Акростих что это такое
Акростих, креатив, классификация
Акростих можно отнести к разряду литературно-поэтических игр (как, к примеру, буриме). Задача, стоящая перед автором акростиха, по сути своей формалистическая – написать стихотворение по заданным начальным буквам строчек. Несомненно, максимальный интерес к такой поэзии испытывает сам автор, которому приходится виртуозно жонглировать словами для достижения акроэффекта. Однако, акростих может служить и пробным камнем в определении мастерства поэта.
Известны случаи более серьёзного отношения к этому виду стихосложения, когда авторы пытались зашифровать, скрыть от случайных глаз дополнительную информацию. Так, в послевоенный период стали известны стихи одного из узников фашистского концлагеря Заксенхаузен, который зашифровал в них свою фамилию, таким образом пережившую автора.
Уместно в качестве поэтической справки привести статью из «Поэтического словаря» А.Квятковского:
Акростих (греч. – верхний, крайний и греч. – стих) – стихотворение, начальные буквы которого составляют имя, слово или (реже) фразу. А. рассчитан на зрительное восприятие, на слух он не ощутим.
Происхождение А. весьма древнее, начало его появления в европейской поэзии установить трудно. В средневековой литературе А. встречается как изощрённая форма поэзии.
Начало писания А. в русской поэзии относится к ХVII в. Изучая рукописные песенники XVII-XVIII вв., исследователи установили, что составление А. было особенно распространено среди поэтов-монахов, сторонников патриарха Никона. Выдающимся мастером сложных акростихов был иеромонах-никоновец Герман, умерший в 1682 г.; в каждом А. он зашифровывал своё имя.
В “Букваре” поэта-виршевика Кариона Истомина, изданном в 1964 г., напечатан А., посвящённый царевичу Алексею. Поэт Ю.Нелединский-Мелецкий (1752-1828) написал следующую “Загадку акростическую”:
Довольно именем известна я своим;
Равно клянётся плут и непорочный им,
Утехой в бедствиях всегда бываю боле,
Жизнь сладостней при мне
и в самой лучшей доле.
Блаженству чистых душ
могу служить одна,
А меж злодеями – не быть я создана.
В дальнейшем А. в русской поэзии появляется редко. В XIX в. известен А. у Л.Мея. В ХХ в. А. встречается чаще. В нижеприведённом А.-сонете начальные буквы строк составили имя и фамилию адресата, которому посвящены стихи:
Немеют волн причудливые гребни
И замер лес, предчувствуя закат.
Как стражи, чайки
на прибрежном щебне
Опять покорно выстроились в ряд.
Любимый час! И даль и тишь целебней!
Алмазы в небе скоро заблестят;
Юг расцветёт чудесней и волшебней,
Бог сумрака сойдёт в свой пышный сад.
Есть таинство в сияньи ночи нежной,
Роднящей душу с вечной тишиной,
Нас медленно влекущей в мир иной.
Есть мир, когда и счастия не нужно:
Рыдать – безумно, ликовать – смешно
У мирных вод, влекущих нас на дно.
(В.Брюсов)
А. пишутся обыкновенно в форме лирического обращения к определённому лицу и поэтому нередко носят на себе печать альбомной поэзии. Тем любопытнее появление А. в качестве рекламного стихотворения: так, в газете «Правда» от 13 декабря 1922 г. было помещено за подписью «Рабочий До» стихотворение-А., где начальные буквы составляют фразу «Подпишись на «Правду».
В кооперативном журнале «Город и деревня» за 1924 г. (№ 11-13) помещён рекламный А., в котором начальные буквы стиха составляют фразу «Принимается подписка на «Город и деревня».
Трудно исключить, что значительная часть акростихов остаётся за пределами внимания литературоведов, так как немыслимо представить себе прочтение всех литературно-поэтических произведений с точки зрения закодированной в них дополнительной формальной информации. Примером может служить поэтический сборник «Коты» Ларисы Даренской, значительная часть которого составлена акростихами, что осталось незамеченным как издателем, так и читателями.
Тем не менее жанр акростиха достоин более пристального внимания, так как, составляя дополнительные технические и художественные сложности для автора, позволяет глубже оценить степень владения словом как материалом поэзии.
Если до сих пор, в силу ограниченного объёма исследуемого материала, проиллюстрирован лишь простой тип акростиха, т.е. соответствующий формулировке понятия, то исследование возможностей этой поэтической забавы позволило составить определённую классификационную систему, которая предлагается ниже.
Форму акростиха можно дифференцировать как простую, так и сложную. Каждая из форм имеет свои подразделения, что видно из предлагаемой схемы.
АКРОСТИХ:Простой (прямой ; обратный) // Сложный (составной; смежный)
Сложный составной: однородный; разнородный; комбинированный.
Сложный смежный (только разнородный): параллельный; фигурный
Теперь обратимся к примерам на материале сборника «Коты», который дал повод упорядочить классификацию акростиха.
Акростих ПРОСТОЙ ПРЯМОЙ, когда зашифровано одно вертикальное понятие, составленное при направлении чтения вертикали сверху вниз.
О, как мне сладко думать о тебе,
Лелеять мысль о предстоящей встрече,
Едва спадёт на землю тихий вечер,
Как хорошо мне думать о тебе!
Слова любви бесшумно повторять
И тешить душу робкою надеждой,
Шептать созвучья рифмы, как и прежде
Изящным слогом льнуть к тебе опять…
Не устаю я думать о тебе.
Акростих ПРОСТОЙ ОБРАТНЫЙ, когда вертикально зашифрованную информацию следует читать снизу вверх.
Не шути ты с огнём!
И хоть я не бензин –
Шутки прочь!
Ибо в сердце моём
Сухостой лишь один
Косит ночь…
Если хочешь шутить –
Лучше прямо скажи
Обо мне.
Я не стану тужить,
Лепестками во ржи
Ошалело кружить,
Как во сне…
Акростих СЛОЖНЫЙ СОСТАВНОЙ кодирует два и более понятий параллельно, когда дополнительная информация читается не только по начальным буквам первых слов строчки, но и по начальным буквам в соответствующей вертикали вторых слов (число n = 2), первых – вторых – третьих слов (число n =3) и т.д.
Если в коде повторяется одно и то же понятие, акростих можно считать сложным ОДНОРОДНЫМ. Если понятия – разные, то акростих – сложный РАЗНОРОДНЫЙ. Второе и последующее понятия должны совпадать с первым по количеству букв.
Однородный сложный составной акростих при восприятии на слух дополнительно обогащается консонансами и аллитерациями, обусловленными дублированием кодового понятия.
Акростих сложный составной однородный с n = 3 (три параллельные вертикали):
НОЯБРЬ
Колье Калины Красное разбито,
Оранжевый Огонь Ольхи угас,
Либретто Лета Ливнями залито.
Явлений Ярких Явь перевелась –
Отпели Оду Осени оркестры,
Ленивых Листьев Лёгкий лёт утих…
Ещё Елеем Еле веет ветер –
Конец Красы Коробит скорбью стих.
Сиянье Света Смелое иссякло
И Изошёл Иллюзий изумруд,
Шершавой Шторы Шёлк соткали капли
И, Истекая Из завесы чахлой,
Ноктюрном Новь Ноябрьскую несут…
Акростих сложный составной разнородный с n = 2:
Акростих сложный смежный характеризуется смежными вертикалями, не разделенными между собой некодовыми буквами, т.е. две вертикали строятся вплотную. Поэтому смежный акростих может кодировать только разнородную информацию. Такой тип акростиха можно считать самым сложным в техническом отношении, так как лексические возможности языка делают некоторые варианты сочетания вертикалей фонетически нереализуемыми.
ДОброта моя тебя не трогает,
А Лучи из глаз моих – не радуют,
РЕалист такой и недотрога ты! –
ЕКтенья моя тебе, мой свет, преградою.
Н-Ской улицей прогуливается
СИтуация, что мною так взлелеяна.
К Шарму рифм душа твоя не тянется,
А Игрой воображенья – не волнуется…
Я Не думаю, что это – свыше велено.
ОДобренья не требует разум,
ища совершенства,
ЛАска сладостных слов
не заменит горячих объятий.
ЕРунду рифмовать
иногда, может быть, и приятно –
К Ерунде бы добавить
хоть каплю земного блаженства!
СНег и ночь не заменят
весеннее ясное утро,
ИСкушенье не будет
исчерпано полностью словом,
ШКола прожитой жизни
бывает порой бестолкова
И Активно толкает нас снова
в объятья к кому-то,
НЯнча сказками неисполнимыми
снова и снова…
Акростих смежный разнородный фигурный – это ещё один вариант формалистического развлечения для поэта. В таком подвиде даже присутствует эстетика графики, так как автор волен самостоятельно выбирать условный контур, в который он воплощает закодированное слово. В фигурном стихе закладывается определённый алгоритм декодирования, как например, в стихотворении “Лепет” вертикаль строится не только по первым буквам, хотя закодировано лишь одно понятие, а по закону арифметической прогрессии, вначале пребывающей, а потом – убывающей.
Но так как лексический материал нуждается в достаточно жёстком отборе, то тип стиха определяется как разнородный:
О, всевышний, услышь
ЛЕпет вешней тиши,
К СИним снам ниспошли
ШИрь блаженных вершин
Неутешной души.
Несомненно, перевод таких стихов на другой язык требует посвящения переводчика в закодированную тайнопись, которая составляет изюминку произведения и приобщает его к поэтической забаве – творению акростиха.
Акростих, при условии сохранения кодирования, оборачивается для переводчика дополнительными трудностями, преодолевать которые следует творчески, учитывая фонетические возможности нового языка:
О, желание моё заветное
Льётся музыкою безответною:
Еле слышная, почти беззвучная,
Как тоска моя молитва скучная.
Сквозь томленье призрачно бесцветное
И надежды – тайные, секретные –
Шёпотом души прошу об этом
И, мечтаю, не откажешь мне ты:
Ну хоть что-то спой со мной дуэтом!
Вот как выглядит авторский перевод этого стихотворения на польский язык:
MARZENIE
O, marzenie moje niespe;nione…
LЕci czar mi;o;ci wyt;sknionej,
Kr;ci si; wiew;rk; pie;; nami;tna,
SУczy w;;em mi;dzy li;ci mi;ty…
SZYbko wi;dnie cudny kwiat poety –
No, za;piewaj ze mn; co; duetem!
В завершение следует отметить, что, несмотря на кажущуюся несерьёзность предмета изложения – поэтической игры в акростих, тема эта достойна не только изучения, но и широкого практического использования, так как помогает поэтам глубже и совершеннее познать материал их творчества – слово. А дополнительная информативность акростиха на фоне современных информационных технологий актуализирует стремление к систематизации и классификации акростиха как носителя информации.
_
Интересный факт:
«Специалисты из Университете Тафтса в США обнаружили в опубликованной 350 лет назад поэме Джона Мильтона «Потерянный рай» тайное послание внутри текста – акростих.
Об этом сообщает Сегодня.
Данное сообщение посвящено грехопадению первых людей и падшему ангелу Сатане.
Судя со слов ученых, акростих читателя предупреждает, что должно произойти. Более того, несмотря на попытку выглядеть добрым, змий на самом деле имеет злые намерения, что в итоге приведет к трагедии, а именно, изгнанию из рая человечества.
В самой книге, где Сатана уговорил Еву вкусить запретный плод, а та в свою очередь заставляет Адама сделать тоже самое, первые буквы образуют FFAALLAF. Следовательно, это интерпретируется как двойное fall («падение»), которое читается сверху вниз, а третье fall наоборот читается снизу вверх. Таким образом, специалисты считают, что первая половина акростиха символизирует падение Адама и Евы, а вот вторая относится к самому Сатане.»
Акростих. Литературная стихотворная загадка
АКРОСТИХ – (греч. akrostichis, буквально – краестишие), стихотворение в котором начальные буквы стихов (строк) образуют слово или фразу.
Акростихи
А кростихи – ума забава.
К апризы кисти и холста.
Р исунок, свод законов, правил,
О тточенность и простота.
С оюз метафор, рифм лукавых
Т ропинка букв и край листа.
И з вдохновения стихий
Х очу – леплю акростихи!
(Автор: Михаил Талесников)
История возникновения таких жанров, как загадки, шарады, акростихи, загадки со звуковой рифмованной подсказкой уходят корнями в далёкое прошлое и набирают особой популярности в русской поэзии второй половины XVIII века. Обращение поэтов к этим жанрам, по-видимому, было вызвано веянием времени, тенденцией авторов к освоению новых экспериментальных форм. При этом художественно-эстетическое назначение жанра загадки – испытание догадливости читателя, развитие его образного и ассоциативного
мышления, отходит на второй план. Поскольку анализ загадок-акростихов, шарад, а также загадок со звуковой рифмованной подсказкой показывает, что художественной ценностью данных жанровых разновидностей является наличие отгадки в кодирующей части.
Особый интерес представляли для писателей загадки в форме акростихов. Ибо акростих восходил к разряду «тайных письмен». С помощью формы акростиха многие поэты тайно указывали на свое авторское право или прятали острую мысль от цензурных нападок. Изобретателем этого жанра считают древнего сицилийского поэта Эпихарма (VI–V вв. до н. э.) родом из городка Сиракузы – родины Архимеда. Эпихарм фиксировал авторство своих стихов, просто зашифровывая в них своё имя. Так же поступал и древнеримский поэт Энний, акростихи которого складывались во фразу «Q. Ennius fecit» (сочинил К. Энний). Однако со временем стало ясно, что акростих может нести в себе гораздо более практические применения: так, безобидное стихотворение, написанное акростихом, превращалось в тайное послание, если адресат знал о необходимости прочесть отдельно первые буквы (последние буквы, вторые слоги и т.п.) присланных ему строк.
Акростих был распространен в европейской литературе средних веков, использовался в поэзии поздней античности, наиболее же детальную разработку он получил в творчестве византийских поэтов. Акростих пережил несколько пиков популярности, в том числе в эпоху поздней Античности, а затем Возрождения. В русской литературе к жанру часто обращались стихотворцы XVIII века, позднее – символисты и другие поэты Серебряного века.
Считается, что знакомство с акростихом на Руси происходит одновременно с овладением славянской письменностью. В древнерусской литературе акростихи встречаются в рукописных «Азбуковниках», создававшихся преимущественно для учебного процесса в XV-XVII вв.
Акростихидная азбука была рассчитана, как правило, на зрительное восприятие и являлась «уникальным феноменом в истории русской литературы, представляющим собой многофункциональную структуру, обусловленную алфавитным строем русского языка». (Т. В. Ковалёва).
Кроме традиционной формы акростиха, в европейской поэзии существовали и другие, родственные ей формы: акростих (читаемый по вертикали), мезостих (зашифрованные слова в котором складываются из срединных букв каждой строки), телестих (где слова складываются из последних букв строк) и лабиринт (так называемая визуальная форма, при которой буквы разных горизонтальных строк стихотворения складываются в дополнительную строку, имеющую вид причудливой линии или геометрической фигуры).
Вот пример телестиха автора Ивана Чудасова, где последние буквы строчек образуют слово КОЛОКОЛ:
Так, в истории литературы мы находим много примеров того, как поэты насыщали текст особым смыслом именно с их помощью. К примеру, английский поэт XVII в. Уильям Браун, в своём впервые опубликованном стихотворении с явно религиозной тематикой, вписал внутри текста три креста, при этом каждый из которых был заполнен буквами, в совокупности составляющими фразы из Нового Завета.
Ещё один тип акростиха – алфавитный акростих (абецедарий). Самым известным произведением в этом жанре, безусловно, является древнерусская «Азбучная молитва» X века, авторство которой приписывают Константину Переяславскому:
А зъ словом симь молюся Богу
Б оже вьсея твари и зиждителю
В идимыимъ и невидимыимъ!
Г оспода духа посъли живущаго
Д а въдъхнетъ въ сьрдце ми слово
Е же будетъ на успехъ вьсемъ…и т. д.
Были очень популярны акростихи-посвящения, в которых зашифровывается имя адресата. Особую популярность эта форма приобрела в XIX веке, когда был расцвет так называемой альбомной поэзии. До сих пор, думается, любой девушке приятно было бы получить в подарок посвящение от возлюбленного, составленное столь оригинальным способом. Вот, к примеру, стихотворение Н. Гумилева посвященное Анне Ахматовой:
А нгел лёг у края небосклона,
Н аклоняясь, удивлялся безднам.
Н овый мир был тёмным и беззвёздным.
А д молчал. Не слышалось ни стона.
А лой крови робкое биенье,
Х рупких рук испуг и содроганье,
М иру снов досталось в обладанье
А нгела святое отраженье.
Т есно в мире! Пусть живёт, мечтая
О любви, о грусти и о тени,
В сумраке предвечном открывая
А збуку своих же откровений.
Ещё немало блестящих акростихов-посвящений родилось в переписке или было написано такими известными поэтами, как Б. Пастернак, И. Северянин, С. Есенин, И. Гумилев, М. Кузмин, А. Ахматова и др.
ИННА
И что нам слышится с тобой,
Н икто на свете не узнает,
Н е вьюга тешится трубой,
А безголосица сквозная.
Обращение же авторов загадок к форме акростиха определялось, во-первых, познавательным назначением жанра, а, во-вторых, его структурно-композиционными особенностями, состоявшими из двух компонентов: кодирующей части (импликации) и отгадки (экспликации). По авторскому замыслу отгадки в акростихах должны были быть замеченными всяким читателем, так как разгадка была зашифрована по первым буквам и легко читалась:
Д овольно именем известна я своим;
Р авно клянётся плут и непорочный им,
У техой в бедствиях всего бываю боле,
Ж изнь сладостней при мне и в самой лучшей доле.
Б лаженству чистых душ могу служить одна,
А меж злодеями — не быть я создана.
(Автор: Юрий Нелединский-Мелецкий)
Загадки в форме акростиха исключали вариативность в её истолковании и тем самым предполагали однозначность разгадки, что существенно отличало её и от «классической» загадки. Подобная структурная организация текста позволила авторам зашифровать точное слово-отгадку, определив её в кодирующую часть загадки. Примечательным является и тот факт, что данный поэтический эксперимент осуществлялся как молодыми, малоизвестными авторами, так и знаменитыми литераторами. К примеру, они встречались и в творчестве Г. Р. Державина:
Источник фото: Playcast
Читаемое по первым буквам слово обнаруживает смысл произведения. Тем самым традиционное назначение жанра загадки – испытание догадливости и сообразительности читателя, к сожалению, утрачивает свою актуальность, уступая место простому поэтическому эксперименту. И всё же загадки – акростихи и по сей день остаются успешно используются писателями, радуют читателей новым восприятием и прививают любовь к родному языку.
С неба падали пушинки
Н а замёрзшие поля.
Е ль закутали косынкой,
Ж аркой шубой – тополя.
И укрыли дом и площадь
Н еобычным одеялом.
К ак же их зовут? – ты спросишь.
И мя здесь я написала.
(Автор загадки – акростиха для детей И. Семёнова)
Высокой поэзией акростихи за всё время своего существования так и не стали. Зато их практическое применение может иметь широкие перспективы – в сфере поздравлений и рекламы, например. Смотрите, в наши дни акростихи, оказывается, не такая уж и редкость. Взгляните на красиво оформленное поздравление ко дню Св. Валентина в форме акростиха:
Да и в школах учителя знакомят детей с этим удивительным жанром поэзии. Ребята с удовольствием принимают участие на стихотворных конкурсах, сочиняют акростихи, рисуют рисунки и выставляют работы на творческих выставках. Детская увлечённость объясняется тем, что дети глубоко погружаются в игровую стихию, не осознавая, что акростих коварен и придумать его не так уж и легко, но ребёнок с его наивным простодушием ещё больше погружается в процесс творчества и в конце концов – наслаждается результатом!
1) Выдержки из проекта Т. В. Струковой (кандидата филологических наук, старшего преподавателя Орловского государственного института искусств и культуры) “Акростих, шарада и другие разновидности жанра литературной стихотворной загадки в русской поэзии XVIII века” cyberleninka.ru;
2) Загадки. Скороговорки: Любимые стихи. – М.: АСТ – ПРЕСС, 1997. – 368 с.: ил.
Акростих что это такое
Д овольно именем известна я своим;
Р авно клянётся плут и непорочный им;
У техой в бедствиях всего бывало боле;
Ж изнь сладостней при мне и в самой лучшей доле.
Б лаженству чистых душ могу служить одна;
А меж злодеями не быть я создана.
(Нелединский-Мелецкий)
Акростих — литературная форма: стихотворение, в котором некоторые (в норме — первые) буквы каждого стиха составляют осмысленный текст.
От античности и до средних веков выбор этой формы чаще связан с сакральными мотивами (читается имя Христа, Девы Марии и т. п.), или с обращением поэта (к своему покровителю, собрату по перу), или с подписью, встроенным в первый столбец букв авторским именем (считается, что именно так использовал акростих его изобретатель, древнегреческий поэт и драматург Эпихарм; у истоков русского акростиха также стоят акростишные подписи жившего в XVII веке иеромонаха Германа, занимавшегося переложением псалмов: например, его переложение 140-го псалма показывает по первым буквам фразу «Герман монах моляся писах»). В функциональном отношении этим трём случаям соответствуют три типа акростиха:
Еще один тип акростиха — алфавитный акростих, при котором каждый первые буквы стихов или строф образуют алфавитную последовательность. Примером такого акростиха является ветхозаветный Плач Иеремии, первые четыре песни которого состоят каждая из 22 строф, причем каждая строфа начинается с новой буквы, в последовательном порядке еврейского алфавита.
Формальными разновидностями акростиха можно считать более редкие телестих и месостих, в которых дополнительный текст читается не по первым, а соответственно по последним и по средним буквам стихотворной строки. В XX веке был опробован ряд усложнений формы, начиная с двойных и тройных акростихов (первые, третьи и пятые буквы в каждом стихе), встречающихся в поэтической переписке Михаила Лозинского и Липскерова. Крупнейшим современным мастером русского акростиха является Валентин Загорянский, в чьих стихотворениях (автор называет их акрограммами) дополнительный текст может читаться сразу во многих направлениях (по первым, последним и средним буквам, обеим диагоналям и т. п.).
Изредка аналогичная акростиху форма встречается и в прозе: так, известен относящийся к самому началу XX века фельетон Александра Амфитеатрова, в котором антиправительственный лозунг читался по первым буквам слов. Последний абзац англоязычного рассказа Владимира Набокова «Сёстры Вейн» также организован таким образом: первые буквы всех слов выстраиваются во фразу, представляющую собой ключ к рассказанной в основном тексте истории. В этих случаях, однако, правомернее рассматривать такое проявление акронимии не как самостоятельную форму, а как литературнвй прием, поскольку речь идёт об организации лишь определённого фрагмента текста, а не произведения целиком.
А нгел лёг у края небосклона,
Н аклоняясь, удивлялся безднам.
Н овый мир был тёмным и беззвёздным.
А д молчал. Не слышалось ни стона.
А лой крови робкое биенье,
Х рупких рук испуг и содроганье,
М иру снов досталось в обладанье
А нгела святое отраженье.
Т есно в мире! Пусть живёт, мечтая
О любви, о грусти и о тени,
В сумраке предвечном открывая
А збуку своих же откровений.
Н.Гумилёв