Аккредитив или безопасные расчеты сбербанк в чем разница
Аккредитив или безопасные расчеты сбербанк в чем разница
4 МИН
Безопасные расчёты: зачем заключать сделки с аккредитивом
Вы заключаете сделку с контрагентом и не уверены, что он выполнит обязательства. Поможет аккредитив — инструмент безопасных расчётов, который защищает обе стороны сделки. Рассказываем, как он работает.
Что такое аккредитив
ООО «Осмотрительный бизнес» хочет купить у компании «Лучшие сувениры» партию ковров. «Лучшие сувениры» не против, но им нужны гарантии, что оплата поступит вовремя и в полном объёме, поэтому просит предоплату. А ООО «Осмотрительный бизнес» сомневается, что получит товар в срок, так как поставщик новый. Взаимное недоверие мешает заключить сделку.
Решение
Расчёт с участием банка. Стороны договариваются о сделке с аккредитивом, после чего ООО «Осмотрительный бизнес» переводит деньги за ковры на специальный счёт. Теперь компания «Лучшие сувениры» уверена в том, что у покупателя есть деньги, поэтому поставляет партию ковров и передаёт в банк подтверждающие документы. Банк проверяет документы и перечисляет деньги продавцу.
Аккредитив — это гарантия, что сделка состоится только при выполнении всех условий.
У него четыре ключевых преимущества:
Защищённая форма расчётов
Нет рискованных авансовых платежей, оплата только за фактически выполненные обязательства. Отказ от выполнения или изменение условий аккредитива возможны только с согласия обеих сторон.
Юридическая безопасность сделки
Расчёты по аккредитиву подчиняются Гражданскому кодексу и правилам Центрального Банка.
Банк бесплатно консультирует, как корректно отразить аккредитивную форму расчётов в договоре и помогает оформить заявление на открытие аккредитива.
Аккредитив — гибкий финансовый инструмент, который подходит для разных сделок: покупки недвижимости, партии товаров, оборудования, акций компании, поставок по внешнеторговым контрактам, оказания любых услуг и т. д. Открыть аккредитив в Сбербанке можно за один день без посещения офиса.
Схема расчётов по аккредитиву
Общий порядок такой:
Продавец и покупатель договариваются о сделке с использованием аккредитива в качестве инструмента расчётов и готовят документы.
Покупатель предоставляет банку проект договора с контрагентом. Банк анализирует договор, помогает включить в него условия расчётов по аккредитиву и оформить аккредитив.
Покупатель вносит деньги на специальный счёт в банке.
Продавец выполняет обязательство по договору: поставляет товар, оформляет продажу доли и т. п. А потом предоставляет подтверждающие документы в банк.
Банк проверяет документы, подтверждающие выполнение обязательств, и переводит деньги покупателю.
Сколько платить банку
Банк берёт три основных вида комиссий:
Эти комиссии может оплатить как продавец, так и покупатель, или они могут разделить расходы. Размер комиссий зависит от типа товара, суммы, срока и других особенностей сделки. Например, расчёты по аккредитиву при покупке жилой недвижимости обойдутся в 2 000 рублей.
Короче
— 
Аккредитив — это способ безопасных расчётов с партнёрами без рискованных авансовых платежей, предоплаты или предпоставки. Продавец уверен, что получит деньги, покупатель знает, что получит товар. Гарантом выполнения обязательств выступает банк.
— 
Покупатель не следит за сроком оплаты — этот вопрос под контролем банка. Все расходы по аккредитиву может оплатить как продавец, так и покупатель.
Аккредитив или безопасные расчеты сбербанк в чем разница
Марина Петрова запись закреплена
Форма расчетов в Сбербанке: аккредитив или СБР (сервис безопасных расчетов). Как выбрать и чем они отличаются?
Смысл этих вариантов расчета один: открывается счет на имя покупателя, на который зачисляется сумма достаточная для оплаты объекта недвижимости (если ипотека, то и сумма первоначального взноса и сумма кредита), этот счет блокируется до регистрации перехода права собственности на имя покупателя в Росреестре.
Но, есть нюанс.
При открытии СБР сумма средств, заблокированная на счете покупателя перечисляется по реквизитам продавца, указанным в заявлении на СБР, при переходе права собственности на имя покупателя в Росреестре без участия сторон в этом событии. То есть банк самостоятельно запрашивает выписку из Росреестра, где подтверждается переход права, и на этом основании перечисляет сумму средств в оплату за недвижимость.
Но ведь часто бывают случаи, когда в квартире остаются зарегистрированы собственники и члены их семей, а то и вообще третьи лица. Бывает, что не погашена задолженность по коммунальным услугам, что квартира еще не передана покупателю, да и много чего бывает. И в этом случае логично предоставление документов продавцом о снятии этих лиц с регистрационного учета или акта приема-передачи до того, как будут перечислены продавцу средства.
И вот в такой ситуации удобнее использовать аккредитивную форму расчетов (ну, или ячейку), чтобы основанием для перечисления средств продавцу служила не только регистрация перехода права собственности в Росреестре, а еще и исполнение других, не менее важных договоренностей, факт исполнения которых можно прописать в условиях раскрытия аккредитива: например, предоставление, кроме зарегистрированного договора купли-продажи и выписки из росреестра, еще и формы 9, подтверждающей снятие с регистрации всех зарегистрированных лиц, а также предоставление акта приема-передачи, подписанного сторонами (всегда можно перед визитом в банк заехать в квартиру, убедиться в том, что она в таком же состоянии, как была на дату осмотра и потом ехать вместе в банк и уже там подписать акт приема-передачи ключей).
ЦНС в Сбербанке
«Центр недвижимости от Сбербанка» создан в целях повышения качества обслуживания клиентов, обеспечения безопасности расчетов при сделках по покупке/продаже объектов недвижимости и соблюдения законности операций. В его состав входят многочисленные сервисы, обеспечивающие полное сопровождение сделки, начиная от выбора недвижимости до выдачи кредита и полного расчета с продавцом. В результате клиент получает комплексное обслуживание, упрощается процедура оформления сделки, сокращается документооборот.
Что такое номинальный счет ЦНС в Сбербанке?
В ЦНС функционирует портал «Домклик» – сайт для клиентов банка, ипотечных заемщиков, по подбору недвижимости и сопровождению сделки. Через портал можно проводить не только ипотечные сделки, но и сделки без привлечения заемных средств.
Сервис представляет собой многофункциональную онлайн-площадку со следующими возможностями:
Сервис гарантирует безопасность сделки. Специалист банка поможет не только подготовить документы, но и будет производить контроль до регистрации сделки.
Номинальный счет Центра недвижимости Сбербанка
Сделки по покупке/продаже недвижимости, проходящие через ЦНС, осуществляются при помощи номинального счета. Природа НС обуславливает возможность его открытия одним лицом, а получение денег другим лицом.
Сторонами СБР являются:
Схема купли-продажи в ЦНС
Чтобы оформить сделку через СБР, необходимо, чтобы у продавца и покупателя были открыты текущие счета в любой кредитной организации. Однако, чтобы уменьшить расходы, счета рекомендуется открывать в Сбербанке. Деньги будут перечислены со счета на счет без комиссии.
Схема покупки жилья выглядит следующим образом:
Для того, чтобы сделка была завершена быстрее, сотрудники компании могут совершать запросы в Росреестр несколько раз в день.
Воспользоваться сервисом безопасных расчетов могут и продавцы недвижимости, разместив объявление о продаже на портале ДомКлик.
При приостановлении регистрации, операция по переводу денег не осуществляется, что гарантирует сохранность средств для покупателя до перехода права собственности на недвижимость.
Допускается электронная передача документов на регистрацию, что позволяет ускорить процесс завершения сделки. В этом случае документы на регистрацию передаются сотрудником банка в электронном виде.
Сервис безопасных расчетов от Сбербанка (СБР)
СБР представляет собой услугу от Сбербанка, предоставляемую клиентам онлайн. Он создан для защиты участников договора купли-продажи и расчетов между сторонами.
Для оказания услуги продавец и покупатель заключают договор с СБР об открытии номинального счета.
Сколько стоит услуга?
Расчет стоимости услуги зависит от параметров сделки, поэтому уточнять цену следует у менеджера, сопровождающего сделку. Средняя стоимость составляет 2900 руб.
При использовании сервиса электронной регистрации, стоимость услуги дополнительно возрастет на 7900–10900 руб., с учетом оплаты государственной пошлины за регистрацию права собственности. Стоимость услуги зависит от региона и типа недвижимости.
Комиссия за сделку
Дополнительные комиссии за сделку не взимаются.
Сроки переводов
Чтобы получить деньги, потребуется дождаться регистрации сделки в Росреестре. После подтверждения факта регистрации, денежные средства перечисляются на счет продавца по регламенту в течение 1-5 рабочих дней, фактически срок поступления средств может затягиваться. Всего вместе с регистрацией сделки операция может занять 10 и более дней.
Ускорить процесс может электронная регистрация. В этом случае срок регистрации сокращается примерно вдвое и составляет 2–3 суток. Порядок перечисления средств с НС не изменяется.
Как открыть номинальный счет?
Для открытия НС необходимо посетить ЦНС. Они работают в региональных представительствах банка по всей территории России. Ипотечные заемщики подписывают документы на открытие счета одновременно с документами по предоставлению кредита. Дополнительно можно заключить договор через офисы застройщиков – агентов ЦНС.
Необходимые документы
Для открытия счета потребуются документы от продавца и покупателя:
Если продавцом недвижимости выступает юридическое лицо, оно предоставляет в банк регистрационные документы.
Порядок открытия
Открытие счета занимает не более 15 минут. Менеджер собирает у клиентов пакет необходимых документов для подготовки договора. Счет будет открыт после подписания сторонами договора на обслуживание и оплаты комиссионного сбора.
Если в операции участвуют заемные средства, покупатель сначала должен согласовать получение ипотечного кредита с кредитной организацией, только потом заключать договор на оказание услуги.
Кто может воспользоваться услугой?
Услуга предоставляется гражданам России. В качестве продавца недвижимости могут выступать юридические лица, зарегистрированные на территории РФ. Проводить через СБР можно только прямые сделки без участия посредников. Допускается наличие не более 2-х получателей денежных средств по договору.
При ипотечном кредитовании услуга СБР может быть оказана при покупке недвижимости по программам «Готовое жилье», «Строящееся жилье». Объектами недвижимости могут быть квартиры с первичного или вторичного рынка, их доли, новые гаражместа, коммерческие объекты, комнаты. Если сделка по приобретению земельных участков или участков с домами осуществляется без заемных средств Сбербанка, то провести ее можно также через СБР. По программам, предусматривающим особые условия выдачи, правила СБР не действуют.
Как закрыть номинальный счет в Сбербанке?
После получения документов о переходе права собственности, банк перечисляет деньги с НС продавцу и счет закрывается. Операция проводится системой автоматически, от сторон сделки не потребуется никаких действий.
В случае, года договор об оказании услуг расторгается, счет может быть закрыт досрочно. Для этого обе стороны должны дать согласие на расторжение договора, деньги будут перечислены покупателю и счет закрыт, сделка признается несостоявшейся.
Плюсы и минусы ЦНС в Сбербанке
Проведение покупки объекта недвижимости через ЦНС имеет плюсы для всех сторон сделки:
Основным недостатком услуги является недостаточная отлаженность предоставления услуги. Например, в результате затянутости сроков поступлений денежных средств, может возникнуть ситуация, при которой ипотечный заемщик уже платит проценты за кредит, но получить жилье в пользование не может, т. к. фактически деньги не перечислены.
Еще больше проблем создает ситуация, когда деньги за недвижимость продавцу требуются срочно. Например, необходимо делать взнос на приобретение жилья с выделением субсидии. Продавцу приходится заранее планировать сроки поступления денежных средств с учетом возможных задержек, что часто просто невозможно.
Дополнительными минусами являются:
Негативным фактором может выступать навязывание сотрудниками банка проведение сделки через СБР. Условие может быть включено в договор «по умолчанию» и только после подписания документов клиенту сообщается о необходимости оплаты дополнительной услуги.
Частые вопросы
У пользователей возникает масса вопросов, связанных с использованием СБР. Здесь собраны ответы на самые популярные.
Как посмотреть НС в Сбербанк Онлайн?
Номер счета указывается в договоре на оказание услуг, при необходимости получить сведения можно у сотрудников банка.
Функционал личного кабинета Сбербанк онлайн не предусматривает возможности предоставления информации о номере номинального счета. Это вызвано отсутствием необходимости и возможности совершения по нему операций через интернет.
Как снять деньги со счета?
Деньги со счета можно снять только, если обе стороны передумали заключать сделку. В этом случае договор оказания услуг СРБ расторгается и деньги перечисляются покупателю.
Если соглашение о расторжении ДКП, подписанное покупателем и продавцом, представить не представляется возможным, необходимо представить письменное подтверждение факта не подписания Соглашения сторонами сделки.
Срок возврата денежных средств покупателю составит 10 рабочих дней.
Сколько стоит открыть счет для покупателя или продавца?
Стоимость услуги составляет в среднем 2900 руб. Оплачивается она по соглашению между продавцом и покупателем. Точная стоимость зависит от региона, где она проводится, параметров сделки. Узнать стоимость открытия счета можно у менеджера СБР.
Больше никаких комиссий банком не взыскивается.
Чем отличается от банковской ячейки?
Использование банковской ячейки подразумевает заключение трехстороннего договора между продавцом, покупателем и банком. При этом при внесении денежных средств, должны присутствовать и продавец, и покупатель. Выдача денежных средств возможна только после получения документов о переходе права собственности. Стоимость индивидуального банковского сейфа от 75 руб. в сутки, при сроке до 30 дней. Дополнительно взыскивается более 2000 руб. за контроль доступа.
Отличительными особенностями использования СБР являются:
4 риска потерять деньги при заключении сделки с недвижимостью
Передача денег — самый главный этап покупки недвижимости. И самый ответственный, поскольку речь идет о крупных денежных суммах. Сегодня мало кто приходит на сделку с чемоданом наличных и просто передает их под расписку. Есть другие, гораздо менее рискованные способы, но и их нельзя назвать на 100% безопасными.
Рассказываем об основных способах взаиморасчетов между продавцом и покупателем, уязвимых местах и о том, на что нужно обратить внимание.
Аккредитив — это, по сути, безналичная форма расчета покупателя с продавцом. Покупатель открывает специальный банковский счет, вносит туда необходимую для покупки квартиры сумму, после регистрации сделки продавец предъявляет банку договор купли-продажи с печатью регистрационной палаты, затем деньги с аккредитива переводятся на его счет.
Каковы риски
Это самый безопасный вид передачи денег, заверяют эксперты рынка недвижимости. Банк выступает в некоторой степени гарантом правильных взаиморасчетов по сделке.
«Во-первых, можно не использовать наличные и, следовательно, легче избежать связанных с ними рисков — краж, фальшивых купюр и т. п., — поясняет управляющий партнер компании «Метриум» Мария Литинецкая. — Во-вторых, поступление денег на аккредитив, их полную сумму и подлинность удостоверяет банк, а не физическое лицо. В-третьих, при оформлении аккредитивного договора защищена вся сумма, тогда как количество наличных в ячейке никому не известно».
В то же время безналичные расчеты на вторичном рынке жилья не распространены, отмечают эксперты: многие люди вообще не знают, что это такое, и боятся прибегать к такому способу передачи или получения денег. Они зачастую скептически относятся к банковской системе, ведь банки по-прежнему «лопаются», и даже лидеры отрасли подвергаются санации. Поэтому, как отметил брокер агентства недвижимости Century 21 Panorama Realty Константин Ламин, в настоящее время сделки с использованием аккредитива в основном проводятся в крупных банках с государственным участием (Сбербанк, ВТБ).
«При банкротстве финансовой организации люди теряют средства, лежащие на счету в этом банке, а вот содержимое банковских ячеек принадлежит их арендаторам, — добавил директор департамента вторичного рынка компании «Инком-Недвижимость» Михаил Куликов. — К тому же многие клиенты хранят свои накопления в валюте, и они не собираются использовать безналичный расчет, так как опасаются, что колебания валютных курсов могут привести к изменению стоимости недвижимости».
Чаще всего (в 90% случаев) на вторичном рынке Москвы при сделках купли-продажи квартир используют банковские ячейки. Передача денег происходит следующим образом. Стороны заключают договор купли-продажи, после этого покупатель закладывает деньги в банковскую ячейку. Как только право собственности зарегистрировано, продавец берет экземпляр договора, едет в банк, открывает ячейку и забирает деньги. Стоимость аренды банковской ячейки составляет порядка 4–5 тыс. руб. в месяц, которые оплачивает покупатель.
«Договор аренды ячейки может быть и двух-, и трехсторонним, соответственно, в договоре участвуют банк и покупатель или банк, покупатель и продавец, — рассказала управляющий партнер компании «Миэль-Сеть офисов недвижимости» Татьяна Саксонцева. — В договоре аренды ячейки прописываются условия, при которых может быть открыта ячейка и кто может ее открыть. Чаще всего ячейка арендуется на один-два месяца. В этот срок договор купли-продажи недвижимости проходит процедуру государственной регистрации».
Каковы риски
При проведении таких расчетов банк не контролирует закладываемую в ячейку сумму, не проверяет, какие там купюры и сколько их. Существует дополнительная услуга по описи вложения в банковскую ячейку, она платная и ее оказывают не все банки.
«Теоретически здесь возможны мошеннические действия при передаче средств: подмена пакета с деньгами, закладка фальшивых купюр, — пояснил Константин Ламин. — Даже не исключен сговор с сотрудником банка, когда мошенники незаконным путем получают доступ к ячейке. За последние несколько лет подобные случаи были в Москве и Санкт-Петербурге. Поэтому во избежание подобных неприятностей следует выбирать надежные банки, зарекомендовавшие себя, и обязательно заказывать там услугу по проверке подлинности денежных знаков перед их закладкой в ячейку».
Стоимость такой услуги составляет от 0,1% от объема проверяемой суммы. Кроме того, есть компании, предлагающие в аренду счетные машины с возможностью проверки купюры на подлинность. Цена услуги — от 6 тыс. руб. за два часа.
«При сумме сделки более 10 млн руб. уже есть смысл взять в аренду счетную машину, а не пользоваться услугами банка», — советует Мария Литинецкая.
Это еще одна из форм безналичных расчетов, где, в отличие от аккредитива, счетом, с которого происходит перечисление денежных средств по сделке, является специальный счет нотариуса, открытый в банке.
Этот вид расчетов не распространен, он применяется в основном в сделках, требующих обязательного нотариального удостоверения. Для сделок, совершаемых в простой письменной форме, этот способ передачи денег влечет за собой немалые расходы — около 0,5% от суммы сделки.
Каковы риски
Здесь есть два важных момента: доверие к нотариусу, проводящему сделку, а также надежность банка, где у этого нотариуса открыт счет.
«По законодательству, счета нотариусов не входят в конкурсную массу при банкротстве банка. Тем не менее перспектива затягивания процедуры возврата денежных средств со счета нотариуса при банкротстве банка вполне реальна», — считает Константин Ламин.
Передача денег из рук в руки
Это самый старый, простой и при этом самый небезопасный способ передачи крупной суммы денег. В этом случае по договоренности сторон наличные передаются продавцу сразу после подписания договора купли-продажи или после оформления всех документов. На заре рынка недвижимости именно таким образом осуществлялось большинство взаиморасчетов между продавцами и покупателями. Сейчас сделки, в которых деньги передаются из рук в руки, крайне редки. Но все-таки изредка это происходит.
Каковы риски
Рисков, напоминает Михаил Куликов, очень много. Продавцы (особенно если они сильно нервничают во время расчетов) могут банально недоглядеть за покупателями, неправильно подсчитать деньги и получить в результате меньшую сумму. Еще один случай, когда они могут пострадать из-за своей невнимательности, — получение «куклы», то есть сумки с деньгами, где сверху лежат настоящие купюры, а под ними — нарезанная бумага. Наконец, есть риск того, что после передачи денег продавца ограбят. Это может случиться и с покупателем, приехавшим на сделку с большой суммой наличных. Поэтому такой способ передачи денег эксперты настоятельно советуют не использовать совсем.