Аккордовая прогрессия что это
Сочинение аккордовых прогрессий
Кварто-квинтовый круг.
Начнём с того, что я представлю вам вашего нового помощника. Знакомьтесь, кварто-квинтовый круг.
1) Выбор первого аккорда.
Дабы плод предстоящих трудов получился подстать вашим замыслам, рекомендю отнестить к этому шагу крайне серьёзно. Послушайте разные аккорды и решите, какой из них ближе вашему настроению / лучше соответствует вашему замыслу. Я же выбрал аккорд Gb, он же F#. Вы можете лицезреть его на скриншете и прослушать по ссылке ниже. Я решил использовать скрипки, но, думаю, понимаете, что инструмент не принципиален.
2) Выбор остальных аккордов.
3) Плавное голосоведение.
«Переход одного аккорда в другой (смена аккордов) называется соединением аккордов. Соединение аккордов появляется с помощью мелодических ходов каждого голоса. Движение голосов называется голосоведением.
Голосоведение – основа гармонии!
Существует два вида движения голосов:
Это выдержка из статьи про голосоведение, найденной мною в интернете. Кому интересно, может ознакомиться подробнее: http://musicfancy.net/ru/music-theory/harmony/89. А остальным советую обратить внимание лишь на первое правило, которое гласит, что наиболее естественным является плавное голосоведение. Конечно же, голосоведение предполагает работу не только с аккордами, просто это является темой нашей статьи, так что не будем отходить от неё и продолжим. Необходимо сделать переходы более плавными, исключить скачки. Очевидно, у нас и так нет очень резких скачков, но, уверен, можно сделать лучше, получить более естественное звучание. Просто перенесите некоторые ноты на октаву выше или ниже. Результат моей работы вы можете видеть и слышать, как всегда, ниже.
4) Разложение аккордов.
В качестве завершающего шага, разложим наши трезвучия. Здесь простор для экспериментов просто безганичен. Суть в том, что вы берёте любую ноту и переносите / копируете её на любую из октав. Похоже на шаг №3, но тольео теперь наша цель сделать звучание более широким, а не более плавным. Я ограничился тем, что скопировал средние ноты всех аккордов на октаву выше.
Честно сказать, мне кажется, что теперь не помешало бы продолжить, добавив в получившуюся последовательность ещё несколько трезвучий, но я этого делать не буду, так как считаю, что принцип комбинирования аккордов я уже неплохо изложил. А вы, тем временем, можете попытать удачу, а заодно и потренироваться.
Саму прогрессию прописать вы можете, к примеру, пэдами и, добавав мелодию синтезатором, сделать на их основе мэйнстримовый бит. Или же сделать лиричный инструментал, прописав аккорды на фортепиано и сочинив на нём же основную мелодию. Более подробно на тему сочинения мелодии читайте здесь: http://beatmaker.tv/article/sochinenie_melodii_na_fortepiano.
В качестве заключения предостерегу вас: не огорчайтесь и не удивляйтесь, если в конечном итоге получится нечто вам уже знакомое. Действительно хорошо и естественно звучащие аккордовые прогрессии не так многообразны. Возможно, в будущем я напишу статью, где разберу все мне известные последовательности аккордов, а также приведу примеры, где конкретно некоторые из них уже использовались. В очередной раз желаю всем удачи в нашем нелёгком ремесле! До свидания!
Последовательности аккордов на гитаре. Практические примеры.
Аккордовая последовательность – что это?
Аккордовой последовательностью называют музыкальную гармонию, составленную из трезвучий – аккордов, сыгранных на каком-либо инструменте. Они должны находиться в одной тональности и не дисгармонировать друг с другом – то есть звучать естественно и красиво. Умение ее создавать является основным навыком любого музыканта, поскольку именно с нее и начинается весь процесс аранжировки и сочинения песни. В этой статье мы подробно рассмотрим аккордовые последовательности, расскажем об их построении и применении на практике.
Применение последовательностей аккордов
Во-первых, это, разумеется, сочинение собственных песен. Знание того, как построить аккордовую последовательность, поможет вам сходу сочинить простую мелодию, без вынужденной необходимости подбирать ее на слух. Вы начнете понимать, что вы делаете, и при необходимости подстраиваться под других.
Кроме того, знания, полученные из этой статьи, помогут вам в импровизации аккордами, что значительно упростит вам процесс джемов с группой, а также, опять же, в сочинении своих композиций. Стоит также сказать и о том, что информация в этой статье относится не только к аккордовым прогрессиям – но и вообще универсальна для всей музыки. То есть, усвоив материал отсюда, вы поймете, как вообще работает гармония и композиция.
Примеры последовательностей аккордов
Хрестоматийный пример аккордовой прогрессии – это знаменитые «три блатных аккорда», являющиеся на самом деле классической блюзовой последовательностью – Am, Dm, E. Они идеально входят в свои тональности и звучат гармонично и ровно.
Еще один пример, также взятый из песни – это Bm, G, D, A. Она находится в тональности Bm, и также все аккорды прекрасно подходят друг к другу, создавая характерное блюзовое звучание. Однако, это только отдельные примеры, которые не иллюстрируют общей картины.
Как построить аккордовую последовательность
Основная информация
В этом и заключается вся фишка построения последовательностей аккордов – вам надо понять, какие ноты на грифе гитары входят в гамму и по их тоникам выстраивать трезвучия. Но как понять, какие ноты входят в тональность? В этом вам поможет такая вещь как кварто-квинтовый круг тональности.
Кварто-квинтовый круг
Всего существует 24 тональности, 12 минорных, и 12 мажорных – то есть на каждую из нот. Разумеется, классическая музыка считает их немного по-другому – разделяя понятия бемоль и диез, однако для удобства понимания мы этого не будем делать. Все они строятся по своему особому принципу.
Мажорная тональность – тоника – тон – тон – полутон – тон – тон – тон – полутон с возвращением в тонику.
Минорная тональность – тоника – тон – полутон – тон – тон – полутон – тон – тон с возвращением в тонику.
При этом зачастую эти ноты пересекаются между собой, то есть в разные тональности могут входить одинаковые ноты. Это очевидно и понятно. Однако все тональности имеют свои зеркальные пары – так называемые сингармонические, или параллельные. В них абсолютно одинаковые ноты, и именно для запоминания таких пар мы и представим кварто-квинтовый круг.
Выглядит он следующим образом:
Конечно, на первый взгляд это может показаться сложным, однако все намного проще, чем вы думаете – самое главное не просто читать данную статью, но и одновременно подбирать ноты на гитаре.
Последовательности аккордов в тональности
Ниже мы представим входящие в параллельные тональности ноты, от которых можно строить минорные и мажорные аккорды. Кроме того, вы можете использовать эту таблицу для лучшего понимания принципа построения аккордовых прогрессий.
Мажорная тональность | Минорная тональность | Входящие ноты |
До-мажор | Ля-минор | C – D – E – F – G – A – B |
До-диез-мажор | Ля-диез-минор | C# – D# – F – F# – G# – A# – C |
Ре-мажор | Си-минор | D – E – F# – G – A – B – C# |
Ре-диез-мажор | До-минор | D# – F – G – G# – A# – C – D |
Ми-мажор | До-диез-минор | E – F# – G# – A – B – C# – D# |
Фа-мажор | Ре-минор | F – G – A – A# – C – D – E |
Фа-диез-мажор | Ре-диез-минор | F# – G# – A# – B – C# – D# – F |
Соль-мажор | Ми-минор | G – A – B – C – D – E – F# |
Соль-диез-мажор | Фа-минор | G# – A# – C – C# – D# – F – G |
Ля-мажор | Фа-диез-минор | A – B – C# – D – E – F# – G# |
Ля-диез-мажор | Соль-минор | A# – C – D – D# – F – G — A |
Си-мажор | Соль-диез-минор | B – C# – D# – E – F# – G# – A# |
Просто используйте информацию из данной таблицы и подставляйте под входящие в тональность ноты в любом порядке, чтобы создать красивые последовательности аккордов. Помните, что для большей части из них вам понадобится научиться ставить баррэ на гитаре, поэтому стоит учесть этот навык в своем плане обучения.
Частные случаи и моменты
Кроме этого, существуют частные случаи и моменты, когда аккордовые последовательности могут выходить за рамки обычной гаммы.
Общие советы
1. Обязательно разучите представленную таблицу и запомните кварто-квинтовый круг тональности, чтобы быстрее и лучше ориентироваться внутри музыки.
2. Научитесь тому, как быстро переставлять аккорды на гитаре, особенно если хотите играть интересные мелодии перебором.
3. Тренируйте свой слух, особенно слышимость нот, чтобы понимать, в какой тональности играют другие музыканты, и при необходимости подыгрывать им.
Создание последовательностей. Фишка #4
Сегодня я хочу рассказать Вам о использовании модальных прогрессий.
Современные мажор и минор являются результатом очень долгой эволюции ладов.
Как известно, во времена зарождения нотной записи наиболее популярен был фригийский лад (по современному определению).
Этим объясняется путаница в написании ноты B (как Си бемоль) в классической системе и ноты H ( как си) и джазового обозначения Bb и B соответственно.
Во времена распространения ладов гармонии как таковой не существовало и было распространено многоголосие в котором не было системы трезвучий, тоники, доминанты и т. д.
Однако с зарождением гармонии от ладов пришлось отказаться, так как тяготения в каждом их них уникальные, что не позволяет использовать эти лады в рамках единой системы.
По этой же причине пришлось повысить 7 ступень эолийского лада для получения унифицированного звучания.
Это если касаться истории вопроса.
Теперь к практике.
При образовании модальных прогрессий можно выделить 2 способа работы с ладами.
1. Наиболее приближенный к полифоническому методу.
Здесь движение фундаментальных тонов аккордов основано на секундах и терциях – ладовом тяготении. При этом обращения не применяются.
В качестве строительного материала используются секунды, кварты, квинты и т.д реже терции.
2. Псевдотональный
При этом подходе используются классические ходы в гармонии, но внутри определенного лада с использованием терцовой структуры аккордов. Что дает смешанное звучание.
Использование ладов значительно расширяет количество красок и позволяет создавать новое звучание, особое настроение музыки. Музыканты используют для описания характерного звучания лада такие понятия как — лидийское звучание или фригийское звучание.
Вспомните известный в классической гармонии ход – фригийский, который имеет именно фригийское звучание.
Не забывайте,что современный слух классифицирует лады как разновидности минора или мажора. Поэтому лады диатоники делят на 2 группы мажорного и минорного наклонения:
Мажорного
Иойиский
Лидийский
Миксолидийский
Минорного
Дорийский
Фригийский
Локрийский
Последний имеет больше уменьшенное звучание, но я не буду углубляться В другой раз.
Как с позиции мелодии, так и с позиции гармонии для образования лада необходимо закрепление устоя, а также показ характерных ступеней/аккордов лада.
Закрепление устоя достигается правильным расположением аккордов в кадансах и использованием необходимого соотношения между аккордами.
Таким образом, если Вам нужно создать прогрессию в A миксолидийском, то гармония должна концентрироваться вокруг центра A и т.д.
C ионийский (C major):
Ноты: C D E F G A B C
Аккорды: C Dm Em F G Am Bdim C
Настроение: Радость
D дорийский:
D E F G A B C D
аккорды: Dm Em F G Am Bdim C Dm
Настроение: светлая грусть, нейтральное
E фригийский:
E F G A B C D E
Аккорды: Em F G Am Bdim C Dm Em
Настроение: мрачное, мистическое
F Лидийский:
F G A B C D E F
Аккорды: F G Am Bdim C Dm Em F
Настроение: Солнечное, мечтательное
G Миксолидийский:
G A B C D E F G
Аккорды: G Am Bdim C Dm Em F G
Настроение: радостно-игривое
A эолийский (A minor):
A B C D E F G A
аккорды: Am Bdim C Dm Em F G Am
настроение: грусть
B локрийский:
B C D E F G A B
аккорды: Bdim C Dm Em F G Am Bdim
настроение:
мрачное, темное
Обратите внимание, что из-за изменения звукового состава лада для каждого из них требуются свои обороты.
Сыграйте и послушайте звучание тональной прогрессии в контексте ладов.
“IV — V — I” в разных ладах
C ион (C — F — G — C)
D дор (Dm — G — Am — Dm)
E фриг (Em — Am — Bdim — Em)
F лид (F — Bdim — C — F)
G микс (G — C — Dm — G)
A эол (Am — Dm — Em — Am)
B локр (Bdim — Em — F — Bdim)
Характерные ступени 5 важнейших ладов
Лидийский 4#
Миксолидийский 7b
Дорийский 6#
Фригийский 2b
Локрийский 2b,5b
Итак, лучшим способом для создания модальной прогрессии будет подчеркивание аккордов содержащих характерные ступени лада ( если говорить о втором способе см. начало статьи).
Например, для F лидийского это могут быть такие прогрессии:
F — G — F — G
F — Em — G – F
Использование Bdim лучше избегать поскольку эти аккорды имеют сильное тяготение и будут закреплять лад C, а не F.
Если нужно использовать аккорды на 4 ступени лидийского, то лучше применить нетерцовую структуру.
Дорийский:
Dm — Am — G
Dm — Am — C — G
Фригийский
Em — F — Em — Dm
Em — F — G — Dm
Миксолидийский
G — Dm — G — F
G — F – C-F
Это лишь вводная информация по модальным прогрессиям. Для получения полноценной информации и развития навыков обращайтесь к курса Гармония 202 или проходите Тренинг по Созданию аккордовых последовательностей
Аккордовая прогрессия
Содержание
Основная теория [ править ]
Диатонические и хроматические аккорды [ править ]
Кроме того, седьмая ступень гаммы (т.е. ведущий тон ) образует уменьшенный аккорд (vii o ). [4]
Прогрессы [ править ]
Общие прогрессии [ править ]
Простые прогрессии [ править ]
Чередование двух аккордов можно рассматривать как основную последовательность аккордов. Многие известные пьесы гармонично построены на простом повторении двух аккордов одной гаммы. [2] Например, многие из наиболее простых мелодий в классической музыке полностью или в основном состоят из чередования тоники (I) и доминанты (V, иногда с добавлением седьмой ), как и популярные песни, такие как « Achy Breaky Heart» «. [8] В » Shout » братьев Айсли повсюду используются I – vi. [9]
Трехаккордовые прогрессии [ править ]
я | IV | V | V |
я | IV | V | я |
Кроме того, такой отрывок можно чередовать с другой прогрессией, чтобы получить простую двоичную или троичную форму, такую как популярная 32-тактовая форма (см. Музыкальную форму ).
Блюз изменения [ править ]
я | я | я | я |
IV | IV | я | я |
V | IV | я | я |
Стидман (1984) предположил, что набор правил рекурсивной перезаписи генерирует все хорошо сформированные преобразования джаза, как изменения основных блюзовых аккордов, так и слегка модифицированные последовательности (такие как « изменения ритма »). Важные преобразования включают:
Прогресс 1950-х [ править ]
Эта прогрессия использовалась с самых ранних дней классической музыки, а затем породила популярные хиты, такие как « Голубая луна » Роджерса и Харта (1934) [12] и « Сердце и душа » Хоги Кармайкла (1938). [13]
Прогрессия круга [ править ]
I – IV – vii o –iii – vi – ii – V – I
Гармонизация масштаба [ править ]
Финал меры первого движения Равель «ы Концерт для фортепиано в G есть согласование убыванию гибридной шкалы (phrygo-мажор). В этом частном случае Равель использовал параллельную серию мажорных трезвучий (GF ♯ EDCB ♭ A ♭ G).
Незначительные и модальные прогрессии [ править ]
В народных и блюзовых мелодиях часто используется миксолидийская гамма, которая имеет плоскую седьмую ступень, изменяя положение трех основных аккордов на I– ♭ VII – IV. Например, если мажорная гамма C, которая дает три аккорда C, F и G на первой, четвертой и пятой ступенях, сыграна с G в качестве тоники, то теперь те же аккорды появятся на первой, четвертой, и седьмая степень.
По словам Тома Сатклиффа: [18]
Аккорды в популярной музыке
В популярной музыке существует несколько шаблонов для написания песен. Эти шаблоны представляют собой последовательности аккордов, используемые музыкантами из года в год и работающими безотказно.
В таких шаблонах нет ничего плохого – успех песни зависит от многих факторов, поэтому использовать распространенные последовательности аккордов не зазорно. Давайте разберем самые популярные последовательности и посмотрим, в каких песнях они используются.
Ступеневая запись гармоний
Для изучения последовательностей аккордов мы воспользуемся системой ступеневой записи гармонии. Суть такой записи в том, что каждому аккорду в тональности присваивается римская цифра на основании ступеней лада или гаммы. При такой записи мажорные аккорды записываются заглавными римскими цифрами, а минорные – строчными.
Дополнительный плюс ступеневой записи в ее универсальности и простоте. Человек с базовыми знаниями музыкальной теории может воспроизвести последовательности аккордов записанные по такой системе в любой тональности без всяких проблем.
Последовательность I-V-vi-IV
Аккорды в До мажоре: C-G-Am-F;
Одна из самых популярных последовательностей аккордов в популярной музыке. На Западе часто шутят, что эта последовательность – беспроигрышный билет в любой хит-парад. Особое внимание к этому шаблону привлекло известное видео “4 Chords” австралийского трио The Axis of Awesome, в котором показано более 40 песен на основе схемы I-V-vi-IV.
Популярность и привлекательность для слуха обычно объясняется контрастом между ступенями. Последовательность I-V-vi-IV построена вокруг обыгрывания тоники, доминанты и субдоминанты. В тональности До мажор эта последовательность состоит из аккордов C, G, Am и F, где:
Иногда пятая ступень (второй аккорд последовательности) может заменяться на третью, вторую, четвертую или повтор первой ступени, в зависимости от фантазии музыканта. В таких случаях последовательность принимает следующий вид:
Известные примеры: The Beatles – Let It Be, Journey – Don’t Stop Believin’, Katy Perry – Save as Draft, Taylor Swift – All Too Well, Aerosmith – Cryin, Richard Marx – Right Here Waiting.
Последовательность vi-IV-I-V или Последовательность аккордов сильной женщины
Аккорды в До-мажоре: Am-F-C-G
Разновидность предыдущей последовательности, иногда именуемая как «Последовательность аккордов сильной женщин». Первым внимание на эту последовательность обратил колумнист американской газеты Boston Globe Марк Хирш. Журналист отмечал, что изначально заметил эту последовательность в песне Джоан Осборн “One of Us”, после чего решил найти другие ее появления.
Во время поисков Хирш открыл забавный факт. Во время концертного тура Lilith Fair 1998 года, в котором участвовали преимущественно женские коллективы, в репертуаре всех исполнительниц была песня, построенная на последовательности vi-IV-I-V. Отсюда и название «Последовательность аккордов сильных женщин».
Последовательность всегда начинается с минорного аккорда, отчего ее звучание более драматичное, грустное и напряженное. Прогрессия имеет две популярные разновидности:
Известные примеры: Joan Osborne – One of Us, The Cranberries – Zombie, Linkin Park – Numb, OneRepublic – Apologize, Lady Gaga – Poker Face.
Последовательность I-vi-IV-V или Последовательность 1950-х
Аккорды в До-мажоре: C-Am-F-G
На западе эту последовательность часто называют “Heart and Soul Chords” или “Последовательность Ду-воп”. Первой популярной песней написанной по этой схеме считается композиция Ричарда Роджерса “Blue Moon” 1933 года. Так бы она и осталась незамеченное, но в 1950-х прогрессию аккордов взяли на вооружение рок-н-ролльщики, написав огромное количество песен по этой схеме.
Благодаря своей простоте и приятному звучанию, последовательность I-vi-IV-V используют в западных музыкальных школах при изучении основ музыкальной композиции и обучении игре на музыкальных инструментах.
Известные примеры: The Police – Every Breathe You Take, Green Day – Jesus of Suburbia, Michael Jackson – You Are Not Alone, Pink Floyd – The Thin Ice.
12-тактовая блюзовая последовательность I-IV-I-I-IV-IV-I-I-V-IV-I-V
Аккорды в До мажоре: С-F-C-C-F-F-C-C-G-F-C-G
Стандартная блюзовая последовательность аккордов, хорошо знакомая каждому музыканту. Эта схема используется во множестве композиций известных блюзменов Роберта Джонсона и Би Би Кинга, встречается в творчестве The Beatles, Rolling Stones, Джона Майера и других исполнителей.
Известные примеры: The Beatles – Why Don’t We Do It in The Road?, Ray Charles – What’d I Say, ZZ Top – Tush, The White Stripes – Ball and Biscuit, James Brown – I Got You (I Feel Good).
Последовательность I-IV-V-I
Аккорды в До-мажоре: C-F-G-C
Эта последовательность аккордов обрела популярность в 1960-1970-е гг, и стала своего рода фундаментом рок-музыки. Благодаря простоте, схема полюбилась поэтам-песенникам, рокерам и поп-музыкантам.
Последовательность I-IV-V-I – это блюзовая схема, сокращенная до четырех тактов. Построить песню по этой схеме проще простого: начинаем с тоники, идем через субдоминанту к доминанте и возвращаемся к тонике. Популярность схемы обусловлена тем, что совместное звучание трех сильных ступеней мощно звучит и легко запоминается.
У последовательности есть несколько разновидностей, используемых в разных стилях музыки:
Известные примеры: Richie Valens – La Bamba, The Beatles – Twist and Shout, Led Zeppelin – Rock and Roll.
Последовательность bVI-bVII-i
Аккорды в Ля-миноре: F-G-Am
Минорная последовательность, которая хорошо подходит для медленных песен и баллад. Вместе с тем звучание аккордов в такой последовательности наполняется эпичностью и налетом мистики, что прекрасно подходит для рока.
Известные примеры: Bob Dylan – All Along The Watchtower, Kansas – Carry on My Wayward Son, Blue Oyster Cult – Don’t Fear the Reaper, Aerosmith – Dream On.
Последовательность I-VI-II-V
Аккорды в До-мажоре: C-A-D-G
Еще одна классическая прогрессия аккордов, ставшая базисом джаза начала XX века. Первым появлением последовательности в популярной музыке считается композиция Гершвина “I Got Rhythm”. Позднее последовательность перебралась в классический фолк и ритм-энд-блюз.
Одной из разновидностей этой последовательности считается бридж Монтгомери-Уорда (см. Анатомия аранжировки: структура и части песни в популярной музыке), строящийся по схеме I7-IV7-ii7-V7, то есть с использованием септаккордов.
Известные примеры: Etta James – At Last, Bruce Springsteen – Hungry Heart, The Beatles – Tell Me Why.