Аккредитация предприятия что это
Аккредитация предприятия что это
Аккредитация — это независимая оценка добросовестности, беспристрастности и компетентности органов по оценке соответствия в выполнении ими определенных задач по оценке и подтверждению соответствия принятым нормам.
Правовой институт аккредитации работает во многих странах и позволяет гарантировать компетентность лиц, подтверждающих соответствие выпускаемой на рынок продукции требованиям безопасности.
Национальная система аккредитации — это инфраструктура доверия между бизнесом, государством и обществом, где основной целью является повышение качества жизни людей.
В России единая национальная система аккредитации начала формироваться в 2011 году, и на сегодняшний день это один из наиболее успешных институтов, созданных за последние годы. Согласованную работу всех ее участников и содействие продвижению отечественной продукции на экспорт обеспечивает национальный орган по аккредитации — Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитация).
В рамках нормативного сопровождения реформы системы аккредитации Минэкономразвития России была разработана законодательная база, закрепляющая процедуры и правила аккредитации, требования к аккредитованным лицам, а также инструменты борьбы с недобросовестными аккредитованными лицами и очистки рынка оценки соответствия.
Кроме того, Минэкономразвития России является куратором работы по международному признанию национальной системы аккредитации Российской Федерации, которое необходимо для ускорения допуска российской продукции на внешние рынки и стимулирования экспортной деятельности.
Подробнее на сайте: fsa.gov.ru
Национальная программа реализации принципов GLP Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР, англ. OECD — Organisation for Economic Co-operation and Development) в деятельности российских испытательных центров (лабораторий) в области неклинических лабораторных исследований утверждена 28 декабря 2012 г. Распоряжением Правительства РФ № 2603-р.
Методологическую и нормативную поддержку процесса формирования в России системы надлежащей лабораторной практики обеспечивает Минэкономразвития России. Национальным органом мониторинга соответствия принципам надлежащей лабораторной практики является Росаккредитация.
Об аккредитации
Применительно к сфере оценки соответствия согласно международному стандарту ISO/IEC 17000:2004 под аккредитацией понимается процедура подтверждения соответствия органа по оценке соответствия третьей стороной, служащая официальным признанием его компетентности в выполнении конкретных задач по оценке соответствия. Органы по аккредитации создаются для того, чтобы органы по оценке соответствия находились под надзором компетентной организации. Признанные на международном уровне органы по аккредитации, подтвердившие свою компетентность по результатам взаимных сравнительных оценок, подписывают международные договоренности, которые облегчают трансграничный обмен товарами и услугами, тем самым создавая глобальную инфраструктуру для обеспечения охраны здоровья и безопасности.
Аккредитация — это независимая оценка добросовестности, беспристрастности и компетентности органов по оценке соответствия в выполнении ими определенных задач по оценке и подтверждению соответствия принятым нормам.
В России единая национальная система аккредитации начала формироваться в 2011 году. Отношения в этой сфере регулирует Министерство экономического развития Российской Федерации. Росаккредитация, созданная в соответствии с указом Президента Российской Федерации, предоставляет услуги по аккредитации — то есть определяет, компетентна ли организация, чтобы проверять качество и безопасность производимой продукции, а также контролирует соблюдение законодательства в данной сфере.
Отношения, возникающие между участниками национальной системы аккредитации, регулируются Федеральным законом № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» в 2013 году. Чтобы получить аккредитацию в определенной области, заинтересованная организация должна соответствовать критериям аккредитации — соблюдать требования к используемому оборудованию, персоналу, системе менеджмента, ведению внутренней документации, архивированию результатов деятельности. Лицам, получившим аккредитацию, необходимо поддерживать и регулярно подтверждать свою компетентность. Оценку их соответствия критериям аккредитации осуществляют эксперты, которые не являются государственными служащими, аттестуются Росаккредитацией и работают под ее контролем.
В то время как цепочки поставок товаров потребителям все более усложняются, институт аккредитации обеспечивает уверенность в том, что сертифицирующие и инспекционные органы независимы, компетентны и выполняют свои обязанности.
Положение об аккредитации
Утверждено
решением Президентского совета
НП «Институт профессиональных
бухгалтеров и аудиторов России»
(протокол № 3/14 от 27 марта 2014 г.)
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет цели, содержание и порядок аккредитации организаций, изъявивших желание получить признание своей компетентности со стороны Некоммерческого партнерства «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России» (далее по тексту — ИПБ России) в области подготовки профессиональных бухгалтеров.
1.2. Аккредитация организаций проводится ИПБ России с целью выявления центров, способных качественно реализовать разработанные и утвержденные ИПБ России программы подготовки и аттестации профессиональных бухгалтеров и/или программы постоянного повышения профессионального уровня (далее по тексту — программы ИПБ России).
1.3. Основными задачами аккредитации являются:
1.3.1 создание условий для получения качественных услуг, необходимых при осуществлении профессиональной деятельности членами ИПБ России и лицами, желающими пройти аттестацию ИПБ России;
1.3.2 обеспечение доверия членов ИПБ России к деятельности организаций, предоставляющих указанные услуги;
1.3.3 защита прав обучающихся слушателей на получение и/или совершенствование знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для выполнения профессиональной деятельности.
1.4. Аккредитация основывается на следующих основных принципах:
ИПБ России признает и регистрирует в качестве аккредитованных только организации, соответствующие требованиям (условиям), предъявляемым к ним законодательством Российской Федерации.
Аккредитация осуществляется в отношении организаций, добровольно подавших в предусмотренном настоящим Положением порядке заявление на аккредитацию в ИПБ России и пожелавших выполнять требования (условия), установленные этим Положением. ИПБ России добровольно признает и регистрирует заявителей, соответствующих предъявленным им требованиям (условиям).
Аккредитация осуществляется на основе требований (условий) и с использованием критериев, единых для всех организаций, осуществляющих деятельность в области подготовки профессиональных бухгалтеров.
Доступность достигается различными способами информирования организаций об условиях и процедуре аккредитации.
1.5. Аккредитация проводится только для организаций, являющихся Корпоративными членами ИПБ России.
1.6. Организация, желающая получить аккредитацию ИПБ России, несет ответственность за достоверность сведений, предоставленных для получения аккредитации.
1.7. При проведении аккредитации обеспечивается конфиденциальность информации, составляющей коммерческую и иную тайну участников аккредитации.
1.8. Решение об аккредитации или об отказе в аккредитации организации принимается Президентским Советом ИПБ России.
1.9. Основаниями для отказа в аккредитации являются:
1.9.1. несоответствие организации, желающей получить аккредитацию, или представленных документов требованиям, установленным настоящим Положением.
1.9.2. выявление недостоверных сведений в документах, предоставленных для аккредитации.
1.10. Аккредитованной организации выдается соответствующее свидетельство ИПБ России.
1.11. ИПБ России является реестродержателем выданных свидетельств.
1.12. Информация об аккредитованной организации заносится в «Единый реестр организаций, аккредитованных при ИПБ России» (далее по тексту — реестр). В случае несоблюдения требований, установленных настоящим Положением, организация может быть исключена из реестра аккредитованных организаций.
1.13. Сведения об аккредитованной организации отображаются на официальном сайте ИПБ России в сети Интернет.
1.14. Аккредитованная организация с момента вынесения решения об аккредитации получает право осуществлять деятельность по реализации программ ИПБ России в пределах региона, соответствующего месту государственной регистрации аккредитованной организации.
1.15. Решение о работе аккредитованной организации в регионе не по месту ее государственной регистрации принимается Президентским советом ИПБ России на основании письменного заявления аккредитованной организации.
1.16. Аккредитация организаций осуществляется на срок до 31 декабря текущего года. По окончании этого срока аккредитация прекращается и выданное организации свидетельство об аккредитации утрачивает силу.
1.17. При выполнении требований настоящего Положения аккредитация организаций продлевается на новый срок в установленном порядке.
2. Требования к аккредитуемым организациям
2.1. ИПБ России могут быть аккредитованы организации:
2.1.1. зарегистрированные в качестве юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2.1.2. состоящие на учете в налоговых органах;
2.1.3. не имеющие признаков банкротства;
2.1.4. в отношении которых не введена процедура банкротства;
2.1.5. в отношении которых не принято решение о ликвидации или реорганизации;
2.1.6. имеющие лицензию (разрешение) на соответствующий вид деятельности, если такая лицензия (разрешение) предусмотрены законодательством Российской Федерации;
2.1.7. соответствующие иным требованиям (условиям), предъявляемым законодательством Российской Федерации к их правовому статусу и осуществляемым ими видам деятельности.
2.2. При решении вопроса об аккредитации организации учитываются положительные рекомендации территориальных институтов профессиональных бухгалтеров или палат профессиональных бухгалтеров и аудиторов, с которыми ИПБ России заключил соглашение о сотрудничестве (далее — ТИПБ) и/или других Корпоративных членов ИПБ России.
3. Порядок проведения аккредитации
3.1. Для аккредитации организация предоставляет в ИПБ России (копии — в ТИПБ) следующие документы:
3.1.1. заявление на аккредитацию от юридического лица (Приложение № 1);
3.1.2. сведения о преподавателях и материально-техническом оснащении (Приложение № 2).
3.1.3. копию лицензии (разрешения) на соответствующий вид деятельности, если такая лицензия (разрешение) предусмотрены законодательством Российской Федерации, с приложениями;
3.1.4. рекомендацию ТИПБ, расположенного по месту государственной регистрации организации, или аргументированный отказ от рекомендации за подписью руководителя ТИПБ.
3.2. В случае уклонения или необоснованного отказа ТИПБ от дачи рекомендации организация вправе предоставить в ИПБ России документы, указанные в п. 3.1., без рекомендации ТИПБ по истечении 10 дней после подачи документов в ТИПБ. В этом случае Президентский совет ИПБ России вправе рассматривать представленные документы и принимать решение об аккредитации организации с его последующей работой непосредственно с ИПБ России, минуя ТИПБ.
4. Права аккредитованной организации
4.1. Аккредитованная организация имеет право:
4.1.1. осуществлять деятельность по реализации программ ИПБ России;
4.1.2. самостоятельно осуществлять набор и профессиональную подготовку претендентов по программам ИПБ России;
4.1.3. самостоятельно определять порядок и форму профессиональной подготовки претендентов по программам ИПБ России;
4.1.4. самостоятельно определять стоимость профессиональной подготовки по программам ИПБ России;
4.1.5. самостоятельно проводить проверку уровня профессиональной подготовки претендентов в соответствии с Положением об аттестации;
4.1.6. получать консультации по программам ИПБ России;
4.1.7. вносить в ИПБ России предложения о пересмотре существующих программ ИПБ России и представлять на рассмотрение ИПБ России новые программы повышения профессионального уровня;
4.1.8. использовать возможности и преимущества информационных, программных и иных ресурсов ИПБ России.
4.1.9. получить доступ к информационной системе ИПБ России в объеме, необходимом для выполнения работ, связанных с профессиональной аттестацией и постоянным повышением профессионального уровня специалистов.
5. Обязанности аккредитованной организации
5.1. Аккредитованная организация обязана:
5.1.1. разделять уставные цели ИПБ России, оказывать содействие в реализации его уставных задач и своевременно оплачивать необходимые взносы;
5.1.2. качественно проводить подготовку претендентов по программам ИПБ России;
5.1.3. при отсутствии ТИПБ проводить отбор претендентов и комплектацию групп для проведения квалификационного экзамена ИПБ России в соответствии с Положением об аттестации;
5.1.4. при взаимодействии с ИПБ России соблюдать установленный порядок документооборота, регламентированный нормативными документами ИПБ России;
5.1.5. осуществлять необходимое информационное обслуживание членов ИПБ России и ТИПБ;
5.1.6. осуществлять прием и первичную обработку документов от физических лиц, желающих вступить в состав членов ИПБ России и ТИПБ;
5.1.7. проводить анкетирование, опросы и пр. по качеству подготовки претендентов по программам ИПБ России и по требованию предоставлять эти сведения в ИПБ России и ТИПБ;
5.1.8. распространять официальную информацию о деятельности ИПБ России и ТИПБ, не допуская при этом дискредитации ИПБ России и ТИПБ ни в какой форме, злоупотребления принадлежностью к ИПБ России и иного недобросовестного поведения;
5.1.9. проводить рекламные мероприятия, направленные на пропаганду деятельности ИПБ России и ТИПБ, улучшение их имиджа, повышения авторитета и влияния;
5.1.10. организовывать и проводить учебно-методические и консультационные мероприятия для членов ИПБ России и ТИПБ;
5.1.11. признавать, способствовать развитию, распространению и повышению престижа профессиональной аттестации и постоянного повышения профессионального уровня специалистов в области бухгалтерского учета, аудита, финансового менеджмента, реализуемой ИПБ России, привлекать к бренду активную целевую аудиторию;
5.1.12. информировать ИПБ России и ТИПБ обо всех обстоятельствах, которые могут повлечь неисполнение обязанностей аккредитованной организации.
5.1.13. своевременно информировать ИПБ России и ТИПБ об изменении сведений, содержащихся в реестре.
6. Ответственность аккредитованной организации
6.1. ИПБ России может последовательно применить к аккредитованной организации следующие меры воздействия:
6.1.1. приостановка аккредитации;
6.1.2. лишение аккредитации и исключение из реестра.
6.2. Решение о приостановке и/или лишении аккредитации и исключении из реестра принимается Президентским советом ИПБ России и доводится до сведения организации в течение 10-ти рабочих дней с момента принятия.
6.3. Решение о приостановке аккредитации принимается в случае несоблюдения требований и обязанностей, установленных настоящим Положением.
6.4. Аккредитация организации может быть приостановлена на срок от 3 до 12 месяцев, в течение которых аккредитованная организация обязана устранить нарушения, послужившие основанием для приостановки.
6.5. Решение о лишении аккредитации и исключении из реестра принимается в случаях:
6.6. Информация о лишении аккредитации размещается на официальном сайте ИПБ России в сети Интернет.
7. Продление аккредитации организации на новый срок в связи с истечением срока аккредитации
7.1. Для продления аккредитации на новый срок организация должна предоставить в ИПБ России (копии — в ТИПБ) следующие документы:
7.1.1. заявление на продление аккредитации (Приложение № 3);
7.1.3. копию документа об оплате ежегодного членского взноса Корпоративного члена за текущий год в ИПБ России;
7.2. Организация вправе подать указанные документы в течение трех месяцев до и трех месяцев после окончания срока аккредитации.
7.3. Решение о продлении аккредитации принимается Президентским Советом ИПБ России.
7.4. После принятия решения о продлении аккредитации ИПБ России выдает организации свидетельство об аккредитации на новый срок.
Аккредитация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в национальной системе аккредитации, расширение, сокращение области аккредитации, подтверждение компетентности аккредитованных лиц, прекращение аккредитации, внесение изменений в сведения реестра аккредитованных лиц, предоставление сведений из реестра аккредитованных лиц
С 07.08.2015 г. вступил в силу приказ Минэкономразвития России от 01.04.2015 № 194 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральной службой по аккредитации государственной услуги по аккредитации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в национальной системе аккредитации, расширению, сокращению области аккредитации, подтверждению компетентности аккредитованных лиц, выдаче аттестата аккредитации, выдаче дубликата аттестата аккредитации, прекращению аккредитации, внесению изменений в сведения реестра аккредитованных лиц, предоставлению сведений из реестра аккредитованных лиц» (Зарегистрирован Минюстом России 22.07.2015 г., регистрационный № 38145) (далее – Административный регламент).
Административный регламент определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) Федеральной службы по аккредитации, ее территориальных органов, ее структурных подразделений и должностных лиц при взаимодействии с заявителями, экспертами по аккредитации и техническими экспертами, федеральными органами исполнительной власти в процессе предоставления государственной услуги по аккредитации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в национальной системе аккредитации, расширению, сокращению области аккредитации, подтверждению компетентности аккредитованных лиц, прекращению аккредитации, внесению изменений в сведения реестра аккредитованных лиц, предоставлению сведений из реестра аккредитованных лиц.
С 30.07.2018 г. процедура внесения изменений в сведения об аккредитованном лице в части изменения места или мест осуществления деятельности аккредитованного лица (часть 4 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 412-ФЗ) проводится только в рамках процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица в соответствии со статьей 24 указанного Федерального закона.
С 30.07.2018 г. предоставление государственных услуг по выдаче аттестата аккредитации на бумажном носителе (по выдаче дубликата аттестата аккредитации) прекращено в связи с вступлением в силу Федерального закона от 29.07.2018 г. № 262-ФЗ. Указанным Федеральным законом введено понятие «выписка из реестра аккредитованных лиц (аттестат аккредитации)» – документ, формируемый в автоматическом режиме средствами федеральной государственной информационной системы в области аккредитации и удостоверяющий аккредитацию в определенной области аккредитации на момент его формирования.
Польза аккредитации
Для государства
Институт аккредитации снимает с государства финансовое бремя за содержание собственного пула специалистов, стимулирует конкуренцию на рынке и служит основой развития. Аккредитация способствует снижению барьеров в торговле, обеспечивает условия для экспорта.
Для бизнеса
Аккредитация — эффективный инструмент для принятия решений и управления рисками. Организации могут экономить время и деньги, выбирая аккредитованного, а, значит, компетентного оценщика. Профессиональные исследования и тесты, выполненные в соответствии с проверенными методами, снижают риск ошибок и позволяют оптимизировать затраты на производство.
Для потребителей
В сложном быстроразвивающемся мире аккредитация становится гарантом того, что заявления о соответствии товаров и услуг высоким стандартам качества и безопасности имеют под собой профессиональные обоснования и доказательства, обеспечивая доверие потребителей.
Для аккредитованных организаций
Во всем мире институт аккредитации используется для внедрения и поддержания высоких стандартов работы организаций в областях оценки соответствия. Аккредитация обеспечивает объективную оценку их работы. Во многих сферах аккредитация является обязательным требованием для ведения деятельности.
Аккредитация является важным механизмом для обеспечения общественного доверия к надежности любых исследований, связанных с защитой окружающей среды, безопасностью и здоровьем людей, а также к деятельности профессионалов, принимающих на себя ответственность за заключения о соответствии продукции, услуг, целых организаций предъявляемым требованиям.