Актер стендап что это такое
Стендап (жанр)
Стенд́ап (распространены также такие варианты написания и произношения слова, как «ст́эндап», «ст́эндап-камеди», «стенд́ап комедия») (все от англ. stand-up comedy) — сольное юмористическое выступление перед живой аудиторией. Часто для таких выступлений организуются специальные комедийные клубы (англ. comedy club ).
В репертуар стендап-комиков, как правило, входят авторские монологи (routines), короткие шутки (one-liners) и импровизация с залом. В надежде вызвать смех аудитории комики включают в свои выступления также музыкальные, театрализованные фрагменты, чревовещание, фокусы и многое другое.
Содержание
История
Стендап зародился в Великобритании в 18-19 веках. Артисты выступали в мюзик-холлах, от которого произошло название жанра: мюзик-холл камеди. Со временем, жесткая цензура спала после ухода Лорда Чемберлена, и комиков не заставляли отдавать материал на проверку. К 1970 году музыкальный жанр отжил свое. Большим толчком к развитию служило телевидение и радио. Если раньше артист мог выступать с одним номером много лет, то теперь приходилось писать новый материал. США имеет свою историю. Основатели жанра пришли из водевиля. Ими считаются Марк Твен и Норман Уилкерсон. В послевоенное время произошел «бум» стендап-камеди. По всей Америке строились новые клубы. А к 1970 году стендап-камеди в Америке становится основной формой юмористического выступления.
Стендап в России
Англоязычные представители жанра
Примечания
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Стендап (жанр)» в других словарях:
Шутка — это фраза или небольшой текст юмористического содержания. Она может быть в различных формах, таких, как вопрос/ответ или короткая байка. Для достижения своей юмористической цели шутка может использовать иронию, сарказм, игру слов и другие методы … Википедия
Иззард, Эдди — Эдди Иззард Eddie Izzard … Википедия
Юмористическое выступление — Юмористическое выступление, или стендап комеди (англ. Stand up соmedy) жанр выступления перед публикой, когда исполнитель монологов или миниатюр напрямую говорит с аудиторией. Как правило, артист является автором и постановщиком своего… … Википедия
Репортаж — У этого термина существуют и другие значения, см. Репортаж (фильм). Телевизионный «стендап» Репортаж сообщение с места событий. Жанр журналистики, спецификой которого числят оперативность. Кроме того, для этого жанра характерно бесприс … Википедия
Газета — У этого термина существуют и другие значения, см. Газета (значения). «Колокол» А. И. Герцена, 1857 … Википедия
Большая разница (фестиваль) — У этого термина существуют и другие значения, см. Большая разница (значения). «Большая разница» в Одессе … Википедия
Деловая журналистика — Деловая журналистика (англ. Business journalism) профессиональный жанр, в котором журналисты отслеживают, собирают, записывают и анализируют информацию, имеющую отношение к финансам и бизнесу, что даёт возможность представителям… … Википедия
Журналистика — Журналистика актуализация мировоззрения социальных групп средствами подбора фактов, оценок и комментариев, которые злободневны и значительны в данное время. Под журналистикой понимают также практику сбора, интерпретации информации о… … Википедия
Ситуационная комедия — Портал Телевидение История Телевидение в США Телевидение в России … Википедия
Журналистские расследования — (англ. Investigative journalism) вид журналистики, который характеризует планомерное и, как правило, долговременное исследование предмета публикации (зачастую посвященной преступлениям, политическим скандалам и т. п.). Работа … Википедия
19 обывательских вопросов о стендапе: отвечают стендап-паблики «ВКонтакте»
Что такое стендап? Есть ли в России звезды этого жанра комедии? Над чем в России не смеются? А юмористы смешные в жизни? Они вообще что-то зарабатывают? В рамках проекта Esquire Stand Up мы поговорили с админами пабликов о стендапе из «ВКонтакте», где обитает российское комьюнити любителей юмора, и задали им 19 обывательских вопросов.
Записал Александр Кувшинников
Кто сейчас главные русские стендаперы?
Если мы говорим о стендаперах, с которыми знакомится в первую очередь неискушенный зритель, то это топовые лица на ТНТ — Руслан Белый, Нурлан Сабуров, Алексей Щербаков. По сути, это обложка российского стендапа, и она не соответствует содержанию.
Отдельно можно говорить о главных кумирах в интернете. Это, пожалуй, Сергей Орлов, Данила Поперечный и Александр Долгополов. Они отличаются полным отрицанием телевидения как инструмента достижения популярности (не считая появления Орлова на «Вечернем Урганте»), но при этом смогли выстроить успешную карьеру и забивают залы исключительно благодаря своим усилиям в интернете.
Также можно поговорить о тех комиках, которые важны для самих стендаперов, — они обладают большим авторитетом в сообществе, и их взгляды на комедию имеют широкое влияние. Думаю, среди немногих особенно выделяются Артур Чапарян и Идрак Мирзализаде.
С чего (с кого) начать смотреть русский стендап?
Конечно, лучшим вариантом было бы посмотреть живое шоу в StandUp Store или Stand Up Club #1, но во время карантина это вряд ли возможно. Я бы посоветовал посмотреть несколько выпусков из последних сезонов StandUp на ТНТ (там в последнее время много молодых ребят с очень интересными шутками) и проект «Стендап Комики» на YouTube (не каждый выпуск хорош, но когда он хорош — он великолепен).
Тяжело ли все время шутить?
Комики не шутят все время, они все время думают о шутках. Мы много работаем над материалом, раз за разом проверяя его на разной публике, дописываем и переписываем слово за словом. Это ремесленный процесс, и он требует преданности и концентрации. Не считая рабочего процесса, ожидать от комика, что он будет шутить постоянно, не стоит.
Стендаперы в обычной жизни смешные?
Стендаперы в обычной жизни (как и на сцене) разные. Есть множество талантливых комиков, которые абсолютно несмешные в жизни, но также я встречал довольно смешных людей, которые на сцене оказываются посредственными и неинтересными.
Нет ли у стендаперов соблазна экономить шутки для сцены и ходить мрачными?
В целом шутки на сцене и шутки вне сцены — это разные звери и с ними по-разному надо работать, так что одно никак не пересекается с другим.
Бывает ли у стендаперов профдеформация?
Определенно. У комиков восприятие сильно заточено на поиск парадоксов, неуместности и несправедливости, а наткнувшись на них, комик сразу начинает в голове «разгонять» шутку. Через какое-то время начинаешь любую новую информацию и жизненную ситуацию воспринимать как потенциальный сетап для шутки. В некоторых случаях это может выглядеть как цинизм.
Много ли зарабатывают стендаперы?
Немногие зарабатывают много. Многие зарабатывают что-то. Большинство не зарабатывает ничего.
Стендаперы вообще что-нибудь зарабатывают?
Для медийных комиков есть платные мероприятия, для остальных — периодические мани-майки (участие в «открытых микрофонах», за которое комик получает гонорар. — Esquire ). Но чаще всего речь идет о подработке.
Как стать стендапером?
Нужно написать пару минут шуток, записаться на открытый микрофон, выступить. Переделать шутки, записаться на открытый микрофон и выступить. Повторять каждый день, желательно по нескольку раз на протяжении нескольких лет.
Зачем становиться стендапером?
Кому-то нравится жанр, кому-то хочется на сцену, но ничего другого он не умеет, кто-то вообще оказывается тут случайно.
Кто стендаперы для современного общества — коллективные психологи?
Ни в коем случае. Стендаперы — энтертейнеры. Ничего большего. В некоторых отдельных случаях может быть что-то большее, но в среднем по больнице комик — это просто комик.
Что думают родители стендаперов?
Опять же, родители стендаперов — это не коллективный разум. Кого-то поддерживают, кого-то предают анафеме. Как повезет.
Гордятся ли стендаперы своей профессией?
В основном да, но спустя пару лет. На первых порах люди стесняются прилюдно называть себя комиком.
Что важнее для стендапера: талант или метод?
Я верю, что метод. Талант сам по себе вряд ли кого-нибудь куда-то привел, но методичная работа привела к успеху множество бездарностей.
Над чем больше всего смеются в России?
Больше всего смеются над слабыми, но это не значит, что про слабых больше всего шутят.
Над чем меньше всего смеются в России?
Самая опасная тема, мне кажется, война. ВОВ, Афган. В целом все, что связано со смертью, вызывает напряжение. Но хороший комик всегда найдет способ, как сделать это смешным.
Над чем в России не смеются, но стоило бы?
Думаю, надо уметь смеяться над всем, вопрос только в том, чтобы шутка была хорошая.
Нужен ли в России стендап?
Думаю, нужен, учитывая, сколько людей на него ходит каждый день.
Что будет дальше со стендапом в России?
Думаю, после карантина какое-то время стендап будет расти как индустрия, пока юмор не станет слишком однотипным и вторичным. Тогда наступит кризис, из которого вырастут по-настоящему великие звезды. Но в России в любом процессе нельзя сбрасывать со счетов возможность вмешательства правительства, и к чему это приведет, никогда не угадаешь.
Кто есть кто: из стендап-комиков
Сейчас стендап-комики по популярности не уступают даже рэперам. На их концерты приходят тысячи людей, а Direct переполнен письмами от фанаток. Они много шутят и не стесняются, кажется, вообще ничего. Именно за это мы их так сильно и любим. Рассказываем, кто есть кто из самых популярных комиков.
Данила Поперечный (26)
Даня родился и вырос в Воронеже. А когда был в седьмом классе, переехал вместе с семьей в Киев, где прожил шесть лет. В самом начале Поперечный делал на своем YouTube-канале короткие юмористические анимации. Также он работал мультипликатором на портале «Спасибо, Ева!». Стендапом Даня начал активно заниматься в 2013 году и в тот же год набрал на канале первые 10 тысяч подписчиков (сейчас их количество превышает 3 миллиона).
В YouTube он публикует влоги и стендапы, ведет собственное шоу «Без души» и берет интервью у звезд, а еще участвует в проекте «Зашкварные истории» на канале «КликКлак», где приглашенные знаменитости рассказывают самые адские и смешные ситуации, в которые они попадали. До карьеры в YouTube Данила учился на инженера-информатика в Польше (правда, бросил учебу через два года) и с 16 лет работал в компании по разработке игр GSC Game World.
Кстати, не так давно Даня расстался со своей девушкой Региной после пяти лет отношений. Так что сейчас его сердце свободно!
Алексей Щербаков (31)
Леша Щербаков, наверное, самый простой парень во всем стендапе. Именно за это мы его так сильно любим. Он не боится показаться зрителю смешным или глупым. Впервые Щербаков появился на телевидении в 2012 году в программе «Comedy Баттл», но пройти в следующий тур не смог. Спустя год он снова пришел на программу и даже дошел до финала, но победителем так и не стал. В 2015 году Алексей стал участником шоу «Открытый микрофон», а после появился в Stand Up. Сейчас Леша активно снимается и в других проектах. Он участвует в шоу «Прожарка» и «Что было дальше» в YouTube.
Публикация от Stand Up (@standup_tnt) 25 Окт 2020 в 7:51 PDT
В личной жизни комика тоже все прекрасно – он уже девять лет женат на Елене Щербаковой, с которой они воспитывают двух сыновей.
Кстати, в интервью Юрию Дудю Алексей признался, что за Еленой он начал ухаживать еще школьником. «Я всю школу за ней бегал. Говорил ей, что у нас будет сын и мы обязательно поженимся. Нашей паре почти десять лет, но, когда я долго не вижу жену, жалею, что ее нет рядом. И каждый раз, когда на нее смотрю, чувствую тот трепет, который был в школе».
Нурлан Сабуров (28)
Нурлан – самый харизматичный комик в отечественном стендапе. Юмором он начал заниматься, еще когда учился в университете в Екатеринбурге. Через несколько лет его заметил комик Дмитрий Романов, который посоветовал ему подать заявку на участие в шоу на ТНТ. Впервые на телевидении он появился в программе «Открытый микрофон», где произвел впечатление на Павла Волю и Руслана Белого. А после Сабуров получил предложение выступать в рамках Stand Up. Но на этом он не остановился. Сейчас Нурлан ведет шоу «Что было дальше» на YouTube-канале Labelcom.
Публикация от Stand Up (@standup_tnt) 27 Сен 2020 в 9:08 PDT
Сабуров – примерный семьянин, он почти 10 лет женат на Диане, с которой познакомился, будучи студентом. Сейчас они воспитывают двоих детей: дочь Мадину и сына Тагира.
В интервью Юрию Дудю Нурлан рассказал, как узнал о том, что станет отцом (напомним, ему был всего 21 год): «Я был в универе, и мне приходит SMS: «Две полоски». И я в шоке таком! У меня сердце по всему универу колотилось!»
Подробности личной жизни Нурлан и Диана не афишируют, а фотографий детей в Сети вообще нет.
Александр Долгополов (26)
Еще один комик родом из Воронежа. Александр с детства обожал КВН, Comedy Club и выступления Максима Галкина. Говорят, что он запоминал разные сценки и показывал их семье. В одном интервью Александр сказал, что всерьез начал увлекаться стендапом из-за задания по английскому языку. Ему нужно было подготовить рассказ о своих хобби. По его словам, он особо ничем не занимался, поэтому решил написать про стендап. В 2017 году он стал резидентом Stand-Up Club № 1 и одним из участников YouTube-шоу «Порараз бирацца».
У Долгополова есть собственная программа на YouTube-канале «Час шуток Александра Долгополова». А в январе этого года Александру пришлось уехать из России в Израиль. Это случилось после того, как полиция начала проверку его выступления «Новый час шуток» из-за жалобы – якобы шутки Александра оскорбили чувства верующих. Однако уже в середине марта он вернулся в Россию.
О личной жизни комика известно не так много. В июне 2019-го он рассказал Юрию Дудю, что развелся с женой, с которой был вместе несколько лет.
Как начать разбираться в стендапе Луи Си Кей, Хэннибал Бёресс, Азиз Ансари и другие современные звёзды жанра
The Village продолжает пропагандировать самообразование в разных областях культуры и науки. В очередном выпуске рубрики «Новые знания» мы рассказываем о стендапе, который на протяжении последних десятилетий является основным юмористическим жанром в США, а совсем недавно стал набирать популярность и в России. Журналист и автор YouTube-канала о поп-культуре Blitz and Chips Гриша Пророков объясняет, как появился стендап и кого из комиков стоит смотреть в первую очередь.
Гриша Пророков
С самого начала надо знать: для того чтобы понимать стендап, не нужно никаких особых навыков или знаний. В случае с театром или кино ещё можно поспорить, что у каждого из них особый язык, который складывался на протяжении долгого времени, и чтобы в нём разобраться, нужна какая-то подготовка. Юмор же — язык универсальный. Да, конечно, тут тоже сложилась своя традиция, и есть комики, которые особенно глубоко с ней работают: например, один из лучших британских стендап-комиков Стюарт Ли регулярно шутит, в общем-то, о стендапе — и делает метакомментарий. Но в целом, чтобы начать разбираться в жанре, достаточно включить какой-нибудь спешл (о том, что это такое, ниже) и понять, смешно вам или нет. Если нет — попробуйте другого комика. Вот и всё.
Есть несколько версий о том, как появился стендап. Одни историки жанра считают, что он появился в Великобритании в XVIII–XIX веках. В мюзик-холлах — театрах, возникших на основе пабов — зрители могли свободно сидеть в зале, курить и пить алкоголь, а их развлекала труппа варьете с песнями, танцами и театральными сценками. Одним из номеров и был комик, рассказывающий шутки. По другой версии прародителем стендапа следует считать американский уличный театр.
Про современный стендап стоит понимать, что он очень разный: музыкальный, умный, ниже пояса, абсурдный — какой угодно. Это целый вид искусства. Поэтому, если вам не понравился какой-нибудь комик, не стоит ставить на стендапе крест: вы же не бросите смотреть кино после того, как вам, например, не понравился один плохой фильм ужасов. Кроме того, стендап — жанр живой, поэтому в идеале надо ходить на живые выступления. Однако, поскольку в России с этим трудно (у нас стендап всё ещё на первых ступенях эволюции), приходится смотреть записи.
Стендап максимально отличается от советской школы юмора, в которой было два распространённых формата. Один из них — человек выходил и зачитывал (иногда даже по бумажке) написанный кем-то для него сатирический текст. Другой — театральный формат миниатюры, который потом унаследовали КВН и Comedy Club. Стендап же — максимально свободный формат, в котором и автор, и исполнитель, и зачастую главный герой — одно лицо. И делать на сцене можно, на самом деле, что угодно: можно петь песни, можно рассказывать истории из своей жизни, можно шутить шутки, которые никак не связаны между собой, — всё это будет стендапом.
Основной формат, в котором стендап существует в записи, — это спешл (special). Спешл — это большой сольный концерт одного комика, который обычно идёт от 30 минут до двух часов. Многие персональные концерты делались по заказу телеканалов и назывались в духе Ivan Petrov Special for HBO — так и родилось это слово. К спешлу комик обычно долго готовится и обкатывает материал вживую — например, отправляется в тур и даёт 50 концертов с более-менее одинаковым материалом, а потом записывает 51-й.
Спешлы выпускаются на DVD, аудиоальбомами (кстати, не бойтесь слушать стендап в аудио: это тоже отличный формат), а сейчас зачастую просто выкладываются на Netflix. Собственно, Netflix — лучший легальный способ просмотра стендапа в России: в нём немалая библиотека спешлов, и все их можно смотреть с английскими субтитрами. Если же у вас плохо с английским, во «ВКонтакте» существует сразу несколько сообществ энтузиастов, которые занимаются любительским переводом, — собственно, к стендапу многие российские зрители пришли именно через них.
Что же до оригинального стендапа в России, то он пока в зачаточном состоянии. Хотя сходить и посмотреть есть на что: есть шоу Stand Up на ТНТ, участники которого ходят выступать примерно как на работу в офисе, есть клуб Stand-Up Club на Арбате с красным занавесом и бархатными стульями, где дают буржуазную, сытую версию стендапа (что, впрочем, не значит, что это никому не должно нравиться, — в юморе нет правил), есть «Stand Up ЦИМермана» при Центре имени Мейерхольда.
Кроме того, есть независимые комики и даже проводятся открытые микрофоны, на который может прийти кто угодно. Впрочем, на открытые микрофоны комики приходят обкатывать новые шутки — и по большей части выходит ужасно, но это настоящая изнанка жанра и формат, который нужен для живой культуры. Наконец, стоит понимать, что одной Москвой стендап не ограничивается: клубы и сообщества есть по всей стране, а столицей стендапа в России, например, принято называть Воронеж, в котором существует огромная живая сцена и даже проводятся большие фестивали.
Каких классиков стендапа
посмотреть на YouTube
Луи Си Кея нет в русском Netflix, так что приходится вставить его в этот список, хотя его и так уже смело можно называть классиком. Наверняка про него вы уже знаете, но в двух словах: Луи Си Кей — главный американский комик современности, звезда и автор сериала «Луи», сильно повлиявший на всю современную комедию. Успех пришёл к нему довольно поздно, в середине 2000-х, когда Си Кею уже было за 40. Юмор Си Кея — одновременно циничный и пропитанный любовью к людям, при этом балансирующий на грани. Он, с одной стороны, просто рассказывает о своей жизни, с другой — проверяет границы морали и устоев общества. Ему ничего не стоит поднять вопрос о том, не заслуживают ли люди с аллергией на орехи смерти, но он сделает это так, что зрители не будут в шоке.
Один из главных афроамериканских комиков, звезда 1970-х, которого Джерри Сайнфилд называл «Пикассо от стендапа». Мастер автобиографического юмора: всё, что Прайор делал, — это, по сути, блестяще рассказывал байки из собственной жизни, которых у него было полно благодаря безумному образу жизни.
Столп американской комедии, который начал карьеру ещё в 1970-х, но больше всего его выступлений сохранилось из 2000-х. Карлин — язвительный и острый сатирик, мастер чёрного юмора. Большинство его шуток — социальная критика; он много шутил про политику, общество и человеческую глупость.
Джервэйс стал звездой стендапа необычным образом: сначала он придумал и сделал сериал «Офис», а потом уже вышел на сцену в качестве популярного комика — обычно же всё происходит ровно наоборот. Если вам кажется, что политкорректность уничтожает юмор, Джервэйс — комик для вас. Он шутит над всеми: полными людьми, гомосексуалами и вообще кем угодно.
Комик-трансвестит, мастер абсурдистского и странного юмора и человек небывалой эрудиции. Выступления Иззарда лучше смотреть целиком: он идеально выстраивает драматургию своих концертов, постоянно возвращаясь к предыдущим шуткам, создавая сквозных персонажей и так далее. Шутит он при этом, например, про балет, Древний Египет и космическую программу.
Какие спешлы посмотреть на Netflix
Russell Peters: Notorious
Рассел Питерс — канадский индиец, сын иммигрантов. Он по большей части шутит про расы и этническую принадлежность: обыгрывает стереотипы, изображает акценты и рассказывает, как он путешествует по миру. При этом в юморе Питерса нет ни капли расизма: он шутит исключительно добро (и при этом довольно просто), а залы на его выступлениях обычно предельно мультикультурные: там сидят и американские азиаты, и американские арабы, и афроамериканцы, и белые — в общем, кто угодно.
Jimmy Carr: Funny Business
Карр — мастер уанлайнеров: он именно что рассказывает шутки, а не связные истории. При этом Карр — англичанин, так что он делает это с классической сухой британской подачей, с минимумом эмоций и театральными паузами.
Hannibal Buress: Live from Chicago
Флегматичный и апатичный афроамериканский комик со странным и немного абсурдным юмором — стиль Бёресса (известного среди прочего по роли в ситкоме Broad City) придётся по вкусу не каждому, но если он вам понравится, то понравится по-настоящему. Бёресс, как и большинство американских комиков, рассказывает истории из своей жизни и делается наблюдениями, но и наблюдения, и жизнь у него, мягко говоря, странные.
Aziz Ansari: Buried Alive
Азиз Ансари — звезда сериала «Парки и зоны отдыха», а также автор и исполнитель главной роли в сериале «Мастер не на все руки», где он, по сути, играет самого себя. Образ Ансари в стендапе похож на его актёрские работы: он отыгрывает немного наивного, но восторженного великовозрастного ребёнка, который будто только открывает для себя мир. Однако следить за этим очень смешно и интересно.
Iliza Shlesinger: Freezing Hot
Элайза Шлезингер — мастер комедии наблюдений. Наблюдает она, правда, в основном за отношениями, привычками и поведением женщин, но делает это невероятно смешно. Как любой хороший комик, Шлезингер не боится смеяться над собой. Она прекрасно шутит над всеми стереотипами, которые навязывает женщине современное общество, — от обязательного макияжа до планирования свадьбы.