Акция класс а что значит
Что такое классы акций?
Класс акций – это обозначение, которое описывает различные типы акций, которые компания может выпускать. Различные классы акций одного и того же бизнеса могут давать разные права собственности или права голоса в бизнесе. Это дает компаниям больше гибкости, когда дело доходит до привлечения денег путем продажи акций.
При инвестировании в компанию инвесторам необходимо обращать внимание на класс акций, которые они покупают. В этой статье мы расскажем, как работают разные классы акций и почему они так важны.
Классы акций обычно обозначаются буквами алфавита, например A или B.
Определение и примеры классов акций
Когда компании хотят получить деньги, продав долю в бизнесе, они могут сделать это путем продажи акций. Инвесторы могут покупать эти акции и торговать ими с другими инвесторами на открытом рынке.
Во многих случаях компании продают только один класс акций. Однако некоторые компании предпочитают продавать несколько разных классов акций. Каждый класс имеет уникальные свойства, такие как представление разной степени владения или предоставление разных прав голоса. В некоторых случаях публично торгуется только один класс акций, в то время как другой находится в частной собственности и имеет ограничения на продажу.
Существует два основных типа акций – это обыкновенные акции и привилегированные акции. Обыкновенные акции представляют собой большинство акций, доступных на рынке, в то время как привилегированные акции обычно имеют более гарантированные дивиденды, имеют более стабильную цену, но не дают права голоса.
Для паевых инвестиционных фондов также существуют разные классы акций. Разница между каждым классом заключается в том, что паевой инвестиционный фонд будет взимать с владельца разные сборы в зависимости от выбранного класса.
Одним из реальных примеров компании с несколькими классами акций является Alphabet, материнская компания Google. Компания имеет два класса акций, которые торгуются под тикерами GOOG и GOOGL.
Акции GOOGL являются акциями класса A и дают владельцу один голос за каждую принадлежащую ему акцию. Акции GOOG относятся к классу C и не дают права голоса. Есть также частные акции класса B, принадлежащие основателям и инсайдерам компании. Они предлагают 10 голосов на акцию.
Alphabet выбрала именно эту структуру акций отчасти для того, чтобы основатели Google могли сохранить полный контроль над компанией. Основатели получили 51% голосов в Alphabet.
Как работают классы акций
Когда компания решает выпустить акции, у нее есть свобода создавать несколько классов акций и определять, сколько выпускать. Таким образом, компания может создать желаемую структуру собственности, например предоставить определенным акционерам больше прав голоса.
Компании могут продавать акции в рамках первичного публичного предложения (IPO) или путем выпуска ранее не выпущенных акций. Они также могут создавать новые классы акций во время дробления акций.
Права, предоставляемые разными классами акций, могут создавать различия в их стоимости, даже если они представляют собой одну и ту же долю владения в бизнесе. Например, на момент закрытия торгов 26 мая 2021 года GOOG акции Alphabet класса C оценивались в 2433,53 доллара по сравнению с GOOGL, акциями компании класса A, которые стоили 2380,81 доллара.
Классы акций паевых инвестиционных фондов
Для паевых инвестиционных фондов, как уже упоминалось, класс акций обычно отражает комиссию, которую должен уплатить владелец. Существует четыре класса акций паевых инвестиционных фондов: A, B, C и I, все они подробно описаны ниже.
Плюсы и минусы классов акций
Плюсы | Минусы |
У компаний больше гибкости при сборе денег | Наличие нескольких классов акций усложняет инвестирование |
Инвесторы могут выбрать подходящую для них структуру комиссий паевых инвестиционных фондов | Инвесторы, выбравшие неправильный класс акций, могут нести убытки |
Объяснение плюсов
Объяснение минусов
Что это значит для индивидуальных инвесторов
Существование различных классов акций означает, что отдельные инвесторы должны обращать внимание на то, во что они вкладывают средства, и убедиться, что они покупают акции правильного класса.
Например, если вы покупаете акции Alphabet Inc., потому что хотите иметь голосующую долю в бизнесе, вам необходимо убедиться, что вы покупаете акции класса A, которые предлагают право голоса, вместо акций класса C, которые не дают права голоса.
Точно так же, если вы покупаете акции паевого инвестиционного фонда с несколькими классами акций, вы должны убедиться, что вы покупаете тот класс акций, который имеет наилучшую структуру комиссионных для вашей инвестиционной стратегии и целей. Это означает, что нужно предпринять дополнительный шаг, чтобы изучить различные классы акций и проверить проспект фонда для получения дополнительной информации.
Ключевые выводы
Экономист, финансовый аналитик, трейдер, инвестор. Личные интересы – финансы, трейдинг, криптовалюты и инвестирование.
Классы акций и фондов: как их понимать
Облигации компаний выглядят более запутанно, чем акции. Они различаются по кредитному рейтингу, срокам обращения, периодичности и размеру выплат купонного дохода и т.д. Облигации за редкими исключениями имеют конечный срок обращения, поэтому при оценке индекса облигаций нужно понимать, удерживалась ли та или иная бумага до погашения, реинвестировался ли купонный доход сразу по его получению или при погашении облигации и пр.
Классы акций
Но тем не менее акции одной компании тоже могут различаться. В России основное различие выглядит следующим образом:
Иными словами, привилегированная акция это фактически гибрид акции и облигации. Она подходит для получения регулярного дохода, что роднит ее с облигацией, но имеет бессрочный характер и высокую волатильность без привязки к номиналу, как и стандартная акция.
К примеру, есть акции ПАО «Сбербанк» с тикерами SBER и SBER_p или акции Сургутнефтегаза, представленные на бирже тикерами SNGS и SNGS_p.
По цене они могут отличаться друг от друга в обе стороны: обыкновенные акции могут быть как дороже, так и дешевле привилегированных. В случае «префов» можно привлекать капитал, лишая инвесторов возможности влиять на управление компанией.
Впрочем, привилегированные акции (preferred stock) есть и в США — их выпускает, например, Bank of America и компания MetLife. Есть даже индексы привилегированных акций и отслеживающие их фонды. Но кроме этого, у ряда акций зарубежных компаний принята классификация А, В, С, где основное различие проходит по наличию права голоса у держателя:
Признак акции
Класс «А»
Классы «В», «С» и другие
В качестве примера можно взять акции компании Google, реструктурированной в 2014 году в Alphabet Inc. Акции GOOGL Class A наделяют владельца правом голоса в соотношении 1 акция – 1 голос. GOOGL Class В – дают максимальные 10 голосов, а GOOGL Class С не наделены этим правом вовсе.
Другой пример — акции компании Yandex, которая проводила свое первичное размещение в 2011 году на бирже NASDAQ. Как и у Google, у Яндекс имеется три класса акций, где обращающийся на бирже класс А давал владельцам один голос на собрании акционеров плюс право на получение дивидендов. Класс В, дающий десять голосов на собрании, сохранили ключевые сотрудники и основатели Яндекса. Такое разделение помогает защититься от влияния другой компании, если она начнет скупать на бирже все свободные акции.
Классы инвестиционных фондов
Кроме отдельных акций, существуют инвестиционные фонды, позволяющие инвестору приобрести сразу целый пакет ценных бумаг. Это один из наиболее старых инвестиционных инструментов, аналоги которых прослеживались в Европе еще в 19 веке, а в современном виде появились в США в середине 1920-х годов. В силу этого эти фонды до сих пор имеют огромные капиталы, к примеру через участие в пенсионных планах граждан. Так что именно здесь разделение на классы выглядит наиболее интересным — и оно полностью отличается от классов отдельных акций.
Минимальная частица фонда имеет название «пай». Так что можно сказать: паи инвестиционного фонда X. Классы фондов существуют вне зависимости от базового актива фонда, т.е. фонд класса А может состоять из акций или из облигаций. Вот так выглядит разделение инвестиционных фондов в мире:
Статью про паевые инвестиционные фонды читайте здесь, про взаимные фонды здесь. В этой статье будут рассмотрены именно различия в классах инвестиционных фондов, которые кратко можно представить так:
Класс А
Фонды этого класса имеют комиссию за покупку пая (Front Load), которая платится сразу во время приобретения паев. Например, если вы купили акции паевого инвестиционного фонда класса А на 10 000 долл., а наценка составляет 5,00%, то вы платите 500 долл. США в качестве комиссии и в общей сложности в фонд будет вложено 9 500 долл. США. Могут подойти для инвесторов, готовых вкладывать сразу крупные суммы на долгосрочную перспективу. Пример фонда: AB Concentrated Growth Fund Class A (WPASX).
Класс B
Предлагают покупку инвестиционных паев акций класса «В». Не имеют комиссии при покупке фонда, однако здесь взимается отложенный платеж (Deferred Load) за досрочную (ранее 7 лет) продажу паев. Пример фонда: AB Core Opportunities Fund Class B (ADGBX) с текущей комиссией за выход в 4%.
Класс С
Фонды этого типа удерживают ежегодную комиссию сверх гонорара управляющей компании, которая обычно составляет 1%. Обслуживание в таких фондах наиболее дорогостоящее и они хороши для участников рынка – профессиональных брокеров и консультантов, но не для частных инвесторов.
Пример фонда: 13D Activist Fund Class C (DDDCX), который взимает 1% в дополнение к комиссии за управление 2.5%. К тому же есть 1% так называемого 12b-1 сбора – это ежегодная комиссия за маркетинговые услуги по продвижению фонда. Следовательно, ежегодные потери инвестора в таком фонде составляют 4.5% — принимая долгосрочную доходность рынка акций с дивидендами в 10% годовых, инвестор отдает компании почти половину дохода.
Класс D
Этот класс обозначает фонды без наценок (no-load funds), по этому признаку напоминая инвестиционные биржевые фонды ETF. Для управляющей компании такой тип, однако, является наименее выгодным и паи класса D встречаются нечасто. Пример фонда: Selected American Shares Fund Class D (SLADX). Инвестор платит только 0.65% годовых за управление фондом.
Классы I, X, Y
Такие фонды более привлекательны для институциональных инвесторов, готовых вкладывать единовременно суммы от 25 000 долларов. Взамен крупного взноса инвестор получает сниженные комиссии без дополнительных сборов. Так, 361 U.S. Small Cap Equity Fund класса I имеет порог входа в 100 000$ при комиссии 0.94% годовых, а при сумме в миллион долларов можно взять паи класса Y с комиссией 0.85% в год.
Класс R
Инвестиционные фонды R не имеют наценок (то есть сборов за покупку и продажу фонда), но они имеют упоминавшуюся выше комиссию 12b-1, которая обычно колеблется от 0,25% до 0,5%. Пример: AB Large Cap Growth Fund Class R (ABPRX) с комиссией за управление 1.27% и 0.5% как 12b-1 сбор.
Другие классы
Всего существует более 20 классов стандартных фондов, которые маркируются индексами от «А» до «Z». Причем иногда один фонд может сочетать в себе несколько правил — тогда в его наименовании появляются два и более обозначения (например Class AX или Class AHX и т.д.).
Классы других типов фондов
Несмотря на представленное многообразие классов, это еще не все. С 1993 года существуют биржевые фонды ETF, главное отличие которых от традиционных инвестиционных фондов в биржевом обращении и отсутствии иных наценок, кроме комиссии за управление. Иными словами, это лучший вариант для инвестора: внутренняя диверсификация, высокая ликвидность, быстрая покупка и продажа через брокерский счет, минимальные издержки.
Поскольку иных сборов, кроме комиссии за управление, у биржевых фондов нет, пропадает и необходимость разделения по классам, рассмотренная выше. Тем не менее, иногда буквенные обозначения в конце названия биржевых фондов встречаются. Что они значат — нужно интересоваться в каждом случае отдельно. Так, есть биржевой фонд Deutsche Xtrackers Harvest CSI 300 China A-Shares (ASHR), где класс А означает использование акций, предназначенных для торговли на внутреннем рынке. Соответственно, класс B означает акции в USD для нерезидентов.
Среди хедж-фондов можно выделить паи фонда Уоррена Баффета, принадлежащего холдингу Berkshire Hathaway, с тикерами BRKA и BRKB. Тут интересна огромная разница в цене: паи класса А стоят на сегодня более 300 тысяч долларов, а паи типа В — всего лишь около 200$. Баффет, известный своим фундаментальным долгосрочным подходом, выпустил паи первого типа в попытках отсечь спекулянтов, характеризуемых небольшим капиталом. Однако со временем передумал и пошел на уступки в пользу мелких инвесторов, выпустив паи класса В. Котировки паев идентичны, а широкая диверсификация фонда по секторам компаний делает его хорошей альтернативой для вложения в экономику США.
Классы акций A, B, C: как и зачем используются при корпоративном структурировании?
Акция — это единица измерения доли в капитале компании. Владелец акции обладает возможностью получения части прибыли компании в форме дивидендов, пропорционально количеству акций, а также права голоса.
Различают обыкновенные акции и привелегированные акции.
Обыкновенные акции (common stocks) предоставляют владельцу, наравне с правом на получение дивидендов, права голоса на общем собрании акционеров. Некоторые обыкновенные акции также предоставляют полный перечень прав, наравне с тем, как и у фаундеров (основателей) — преимущественные права, права вето, права на выбор органов управления (директора, совета директоров и др). Проще говоря, обыкновенные акции — это доля в капитале компании (юристы его называют — уставной капитал) со всеми правами которые предусмотрены уставом компании (Constitution, Memorandum of Articles of Association, Bye-Laws).
Привелегированные акции ( preferred stocks ) обычно не предоставляют владельцу права голоса (например, владелец привелигированных акций может не участвовать в принятии важных решений компаний, не выдвигать свои кандидатуры на пост в совет директоров, одобрять крупные сделки и решения). Однако, суть привелегии обычно заключается в первостепенном праве на дивиденды компании. В случае ликвидации компании, владельцы привилегированных акций имеют привилегию на распределение оставшейся прибыли.
(Внимание: не путайте с оговоркой «liquidation preference» предусматривающую обязательную выплату при ликвидации компании, которая может и не относится к владельцам привелигированных акций).
Ниже мы поговорим о хитростях с выпуском акций в форме различных классов, но сначала поговорим немного про структуру уставного капитала (equity).
Объявленные и выпущенные акции (authorised vs issued/paid shares)
Помимо указанных классических делений на обыкновенные и привелегированные акции, следует учитывать саму структуру уставного капитала.
Уставной капитал (share capital) компании состоит из количества объявленных акций в уставе компании. Например, компания в Делавере может задекларировать 1,000,000 акций по 0.001$ за 1 акцию, при этом выпустить всего 1,000 акций. Таким образом, остаток не выпущенных, но объявленных (authorised) акций все еще в компании. Компания будет постепенно выпускать акции посредством их (а) продажи (share-puchase agreement) или (b) подписки (subscription agreement). При выпуске акции их получатель осуществляет оплату акции (share price). Впрочем, аналогичная структура применима к акционерным обществам в России.
Цена акции (share price) может быть номинальной и рыночной, с премией (share premia). Очевидно, что по мере роста и капитализации компании, стоимость акций будет меняться. Для уставного капитала она всегда будет, на нашем примере, 0.001$ (при прочих равных условиях о неизменности устава). Однако, собственники привлекают инвестиции на разных этапах, с учетом разных особенностей (срок, ставка, условия контроля, залога и др). С учетом этого, добавляется т.н. share premia — продажа акций по номинальной цене + рыночная стоимость. Рыночная стоимость может включать в себя расходы на юристов, депозитарий, секретаря компании по выпуску акций, а может просто быть рассчитана исходя из какой-либо финансовой модели. Кстати, такие финансовые модели именуются таблицами капитализации (cap table) пример и описание которой вы можете скачать здесь.
Здесь мы говорим про непубличную компанию т.е. компанию, которая не делала IPO, не привлекала массовых инвесторов на рынке капитала (различные биржи). IPO — всегда цель крупной компании, ведь это возможность продать свои акции организованно и получить «длинные деньги» в отличие от банковских кредитов, облигаций и иных заимствований. Мы не останавливаемся на вопросе сравнения стоимости привлечения средств на IPO или посредством выпуска облигаций: обычно, инструменты и теория финансового анализа позволяют это все просчитать, так что обратите на это внимание при принятии решения.
Юридическая схема разделения акций на классы (кейс Facebook)
Кто это черт возьми придумал? — спросите вы. Юристы — ответим мы. Да-да, те самые с Уолл-Стрит которым нужно было раздробить акции компании на несколько видов, ведь обыкновенные и привелигированные акции — это выбор из двух. Капитализм не любит ограничиваться выбором из двух — клиент должен получить всё и сразу. Для этого хорошие юристы из консалтинга (вроде Rafikov & Partners) стараются.
Итак, мы с вами выяснили про существование привелигированных и обыкновенных акций. Обыкновенные акции — это стандартные акции по уставу или закону (например, закон об АО в РФ или Delaware Code. Title 8. Corporations). А теперь представьте, что вам необходимо привлечь несколько инвесторов и всем дать по яблоку акции. Но не все инвесторы равны между собой: кто-то дал больше, кто-то помогает стратегией, рекомендациями или заказами, тендерами (т.н. smart money). Признаем, что все инвесторы одинаково хороши, но и продукт должен быть хорошим, поэтому компании разрабатывают систему мотивации в форме выдачи акций (опционные программы, выпуск Restricted Stock Units, Options, Employee Stock Options Plans и т.д.).
При всем при этом, фаундеры (основатели) должны оставаться мажоритариями, ну или хотя бы экономически — иметь право на голос в большем объеме, чем инвесторы. Известный кейс — компания Apple Inc. уволила Стива Джобса 30 лет назад по причине того, что назначенный Стив Джобс не мог повлиять на решение по назначению определенного состава совета директоров.
Несмотря на владение акциями, иногда бывают особые условия голосования (например, кумулятивное голосование, когда 1 голос = 10). Чтобы не допустить этого, фаундерам рекомендуется оставлять за собой большинство акций.
Как видим, Марк Цукерберг — директор и основатель компании владеет 28,4% компанией. Но, при этом в общем имеет 56,9% голосов согласно соглашению (voting agreements) и доверенности на голосование (proxy). Цукерберг владеет компанией не напрямую, а косвенно через различные структуры и фонды.
В компании существуют несколько классов акций. Данная таблица была составлена перед публичным размещением (IPO) компании. При этом на IPO выходили не все классы акций, а только A. Проще говоря, компания не выпустила все акции на публичное размещение, а лишь часть. Так делают все компании.
Посмотрим какова структура капитала с точки зрения разных видов акций:
Facebook Inc. имеет объявленный капитал 9 241 000 000 акций, из которых:
Классы акций А и В — обыкновенные акции (см. выше о том, что это такое). А вот Класс С — привелигированные. «Но зачем классы А и В?» — спросите вы. Все просто — у класса А и класса В разные голоса. К пример, класс А = 1 акция = 1 голос, а класс В = 1 акция = 10 голосов. Пропорция может изменяться и указывается в уставе. Соответственно, для контроля над компанией обладание классом В, в нашем примере, гораздо большее преимущество.
Класс С в форме привелигированных акций зачастую выдается сотрудникам в форме опционов, а также идет на размещение на биржах, продаже инвесторам, передаче по конвертируемому заёму и т.д.
Как запутать ( выбесить ) бухгалтера или финансиста?
Самый распространенный вопрос который мы получаем после обсуждения проекта корпоративной реструктуризации, изменения класса акций и изменения устава — от бухгалтеров и финансистов. Ниже пишем про распространенные мифы и их причины.
Миф 1: 1 акция (доля) = номинальной стоимости; например, при размере уставного капитала 1 000 000 рублей, объявленных 100 акций, 1 акция стоит = 10 000 рублей.
Если рассматривать с точки зрения баланса (balance sheet), то реализация акций (долей) идет в раздел уставного капитала (equity). Исходя из этого, 1 акция = 10 000 руб. Но, компания может продать акцию с премией т.е. с наценкой к номинальной стоимости, в таком случае увеличение стоимости акции идет в раздел денежные средства (cash) в форме «вклада в имущества», но никак не увеличения уставного капитала (capital surplus).
Иногда подход с премией на акцию (долю) (share premia) ошибочно называют как «непропорциональное увеличение уставного капитала«. При продаже акций компании (вход нового участника), в целях недопущения размытия долей, акций других участников, посредством их пропорционального уменьшения, мы прописываем в уставе непропорциональную стоимость доли для каждого участника.
Миф 2: компания не продает акции, это называется «вход участника в ООО»
Путаница приходит от той самой непонятной ситуации с формами юридических лиц в России. В 90-х приглашенные эксперты из США разрабатывали законодательство о компаниях в России (Да, я про закон об ооо и закон об ао). Параллельно, законодательная комиссия с ориентиром на голландский гражданский кодекс разрабатывала гражданский кодекс РФ. Что в итоге получилось? — ООО, АО и ЗАО.
Во множестве правопорядков ООО — это форма товарищества или частной компании с ограниченной ответственностью (например в Эстонии- OÜ, в США — LLC). Дополнительно,у нас в законодательстве были АО и ЗАО, хотя ЗАО более близко к ООО по своей сути. Наконец, после ряда реформ у нас есть публичные и непубличные компании (НПАО и ПАО, взамен ЗАО и АО). При этом, популярная форма бизнеса сегодня не НПАО (ЗАО), а АО. В то время как в зарубежных правопорядках компании Limited, Ltd., Inc, Corp — являются корпорациями т.е. НПАО.
Как вариант, следует не распространять известный в России опыт с ООО на иностранные компании. Иностранный офшор или структура может быть в форме корпорации — закрытого акционерного общества. Поэтому, все-таки продажа акций, а не вход участника, выход участника и все вот эти механизмы присущие ООО.
Миф 3: финансисты и бухгалтера ненавидят юристов, а юристы ненавидят бухгалтеров и финансистов.
Бухгалтеры и юристы часто недопонимают друг друга. Дело в том, что бухгалтер ориентируется на теоретические подходы к балансовой стоимости уставного капитала, имущества (ведь нужно записать и отразить событие коммерческой жизни в таблице), а юрист часто рассматривает уставной капитал как просто законодательное требование (требование о минимальном уставном капитале).
Бухгалтерам полезно разобраться с разными формами юридических лиц и их представлением в глазах юристов: компания, корпорация, ООО, АО, товарищество, фонд, холдинг, структура без образования юридического лица (иностранный траст). Юристам полезно изучить базовые принципы бухгалтерского учета (accounting).
Часто финансисты, инвестиционные директора не могут понять юристов т.к. юристы используют термины российского законодательства, в то время как финансовый анализ активно развивался на Западе и множество понятий выражено на английском языке: equity, cash, cash-in, capital surplus, share premia etc.
Как говорится: communication — is a key («коммуникация — это ключ»).