Актер травести что это
Травести (амплуа)
В современном театре (реже в кино) к услугам актрис-травести прибегают, главным образом, потому, что добиться от актёра-ребёнка требуемого для сложных ролей исполнительского мастерства нелегко. Кроме того, актёр-подросток быстро взрослеет, и на его роль нужно было бы вводить нового исполнителя, тогда как актриса-травести может выступать в одной и той же роли многие годы.
К травести относятся: в драматическом театре роли девушек, которым по ходу действия приходится выдавать себя за мужчин, переодеваться в мужское платье (например, Виола в «Двенадцатой ночи» Шекспира, Шура Азарова в «Давным-давно» Александра Гладкова, Беатриче в «Слуге двух господ» Карло Гольдони, Габриэль в водевиле Ф. А. Кони «Девушка-гусар», Тильтиль и Митиль в «Синей птице» Мориса Метерлинка).
Травести называют также оперных певиц, выступающих в партиях юношей (которые композиторами XVIII—XIX веков создавались для женских голосов меццо-сопрано, контральто). Например, Зибель — «Фауст» Ш. Гуно, Лель — «Снегурочка» Николая Римского-Корсакова.
Среди наиболее известных актрис-травести советского и российского театра и кино — Янина Жеймо, Ольга Бган (первая исполнительница роли Маленького принца на советской сцене), Лидия Князева, Мария Барабанова, Лариса Голубкина, Варвара Асенкова, Алиса Фрейндлих, Вера Бендина, Евгения Морес, Зоя Булгакова, Нина Казаринова, К. П. Коренева, Мария Неменко-Бабковская, Александра Охитина, Валентина Сперантова, Мария Виноградова, Людмила Чернышёва и другие. Из широко известных западных и восточных актрис к этому амплуа относят шведскую оперную певицу Малену Эрнман и французских актрис Виржини Дезаже и Сару Бернар, канадку Мэри Пикфорд, американку Мод Адамс, актрис разновидностей китайской оперы Ям Кимфай, Айви Лин По и Ян Лихуа.
Несмотря на то, что большинство современных травести (по крайней мере, в «европейской традиции») — женщины, традиция исполнения актёром роли персонажа, принадлежащего к другому полу — гораздо старше, причём исходно (вплоть до XVI—XVII вв.) расхождение сценического и природного пола носило противоположный характер: женщины не допускались на театральную сцену, и женские роли исполнялись мужчинами — чаще юношами или кастратами. Похожая традиция сохраняется в некоторых более консервативных национальных театрах, например, японском кабуки, где по сей день, за редким исключением, отсутствуют женщины, и до сих пор сохраняются действующие кланы актёров-оннагата (без возрастных и репродуктивных ограничений). В 1950—1960-е годы ряд актёров оннагата, придя в кинематограф, стали известными звездами и японского кино, причём среди них были как сохранявшие это амплуа на сцене, но отошедшие от него на экране (например, Окава Хасидзо II), так и применявшие его и в кино — например, Кадзуо Хасэгава, снявшийся и в начале, и в конце своей кинокарьеры в экранизациях одной и той же известной драмы «Месть актёра» (Yukinojo henge), где играл как главную роль лишившегося жены актёра-оннагата Юкинодзё, так и роль его матери. Известнейший из ныне выступающих оннагата Бандо Тамасабуро V имеет в своём активе женские роли не только японского, но и классического репертуара: Джульетту, Электру, леди Макбет, — а в 1994 сыграл в постановке и фильме Анджея Вайды «Настасья» по роману Достоевского «Идиот» роли обоих полов — Настасьи Филипповны и князя Мышкина (первая мужская роль в его карьере).
Из российских и советских актёров ролями в амплуа травести известны, в частности, актёр Суворинского театра Борис Глаголин, который исполнил в 1908 году роль Иоанны в шиллеровской «Орлеанской деве» (реконструктивная постановка Н. Н. Евреинова; впоследствии этот опыт считался одним из наиболее удачных в трактовке этого образа), Олег Табаков (Мэри Поппинс, до свидания), Александр Калягин (Здравствуйте, я ваша тётя!) и ряд детей-актёров, в частности, Фёдор Стуков. Широко известна также роль Бабы Яги, многократно отыгранная артистом Георгием Милляром в фильмах-сказках Александра Роу. Из западных актёров нельзя не вспомнить Майкла Дж. Фокса, сыгравшего во втором фильме знаменитой кинотрилогии «Назад в будущее» главного героя в разном возрасте, его сына и дочь, а также Дастина Хофмана, сыгравшего две главные роли (мужскую и женскую) в комедии «Тутси».
Кроме того, травести-образы стали основными у некоторых эстрадных актёров, таких, как Вероника Маврикиевна и Авдотья Никитична (Вадим Тонков и Борис Владимиров), Верка Сердючка (Андрей Данилко), Новые русские бабки (Игорь Касилов и Сергей Чванов), которые комично изображают женщин в возрасте.
Многие советские актрисы начинали свой путь с травести. Среди них — Мария Бабанова, Лидия Князева, Валентина Сперантова, Надежда Айзенберг, среди современных — Татьяна Аксюта, Татьяна Весёлкина, Людмила Гнилова, Татьяна Курьянова, Татьяна Матюхова, Татьяна Шатилова. Начинали карьеру в качестве травести Лия Ахеджакова в Москве, Вера Кавалерова в Минске. Жанр травести считается на данный момент исчезающим в киноиндустрии и театральном искусстве.
Ошибочно считать, что амплуа травести носит сугубо технический (женщины в роли детей) или комический характер. Часто к эстетике травести прибегают серьезные режиссёры и перформеры, руководствуясь исключительно художественными соображениями. К таким примерам можно отнести творчество режиссёра Романа Виктюка, где, в основном, все главные женские роли отданы актерам-мужчинам («Служанки», «Саломея», «Федра», «Ромео и Джульетта» и пр.) или моноспектакль Теодороса Терзопулоса «Гамлет-урок» с Аллой Демидовой в роли Гамлета.
«Началось это со школьных КВН» Зачем мужчины перевоплощаются в женщин и как они зарабатывают этим на жизнь
Культура травести — переодевание мужчин в женское платье — так же стара, как человеческая культура в целом. В древности в таком виде гетеросексуальные мужчины зачастую противостояли злым духам или развлекали публику, а в XX веке, порицаемые обществом, тайно снимались для порнографических открыток. В наши дни для любителей подобного рода перевоплощений появился отдельный термин — drag queens. Эта субкультура оказалась настолько востребованной, что ее представители становятся мировыми звездами, а некоторые из них подписывают многомиллионные контракты. «Лента.ру» разобралась, откуда взялись drag queens, и узнала у российских и зарубежных артистов, как они выбрали свой путь и чем их привлекла такая работа.
«Калечить мальчиков считалось нормой»
Переодевание как визуальное перевоплощение мужчины в женщину в древних культурах имело сакральный характер. Так жрец или шаман мог попытаться обмануть духов или, напротив, сделать им приятное. В античной Греции из-за специфики брачно-семейных обычаев мужчины женились довольно поздно, да и потом немалую часть своей жизни проводили в военных походах. Роль женщин в таких ситуациях отводилась подросткам, которые могли соответственно одеваться и краситься.
В любом учебнике по фольклористике можно подробно прочитать о святочных плясках, представлениях и карнавалах у народов Европы, которые непременно сопровождались «травести-шоу». Мужчины переодевались женщинами, женщины — мужчинами, причем и те, и другие с помощью самых разных подручных средств имитировали гипертрофированные половые признаки противоположного пола. Считалось, что подобное поведение, создающее путаницу в переломные и с точки зрения воздействия потусторонних сил самые опасные года, позволяет защитить себя от козней разных злых духов.
Английский актер Эдвард Кинастон (1640-1706), исполнитель женских ролей
Изображение: The History Collection / Legion-media.ru
В Средние века актерство и скоморошество не поощрялись христианской церковью — их не одобряли ни православные, ни католические священнослужители. Но если мужчин-актеров церковь хоть как-то терпела (хотя и существовал, например, запрет хоронить их на освященной земле пределах кладбищенской ограды), то участие женщин в представлениях считалось совершенно недопустимым оскорблением нравственности. Поэтому в европейских театрах — сначала в бродячих балаганах, а потом и в постоянных труппах, вроде шекспировского «Глобуса», — женские роли играли мужчины.
Многие пьесы Ренессанса и Нового времени следовали идее и эстетике карнавала и клали в основу сюжета как раз ситуации, когда мужчина переодевается женщиной или наоборот — в числе прочего с целью избежать нежелательного или добиться желательного брака, а также провернуть любовную аферу. Жанр травести не увял, а, напротив, расцвел пышным цветом в «галантном» XVIII столетии, где считалось нормой калечить мальчиков, чтобы сохранить у них высокий голос, похожий на женский, и даже писать оперы специально для таких артистов.
Травести. Франция, 1880 год
Фото: adoc-photos / Corbis via Getty Images
Похожая ситуация с мужчинами-исполнителями женских ролей наблюдалась и в Юго-Восточной Азии, начиная с китайских традиционных костюмированных представлений. В японском театре кабуки по сей день есть особое амплуа — оннагата, женские роли, исполняемые мужчинами. Нужно заметить, что в кабуки у актеров такой грим, что отличить мужского персонажа от женского можно только по костюму и тембру голоса: «героини» повышают голос до фальцета, а герои говорят нарочито резко и грубо.
«Это было социально неодобряемым поведением»
С либерализацией нравов все изменилось: женщины получили разрешение сначала танцевать и петь на сцене, а потом и играть в пьесах драматических театров. Переодетым мужчинам остались роли комических старух и пародийные представления в театре бурлеска. Там никто не ожидал от представителей сильного пола подлинного женоподобия.
Травести (амплуа)
Из Википедии — свободной энциклопедии
В современном театре (реже в кино) к услугам актрис-травести прибегают, главным образом, потому, что добиться от актёра-ребёнка требуемого для сложных ролей исполнительского мастерства нелегко. Кроме того, актёр-подросток быстро взрослеет, и на его роль нужно было бы вводить нового исполнителя, тогда как актриса-травести может выступать в одной и той же роли многие годы.
Из российских и советских актёров ролями в амплуа травести известны, в частности, актёр Суворинского театра Борис Глаголин, который исполнил в 1908 году роль Иоанны в шиллеровской «Орлеанской деве» (реконструктивная постановка Н. Н. Евреинова; впоследствии этот опыт считался одним из наиболее удачных в трактовке этого образа), Олег Табаков (Мэри Поппинс, до свидания), Александр Калягин (Здравствуйте, я ваша тётя!) и ряд детей-актёров, в частности Фёдор Стуков. Широко известна также роль Бабы Яги, многократно отыгранная артистом Георгием Милляром в фильмах-сказках Александра Роу. Из западных актёров нельзя не вспомнить Майкла Дж. Фокса, сыгравшего во втором фильме знаменитой кинотрилогии «Назад в будущее» главного героя в разном возрасте, его сына и дочь, а также Дастина Хоффмана, сыгравшего две главные роли (мужскую и женскую) в комедии «Тутси».
Кроме того, травести-образы стали основными у некоторых эстрадных актёров, таких как Вероника Маврикиевна и Авдотья Никитична (Вадим Тонков и Борис Владимиров), Верка Сердючка (Андрей Данилко), Новые русские бабки (Игорь Касилов и Сергей Чванов), которые комично изображают женщин в возрасте.
Ошибочно считать, что амплуа травести носит сугубо технический (женщины в роли детей) или комический характер. Часто к эстетике травести прибегают серьезные режиссёры и перформеры, руководствуясь исключительно художественными соображениями. К таким примерам можно отнести творчество режиссёра Романа Виктюка, где, в основном, все главные женские роли отданы актёрам-мужчинам («Служанки», «Саломея», «Федра», «Ромео и Джульетта» и пр.)
Культура
Актрисы-травести
Лучшая Золушка СССР
Янина Жеймо, Яничка – как ее звали до самой старости. Но разве старость может прийти к Золушке? Нет, она навсегда осталась для нас юной, такой мы увидели ее, такой запомнят и наши дети.
И никакие связи не помогут тебе сделать ножку маленькой, душу — большой, а сердце …
В женщине должна быть загадка
Амплуа актрисы сразу определили ее внешние данные – травести. И выпускница ГИТИСа играет в Московском ТЮЗе белочек, зайчиков, пионеров и даже ослика Иа, причем все это в течение 16 лет! Только после 40 лет к ней пришла настоящая слава, признание и всенародная любовь. Все узнаваемые героини Ахеджаковой и живут в мире заразительного смеха и горьких слез, бесшабашного юмора и какой-то особенной мудрости – все переплелось в сложные кружева, сплетенные ее талантом.
Даже трудно представить, что было бы, не уговори Эльдар Рязанов Ахеджакову на исполнение эпизодических ролей, надоевших ей до смерти в театре! Страшно подумать, но мы могли не увидеть великолепную секретаршу с походкой от бедра из «Служебного романа», смешную учительницу из «С легким паром», борца за справедливость из «Гаража».
Она такая живая, отчаянная, справедливая и сострадающая. Кажется, перед ней не устоит никто и ничто, маленькая и храбрая – травести Лия Ахеджакова. Она с восторгом отзывается о коллегах по актерскому цеху, помогает фонду Чулпан Хаматовой. Маленькая актриса с большим сердцем и детской верой во все лучшее, что есть в людях – и в нас с вами тоже…
Королева бензоколонки и лесоповала
Возможно, именно из-за ее ролей у нас до сих пор щемящее чувство тоски по тем годам, которые пришлись на молодость наших родителей. Кажется, что тогда жизнь была именно такой, как в «Девчатах» и «Не поддающихся»: с настоящей дружбой, верой в завтрашний день, в настоящую любовь, во все хорошее. Как нам этого не хватает в нашей сегодняшней жизни – настоящих и искренних веры, дружбы, любви.
Хорошие девчата, заветные подруги…
Бабушки-старушки?
Уже в нашем детстве эти актрисы исполняли роли … бабушек. Если бы не старые телеспектакли, возможно мы и не поняли какое отношение имеет к ним амплуа травести.
Валентина Сперантова, Мария Барабанова и Мария Виноградова – сказочные и сельские бабушки, учительницы…
Маленькие актрисы-травести с большим сердцем, широкой душой и огромным талантом. Талантом быть не только хорошими актерами, но и настоящими людьми. Даже их самые маленькие эпизодические роли почему-то не забываются. Вы не знаете, почему?
ТРАВЕСТИ
Смотреть что такое «ТРАВЕСТИ» в других словарях:
травести — нескл., ср. travesti < travestir переодевать. 1. Одно из театральных амплуа, мужская или детская роль, исполняемая переодетой женщиной. БАС 1. Я видел ее, старухой сильно за шестьдесят лет, в travesti, в мужской роли из пьесы Сарду. Бобор.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
ТРАВЕСТИ — [фр. travesti Словарь иностранных слов русского языка
Травести — (от итал. travestire «переодевать») вид комической поэзии, сформировавшийся в эпоху Возрождения в связи с общим развитием бурлескной поэзии. Комизм Т. строится на том, что серьезное содержание выражается несоответствующими ему образами и… … Литературная энциклопедия
травести — неизм.; ср. и ж. [франц. travesti переодетый]. Театр. 1. ж. Роль мальчика или юноши, исполняемая актрисой, переодетой в мужской костюм. Играть т. Роль т. // Актриса, играющая такие роли. Талантливая т. Опереточная т. 2. ср. Театральное амплуа… … Энциклопедический словарь
Травести — (от итал. travestire переодевать). Травести театральное амплуа, актёр или актриса, исполняющие роль противоположного пола и/или ребенка Травести род юмористической (иногда и сатирической) поэзии. Травести российский… … Википедия
Травести — I нескл. ж. 1. Амплуа актрисы, исполняющей роли подростков (мальчиков или девочек), а также роли, которые требуют переодевания в костюм лица другого пола. 2. Актриса, выступающая в таком амплуа. II нескл. м. Мужчина транссексуал. III нескл. ср.… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Травести — I нескл. ж. 1. Амплуа актрисы, исполняющей роли подростков (мальчиков или девочек), а также роли, которые требуют переодевания в костюм лица другого пола. 2. Актриса, выступающая в таком амплуа. II нескл. м. Мужчина транссексуал. III нескл. ср.… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Травести — I нескл. ж. 1. Амплуа актрисы, исполняющей роли подростков (мальчиков или девочек), а также роли, которые требуют переодевания в костюм лица другого пола. 2. Актриса, выступающая в таком амплуа. II нескл. м. Мужчина транссексуал. III нескл. ср.… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Травести — I нескл. ж. 1. Амплуа актрисы, исполняющей роли подростков (мальчиков или девочек), а также роли, которые требуют переодевания в костюм лица другого пола. 2. Актриса, выступающая в таком амплуа. II нескл. м. Мужчина транссексуал. III нескл. ср.… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Травести — I нескл. ж. 1. Амплуа актрисы, исполняющей роли подростков (мальчиков или девочек), а также роли, которые требуют переодевания в костюм лица другого пола. 2. Актриса, выступающая в таком амплуа. II нескл. м. Мужчина транссексуал. III нескл. ср.… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой