Актера для чего применяется
Кто такой актёр и что он делает
Обязанности
Актёром называют исполнителя различных ролей в театре, кино, рекламе, видеоклипах. В его обязанности входят:
Актёры обязаны иметь навыки:
В актёрском деле важно ориентироваться в:
Места работы
Начинающие артисты работают в театрах, в том числе кукольных, клоунами в цирке, радиоведущими, аниматорами в развлекательных центрах. Здесь можно набраться опыта общения с людьми, побороть боязнь публики, отточить свою речь. Более опытных мастеров своего дела берут в качестве актёров массовки в кино или театре. Могут предложить сняться в рекламе или видеоклипе.
Если человек хорошо себя проявит, у него есть все шансы получить роль в постановке театра или сыграть в кино. Талантливых актёров приглашают на телевидение, на съёмки фильмов или сериалов. Если человек мыслит масштабно, знает работу всех участников постановки, умеет их сплотить и придумать какую-то сценическую картину, он может стать режиссёром-постановщиком или продюсером. Желающих преподавать и умеющих это делать могут взять на работу в актёрский вуз.
Важно! Многие начинающие актёры проводят немало времени на различных пробах (кастингах), стараясь сделать всё возможное, чтобы их заметили режиссёры и предложили работу в театре или кино.
Специализация, карьера и перспективы
Актёрская профессия подразделяется на несколько специализаций, в которых может развиваться артист. После окончания театрального вуза выпускник может стать артистом драмтеатра и кино, музыкального театра, театра кукол, эстрады и цирка. В начале карьеры артисты чаще всего принимают участие в массовке. В дальнейшем у них есть шанс получить приглашение на роль в фильме. Более стабильной считается работа в театре на постоянной основе, поскольку работа в кино чаще всего является временной. Многие актёры кино числятся в штате того или иного театра, отлучаясь на съёмки фильмов.
Как правило, заслуженным артистам с наличием различных наград и большим послужным списком предлагают главные роли в кино и театре и, соответственно, большой гонорар, в отличие от начинающих артистов без регалий. Некоторые артисты становятся главными режиссёрами в театрах, как правило, после этого они практически прекращают актёрскую деятельность и посвящают себя целиком и полностью театральному делу.
Знаете ли вы? Артур Псакин — самый молодой режиссёр и продюсер России. С 14 лет он снимается в кино и занимается съёмками и производством короткометражного игрового кино. В свои 19 лет он может похвастаться 4 фильмами, в которых выступил в качестве режиссёра, 5 — в качестве продюсера и 10 — в качестве актёра.
Зарплата актёра
Размеры заработной платы актёра зависят от того, какое у него образование, от места, где он работает, а также от званий и наличия удачных проектов.
На сегодня в Российской Федерации зарплата артиста театра колеблется от 11 до 40 тыс. рублей. Самую высокую зарплату получают актёры театров Московской, Пензенской и Иркутской областей. В столице есть возможность заработать от 30 до 80 тыс. рублей в месяц. Правда, начинающим актёрам будут платить ежемесячно не больше 11 тыс. рублей. Зарплата варьируется от бюджета спектакля, возможных надбавок, наличия званий актёра. Чем престижнее театр, тем выше зарплата. Актёрам кино платят за каждый съёмочный день, который обычно равняется 12 часам.
Зарплата киноартиста зависит от категории, к которой он принадлежит:
Знаете ли вы? Мерьем Узерли, сыгравшая Роксолану из «Великолепного века», до момента съёмок не говорила по-турецки, так как сама родом из Германии. Ради роли ей пришлось выучить незнакомый язык в течение короткого времени.
Кому подходит профессия
Профессия актёра подойдёт как мужчинам, так и женщинам, причём любого возраста. В этой профессии сможет добиться успеха человек с отличной памятью, хорошей стрессоустойчивостью, умением моментально перевоплощаться, обладающий харизмой. Хороший актёр должен обладать даром импровизации, особенно это касается театральных деятелей, ведь во время спектакля, в отличие от съёмок кино, невозможно сделать ещё один дубль или подсмотреть в текст.
Востребованность — легко ли устроиться на работу
Актёрская профессия всегда была востребована. С развитием телевидения и киноиндустрии необходимость в актёрах только растёт. Несмотря на то что театр, по сравнению с прошлым веком, сегодня не настолько популярен, всё же и там время от времени появляются вакансии.
Найти работу по специальности актёрам легче в крупных городах, областных центрах: там и вакансий побольше, и зарплата выше, чем в провинциальных городках. Для устройства на работу в театр или кино следует постоянно ходить на пробы, чтобы показать себя и заинтересовать в своей кандидатуре режиссёра или продюсера. Здесь всё зависит только от вас и вашего умения преподнести себя.
Важно! Следует осознать и принять то, что в данной профессии придётся столкнуться с большой конкуренцией. Возможно, у вас по какой-то причине не получится стать известным и популярным артистом. К этому нужно быть готовым, но при этом не следует опускать руки. Помните, что многие известные актёры стали популярными уже в довольно зрелом возрасте.
Как стать актёром
Развивать актёрские способности лучше всего с детства, поэтому ребёнка с явными артистическими задатками стоит отдать в театральный кружок или студию, школу танцев или пения. Актёрское образование можно получить в театральном вузе, академии искусств или профессиональной школе-студии при университете, а также можно окончить актёрские курсы. Хотя истории всё же известны случаи, когда популярные артисты добивались успеха, не имея за плечами никакого образования по профилю.
В список популярных театральных вузов России можно отнести:
Знаете ли вы? Актёр Юрий Никулин несколько раз пытался поступить в московские театральные вузы, однако его не приняли ни в один из них, поскольку не видели в нём ни малейших актёрских способностей, к тому же считали его не слишком привлекательным для этой профессии. Свою первую роль Юрий Никулин получил только в возрасте 40 лет, после чего к нему пришла популярность.
Требования к актёру
Артист должен обладать многими качествами, которые помогут ему стать профессионалом своего дела и завоевать любовь публики. К ним можно отнести:
Как известно, актёрами не рождаются, ими становятся. Для этого необходимо с ранних лет развивать актёрские способности ребёнка, который, после окончания школы, может поступить в театральный вуз, чтобы иметь больше шансов стать известным артистом. Однако стоит объяснить будущему актёру, что эта профессия требует большого терпения, настойчивости и выносливости, а также работы над собой и самосовершенствования.
Урок 2. Главные качества хорошего актёра
Что отличает хорошего актёра от плохого? Есть такое известное выражение Т. Эдисона, ставшее крылатым: «Гений – это 1 % вдохновения и 99 % старания», и не менее известная его вариация: «Гений – это 1 % таланта и 99 % тяжелой работы».
В соответствии с системой Станиславского, обучение актёрскому мастерству также начинается с долгой и кропотливой работы над собой.
Содержание:
Работа над собой состоит, во-первых, из развития профессиональных актёрских качеств, во-вторых, из тренировки умения использовать специальные приёмы сценической игры. Первый блок будет рассмотрен в этом уроке, второй – в следующем.
Определение качеств, которыми должен обладать актёр
Качества актера – это личностные характеристики человека, в комплексе обеспечивающие возможность успешно играть различные роли.
В отличие от конкретных умений, например, способности вовремя засмеяться или показать удивление, профессиональные качества объединяют в себе целый комплекс умений и способностей, из-за чего невозможно в одном занятии подробно рассмотреть каждое качество. Поэтому в данном уроке будут описаны общие черты того, какими качествами и навыками должен обладать хороший актёр. Кроме того, артисту сцены необходимо не только иметь определённый набор личностных и профессиональных характеристик, но и постоянно, ежедневно работать над собой, совершенствуя своё мастерство. Поэтому для каждого качества приведены рекомендации и упражнения по его тренировке и развитию. Рассмотрены они будут в соответствии со структурой, предложенной Станиславским, его последователями и учениками.
Первая группа «Качества любого хорошего актёра» – это те умения, которые необходимы любому человеку для применения актёрского мастерства в жизни вне зависимости от того планирует ли он использовать их для игры в театре или съёмках в фильме, или же просто хочет выглядеть правдоподобно, объясняя своё часовое опоздание на работу. В отношении данных характеристик можно смело применять клише «необходимый минимум» – это то, что должен знать и уметь каждый.
Вторая группа «Профессиональные качества» необходима в большей степени профессионалам, тем, для кого актёрское мастерство – ремесло. Эти качества связаны с работой на сцене, взаимодействием с актёрами, зрителями и многими другими важными составляющими актёрской деятельности.
Качества любого хорошего актёра
Ниже мы перечислим наиболее важные, на наш взгляд, качества, которыми должен обладать хороший актер.
Развитое внимание
Любой человек делает свою работу лучше, если его ничего не отвлекает, а внимание сконцентрировано только на предмете текущего занятия. Не исключение и актёры, для которых жизнь на сцене невозможна без способности к наблюдательности, умения переключать и фокусировать внимание в рамках сценической среды.
В связи с этим одной из основ внутренней техники актёра является сценическое внимание – избирательная направленность восприятия во время представления. Многие наши читатели, знакомые с инструментами развития внимательности, возможно, заметят, что при определённом уровне подготовки умение концентрироваться становится произвольным. Это действительно так, но в случае с искусством актёрского перевоплощения всё обстоит значительно сложнее, чем может показаться на первый взгляд.
Дело в том, что в быту наше внимание движимо безусловными рефлексами, другими словами – инстинктивно. Во время разговора мы никогда не задумываемся над тем, как стоять или сидеть, как управлять голосом и т.д. Но для артиста это имеет значение, ведь он в настоящей сценической среде должен уделять внимание всем аспектам игры – речи, жестам, мимике, позе, суфлёру, и при смене событий менять и направленность своего восприятия.
Достичь успеха в плане развития этого качества актёру помогут следующие рекомендации:
Также К. С. Станиславский считал, что процесс совершенствования навыка должен быть постоянным: «Наблюдая за жизнью, артист должен смотреть вокруг себя не как рассеянный обыватель и не как холодный статистик, которому нужна только фактическая и цифровая точность собираемых сведений. Артисту нужно проникнуть в суть наблюдаемого, внимательно изучать предлагаемые жизнью обстоятельства и поступки людей, понять склад души, характер того, кто совершает эти поступки». Кроме того, для обучения сценическому вниманию создан комплекс специальных упражнений:
1 | Упражнение 1. Возьмите незнакомую картину, посмотрите на неё внимательно в течение 5 секунд, а затем постарайтесь вспомнить все детали. В дальнейшем берите большие полотна со сложными рисунками. |
2 | Упражнение 2. Возьмите в каждую руку по карандашу и начинайте одновременно рисовать: правой – круг, левой – треугольник. Важно заканчивать обе фигуры в один момент. Также можно писать разные цифры или буквы. |
Детальнее о сценическом внимании, этапах изучения этого актёрского навыка читайте в тематической статье нашего блога. Больше полезных упражнений для его развития можно найти здесь.
Ораторские способности
«Мы ненавидим театральность в театре, но любим сценичное на сцене… голос должен петь в разговоре и в стихах, звучать по-скрипичному, а не стучать словами, как горох о доску», – писал К. С. Станиславский. Умение выступать перед публикой, произносить речи, которые давно стали образцом риторики (а таких немало в драматургии) – важное качество не только для общественных деятелей или университетских лекторов. Одну и ту же речь можно произнести так, что все уснут, или наоборот будут ловить каждое слово. Многое зависит от оратора, поэтому каждому начинающему актёру важно развивать свою сценическую речь.
Сценическая речь – профессиональное средство выразительности актёра и театрального воплощения драматургического произведения.
Владение этим качеством важно ещё и с точки зрения риторики – как способность к речевой импровизации. Через мастерство говорить актёр передаёт зрителю внутренний мир, социальные, психологические, национальные, бытовые черты характера персонажа.
Одной из основ техники речи является чувство темпо-ритма, открытое и описанное К. С. Станиславским. Он заметил связь между ним и чувствами: «Ускорил темп – отвёл меньше времени для действия, для речи и тем заставил себя действовать и говорить быстрее. Замедлил темп – освободил больше времени для действия и речи…». Таким образом, меняя темп и ритм, актёр меняет и гамму своих чувств, переживаемых в данный момент.
Это открытие имеет для театра огромное значение, поскольку позволяет в ходе постановки через изменение темпо-ритма актёра управлять не только его чувствами, но и развитием сценического действия в целом, влиять на его плавность или, наоборот, бурность. Детальнее читайте в книге «Работа актёра над собой».
Также следует уделять внимание и развитию своего голоса, его звучания. Для этого нужно выполнять комплекс упражнений на постановку дыхания, артикуляцию, тональность, дикцию. Вот некоторые из них:
1 | Упражнение 1. Развитие дыхания. Исходное положение: стоя, руки от плеча до локтя в горизонтальном положении (параллельно полу). От локтя вниз (предплечья и кисти) – висят вертикально. Вдох через живот, на выдохе выговариваем звук «п» и делаем круговое движение предплечьями и кистями, плечо остается зафиксированным. На следующий выдох делаем 2 круговых оборота, потом 3 и так до 6. Затем уменьшаем скорость с 6 до 1. |
2 | Упражнение 2. Дикция. Постарайтесь воспроизвести звук забивания гвоздя в стену, лошадиного топота по асфальту, спуска тетивы лука. У вас должен получится не банальный «цок», а что-то по образцу «свсы», «тзцу», «взси», другими словами – расчленяйте действие на звуки, которые слышите. |
Другие упражнения ищите в профильной статье.
Воображение и способность мыслить творчески
Чувство правды – это умение ощущать правдоподобность (реалистичность) совершаемого действия.
Оно связано в первую очередь с пониманием принципов человеческих поступков, логики и стимулов действий играемого героя. Во-вторых, это – способность актёра различать естественные эмоции и поведение от неестественных, причём не только чужие, но и свои собственные. Мешают развитию чувства правды «физические зажимы» – состояния, которые притупляют реализм и естественность (желание выделиться, скованность, самоконтроль). Избавляться от них, К. С. Станиславский рекомендовал в два этапа:
Как уже говорилось выше, не последнюю роль в деле обеспечения чувства правды играют воображение и фантазия – качества, которые позволяют актёру объяснять и оправдывать действия своего персонажа. Искренность роли, переживаний и эмоций достигается не только благодаря эмоциональному отклику, но и способности поверить в поступки героя, встать на его место, чтобы понять их природу. Без этого хорошей правдивой игры не бывает.
Подробнее о чувстве правды читайте в этой статье.
Эмоциональная память
Память важна для актёра не только с точки зрения способности запомнить и воспроизвести текст (хотя это, без преувеличений, очень важно). Выше уже неоднократно отмечалось, что неотъемлемым атрибутом хорошей игры является способность к передаче эмоций героя, через которые раскрывается его внутренний мир, и, как результат, пьеса обретает художественную завершенность. Поэтому начинающему актёру стоит уделять внимание не только развитию памяти с целью запоминать большие объемы текстовой информации, но и учиться запоминать и воссоздавать эмоции и чувства.
Для этого нужно тренировать свою эмоциональную память – способность к запоминанию, сохранению и воспроизведению эмоционально окрашенных явлений, память на чувства. Пережитые и сохранённые в памяти чувства при репрезентации (воспроизведении) выступают в виде сигналов, которые влияют на нашу мимику, жесты, речь и другие элементы поведения.
Этот вид памяти очень важен при формировании личности любого человека, а тем более актёра. Все дело в том, что природа его переживаний такова, что во время игры нельзя жить такими же чувствами и эмоциями, как в реальной жизни. Жизненные и сценические эмоции различаются своим происхождением. Сценическое действие не возникает, как в жизни, в результате настоящего (непридуманного) раздражителя. Вспомнить любое чувство можно лишь потому, что оно знакомо нам из опыта. Это и называется эмоциональной памятью. Реальные жизненные переживания являются первичными, а вызванные эмоциональные переживания на сцене – это воспроизведение чувства вторично за счет памяти актёра.
Рекомендации по развитию эмоциональной памяти:
A | Расширяйте эмоциональный кругозор. Станиславский требовал от своих учеников быть впечатлительными, стараться получать от жизни как можно больше впечатлений и внимательно следить за собой в наиболее яркие и полные чувств моменты. |
B | Проявляйте наблюдательность. Кроме собственных эмоций, следите также и за чужими, наблюдая за разными людьми и выявляя характерные для разных эмоций детали. |
C | Тренируйте память. Умение использовать специальные приёмы запоминания, мнемотехники разобраны в отдельном тренинге на нашем сайте, посвящённом развитию памяти. |
D | Учитесь воспроизводить эмоции, используя специальные приёмы, которые позволяют быстро освежить в памяти нужные чувства. К ним относятся якоря (или манки): внешние или внутренние стимуляторы реакции актёра. К примеру, большинство из нас легко воспроизведёт в своей памяти чувство влюблённости, если вспомнит свою первую любовь. Но стимуляторами эмоций может быть не только воспоминание, но и какой-то реальный объект, звук или даже запах. Подробнее о принципах воспроизведения эмоций читайте в следующем уроке по актёрскому мастерству. |
С практическими упражнениями для развития эмоциональной памяти можно познакомиться здесь.
Сценическая свобода
Говорят, что умелого фехтовальщика всегда можно определить по тому, как он движется: его жесты плавные, но достаточно умелые, в каждом шаге видится уверенность, как и в любом движении – холодный расчёт. Такое представление, возможно, немного романтизировано, но отображает общую суть – люди разных профессий перемещаются по-разному. Не исключение и актёры: позы, жесты, даже банальная ходьба которых должны отличаться свободой.
Под свободой понимается естественное поведение актёра на сцене, когда он не играет, а живёт. Она приобретается в процессе развития такой составляющей актёрской техники как сценическое движение. И в системе Станиславского, и его последователями, в частности, В. Э. Мейерхольдом, движению отводилось место главного средства внешней техники актёра. При этом они утверждали, что каких-то особых методик обучения новичков искусству правильно двигаться нет: «Учить творческому применению движения нельзя, а можно лишь воспитывать нервно-физический аппарат в направлении, особенно выгодном для сценической работы».
В данном отношении актёру следует развивать такие качества как пластичность и контроль над мускульным напряжением. Пластика – красота движения, грация, выразительность артиста – внешний облик совершаемого движения. Контроль над напряжением позволяет актёру правильно выполнять движения – не механически, но и не подчеркнуто гиперболизировано или небрежно. Поскольку недостаток движения для современного человека стал явлением привычным, актёру нужно уделять должное внимание своему физическому состоянию. Вот несколько упражнений:
1 | Упражнение 1. Научитесь танцевать. В обучении театральному искусству танцы – классический предмет. Ничто не развивает пластику лучше, чем вальс или полька. |
2 | Упражнение 2. Кукла-марионетка. Представьте, что вы кукла-марионетка, которая после представления висит на крючке в гримёрной. Постарайтесь изобразить позу максимально приближённо к положению куклы. А теперь представьте, что вас «повесили» за шею, далее за руку, плечо, и даже ухо – тело фиксировано в одной точке, всё остальное – расслаблено. Выполнение этого упражнения несколько раз в день поможет развить пластику тела и освободиться от мышечных зажимов. |
3 | Упражнение 3. Стойте на одной ноге так долго, сколько сможете. Обычно продлить это время помогает сосредоточение на воображаемом объекте. Можно, к примеру, мысленно пройти ежедневный путь из дома на работу или в магазин. От чрезмерной нагрузки мышцы через какое-то время расслабятся, и мышечное напряжение после возвращения в нормальное состояние пройдёт. |
Другие упражнения описаны в отдельном материале.
Качества профессионального актера
Далее мы продолжаем разбирать актерские качества, но теперь сосредоточимся именно на тех, которыми должен обладать не просто хороший, а уже профессиональный актер.
Обаяние и харизма
Задумайтесь, как много актёров вы знаете всего и сколько из них можете назвать харизматическими. Не так и много, правда? Харизма – это свой стиль, то, что позволяет выделяться среди других, особенность и даже исключительность. Харизма – это когда роль, которую «примеряли» на себя сотни актёров, ассоциируется лишь с одним именем. Спросите любителей «бондианы» кто сыграл Джеймса Бонда лучше всех и большинство вам ответит – Шон Коннери.
Сейчас ошибочно бытует мнение, что актёр обязательно должен быть красивым. На самом деле это не так: он обязательно должен быть обаятельным. Вспомните Адриано Челентано, который своей игрой, манерой, стилем, влюбил в себя целое поколение, при этом, не обладая незаурядными внешними данными. Красота имеет значение, но далеко не так часто, как харизма и обаяние, превращающие хорошего актёра в лучшего.
Коммуникабельность
Актёрство – это непрерывный процесс общения. Это внутренний диалог с целью понять роль, профессиональная коммуникация с коллегами и отточенный навык вербального и невербального обращения к зрителю. Такова суть театрального искусства и ремесла актёра.
Развить коммуникативные навыки несложно, достаточно взять на вооружение три несложных закона общения:
Соблюдать эти законы вполне просто. Для этого достаточно лишь помнить о них и стараться всегда следить за своими проявлениями.
Умение справляться со страхом
Фобия публичного выступления является одной из самых распространенных среди жителей США. Да и большинство из нас, наверное, испытывали чувство волнения, сталкиваясь с необходимостью выступать перед численной аудиторией (а иногда и перед парой человек). Актёрам ещё сложнее, ведь их выступление нельзя разбавить неформальными приёмами, к тому же, они связаны не только с произнесением речи. Поэтому хороший артист должен уметь справляться с волнением перед зрителем и сценой. Это качество нужно развивать в себе, тренируя не только профессиональные навыки, но и уверенность, сосредоточенность, стрессоустойчивость.
Психическая уравновешенность
Трудолюбие и работоспособность
Съёмки и репетиции занимают очень много времени в жизни актёра и ему нужно быть готовым проводить значительно больше стандартного 8-часового рабочего дня на площадке, порой жертвуя отдыхом и личными интересами. Здесь не обойтись без терпеливости, выносливости и устойчивости в плане больших нагрузок.
Знание теорий, жанров и приёмов театрального искусства
Вряд ли вы бы доверили ремонтировать сантехнику человеку, который не понимает разницы между разводным и гаечным ключом. Аналогичная ситуация и с ремеслом актёра. Непосредственно на способность сыграть роль это влияет не критично, но стать профессионалом без багажа специальных знаний невозможно. И первый шаг для всех, кто хочет овладеть искусством перевоплощения – знакомство с видами и жанрами театрального искусства.
Музыкальные и хореографические навыки
Музыка развивает слух – учит слушать, улавливать темп и ритм, что необходимо для развития навыков сценической речи и не только. Не обойтись актёру и без хореографии, которая помогает развить пластику, добиться естественности, преодолеть скованность в движениях.
Вкус, эстетика, чувство гармонии
Драматург А. Н. Островский от своих актёров требовал развитого эстетического вкуса, без которого невозможно понять ни суть театра, ни природу персонажей. Без него, без чувства гармонии сам актёр не может понять красоту, максимально передать то, что требует образ и характер постановки. Эстетические способности угадываются в каждом аспекте техники – речи, движениях, эмоциональной наполненности игры.
Стремление совершенствоваться
Свои качества и навыки актёр должен развивать постоянно, прогрессировать от роли к роли, оставляя лучшее и избавляясь от ненужного. Дело здесь не только в конкурентной среде, где идёт постоянная борьба за главные роли и успех, но и в желании реализоваться, которое обязательно должно быть. Опыт обогащает эмоциональный багаж, а каждая роль – шаг выше в плане профессионального развития.
Честолюбие, стремление к успеху и славе, целеустремленность
Честолюбие – социально-психологическая черта человека, выражающаяся в стремлении совершать действия направленные на достижение целей, самореализацию. По сути – это устойчивый положительный мотив, заставляющий человека двигаться к своей мечте. Без любви к занятию, без осознания его значимости для себя и других, без желания делать то, что делаешь хорошо и постоянно прогрессировать, любая работа превращается в мучение, даже такая интересная как актёр.
Другие качества
Здесь речь пойдёт не совсем о качествах, а, скорее, о направленности развития личности для того, чтобы стать хорошим актёром:
Знания психологии. Психологи врачуют душу. Очевидно, что для этого нужно что-нибудь о ней знать. Некоторые из этих знаний необходимы и тем, кто мечтает стать хорошим актёром. Понимание природы чувств, движимых человеком желаний, осознание мотивов поступков и характера людских пороков может помочь артисту «вжиться» в роль, пригодится для формирования представления об образе. Перевоплощение – процесс психологический, ведь как можно сыграть другого человека, не поняв его? Подробнее о психологии читайте в отдельном тренинге.
На этом пора подвести итог уроку. Думаем, что рассмотренной информации вполне достаточно, чтобы понять, над чем стоит работать.
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.
Теперь переходим к вопросу управления эмоциями.