Аксельбант что это такое
Значение слова «аксельбант»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
аксельба́нт
1. шнур, прикрепляемый к форменной верхней одежде, часто в качестве декоративного элемента, или с целью отображения военного звания или должности ◆ Приятели Печорина, которых число было впрочем не очень велико, были всё молодые люди, которые встречались с ним в обществе, ибо и в то время студенты были почти единственными кавалерами московских красавиц, вздыхавших невольно по эполетам и аксельбантам, не догадываясь, что в наш век эти блестящие вывески утратили свое прежнее значение. М. Ю. Лермонтов, «Княгиня Лиговская», 1838 г. ◆ Я сошью тебе ливрею самую модную, знаешь, этакую, серо-лиловую, с голубыми аксельбантами… Тургенев, «Безденежье», 1846 г. (цитата из НКРЯ) ◆ В это время из подъезда выбежал огромный лакей в ливрейном фраке нараспашку, с аксельбантами и в штиблетах. И. А. Гончаров, «Обломов», 1859 г. ◆ Это был один важный гость, с аксельбантами и вензелем, господин лет не более тридцати, великосветской и какой-то строгой наружности. Ф. М. Достоевский, «Подросток», 1875 г.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: ободраться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Аксельбант
Аксельба́нт (нем. Achselband от Achsel — подмышка и Band — лента, тесьма) — наплечный отличительный предмет в виде золотого, серебряного или цветного нитяного плетёного шнура с металлическими наконечниками. Прикрепляется на правой (реже левой) стороне мундира (кителя), под погоном или эполетом. Принадлежность форменной одежды, прежде всего военной.
Содержание
История
Аксельбант впервые появился в вооружённых силах Западной Европы в середине XVII века. Существует несколько версий происхождения и назначения аксельбанта. Согласно одной из них, аксельбант — это шнур для измерения, а наконечники — карандаши. Согласно другой версии, аксельбанты появились в ходе борьбы Нидерландов против Испании за независимость и означали готовность восставших погибнуть — быть повешенными на носимых ими в знак презрения к поработителям веревках. Существует также версия, что предок аксельбанта появился, когда стрелки, вооружённые фитильными мушкетами, стали носить моток фитиля, обернув его через плечо.
В вооружённых силах ряда стран аксельбант является принадлежностью парадной военнной формы и знаком различия военнослужащих.
В вооружённых силах России
Российская империя
Аксельбант офицерских мундиров был позолоченный или посеребрённый, солдатских — нитяной.
В вооружённых силах XIX — начала XX века аксельбант был принадлежностью формы одежды генералов, флигель-адъютантов, офицеров Генерального штаба, адъютантов всех родов войск.
При изменении военной формы одежды в Вооружённых силах СССР с 16 февраля 1971 года были вновь введены аксельбанты для личного состава рот почётного караула и сводного оркестра Московского гарнизона.
а) Для офицеров аксельбант — плетёный шнур с двумя металлическими наконечниками и петлями. Шнур и наконечники золотистого цвета. Аксельбант прикрепляется тканевым хлястиком на правом плече под погоном. Плетёные концы аксельбанта пристегиваются нитяными петлями на пуговицы, пришитые под правым лацканом мундира или тужурки; при этом передний (короткий) конец аксельбанта пристегивается на нижнюю пуговицу, а задний (длинный) конец — на верхнюю пуговицу. На шинели передний конец аксельбанта пристегивается на третью, а задний — на вторую сверху бортовые пуговицы.
б) Для сержантов, старшин, солдат и матросов аксельбант — плетёный шнур с металлическим наконечником и петлями. Шнур серебристого, наконечник золотистого цвета. Аксельбант прикрепляется тканевым хлястиком на правом плече под погоном. Плетёный конец аксельбанта пристегивается нитяной петлей на пуговицу, пришитую под правым лацканом мундира, на вторую сверху пуговицу шинели и на верхнюю форменную пуговицу под правым лацканом куртки летней.
— Приложение к приказу Министра обороны СССР 16 февраля 1971 года № 29 «Об изменении особой парадной формы одежды для личного состава рот почётного караула» [1]
В том же году аксельбанты носили военнослужащие — участники военного парада в Москве в честь годовщины Великой Октябрьской социалистической революции. С тех же пор увольняемые в запас военнослужащие срочной службы стали самовольно украшать свою форму одежды самодельными («дембельскими») аксельбантами. На этот счёт последовало специальное указание:
— Приложение № 1 к приказу Министра обороны СССР 1988 г. № 250
Российская Федерация
В Вооруженных Силах России аксельбант является принадлежностью парадной формы одежды личного состава почётного караула, парадной формы одежды парадных расчётов.
В вооружённых силах иностранных государств
Великобритания
В вооруженных силах установлены четыре класса аксельбантов:
«Мотошвейные войска»: кто и зачем придумал аксельбант
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Первоначально аксельбант являлся элементом гражданского и военного платья, которое носили в XVI веке представители знатного сословия. Он представлял собой небольшие веревочки для стягивания вместе швов на одежде. Наиболее распространённая версия сводится к тому, что в качестве знака различия аксельбант развился в XVII веке во время Нидерландской революции, когда Голландия начала национально-освободительную борьбу от испанского владычества. Именно тогда проявившие себя с лучшей стороны солдаты стали отмечаться новым знаком различия.
Военным новый атрибут одежды пришелся по вкусу и постепенно аксельбант проникает во все большее количество стран. В первую очередь носить его начинают в офицерской среде в качестве знака различия и элемента парадной формы. В Российскую Империю аксельбант добрался в 1762 году. Солдатам мушкетерских и гренадерских батальонов полагались украшения, выполненные из простых ниток. Офицерам этих же подразделений полагалось носить посеребренные и позолоченные аксельбанты.
В первой половине XIX века аксельбант в Российской Империи полагалось носить только генералам, флигелям, адъютантам, а также прочим офицерам при условии, что они несли службу при Генеральном штабе. После революции 1917 года аксельбант был упразднен из воинской формы, как элемент царской и белой армии.
Вернулся в Советский Союз данный аксессуар 16 февраля 1971 года. Тогда было учреждено несколько видов аксельбанта для солдатского и сержантского состава, офицерского состава, а также для почетного караула и военного оркестра. Тогда же в солдатской среде родилась мода и традиция самостоятельно изготавливать «дембельские» аксельбанты по поводу увольнения со срочной службы в запас.
В Российской Федерации ситуация с аксельбантом не изменилась, и он успешно используется с парадной формой также, как и во времена СССР.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Аксельбант – откуда пошел?
Россия. XVIII век. Летняя легкость Зимнего дворца. Александрийский столп, словно ножка циркуля, еще не очерчивает полукружье Генштаба. Замкнутый полукруг?! И одновременно настежь. Распахнут всем ветрам, в том числе и западным.
Лихая рота вышагивает слегка вразвалку, даже несколько рисуясь, по Дворцовому мосту. Идут быстро, однако не в ногу — русские инженеры знали уже тогда о роковой динамической нагрузке. Ружья, руки, каски и белизна витков на правом плече. Не погон, не эполет, а многократно закрученный эдакими завитками кондитера светлый шнур. Косичка шнура вьется по плечу и вдруг у самого рукава расслаивается на несколько шнуров, раздваивается, расстраивается и летит вниз к поясу металлическим наконечником. Шнуры легкие, тонкие, их обдувает, ласкает капризный переменчивый невский ветерок. Путь держит провиантская рота. Время действия — 62 год XVIII века. Рота проходит, вызывая удивление новой амуницией.
Новое понятие: аксельбант
Игривое, непонятно-красивое слово. А по-русски — оплечье, наплечье. Так толкует толковый Даль. Слово в лексиконе, а оплечье — на плече. Утверждается Петром Третьим. И сразу пользуется успехом. У него, у солдат, офицеров и, конечно, у милых девиц и дам, заполняющих улицы молодого и молодцеватого русского града.
Птичка оплечья легко перелетает на широкие плечи гренадерских батальонов и полевых русских мушкетеров Не остаются в долгу драгуны и кирасиры. Птичка “чистит перышки”, расцвечивается, становится золотой, серебряной и даже трехцветной — белой с нитями — оранжевой и черной. И вот “венок Екатерины” падает на правые плечи лейб-гренадеров. Им, и только им пожаловано “преимущество пред прочими полками”. Золотое оплечье господам офицерам и гарусное, а по-простому, нитяное — нижним чинам. Отпускается и сумма на заведение и обзаведение ежегодно. Сумма по тем временам немалая — три тысячи золотом.
Пятнадцать лет проходит после екатерининской привилегии, и оплечье аксельбант перекочевывает на плечи солдат и офицеров лейб-гвардии Егерского полка и конной артиллерии. Уютно размешается оплечье, захватывая петлями вторую и третью пуговицы мундира на груди рядовых легкоконного полка. Это так называемые шволежеры Польского корпуса, который находится на русской службе. И наконец, нависает маленькой скромной петлей над плечом унтер-офицеров драгунского, да еще к тому же и герцога д’Ангиен полка.
Однако цепкая память Павла (ли?) отвергает екатерининские привилегии — и лейб-гренадеры без аксельбантов. Сначала солдаты, а следом за ними и офицеры…
Ношение аксельбантов становится уже не только привилегией, а особой привилегией. В числе счастливцев штаб- и обер-офицеры-академики, то есть окончившие с отличием академию генштаба. В число “носителей” включены адъютанты. Аксельбант подстраивается под цвет пуговиц мундира. Медный ряд пуговиц — и аксельбант золотой. Серебристо-белый — и аксельбант мерцает серебром шитья.
Как ни красиво золото и серебро аксельбантов, однако живописные атаки русских мундиров быстро гасит японский пулеметчик цвета хаки. Ближе к земле. Слиться с ней цветом. Распластаться, чтобы не раствориться в небытии. Уроки впрок. В девятом году XX века вслед за походной одеждой защитного цвета робко появляется шерстяной защитный полуаксельбант. Но в городах России, в глубине, вдали от границ аксельбанты расцветают радугой. Здесь и красные витые шнуры соло аксельбанта. А под погоном. К тому же он разделен на передний и задний плетни с петлями. Конец переднего плетня замедляет свой бег у второй пуговицы мундира, а задний плетень — у третьей. Шнур красиво провисает под правым рукавом. Германский же фасон начала XX века и описать трудно. И волны двух плетней перекатываются на увешанной орденами груди, и витки шнуров, захваченных премудрой петлей. Ведь тот же аксельбант был в Пруссии значительно скромнее — как шнур, завязанный на “бантик”. Две петли и два конца с наконечниками. Примерно такой же украшал и русские плечи.
Изобретение
Но кто же, однако, его изобрел, как и в связи с чем появился этот удивительный и загадочный шнур? Версий много. Аксель — плечо. Банд — лента, бант. Гравюра Франции — немые соглядатаи эпохи. XVII век — середина, конец. И действительно, яркие наплечные банты украшают придворные камзолы. У голландцев тех лет они напоминают незатянутую петлю за спиной, у плеча.
И это все? Нет, а слухи… Их ведь тоже можно иногда принимать в расчет. Правда, с известными оговорками. Итак, еще предположение веревки на плече носили в древности кавалеристы. Это были так называемые фуражные веревки. Были и наконечники — служили для чистки затравок. А есть и такое объяснение. Аксельбант происходит от старинных плечевых ремешков, или так называемых буф. Они нашивались во время Тридцатилетней войны. А цель? Для придержания широких плечевых портупей.
И кажется, самое романтическое предположение восходит ко временам герцога Альбы. Альба, герцог Альба, удивительно похож на Дон-Кихота. Причем это не причуды одного художника. На всех гравюрах, живописных портретах, картинах — он “рыцарь Печального Образа”. Кстати, в прямом смысле печального. Оставляет на себе тяжелую память. И особенно в Голландии, иначе говоря — в Нидерландах. Интересно, что одна из версий появления аксельбантов связана, правда косвенно, с жестоким герцогом.
Итак, середина 60-х годов XVI века. Резня, виселицы в Голландии. Глухие заговоры, предвестники мятежей, сотрясают страну. А тут еще полк валлонов (до того находился на службе испанского короля) переходит к противнику (читай голландцам) в полном составе. Бунт.
Однако, прежде чем рассказать о том, как реагировал на все это Альба, следует упомянуть о валлонах. Итак, валлонская гвардия. Кому служила и под чьими знаменами воевала? Так называется в XVIII веке лейб-гвардия короля, офицеры которой принадлежат к самым знатным фамилиям страны. Кроме гвардии валлонцы служили еще в других полках Испании и Неаполя. Итог — в 1822 году гвардия распущена.
Вернемся к рассерженному герцогу
Альба узнает о бунте и тотчас, гонимый яростью мщения, отправляет письмо командиру перешедшего к голландцам полка. Расточает громы и молнии. Сообщает, что непременно повесит каждого чина полка как бесчестного вора. Если, конечно, возьмет в плен.
Полковник еще раз удостоверяется в крепости духа своих подчиненных и отвечает герцогу следующее: “Чтобы испанцам не пришлось бы много хлопотать, то каждый чин полка будет иметь при себе и веревку, и гвоздь”. Итак, конец цитаты и начало рождения новой формы. Валлоны тем временем с большим торжеством навешивают себе на шею веревку и гвоздь. Солдаты полка удивительно храбры в бою. А кроме того, они не могут, не должны попадать в плен. Приказ Альбы еще в силе. Но все проходит. Кончается и война. А привычка остается. Привычка носить веревку у правого плеча. Носить и гордиться, с шуткой вспоминая жестокий приказ Альбы и бунт, произошедший в полку, — “аксель-бунт”.
Аксельбант – символ висельной веревки и дембельского шика
Сегодня парадная форма российских военнослужащих почти не обходится без такой детали, как аксельбант. А ведь когда-то этот предмет военного гардероба ассоциировался исключительно с царской армией. Хотя и в армии советской он тоже был в почете. Особенно у дембелей из ВДВ.
В переводе с немецкого слово «аксельбант» составлено из двух: Achsel – «плечо», Band – «лента, тесьма». В общем, все понятно – «тесьма, спускающаяся с плеча». Но история этого предмета военного гардероба гораздо более интересная.
Говоря о происхождении аксельбанта, историки обычно приводят две версии. Как гласит первая, в XVI веке жители Нидерландов всеми силами пытались добиться независимости от испанской короны и часто устраивали восстания. Обычно они заканчивались виселицей для бунтовщиков. Но голландцев было не сломить. В качестве знака презрения к висельной веревке они стали носить ее копию на своем плече. Другая версия утверждает, что во времена Тридцатилетней войны (1618-1648) офицеры носили плечевые ремешки для фиксации портупеи. В какой-то момент вместо ремешков стали использовать плетеный шнур. Тот так удачно дополнил мундир, что и без портупеи смотрелся прекрасно.
Не стоит сбрасывать со счетов и версию случайного появления плетеной тесьмы на мундире. Например, некий мушкетер решил, что в бою ему не помешает дополнительный мушкетный фитиль, и подвязал его веревкой к плечу. Хорошему примеру могли последовать и другие солдаты, а затем и офицеры.
Впрочем, не исключено, что плетеная тесьма на мундире появилась не в одной стране, а в разных одновременно, и выполняла различные функции – от чисто утилитарных до декоративных. Свидетельство тому – мундиры европейских армий. Например, английские офицеры середины XVIII века носили наплечный шнур для обозначения воинского чина, а также – определенного рода войск или принадлежности к особым частям. С аналогичными функциями применялся аксельбант и во французской армии. В 1762 году в качестве поощрения французские драгуны в довесок к зеленым мундирам получили и аксельбанты на правое плечо. Но в 1779 году этот аксессуар у них отобрали, зато пожаловали его вновь сформированным полкам легкой кавалерии. Спустя девять лет эти полки стали конно-егерскими, а их офицеры уже не могли носить аксельбант. Зато их коллеги в линейной кавалерии продолжали оставаться с ним на мундире.
В Пруссии аксельбант носили драгуны, а в пехотных частях им украшали мундир только военнослужащие элитных полков – гвардейских или тех, где шефами были именитые генералы либо члены королевской семьи. Впрочем, и здесь были исключения. Так, 18-й пеший полк в качестве шефа имел наследника прусского трона – принца Фридриха Вильгельма, а вот его офицеры аксельбантов не носили.
Разумеется, когда российский император Петр I решил строить армию и флот по европейскому образцу, то не обошел вниманием и европейский мундир. Сохранились свидетельства того, что уже в 1718 году с аксельбантами щеголяли драгунские корнеты, перевозившие полковые знамена. Однако постоянное место на русском офицерском мундире аксельбанты займут много позднее.
Из Пруссии в Россию
После того как на престол взошел внук Петра Великого – Петр III, в русской армии начались реформы на прусский манер. Именно этот монарх ввел для полевых мушкетерских и гренадерских батальонов обязательные аксельбанты. Носить их следовало на правом плече и офицерам, и солдатам. Причем в зависимости от пуговиц кафтана выбирался и цвет аксельбанта – желтый или белый. Офицерам же полагался золотой или серебряный цвет. Длиной чуть более полуметра, аксельбант состоял из трех петель, банта и двух концов с оловянными или медными наконечниками. Одной петлей аксельбант цеплялся за пуговицу на правом плече под воротником, а другой крепился на груди. Немногим позже аксельбантом были награждены гвардейская пехота и голштинские «полки» Петра III, а затем его недолгому царствованию пришел конец.
Супруга почившего монарха, Екатерина II, хоть и была немкой, но про аксельбант вспомнила лишь через 15 лет после воцарения. Высочайшим указом от 7 мая 1778 года императрица пожаловала аксельбанты офицерам (золотые) и нижним чинам (желтые нитяные) лейб-гренадерского полка, как отличившимся в войне с Турцией. Правда, длина аксессуара уменьшилась, а носить его нужно было спущенным вниз по руке.
«Потемкинская» реформа обмундирования затронула и аксельбант, теперь его концы застегивались на пуговицах лацканов. Именно в екатерининскую эпоху сформировался культ ношения аксельбанта на русском мундире. Аксессуар подчеркивал не только заслуги полка, но и его специальный статус или воинское положение конкретного офицера. Например, с июля 1764 года генеральским адъютантам, а равно и адъютантам Генерального штаба было положено иметь на мундире золотой аксельбант. Старшим, или как тогда именовали, генеральс-адъютантам, предписывалось носить аксельбант на правом плече, младшим (флигель-адъютантам) – на левом. Адъютанты кавалерийских генералов независимо от мундира носили золотой аксельбант всегда на правом плече. Аксельбанты останутся неизменным атрибутом на правой стороне мундира адъютантов вплоть до 1918 года.
В конце XVIII века для офицеров Генерального штаба предполагалось назначить аксельбант еще одним атрибутом, указывавшим на воинскую должность. 6 апреля 1771 года при Генштабе был сформирован отряд сопровождающих колонн – 10 сержантов и 50 каптенармусов, которые носили аксельбант из «серебра» с зеленым шелком. Имелись и другие части и подразделения, носившие аксельбант.
Стоит отметить, что в царской армии аксельбанты носили не только офицеры Генштаба или государь-император, но и военные чины тыловых и хозяйственных подразделений. Такая «нелогичность» объяснялась как раз просто. Военнослужащие полков, которые имели возможность заслужить боевые награды, и без того имели их на груди. Например, гвардейский мундир и без аксельбанта пользовался большим уважением. В то время как для «небоевых» офицеров аксельбант немного компенсировал этот разрыв в восприятии.
После Октябрьской революции большевики сформировали Рабоче-крестьянскую Красную армию, где поначалу не было ни погон, ни чинов, а уж про аксельбанты и говорить нечего. Этот предмет считался уделом белогвардейских офицеров или «золотопогонников». Поэтому, даже когда в 1943 году в РККА вернули звания и погоны, об аксельбанте и не вспомнили.
Однако традиции русского офицерства понемногу брали свое. Сначала Красная армия была переименована в Советскую, а затем стали возвращаться и другие символы. Так, 16 февраля 1971 года была изменена воинская форма одежды для Вооруженных сил СССР, и в числе прочего вновь были введены аксельбанты для военнослужащих рот почетного караула и сводного оркестра Московского гарнизона. Офицерам полагался аксельбант с плетеным шнуром и двумя металлическими наконечниками и петлями. Шнур с наконечниками был золотистого цвета и цеплялся хлястиком на правом плече под погоном. Другие его концы крепились нитяными петлями на пуговицы, пришитые под правым лацканом мундира. Для солдат и матросов, сержантов и старшин аксельбант полагался с одним наконечником и серебристого цвета. Помимо военнослужащих рот почетного караула аксельбантами снабдили всех участников военного парада в Москве 1971 года в честь годовщины Октябрьской революции.
Именно после этих событий в армейской среде появилась мода на самодельные аксельбанты. Конечно, Уставом не подразумевалось ношение этого аксессуара другим частями, кроме рот почетного караула, но солдатам, демобилизуемым на «гражданку», на это было плевать. Первыми мастерами в изготовлении таких аксельбантов прослыли десантники. Именно в их частях можно было легко достать отслужившее свое стропы от парашюта Д-6, которые служили материалом для плетения аксельбанта. Единого стандарта «дембельского» аксельбанта никогда не существовало, но в каждой части имелось несколько его форм плетения. Крепился самопальный аксессуар на плече с помощью офицерской кокарды или посредством сплетенной из того шнура розетки. Уже в постсоветское время аксельбанты имели три косы, которые дембеля красили в цвет российского флага. Из-за неумной тяги к украшению такими «плетенками» дембельской формы, представителей любого рода войск стали относить к «мотошвейным» войскам.