Аксамит что это такое
Аксамит
Аксами́т (от греч. εξα — шесть + μιτος — нить) — устаревшее название плотной ворсистой, часто узорчатой ткани из шёлка и золотой или серебряной нити, напоминающей бархат. Чтобы выдержать тяжесть металлических нитей, ткань формировали из шести нитей — двух основных и четырёх уточных, отсюда и греческое название. Узор на ткани делали с помощью кручёной золотой или серебряной нити.
Аксамитом также может называться особая пелена из чёрной бархатной материи, на которую нашивали белый крест с эмблемами смерти: адамовой головой и перекрещёнными костями. Этот аксамит несли перед гробом четверо братчиков (полноправные члены деревенской общины), держась за углы.
Примечания
Литература
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Аксамит» в других словарях:
АКСАМИТ — (греч. axamitos). Шелковая ткань, вроде бархата, упоминаемая в наших летописях и церковных книгах. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АКСАМИТ греч. examitos. Шелковая ткань в роде бархата, упоминаемая… … Словарь иностранных слов русского языка
АКСАМИТ — (от греч. из шести нитей) старинная плотная ворсистая ткань ручной работы из шелка и пряденой золотой или серебряной нити. Аксамит напоминает бархат. Известен на Руси с далекой древности, его ввозили из Византии … Большой Энциклопедический словарь
аксамит — см. оксамитъ. Б. Л. Богородского, Д. С. Лихачева, О. В. Творогова; В. Л. Виноградова. Словарь справочник Слова о полку Игореве : в 6 выпусках / АН СССР. Ин т рус. лит. (Пушкин. Дом); Ин т рус. яз; Л.: Наука. Ленингр. отд ние, 1965 1984 … Словарь-справочник «Слово о полку Игореве»
АКСАМИТ — АКСАМИТ, аксамита, муж. (от греч. hexamitos из шести нитей) (устар.). Бархат, дорогая шелковая ткань. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
АКСАМИТ — нем., ·стар. бархат. Аксамитовый, аксамитный, попадается и поныне в песнях. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
аксамит — сущ., кол во синонимов: 9 • бархат (15) • водосбор (11) • голубки (13) • … Словарь синонимов
АКСАМИТ — см. Раннеспелый, столового назначения. Куст низкий, раскидистый. Стебли слабоветвистые. Облиственность слабая. Лист крупный, среднерассеченный, неопушенный, зеленой окраски, со средним жилкованием. Доли листа крупные, края ровные, конечная доля… … Энциклопедия семян. Овощные культуры
АКСАМИТ — а; м. [от греч. eksamitos из шести нитей]. Вид старинного плотного узорчатого бархата. ◁ Аксамитный, ая, ое. Аксамитовый, ая, ое. А ая ткань. * * * АКСАМИТ АКСАМИТ (от греч. из шести нитей), старинная плотная ворсистая ткань ручной работы из… … Энциклопедический словарь
Аксамит — (нем.) старинное название бархата, бархатной или атласной парчи; в 15 в. на Руси лаволок с золотыми узорами, из которого шилась нарядная одежда; в 18 в. ткань употреблялась для украшений. (Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997) * * *… … Энциклопедия моды и одежды
Ткань аксамит: роскошь Византии в наше время
Аксамитами называли все тяжелые плотные ткани, выполненные из шелка и дополненные вышитым золотыми или серебряными нитями орнаментом. Относятся к роду парчовых. Они могут быть гладкими, ворсистыми или петельчатыми, но обязательно ткутся из двух основных и четырех уточных нитей, откуда и происходит такое название: hex на греческом означает «шесть», mitos — «нити», вместе hexamitos — «шестинитка». Этот способ переплетения позволяет выдерживать металлические нити.
История Аксамита
Такой материал появился еще в древние времена, тогда производство было ручным, использовались исключительно натуральные волокна. В Византии до 10 века была монополия на производство аксамитовых тканей, также их запрещали вывозить. С 11-12 веков их стали продавать, но в ограниченном количестве. В Древнюю Русь они попали через Польшу в качестве даров.
Вместе с арабским владычеством этот роскошный материал распространился по всей средиземноморской Европе. Знаменитыми стали и венецианские аксамиты с драгоценной металлической нитью.
На изготовление метра такого материала уходило несколько месяцев, поэтому он был дорогим и использовался для пошива одежды царских особ и духовенства, князей и бояр и убранства дворцовых комнат. Говоря о стоимости аксамитов, вполне применимо выражение «цена на вес золота».
На Руси ткань пользовалась популярностью вплоть до 18 века, затем интерес к ней угас и временно возродился в конце 19 столетия. Тогда было приказано изготовить аксамит для церемоний коронования Николая II. Торгово-промышленный дом «А. и В. Сапожниковы» (Москва) являлся лучшей мануфактурой того времени. Они соткали прекрасный петельчатый аксамит, из которого сшили одежды для иерархов православной церкви, принимавших участие в церемонии. На нем были изображения двуглавых орлов. До этого в России такую ткань лишь имитировали.
Виды и особенности производства
Существует два вида аксамитов: византийский и венецианский (итальянский, флорентийский).
Византийский
Ткачество в Византии было хорошо развито еще в 5-6 веках. Там ткали двустороннее полотно сложносаржевого переплетения. Его особенностью было наличие двух основ. Одна основа переплетается с утком лица и изнанки и создает структуру ткани. Вторая же основа не переплеталась с утками, а свободно лежала между ними. Она делала ткань более прочной и тяжелой.
Такие ткани не содержали золотые нити, но были украшены вышивкой с изображениями животных, растений, ангелов и святых.
Венецианский
С 15 века популярность приобрели дорогие шелковые аксамиты, произведенные лучшими мастерами Флоренции и Венеции (к тому времени византийский шелк уже не производили). Характерной чертой этих полотен было наличие рельефного орнамента из золотой или серебряной нити.
Гладкой основой (землей) был плотный шелк, скреплявший три сквозных утка:
- толстый пучок из нескольких десятков невыделанных нитей шелка-полусырца. Он образует вместе с основой плотную ткань саржевого переплетения; тонкие нити желтого шелка. Служит фоном для третьего; третий — нити пряденого золота (очень тонкие шелковые или льняные нити, обвитые золотой проволокой).
Орнамент мог быть плоским или петельчатым. Считалось, что чем он объемнее, тем роскошнее и богаче ткань. Петельчатый узор создавался при помощи гладкого скользящего прута (булавки, спицы). Сначала прут оплетался драгоценной нитью, а когда ряд был закончен, вытаскивался, и оставался объемный узор. Чаще всего объемным (петельчатым) был только контур. Над созданием узоров трудились лучшие художники. Основа могла быть любого цвета, но в основном это были зеленый, темно-красный или желтый. Преобладали растительные и животные орнаменты: крупные цветы и листья, львы, грифоны, геральдические элементы.
Свойства
Главным достоинством аксамита, безусловно, является его красота и оригинальность, особенно, если на нем присутствует рельефный золотой узор, создающий неповторимую игру светотени.
Основные характеристики ткани:
- прочность. Саржевое переплетение обеспечивает аксамиту очень высокую степень прочности на разрыв; износостойкость и долговечность. Аксамит — ткань, практически не поддающаяся истиранию благодаря наличию ворса. До наших дней сохранились многочисленные наряды 15 и 17 веков. Они хранятся в музеях и все так же прекрасны; большой вес. Весили изделия из этого материала очень много. Иногда их было тяжело даже поднять; жесткость и одновременно гибкость. Ткань позволяла кроить и шить одежду и головные уборы, при этом хорошо держала форму, не сминалась и не образовывала подвижные складки, благодаря чему такая одежда считалась символом величия и твердости.
Применение
- Из аксамита шили церковные убранства для духовенства, одежду для царских особ, великих князей и знатных бояр. В царских покоях и в казне всегда хранилось несколько готовых одежд из этого материала, для того чтобы их можно было надевать во время торжественных церемоний. Также одежду из аксамита шили для послов и других важных людей, представлявших страну в чужих землях.
В наше время ткут имитацию аксамита. Используются натуральный или искусственный шелк и нити, имитирующие золотые. Из таких тканей шьют дорогие портьеры для роскошных интерьеров особняков, музеев и театров.
Аксамит — ткань с богатой историей и настоящее произведение искусства, признанное во всем мире.
Значение слова «аксамит»
[От греч. ‛εξάμιτος — из шести нитей]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
В более широком смысле слова аксамит — любая драгоценная ткань. Упоминается в «Слове о полку Игореве», романе А. К. Толстого «Князь Серебряный».
Аксамитом называли также особую пелену из чёрной бархатной материи, на которую нашивали белый крест с эмблемами смерти: адамовой головой и перекрещёнными костями. Этот аксамит несли перед гробом четверо братчиков (полноправные члены деревенской общины), держась за углы.
АКСАМИ’Т, а, м. [от греч. hexamitos — из шести нитей] (устар.). Бархат, дорогая шелковая ткань.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
аксами́т
1. истор. ткань ручной работы из шёлка и золотых и серебряных нитей ◆ Они заменили парчовые доломаны летними кунтушами из белого аксамита с серебряным шитьём и собольею опушкой. Эта одежда была ещё красивее и богаче двух первых. А. К. Толстой, «Князь Серебряный», 1861 г. ◆ …аксамит тяжёлый / Коробится лубком на их плечах! А. Н. Островский, «Василиса Мелентьева», 1867 г.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова заневеститься (глагол), заневестилась:
nickfilin
Исторические записки
Аксамит (от греч. εξα — шесть + μιτος — нить) – а) в древней Руси до XV века, самый дорогой сорт многоцветного византийского шелка, производимый на основе саржевого (диагонального) плетения в шесть нитей (2 нити основы – 4 цветных нити утка). б) В XV-XVII веках – получившие это имя дорогие итальянские шелка, вытканные золотыми и серебряными нитями, украшенные сложным растительным узором из золотого и серебряного ворса (петельчатый аксамит).
а) Византийские аксамиты
Аксамиты известны на Руси не позднее XII века. Этот редкий вид ткани служил для убранства храмовых и дворцовых зал, покровов гробниц, изготовления парадной одежды.
На Руси такие ткани были редки. Производство аксамитов в Византии было монополией государства. В X веке вывоз их был запрещен, а в XI-XII вв. они вывозились в ограниченных масштабах. Одним из важных источников поступления этих дорогих тканей на Русь были посольские подарки. Так под 1164 г. Ипатьевская летопись сообщает: «и присла цесарь дары многы Ростиславу: оксамиты и паволокы, и вся узорочь разноличная».
В XII веке парадные одеяния из аксамитов использовались не только князьями, но и боярством. Так в Лаврентьевской летописи под 1175 г. убийцу Андрея Боголюбского, ключника Амбала, упрекают в том, что стараниями убитого им господина, наряжен был в аксамиты:
«И рече Амбалъ: Иди прочь, мы хочем выверечи псомъ [выбросить тело князя Андрея псам – Н.Ф.]. И рече Кузмище: О еретиче, уже псомъ выверечи. Помнишь ли, жидовине, въ которыхъ порътѣхъ пришелъ бяшеть [язычник, в какой одежде пришел – Н.Ф.]? Ты нынѣ в оксамитѣ стоиши, а князь нагъ лежить».
Рис. Благовещение. Аксамит. Византия. 7-8 век.
О них известно автору «Слова о полку Игореве», как о дорогой ткани, захваченной у половцев: «помчаша (русичи) красныя девкы Половецкыя, а съ ними злато, и паволокы, и драгыя оксамиты».
При изготовлении аксамитов использовалась сложносаржевая техника. В отличие от обычного, полотняного плетения, когда уток и основа пересекаются через раз (рис. а), и простой саржевой техникой, когда основные и уточные перекрытия располагаются со сдвигом на одну нить и образуют на поверхности ткани диагональные полосы (рис. б), в Византии уже в V—VI вв. приступили к выработке плотных двусторонних материй сложносаржевого переплетения. Характерной особенностью этого сорта тканей (рис. в) является наличие двух основ, из которых одна, коренная, создает структуру ткани, переплетаясь как с лицевым, так и с изнаночным утком, а вторая, внутренняя, не участвует в переплетении и свободно лежит между двумя утками: назначение ее состоит главным образом в том, чтобы уплотнить ткань, сделать ее более тяжелой и прочной.
То что византийские аксамиты, поставлявшиеся в Древнюю Русь не имели вид парчи (сплошь шитой золотом ткани) показывают как исследования византийских образцов (золотая нить в утке отсутствует, золотые кайма и узоры представлены вышивкой), так и описания аксамитов, сохранившиеся в древнерусских источниках. Так в духовной грамоте 1486 г. князя Михаила Верейского перечисляются аксамиты разных цветов: «аксамит синь, аксамит черн, аксамит зелен, аксамит червчат».
Византийские аксамиты в большинстве своем представлены тканями с узорами и рисунками. Значительную часть их составляли ткани со звериными рисунками. Главные мотивы звериных рисунков заимствованы видимо из Персии; таковы: грифы, львы, орлы, расположенные или в одиночку, или попарно, на сплошном фоне или в кругах с растительным орнаментом. Встречаются также изображения Богородицы, ангелов, святых и цветов (лилий).
Сохранившиеся образцы аксамита этого времени из Древней Руси представлены к сожалению истлевшими фрагментами ткани их кладов и гробниц.
б) Итальянские аксамиты
После гибели Византии и прекращения там производства шелка, в XV веке название аксамит перешло на дорогие шелка, изготовление которых было налажено во Флоренции, Венеции и других городах Италии. Так уже в 1437 году, например, инок Симеон Суздальский, в своем описании путешествия в Италию, между прочим замечает, что во Флоренции «делают камки и аксамиты со златом» (Сахаров. Путешествия русских людей. Спб., 1839, ч. II, cтр. 5).
Рис. Петельчатый аксамит. Фрагмент петельчатого рисунка. Фелонь из петельчатого аксамита. Начало XVII века
В отличие от византийских, итальянские аксамиты ткались с использованием золотых и серебряных нитей. Основу ткани составлял цветной шелк темно-красного, зеленого или желтого цвета. По ней саржевым (диагональным) плетением накладывались утки желтого цвета, которые служили фоном идущему вслед за ними утку с пряденой золотной нитью (т.е. металлической уплощенной проволокой, перевитой с шелковой ниткой). Так готовился золотистый гладкий фон (земля) с плоскими травными узорами.
Важнейшие рельефные части узора (цветы, короны, венцы, вазоны, листья) создавались из золотого или серебряного петельчатого ворса (петельчатый аксамит). При изготовлении петельчатого аксамита в плетение с золотной или серебряной нитью вставлялась булавка. Когда ряд петель закончен, ее вытаскивали, оставляя незатянутые петли. Выделка такого сорта аксамита требовала от ткача фантастической виртуозности и мастерства. Говорили: «Без матери младенца не утешишь, без мастера аксамит не уложишь» (пословица XVII в.).
Получалась тяжелая, негнущаяся и чрезвычайно дорогая ткань, употреблялась в основном для нужд царского двора и высшего духовенства. Выражение «на вес золота», применительно к старинным аксамитам можно понимать буквально, так дорог был материал, из которого их ткали – шелк и драгоценные металлы. Так, например, саккос (верхнее архиерейское богослужебное облачение) патриарха Никона, шитый в 1654 г. из петельчатого итальянского аксамита из-за тяжести ткани и нашитых на нее золотых пластинок и драгоценного камня весил 24 килограмма и стоил, по словам Павла Алеппского 30 000 динаров.
Набольшее распространение изделия из итальянского аксамита получают в России в XVII веке. В это время их убранство достигает наибольшей пышности. В XVIII веке употребление их постепенно сходит на нет.
Оксамит
Аксами́т (от греч. εξα — шесть + μιτος — нить) — устаревшее название плотной ворсистой, часто узорчатой ткани из шёлка и золотой или серебряной нити, напоминающей бархат. Чтобы выдержать тяжесть металлических нитей, ткань формировали из шести нитей — двух основных и четырех уточных, отсюда и греческое название. Узор на ткани делали с помощью кручёной золотой или серебряной нити.
В более широком смысле слова аксамит — любая драгоценная ткань. Упоминается в «Слове о полку Игореве».
Аксамитом также может называться особая пелена из чёрной бархатной материи, на которую нашивали белый крест с эмблемами смерти: адамовой головой и перекрещенными костями. Этот аксамит несли перед гробом четыре братчика, держась за углы.
Ссылки
Смотреть что такое «Оксамит» в других словарях:
ОКСАМИТ — ОКСАМИТ, аксамит (нем. Sammet) муж., ·стар. рытый бархат. | растение Aquilegia vulg. Оксамитные, товые завесы. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
оксамит — сущ., кол во синонимов: 1 • бархат (15) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
оксамит — см. аксамит … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
оксамит — I у, ч. Тканина з густим коротким ворсом з натурального шовку або штучного волокна. II у, ч., бот. Те саме, що орлики … Український тлумачний словник
оксамит — I [оксами/т] ту, м. (на) т і (тканина) II [оксами/т] ту, м. (на) т і, мн. тие, т іў (рослина) … Орфоепічний словник української мови
оксамит — 1 іменник чоловічого роду тканина оксамит 2 іменник чоловічого роду рослина … Орфографічний словник української мови
оксамит — а, м. Разновидность бархата. ► [Кошевой:] Я знаю, есть между вас такие, что чуть бог пошлет какую корысть, пошли тот же час драть китайку и оксамиты себе на онучи. // Гоголь. Тарас Бульба // … Словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы ХVIII-ХIХ веков
єксамит — оксамит … Лемківський Словничок
оксамитъ — ОКСАМИТ|Ъ (3*), А с. ἑξομιτος Аксамит, драгоценная ткань; одежда из этой ткани: и присла ц҃рь дары многы. Ростиславу ѡксамоты [так!] и паволокы. и всѧ ѹзорочь разнолична˫а. ЛИ ок. 1425, 186 об. (1164); и рече Кузмище ѡ еретиче… помнишь ли… … Словарь древнерусского языка (XI-XIV вв.)
оксамитъ — шелковая ткань с ворсом из серебряных или золотых нитей, аксамит (1): Съ заранія въ пятъкъ потопташа (русские) поганыя плъкы Половецкыя и рассушясь стрѣлами по полю, помчаша красныя дѣвкы Половецкыя, а съ ними злато, и паволокы, и драгыя оксамиты … Словарь-справочник «Слово о полку Игореве»