Аккумулятор технология efb что это
EFB-аккумулятор, младший брат AGM
Я уже рассказывал про AGM-аккумуляторы, которые очень хороши в системах, где требуются большие токи и большое количество циклов заряда и разряда. Но при всех приятных бонусах этой технологии у неё есть один проблемный момент — AGM ощутимо дороже. А лучшее — враг хорошего. Из-за приятной цены, относительно лучших по показателям систем, кстати, свинцово-кислотные аккумуляторы и актуальны более 120 лет. Именно для того, чтобы занять более бюджетную нишу автомобильных аккумуляторов с системой старт-стоп, где требования по глубине разряда не столь велики, как у AGM, но где традиционный свинцово-кислотный аккумулятор умирает очень быстро, и были созданы EFB (Enhanced Flooded Battery).
Посмотрим, можно ли делать даунгрейд до обычных свинцово-кислотных, и в каких случаях, наоборот, есть смысл заменить старый EFB на AGM.
Спойлер: нет, более функциональный AGM не всегда имеет смысл ставить вместо обычного аккумулятора. Часто EFB или даже обычный новый аккумулятор будет оптимальным решением.
Принцип работы
С точки зрения химии ничего глобально отличного от традиционных свинцово-кислотных аккумуляторов не происходит. Всё та же обратимая реакция на пластинах с превращением свинца и его оксидов в сульфат и обратно. В качестве электролита используется серная кислота. Ключевые отличия заключаются в компоновке и составе элементов.
Во-первых, для этого типа батарей мы используем специальные типы токоотводящей решётки и рецепты активной массы. Это нужно для того, чтобы снизить внутреннее сопротивление и потери энергии при заряде на нагрев самого аккумулятора в процессе работы. При этом сами пластины толще классических примерно на 30–50 %.
Во-вторых, положительные пластины заключены в специальные конверты-сепараторы из особо прочного пористого пластика на основе полипропилена. При этом на поверхности одной из пластин вмазана специальная армирующая сетка из стекловолокна. В отличие от AGM, где жидкий электролит почти полностью сорбирован, в EFB всё-таки есть свободная несвязанная кислота. Тем не менее плотность упаковки всё равно намного больше, чем в классических свинцово-кислотных аккумуляторах, а зазоры между пластинами меньше.
Плюсы EFB
У этих аккумуляторов есть те же проблемы, что и у классических: они боятся глубокого разряда и хранения в таком разряженном виде, но в гораздо меньшей степени. Если мы полностью разрядим обычную батарею и оставим её на неделю-две, то на поверхности пластин начнут образовываться крупные кристаллы сульфата свинца. В норме кристаллы должны быть микроскопического размера для обратимого превращения в оксид при заряде. В случае же глубокого длительного разряда кристаллы будут менять свои размеры, перекристаллизовываясь, и продолжат расти, разрывая активную массу, отваливаясь и осыпаясь на дно аккумулятора. Наиболее крупные кристаллы уже теряют возможность превратиться в оксид свинца полностью, ещё больше снижая ёмкость и увеличивая внутреннее сопротивление. Так происходит неизбежная деградация всех аккумуляторов этого типа.
Но у EFB, как и у AGM, свинцовые пластины прикрыты стекловолокном, которое не даёт активной массе осыпаться и помогает батарее пережить глубокий разряд дольше. Кроме стандартных особенностей этого типа батарей, мы добавили в активную массу отрицательных пластин специальную углеродную добавку. Технологию назвали Carbon Boost. Она позволяет ещё больше снизить деградацию батарей, препятствуя сульфатации пластин. Плюс за счёт высокой проводимости углерод создаёт что-то вроде дополнительных проводящих каналов внутри активной массы. В результате при зарядке кристаллы сульфата превращаются в оксид гораздо быстрее и в большем объёме.
Углеродная добавка — это не мифическая вещь типа персидского порошка от клопов у Остапа Бендера, а вполне себе тоже патентованное, но реальное соединение сложного состава. У Carbon Boost первого поколения это был специально химически активированный природный графит, а Carbon Boost 2.0 — это синтетически созданное высокомолекулярное соединение на основе углерода. Кому надо оценить красоту зубодробящего химического названия — поиск по патентам в открытом доступе.
Что поставить вместо старой батареи
Тут всё относительно просто. Лучше всего ставить именно то, что рекомендует производитель, если вы ничего существенного не меняли в своем автомобиле. Например, не ставили электрообогреватели стёкол, сидений, мощную акустику и другие потребители энергии, которые не шли в исходной комплектации.
Самое главное правило — нельзя делать даунгрейд. Как правило, параметры аккумулятора рассчитываются с очень небольшим запасом, и при переходе на более низкую ступень вы получите нехватку стартового тока, устойчивости к циклам заряда-разряда и гарантированно, быструю деградацию аккумулятора. То есть штатный AGM нельзя заменить новым качественным EFB, так как пиковые токи и количество циклов заряда и его скорость у него всё равно лучше. Аналогично нельзя менять AGM и EFB на традиционные батареи. У них быстро наступят разрушение активной массы и коррозия токоотводящих решёток решеток, если поставить их на машины с системой старт-стоп.
У нас, например, есть топовая модель Exide Premium. Это классический аккумулятор с прекрасными показателями токов холодной прокрутки, сопоставимыми с AGM. Но у него нет стекловолоконной защиты от осыпания активной массы, и устойчивость к циклической заряде-разряде у него в разы ниже, чем у EFB. Он отлично подойдёт для замены штатного аккумулятора в обычных автомобилях, но никакие рекуперация и старт-стоп с ним работать нормально не будут.
Если у вас стояла обычная батарея
Апгрейд на EXIDE EFB имеет смысл делать, если вы не любите лишний раз лезть под капот и хотите на несколько лет дольше туда не заглядывать для очередной замены батареи. EFB имеет больше циклов заряда-разряда при прочих равных.
Апгрейд на EXIDE AGM для обычного автомобиля смысла, скорее всего, не имеет. Больший по сравнению со стандартной батареей ток позволит вашей суровой акустике на полтора киловатта не хрипеть, когда при превышении максимального тока обычный аккумулятор начинает просаживать напряжение на пару вольт. В других ситуациях это будет пустой переплатой. Обычный автомобиль редко нуждается в настолько большой мощности, сверхвысокие токи могут помочь при запуске на сильном морозе, но цена будет существенно выше.
Во всех остальных случаях лучше взять EXIDE Premium с углеродной модификацией — такой же, как у EFB. Он самый мощный и ёмкий в линейке классических, медленнее деградирует. Если хотите сэкономить — берите EXIDE Classic или EXIDE Excell, чтобы соответствовать классу вашего старого аккумулятора. Разумеется, не надо ставить Classic на полноприводный кроссовер с подогревом сидений и кастомной акустикой.
Если у вас стояла EFB
Меняйте на такую же EXIDE EFB равного класса. EXIDE Classic, EXIDE Excell, EXIDE Premium использовать нельзя! Мы специально даже наклейки добавляем на AGM и EFB о том, что замена на традиционную батарею недопустима.
EXIDE AGM имеет смысл ставить опять-таки в случае мощной дополнительной аппаратуры. В остальных случаях вы вряд ли сможете почувствовать какие-то преимущества от намного более мощной батареи даже в автомобилях с системой старт-стоп. Если вы всё-таки решите установить AGM, то обязательно учтите, что автомобили с системой старт-стоп имеют BMS — контроллер заряда батареи. Лучше уточнить у производителя, сможет ли штатный контроллер нормально с ней работать.
Не только автомобили
EFB-аккумуляторы работают почти так же круто, как AGM, но стоят дешевле. Если цена вас устраивает, то можно смело заменять устаревшие традиционные аккумуляторы в обычных автомобилях. Только помните, что, хотя они и необслуживаемые, но в отличие от AGM у них всё-таки есть свободный электролит. Сильно трясти, хранить в перевёрнутом виде их не стоит.
Кстати, по своим характеристикам, как и AGM, они должны лучше подходить для тех же ветряков и солнечных панелей с нестабильным профилем зарядки и разряда: больше токи, больше полных рабочих циклов. Хотя и тут лучше использовать специализированные аккумуляторы. А ещё никакого взрывоопасного водорода и долива электролита при правильном использовании.
EFB аккумуляторы: особенности, модели, сферы применения и отличия
EFB-аккумуляторы — улучшенная заливная батарея, разработанная по новым технологиям, имеет продолжительный срок службы и надежна в эксплуатации.
Что такое EFB-аккумулятор?
Аккумуляторы по технологии EFB имеют следующее улучшенное строение:
Сферы применения
Развитие автомобильной промышленности и оснащение автомобилей системой «старт-стоп» привело к необходимости производства ЕФБ-аккумулятора, который обеспечивает требуемый заряд в момент запуска машины.
Также батареи применяются в электромобилях, катерах.
Преимущества и недостатки использования
К преимуществам относятся:
К недостаткам относятся:
Обзор отечественных и зарубежных моделей EFB-аккумуляторов
Впервые EFB-батареи были произведены в Европе и использовались на передовых европейских автомобилях. Батареи российского производства изготавливаются с учетом климатических условий. Такие батареи обеспечивают бесперебойную работу в условиях русской зимы.
Разновидности европейских EFB АКБ
Российские модели
Аком первым в России начал изготовление efb батарей под маркой Ultimatum. Акб имеют емкость от 60 до 100 А/ч.
Особенности зарядки EFB-аккумуляторов
При зарядке АКБ требуется соблюдать рекомендации производителя.
Отличие EFB- и AGM-аккумуляторов
Между этими 2 технологиями имеются следующие отличия:
В остальном батареи похожи.
EFB аккумуляторы: особенности, модели, сферы применения и отличия
Технологии развиваются очень стремительно. Не успели автовладельцы разобраться в отличиях между AGM и GEL, как на рынке появился новичок — EFB аккумуляторы. Что это такое, в чем их особенности и отличия, сколько они стоят и многие другие вопросы, надеемся, будут развеяны после прочтения этого материала.
Что такое ЕBF? Сферы применения, особенности конструкции и рабочих характеристик EFB аккумуляторов
Enhanced Flooded Battery в переводе с английского означает «улучшенная жидкозаполенная батарея». Свинцовые пластины, в отличие от традиционных АКБ, в ЕФБ почти вполовину толще, что увеличивает их емкость и скорость зарядки. Каждая пластина заключена в отдельный конверт из специального микроволокна, заполненный жидким сернокислотным электролитом. Подобная мера помогает защитить поверхность пластин от сульфатации, а в случае осыпания активной массы — от короткого замыкания и преждевременного выхода из строя АКБ. Если коротко, то аккумуляторы по технологии EFB имеют следующие приятные особенности:
Где применяются аккумуляторы EFB
Изначально толчком к созданию качественно новой технологии изготовления аккумуляторных батарей стало распространение на территории Европы машин, снабженных системой «start-stop». При остановке автомобиля в режиме «Stop» автоматически отключается двигатель, а при нажатии сцепления и снятии тормоза, он быстро запускается. В такие моменты нагрузка от всех электроприборов ложится на аккумулятор, и без увеличения приема заряда обычная АКБ просто не успевает полноценно заряжаться в режиме «Start». Обычную же сурьмянистую батарею достаточно несколько раз разрядить «в ноль», чтобы сделать ее основным сырьем для выплавки грузов на рыбалку. Еще одна ситуация, в которой будут необходимы ЕФБ АКБ — использование в машине мощных систем автозвука. Основная проблема заключается в том, что усилители не могут качественно работать при напряжении меньше 12 В и в моменты пиковых нагрузок (басы или сильный широкополосный сигнал) будут издавать малоприятные хрипы. Технология EFB в аккумуляторных батареях предназначена именно для решения таких проблем. Благодаря особенностям конструкции она прекрасно справляется с поставленными задачами.
Обзор отечественных и зарубежных моделей EFB аккумуляторов
Практически все магазины, занимающиеся распространением запчастей для автомобилей, предлагают купить EFB аккумуляторы российского производства или изготовленные крупными европейскими компаниями. Стоимость продукта будет зависеть от емкости, мощности и предназначения батареи.
Российские EFB аккумуляторы
Поскольку EFB с каждым годом приобретает все большую популярность и востребованность, стоит ожидать появления этой технологии в ассортиментном ряде как отечественных, так и зарубежных производителей.
Особенности зарядки EFB аккумуляторов
Зарядка EFB аккумулятора принципиально не отличается от данного процесса для традиционной AMG батареи, поскольку конструкция их очень похожа. Главное правило, которое следует соблюдать при ее осуществлении – это использование качественного (лучше интеллектуального) ЗУ и четкое следование инструкции АКБ. Зарядное устройство для EFB аккумулятора должно обеспечивать зарядное напряжение, не превышающее 14,4 В. Также устройство должно иметь индикацию тока, поскольку в процессе осуществления зарядки данного типа батареи его рекомендуется отслеживать.
Как правильно заряжать EFB аккумулятор?
В инструкции по эксплуатации АКБ подобного типа от Varta этому отводится всего два предложения. Следует подключить зарядное устройство к соответствующим клеммам, соблюдая полярность. Процесс зарядки можно считать завершенным, когда показания зарядки опускаются ниже 2,5 А. Если ЗУ оснащено приборами индикации тока и напряжения, то моментом окончания процесса будет считаться, когда оба показателя прекратят изменяться.
При зарядке батарей, изготовленных по технологии EFB, не рекомендуется применять ускоренный режим, поскольку итогом может стать поломка аккумулятора из-за избыточного газообразования. Также не допускается открывать пробки, поскольку в этом случае будет нарушено химическое равновесие, приведя к изменению функциональных качеств батареи.
Отличие EFB и AGM аккумуляторов
Современный автомобилист имеет возможность выбирать среди многообразия батарей. В связи с этим возникает вопрос, какой аккумулятор лучше EFB или AGM. Каждая разновидность имеет свои достоинства и недостатки и решающее слово должен сказать сам владелец транспортного средства после взвешивания всех положительных и отрицательных сторон. Если провести сравнение EFB и AGM аккумуляторов, как наиболее близких по конструкции, то первые имеют следующие отличия:
К числу недостатков EFB данного типа аккумуляторов можно отнести:
Владея полной информацией, несложно сделать выбор, какой выбрать аккумулятор EFB или AGM. Единственное чего не будет хватать любому автомобилисту — это личного опыта использования или чужих отзывов и советов. И если у Вас таковой имеется, просим поделиться им с коллегами в комментариях.
EFB Аккумуляторы
Аккумуляторы EFB считается инновационным будущем аккумуляторного производства. Многие европейские производители уже давно перешли на данные технологии. Отечественный рынок только сейчас начинает переключаться и выпускать подобные АКБ. Технология доступнее AGM, но в то же время прослужит гораздо дольше. Многие производители представляют данную продукцию. Изучив ее особенности, преимущества и способы заряда, стоит сделать выбор в пользу EFB.
Что такое EFB аккумулятор
Enhanced Flooded Battery в переводе с английского означает «усовершенственная батарея с жидким электролитом». В конструкции используются утолщенные пластины из свинца, которые имеют большую емкость и скорость подзарядки.
Микроволокны заполнены жидким сернокислотным электролитом, как конверт, охватывают пластины. Такой подход позволяет защитить пластины от сульфатации, короткого замыкания, преждевременного выхода батареи из строя. Безопасность при применении такой модели гарантирована.
Где используются EFB АКБ
Изначально их создавали для автомобилей с системой Start-Stop, которая актуально для европейского рынка автомобилей. Если использовать обычную батарею, то она не выдержит много стартов в течение дня. А вот технология EFB легко с этим справится. Зарядка осуществляется максимально быстро, поэтому даже при короткой поездке генератор компенсирует потраченную энергию.
Сфера применения аккумулятора самая разнообразная и не стоит ограничиваться только автомобилем. Их используют для катеров, автодомов, гибридов, электроавтомобилей. Неоспоримые преимущества определяют популярность изделия – долгий срок службы, устойчивость к глубоким разрядам, быстрый заряд.
Применяемые технология в EFB батареях
Все герметичные аккумуляторы оснащены клапаном сброса давления. Если электролит начнет сильно кипеть и возникнет опасность взрыва батареи, то через эти клапаны будет сброшен пар (кипящий электролит). Это может сильно понизить уровень жидкости в банках, в результате чего батарея выйдет из строя.
Преимущества и недостатки
Положительные характеристики определяют популярность представленных моделей:
Главный недостаток – высокая стоимость изделия, на что не каждый потребитель решается.
Отличие EFB от AGM
Технологии AGM и EFB схожи между собой, главное отличие заключается в используемом электролите. В первом случае используется жидкий, в качестве конверта выступает стекловолокно. Такой вариант совсем не выливается.
У ЕФБ он тоже жидкий, при тряске даже слышно, как плюхается, но его значительно меньше, а пластины завернуты плотнее. Электрохимическая жидкость не запечатана внутри стекловолокна. Можно сказать, что EFB технология – это нечто среднее между обычными АКБ и AGM.
К конструкционным отличиям можно отнести:
Как заряжать EFB аккумулятор
Чтобы заряжать такой аккумулятор ничего нового изучать не придется. За счет схожей конструкции процесс имеет такой же характер, как при зарядке AMG. Главное в этом деле – примирение качественного зарядного устройства и следование инструкции. Напряжение зарядного устройства не должно превышать 14,4 В. Хорошо, если у ЗУ имеется индикация тока, что позволяет отслеживать показатель.
При подключении устройства к клеммам важно соблюдать полярность. Если зарядка опускается ниже 2,5 А, то процесс зарядки можно считать завершенным. Не стоит пользоваться ускоренным режимом, чтобы не столкнуться с проблемой повышенного газообразования. Не допускается открытие пробки, которое может привести к изменению химического равновесия.
Какой EFB аккумулятор лучше выбрать
Среди отечественных производителей популярностью пользуется продукция:
Среди иностранных производителей нельзя пройти стороной:
Владея полной информацией уже не так сложно сделать выбор в пользу определенного EFB.
У Вас был или есть аккумулятор с технологией EFB? Тогда расскажите в комментариях о своих впечатлениях о нем, это очень поможет остальным автолюбителям и сделает материал более полным и точным.
Отзывы
Чтобы сделать правильный выбор, стоит оценить отзывы пользователей, которые уже опробовали продукции на практике:
EFB – аккумуляторы будущего, которые могут похвастаться долгим сроком службы, выносливостью. Не придется обеспечивать постоянную подзарядку, переживать за емкость. Технология обеспечивает устойчивость к разрядам, перепадам температур, Секрет таких характеристик заключается в конструкции и примирении особых материалов. Отечественные производители приняли эстафету и тоже начали делать качественные аккумуляторы ЕФБ.
Что такое аккумуляторы EFB, в чем их отличия и преимущества?
Не так давно на рынке появился новый тип аккумуляторов, изготовленных по технологии EFB. Данные АКБ имеют улучшенные характеристики и особенности, которые достойны внимания. Зачастую многие водители путают EFB с AGM, поэтому постараемся разобраться в отличительных чертах и преимуществах данного типа батарей.
Технология EFB
Данные аккумуляторы работают по такому же принципу, как и все свинцово-кислотные АКБ. Ток вырабатывается в результате химической реакции между двуокисью свинца и кислотой. Аббревиатура EFB расшифровывается как Enhanced Flooded Battery, что означает «Улучшенная батарея с жидким электролитом». То есть внутри залит именно жидкий электролит.
Отличительной особенностью технологии EFB являются свинцовые пластины. Для их изготовления используется только чистый свинец без примесей. Это позволяет уменьшить внутреннее сопротивление. Также пластины в аккумуляторах EFB вдвое толще, чем в обычных свинцово-кислотных. Положительные пластины запакованы в специальный материал из микроволокна, который впитывает и удерживает жидкий электролит. Это предотвращает интенсивное осыпание активного вещества и значительно замедляет процесс сульфатации.
Такая компоновка позволила уменьшить долю электролита и сделать батарею практически необслуживаемой. Испарение происходит, но очень незначительно.
Еще одним отличием является система циркуляции электролита. Это специальные воронки в корпусе батареи, которые обеспечивают перемешивание за счет естественного движения автомобиля. Электролит по ним поднимается вверх, а затем вновь опускается на дно банки. Жидкость остается гомогенной, что повышает общий срок службы и улучшает скорость зарядки.
Отличие от AGM аккумуляторов
В аккумуляторах AGM применяется стекловолокно, которое разделяет пластины в элементах батареи. В этом стекловолокне находится электролит. То есть, он не в жидком состоянии, а запечатан в порах материала. AGM батареи полностью герметичные и необслуживаемые. Никаких испарений нет, только если не произойдет перезаряд.
AGM значительно проигрывают по цене EFB, но превосходят их по некоторым характеристикам:
Актуальнее всего использовать аккумуляторы AGM для накопления энергии от солнечных батарей или в различных переносных станциях и приборах. Они выдают высокие пусковые токи до 1000А, но для пуска стартера автомобиля достаточно 400-500А. По сути, такие мощности нужны только при наличии большого числа энергозатратных потребителей в автомобиле. Например, подогревы руля и сидений, мощные мультимедийные системы, отопители и кондиционеры, электроприводы и так далее.
В остальном с повседневными задачами прекрасно справляется аккумулятор EFB. Такие АКБ можно назвать промежуточным звеном между обычными свинцово-кислотными батареями и более премиальными AGM.
Сфера применения
На создание EFB аккумуляторов инженеров подтолкнуло распространение автомобилей с системой запуска двигателя «Старт-Стоп». При остановке транспортного средства двигатель автоматически отключается, а запускается при нажатии педали сцепления или отпускание тормоза. Такой режим очень перегружает аккумулятор, так как вся нагрузка ложится на него. Обычная батарея просто не успевает заряжаться во время движения, так как отдает на запуск большую долю заряда.
Глубокие разряды губительны для свинцово-кислотных АКБ. EFB же хорошо справляются с работой в подобном режиме, так как имеют большую емкость и устойчивы к глубоким разрядам. Активный материал в пластинах не осыпается.
Также батареи EFB хорошо показывают себя при наличии мощных систем автозвука в автомобиле. Если напряжение меньше 12В, то усилители будут издавать только слабые хрипы. EFB батареи дают стабильное и постоянное напряжение для правильной работы всех систем.
Конечно, применять улучшенные аккумуляторы можно и в автомобилях среднего класса. Они хорошо справляются с перепадами температуры, им не страшны глубокие разряды, дают стабильное напряжение.
Особенности зарядки
Условия зарядки EFB похожи на AGM. Такие батареи “бояться” перезаряда и коротких замыканий. Поэтому рекомендуется применять специальные зарядные устройства. Напряжение подается пропорционально, и не должно превышать 14,4В. На корпусе батареи производители обычно размещают информацию о характеристиках АКБ, условиях работы, емкости и допустимом напряжении при зарядке. Следует придерживаться этих данных при эксплуатации. Так батарея прослужит дольше.
Не следует заряжать АКБ в ускоренном режиме, так как это может привести к закипанию электролита и испарению. Батарея считается заряженной при снижении показателей до 2,5А. В специальных ЗУ есть индикация тока и контроль перенапряжения.
Преимущества и недостатки
К плюсам улучшенных аккумуляторов относятся:
К минусам EFB аккумуляторов можно отнести:
Аккумуляторы EFB появились на фоне повышенных требований к энергоносителям. Они прекрасно справляются со своими задачами в автомобиле. Дорогие гелевые или AGM аккумуляторы мощнее и отдают большие токи, но зачастую в таких мощностях нет необходимости. EFB батареи могут стать хорошей альтернативой привычным свинцово-кислотным АКБ.