Аккредитация медсестер что это
Как медсестрам проходить аккредитацию в 2021 году
Приказ №334н действует, но последующие документы отменяют часть его требований. Среди этих требований:
СИТУАЦИЯ
Можно ли пройти аккредитацию досрочно?
Как проходит аккредитация
Какие документы нужны для прохождения аккредитации
Для прохождения первичной аккредитации нужно подать:
Для прохождения первичной специализированной аккредитации нужно подать:
Документы можно подать лично или по электронной почте. В электронном виде они могут быть отсканированные или сфотографированные, но все реквизиты должны быть четкими и распознаваемыми. В заявлении о допуске к аккредитации нужно указать адрес электронной почты.
Для похождения периодической аккредитации нужно подать:
Медсестра лично предоставляет документы в аккредитационную комиссию. Если нет возможности передать лично, документы можно отправить заказным письмом по почте или электронным письмом. В электронном виде они могут быть отсканированные или сфотографированные, но все реквизиты должны быть четкими и распознаваемыми. Отправить документы для периодической аккредитации надо по следующим адресам федерального аккредитационного центра:
125993, г. Москва, ул. Баррикадная, д. 2/1, стр. 1 или info@fca.rmapo.ru – для специалистов с высшим медицинским и высшим и средним фармацевтическим образованием;
107564, г. Москва, ул. Лосиноостровская, д. 2 или akkred@fgou-vunmc.ru – для специалистов со средним медицинским образованием.
Готовят необходимые документы обычно сотрудники кадрового отдела. Они должны заверить и отсканировать необходимые бумаги.
В какой срок принимают и оценивают документы
Федеральный аккредитационный центр принимает документы в рабочие дни по графику, который размещен на официальном сайте. Документы должны зарегистрировать в тот же день в журнале. Аккредитуемый получает уведомление об этом на электронную почту или по номеру телефона.
Комплектность документов и достоверность информации аккредитационный центр проверяет не дольше 10 рабочих дней со дня регистрации. Для проверки достоверности информацию о повышении квалификации ее соотносят со сведениями на официальном сайте Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении.
Если аккредитационный центр выявит, что не хватает документов или информация недостоверна, медсестра получит уведомление об отказе с разъяснением причины. Оно придет на электронную почту или по номеру телефона. После того как медсестра устранит замечания, она может подать документы снова.
Аккредитационный центр передает документы в центральную или региональную аккредитационную комиссию ежемесячно, не позже 15-го числа. Там их регистрируют в день приема и отправляют об этом уведомление аккредитуемому на электронную почту или по номеру телефона.
Комиссия оценивает портфолио в течение 10 рабочих дней со дня регистрации. На основе этой оценки принимают решения, прошел ли специалист аккредитацию.
Что включить в портфолио
Портфолио включает отчет о профессиональной деятельности и сведения о том, что аккредитуемый обучался по программам повышения квалификации.
Если медсестра в момент подачи документов в аккредитационную комиссию нигде не работает, в портфолио надо включить несогласованный отчет о деятельности на последнем месте работы.
В портфолио надо включить сведения о том, что медсестра отучилась 144 часа на программах повышения квалификации. Это может быть обычное обучение, либо можно набрать 74 часа в виде программ повышения квалификации и еще 70 – через образовательные активности на портале НМО. Раньше за такие активности давали ЗЕТы.
Документы, которые надо заполнить для портфолио
Как проходит аккредитация
С 2 марта 2020 года периодическая аккредитация стала проще: теперь оценивают только портфолио медработника, проходить тестирование не нужно. Это сказано в приказе Минздрава от 20.01.2020 № 34н, который вносит изменения в положение об аккредитации специалистов.
Первичная, в том числе специализированная, аккредитация по-прежнему состоит из трех этапов: тестирование, оценка практических навыков в симуляционном центре, решение ситуационных задач. Последний этап распространяется на выпускников вузов по одной из специальностей укрупненной группы «Клиническая медицина», а также получивших среднее медицинское образование после 1 января 2020 года, на которых могут быть возложены отдельные функции лечащего врача.
При проведении тестирования автоматизированная система случайным образом формирует из единой федеральной базы индивидуальный перечень вопросов. Каждый тест содержит четыре варианта ответа, среди которых только один правильный. На выполнение теста отводится 90 минут, репетиционный набор состоит из 60 тестовых заданий. Проверка ответов также автоматизирована, что исключает вероятность постороннего влияния на результат.
На решение одной ситуационной задачи из 12 вопросов отводится 30 минут. Чтобы пройти этот этап успешно, аккредитуемому необходимо дать не мене 70 процентов правильных ответов.
СИТУАЦИЯ
Что делать, если аккредитация не пройдена
СИТУАЦИЯ
Что делать, если аккредитация не пройдена
Медсестра не проходит аккредитацию, если: получила на каком-то из этапов негативную оценку; нарушила нормы положения по аккредитации; без уважительной причины пропустила какой-либо из этапов аккредитации.
Если такое произошло, медсестре нужно направить в комиссию заявление, где потребуется отметить пропущенный либо непройденный этап. Комиссия рассматривает его и решает, можно ли допускать медсестру на пересдачу непройденного этапа.
У медсестры есть три попытки прохождения аккредитации. Если все они оказались неудачными – повторная аккредитация медсестер возможна только через 11 месяцев.
После того как результаты аккредитации стали известны, у медсестры есть два дня на их обжалование, если она с ними не согласна. Она подает заявление в апелляционную комиссию, и в течение пяти дней комиссия удовлетворяет поданную жалобу специалиста или отказывает в этом.
Если решение принято не в пользу медсестры, она может пройти аккредитацию повторно через 11 месяцев или обжаловать решение апелляционной комиссии. Однако для повторного обжалования нужно обращаться в Минздрав.
Кто входит в состав аккредитационной комиссии
Состав комиссии прописан в положении об аккредитации (приказ Минздрава от 02.06.2016 № 334н).
Все члены комиссии должны иметь высшее или среднее профессиональное образование по специальности, по которой проходит процедура аккредитации, и стаж работы по специальности не менее пяти лет.
Как медсестрам проходить аккредитацию в 2021 году
Эксперты Системы подготовили алгоритм аккредитации для медсестер с учетом требований нового приказа. В видеопримерах показали, как пройти ее дистанционно в период пандемии. Разъяснили, как контролировать портфолио сотрудников, чтобы их вовремя допустили к аккредитации.
Какие приказы регулируют
Требования к аккредитации утверждены следующими приказами:
Приказ №334н действует, но последующие документы отменяют часть его требований. Среди этих требований:
СИТУАЦИЯ
Можно ли пройти аккредитацию досрочно?
Как проходит аккредитация
Какие документы нужны для прохождения аккредитации
Для прохождения первичной аккредитации нужно подать:
Для прохождения первичной специализированной аккредитации нужно подать:
Документы можно подать лично или по электронной почте. В электронном виде они могут быть отсканированные или сфотографированные, но все реквизиты должны быть четкими и распознаваемыми. В заявлении о допуске к аккредитации нужно указать адрес электронной почты.
Для похождения периодической аккредитации нужно подать:
Медсестра лично предоставляет документы в аккредитационную комиссию. Если нет возможности передать лично, документы можно отправить заказным письмом по почте или электронным письмом. В электронном виде они могут быть отсканированные или сфотографированные, но все реквизиты должны быть четкими и распознаваемыми. Отправить документы для периодической аккредитации надо по следующим адресам федерального аккредитационного центра:
125993, г. Москва, ул. Баррикадная, д. 2/1, стр. 1 или info@fca.rmapo.ru – для специалистов с высшим медицинским и высшим и средним фармацевтическим образованием;
107564, г. Москва, ул. Лосиноостровская, д. 2 или akkred@fgou-vunmc.ru – для специалистов со средним медицинским образованием.
Готовят необходимые документы обычно сотрудники кадрового отдела. Они должны заверить и отсканировать необходимые бумаги.
В какой срок принимают и оценивают документы
Федеральный аккредитационный центр принимает документы в рабочие дни по графику, который размещен на официальном сайте. Документы должны зарегистрировать в тот же день в журнале. Аккредитуемый получает уведомление об этом на электронную почту или по номеру телефона.
Комплектность документов и достоверность информации аккредитационный центр проверяет не дольше 10 рабочих дней со дня регистрации. Для проверки достоверности информацию о повышении квалификации ее соотносят со сведениями на официальном сайте Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении.
Если аккредитационный центр выявит, что не хватает документов или информация недостоверна, медсестра получит уведомление об отказе с разъяснением причины. Оно придет на электронную почту или по номеру телефона. После того как медсестра устранит замечания, она может подать документы снова.
Аккредитационный центр передает документы в центральную или региональную аккредитационную комиссию ежемесячно, не позже 15-го числа. Там их регистрируют в день приема и отправляют об этом уведомление аккредитуемому на электронную почту или по номеру телефона.
Комиссия оценивает портфолио в течение 10 рабочих дней со дня регистрации. На основе этой оценки принимают решения, прошел ли специалист аккредитацию.
Что включить в портфолио
Портфолио включает отчет о профессиональной деятельности и сведения о том, что аккредитуемый обучался по программам повышения квалификации.
Если медсестра в момент подачи документов в аккредитационную комиссию нигде не работает, в портфолио надо включить несогласованный отчет о деятельности на последнем месте работы.
В портфолио надо включить сведения о том, что медсестра отучилась 144 часа на программах повышения квалификации. Это может быть обычное обучение, либо можно набрать 74 часа в виде программ повышения квалификации и еще 70 – через образовательные активности на портале НМО. Раньше за такие активности давали ЗЕТы.
Документы, которые надо заполнить для портфолио
Как проходит аккредитация
С 2 марта 2020 года периодическая аккредитация стала проще: теперь оценивают только портфолио медработника, проходить тестирование не нужно. Это сказано в приказе Минздрава от 20.01.2020 № 34н, который вносит изменения в положение об аккредитации специалистов.
Первичная, в том числе специализированная, аккредитация по-прежнему состоит из трех этапов: тестирование, оценка практических навыков в симуляционном центре, решение ситуационных задач. Последний этап распространяется на выпускников вузов по одной из специальностей укрупненной группы «Клиническая медицина», а также получивших среднее медицинское образование после 1 января 2020 года, на которых могут быть возложены отдельные функции лечащего врача.
При проведении тестирования автоматизированная система случайным образом формирует из единой федеральной базы индивидуальный перечень вопросов. Каждый тест содержит четыре варианта ответа, среди которых только один правильный. На выполнение теста отводится 90 минут, репетиционный набор состоит из 60 тестовых заданий. Проверка ответов также автоматизирована, что исключает вероятность постороннего влияния на результат.
На решение одной ситуационной задачи из 12 вопросов отводится 30 минут. Чтобы пройти этот этап успешно, аккредитуемому необходимо дать не мене 70 процентов правильных ответов.
СИТУАЦИЯ
Что делать, если аккредитация не пройдена
СИТУАЦИЯ
Что делать, если аккредитация не пройдена
Медсестра не проходит аккредитацию, если: получила на каком-то из этапов негативную оценку; нарушила нормы положения по аккредитации; без уважительной причины пропустила какой-либо из этапов аккредитации.
Если такое произошло, медсестре нужно направить в комиссию заявление, где потребуется отметить пропущенный либо непройденный этап. Комиссия рассматривает его и решает, можно ли допускать медсестру на пересдачу непройденного этапа.
У медсестры есть три попытки прохождения аккредитации. Если все они оказались неудачными – повторная аккредитация медсестер возможна только через 11 месяцев.
После того как результаты аккредитации стали известны, у медсестры есть два дня на их обжалование, если она с ними не согласна. Она подает заявление в апелляционную комиссию, и в течение пяти дней комиссия удовлетворяет поданную жалобу специалиста или отказывает в этом.
Если решение принято не в пользу медсестры, она может пройти аккредитацию повторно через 11 месяцев или обжаловать решение апелляционной комиссии. Однако для повторного обжалования нужно обращаться в Минздрав.
Кто входит в состав аккредитационной комиссии
Состав комиссии прописан в положении об аккредитации (приказ Минздрава от 02.06.2016 № 334н).
Все члены комиссии должны иметь высшее или среднее профессиональное образование по специальности, по которой проходит процедура аккредитации, и стаж работы по специальности не менее пяти лет.
Аккредитация среднего медицинского персонала
Одним из лицензионных требований, предъявляемых к организации, осуществляющей медицинскую деятельность, является повышение квалификации специалистов[1], которое до 1 января 2016 года подтверждалось сертификатом специалиста, получаемым работниками раз в пять лет. Однако с 1 января 2016 года сертификат специалиста заменило свидетельство об аккредитации специалиста, которое также выдается раз в пять лет.
С января 2016 года согласно ст. 69 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 323-ФЗ) право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в нашей стране в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста.
К медицинской деятельности также могут быть допущены лица, имеющие медицинское образование, но не работавшие по своей специальности более 5 лет при условии прохождения ими обучения по дополнительным профессиональным программам и аккредитации.
Переход к процедуре аккредитации специалистов осуществляется поэтапно с 1 января 2016 года по 31 декабря 2025 года включительно (ч. 1.1 ст. 100 Закона № 323-ФЗ).
Сроки и этапы указанного перехода и категории лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации, утверждены Приказом Минздрава РФ от 25.02.2016 № 127н.
Сертификаты специалиста, выданные медицинским и фармацевтическим работникам до 1 января 2021 года, действуют до истечения, указанного в них срока. Форма, условия и порядок выдачи сертификата специалиста утверждены Приказом Минздрава РФ от 29.11.2012 № 982н [2].
Виды аккредитации
Положение об аккредитации специалистов утверждено Приказом Минздрава РФ от 02.07.2016 № 334н. Данное Положение устанавливает порядок организации и проведения аккредитации и выделяет три ее вида в зависимости от того, в отношении каких лиц она проводится.
Первичная аккредитация. Проводится в отношении лиц, завершивших освоение основных образовательных программ:
высшего медицинского (фармацевтического) образования;
среднего медицинского (фармацевтического) образования;
Первичная специализированная аккредитация. Проводится в отношении лиц:
завершивших освоение программ подготовки кадров высшей квалификации и дополнительных профессиональных программ;
получивших образование на территории иностранного государства.
Первичную специализированную аккредитацию, например, должны будут пройти лица, получившие высшее медицинское образование и прошедшие программу ординатуры. Напомним при этом, что в силу п. 4 ст. 108 Закона № 273-ФЗ прием в интернатуру прекращен с 01.09.2016.
Периодическая аккредитация. Проводится в отношении лиц, завершивших освоение профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования, обеспечивающих непрерывное совершенствование профессиональных знаний и навыков в течение всей жизни, а также постоянное повышение профессионального уровня и расширение квалификации.
Порядок аккредитации
Для прохождения первичной или первичной специализированной аккредитации лицо, изъявившее желание ее пройти, лично представляет в аккредитационную комиссию следующие документы:
заявление о допуске к аккредитации специалиста, в котором в том числе указываются сведения об освоении аккредитуемым образовательной программы высшего или среднего профессионального образования, а также специальность, по которой аккредитуемый намерен осуществлять медицинскую или фармацевтическую деятельность (приложение 2 к Положению);
копию документа, удостоверяющего личность;
копии документов о высшем образовании и о квалификации (с приложениями) или о среднем профессиональном образовании (с приложениями) или выписку из протокола заседания государственной экзаменационной комиссии;
копию страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования (при наличии).
Для прохождения периодической аккредитации работник представляет лично или направляет заказным письмом с уведомлением в аккредитационную комиссию следующие документы:
копию документа, удостоверяющего личность;
копию сертификата специалиста (при наличии) или свидетельства об аккредитации специалиста (при наличии);
копии документов о высшем образовании и о квалификации (с приложениями) или о среднем профессиональном образовании (с приложениями) или выписку из протокола заседания государственной экзаменационной комиссии;
копию трудовой книжки (при наличии);
копию страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования (при наличии).
Портфолио – это отчет за последние 5 лет о профессиональной деятельности аккредитуемого, включающий сведения об индивидуальных профессиональных достижениях, освоении программ повышения квалификации, обеспечивающих непрерывное совершенствование профессиональных навыков и расширение квалификации. Портфолио формируется аккредитуемым самостоятельно. Указанные в нем сведения об освоении образовательных программ должны подтверждаться соответствующими документами об образовании и (или) о квалификации.
Документы, представленные аккредитуемым, секретарь комиссии фиксирует в журнале регистрации документов под расписку и в течение 7 календарных дней со дня регистрации передает на рассмотрение комиссии.
Не позднее 10 календарных дней со дня регистрации документов комиссия проводит заседание и принимает решение о допуске аккредитуемого к аккредитации и о сроках ее проведения.
Первичная и первичная специализированная аккредитация включают такие этапы:
Тестирование. Проводится с использованием тестовых заданий, комплектуемых для каждого аккредитуемого автоматически с использованием информационных систем путем случайной выборки 60 тестовых заданий из Единой базы оценочных средств, формируемой Методическим центром аккредитации специалистов. На решение аккредитуемым тестовых заданий отводится 60 минут.
Результат тестирования формируется автоматически. На основании результата комиссия оценивает результат прохождения аккредитуемым этого этапа аккредитации как «сдано» (при 70 % или более правильных ответов) или «не сдано» (при 69 % или менее правильных ответов).
Оценка практических навыков (умений) в симулированных условиях. Может проводиться с использованием симуляционного оборудования (тренажеров и (или) манекенов) и (или) привлечением стандартизированных пациентов. Комиссия оценивает не менее 5 практических заданий, которые также комплектуются с использованием информационных систем автоматически из Единой базы оценочных средств. На выполнение одного задания отводится 10 минут.
Оценку правильности и последовательности выполнения практического задания члены комиссии осуществляют путем заполнения оценочных листов.
Результат выполнения практических заданий также формируется автоматически с указанием процента правильно выполненных практических действий, на основании которого комиссия оценивает результат прохождения данного этапа аналогично этапу тестирования.
Решение ситуационных задач. Аккредитуемый отвечает на 5 вопросов, содержащихся в каждой из 3 ситуационных задач. Комплектование задач осуществляется автоматически. На подготовку ответов на вопросы отводится 60 минут.
Решение задач оценивают 3 члена комиссии. На основании результата решения, сформированного по количеству правильных ответов, комиссия выносит решение «сдано» (при 10 правильных ответах или более) или «не сдано» (при 9 правильных ответах или менее).
Периодическая аккредитация включает в себя такие этапы:
Оценка портфолио. По результатам его оценки комиссия принимает решение о прохождении аккредитуемым данного этапа аккредитации «сдано» или «не сдано», исходя из соответствия уровня квалификации и дополнительного профессионального образования требованиям к профессиональной деятельности по специальности.
Тестирование.
Результаты аккредитации
Оценка результата каждого этапа аккредитации, решения комиссии о признании аккредитуемого прошедшим или не прошедшим аккредитацию или отдельный этап аккредитации отражаются в протоколах заседания комиссии и размещаются на официальном сайте и информационных стендах организации, в которых проводилась аккредитация, в течение 2 рабочих дней со дня подписания протокола.
прошедшим аккредитацию – если каждый этап оценивается как «сдано». Решение о признании аккредитуемого прошедшим аккредитацию отражается в итоговом протоколе заседания комиссии, подписываемом в течение 2 календарных дней от даты прохождения последнего этапа аккредитации и в течение 5 календарных дней со дня его подписания направляется секретарем в Минздрав;
не прошедшим этап аккредитации – если он не явился для прохождения этапа или использовал при прохождении аккредитации средства связи либо результат прохождения этапа «не сдано».
Лицу, признанному прошедшим или не прошедшим аккредитацию специалиста, в течение 3 дней с даты подписания протокола выдается выписка из него, содержащая соответствующее решение.
Сведения о лицах, признанных прошедшими аккредитацию специалиста, вносятся секретарем комиссии в Федеральный регистр медицинских работников[3]. А не позднее чем через 30 календарных дней с момента подписания протокола заседания аккредитационной комиссии, аккредитованным выдается свидетельство об аккредитации специалиста в порядке, утвержденном Приказом Минздрава РФ от 06.06.2016 № 352н[4].
Свидетельство об аккредитации специалиста действует 5 лет с даты подписания протокола заседания аккредитационной комиссии, содержащего решение аккредитационной комиссии о признании лица прошедшим аккредитацию. Срок действия свидетельства продлевается на 5 лет в случае признания специалиста прошедшим очередную аккредитацию.
Аккредитуемому, не прошедшему какой-либо этап, предоставляется право пройти его повторно на основании заявления. После 3 раз непрохождения этапа аккредитуемый считается не прошедшим аккредитацию и право на повторное прохождение аккредитации у него возникает не ранее чем через 11 месяцев со дня признания его таковым. Аккредитуемый, не прошедший аккредитацию или ее этап, вправе подать жалобу на соответствующее решение комиссии в апелляционную комиссию в течение 2 рабочих дней с момента размещения ее результатов для общего доступа.
Решения аккредитационной и апелляционной комиссий могут быть обжалованы в Минздрав.
[1] Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)»
[2] «Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста»
[3] Приказ Минздрава РФ от 31.12.2013 № 1159н «Об утверждении Порядка ведения персонифицированного учета при осуществлении медицинской деятельности лиц, участвующих в оказании медицинских услуг»
[4] «Об утверждении порядка выдачи свидетельства об аккредитации специалиста, формы свидетельства об аккредитации специалиста и технических требований к нему»