Акция малина что это
Акции Mallinckrodt взлетели на 590% за пару дней. Что это было?
Такой скачок кажется неожиданным: компания находится в предбанкротном состоянии. В октябре Mallinckrodt добровольно инициировала разбирательство по главе 11 в суде США по делам о банкротстве, чтобы изменить свою структуру капитала.
Mallinckrodt производит опиатосодержащие препараты и лекарства, помогающие при аутоиммунных заболеваниях и болезнях нервной системы. Mallinckrodt не только создает собственные препараты, но и выпускает дженерики — разработки других компаний, на которые уже закончился патент.
Что произошло с Mallinckrodt
Почему взлетели акции Mallinckrodt?
16 ноября Mallinckrodt в ходе судебного разбирательства по делу о банкротстве призвала суд остановить параллельный судебный процесс по Acthar. А 24 ноября было объявлено, что Mallinckrodt удалось уговорить суд приостановить рассмотрение дела Acthar и поставить на паузу процедуру банкротства.
Новость воодушевила тех инвесторов, которые еще верят в компанию. «Это довольно важная победа, поскольку Mallinckrodt без учета выставленных ей штрафов остается прибыльной. Продажи ключевых препаратов, включая Acthar Gel, продолжаются», — говорит аналитик инвесткомпании «Фридом Финанс» Валерий Емельянов.
С другой стороны, эксперт связывает рост акций с делистингом компании с Нью-Йоркской биржи — это отсекло спекулятивных игроков. «Сейчас держателями акций остаются только те инвесторы, которые имеют возможность покупать акции Mallinckrodt во внебиржевом сегменте. Очевидно, что это в основном квалифицированные инвесторы, включая фонды, УК и банки, которые могут себе позволить вложить незначительную часть своего портфеля в компанию в расчете на то, что она все-таки выкарабкается, даже если судебные процессы займут годы», — объясняет Валерий Емельянов.
Однако не все эксперты считают, что рост чем-то обоснован. «В силу ситуации с тысячами судебных исков в адрес Mallinckrodt и подачи на банкротство никаких фундаментальных оснований для роста бумаг нет и быть не может. Инвесторам стоит избегать подобных спекулятивных вложений в компании, находящиеся в центре скандалов, и не принимать на себя заоблачно высокие риски», — говорит аналитик ГК «Финам» Зарина Саидова.
Что будет дальше c Mallinckrodt?
Судьба компании полностью зависит от того, как пройдет реструктуризация и суды. «В принципе, компания способна погасить взятые на себя долги и продолжить функционировать. Но если суды признают ее виновной и удовлетворят большинство исков, то компании придется закрыться», — считает аналитик «Фридом Финанса» Валерий Емельянов
Больше интересных историй и новостей об инвестициях вы найдете в нашем телеграм-канале «Сам ты инвестор!»
Исключение ценных бумаг из списка ценных бумаг, допущенных к торгам (котировального списка биржи) по инициативе компании-эмитента или в связи с дефолтом эмитента. После делистинга ценные бумаги этого эмитента могут торговаться только на внебиржевом рынке, а капитализация компании не может быть рассчитана.
Нелояльный подход: Почему перестали работать карты «Малина»
Программа карт лояльности «Малина», которая заявляла о порядка 6 млн участников, объявлена банкротом. У пользователей на картах «зависли» сотни тысяч бонусных баллов, которые теперь невозможно истратить. Идет ли речь о масштабном обмане держателей, и почему перспективная программа в итоге оказалась за бортом российского рынка лояльности?
В России в настоящий момент действуют более десятка наиболее популярных программ лояльности, не связанных с конкретными брендами. Если добавить к ним программы, привязанные к торговым маркам, то всего их будет уже порядка нескольких сотен.
Свои программы лояльности есть у входящих в ритейлерскую монополию X5 Retail Group «Пятерочки», «Перекрестка», «Карусели» и других супермаркетов. Клиентские карты с бонусами предлагают магазины бытовой техники, одежды, сотовые операторы, банки, АЗС различных брендов и многие другие.
Одной из наиболее популярных в России коалиционных программ лояльности была основанная в 2006 году программа «Малина», которая позволяла накапливать бонусные баллы, а затем тратить их у партнеров или покупать за них технику в специальном каталоге. «Малина» сотрудничала с 25 крупными партнерами: сетью заправок BP, «Билайном», «Райффайзенбанком», «Тинькофф банком», сетью ресторанов «Росинтер Ресторантс», аптечной сетью «36,6» и рядом других.
Как вышло, что эта программа, получившая даже в 2016 году премию Loyalty Awards Russia-2016 «За продвижение маркетинга лояльности в России», обанкротилась и оставила миллионы людей без накопленных баллов?
«Малина» отцвела
Само предприятие было устроено основательно. Владельцем «Малины» является ООО «Лоялти Партнерс Восток», которое полностью принадлежит офшорной кипрской компании CSI Loyalty Partners Ltd. Владеет «Лоялти Партнерс» бизнесмен Сергей Бородин, который подхватил и развил идею основателя «Малины» Майкла Лльюэлина, имевшего на тот момент более чем 10-летний опыт разработки, управления и продвижения таких программ во всем мире.
Сервис активно рос: к 2018 году держателями карт стали порядка 6 млн человек, говорилось на сайте программы. В 2012 году, когда «Малина» еще не столкнулась с первыми проблемами, ООО «Лоялти Партнерс Восток» отчитывалось о выручке в размере 714 млн рублей и чистой прибыли в 4 млн рублей.
Первые проблемы у «Малины» начались в 2014 году. В то время они еще не затрагивали держателей. Дело в том, что «Роснефть» приобрела партнерство в программе лояльности «Малина» вместе с покупкой ТНК-BP – крупнейшего партнера «Малины». Карты бренда по-прежнему обслуживались на заправках, однако выплаты бренду были приостановлены. Затем «Роснефть» решила отказаться от программы «Малина», так как уже имела собственную и развивала ее, хотя господин Бородин уверял тогда, что трудности носят технический характер и скоро с «Роснефтью» будет заключено новое соглашение.
Примеру «Роснефти» последовал и «Вымпелком» (бренд «Билайн»), который в 2015 году объявил о прекращении сотрудничества с «Малиной» ввиду развития собственной программы лояльности. Оператор тогда также начал активный поиск партнеров для своей программы в телекоммуникационной отрасли.
В 2017 году дела у «Малины» пошли совсем туго. Тогда под вакансией ООО «Лоялти Партнерс Восток» один из бывших сотрудников «Малины» написал комментарий:
Компания загибается. Сотрудников перевели с белой зарплаты на серую в конвертике. Все по-тихому – пришла HR, подсунула бумажку на подпись и все. Половина сотрудников переведена в организацию ООО «ГРУППА КОМПАНИЙ МЛН», которая занимается развитием совершенно другого проекта «Бензовоз». Там ЗП тоже серая.
Наконец, в 2018 году от «Малины» отвернулся и «Тинькофф банк». На своем сайте он опубликовал сообщение о том, что карты «Малина» с июля переводятся на программу лояльности «Браво», а накопленные бонусы будут сконвертированы в новый формат. Дизайн карт при этом не изменился, просто на них началось начисление бонусов другой программы лояльности и никакой связи с «Малиной» и ее каталогом они больше не имели.
«Малина» тогда опубликовала на своем сайте сообщение о «временных трудностях», которые планировалось вскоре разрешить. Затем с сайта пропал каталог товаров, а вскоре перестал открываться и сам сайт (сейчас он просто показывает логотип программы). В конце сентября 2018 года компания «Лоялти Партнерс Восток», владеющая брендом, подала в Арбитражный суд Москвы заявление о признании себя банкротом.
Что и в каком размере потеряли люди?
Бизнес «Малины» имел интересную модель. Он был основан на промежуточной стадии между продавцом и покупателем и базировался на выгоде от посредничества. Такова модель всех не связанных с конкретным брендом программ лояльности. От покупок у партнеров «Малина» начисляла процент для физических лиц, а взамен получала регулярные выплаты за стимулирование продаж.
Процент от покупок начислялся в эфемерных баллах в соотношении 1 балл за каждые 20 рублей. За них, впрочем, можно было приобрести по каталогу вполне реальные вещи, однако ряд пользователей отметили, что, по сути, цена их оказывалась завышенной, а не рыночной, так как устанавливалась самой «Малиной».
Часть держателей карт этой программы лояльности заявляют о 3-7 тыс. баллов, которые остались на их счету, другие говорят о десятках и сотнях тысяч. Если считать по максимальному объему, то размер неистраченных бонусов может достигать более чем внушительной суммы в 120 млрд рублей. Однако тут важно отметить, что речь идет все же не о деньгах, вынутых из карманов держателей, а об утрате ими возможности воспользоваться поощрением за свою покупательскую активность.
Держатели также заявляют, что в договоре участия в программе «Малина» предусмотрительно не прописывала свою обязанность предоставлять товары и услуги на сумму рублей, которая конвертируется из баллов по вышеуказанному курсу. Договор предусматривал, что программа лояльности лишь создает условия и предоставляет возможность держателям воспользоваться этими бонусами, но вовсе не обязана все их обращать в рубли.
Возврату и обмену – не подлежат
В отсутствии обязательств по реализации баллов состоит основная проблема таких смежных программ лояльности, отметил генеральный директор Информационно-аналитического агентства Infoline Иван Федяков. Он выразил сомнение в том, что людям удастся как-то вернуть накопленные баллы.
Это очень маловероятно, перспективы крайне невелики. Сама по себе программа «Малина» – это некий квазипродукт, который объединяет обязательствами участников этой программы. Эти участники не впрямую ответственны за получение за накопленные баллы каких-то услуг или товаров. Они, скорее всего, уклонятся от выполнения обязательств. Если программа перестает существовать, то все ее участники снимают с себя обязательства по обслуживанию карты,
По его словам, одной из причин краха «Малины» стало общее снижение интереса покупателей к программам лояльности, а также введение ее партнерами собственных карт. В то же время люди в большей степени привыкли верить скидкам и акциям, а не картам, так как скидки для большинства потребителей являются наиболее простым и понятным инструментом лояльности.
«Были даже исследования, которые показали, что более 3/4 карт лояльности, которые выдаются ритейлерами, потребители не используют. Это относилось как к моносистемам, когда карта лояльности относилась к одному ритейлеру, так и к кросс-системам вроде «Малины». Даже когда продавец предлагает бесплатно получить карту, потребители отказываются», – сказал Федяков.
Поэтому, отметил эксперт, ритейлеры уже хотят завершить «аттракцион неслыханной щедрости» со скидками и акциями, которые достигли очень серьезной глубины и ширины ассортимента. Это также притормозило и самих продавцов, которые уже превышают пик на скидках и акциях и не могут развиваться дальше. Это означает, что скидок в магазинах будет становиться все меньше, а продавцы все более активно будут заманивать покупателей во всевозможные программы лояльности.
Фото: Black Salmon/shutterstock.com
По словам директора Infoline, «Малина» стала показательным примером для рынка и послужила своего рода острасткой для людей. Но, несмотря на это, рынок лояльности в России будет только расти, станет более изощренным.
Свои программы лояльности стали запускать многие, у кого их не было. Сейчас это, например, и «Магнит», и «Ашан». То есть такие ритейлеры, которые в принципе шли по программе скидок и акций, а не карт лояльности. Рано или поздно на рынок вернутся и кросс-системы лояльности вроде «Малины», которая рухнула из-за своей грубой и устаревшей модели,
Эксперт также добавил, что в будущем жителям России стоит ждать всплеска кроссовых программ лояльности, которые подойдут к этому бизнесу по-новому. В частности, они будут стимулировать спрос на товары определенных брендов, привлекая покупателей выгодными баллами.
Таким образом, проблемы с нестабильностью программ лояльности никуда не денутся. Вопрос будет только в том, насколько сами покупатели смогут обернуть это себе на пользу без наращивания покупательских аппетитов и впадения в зависимость от бонусов и баллов. «Малина» ведь продавала, по сути, «воздух», не товары, а простую возможность получить что-то якобы забесплатно за сделанные ранее покупки. Схему такой программы лояльности можно считать даже аферой, ведь в конечном счете люди со своей стороны добросовестно выполняли свою часть сделки – покупали товары, копили баллы. Однако «Малина» оказалась не такой уж сладкой, когда выяснилось, что свою часть соглашения она выполнить уже не сможет никак, а партнеры – просто не захотят.
Накопительная программа «Малина»
Жизнь – «Малина»
Данная накопительная система начала свою работу на розничном рынке в 2006 году. «Малина» разрабатывалась в сотрудничестве с лондонской консультационной группой CM4P, которая специализировалась на разработке программ лояльности во всем мире. Управляющей компанией является ООО «Лоялти Парнерс Восток».
Участники накопительной системы, оплачивающие товары и услуги организаций-партнеров программы и предъявляющие продавцу карту «Малина», получают баллы. «Пластик» выгодно оформить на всех членов семьи и привязать эти экземпляры к одному счету.
Накопленные баллы можно обменять на товары и услуги у партнеров «Малины». Компании регулярно проводят акции, объявляют специальные предложения для участников накопительной системы. Кроме того, есть список вознаграждений, которые можно получить за баллы. В каталоге представлены предметы бытовой техники, косметика, аксессуары, цветы, сертификаты на посещение культурно-развлекательных мероприятий, различные услуги, подписка на журналы и многое другое. Каждой позиции в каталоге соответствует определенная стоимость в баллах. В зависимости от размера накоплений потребитель может выбрать себе соответствующий товар или услугу. Доставка заказанных вещей бесплатная.
Как получить карту «Малина»?
Участниками программы бесплатно могут стать совершеннолетние граждане, которые проживают в регионах действия «Малины» (Москва и Санкт-Петербург).
Обычную пластиковую карту участника, дающую право накапливать баллы, можно оформить в торговых точках компаний-партнеров. После получения карточки ее нужно активировать. Необходимо зарегистрироваться на сайте программы, заполнить анкету участника накопительной системы. Без заполнения контактных данных воспользоваться баллами будет невозможно.
Электронную (мобильную) карту, которая будет находиться в телефоне, можно получить, заполнив специальную форму на сайте программы или отправив sms-сообщение на номер 1433. Пользователю придет ссылка на изображение и номер карты. Нужно сохранить картинку со штрих-кодом в телефоне и получить sms с кодом активации. Мобильная карта является полным аналогом пластикового экземпляра для накопления баллов. Обязательное условие – заполнение контактной информации для обратной связи с клиентом.
Банковскую карточку, сочетающую в себе свойства платежного средства и обычной карты участника программы «Малина», можно оформить в Райффайзенбанке, Русском Стандарте и Совкомбанке. С первыми двумя кредитками, участвующими в данной накопительной программе, мы уже знакомили читателей нашего сайта.
Ищу партнёра
«Малина» является крупнейшей в России коалиционной программой лояльности. Партнерами компании, помимо кредитных учреждений, являются предприятия общепита, интернет-магазины, онлайн-сервисы и оператор связи.
Например, за каждые 100 руб., потраченные на мобильную связь «Билайн», участник программы получает 15 баллов. Сумма не очень большая, но любителям «повисеть» на мобильном телефоне затратная привычка поможет накопить на утешительный приз за безлимитную коммуникабельность.
По 30 баллов начисляется за каждые 100 руб. по счету в ресторанах компании «Росинтер Ресторантс» («IL Патио», «Планета Суши» и другие).
А вот аптечная сеть «36,6» с 1 ноября 2013 года временно не принимает «Малину» ни для начислений, ни для обмена накоплений. По техническим причинам (в течение неопределенного времени) не начисляются баллы и за заправку на АЗС ВР.
В списке партнеров программы становится все больше компаний, предоставляющих различные онлайн-сервисы. Баллы начисляются за купленные через интернет обувь, садовый инвентарь, книги (в бумажном и электронном формате), за бронирование билетов на культурно-развлекательные мероприятия, поиск отелей, туров и авиаперелетов, прокат автомобилей, приобретенные купоны на различные услуги.
По всей видимости, управляющая компания расширяет аудиторию и планирует привлечь в число участников накопительной программы любителей интернет-шопинга.
Что делать акционерам Mallinckrodt
NYSE приняла решение о незамедлительной приостановке торгов обыкновенными акциями Mallinckrodt, начиная с 12 октября 2020 года, с последующим делистингом. В свою очередь, согласно правилам листинга NYSE, у эмитента есть возможность для подачи апелляции в течение 10 рабочих дней.
Биржа NYSE в своем заявлении также сообщает, что на принятие решения о приостановке торгов с последующим делистингом также повлияла неопределенность в отношении того, как это повлияет на стоимость обыкновенных акций MNK, а также тот факт, что согласно условиям плана реструктуризации, ожидается погашение акций без выплаты компенсации владельцам обыкновенных акций.
Факт делистинга акций MNK (ISIN IE00BBGT3753) биржей NYSE расценивается ПАО «Санкт-Петербургская биржа» как несоответствие акций MNK требованиям российского законодательства, поскольку наличие листинга на иностранной фондовой бирже является условием их листинга на Санкт-Петербургской бирже.
В связи с вышеизложенным произойдет изменение доступности режимов торгов на Санкт-Петербургской бирже для совершения операций с этими ценными бумагами:
15 октября в режиме основных торгов подача заявок будет возможна с 16.30 до 23.00 по московскому времени. С 16 октября включительно в режиме основных торгов подача заявок будет возможна с 10.00 до 23.00 по московскому времени.
С 26 ноября включительно будут исключены из списка и прекращены торги обыкновенными акциями Mallinckrodt по решению Санкт-Петербургской биржи. Решение принято в связи с выявленным несоответствием ценных бумаг Mallinckrodt требованиям, установленным положением о допуске ценных бумаг к организованным торгам и правилами листинга.
«Фридом финанс» отмечает, что до прекращения торгов на Санкт-Петербургской бирже акций MNK может произойти изменение доступности режимов торгов на бирже для совершения операций с этими ценными бумагами.
Акции «Аэрофлота» могут показать внушительный рост
Из-за пандемии бизнес «Аэрофлота» столкнулся с серьезными проблемами, которые стали причиной докапитализации.
В октябре авиаперевозчик пошел на этот шаг, и после SPO котировки акций торгуются ниже стоимости размещения.
Стоит ли паниковать из-за падения акций?
На первом этапе стоит понять, с какими последствиями компания столкнулась после первой волны короновируса.
Делистинг Mallinckrodt, или что делать инвесторам
Иск против биржи NYSE, которая на основании инициации банкротства приняла решение о принудительном делистинге эмитента. Как теперь мы видим, компания и не собиралась оспаривать данное решение. Менеджмент Mallinckrodt в ходе согласования плана реструктуризации неоднократно давал понять, что не планирует выкупать акции в случае принятия решения о несостоятельности.
В ходе последних раундов переговоров акционеры были лишены права голоса по всем вопросам, связанным с урегулированием крупных финансовых исков от регуляторов и прокуроров.
С юридической точки зрения менеджмент компании поступил чисто. Законы США позволяют избранному акционерами главе совета директоров отстранять этих же самых акционеров от ключевых вопросов, включая банкротные процедуры. Но с репутационной точки зрения ситуация сложилась довольно редкая. Как правило, менеджмент является совладельцем бизнеса и не заинтересован в обнулении цены акций компании. В случае с Mallinckrodt произошло именно это.
На частичный возврат средств могут рассчитывать только держатели облигаций из текущего рыночного соотношения около 30 центов на каждый вложенный доллар. Вероятно, держателями таких бумаг являются и участники переговоров со стороны компании.
Вне зависимости от того, каким образом были приобретены акции Mallinckrodt: на Нью-йоркской бирже, на Санкт-Петербургской или внебиржевых площадках, их реальная стоимость на данный момент составляет 0. После делистинга с NYSE реестры акционеров будут заархивированы для последующих возможных исков, но шансы, что компанию обяжут расплатиться с держателями акций мы оцениваем как ничтожно низкие.
Стоит ли связываться с преддефолтными акциями Mallinckrodt
Акции Mallinckrodt за последние 5 лет потеряли 96% капитализации. Зачастую, когда мы видим такие изменения в бизнесе, то относим их к дефолтным и считаем их по нулевой стоимости.
Mallinckrodt не исключение, однако, существуют инвесторы и даже целые фонды которые инвестируют в компании в преддефолтном состоянии, т.к. после объявления банкротства по chapter 11 в США, акции могут продолжать торговаться на бирже. В случае успешной реорганизации компании, акции могут расти.