Актер в квест что это такое
Актеры в квестах
Ни для кого не секрет, что проекты с актерами пользуются особенной популярностью среди квестоманов. Но такие проекты тоже бывают очень разными: это страшные квесты с эффектом присутствия, перформансы разной тематики, нестрашные квесты с интерактивом и даже детские приключения с аниматором. И сегодня мы попробуем разобраться во всем этом многообразии.
Страшные квесты с эффектом присутствия
Количество этого самого “присутствия” тоже варьируется. В некоторых квестах это буквально 2-3 появления (и тогда эту работу может делать непосредственно оператор), в других актер находится где-то рядом с игроками практически на протяжении всей игры, и тогда это уже однозначно отдельный человек.
Испугаться в таком квесте вполне себе можно, но и загадки разгадывать тоже придется.
В “Локапе” есть два проекта такого типа: “Дом на окраине” и “Минотавр”.
Хоррор-перформансы
Здесь работа актеров уже значительно сложнее. Как правило, актеров в таких проектах не менее двух. Иногда увеличение количества актеров доступно за доплату.
На первый план в таких проектов выходит не решение загадок, а взаимодействие. Часто два персонажа делятся на “хорошего” и “плохого”. Вот только во время игры расклад еще может поменяться… Но в любом случае, игрокам так или иначе придется с кем-то общаться. Актеры, в свою очередь, могут взаимодействовать не только с игроками, но и друг с другом, и особенно интересно, если отношения между ними содержат некий конфликт.
Впечатления игроков в перформансе зависят от качества работы актеров значительно больше, чем в квесте. Поэтому для такой работы любой человек уже не подойдет. В идеале на таких проектах работают профессиональные актеры.
Перформансы и квесты другого жанра
Основная отличительная особенность таких проектов от хоррор-перформансов в том, что фактор страха уже не влияет на игроков. А значит, погружение в атмосферу еще больше зависит от профессионализма актеров.
Особое место на рынке квестов России занимают так называемые перформансы 18+. В Санкт-Петербурге вот есть проект “Квартал красных фонарей” от компании iLocked. И конкретно про этот проект можно сказать, что он уже не с актерами, а с актрисами. Впрочем, ходят слухи, что отдельно можно выбрать и пол актеров. На самом деле, ничего выходящего далеко за рамки приличия там не происходит, но некоторая пикантность имеет место быть.
Квесты в воображении
Эти проекты представляют собой еще более узкий сегмент. Их отличительная особенность в том, что игроков сенсорно депрвируют. А именно, завязывают глаза на время всей игры, которую игроки проводят статично в комфортабельных креслах.
Грамотный ведущий подробно описывает происходящее в игровом мире. Игрокам постоянно приходится совершать выбор и взаимодействовать с различными предметами. Разумеется, сценарных ограничений в такой игре практически нет, и вариабельность целиком и полностью зависит от импровизационных навыков актера.
Детские квесты с актером
Такие проекты делятся на два основных типа.
Мы как раз сейчас активно ведем работу над адаптацией некоторых наших квестов под детские версии.
Актеры в таких проектах как правило играют роль помощников, органично вписанных в сюжет квеста.
Выводы
Впрочем, однозначно сказать, что квесты с актерами вытесняют проекты без таковых тоже нельзя. Многие игроки любят квесты именно за интеллектуальную составляющую этого вида отдыха, сами загадки и головоломки.
Ну что ж, каждому свое. А нам остается с удовольствием смотреть, как на рынке появляются все новые уникальные проекты. Как с актерами, так и без.
Откровенное интервью с актером перформанс-квеста
Хотите открывать квест с актёром? Тогда эта статья – точно для вас. Мы взяли интервью у одной очень хрупкой, творческой, интересной девушки. Она работает актером в нескольких квестах-перфомансах одного из наших клиентов и просила не раскрывать какие-либо свои персональные данные, оставшись полностью анонимной. Поэтому в данной статье вы не сможете узнать имя, названия квестов, а также город. Но зато всё остальное – пожалуйста.
Расскажи, как ты стала актером хоррор-перфоманса? Как нашла эту вакансию?
Как именно ты превратилась из роли полицейского в … актрису хоррора?
Как известно, квеструмы постоянно ходят друг к другу в гости, стараются дружить, партнерится, обмениваться опытом. И однажды одна из таких команд, которым очень понравилась моя актерская игра, пригласили поиграть у них в квесте. Вообще, сегодня я работаю в несколькиххоррорах. С детства всегда хотела стать актрисой, но работу я умышленно не искала – так получилось, что она нашла меня сама.
Нравится ли тебе твоя работа?
Безусловно! Очень приятно смотреть на воодушевленных клиентов, полные эмоций, когда они выходят совсем счастливые. Мне доставляет особое эстетическое удовольствие видеть искренние эмоции посетителей: радость, испуг, удивление и т.д. Помимо этого, мне очень нравится наш сплоченный коллектив – все ребята друг друга поддерживают, всегда стараемся друг другу помочь. Это очень важно для любого проекта.
Какая основная задача актера в квест-комнате?
Всё сильно зависит от жанра и сценария. Где-то актёр нужен, чтобы объяснить игрокам их главную задачу квеста и провести по созданному сценаристами миру. И, причём сделать это настолько атмосферно, чтобы актёру поверили с самых первых секунд квеста. Его задача – погружение.
В хоррор-перфомансе нужно напугать, и, не просто вылетев на игроков с криком «Бууу!» или «Аааа!». У нас на каждый сегмент посетителей есть своя задача. Кого-то нужно напугать,прям чуть ли не до обморока. Где-то нужно наоборот, «сохранить» нервы игрокам.
Какие фишки и секреты ты можешь рассказать своим коллегам по цеху?
Мой главный секрет – это вживаться в роль, как бы типично это не звучало. Не просто играть, а прямо переживать. Переживать те эмоции, которые по сценарию есть у моего персонажа. Когда я играла истеричку в хоррор-квесте, мне первое время после игр плохо было – голова начинала болеть.
И тут я поняла для себя вот что. Мне достаточно один раз погрузиться в своего персонажа. Я вкладываю 120% в эту игру. А потом, запомнив свои настоящие мимику, дикцию, артикуляцию, жестикуляцию, походку и много других составляющих актёрской игры, просто уже переношу на все остальные игры.
В общем, сначала я понимаю манеру и стиль персонажа, а потом умеючи отыгрываю его «на потоке». Это позволяет лучше всего отыгрывать роль и не умирать на работе. Я в этой работе даже узнала, что и крик бывает совершенно разный: грозный, разгневанный, отчаянный и т.д. Раньше об этом никогда не задумывалась.
Многие другие фишки – достаточно известные. Достаточно посмотреть несколько хоррор-фильмов, чтобы внедрить их в свой квест. Та же самая ходьба мостиком может очень хорошо напугать клиентов, особенно в узком и тёмном коридоре. Дело здесь, наверное, не в фишках. А в актёре, который берется за их воплощение.
Расскажи, пожалуйста, о внешнем виде актера перфоманса.
Где-то маска, где-то грим, где-то просто костюм. Всё зависит от тематики, сценария, и даже версии квеста. Конечно сложнее, когда ты без грима. Потому что здесь нужна очень богатая эмоциональная игра. Но такую игру и все гости лучше воспринимают – они сразу видят, как актёр старается. Ведь нужно мимически продемонстрировать весь спектр эмоций своего персонажа.
Расскажи, пожалуйста, что нравится на сегодняшний день игрокам в хоррор-перфомансах?
Сложно ответить однозначно. Контингент разный на квестах. Но могу заверить, что в нашем городе очень многим нравится контактныйхоррор с болью и унижением. Мистическиехорроры тоже нравятся. Но они всё же уступают контактным, откуда люди могут уйти с синяками. Люди там получают классное взаимодействие с актёрами: их оскорбляют, унижают, сплошной адреналин. В таких ролях мне играть трудно, ведь я совсем не конфликтный человек. Но если просят – делаем. Бьем гостей. В меру. И люди выходят довольные, счастливые. А это главное в этой индустрии.
Бывали ли случаи, когда ты переигрывала?
Однажды, когда играла милиционера, случайно проткнула шариковой ручкой щеку игроку. Неудачно кинула.
В итоге она воткнулась, и пошла кровь. По замыслу должна была кинуть в стену, но что-то пошло не так, и попала в игрока. Мне было очень стыдно и неловко перед ним. Не выходя из роли, я увела его якобы на допрос. Сотрудники квеста перекисью обработали рану,
и он очень быстро вернулся обратно в игру.
Пострадавший игрок потом очень благодарил меня за то, что я помогла ему и исправила свою ошибку, именно не выходя из роли. Он и квест прошёл, и первую помощь оказали оперативно, и всё было максимально реалистично. Даже потом с друзьями возвращался несколько раз на этот же квест, он у нас благодаря крутому сценарию был всегда несколько разным.
Самый неприятный случай на квесте расскажешь?
Бывают, что люди неконтролируют себя. Игроки пытаются обнять актрису, бегают за ней. Смотришь на человека – вроде адекватный, а тут в темноте, хлещет адреналин, человек делает совсем другие вещи. Неприятно также, когда оскорбляют игроки. Но тут тоже их можно понять, они ведь обороняются, у каждого своя защитная реакция, когда адреналина слишком много в крови.
Сразу могу дать очень ценный совет актерам – ни в коем случае не впадайте в панику, не обижайтесь и поддавайтесь на угрозы игроков. Входя в квест-комнату, вы должны оставить за дверью свое старое «я». Внутри квеста вы уже совершенно другой человек (или существо). Актеры должны быть психологами, и не принимать на свой счёт оскорбления, ругань и даже попытки контакта игрока с актёром. Не выходите на работе никогда из роли, и ваши гости будут обожать вас.
Что вы делаете, когда клиенты уходят недовольными?
Обязательно проводим собрание. Разбираем весь сеанс по полочкам – от встречи клиентов администратором вплоть до антуража и работы актёра. А дальше уже каждый получает по заслугам, как хорошего, так и нагоняев.
Постоянно стараемся проводить работу над ошибками, пересматриваем записи проведенных игр с не очень положительной реакцией игроков.
Но есть одна очень интересная тенденция в плане отзывов и обратной связи, с которой мы столкнулись и хотим поделиться. Если человек приходит на квест поругаться, точно зная, что хорроры – это вообще не его, он их просто терпеть не может, то, как бы мы не старались, он всё равно уходит недовольным. И это нормально, потому что квесты в жанре ужасов подходят далеко не для всех. Поэтому не расстраивайтесь, если попали на такую команду или игрока.
Что думаешь о контактных версиях хоррора?
Я не хожу на такие квесты, хожу только на мистику. Но они пользуются большой популярностью, несмотря на мое мнение. У нас в городе люди буквально обожают, когда их трогают, хватают, кидают, швыряют, толкают, душат. Получают разряды тока, их дергают за волосы.
Ещё заметили интересную тенденцию, когда в хоррор-перфомансах игрокам нравится взаимодействие друг с другом. Да, это круто, когда актер трогает игрока, но ещё круче, когда актёр заставляет это делать друг с другом. Устраивать мини-сценки, чтобы они друг друга били, носили на руках и т.д.
Видимо это всё из-за того, что им этого очень сильно не хватает в повседневной жизни. А на наших квестах этого они получают вдоволь, при этом понимая, что здесь нет никакого негатива, ведь это всего лишь игра, за которую они заплатили деньги.
Сложно ли работать актером квеста?
Правда ли что загрузка перфоманса выше, чем у обычных квестов без актеров?
Да, у нас намного (речь идёт о городе-миллионнике прим. ред.). Есть, кстати, команды, которые ходят принципиально только по хоррорам, и только по перфомансам.
Видят ли тебя игроки «до» или «после» квеста?
В разных квестах по-разному. В одном они меня видят без грима, в костюме, и после квеста мы общаемся. Тематика позволяет выйти из роли уже в лобби и попить чаю вместе с ребятами, которых я буквально полчаса назад допрашивала (прим. ред. по сюжету сценария квеста). И это классно, потому что услышать лично тет-а-тет похвалу или корректировку по моей актёрской игре очень дорогого стоит.
А в хоррорах, где я в гриме, например, мы не видим игроков ни до, ни после квеста. И это хорошо по многим причинам. Во-первых, обычно игрокам не очень хочется видеть актеров, т.е. источников своих страхов. У актеров такая же примерно мысль. Помимо этого, встреча актёра с игроком может немного испортить атмосферность и ореол таинственности. Обратную связь по своей игре я получаю уже от администратора, который общается с игроками после завершения квеста.
Как ты относишься к своей зарплате? Считаешь ли ты, что тебе платят справедливо? Какая «идеальная» зарплата может быть у актера перфоманса?
Если рассуждать как актер, то меня во всех трех квеструмах, в которых я работаю, устраивает заработная плата. И не потому, что у меня не хватает денег, а потому, что нужна эмоциональная разгрузка. Это позволяет мне не привыкать к одной и той же роли, постоянно смотреть на неё под разными углами. Вовремя переключишься – и нет никакой эмоциональной и психической потери, от работы не устаешь, это круто.
Получаю в плане денег очень хорошо, мне этого хватает. Если рассуждать со стороны людей, которые им платят, то здесь обязательно я рекомендую всем предпринимателям придумать «мотивашки», чтобы человек стремился делать свою работу на максимально высоком уровне. Например, получение премии/денежного бонуса при достижении минимального рейтинга в Х.Y пунктов по 10-балльной школе за последние Z игр.
А если говорить конкретно о цифрах, то здесь, мне кажется, при хорошей загрузке актёр будет рад и 600 рублям за игру, и 300, и даже 200! Главное – это отношение к работнику и хороший коллектив. С учётом крутого коллектива и классного отношения ко мне, как к актеру со стороны начальства, меня моя зарплата устраивает на 150%.
Что посоветуешь предпринимателям, которые планируют открыть перформанс-квест в реальности?
Первое – ищите людей, которым нравится играть. Есть категория людей, которая приходит на игры работать актёром только из-за денег. У них примерно следующая реакция на появление команды: «Ааа, блин, придется проводить игру…». Их игры проходят
как по накатанной, эмоции недополучаются, или они фальшивы.
Когда у меня очень плохое настроение, то стараюсь по возможности взять у директора отгул. Я не хочу, чтобы мое настроение как-то отрицательно влияло на итоговое впечатление у команды, которая платит деньги за игру. Конечно, если заменить меня возможности нет, я постараюсь выжить из себя все соки. Это особенностимоей творческой профессии.
Второе – обязательно, повторюсь, обязательно хвалите своих актеров. Говорите им, какие-то профессионалы, как хорошо играют, и как классно работать вместе с ними.
Третье – берите на работу «живчиков», людей, которым нужна похвала. Вы сможете очень быстро и легко их мотивировать, получите максимальную эффективность от их актёрской игры, и при этом не будете переплачивать как в случае с человеком, который работает только из-за денег. У нас в коллективе, например, работают все молодые, идейные. Все рвутся к работе, у всех огромное желание. Подберёте людей, которым интересно этим заниматься – и половина задачи уже решена.
Естественно нужен алгоритм, база, скрипт. Когда основы отработаны, и мы знаем, как и куда по сценарию идти, то мы уже включаем импровизацию.
Люди получают не только хорошие впечатления от антуража, звука, но ещё и от импровизаций актёра. Потому что импровизация – это мыслительный продукт актёра, он его придумал и сразу осуществил, поэтому он автоматически горд за это небольшое детище. И он начинает излучать положительную энергию. Самое интересное, что игроки это видят, они это прекрасно понимают, и им это нравится. Это можно сравнить с искренностью и заранее заученным текстом.
Я не могу назвать себя очень опытным актером. Очень большую работу по импровизации осуществляет администратор, потому что он находится перед камерами и может понимать психологию прохождения квеста конкретной команды. Он и корректирует работу актера, предлагая на ходу конкретные идеи по тому, как именно можно улучшить актерскую игру и где выпрыгнуть. И игроки, конечно, от этого только в плюсе!
Самая большая ошибка актера перфоманса на твой взгляд?
Если актриса резко выходит из образа, то это самая большая ошибка, именно во время игры. Если игрок не может войти в роль, делает что-то незапланированное или что-то, что актер не ожидал (в пределах разумного), то актеру ни в коем случае нельзя выходить из образа.
Допустим, взять актера в роли, когда он долго взаимодействует с игроками на протяжении всего квеста. И когда у него заканчиваются силы, что он прямо не может оставаться в роли, то он, по сути, просто портит игру. Нужно обязательно дотащить, дотерпеть и вывести эту игру.
Если после такой опасной игры, где актер уже не может играть, есть ещё одна – то совет очень простой: переносите игру, приносите извинения команде, дайте им скидку и т.д. В общем, не берите лишний риск по сиюминутным деньгам, которые они принесут. Лучше они придут в другой день со скидкой и получат мощные положительные эмоции, чем сегодня, но с дико уставшим актером, который не может выложиться даже на 70%. Или не придут вообще – тоже ничего страшного. Довольный клиент, как говорится, клиентов приводит, а недовольный – уводит.
Хорошие советы. А какие существуют еще казусы и ошибки, о которых ты можешь рассказать нашим читателям?
Вспомнила ещё один. Не менее важный! Если кто-то из сотрудников перфоманса решил исполнить определенную импровизацию, то он обязательно должен заблаговременно предупредить об этом всю свою команду (администратора, актеров). Объясню почему. Сидит актриса, отыгрывает свою роль, всё хорошо, всё замечательно.
Второй актер неожиданно появляется в совершенно смешном виде (в негляже), и чтобы актриса не вышла из роли, её об этом нужно было предупредить, потому что это сильный разрыв шаблона. Мы не на телевидении, у нас нет второго шанса или дубля что-то переиграть. И смеющаяся актриса, которая по своей роли не имеет права проявлять подобные эмоции, могла испортить игру.
Темный длинный коридор. Тишина. Где-то вдалеке – тихий стон и шаги. А потом резкий скриммер. Но это, наверное, уже классика жанра. От игроков и контингента очень много зависит, к сожалению, точную статистику предоставить, я думаю, нельзя. У всех всё по-разному. Кто-то актеров боится до дрожи, а кто-то умудряется колко шутить и скрывать свой страх.
Что ты думаешь о технике «нарастании страха», где мы увеличиваем уровень жести и мощности эффектов по ходу прохождения квестов?
Как актер должен относиться к негативу со стороны всей команды или конкретного игрока в свой адрес?
Замечательный вопрос! Я частично ответила на него еще в начале интервью. Когда актер заходит в квест, он должен стать тем персонажем, который был придуман и создан продуктом воображения сценаристов. С той секунды, как они перешагнул порог квеструма, он больше не Вася/Петя/Наташа/Паша. Соответственно, он совершит ошибку, если будет принимать на свой счёт те слова, которые будут говорить в адрес персонажа игроки.
Если вы, как предприниматель, не научите абстрагироваться своих сотрудников от таких ситуаций, то быстро столкнетесь с тем, что актер будет злиться и заряжать негативом всех вокруг.
Актер не должен злиться, актер должен понимать, что любые неадекватные выходки игрока – это средство самозащиты от персонажа в условиях квеста, а не от самого человека. Поэтому, обязательно следите за тем, что бы ваши актеры понимали эту основу, иначе в один не очень прекрасный день они могут нанести кому-нибудь из игроков умышленно телесные повреждения.
Как я провел это: актеры хоррор-квестов о своей работе, игроках и страхе
Индустрия квестов переживает новый виток развития, когда в моду входят хоррор-игры с актёрами. Peterburg2 разыскал людей, исполняющих роли живых персонажей, и попросил рассказать самые нелепые случаи из их практики. Два собеседника пожелали остаться анонимными, чтобы вы получше испугались при встрече с ними в темной комнате.
В квест-индустрию я вообще попала случайно. Нужны были деньги, знакомый предложил подработать на праздниках, я и согласилась. Прошла экспресс-курс посвящения в профессию: надо было работать только в одной комнате, поэтому операторы провели пару лекций и устроили мне одну тренировку. Я слышала, что в некоторых квестах оператор и актер – один и тот же человек, но на самом деле это абсолютно разные функции. Оператор следит за происходящим, контролирует действия игроков, актер сидит рядом и выбирает момент, когда появление будет максимально эффектным. У нас есть сценарий, несколько вариантов развития истории, самодеятельности почти нет. Я не могу выйти, когда захочется мне и не могу игнорировать сюжет. Появление актера – это один из двигателей сюжета, иногда команда может серьезно «затупить», тогда я должна их расшевелить.
Вообще, я слышала, что девушек реже берут в актеры. Здесь нет реальной опасности, но люди и их действия непредсказуемы. Мне никогда не доставалось от игроков, но однажды на игру пришли две парочки, и когда я появилась за спиной одной из девушек, её молодой человек почему-то толкнул её на меня. Конечно, кроме оттоптанной ноги увечий не было. Нам не рекомендуется трогать игроков руками и приближаться вплотную тоже, а так, мне кажется, случаев самообороны было бы больше.
Всё достаточно банально. Очередной поиск работы привел меня к «2белкам». Было очень интересно, что это такое. До прихода в компанию сам ни разу не играл. Часто слышал о квестах в реальности, но возможности сходить все не было.
Образование? Интересно было бы взглянуть, чему, а самое главное, где, такому могут учить. Тут, наверное, важны личные качества человека. Нужно быть спокойным и трезво оценивать происходящее. Быстро ориентироваться по ситуации, ведь всякое бывает. Конечно есть сценарий, и ключевые моменты, но реакция у людей всегда бывает разная и приходиться подстраиваться. Еще неплохо иметь опыт сценической работы. У меня есть опыт занятий в школьном театре и работы в театр-студии.
Если хочешь работать в квесте, тебе нужно сначала его пройти самому, так сказать почувствовать себя в шкуре «жертвы». Нужно на себе испытать всё, что чувствую игроки. Потом начинается просмотр игр. Ты просто сидишь и по камерам наблюдаешь за игрой, что, в какой момент, в каких местах ты должен делать. Дают советы, как и что лучше делать. После этого выбирается жертва, или несколько жертв, из своих, и тебя отправляют их пугать. Если все проходит хорошо, то ты становишься квалифицированным маньяком и можешь приступать.
Ведут себя игроки совершенно по-разному. Кто-то пугается и просит больше их не пугать и вообще убрать маньяка. Другие, зачастую мужчины, но как показала практика, женщины тоже не исключение, включают защитную реакцию и стараются не реагировать, делая вид, что им не страшно. Под конец игры их защита рушится как карточный домик, и после этого появляются настоящие живые реакции. Интересней и приятней пугать тех, кто по-настоящему пришел поиграть. Погрузиться в ту реальность, которая им предлагается и не отказывать себе в эмоциях. Бывали случаи, когда кто-то из игроков выходили досрочно из квеста. Иногда бывают игроки, которые в целом не участвуют в квесте, перебегают из комнаты в комнату за своей командой, и конечно не забывают покрикивать время от времени. Одним игрокам было настолько страшно, что их передвижение напоминало клубок из людей. Девушки так сильно облепили молодого человека, что они с трудом передвигались, а ему ещё удавалось при этом разгадывать задачки.
Как я уже говорил, разные бывают реакции, но, как правило, они все спонтанны и намеренно никто не пытался причинить вред. Были и резкие толкания дверей от испуга, и кидание предметами, что, кстати, у нас запрещено, но все обходилось без серьёзных травм. Когда игроки выбирают такие квесты, они почти всегда понимают, что их ждет, и готовы к этому. Бывают игроки, которые не могут себя сдержать. И очень забавно слышать от них, после того, как они что-то кинули или сделали запрещенное в отношении персонажа, что-то вроде: «Ой, чувак прости, пожалуйста, я не хотел».
Однажды я проходил с друзьями хоррор-квест с актером. Мне было так страшно, что я решил попробовать сам, на другой стороне. Прошел кастинг, отыграл несколько тренировочных игр, и наступил мой первый рабочий день. Это было очень странно. Мне досталась компания из одних девчонок. Не знаю, как они выглядели в реальности (игрокам актеров не показывают ни до игры, ни после), но в темноте больше были похожи на взбесившихся ведьмочек. Они неистово орали, передвигались только все вместе, подолгу не могли выбрать, кто первым пойдет в новую комнату… Женщины, в общем. На деле все было не очень весело: одна оказалась настолько впечатлительной, что квест остановили. Дебют не состоялся.