Актуализация знаний что это простыми словами

Актуализация знаний

Смотреть что такое «Актуализация знаний» в других словарях:

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ — этап урока, имеющий целью проявление и перевод в состояние активного функционирования учащимися информации, усвоенной ранее и необходимой для осуществления преемственности с новым учебным материалом (М. Ю. Олешков) … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

актуализация связей — Этимология. Происходит от лат. actualis деятельный. Категория. Мнемический процесс. Специфика. Воспроизведение в сознании индивида приобретенного ранее опыта. При этом востребованное из памяти содержание может быть представлено мыслями,… … Большая психологическая энциклопедия

Актуализация — перевод знаний, навыков и чувств из скрытого, латентного, состояния в явное, действующее. (Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. М., 2005. С. 9) … Педагогический терминологический словарь

АКТУАЛИЗАЦИЯ — 1)действие, заключающееся в извлечении усвоенного материала из долговременной или кратковременной памяти с целью последующего использования его при узнавании, припоминании или воспроизведении [80, c. 16]; 2) процесс непреднамеренного… … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

АКТУАЛИЗАЦИЯ СВЯЗЕЙ — (от лат. aktualis деятельный) воспроизведение имеющихся у человека знаний, умений, навыков, различных форм поведения и эмоционального состояния, а также отдельных психических процессов (представлений, мыслей, движений, чувств и т. д.), перевод их … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

АКТУАЛИЗАЦИЯ — перевод знаний, навыков и чувств в процессе обучения из скрытого, латентного, состояния в явное, действующее … Педагогический словарь

Актуализация — воспроизведение имеющихся у человека знаний, умений, навыков, различных форм поведения и эмоционального состояния, перевод их из потенциального состояние в актуальное, придание степени важности явлению или действию … Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

Лернер, Исаак Яковлевич — Лернер Исаак Яковлевич Дата рождения: 4 апреля 1917(1917 04 04) Место рождения: Деражня, Украина Дата смерти: 1 марта 1996(1996 03 01 … Википедия

Всемирный формат школьных дебатов — (англ.World Schools Debate Format или World Schools Style debating (WSS) представляет собой комбинацию британских парламентских и Австрало азиатских форматов дебатов, созданный в 1998 году в Австралии специально для проведения чемпионата мира по… … Википедия

Всемирный формат школьных дебатов (World Schools Debate Format) — Всемирный формат школьных дебатов (англ.World Schools Debate Format или World Schools Style debating (WSS) представляет собой комбинацию британских парламентских и Австрало азиатских форматов дебатов, созданный в 1998 году в Австралии специально… … Википедия

Источник

25 способов актуализации знаний на уроке

Актуализация знаний что это простыми словами. 21531424. Актуализация знаний что это простыми словами фото. Актуализация знаний что это простыми словами-21531424. картинка Актуализация знаний что это простыми словами. картинка 21531424

Актуализация знаний — один из таких этапов современного урока, его задача — подготовить учеников к работе, восприятию нового материала, напомнить детям ранее изученные темы, актуализировать их умения и навыки. На этом этапе учитель направляет работу учащихся таким образом, чтобы они вспомнили (актуализировали) необходимые знания, умения и навыки для восприятия (открытия) новой информации. Также на этапе актуализации знаний контролируются задания, которые вызывают затруднения у учеников.

Для достижения поставленных задач учителю необходимо ориентироваться на некоторые условия:

На этом этапе урока дети четко понять, зачем им заниматься изучением новой темы, что конкретно будет осваиваться, каковы основные цели занятия, которые необходимо будет достичь. Ученики, направляемые учителем, выясняют, подготовлены ли они к восприятию нового материала, достаточно ли владеют знаниями, умениями и навыками, необходимыми для усвоения новой информации, а также, что им необходимо сделать, чтобы успешно все выполнить.

Этап актуализации знаний включает в себя следующие составляющие.

Как провести актуализацию знаний на уроке?

Способ 1. Корзина идей

Этот способ применяется как индивидуально, так и фронтально. С его помощью учитель может узнать, что известно учащимся по теме, которая будет обсуждаться на занятии, или их предположения на этот счет. На доске рисуется или прикрепляется макет корзины, в которую дети поместят все, что классу известно по обсуждаемому вопросу. Подробнее о приеме Корзина идей.

Сбор информации происходит по плану.

Этот прием можно обозначить так же, как корзина понятий, фактов, терминов и пр.

Способ 2. Да – нет

Этот способ позволит детям быстрее включиться в мыслительный процесс. При его использовании формируются навыки оценки ситуации, фактических сведений; анализа имеющейся информации; формулирования и выражения своей точки зрения.

Для организации работы учитель готовит несколько высказываний по теме урока и предлагает детям выразить к ним свое отношение по категории «да-нет», а также разъяснить, почему они так думают. Подробнее о приеме Да-Нет/Верно-не верно.

Способ 3. Блиц

Учитель готовит для детей карточки с понятиями, именами, датами, названиями и пр. Учащимся предлагается за ограниченное время (30 секунд-1 минута) объяснить классу указанные данные, не используя однокоренных слов.

Способ 4. Определи логическую связь

Детям называют три слова, два из которых каким-то образом между собой связаны логически. Задание ученикам: подобрать четвертое слово, находящееся с третьим в аналогичной связи. Например, рыбы – чешуя – птицы (покрытие тела) – оперение.

Способ 5. Мы шагаем

Дети выстраиваются на определенном расстоянии от доски, шагают вперед, называя на каждый шаг слово, связанное с изучаемой темой.

Способ 6. Видеозарисовка

Учащимся предлагается к просмотру видеозарисовка, после просмотра которой они должны сформулировать тему, которая будет обсуждаться на уроке, а также ответить, каким образом просмотренное видео соотносится с изучаемым вопросом.

Можно подобрать видео так, оно воздействовало на эмоции детей, вовлекала их в новую тему.

Способ 7. Черный ящик

По аналогии с передачей «Что? Где? Когда?» педагог просит детей предположить, что находится в черном ящике и какое отношение этот предмет имеет к теме занятия.

Подготовить само задание можно предложить более «продвинутым» учащимся.

Способ 8. Волшебная коробка

В красиво оформленную коробку помещается несколько предметов, которые необходимы детям для изучения нового материала. Учащиеся объясняют связь этих предметов с новой темой, формулируют ее.

Способ 9. Портрет известного человека

Используется портрет известного человека, который имеет отношение к предметному содержанию урока. Также учитель рассказывает некоторые биографические сведения о нем, предлагает детям ответить, чей портрет они видят перед собой.

Способ 10. Визуальный ряд

На экране или доске демонстрируются изображения, которые помогут детям выяснить тему предстоящего урока.

Способ 11. Ассоциации

На экран проецируются изображения различных предметов, портреты известных личностей и т.п.; учащиеся отвечают, какие ассоциации возникают у них в связи с этими изображениями и высказывают свои предположения по поводу темы предстоящего урока. Второй вариант проведения этапа актуализации знаний на уроке по способу ассоциаций предполагает, что дети рисуют ассоциативные рисунки на заданную тему.

Способ 12. Прослушивание музыкального отрывка, художественного или публицистического текста

На уроках МХК, литературы, истории, обществознания, музыки можно дать учащимся задание идентифицировать по прослушанному фрагменту все произведение целиком или назвать, кому оно принадлежит, определить время его создания, рассказать о том, почему оно написано и т.д., а также связать с изучаемой темой.

Способ №13. Экскурс в будущее

Педагог записывает на доске какую-либо будущую дату и предлагает детям пофантазировать по этому поводу, понять, будет ли актуальной обсуждаемая на уроке тема в указанное время с обоснованием своей позиции.

Способ №14. Смена социальной роли

Учитель предлагает учащимся представить себя самих в недалеком будущем, когда они уже станут родителями детей их возраста. Дает задание: объяснить своим воображаемым детям тему, обсуждаемую на уроке и донести до них необходимость и важность ее изучения.

Способ №15. Интересный гость

Дети с удовольствием общаются с пришедшими на урок людьми, которые могут интересно преподнести информацию по теме урока. Это могут быть не только специалисты в какой-либо области, но также и родители, ученики другого возраста.

Способ №16. Задание на опережение

Педагог заблаговременно сообщает детям (всем или индивидуально) тему, которая будет рассматриваться на занятии и дает задание приготовить небольшое сообщение, объясняющее, почему она актуальна.

Способ №17. Неоконченный рассказ

Учитель начинает рассказывать детям какой-то интересный научный факт, сюжет и прерывает свое повествование в определенный момент. Далее детям предлагается закончить начатый рассказ, придумать продолжение, сделав записи в тетрадях, а потом прочитать вслух, что получилось. Затем все вместе дети обсуждают услышанное.

Способ №18. Риторический вопрос

К примеру, на занятии по МХК, после прочтения мифа об Орфее и Эвридике, детям дается задание поразмышлять, по какой причине Орфей оглянулся. Абсолютно правильного ответа на данный вопрос найти нельзя, он предусматривает высказывание предположений. Подобный способ не только актуализирует знания учащихся, но и помогает в развитии творческого мышления.

Способ №19. Продолжение фраз

Педагог просит детей продолжить неоконченные предложения.

Сегодня мы поговорим о…

По теме нашего урока я знаю, что…

Мне бывает нелегко…

Я всегда думал, что…

Способ №20. Тема урока как обычный предмет

Учитель просит учащихся представить тему, рассматриваемую на уроке, как обычный предмет и представить свой вариант, как поступить с этой темой. Например, убрать в сторонку, рассмотреть с разных сторон, перекрасить в необычный цвет, вообразить, как растение, животное, популярный человек и т.д.

Способ №21. Метапредметная задача

Учащимся даются условия задачи, над которой надо поразмышлять.

Человек уезжает на длительное время в какое-либо далекое место. Он не знал, как ему сохранить свои ценные вещи, и решил закопать их в лесу. Помогите ему придумать, каким образом он максимально точно запомнит то место, где он зарыл свой клад.

Для организации работы педагог может сочинить любую другую задачу.

Способ №22. Задания – загадки

С целью актуализировать знания учащихся им предлагаются различные варианты заданий на смекалку: шарады, ребусы, кроссворды, загадки, задачи-шутки, пиктограммы и пр.

Способ №23. Прямой вопрос

Учитель объявляет тему урока и предлагает детям написать, как минимум, по три доказательства, аргументирующих важность и необходимость изучения этого материала.

Рассматриваются несколько предметов (с точки зрения их объединяющих и различающих характеристик), которые имеют отношение к вопросам, рассматриваемым на уроке.

Способ №25. Викторина

Дети по очереди отвечают на вопросы, связанные с темой урока.

Каждый из предложенных приемов можно модифицировать. Наполнить содержанием, необходимым педагогу для работы на конкретном уроке с конкретным классом. В любом случае, они решают главную задачу — актуализируют имеющиеся у детей знания, мотивируют их на изучение нового материала.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник

Актуализация знаний – как этап современного учебного занятия

Актуализация знаний что это простыми словами. nekrasova1. Актуализация знаний что это простыми словами фото. Актуализация знаний что это простыми словами-nekrasova1. картинка Актуализация знаний что это простыми словами. картинка nekrasova1

«Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг».

В психологическом словаре понятие актуализации толкуется так:

В рамках модернизации образования перед педагогами поставлена задача ориентировать учащихся не только на усвоение определённой суммы знаний, но и на развитие личности, познавательных и созидательных способностей.

В связи с этим использовать активные формы обучения с учётом индивидуальных способностей студентов.

Цель этапа – получить представление о качестве усвоения учащимися материала, определить опорные знания. С первых минут урока необходимо включить студентов в активную учебную деятельность (энергичное, деловое начало, постановка проблемных вопросов, заданий, решение познавательных заданий и пр.). Это создаёт условие для активности и самостоятельности учеников на протяжении всего занятия. Содержание домашнего задания, его результаты целесообразно проверять фронтально, при активном участии всех студентов группы. В начале урока иногда используют кратковременные письменные работы, тестовые задания. Письменный опрос целесообразно сочетать с устным.

Дидактическая структура современного занятия состоит из трех этапов:

Все 3 этапа в разной степени решаются на каждом занятии, независимо от его типа и вида. Поэтому дидактическая структура занятия является общим предписанием, общим методом организации современного урока.

-сделать знания актуальными, нужными в данный момент, то есть «освежить» прежние знания и способы деятельности в памяти

Актуализация означает психологическую подготовку студента:

-осознание значимости предстоящей деятельности,

-возбуждение интереса к уроку.

-сделать знания актуальными, нужными в данный момент, то есть «освежить» прежние знания и способы деятельности в памяти

Актуализация означает психологическую подготовку студента:

-осознание значимости предстоящей деятельности,

-возбуждение интереса к уроку.

Актуализацию смыслов познания целесообразно осуществлять путем использования заданий, удовлетворяющих ряду требований:

Приемы, помогающие активизировать процесс познания и повысить его самоценность:

— создание проблемных ситуаций;

— создание ситуации преодоления обыденности;

— дидактические игры, аналогии, задачи с жизненно-практическим содержанием;

— показ парадоксальных опытов;

— раскрытие красоты «интеллектуальных прорывов», сравнение их объяснительных и прогностических возможностей;

— выдвижение конкурирующих гипотез;

— проведение систематизации жизненных наблюдений; наблюдения и эксперименты;

— использование высокоэффективных технологий обучения; ознакомление с методами экспериментальной науки;

— рассказ об истории научных революций и озарениях

Способы актуализации знаний:

Чаще всего актуализацию знаний учащихся в начале урока преподаватель проводит либо в виде опроса, либо в виде проверочной самостоятельной работы, либо призывами «вспомнить», «подумать», «предложить».

Однако наиболее эффективными способами могут стать приемы и техники ТРИЗ и ТРКМ.

«Цель ТРИЗ: опираясь на изучение объективных закономерностей развития технических систем, дать правила организации мышления по многоэкранной схеме.»[1]

Мышление, предполагающее проверку предложенных решений с целью определения области их возможного применения.

Приемы и техники, которые можно использовать для достижения поставленных целей:

Приём интерактивного обучения.

Студенты называют термин, понятие, явление и т.д. из изученного ранее материала.

Описание: прием из технологии развития критического мышления. Он может быть использован на 1 этапе урока, как прием, актуализирующий знания учащихся. А также на этапе рефлексии.

— умение прогнозировать события;

— умение соотносить известные и неизвестные факты;

— умение выражать свои мысли;

— умение сравнивать и делать вывод.

В таблице из двух столбцов заполняется часть «До», в которой учащийся записывает свои предположения о теме урока, о решении задачи, может записать гипотезу.

Часть «После» заполняется в конце урока, когда изучен новый материал, проведен эксперимент, прочитан текст и т.д.

Далее ученик сравнивает содержание «До» и «После» и делает вывод.

Стратегия “Вопросительные слова”.

Универсальный прием ТРКМ (технология развития критического мышления), направленный на формирование умения задавать вопросы, а также может быть использован для актуализации знаний учащихся по пройденной теме урока.

Учащимся предлагается таблица вопросов и терминов по изученной теме или новой теме урока. Необходимо составить как можно больше вопросов, используя вопросительные слова и термины из двух столбцов таблицы.

Приём «Согласен – Не согласен»

Универсальный прием, способствующий актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Данный прием дает возможность быстро включить студентов в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока.[3]

— умение оценивать ситуацию или факты;

— умение анализировать информацию;

— умение отражать свое мнение.

Студентам предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: согласен – «+», не согласен – «-».

Формы работы для активизации знаний студентов.

— коллективный опрос (всевозможные виды письменных проверочных работ: мини тесты, экспресс диктанты и т.д.)

Данный этап предполагает подготовку мышления студентов к мыслительной деятельности: 1) актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; 2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершение этапа создаётся затруднение в индивидуальной деятельности учащихся, которое фиксируется ими самими.

Список использованных источников:

Источник

Этап актуализации знаний. Приемы.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ актуализация знаний.docx

Актуализация [лат. actio — действие, деятельность] — процесс и результат произвольных (преднамеренных) или непроизвольных (непреднамеренных) психических действий, заключающихся в извлечении из памяти усвоенной информации или опыта и подготовки их к немедленному использованию.

задача этапа : актуализировать прежние знания, навыки и умения непосредственно связанные с темой урока; подготовка обучающихся к работе на уроке, к «открытию нового».

Также на этапе актуализации знаний учителем фиксируются задания, которые вызывают затруднения у учеников.

Условия достижения положительных результатов :

• Чтобы объяснение было понятным, ученикам необходимо напомнить предыдущий изученный материал, на базе какого будут усваиваться новые знания;

• Отбор учебного содержания для актуализации должен обеспечивать полноту тех способов действий, которые используются при построении нового знания;

Актуализацию знаний обучающихся не должна проходить только в виде опроса, проверочных самостоятельных работ, предложений «вспомнить», «подумать», «предложить».

В связи с новыми требованиями, на уроках в настоящий момент используются методы и приемы, позволяющие не только разнообразить урок, но учить мыслитель, иметь собственное мнение, делать обдуманный выбор между различными мнениями, решать проблемы, аргументировано спорить, уметь ценить чужую точку зрения.

На данном этапе можно использовать разнообразные приемы. Например, технологии ТРИЗ ( теория решения изобретательских задач) и ТРКМ (Технологии развития критического мышления).

Приём “Я беру тебя с собой “, способствующий накоплению информации о признаках объектов.

Учитель загадывает признак, по которому собирается множество объектов и называет первый объект. Ученики пытаются угадать этот признак и по очереди называют объекты, обладающие, по их мнению, тем же значением признака. Учитель отвечает, берет он этот объект или нет. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из детей не определит, по какому признаку собирается множество. Можно использовать в качестве разминки на уроках.

У: Я собралась в путешествие. Я собираю чемодан и беру с собой объекты, которые чем-то похожи. Угадайте, по какому признаку я собираю объекты. Для этого предлагайте мне объекты, чем-то похожие на мой, а я буду говорить, могу ли я взять их с собой. Итак, я беру с собой морковку. А что у вас?

Д: Я беру с собой капусту. У: Я не беру тебя с собой.

Д: Я беру апельсин. У: Я не беру тебя с собой.

Д: Я беру медузу. У: Я беру тебя с собой.

Д: Вы берете все предметы, чье название начинается с буквы «М»?

У: Да! Итак, по какому имени признака мы собирали объекты? На какой вопрос все они отвечают одинаково?

Д: Он начинается с буквы «М»? У: А кто иначе поставит вопрос, чтобы на него можно было ответить: «начинается с буквы «М»»?

Д: С какой буквы начинается?

У: Согласна. Итак, имя признака здесь – первая буква слова, обозначающего наш предмет.

Учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного героя, историческое лицо и др.). Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только словами: «да», «нет», «и да и нет».

Пример. На уроке по теме “Планета Земля” загадывается определенная планета, и ребята начинают задавать учителю вопросы:

Ребята делают вывод, что это планета Юпитер.

Приём “Шаг за шагом” или « Мы шагаем»

Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. из изученного ранее материала.

Пример. Назвать изученные орфограммы, сущ. Ср.р., домашних животных, и т.д.

Приём “Жокей и лошадь”.

Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь».. Самая неприятная её черта – необходимость всему коллективу учащихся одновременно ходить по классу, это требует определённой сформированности культуры поведения.

Приём «Толстый и тонкий вопрос» используется для организации взаимоопроса.

Стратегия позволяет формировать:

Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ. Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.

После изучения темы обучающимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.

Источник

Методы актуализации знаний

Подборка методов для актуализации знаний на уроке будет полезна всем учителям

Просмотр содержимого документа
«Методы актуализации знаний»

Методы актуализации знаний

Название: «Согласен – Не согласен»

Описание: универсальный прием, способствующий актуализации знаний обучающихся и активизации мыслительной деятельности. Данный прием дает возможность быстро включить студентов в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока.

умение оценивать ситуацию или факты;

умение анализировать информацию;

умение отражать свое мнение.

Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: согласен – «+», не согласен – «-».

При изучении темы «Мультимедийная презентация», можно предложить следующие высказывания:

1. Презентация состоит только из текста и картинок.

2. Дизайн оформления должен быть разным на каждом слайде.

3. Чем больше текста, тем лучше.

4. Лучше, если смена слайдов проводится по щелчку, а не автоматически.

5. Чем меньше анимационных эффектов, тем лучше.

6. Презентация может носить обучающий характер.

Заметьте, полученные результаты студенты не оглашают, преподаватель только проговаривает «идеальный» вариант ответов и просит соотнести его с тем, что получилось у каждого из обучающихся.

Описание: универсальный приём-игра, направленный на активизацию мыслительной деятельности обучающихся на уроке. Позволяет включить в игровую оболочку большое число однообразных примеров или заданий.

умение работать в команде;

умение слушать и слышать друг друга.

Предлагается в игровой форме команде или группе обучающихся выполнить ряд однотипных заданий на скорость и правильность.

На доске записаны примеры в три столбика по количеству команд. Первый участник от команды выходит и решает первый пример, затем выходит второй участник и так далее. Выигрывает та команда, которая быстрее и правильнее выполнит задание.

Название: «Корзина идей, понятий, имен»

Описание: Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

Пример. Многие уроки изучения нового материала начинаются с приема «Корзина», на доске демонстрируются или выводятся через проектор основные идеи предстоящего урока. Например, на уроке изучения «Линейного алгоритма» можно предложить учащимся высказать, как они думают какой алгоритм можно назвать линейным, привести примеры. На уроке изучения «Цикла» предложить предположить, что такое цикл, какие примеры циклических действий они могут привести.

Название: «Интеллектуальная разминка».

Описание: Данный метод можно использовать при проведении любых видов учебных занятий. Его целью является приведение обучаемых в активное «стартовое» состояние за счет актуализации имеющихся знаний, обмена мнениями и выработки общей позиции. Вместе с тем, ведущий имеет возможность определить уровень подготовленности участников к дальнейшей работе по наращиванию знаний. Достоинство метода состоит и в том, что каждый обучаемый при «интеллектуальной разминке» постоянно находится в зоне активного опроса и должен быть готов к ответу на все поставленные ведущим вопросы. Если он и остался по ряду заданных вопросов не задействован, то и в этом случае он вынужден их быстро осмысливать и готовиться к ответам.

«Интеллектуальная разминка» идет в быстром темпе экспресс-опроса. Преподаватель обращается к обучающимся с вопросами, на которые те должны дать краткий, конкретный ответ. При затруднении отвечающего ведущий спрашивает очередного и т.д. Таким образом, за короткое время (5-10 мин.) в группе достигается понимание исходных понятий, категорий, принципов и т.п., участники подготавливаются с единой «стартовой позиции» продолжать наращивание знаний, навыков и умений в дальнейшей активной деятельности.

Название: «Цепочка признаков».

Описание: Прием направлен на актуализацию знаний обучающихся о признаках тех объектов, которые включаются в работу.

умение описывать объект через имена и значения признаков;

умение определять по заданным частям модели скрытые части;

умение составлять внутренний план действий.

1-й студент называет объект и его признак;

2-й называет другой объект с тем же значением указанного признака и другой признак;

3-й называет свой объект по аналогичному признаку и новый признак и т. п., до тех пор, пока находится кто-то, способный продолжить цепочку.

Название: “Я беру тебя с собой»

Описание: Прием направлен на актуализацию знаний учащихся, способствующий накоплению информации о признаках объектов.

умение объединять объекты по общему значению признака;

умение определять имя признака, по которому объекты имеют общее значение;

умение сопоставлять, сравнивать большое количество объектов;

умение составлять целостный образ объекта из отдельных его признаков.

Педагог загадывает признак, по которому собирается множество объектов и называет первый объект. Студенты пытаются угадать этот признак и по очереди называют объекты, обладающие, по их мнению, тем же значением признака. Преподаватель отвечает, берет он этот объект или нет. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из ребят не определит, по какому признаку собирается множество. Можно использовать в качестве разминки на уроках.

Методы мотивации обучающихся.

Название: Приём «Ассоциативный ряд»

Описание: К теме или конкретному понятию урока нужно выписать в столбик слова-ассоциации. Выход будет следующим: если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, дать задание составить определение, используя записанные слова; затем выслушать, сравнить со словарным вариантом, можно добавить новые слова в ассоциативный ряд; оставить запись на доске, объяснить новую тему, в конце урока вернуться, что-либо добавить или стереть.

Описание: Стратегия З-Х-У была разработана профессором из Чикаго Донной Огл в 1986 г. Она используется как в работе с печатным текстом, так и для лекционного материала. Ее графическая форма отображает те три фазы, по которым строится процесс в технологии развития критического мышления: вызов, осмысление, рефлексия.

Формирует: умение определять уровень собственных знаний; умение анализировать информацию;

умение соотносить новую информацию со своими установившимися представлениями.

Работа с таблицей ведется на всех трех стадиях урока.

На «стадии вызова», заполняя первую часть таблицы «Знаю», учащиеся составляют список того, что они знают или думают, что знают, о данной теме. Через эту первичную деятельность ученик определяет уровень собственных знаний, к которым постепенно добавляются новые знания.

Вторая часть таблицы «Хочу узнать» — это определение того, что дети хотят узнать, пробуждение интереса к новой информации. На «стадии осмысления» учащиеся строят новые представления на основании имеющихся знаний. Работа с использованием стратегии «Инсерт» помогает осветить неточное понимание, путаницу или ошибки в знаниях, выявить новую для них информацию, увязать новую информацию с известной.

Полученные ранее знания выводятся на уровень осознания. Теперь они могут стать базой для усвоения новых знаний. После обсуждения текста (фильма и т.п.) учащиеся заполняют третью графу таблицы «Узнал».

«Знаю» Первые люди жили стаей, затем общинами.

Чтобы добыть себе питание люди кочевали.

Где появились первые люди?

Как люди заселили нашу Землю?

Почему сейчас люди не кочуют?

Ответы на поставленные вопросы учащиеся находят в тексте учебника в течение урока.

Если нет ответа на поставленный вопрос – работа продолжается дома.

Название: Метод «мозгового штурма»

Описание : Данный метод, направленный на генерирование идей по решению проблемы, основан на процессе совместного разрешения поставленных в ходе организованной дискуссии проблемных задач. Задание может содержать фундаментальные законы физики, при этом все идеи и предложения, высказываемые участниками группы, должны фиксироваться на доске (или большом листе бумаги), чтобы затем их можно было проанализировать и обобщить. Последовательное фиксирование идей позволяет проследить, как одна идея порождает другие идеи. Дух соревновательности активизирует мыслительную деятельность обучающихся.

Рассмотрим пример , который предлагается обсудить обучающимся по теме «Оптические приборы и системы». На проведение «мозгового штурма выделяется 5 минут. При рассмотрении свойств жидких кристаллов студентам может быть предложено задание: что такое жидкий кристалл? В течение одной минуты учащиеся, например, на доске записывают варианты ответов. Ответы обучающихся: жидкость со свойствами кристалла; жидкость с упорядоченными молекулами; жидкость с длинными молекулами; кристалл, обладающий свойствами жидкости; вещество, которое сохраняет анизотропию физических свойств, присущую твёрдым кристаллам, и текучесть, характерную для жидкостей, и др. По окончании «штурма» все предложенные идеи (решения) подвергаются анализу, в котором участвует вся группа. Обучающимся сообщается правильный ответ: Метод «мозгового штурма» позволяет вовлекать в активную деятельность максимальное число обучающихся. Применение данного метода возможно на различных этапах урока: для введения новых знаний, промежуточного контроля качества усвоения знаний, закрепления приобретённых знаний (на обобщающем занятии по конкретной теме курса).

Методики проведения дискуссий

Оборудование: плакат «Ковер идей», цветные листы бумаги, клейкие цветные листочки.

Участники делятся на 3-4 группы.

Первый этап – понимание проблемы. Участникам предлагается ответить на вопрос: Почему существует такая проблема? Каждая МГ получает цветные листы бумаги и маленькие клейкие цветные листочки. Согласованный ответ МГ записывает на листах цветной бумаги А4, затем вывешивается на плакат «Ковер идей»

Второй этап – поиск решений. Что можно изменить? Каждая МГ предлагает свои ответы и записывает их на листах цветной бумаги.

Третий этап – индивидуализация деятельности. Что лично сделаю я, чтобы изменить существующую ситуацию (в ОУ, в регионе). Пишет каждый на маленьких цветных листочках и приклеивает их на «Ковер идей».

Четвёртый этап – оценивание идей. Индивидуальное принятие решения: что смогу сделать для решения проблемы и что постараюсь сделать. Высказывается устно.

Оборудование: карточки зеленого, желтого и красного цвета.

Каждый участник получает набор карточек из 3-х цветов. Преподаватель зачитывает тезисы на плакатах или раздает их на листах. Участники, согласные с тезисом, поднимают зеленую карточку. Несогласные – красную. Сомневающиеся и воздерживающи­еся от решения – желтую. Преподаватель констатирует представленный характер мнений. Если мнения значительно отличаются, то необходимо обсуждение. При обсуждении сначала высказывают свои аргументы те участники, которые «согласны» с высказанным тезисом, после этого слово предоставляется сторонникам противоположной точки зрения и сомневающимся.

— Желательно подготавливать такие тезисы, к которым у членов группы пред­положительно разное отношение.

— Необходимо предоставлять участникам несколько минут на обдумывание решения.

— Если дискуссия угасает, следует переходить к следующему тезису.

Оборудование: листы бумаги (1/2 А4)

1) Участники делятся на микрогруппы. Каждому члену МГ (4-5 человек) раздается чистый лист бумаги, всем задается один вопрос. Без словесного обмена мнениями все члены микрогрупп записывают на своих листках ответ на заданный вопрос.

2) Листки с записями передаются по кругу по часовой стрелке соседям по микрогруппе. При получении листка с записями каждый член МГ должен сделать новую запись, не повторяя имеющиеся. Работа заканчивается, когда к каждому вернется его листок. На этом этапе записи не анализируются, не оцениваются и не отбираются.

3) Обсуждение в микрогруппах сформулированных участниками всех ответов, предложений, выделение в итоговый список наиболее важных, интересных актуальных.

4) Обмен результатами наработок МГ. Все микрогруппы предлагают по очереди свои формулировки из итогового списка. Если формулировка не встречает возражений других МГ она включается в окончательный общий список.

Оборудование: шапки или эмблемы из цветной бумаги, бумага для записей.

Пять шапок различных цветов символизируют пять различных подходов к анализу проблемы, поиску решений и аргументации:

Белый: призывает «нейтральные» факты, цифры и информацию, аргументирует «весом фактов».

Красный: означает эмоции и чувства, наполнен интуицией и догадками (позитивными и негативными).

Черный: все видит в «черном свете», несет трудности, невозможность решения, негативные оценки.

Синий: означает холодную удаленность, контроль над собой и над другими «шапками» (может выступать ведущим дискуссии).

Желтый: определяется оптимизмом, радостью жизни, ожиданием будущего; позитивен и конструктивен.

1) Участники делятся на МГ с использованием цветных фишек (в соответствии с цветами «шапок»).

2) Предлагается проблема для обсуждения.

3) Каждая МГ в соответствии со своей мыслительной стратегией готовится к обсуждению данной проблемы, и определяет представителей для ведения дискуссии.

4) Представители МГ прикрепляют цветные круги, тем самым обозначают свою позицию в разговоре, рассаживаются на стульях, поставленных в полукруг, они участвуют в первом раунде дискуссии. Обладатель «синей шапки» выступает в качестве ведущего.

Остальные слушатели наблюдают за дискуссией. Для них возможны следующие задания: насколько была выдержана мыслительная стратегия? Каким было качество аргументации?

5) После разбора 1-го раунда проводится второй.

Методики получения обратной связи

На протяжении урока отмечать условно свои ответы:

В конце урока преподаватель предлагает каждому обучающемуся выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Преподавателя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово преподавателя является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.

В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изучен-ного материала. Синквейн – это пятистрочная строфа.

1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;

4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;

5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).

Синквейн является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации, учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме.

«Плюс – минус – интересно»

Для письменного выполнения обучающимся предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» – «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению обучающегося могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» – «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» – «интересно» обучающиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к преподавателю.

Актуализация знаний что это простыми словами. mietody aktualizatsii znanii 1. Актуализация знаний что это простыми словами фото. Актуализация знаний что это простыми словами-mietody aktualizatsii znanii 1. картинка Актуализация знаний что это простыми словами. картинка mietody aktualizatsii znanii 1

Ведется на протяжении всего урока.

Фамилия, имя студента_____________________________

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *