Акселератор проектов что это
Зачем нужны стартап-акселераторы: опыт российских проектов в программе ФРИИ
В одном из предыдущих материалов в нашем блоге мы уже рассматривали разницу между стартап-акселераторами или инкубаторами. Если коротко, она заключается в сроках и формате поддержки проектов (обычно командам стартапов необходимо на время переезжать в снятый для них офис или коворкинг), сферах применения (акселераторы больше интересуются интернет-проектами), стадии проекта и доле, которую необходимо отдать. В акселераторы чаще приходят команды, нуждающиеся в масштабировании работающего бизнеса, а доля, которую забирает акселератор, редко превышает 5-7%, что оставляет предпринимателям пространство для маневра при общении с будущими инвесторами.
Сегодня мы хотели бы рассказать об опыте прохождения программы акселерации ФРИИ некоторыми российскими стартапами — под катом история ошибок, сюрпризов, смены стратегий и реальные результаты в цифрах.
Зачем нужен акселератор ФРИИ
Несмотря на то, что Фонд развития интернет-инициатив является крупнейшим игроком венчурного рынка в Европе и предоставляет стартапам значительные инвестиции (до 270 млн рублей), ценность запущенной в рамках фонда программы акселерации заключается не только в деньгах.
Главным плюсом акселератора является возможность «ускорения времени» — с помощью советов экспертов, получения доступа к широкой базе контактов и проработанной программе, предприниматели развивают проект значительно интенсивнее, достигая результатов, намеченных на год вперед, за три месяца.
Как уже было сказано выше, задача акселератора — отладка бизнес-процессов и масштабирование бизнеса, то есть создание задела для дальнейшего развития проекта и привлечения крупных инвестиций. По статистике, около трети (27%) компаний-выпускников акселератора ФРИИ привлекают инвестиции в размере от 5 до 30 млн рублей.
Примеры улучшения показателей российских стартапов
Пример такого ускорения — сервис для составления отчетности «Первая Онлайн-Бухгалтерия». Команда стартапа развивала его на протяжении двух лет, а затем провела три месяца в акселераторе ФРИИ.
Если за время самостоятельного развития бизнеса предпринимателям удалось получить 42 контакта потенциальных клиентов, добиться 12 демонстраций и получить 19 платящих клиентов, то после прохождения программы акселерации все показатели значительно увеличились — число проведенных демонстраций составило 129, база контактов расширилась до 9328 лидов, а в списке платящих клиентов появились 22 новые записи.
Другой стартап, сумевший улучшить свои показатели — проект для любителей домашних животных Pets Ferma. До попадания в акселератор продажи компании не превышали 4000 рублей, после прохождения трехмесячной программы, эта сумма выросла до 460 000 тыс. в месяц.
Компания UNIM Histology предоставляет точную, быструю и дистанционную диагностику рака. Компания дает возможность пациенту из любой точки России провести исследования в лучшей лаборатории РФ в самые кратчайшие сроки, без необходимости куда либо ехать. После трех месяцев в акселераторе команда проекта сумела понизить стоимость привлечения платящего пользователя (CAC) с 1666,6 руб до 623,4 руб и повысить средний доход с такого пользователя (ARPPU) с 2305 руб. до 2850. Общая выручка проекта выросла с 76000 рублей в месяц до 340000 в месяц.
Какие команды берут в акселератор ФРИИ
Фонд готов проинвестировать 1,4 млн рублей, из которых 800 тысяч – составят прямые инвестиции в проект, а дополнительные 600 тысяч пойдут на расходы по прохождению акселерационной программы. Доля ФРИИ в бизнесе составит 7%. Кроме того, если вы пройдете отбор, но по тем или иным причинам не будете готовы отдавать долю в своем стартапе, у вас будет возможность оплатить акселерацию самостоятельно.
Что стартап реально получает в акселераторе
Прохождение программы акселерации помогает команде молодой компании понять «что нужно делать» для достижения успеха. Эксперты ФРИИ осуществляют постоянный мониторинг успехов каждого проекта, предлагая свои консультации и рекомендации по выстраиванию бизнес-процессов (тестирование каналов продаж, построение поддержки пользователей, тактика работы над продуктом и т.п.).
Немного мифов
Вокруг деятельности мировых стартап-акселераторов уже сложились определенные стереотипы, некоторые из которых могут негативно повлиять на будущее конкретных проектов. Напоследок, развеем некоторые из этих мифов.
Один из самых распространенных заключается в убежденности, что в акселератор принимают только совсем начинающие проекты — это отнюдь не так, главное не то, что проект только стартовал, а его качество и перспективы.
Например, сервисы 2do2go (афиша событий Москвы) и SmartFood (организация здорового питания) перед стартом программы акселерации имели оборот около 1 млн рублей, число активных месячных пользователей (MAU) проекта соцсети для талантливых людей iFamous превышало 400 тысяч, а приложение для изучения английского Easy Ten скачали также более 400 тысяч раз.
Также считается, что акселераторы помогают не просто новым компаниям, но молодым предпринимателям — это также неверно: если новую компанию основал опытный «зубр» от бизнеса, у него тоже есть все шансы получить поддержку.
Среди основателей проектов, проходивших программу акселерации ФРИИ, есть несколько серийных предпринимателей, запустивших от 3-5 и более успешных бизнесов — некоторые эти компании приносят своим создателям более 500 млн рублей в год.
Интересный факт — средний возраст основателей компаний акселератора приближается к 30 годам (есть основатели и старше 40 лет) — шанс есть у каждого.
Внимание! До 20 октября продолжается прием заявок в ходе очередного набора проектов в акселератор ФРИИ. Ждем ваших заявок!
Узнать больше о нашем акселераторе можно из специальной презентации:
Иди в акселератор. Где «прокачать» свой бизнес и что для этого нужно
Есть несколько методов «прокачки» стартапа. Один из них —акселератор. Рассказываем, что это за зверь, чем он может быть полезен и что нужно, чтобы в него попасть.
Что такое акселератор
Акселератор — это короткая и интенсивная образовательная программа по ускоренному развитию стартапа. С бизнесменами занимаются коучи-трекеры, менторы и различные отраслевые эксперты.
Акселераторы завершаются так называемым Demo-day. В этот день финалисты акселератора выступают перед инвесторами, партнёрами программы и корпоративными заказчиками. Участники демонстрируют свои технологии и пилотные проекты, а также показывают, что они успели сделать, создать или улучшить.
Каким стартапам нужны акселераторы?
Акселераторы в первую очередь нужны стартапам и высокотехнологичным компаниям, которые хотят ускорить своё развитие, а также получить дополнительную экспертизу.
На российском рынке присутствуют два типа акселераторов
1). Акселераторы первой волны — акселератор 1.0, который подходит стартапам начальной стадии.
Эта программа заточена на:
2). Второй вид — корпоративные акселерационные программы. Сейчас в России они наиболее распространены. В них участвуют более зрелые стартапы на уровне масштабирования, с уже существующей и работающей собственной технологией. Но стартапы при этом адаптируют свои решения под конкретного корпоративного заказчика и предлагают ему запустить совместный пилот в надежде на крупный контракт, инвестиции или даже покупку технологии.
Критерии отбора для входа в акселератор
Критерии отбора каждый акселератор, как правило, самостоятельно составляет и размещает на своём сайте. К базовым критериям всех программ можно отнести:
Чем поможет участие в акселераторе?
Экспертиза
В первую очередь и, наверное, самое главное, что может дать акселератор стартапу, — это экспертиза. Это знания и опыт большого специалистов и экспертов индустрии. В наших акселерационных программах более 50 разных экспертов так или иначе соприкасаются со стартапами за период акселерации.
Ресурсы
➔ коворкинг или площадка, где стартап может пребывать в период прокачки;
➔ небольшие стартовые инвестиции;
➔ консультационные услуги юристов, бухгалтеров, финансистов, которые могут оказать компетентную помощь стартапам внутри программы;
➔ выходы на новые клиентские сегменты, на новых покупателей и инвесторов и, как следствие, получение крупных грантов и инвестиций;
➔ толчок для развития — акселератор как бы заставляет стартап активнее работать над своим продуктом, тестировать идеи и общаться с потенциальными клиентами.
Пилотирование проектов и масштабирование бизнеса
Корпоративные акселераторы зачастую фокусируются на пилотировании проектов вместе со стартапами, так как главная цель для корпорации — поиск и внедрение новых инновационных технологий. Стартапу же в первую очередь необходимо развивать свой собственный бизнес. Поэтому при рассмотрении предложений от корпоративных заказчиков вам нужно хорошо просчитать базовые расходы при реализации и масштабировании проекта.
Вы должны представлять себе реальную стоимость и ценность своей технологии как для конкретного заказчика, так и в обычных рыночных реалиях. После того как вы проанализируете свой стартап, уверенно ведите переговоры с корпорацией на равных. Отмечайте пользу и выгоду своего продукта, а не выпрашивайте инвестиции.
Если жизнь — это борьба за выживание, то стартап — это постоянная битва.
Как выбрать акселератор
При выборе акселерационной программы обратите внимание на специализацию, пул экспертов, географию и рынок, на котором специализируется акселератор.
Для чего нужны бизнес-акселераторы предпринимателям и как они работают
Около 90% стартапов терпят неудачу. Слабый маркетинг, отсутствие интереса со стороны инвесторов, конкуренция – все это не повод отказываться от идеи. За помощью стартаперы всегда могут обратиться к бизнес-акселераторам. Разбираемся, как они устроены, и почему к ним приходят начинающие предприниматели.
Что такое акселераторы
Бизнес-акселераторы – организации, которые поддерживают и развивают стартапы. Они оценивают потенциал проекта и предоставляют ему ресурсы, необходимые для успешного выхода на рынок: рабочее пространство, встречи с экспертами, финансирование, полезные контакты.
Само слово «акселератор» происходит от английского to accelerate – «ускорение». Оно отражает одну из особенностей программы – скорость. В классическом акселераторе бизнес находится всего 3-5 месяцев. Этого достаточно, чтобы перспективные проекты достигли цели и вышли на качественно новый уровень.
Отличия от бизнес-инкубатора
Первое, что отличает инкубатор от акселератора – сроки. В инкубаторе бизнес может пребывать годами. Второе отличие – финансирование. Акселераторы инвестируют в стартапы и получают взамен долю в компании. Инкубатор не претендует на прибыль молодого бизнеса, но и не вкладывает свои деньги в его развитие.
Если провести параллель с традиционным образованием, инкубаторы – это школа, акселераторы – университет. Зарождающимся стартапам, которые только-только начинают свой путь, нужно выбирать бизнес-инкубатор, более зрелым проектам – акселератор.
Польза для бизнеса
Первое, что делает бизнес-акселератор – ставит перед стартапом цель. Например, увеличить доход в 7 раз, вывести продукт за пределы региона/страны, найти эффективный канал для привлечения клиентов – то, чего достигнуть с акселератором удастся всего за несколько месяцев.
Дополнительную поддержку можно получить от инвесторов. Для них участие проектов в акселерации – своеобразный знак качества. Если хорошая организация выбрала тот или иной стартап, значит, в нем действительно что-то есть и вкладывать деньги можно с меньшими рисками.
У Calltouch есть инструменты для любого бизнеса. Они помогают оптимизировать сложные процессы, например, автоматизацию контекстной рекламы. Алгоритмы ежедневно собирают и анализируют данные из Яндекс.Директа и Google Рекламы. В результате вы получаете максимум конверсии и уменьшаете стоимость лидов.
Оптимизатор
Кому подойдет акселератор
Когда у команды есть потенциально успешная идея, первые клиенты/продажи и амбиции, то ей – прямой путь в бизнес-акселератор. На обучение часто отбирают уже действующие проекты, которые нуждаются в масштабировании, опыте и ресурсах. Такие программы подходят командам, которые готовы развиваться 24/7, но не знают, как правильно и быстро это сделать.
Часто в акселераторы идут стартапы, нуждающиеся в финансировании. Помимо опыта и навыков, которые они получают во время обучения, все проекты участвуют в Дне инвестора (Demo Day). Это своеобразная презентация стартапов перед инвесторами.
От традиционных встреч отличается тем, что в одном месте собирается сразу около десятка инвесторов, а спикерам дается только 3-5 минут на выступление.
Российские модели акселерации
В России более сотни акселераторов. Все они ищут перспективные стартапы, которые можно превратить в полноценный бизнес. Если у вас есть продукт, спрос от потребителей и первые продажи, но вы не знаете, как выйти на новый уровень, есть смысл пройти программу акселерации.
При выборе акселератора всегда смотрите, с какими направлениями он работает, какие инвестиции предлагает, и какие требования предъявляет к резидентам. Не лишним будет проверить, какие известные проекты вышли из-под его крыла и как у них сейчас обстоят дела.
Как отбирают стартапы для акселерации
Организаторы предъявляют разные требования, например, по количеству человек в команде или объему потенциального рынка. Поэтому первым делом изучите их и убедитесь, что вы подходите.
Организаторы отбирают наиболее перспективные команды и приглашают их на собеседование, в котором участвуют эксперты. Ваша задача на этом этапе – ярко и интересно презентовать свой проект и ответить на все вопросы участников.
Если команда заинтересовала организаторов, то она проходит в программу. В противном случае всегда можно попытаться пройти отбор повторно или презентовать свой проект другому акселератору – ограничений по количеству заявок нет.
Для старта бизнесу нужен продуманный сайт, привлекающий клиентов и инвесторов. Кастомизируйте виджеты от Calltouch под свои страницы и подключите мультикнопку. С помощью нее пользователи сами выберут способ связи: обратный звонок,
умную заявку, мессенджеры или соцсети. Сервис собирает обращения даже в нерабочее время и формирует аналитические отчеты.
Какими бывают акселераторы и зачем они нужны стартапам
Основатель образовательного проекта для дошкольников Happy Nappy Online
Если вы стартап, вам почти наверняка не хватает двух вещей — ресурсов и экспертизы. Ресурсы — это рабочие руки и деньги. Экспертиза — знания и опыт, которых может не хватать начинающему бизнесмену.
За полгода проект детского дошкольного образования Happy Nappy Online прошел ряд акселераторов, включая Сбер 500, StartHub от Департамента инноваций города Москвы и главный EdTech акселератор ED2, а также стал финалистом EdTech Challenge.
Основатель образовательного проекта для дошкольников Happy Nappy Online Андрей Гречкин на собственном опыте рассказывает о том, какими бывают акселераторы и как правильно выбрать подходящий.
Что такое акселераторы и какими они бывают
Акселератор для бизнеса — это место, где быстро дадут экспертизу, что позволит эффективно расти даже с небольшими ресурсами. С помощью акселератора можно привлечь ресурсы — как в виде инвестиций, так и в виде партнеров, членов команды. Акселератор помогает сконцентрироваться на самом важном в кратчайшие сроки и помочь избежать тех ошибок, которые проект сделал бы самостоятельно.
Бизнес-акселератор — это программа по ускорению развития стартапов от различных фондов, корпораций и институтов развития. Ускорение развития происходит через обучение, менторство, финансовую и экспертную поддержку и создание катализирующей среды. Чаще всего программа акселератора длится 3 месяца, но иногда 2 или 6. В основном акселераторы для стартапов бесплатные, но бывают и те, где за участие надо платить.
Алексей Черныш, руководитель трекинга проектов акселератора «Спринт»
«Все акселераторы можно условно разделить на три типа. Чтобы попасть в классический венчурный акселератор, направленный на выявление жизнеспособных бизнес-моделей и дальнейшее инвестирование (например, Y Combinator), важна сильная команда — на ранних стадиях минимальная, хороший трекшен, быстрый рост по выручке и пользователям, устойчивые конкурентные преимущества команды или технологическое ноу-хау.
Для корпоративных акселераторов, направленных на решение более узких задач внутри компании-заказчика (например, Build UP), определяющим будет соответствие сферы проекта бизнес-целям корпорации, зрелость команды и ее готовность к работе с крупным бизнесом.
К третьему типу относятся формы поддержки стартапов, которые развивают экосистему инноваций в целом. Такие акселераторы могут иметь отраслевую или региональную специфику и включать более глубокую образовательную программу, чем первые два типа.
Тест: привлечёт ли твой стартап финансирование?
Пример — недавно запущенный акселератор „Спринт“, разработанный ФРИИ при поддержке Минцифры. Требования к проектам здесь обычно близки к требованиям венчурных акселераторов, но могут быть особенности связанные со спецификой программы. Также они чаще доступны проектам более ранних стадий».
Что вы получите в акселераторе
В большинстве случаев:
В некоторых случаях — доступ к площадке коворкинга.
Акселератор — это классная история про нетворкинг. Там можете найти единомышленников, связи, контакты, экспертов и тех, кто прошел путь, как вы, и может поделиться опытом. Если не получите инвестиции сразу, как минимум попадете на радары инвесторов и фондов.
Есть мнение, что акселератор может зарабатывать на том, чтобы показывать проект инвесторам — мы с этим не сталкивались.
Кому и зачем стоит идти в акселератор
Акселераторы при инвестфондах ищут в первую очередь технологические проекты с большими рынками и потенциалом масштабирования до «единорога», ну или хотя бы «кентавра». Все остальные также заинтересованы в технологичных решениях. Если у вас маленький кирпичный заводик, и вы хотите сделать из него пять заводиков, это не ваш вариант.
Как правило, в акселераторы отбирают стартапы, у которых есть рабочий MVP и первые продажи — Problem Solution Fit, доказательство того, что продукт решает проблему пользователя. Акселератор помогает сфокусироваться уже на том, чтобы под продукт, решающий проблему пользователя, найти рынок и быстро масштабироваться на нем.
Это не должно останавливать тех, кто еще не сделал ни одной продажи, но имеет обоснование своей идеи на данных. Например, вы провели исследование и получили результат, что ваш продукт сможет решить проблему клиентов и его будут покупать с большой вероятностью. Готовьтесь продемонстрировать, что команда провела работу — идея без проактивных действий по разведке ее целесообразности ничего не стоит.
Как оценить жизнеспособность идеи
Изучите масштаб рынка и подтвердите, что количество людей, имеющих эту проблему, велико. Измерьте это количество в людях и деньгах по методике PAM, ТАМ, SAM, SOM.
Олег Баранник, эксперт фонда «Сколково», трекер GVA
«Зачем идти в акселератор? Чтобы что-то поменять в проекте.
Акселератор — это не школа, где вы просто последовательно выполняете задания и отчитываетесь за них в формате еженедельного звонка. Поставьте для себя какую то сверхзадачу, которая в режиме текучки в силу тех или иных причин казалось нереальной, и попробуйте ее решить. Отнеситесь к этому как к эксперименту, в какой-то степени — как к игре. Эксперимент должен быть проведен основательно и честно, а игра предполагает отдачу и понимание того, что не все и всегда могут выигрывать. И научитесь извлекать пользу из любого результата
А вот чего точно не стоит делать — относиться к акселератору потребительски-ресурсным способом: у меня крутой проект, мозги мне не того-разэтого, просто дайте денег и связи. Во-первых, не дадут, а во-вторых, впустую потратите время».
Наиля Замашкина, трекер EdMarket, предприниматель
«Если вы стартап-команда — определитесь со своей целью, что для вас сейчас важно. Синхронизируйте свои цели и возможности акселератора — вы сможете решить свои задачи в акселераторе?
Добавлю — сжатая по срокам, насыщенная акселерационная программа — это еще и стресс для всей команды. Программа создаст давление снаружи: у вас будут образовательные мероприятия, нетворкинг, работа с трекером — все эти мероприятия направлены на то, чтобы ускорить команду и все процессы внутри продукта и команды. Будьте готовы к дополнительной нагрузке. Удостоверьтесь, что ваша команда тоже готова к нагрузкам».
Какие основные акселераторы есть в России
В России на данный момент насчитывается больше 200 акселераторов. Как найти акселератор под вас? Попробуйте загуглить «акселератор» и пройтись по корпорациям — у многих есть акселераторы, а если нет, то скоро будут — это определенно тренд. Вот список основных.
Акселераторы фондов
Акселераторы институтов развития
Корпоративные акселераторы
Другое
Ольга Елина, HRTech-эксперт, трекер программы StartHub.Moscow
«Чтобы выбрать акселератор, нужно учитывать следующие критерии:
1. Совпадение целей акселератора и целей стартапа
Если вы в поиске инвестиций для масштабирования бизнеса, выбирайте акселератор, который на входе в программу или по ее результатам собирается инвестировать в лучших выпускников.
Обычно размер и условия инвестиций обозначаются на лендинге стартового набора в программу. Если же в инвестициях прямо сейчас вы не нуждаетесь, но для роста бизнеса и увеличения портфолио кейсов вам нужны пилоты — идите в корпоративные и коллаборативные акселераторы, целью которых как раз и являются пилотирование технологий в корпоративных и государственных заказчиках.
2. Профильная сфера
Выбирайте акселератор из нужной вам индустрии: банковский, промышленный, транспортный и другие. Институты развития делают отдельные отраслевые треки.
Есть акселераторы, специализирующиеся только на одной технологической сфере (FinTech, EdTech, BuildTech). Как правило, в узкоспециализированных программах собирают профильных экспертов, заказчиков, трекеров и менторов, которые помогают быстрее разобраться в отрасли и получить нужный нетворкинг и экспертизу.
3. Соответствие требованиям акселератора
Обычно к стартапам предъявляются требования по сфере и классу решений (например, LMS в EdTech, алгоритмы для прогнозирования цен в ритейле), стадии (например, наличие продаж и первых пользователей), готовности продукта (как минимум MVP, способное выдержать рост клиентов и пользователей), размеру команды (минимум два человека с бизнес- и технологической компетенциями).
4. Подходящий формат участия
С началом пандемии постоянное очное присутствие на площадке в рабочее время перестало быть необходимым. Есть возможность взаимодействовать дистанционно и приезжать на ключевые встречи с клиентами, монтаж и интеграцию системы, Demo Day. Тем не менее, лучше уточнить и рассчитать свое время и бюджет, особенно, если вы из другого города или региона.
5. Согласие с условиями пилота в случае акселераторов корпораций и госзаказчиков
А именно — готовности сделать бесплатный (в случае госзаказчиков) или условно бесплатный пилот (в случае корпораций — за небольшой fix). Особенно, если у вас hardware продукт, требующий ресурсов и специалистов на монтаж устройств, пуско-наладку системы, доработок на интеграцию с ИС заказчика.
Если вы понимаете, что не потянете пилот по ресурсам, то лучше отказаться в начале, чем испортить себе репутацию, договорившись с заказчиком, а потом понять, что вы не сможете выделить ресурсы и реализовать пилот».