Акселератор что это в экономике
Акселератор (в экономике)
где A ‒ автономные инвестиции, (I ‒ s ) ‒ доля потребления в национальном доходе или его приросте. В зависимости от соотношения мультипликатора (или коэффициента склонности к потреблению) и А. динамика национального дохода ( Y ) или его приростов может принять равномерный или циклический характер. Циклические колебания возникают при соотношении
Т. о., принцип А. рассматривается буржуазными экономистами в качестве одного из главных объяснений причин экономического цикла.
Рациональные элементы концепции А. состоят в характеристике некоторых технических пропорций между возмещением и расширением основного капитала, а также в отображении переломных пунктов в динамике инвестиций при переходе от одной фазы цикла к другой. Принципиальные пороки этой концепции состоят: в подмене действительных причин капиталистического цикла техническими зависимостями в процессе воспроизводства основного капитала; в ошибочном представлении о динамике инвестиций как о функции дохода и потребительского спроса, в то время как при капитализме она определяется погоней за прибылью; в противоречии между принципом акселерации и реальным процессом снижения капиталоемкости продукции; в игнорировании возможностей удовлетворения спроса без добавочных инвестиций путём более полной загрузки оборудования и интенсификации его использования. Как и все модели буржуазной макроэкономии, так и модель А. отражает лишь некоторые внешние функциональные связи, игнорируя действительные причинно-следственные зависимости процесса воспроизводства.
Акселератор
Акселератор (Accelerator) — это коэффициент, показывающий, насколько увеличиваются инвестиции при росте дохода.
Автономные инвестиции вызывают, с ростом дохода, стимулированные инвестиции (производные инвестиции), зависящие от динамики дохода. Это получило название эффекта акселератора (ускорителя). Но «колесо» ускорителя может повернуться и в другую сторону. Сокращение дохода будет уменьшать и производные инвестиции, а это будет вести к стагнации экономики.
Концепцию акселератора сформулировал впервые французский экономист А. Афтальон в 1919 году. В дальнейшем она была развита Дж. Кларком, Я. Тинбергеном, С. Кузнецом, П. Самуэльсоном.
Формула акселератора в упрощенном виде может быть представлена как отношение инвестиций данного года к приросту дохода прошлого года.
Из данной формулы следует, что инвестиции периода t есть смещенная реакция на изменение дохода в предыдущий период:
Возрастание дохода, при прочих равных условиях, вызовет в последующем периоде более масштабный прирост инвестиций, а сокращение дохода вызовет кратное сокращение инвестиций. Эффект акселератора тесно связан с эффектом мультипликатора. Вместе они образуют мультипликационно-акселерационный механизм.
Открытие этих принципов позволило понять механизм экономического роста и его колебаний. Достаточно регулярные автономные инвестиции вызовут длительный устойчивый рост экономики, если склонность к сбережению, акселератор, коэффициент производительности капитала не изменяются. Если же автономные инвестиции не «подпитывают» регулярно экономический рост, предельная склонность к потреблению возрастает, а предельная передняя склонность к сбережению падает. Уменьшение инвестиций вызовет падение дохода. Это приведет к дальнейшему уменьшению сбережений и инвестиций — рост сменится падением экономики. Так будет происходить до тех пор, пока автономные инвестиции не дадут толчка для роста экономики. Таким образом, мультипликационно-акселерационный механизм можно представить как спираль, которая то развертывается, то свертывается, вызывая циклические колебания экономики.
Основы экономической теории. Курс лекций. Под редакцией Баскина А.С., Боткина О.И., Ишмановой М.С. Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2000.
Ускорение и перестройка: зачем нужны бизнес-акселераторы
Изначально акселератор задумывался как место, где стартап быстро проверяет жизнеспособность своей идеи, и, если идея взлетела, приносит акселератору прибыль, а если нет — без огорчений закрывается. Фактически это было просто единое место для работы сразу многих молодых компаний.
Однако со временем понятие акселератора стало шире, и теперь под этим словом подразумевают любую программу, где стартапу тем или иным образом помогают расти. Появились акселераторы для компаний на более поздних стадиях (Growth-stage), появились программы для стартапов из разных индустрий (например, финтех или разработка hardware).
Некоторые стартапы ходят «из акселератора в акселератор» — своего рода «вечные студенты». Кому-то это дает средства для существования (каждый раз — новые транши инвестиций). Для кого-то постоянное общение с менторами является лучшей мотивацией. И для всех стартапов демодень — это очередной шанс рассказать о себе инвесторам.
В России акселераторы в условиях незрелого рынка являются еще и образовательными институтами (ФРИИ, Generation S). Цель — выпустить как можно больше людей с представлением о том, что значит строить бизнес, тем самым наполняя экономику столь нужными ей компетенциями.
Цели корпоративного акселератора
Корпорациям, чтобы расти, нужно искать новые векторы развития. Часто внутри крупных компаний инновации встречают различные бюрократические препоны, особенно когда новое очевидно «дизраптит» уже сложившиеся внутри подходы к решению проблем. Так крупные компании начали присматриваться сначала к модели корпоративного венчурного фонда (одним из первых корпоративных инвесторов стала компания Exxon в середине XX века), а затем к модели акселератора.
Обычно корпоративный венчурный фонд преследует одну из двух целей. Во-первых, это может быть получение прибыли. Такой фонд реинвестирует свободный капитал корпорации и не зависит от сферы деятельности самой компании. Самые успешные примеры сегодня — Google Ventures и Intel Capital. Во-вторых, реакция на инновации. Такой фонд вовремя вкладывается в стартапы, которые развивают важную для корпорации технологию. Такие фонды есть, например, почти у всех производителей автомобилей: BMW I Ventures, Volvo Group Venture Capital, Toyota AI Ventures и т. д.
А вот у корпоративных акселераторов целей намного больше.
Корпоративные акселераторы не всегда подразумевают инвестиции. Иногда компании предлагают командам полезные ресурсы: например, безлимитный доступ к программному обеспечению или гранты, которые можно потратить на маркетинг на платформе компании.
Акселерация «на аутсорсе»
В 2012 году Microsoft первая привлекла к программе акселерации внешнего партнера — всемирно известный Techstars. С тех пор более 50 корпораций, включая Barclays, Amazon, SAP и Ford, запустили акселераторы «на аутсорсе».
При таком подходе корпорация получает много преимуществ.
В России подобные услуги акселерации предоставляют ФРИИ, Generation S и бизнес-инкубатор Высшей школы экономики, а их клиентами являются X5 Retail Group, «Рамблер», «Алроса» и другие крупные местные и западные компании.
Интересные российские модели
Несмотря на относительно небольшой возраст рынка, российские компании уже успели проработать собственные подходы к корпоративной акселерации.
Например, Qiwi запустила акселератор в 2014 году. Цель Qiwi Universe — искать продукты, которые могут дополнить собственный бизнес Qiwi. Если с тех пор цель осталась неизменной, то стратегия качественно эволюционировала. Сначала это была «классическая» акселерация с лекциями, менторами, единым коворкингом для команд и т. д. Сегодня это скорее лаборатория, где стартапы решают бизнес-задачи Qiwi, без программы лекций.
Процесс строится так: сначала различные бизнес-подразделения Qiwi анонсируют свои задачи. Затем привлекаются команды, которые могут эти задачи решить. Каждая из отобранных команд получает 2-3 млн рублей на реализацию бизнес-кейса за четыре месяца. За месяц запускается пилот, и потом еще через три месяца стартап и Qiwi оценивают, насколько успешно он развивается.
Еще одна любопытная модель — стартап-студия. В 2014 году в России консультанты по Agile Олег и Сергей Дмитриевы открыли Agile Museum. Студия занимается проверкой гипотез для корпораций под ключ: подбирает команду, на несколько месяцев размещает ее в офисе и постоянно курирует новобранцев, которые тем временем работают над проектом. Заказчик инвестирует в появившийся стартап, а затем следит за тем, как проверяется гипотеза. Если проект развивается успешно, то компания может продолжать инвестировать или выкупить команду.
Что нужно для успеха корпоративного акселератора
Успех акселератора — это прежде всего заинтересованный менеджмент. Будет лучше, если перед топ-менеджерами стоят четкие KPI (например, количество стартапов, с которыми были запущены пилотные проекты). Иначе в ежедневном потоке задач топы просто не найдут время на то, чтобы сотрудничать с какими-то, на их взгляд, внешними и неопытными командами, тем более что экономические выгоды от такого сотрудничества не всегда очевидны в краткосрочной перспективе.
Очень важно провести подготовительную работу со всеми бизнес-подразделениями еще до запуска акселератора и скорректировать его направление в соответствии с реальными потребностями бизнеса. Менеджеры корпорации должны участвовать в процессе отбора команд в акселерацию, встречаться с участниками программы, давать свои рекомендации.
Рынок корпоративных инвестиций в России будет расти чуть быстрее самого венчурного рынка. В текущих условиях рынка внедрить технологию стартапа в продукты корпорации сегодня является более реальной целью, чем сделать успешный экзит. Самим крупным компаниям постоянно нужна «новая кровь», большинство корпораций сегодня стремительно выходит за пределы своих основных индустрий, а это значит, что им нужны новые экспертизы, люди, идеи. Корпоративный акселератор позволяет присмотреться к новым технологиям, оценить потенциал команд, проверить их в деле до того, как инвестировать в новые направления десятки или сотни миллионов рублей.
Основы экономической теории
Мультипликатор и акселератор инвестиций. Парадокс бережливости.
Инвестиции – важный фактор экономического развития. При этом они подвержены действию особого мультипликационного механизма, умножающего их воздействие на рост ВНП. Зависимость дохода и инвестиций выражается в мультипликаторе. Предельная склонность к инвестированию (marginal propensity investment) определяется отношением прироста инвестиций (investment) к приросту дохода:
Эффективность инвестиций определяется мультипликатором.
Мультипликатор показывает, во сколько раз суммарный прирост или сокращение совокупного дохода превосходит первоначальный прирост или сокращение автономных расходов. Эффект мультипликатора – это макроэкономическое явление, которое вытекает из того, что увеличение расходов на потребление благ означает увеличение доходов у тех, у которых эти блага приобретаются. Увеличение дохода порождает расширение потребления, рост потребления означает возрастание эффективного, то есть платежеспособного спроса, а следовательно и доходов. И вслед за первичным приростом дохода следует вторичный, третичный и т д. То есть однократное изменение прироста дохода за счет расширения потребления порождает многократное изменение ВНП и дохода за счет расширения потребления. Эта цепная реакция (эхо) будет продолжаться до тех пор, пока постепенно исходный уровень потребления не будет полностью замещен сбережениями. Идея мультипликатора заключается в том, что первоначальные инвестиции вызывают доход, который в свою очередь также частично инвестируется и в конечном счете складывается общий нарастающий мультипликационный эффект. Эффект мультипликатора действует не только в сторону положительного эффекта, но и в обратную сторону. Мультипликатор инвестиций находится в обратной зависимости от предельной склонности к сбережению. Эффект мультипликатора имеет место и в налоговой, и в банковской системе. Эффект мультипликатора связан с действием акселератора (ускорителя), суть которого проявляется в вовлечении индуцированных инвестиций в процесс производства.
Рост национального дохода, вызванный эффектом мультипликатора, вызывает рост потребительского спроса. Это в свою очередь ведет к росту спроса на товары производственного назначения. Для расширения производства предприятия осуществляют крупные капиталовложения (инвестирует в основной капитал) для создания производственных мощностей и происходит последующее повышение потребительского спроса. Рост национального дохода вызывает дальнейшее увеличение инвестиций. И поэтому принцип акселератора (accelerator) – это принцип производного спроса.
Однако следует учитывать, что акселератор усиливает колебание дохода, вызванный действием мультипликатора. И необходимо учитывать обратные последствия, которые называют парадоксом бережливости. В экономике увеличение сбережений домашними хозяйствами означает снижение потребления, а следовательно и совокупного спроса. Поскольку совокупный спрос определяет уровень выпуска и занятости, то уровень выпуска продукции в экономике снижается, причем это снижение будет усилено мультипликатором. И так как сбережения и инвестиции неуравновешенны процентной ставкой, вследствие эффекта акселерации произойдет снижение инвестиций, а дальше по цепочке снижение дохода потребления и сбережения. Таким образом, парадокс бережливости заключается в том, что попытки общества увеличить сбережения приводят к сокращению потребления и дохода общества, а следовательно, к уменьшению первоначального объема сбережений. Или иначе. В нормальных условиях развития умение беречь деньги, ресурсы, разумно и экономно их расходовать ведет к росту благосостояния людей и поэтому приветствуется обществом и закрепляется в его моральных устоях. Однако бывают такие периоды (массовая безработица, глубокая стагнация производства, трудно удерживаемая инфляция), когда эти критерии не срабатывают, а приводят к противоположным результатам, т.е. чем больше они сберегают, тем беднее становится общество.
Мультипликатор и акселератор инвестиций. Парадокс бережливости
Понятие «мультипликатор» означает «умножающий» и было введено в экономическую теорию в 1931 г. английским экономистом Р. Каном. В период борьбы с кризисом и безработицей он установил, что государственные затраты на любом участке общественных работ приводят к «мультипликационному» эффекту занятости. Всякий новый участок работ, порождая первичную занятость, выступает толчком для соответствующих затрат на других взаимосвязанных участках, вызывая вторичную, третичную и т. д. занятость. Таким образом, первоначальные затраты «мультиплицируются» в кратном увеличении занятости.
?Y = K? J, т. е. мультипликатор, умноженный на приращение инвестиций, показывает приращение национального дохода.
Акселератор (ускоритель) — это коэффициент, который представляет собой отношение прироста инвестиций к вызвавшему его относительному приросту дохода:
,где
Акселератор служит количественным выражением принципа «акселерации», согласно которому каждый прирост или сокращение дохода вызывает (или требует) прироста или сокращения «индуцированных» инвестиций. Этот принцип был выдвинут в 1913 г. французским экономистом А. Афтальоном и в1919г. американским экономистом Дж. Кларком и впоследствии использовался в неокейнсианских моделях экономического роста.
Принцип акселерации обозначает более резкую динамику прироста (сокращения) инвестиций по сравнению с вызывающей их динамикой дохода.
При исследовании сбережения и инвертирований в экономической литературе сложилось два подхода:
Кейнсианский подход. Изучая процессы сбережения и инвестирования, Дж. Кейнс пришел к выводу, что традиционный подход, основным принципом которого является повышение склонности к сбережению и увеличение за счет этого нормы: инвестиций, для стран, достигших высокой стадии экономического развития, не применим.
«Парадокс бережливости». Чтобы установить, почему сбережения как благое намерение превращаются в свою противоположность, необходимо обратиться к инвестициям.
Производные инвестиции как дополнение к автономным ускоряют темпы экономического роста, в результате эффект мультипликатора усиливается. Это усиление осуществляется по принципу акселерации, когда спрос на инвестиции вызывается ростом продаж и дохода.
Вместе с тем, при неполной занятости повышение склонности к сбережению неизбежно ведет к снижению склонности к потреблению. В итоге возникает так называемый «парадокс бережливости» : чем больше люди сберегают, тем меньше величина равновесного дохода. Этот вывод непосредственно связан с мультипликатором, величина которого обратно пропорциональна предельной склонности к сбережению.
Сущность, показатели, факторы и типы экономического роста (ЭР).
Экономический рост — сложное многогранное явление, характеризующее поступательное развитие нац. хоз-ва. Динамика экономического роста широко используется при оценке эффективности функционирования производства, технического уровня развития. а также для межгосударственных сравнений.
Экономический рост и экономическое развитие. Эти понятия не тождественны. Экономический рост – составляющая экономического развития, под которым понимается процесс, который включает как периоды роста, так и спада. Экономический рост – положительная составляющая динамики экономического развития.
Показатели экономического роста. Для характеристики той или иной стороны экономического роста используется ряд специфических показателей. Они подразделяются на:
Динамические показатели – показатели, которые характеризуют макроэкономическое развитие хоз-ва страны (темпы роста за определенный период времени). Они позволяют установить скорость расширения производства, выявить потенциальные производственные возможности страны. При исчислении показателей развития производства в динамике ванным моментом является сопоставление темпов роста материальных благ с приростом населения. Если нац. доход увеличивается соответственно приросту населения, то это по существу означает стагнацию экономического развития.
Статистические показатели отражают существование условия равновесного состояния различных процессов. С их помощью определяется исходная база экономического развития. Темпы и уровень экономического развития тесно связаны между собой. например, при различных исходных уровнях, одинаковые темпы роста ведут к увеличению разрыва экономического развития различных стран.
Уровень жизни населения – степень удовлетворения физических, духовных и соц. потребностей людей. Для определения реальной картины уровня жизни используется так называемая «потребительская корзина».
Потребительская корзина – набор продуктов и непродовольственных товаров и услуг, обеспечивающих определенный уровень потребления.
Факторы экономического роста – это его движущая сила, основные моменты производительных сил, которые в процессе взаимодействий обеспечивают увеличение объемов и повышение его эффективности.
В экономической литературе существуют разные подходы к определению перечня основных факторов экономического роста. Некоторые ученые относят к ним увеличение таких факторов, как труд, капитал, технические нововведения; другие выделяют 6 основных факторов – 4 фактора предложения (кол-во и качество природных ресурсов; кол-во и качество трудовых ресурсов; объем основного капитала, технология), факторы спроса и факторы распределения.
В отечественной лит-ре к факторам экономического роста обычно относят:
2 – производственные ресурсы;
По способу воздействия на экономический рост факторы делятся на:
1. Прямые факторы экономического роста (кол-во и качество природных ресурсов; объем и качество основного капитала; количество и качество природных ресурсов; технология).
2. Косвенные факторы экономического роста (снижение налогов на прибыль, расширение возможностей получения кредитов, снижение цен на производственные ресурсы).
Типы экономического роста:
1. Экстенсивный тип – результат количественного увеличения факторов производства при сохранении его прежней технической основы (простое расширение поля производства).
Преимущества: легкость и простота обеспечения экономического роста при условии наличия рабочей силы, сырьевых ресурсов, свободных территорий; быстрота освоения природных ресурсов; создание условий для относительно высокой занятости населения с сокращением уровня безработицы.
Недостатки: технический застой; стагнация производства, которая наступает в результате исчерпания трудовых и производственных ресурсов или благоприятных условий их получения; истощение природных ресурсов; усиление затратного характера производства.
2. Интенсивный тип основывается на широком использовании высокоэффективных, качественно совершенных факторов производства.
Особенности: резкое повышение наукоемкости производства; широкое развитие производства и использования научно-технической информации; преодоление преграды экономического роста, порожденные ограниченность ресурсов.
1 – трудосберегающий (весь прирост достигается за счет применения новой техники и повышения производительности труда);
2 – капиталосберегающий (экономное расходование средств производства благодаря применению более эффективных машин и оборудования, использованию качественно нового сырья и материалов);
3 – смешанный вид (экономия трудовых и вещественных факторов).
Модели экономического роста: простейшая модель равновесного роста; модель равновесного роста; неокейнсианская модель динамического равновесия; модель Харрода; модель Домара.