аккорда H7 на гитаре использовать баррэ не нужно. Указательный палец располагается на 1-м ладу 4-й струны. Остальные пальцы зажимают струны через одну, начиная от первой, на втором ладу.
Аккорд B7 (Си-мажорный септаккорд) на гитаре
Сегодня вы узнаете, как играть аккорд B7 (Си-мажорный септаккорд) пяти в позициях на гитаре. Каждая позиция отличается друг от друга лишь в удобстве расположения нот, а так же звучанием самого аккорда. Например: аккорд B7 в первой и третей позиции играть намного удобней, чем во второй и пятой.
В любом случае, если вы хотите знать и уметь играть не только аккорд B7, но и все мажорные и минорные аккорды, а так же играть арпеджио этих аккордов на гитаре, то советую познакомиться с системой CAGED.
Строение аккорда B7 на гитаре
Если посмотреть с точки зрения теории музыки, то аккорд B7 состоит из мажорного трезвучия B (B, Eb, F#) и малой септимы A.
Прима, большая терция и чистая квинта — это так называемые музыкальные интервалы. Подробнее я о них я рассказывал в статье см. интервалы на гитаре.
Пояснения к аппликатурам
Cтруны от 1 по 6 расположены слева на право (от самой тонкой, до самой толстой). Римские цифры (I, IV и так далее), обозначают номера ладов на гитаре. Арабские цифры (1, 2 и так далее) в кружках, обозначают каким пальцами нужно прижимать струны. Подробнее см. обозначение пальцев, ладов и струн на гитаре.
Аппликатуры аккорда B7 в пяти позициях на гитаре
Аппликатура аккорда B7 в первой позиции:
Аппликатура аккорда B7 во второй позиции:
Аппликатура аккорда B7 в третей позиции:
Аппликатура аккорда B7 в четвёртой позиции:
Аппликатура аккорда B7 в пятой позиции: