Акселератор что это такое в бизнесе
Стартап акселераторы: что это, плюсы и минусы, кому подходят
Для растущего стартапа принятие в акселератор – огромное достижение. Эти программы предоставляют молодым стартапам возможности для финансирования и наставничества. Они создают новые команды в процветающей экосистеме стартапов, окруженные возможностями для обучения и другими новаторами.
В этом руководстве мы обсудим, что такое акселератор стартапов, как он работает и как определить, подходит ли он для вашего бизнеса.
Что такое акселераторы стартапов?
Акселератор стартапов – это краткосрочная программа роста (обычно занимает нескольких месяцев), которая способствует многолетнему росту. Думайте о них как о тренировочном лагере по вопросам рыночной готовности и инвестиционного развития. Исследования показывают, что выпускники высокорейтинговых программ акселератора быстрее достигли ключевых вех. У акселератора стартапов есть несколько преимуществ, в том числе:
Сколько времени обычно занимают акселераторы стартапов?
У акселераторов есть фиксированная продолжительность. Во время программы стартапы проводят время, сосредоточенное только на компании, и каждая программа уникальна.
Как работает процесс подачи заявки?
В топ-программы бизнес-акселераторов сложно попасть. Лучшие программы принимают менее 5% поступающих. У большинства из них есть особый набор требований, которые различаются в зависимости от программы.
Процесс подачи заявки требует много исследований и подготовки. Компании обычно получают решение быстро, а некоторые программы принимают решение через несколько часов после собеседования. У каждого акселератора будет свой процесс проверки. Обычно они выполняют три шага:
Плюсы акселераторов стартапов
Регистрация в акселераторе стартапов имеет несколько преимуществ. Они выгодны тем, что могут предложить вашему стартапу:
Инвестиционный капитал
Еще одно важное преимущество использования программы акселератора – доступ к венчурному капиталу. Участники акселератора получают инвесторов несколькими способами:
Минусы акселераторов стартапов
Прежде чем принять решение об участии, подумайте, соответствует ли программа целям вашей команды. У использования акселератора стартапов есть несколько недостатков, в том числе:
Кого ищут акселераторы стартапов?
Программы-акселераторы имеют узкую направленность. Они ищут небольшие, недавно созданные компании с небольшим количеством инвесторов и потенциалом быстрого роста. Некоторым нужны стартапы в определенном секторе, например EdTech или AgTech. Вот некоторые из наиболее распространенных требований:
Подходит ли программа акселератора стартапов для вашего бизнеса?
Некоторые компании предпочитают расти медленно и не нуждаются в венчурном капитале для этого. В этом случае акселераторы не всегда нужны. Для бизнеса, нуждающегося в экспертном руководстве, финансировании и росте, акселератор стартапов – отличный вариант. Программа акселератора может быть подходящей для вашей компании, если вы готовы:
Подготовьтесь с преакселератором
Если вы предприниматель с отличной идеей, у вас есть пространство для роста, прежде чем вы будете готовы к акселератору. Превратите свой бизнес от концепции к продукту с помощью преакселератора. Эти программы дают вам преимущество над приложениями-акселераторами. Они также обеспечивают критически важное обучение, необходимое для роста в качестве основателя стартапа, и могут предоставить вам предварительное финансирование. Вы можете многое получить от программы преакселератора, в том числе:
Женщина-предприниматель, специалист по продажам. Всегда интересуюсь новыми направлениями и возможностями в бизнесе и интернет-предпринимательстве.
Какими бывают акселераторы и зачем они нужны стартапам
Основатель образовательного проекта для дошкольников Happy Nappy Online
Если вы стартап, вам почти наверняка не хватает двух вещей — ресурсов и экспертизы. Ресурсы — это рабочие руки и деньги. Экспертиза — знания и опыт, которых может не хватать начинающему бизнесмену.
За полгода проект детского дошкольного образования Happy Nappy Online прошел ряд акселераторов, включая Сбер 500, StartHub от Департамента инноваций города Москвы и главный EdTech акселератор ED2, а также стал финалистом EdTech Challenge.
Основатель образовательного проекта для дошкольников Happy Nappy Online Андрей Гречкин на собственном опыте рассказывает о том, какими бывают акселераторы и как правильно выбрать подходящий.
Что такое акселераторы и какими они бывают
Акселератор для бизнеса — это место, где быстро дадут экспертизу, что позволит эффективно расти даже с небольшими ресурсами. С помощью акселератора можно привлечь ресурсы — как в виде инвестиций, так и в виде партнеров, членов команды. Акселератор помогает сконцентрироваться на самом важном в кратчайшие сроки и помочь избежать тех ошибок, которые проект сделал бы самостоятельно.
Бизнес-акселератор — это программа по ускорению развития стартапов от различных фондов, корпораций и институтов развития. Ускорение развития происходит через обучение, менторство, финансовую и экспертную поддержку и создание катализирующей среды. Чаще всего программа акселератора длится 3 месяца, но иногда 2 или 6. В основном акселераторы для стартапов бесплатные, но бывают и те, где за участие надо платить.
Алексей Черныш, руководитель трекинга проектов акселератора «Спринт»
«Все акселераторы можно условно разделить на три типа. Чтобы попасть в классический венчурный акселератор, направленный на выявление жизнеспособных бизнес-моделей и дальнейшее инвестирование (например, Y Combinator), важна сильная команда — на ранних стадиях минимальная, хороший трекшен, быстрый рост по выручке и пользователям, устойчивые конкурентные преимущества команды или технологическое ноу-хау.
Для корпоративных акселераторов, направленных на решение более узких задач внутри компании-заказчика (например, Build UP), определяющим будет соответствие сферы проекта бизнес-целям корпорации, зрелость команды и ее готовность к работе с крупным бизнесом.
К третьему типу относятся формы поддержки стартапов, которые развивают экосистему инноваций в целом. Такие акселераторы могут иметь отраслевую или региональную специфику и включать более глубокую образовательную программу, чем первые два типа.
RED — первая открытая база данных о самых выдающихся предпринимателях России.
Пример — недавно запущенный акселератор „Спринт“, разработанный ФРИИ при поддержке Минцифры. Требования к проектам здесь обычно близки к требованиям венчурных акселераторов, но могут быть особенности связанные со спецификой программы. Также они чаще доступны проектам более ранних стадий».
Что вы получите в акселераторе
В большинстве случаев:
В некоторых случаях — доступ к площадке коворкинга.
Акселератор — это классная история про нетворкинг. Там можете найти единомышленников, связи, контакты, экспертов и тех, кто прошел путь, как вы, и может поделиться опытом. Если не получите инвестиции сразу, как минимум попадете на радары инвесторов и фондов.
Есть мнение, что акселератор может зарабатывать на том, чтобы показывать проект инвесторам — мы с этим не сталкивались.
Кому и зачем стоит идти в акселератор
Акселераторы при инвестфондах ищут в первую очередь технологические проекты с большими рынками и потенциалом масштабирования до «единорога», ну или хотя бы «кентавра». Все остальные также заинтересованы в технологичных решениях. Если у вас маленький кирпичный заводик, и вы хотите сделать из него пять заводиков, это не ваш вариант.
Как правило, в акселераторы отбирают стартапы, у которых есть рабочий MVP и первые продажи — Problem Solution Fit, доказательство того, что продукт решает проблему пользователя. Акселератор помогает сфокусироваться уже на том, чтобы под продукт, решающий проблему пользователя, найти рынок и быстро масштабироваться на нем.
Это не должно останавливать тех, кто еще не сделал ни одной продажи, но имеет обоснование своей идеи на данных. Например, вы провели исследование и получили результат, что ваш продукт сможет решить проблему клиентов и его будут покупать с большой вероятностью. Готовьтесь продемонстрировать, что команда провела работу — идея без проактивных действий по разведке ее целесообразности ничего не стоит.
Как оценить жизнеспособность идеи
Изучите масштаб рынка и подтвердите, что количество людей, имеющих эту проблему, велико. Измерьте это количество в людях и деньгах по методике PAM, ТАМ, SAM, SOM.
Олег Баранник, эксперт фонда «Сколково», трекер GVA
«Зачем идти в акселератор? Чтобы что-то поменять в проекте.
Акселератор — это не школа, где вы просто последовательно выполняете задания и отчитываетесь за них в формате еженедельного звонка. Поставьте для себя какую то сверхзадачу, которая в режиме текучки в силу тех или иных причин казалось нереальной, и попробуйте ее решить. Отнеситесь к этому как к эксперименту, в какой-то степени — как к игре. Эксперимент должен быть проведен основательно и честно, а игра предполагает отдачу и понимание того, что не все и всегда могут выигрывать. И научитесь извлекать пользу из любого результата
А вот чего точно не стоит делать — относиться к акселератору потребительски-ресурсным способом: у меня крутой проект, мозги мне не того-разэтого, просто дайте денег и связи. Во-первых, не дадут, а во-вторых, впустую потратите время».
Наиля Замашкина, трекер EdMarket, предприниматель
«Если вы стартап-команда — определитесь со своей целью, что для вас сейчас важно. Синхронизируйте свои цели и возможности акселератора — вы сможете решить свои задачи в акселераторе?
Добавлю — сжатая по срокам, насыщенная акселерационная программа — это еще и стресс для всей команды. Программа создаст давление снаружи: у вас будут образовательные мероприятия, нетворкинг, работа с трекером — все эти мероприятия направлены на то, чтобы ускорить команду и все процессы внутри продукта и команды. Будьте готовы к дополнительной нагрузке. Удостоверьтесь, что ваша команда тоже готова к нагрузкам».
Какие основные акселераторы есть в России
В России на данный момент насчитывается больше 200 акселераторов. Как найти акселератор под вас? Попробуйте загуглить «акселератор» и пройтись по корпорациям — у многих есть акселераторы, а если нет, то скоро будут — это определенно тренд. Вот список основных.
Акселераторы фондов
Акселераторы институтов развития
Корпоративные акселераторы
Другое
Ольга Елина, HRTech-эксперт, трекер программы StartHub.Moscow
«Чтобы выбрать акселератор, нужно учитывать следующие критерии:
1. Совпадение целей акселератора и целей стартапа
Если вы в поиске инвестиций для масштабирования бизнеса, выбирайте акселератор, который на входе в программу или по ее результатам собирается инвестировать в лучших выпускников.
Обычно размер и условия инвестиций обозначаются на лендинге стартового набора в программу. Если же в инвестициях прямо сейчас вы не нуждаетесь, но для роста бизнеса и увеличения портфолио кейсов вам нужны пилоты — идите в корпоративные и коллаборативные акселераторы, целью которых как раз и являются пилотирование технологий в корпоративных и государственных заказчиках.
2. Профильная сфера
Выбирайте акселератор из нужной вам индустрии: банковский, промышленный, транспортный и другие. Институты развития делают отдельные отраслевые треки.
Есть акселераторы, специализирующиеся только на одной технологической сфере (FinTech, EdTech, BuildTech). Как правило, в узкоспециализированных программах собирают профильных экспертов, заказчиков, трекеров и менторов, которые помогают быстрее разобраться в отрасли и получить нужный нетворкинг и экспертизу.
3. Соответствие требованиям акселератора
Обычно к стартапам предъявляются требования по сфере и классу решений (например, LMS в EdTech, алгоритмы для прогнозирования цен в ритейле), стадии (например, наличие продаж и первых пользователей), готовности продукта (как минимум MVP, способное выдержать рост клиентов и пользователей), размеру команды (минимум два человека с бизнес- и технологической компетенциями).
4. Подходящий формат участия
С началом пандемии постоянное очное присутствие на площадке в рабочее время перестало быть необходимым. Есть возможность взаимодействовать дистанционно и приезжать на ключевые встречи с клиентами, монтаж и интеграцию системы, Demo Day. Тем не менее, лучше уточнить и рассчитать свое время и бюджет, особенно, если вы из другого города или региона.
5. Согласие с условиями пилота в случае акселераторов корпораций и госзаказчиков
А именно — готовности сделать бесплатный (в случае госзаказчиков) или условно бесплатный пилот (в случае корпораций — за небольшой fix). Особенно, если у вас hardware продукт, требующий ресурсов и специалистов на монтаж устройств, пуско-наладку системы, доработок на интеграцию с ИС заказчика.
Если вы понимаете, что не потянете пилот по ресурсам, то лучше отказаться в начале, чем испортить себе репутацию, договорившись с заказчиком, а потом понять, что вы не сможете выделить ресурсы и реализовать пилот».
Как работают бизнес-акселераторы
Запустить стартап непросто. Особенно если нет большого капитала и какого-либо опыта. Ведь ошибка может дорого обойтись. Однако это не повод отказаться от задуманного. Помочь начинающим предпринимателям призваны бизнес-акселераторы. Разберёмся, что они дают.
«Акселератор» означает ускоритель. Компании или проекты, называемые бизнес-акселераторами, оценивают потенциал стартапа, проверяют его жизнеспособность на практике и дают импульс для его развития. Это важно. Потому что недавно запущенный проект, пусть даже созданный на основе бесподобной идеи, ещё тёмная лошадка и для его же создателей, и для потенциальных инвесторов. И нет никаких гарантий, что продукт окажется востребованным, а сама молодая компания сможет преодолеть все барьеры на пути к успеху.
Что предлагают бизнес-акселераторы
С одной стороны, стартап, предлагающий новую оригинальную технологию или концепцию, сулит большие перспективы, а значит — прибыль. С другой — это всегда крайне рискованное предприятие. И выяснить, имеет ли проект будущее, можно лишь после долгой борьбы за место на рынке. Акселераторы определяют его возможности гораздо быстрее и без больших потерь. Они проводят «разведку боем» на учебном бизнес-полигоне. Вот что в результате получают предприниматели:
Это курсы по основам предпринимательства, экономике, праву, маркетингу и другим дисциплинам, без представлений о которых бизнес не построить. Опытные менторы делятся с подопечными своим опытом, предостерегают от ошибок, передают навыки делового общения.
2. Инвестиции и ресурсная база
Акселераторы, как правило, получают доход, покупая долю развивающейся компании. Иногда доля переходит в собственность акселератора. Но только в случае успешного окончания курса. Участие в некоторых программах может быть просто оплачено, без продажи активов компании. Вложения акселератора в проект покрывают расходы, связанные с участием в программе, обеспечат возможность выпуска минимального жизнеспособного продукта, с которым можно выйти к клиентам и инвесторам.
3. Повышение инвестиционной привлекательности
Команды предпринимателей, желающих войти в состав акселератора, проходят предварительный отбор. Стать частью такого крупного зарубежного акселератора, как YCombinator или Techstars, очень престижно. Участие в них само по себе говорит о высоком потенциале проекта. Ведь иначе конкурс не пройти.
Инвесторы внимательно следят за судьбой таких стартапов и вкладывают в них средства с большей готовностью. Правда, есть множество менее престижных акселераторов с низкими требованиями к участникам. К таким инвесторы редко проявляют интерес.
В России пока нет акселераторов, которые бы прославились большим числом успешных выпускников. Участие в них не гарантирует увеличение объемов инвестиций в ваш проект. Но всё же прохождение любого акселератора позволяет приобрести связи в среде специалистов отрасли и возможных инвесторов. А заключительный этап программы — презентация проекта, успех которой может обеспечить приток финансов.
4. Проверка жизнеспособности. Выработка оптимальной бизнес-модели
Ещё на этапе отбора участников их проекты тщательно рассматриваются, оцениваются со всех сторон. Если проект перспективный, команда переходит к практической проверке своих возможностей. В рамках тренировочной программы предприниматели решают под руководством наставников бизнес-задачи, представляют проект потенциальным клиентам, выясняют, будет ли их продукт иметь спрос и что нужно сделать для его повышения.
Одна из задач курса — научиться презентовать и продавать. После первой «разведки», позволяющей узнать реакцию клиентов на предложенный продукт, приступают к продажам. Поиск клиентов, готовых покупать, — особое испытание.
Каких ошибок позволяют избежать бизнес-акселераторы
В отличие от бизнес-инкубатора, где срок пребывания компании не ограничен, продолжительность участия в акселераторе составляет всего несколько месяцев. По одной интенсивной программе совместно обучаются команды нескольких стартапов. Они поддерживают друг друга, обмениваются опытом, учатся решать сложные практические задачи, избегая ошибок, которые в «боевых» условиях рынка могут привести к краху всего предприятия.
Многие стартапы гибнут именно из-за высоких расходов на привлечение пользователей. Акселератор позволит избежать фатальных ошибок и оптимизировать работу команды. Возможно, даже предоставит доступ к собственной клиентской базе, если организатор учебной программы — крупная компания. Так что, если вы только задумались о запуске стартапа, возможно, бизнес-акселератор — это ваш вариант.
Стартап-акселератор: идти или не идти?
В рубрике «Словарь предпринимателя» мы рассматриваем ключевые понятия в сфере бизнеса, которые сегодня нужно знать каждому.
За помощь в создании материала спасибо венчурному фонду и акселератору iDealMachine, который отныне помогает Rusbase разбираться с терминами в «Словаре».
Определение
Акселератор — компания, бизнес которой состоит в помощи другим компаниям (резидентам акселератора).
Акселераторы предлагают резидентам структурированную программу, которая помогает команде отточить бизнес-модель, обзавестись нужными контактами и увеличить продажи. Программа длится от 3-х месяцев до полугода. У акселератора обычно есть коворкинг, где компании-резиденты могут находиться во время акселерации.
Бизнес-модель акселератора
Акселераторы зарабатывают на получении доли в компании и последующей продаже этой доли, поэтому часто работают в связке с венчурным фондом (фонд дает инвестиции, акселератор — образовательную программу, нетворкинг, инфраструктуру).
Пионером среди акселераторов был Y–Combinator, открытый Полом Грэмом и другими в Бостоне в 2005 году. Они предложили трёхмесячные групповые бизнес-программы и небольшие посевные инвестиции. Первый европейский акселератор — лондонский Seedcamp — начал работу в 2007 году. Известные примеры акселераторов в России — ФРИИ (можно купить акселерационную программу, не отдавая долю) и iDealMachine.
К слову, под «акселератором» иногда подразумевают не компанию, которая берет долю в проекте, но и просто образовательную программу для бизнеса. Например, Microsoft называет свою образовательную программу для студентов «акселератором», хотя эта программа не подразумевает инвестиций за долю в проекте. А в России позиционирует себя в качестве акселератора программа GenerationS от РВК.
Но все-таки бизнес-модель акселератора подразумевает получение доли в компании, — подсказывает «Википедия». С этим же соглашаются зарубежные СМИ и сайт Worldbusinessincubation.com.
Получение доли в компании в обмен на компетенции, связи и образовательную программу (без денежных вложений) в России практикует частный акселератор «МетаБета».
Список международных акселераторов по направлениям и срокам приема заявок можно найти здесь. Многие акселераторы для приема заявок используют сервис F6S.
Некоторые корпорации (такие как Microsoft, Intel, Google, в России — Qiwi) — создают корпоративные акселераторы, чтобы в них находить и развивать нужные технологии, команды и проекты. Резиденты корпоративных акселераторов могут использовать для развития инфраструктуру, технологии, а иногда даже базу клиентов головной корпорации.
Акселератор необязательно подразумевает денежные инвестиции. Помощь в росте, в том числе образовательная программа — это тоже инвестиции. При условии, что стартап согласится отдать долю за такую помощь.
В теории, можно и не давать инвестиции стартапам на входе в акселератор, но тогда другие инструменты, вроде найма людей, активной разработки и custdev’а, будут сильно ограничены. Поэтому небольшое вливание денег в процессе акселерации стало де-факто стандартом отрасли.
Если вы пройдете акселератор — изменится ли к вам отношение инвесторов?
Алексей Соловьев (управляющий партнер фонда Prostor Capital) и Константин Виноградов (аналитик фонда Runa Capital) сходятся во мнении, что российские акселераторы пока что не дают проекту преимущества в глазах инвесторов.
В теории, польза, которую должны получать стартапы от участия в акселераторах, следующая:
— Получение базовых компетенций в сфере бизнеса. Для российских стартапов это особенно важно. У нас много людей вообще не понимают, что такое бизнес, как его создавать, что такое монетизация и т.д. Многие думают, что достаточно написать какое-нибудь мобильное приложение, а дальше оно само собой начнет приносить деньги. Вот для таких начинающих предпринимателей бизнес-программы очень важны. Они дают базовый набор знаний и компетенций, без которых те вообще не сдвинутся с места.
Западный опыт. Это очень важно. На западе предпринимательская культура гораздо старше, чем у нас. Одна из ключевых функций любого акселератора — собирать лучшее, что там есть, и транслировать в Россию по максимуму, включая всякие важные мелочи — вплоть до того, как обустроить офис, рассадить персонал, чем мотивировать и т.д.
Я считаю, что сегодня российские акселераторы вряд ли могут привнести в этот процесс что-то уникальное и ценное, оторванное от мирового опыта, поэтому им стоит не изобретать велосипед, а выступать в роли надежных проводников западного опыта.
— Третья функция, которая у нас пока что вообще не работает, — это повышение инвестиционной привлекательности стартапов. Сегодня инвесторам по большому счету все равно, прошел проект акселератор или нет. У наших инкубаторов и акселераторов еще слишком мало опыта, чтобы их выпускники получали гарантированный «знак качества» в глазах инвесторов. Если взять западный пример, тот же Y Combinator, – среди его выпускников есть стартапы, оценка которых перевалила за несколько десятков, а то и сотен миллионов долларов. У нас такой успех может быть только в отдаленной перспективе, такими показателями ни одна из существующих на рынке структур для «подращивания» стартапов похвастаться не может.
Так что тот факт, что стартап вышел из акселератора, никак не влияет на отношение инвестора.
В мире есть несколько бизнес-акселераторов, за которыми внимательно следят венчурные фонды – это, например, Y Combinator, Techstars, Alchemist, Startupbootcamp и т. д. Участие в них показывает, что стартап смог пройти очень непростой отбор и может быть одним из лучших в своей нише.
Однако в мире есть несколько тысяч инкубаторов/акселераторов, включая российские, куда относительно легко попасть, поэтому они не дают специального бонуса в глазах инвестора.
Участие в акселерационной программе может быть крайне полезно для начинающих предпринимателей с точки зрения расширения кругозора и нетворкинга, построения бизнес-процессов и привлечения клиентов. Но стоит понимать, что самыми желанными для инвесторов все равно останутся предприниматели, которые всё это умеют и без акселерации.
А вот Артем Инютин, глава инвестиционного направления TMT Investments, считает, что инвесторы «берут на радар» хорошие проекты из акселераторов (но это не гарантирует инвестиции).
Сам по себе акселератор не гарантирует успеха проекта, но открывает новые возможности. Это как переход из школы в вуз — могут отчислить, а можешь показать отличные результаты. Если команда полностью погружается в проект и выполняет KPI в процессе учебы, выбирает правильных менторов, обдумывает всю бизнес-стратегию, то ее успехи заметны тому комьюнити, которое окружает акселератор. Хорошие проекты замечают инвесторы и берут их на свои «радары».
Связи, понимание правильной бизнес-модели, технологические знания передаются от акселератора не автоматически, а только если проект сам захочет всё это взять! Доверие к проекту со стороны инвесторов, конечно, больше, если проект прошел известный мировой акселератор. Хотя инвестиции это всё равно не гарантирует.