Актуарная оценка что это

Актуарная деятельность

Екатерина Шестакова, кандидат юридических наук, г. Москва.

В начале ноября был принят Федеральный закон «Об актуарной деятельности в Российской Федерации». Деятельность актуариев должна разрешить многие проблемы, с которыми сталкиваются застрахованные при попытке взыскать стоимость ущерба, причиненного в результате наступления страхового случая.

Основные положения Закона

Актуарная деятельность осуществляется на основании принятого Федерального закона от 02.11.2013 N 293-ФЗ «Об актуарной деятельности в Российской Федерации» и международных договоров.

Закон N 293-ФЗ устанавливает понятие ответственного актуария. Это актуарий, сведения о котором внесены уполномоченным органом в единый реестр ответственных актуариев. Такой актуарий может осуществлять подготовку актуарного заключения и несет ответственность за обоснованность выводов. Ранее в законодательстве отсутствовала ответственность конкретного специалиста, осуществляющего оценку или страхование рисков.

Объектами обязательного актуарного оценивания являются:

Отметим, что Закон N 293-ФЗ не коснется структур с долгосрочными социальными обязательствами с подотчетной системой, соответствующей стандартам МСФО.

Обязательное актуарное оценивание деятельности страховых организаций, обществ взаимного страхования будет проводиться не реже чем один раз в год. При этом обязанность привлекать актуария будет возложена на самих страховщиков.

Установлены и требования к договору на проведение актуарной оценки. Такой договор должен содержать:

Актуарии будут входить в специализированные саморегулируемые организации (СРО). Подобный принцип организации работы установлен для оценщиков и аудиторов. Регулирование актуарной деятельности и деятельности СРО актуариев возлагается на Банк России.

Закон N 293-ФЗ предусматривает, что саморегулируемых организаций (СРО) актуариев может быть несколько. В составе СРО должно быть не менее 50 актуариев, успешно сдавших соответствующий квалификационный экзамен.

Кроме того, вводится обязательное страхование ответственности актуариев со страховой суммой, равной не менее чем десятикратному размеру денежного вознаграждения за проведение актуарного оценивания, но не менее 3 млн. руб.

Таким образом, регулировать деятельность страховщиков возможно будет за счет актуариев. А деятельность самих актуариев подотчетна саморегулируемым организациям.

Плюсы и минусы

До принятия Закона N 293-ФЗ отсутствовало системное регулирование страховой отрасли, описание субъекта актуарной деятельности и его квалифицирующих признаков, предмета и объектов актуарной оценки, требований к порядку осуществления актуарной деятельности и системе контроля за ней. Каждый специалист страхового дела осуществлял оценку на свой страх и риск, исходя из своих собственных суждений, отсутствовала четкая система критериев оценки в страховании.

Следует отметить, что в законодательстве существует обязанность привлечения актуариев в определенных случаях, однако по факту механизм их привлечения отсутствовал. Например, ст. 21 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» устанавливает, что деятельность фонда по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию подлежит ежегодному актуарному оцениванию по итогам финансового года. Актуарное оценивание осуществляется актуарием. Актуарное заключение включает в себя результаты актуарного оценивания принятых фондом обязательств перед вкладчиками, участниками и застрахованными лицами, а также результаты оценивания актуарной стоимости средств пенсионных резервов и средств пенсионных накоплений. Но фактически механизм актуарной оценки не был сформирован.

Однако Закон имеет и ряд минусов. Актуарии будут проводить оценку деятельности страховых организаций и негосударственных пенсионных фондов один раз в год. При этом будет предусмотрено взимание платы за такую оценку. Но, поскольку страховые компании живут за счет страхователей, соответственно расходы на оплату актуарной оценки будут переложены на плечи страхователей, то есть стоимость услуг по страхованию возрастет.

Минусы имеет и механизм создания саморегулируемых организаций. Первоначальные и ежемесячные взносы для членов СРО достаточно высокие. Собранные средства сформируют компенсационный фонд, из которого будет возмещаться ущерб, если кто-то из участников СРО допустил оплошность, повлекшую финансовые потери клиентов. Такие расходы сильно бьют по карману как членов СРО, так и конечных потребителей, то есть нас с вами.

Источник

Актуарное оценивание и актуарное заключение: необходимость, сущность, реализация

«Страховые организации: бухгалтерский учет и налогообложение», 2015, N 5

Правовое регулирование актуарной деятельности

В конце 2013 г. был принят Федеральный закон N 293-ФЗ. До его вступления в силу был разработан ряд нормативно-правовых актов, которые позволили начать формировать политику в области актуарной деятельности и осуществлять поэтапное нормативное регулирование деятельности актуариев. Эти нормативно-правовые акты и их характеристики приведем в таблице.

Документы, регулирующие актуарную деятельность в РФ

Указание Банка России от 20.01.2014 N 3176-У «О порядке формирования списка лиц, сведения о которых подлежат внесению в единый реестр ответственных актуариев без проведения аттестации»

Указанный реестр представлен на официальном сайте Банка России

Указание Банка России от 21.07.2014 N 3332-У «Об установлении программы квалификационного экзамена для лиц, имеющих желание вступить в саморегулируемые организации актуариев»

Утверждены следующие документы:

Указание Банка России от 25.09.2014 N 3392-У «О требованиях к стандартам и правилам саморегулируемых организаций актуариев, кодексу профессиональной этики»

Утверждены следующие документы:

Федеральный стандарт актуарной деятельности «Общие требования к осуществлению актуарной деятельности»

Установлены требования к осуществлению актуарной деятельности

Приказ Банка России от 19.08.2014 N ОД-2168 «О Совете по актуарной деятельности»

Установлены права, обязанности, функции, способы их реализации Советом

Указание Банка России от 06.11.2014 N 3435-У «О дополнительных требованиях к квалификации ответственных актуариев, порядке проведения аттестации ответственных актуариев»

Утверждены квалификационные требования ответственных актуариев

Необходимость актуарного оценивания

Одной из важнейших проблем, с которой непременно придется столкнуться страховой организации, негосударственному пенсионному фонду, является постоянный контроль сбалансированности поступлений и выплат. В связи с этим возникает необходимость проведения актуарного оценивания, суть которого заключается в определении степени достоверности и полноты актуарного обоснования финансовой деятельности конкретного юридического лица и способности отвечать по своим обязательствам.

Актуарное оценивание сводится к расчету двух обобщенных финансовых характеристик: современной величины бюджетных поступлений от страхователей и имеющихся активов и современной величины всех ожидаемых выплат страхователям.

Иначе говоря, в какой степени страховые организации, негосударственные пенсионные фонды могут ответить по уже имеющимся обязательствам перед страхователями. Оценивание в этом случае заключается в сопоставлении накопленных активов (с учетом возможных поступлений в будущем) и имеющихся обязательств. Если разность между второй и первой величиной отрицательна, то говорят об актуарном дефиците.

Актуарное оценивание страховой организации при значительном количестве застрахованных лиц представляет собой достаточно сложную задачу актуарного аудита. При его практическом осуществлении надо решить ряд задач самостоятельно или прибегнуть к услугам независимого актуария, если нет своего штатного. Стоимость этих услуг высока. В связи с необходимостью актуарного оценивания регулярно возникает естественное желание иметь в собственном распоряжении некий удобный инструмент, позволяющий получать достоверные и полные актуарные оценки.

К настоящему времени накопился большой практический опыт выполнения работ, связанных с актуарным оцениванием, что позволило сформировать перечень процедур, комплексная автоматизация которых привела к созданию компьютерной технологии актуарного аудита.

Математическая сущность актуарного аудита заключается в определении значений норм доходности и величин нагрузок по соотношениям размеров обещанных выплат и необходимых взносов.

Финансовые результаты деятельности страховщиков формируются за счет двух источников: прибыли от страховых операций и прибыли от инвестиционной деятельности. Часто прибыль от инвестиций выше прибыли от страховых операций, поэтому некоторые российские страховщики продают полисы по заниженным ценам, перекрывая их нерентабельность прибылью от инвестирования временных свободных средств (собственных и привлеченных).

Платежеспособность и финансовая устойчивость страховщика зависит от следующих факторов:

Федеральный стандарт актуарной деятельности

Федеральный стандарт актуарной деятельности «Общие требования к осуществлению актуарной деятельности» утвержден Советом по актуарной деятельности от 12.11.2014 (Протокол N 06-51-3/9938 N САДП-2) в соответствии со ст. ст. 10 и 17 Федерального закона N 293-ФЗ.

Стандартами актуарной деятельности определяются требования к порядку и методикам осуществления актуарной деятельности, математическим моделям, используемым при проведении актуарного оценивания.

Стандарты подразделяются на федеральные стандарты и стандарты и правила саморегулируемой организации актуариев.

В Федеральном стандарте структура следующая:

Совет разрабатывает, утверждает и направляет на согласование в уполномоченный орган проект федерального стандарта, который затем подлежит опубликованию в официальном издании, на сайте и вступает в силу по истечении 10 дней со дня опубликования.

Стандартами и правилами саморегулируемой организации актуариев устанавливаются требования к проведению актуарной деятельности дополнительно к федеральным стандартам актуарной деятельности. Стандарты и правила разрабатываются и утверждаются саморегулируемой организацией актуариев в части, не противоречащей федеральным стандартам актуарной деятельности.

Актуарное оценивание

Актуарное оценивание проводится ответственным актуарием. Для страховых организаций используются два варианта проведения актуарного оценивания:

На практике три вида риска подвергаются реальной оценке: инвестиционный, кредитный и риск ликвидности.

Инвестиционный риск вызван возможной переоценкой эффективности принятых управленческих решений и предполагает вероятность отсутствия окупаемости вложений в различные финансовые инструменты.

Кредитный риск вызван вероятностью невыполнения организацией своих финансовых обязательств перед кредиторами.

Риск ликвидности вызван неожиданным изменением депозитных и кредитных потоков, дефицитом денежных средств, отсутствием средств для немедленного финансирования своих обязательств.

Актуарное оценивание по содержанию состоит из изучения и анализа:

По результатам актуарного оценивания составляются отчет об актуарном оценивании деятельности организации исходя из поставленной задачи и актуарное заключение.

Актуарное заключение: структура и содержание

К актуарному заключению предъявляются определенные требования, в том числе к содержанию (см. рисунок ниже), оформлению, соблюдению федеральных стандартов, порядку опубликования и представления в уполномоченный орган.

Актуарием для проверки согласованности, полноты и достоверности используемых данных могут применяться следующие меры:

Если какие-либо данные для решения задачи недоступны, недостаточны, неактуальны, недостоверны, то актуарий должен использовать данные по отрасли, к которой относится объект исследования, но скорректировать их при необходимости. Существенность влияния неточностей оценивает сам актуарий. Если неточности имеют существенный характер, то актуарий обязан принять одно из следующих решений:

Выбор предположений зависит от профессионального суждения в отношении степени обоснованности использования методологии по актуарным расчетам.

Объекты и документы для обязательного актуарного оценивания

Объектом обязательного актуарного оценивания является деятельность:

Обязательное актуарное оценивание деятельности негосударственных пенсионных фондов, страховых организаций, обществ взаимного страхования проводится ответственным актуарием не реже одного раза в год.

Заказчиком проведения обязательного актуарного оценивания выступают уполномоченный орган в отношении перечисленных объектов, а также организация, деятельность которой является объектом актуарного оценивания.

Ответственному актуарию при проведении оценивания деятельности организации представляются необходимые сведения и документы. Для осуществления актуарного оценивания оформляется договор на актуарное оценивание, содержащий:

Гражданско-правовой договор о проведении актуарного оценивания содержит сведения об организации, в отношении которой проводится актуарное оценивание, размере денежного вознаграждения, субъекте актуарной деятельности, а также ссылку на уполномоченный орган, в который направляется актуарное заключение. Конкретизируются ответственность актуария и максимальный размер возмещения убытков в случае их причинения заказчику в результате виновных действий актуария.

В понятие «управление процессом актуарных расчетов» входят:

В процессе актуарной оценки актуарий должен принимать во внимание любые события, наступившие после даты проведения актуарного оценивания. В итоговом документе описываются данные события и степень их влияния на результаты актуарных расчетов.

В статье рассмотрены отдельные вопросы, касающиеся введения с 01.01.2015 Федерального закона N 293-ФЗ, а именно:

Источник

Актуарная оценка что это

Статья 21. Актуарное оценивание деятельности фонда

(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 14-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Деятельность фонда по негосударственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию подлежит ежегодному актуарному оцениванию по итогам финансового года.

(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 410-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Обязательное актуарное оценивание проводится в соответствии с законодательством об актуарной деятельности.

(часть вторая в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 218-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Актуарное заключение должно соответствовать требованиям, установленным Федеральным законом от 2 ноября 2013 года N 293-ФЗ «Об актуарной деятельности в Российской Федерации» и содержать результаты актуарного оценивания текущих и будущих обязательств фонда перед вкладчиками, участниками и застрахованными лицами, результаты оценивания актуарной стоимости средств пенсионных резервов и средств пенсионных накоплений, а также результаты актуарного оценивания исполнения обязательств фонда перед участниками и застрахованными лицами в условиях прекращения поступления взносов вкладчиков и страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию.

(в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N 410-ФЗ, от 21.07.2014 N 218-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

Требования к квалификации актуариев, осуществляющих актуарное оценивание деятельности фондов, устанавливаются Банком России.

(в ред. Федеральных законов от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 23.07.2013 N 251-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае реорганизации фонда (фондов) актуарное заключение составляется по состоянию на конец последнего квартала, предшествующего дате принятия уполномоченным органом управления фонда решения о реорганизации.

(часть седьмая в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 410-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

При проведении актуарного оценивания деятельности фонда (фондов) в связи с его реорганизацией подлежат рассмотрению передаточный акт или разделительный баланс и следующие документы:

документы, содержащие сведения о составе и структуре передаваемого при реорганизации фонда (фондов) имущества, в целях включения его в расчет величины уставного капитала каждого участвовавшего в реорганизации фонда и каждого фонда, созданного в результате реорганизации;

пенсионные правила фонда, а также страховые правила фонда, если фонд, создаваемый в результате реорганизации, предполагает осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию в качестве страховщика;

документы, содержащие сведения о составе и структуре передаваемых при реорганизации активов, в которые размещены средства пенсионных резервов или инвестированы средства пенсионных накоплений, в том числе включенные в выплатной резерв, а также средства, направленные на осуществление срочных пенсионных выплат, единовременных выплат, и экономическое обоснование возможности такой передачи;

документы, содержащие сведения о составе и структуре обязательств фонда (фондов) перед вкладчиками, участниками и застрахованными лицами;

(см. текст в предыдущей редакции)

документы, содержащие сведения о составе кредиторов и размерах требований, подлежащих досрочному удовлетворению в связи с реорганизацией фонда (фондов) при условии выдачи Банком России согласования на проведение реорганизации фонда (фондов);

документы, содержащие сведения о денежной оценке обязательств фонда перед кредиторами фонда по обязательствам, возникшим из договоров об обязательном пенсионном страховании;

документы, содержащие сведения о результатах проведения сопоставления денежной оценки обязательств фонда перед кредиторами фонда по обязательствам, возникшим из договоров об обязательном пенсионном страховании, и рыночной стоимости активов под обеспечение указанных обязательств.

(часть восьмая в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 410-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Актуарное заключение, подготовленное в соответствии с настоящей статьей, подлежит проверке ответственным актуарием в соответствии с законодательством об актуарной деятельности.

(часть девятая введена Федеральным законом от 11.06.2021 N 194-ФЗ)

Источник

Актуарная оценка что это

Статья 3. Обязательное актуарное оценивание

1. Объектом обязательного актуарного оценивания является деятельность:

1) уполномоченного органа при разработке страховых тарифов по обязательному страхованию;

2) негосударственных пенсионных фондов;

3) страховых организаций, за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих исключительно обязательное медицинское страхование;

(в ред. Федерального закона от 23.06.2016 N 194-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) обществ взаимного страхования.

2. Федеральными законами могут быть установлены иные кроме указанных в части 1 настоящей статьи органы и организации, деятельность которых является объектом обязательного актуарного оценивания, а также дополнительные требования к порядку проведения актуарного оценивания.

3. Обязательное актуарное оценивание деятельности негосударственных пенсионных фондов, страховых организаций, обществ взаимного страхования проводится ответственным актуарием не реже чем один раз в год. При этом обязанность обеспечения проведения такого актуарного оценивания возлагается на указанные организации.

Ч. 4 ст. 3 в части ежегодной проверки актуарного заключения применяется в отношении актуарных заключений, подготовленных по итогам обязательного актуарного оценивания после 10.09.2021 (ФЗ от 11.06.2021 N 194-ФЗ).

4. Актуарное заключение, подготовленное по итогам обязательного актуарного оценивания деятельности негосударственного пенсионного фонда, страховой организации, осуществляющей деятельность по добровольному страхованию жизни, обязательному страхованию, предусмотренному федеральным законом о конкретном виде обязательного страхования, перестрахованию, подлежит проверке ответственным актуарием. Обязанность по обеспечению проверки актуарного заключения возлагается на указанные организации. По итогам проверки актуарного заключения подготавливается отчет о результатах проверки актуарного заключения, который подлежит направлению в уполномоченный орган ответственным актуарием, проводившим проверку актуарного заключения, если иной порядок направления такого отчета в уполномоченный орган не установлен федеральными законами.

(часть 4 введена Федеральным законом от 11.06.2021 N 194-ФЗ)

Источник

Корпоративные пенсионные планы: актуарная оценка обязательств для целей международной отчетности

Алексей Шоломицкий, актуарий ООО «Актуарная и финансовая служба»*

Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО, GAAP) включают в себя определенные нормы, принципы и методики актуарных расчетов для оценки обязательств перед работниками. Эти нормы описаны, например, в МСФО 19 «Вознаграждения работникам» (Employee Benefits). Практически аналогичные принципы отражения обязательств отражены и в соответствующих американских стандартах. Применение актуарной оценки для целей отчетности требуется во всех компаниях, где имеются корпоративные пенсионные и социальные программы.

Такие требования международных стандартов связаны с используемым в них принципом учета (так называемый accrual basis): доходы и расходы должны учитываться в момент возникновения права на них, хотя соответствующие суммы могут быть еще не получены или не оплачены. С точки зрения международных стандартов финансовой отчетности, если компания «обещает» своим работникам какие-либо пенсионные (социальные) выплаты – например, пособия после выхода на пенсию – то это означает, что соответствующее обязательство должно быть отражено на балансе компании, хотя исполнение этого обязательства может быть отсрочено по времени на годы и даже десятки лет.

Что значит, что компания «обещает» работникам пособия? Это означает, что работники компании получают основания рассчитывать на пособия в будущем. При этом «обещания» компаний могут быть воплощены в виде каких-либо формальных документов, описывающих условия социальных выплат (в современной российской практике такие обязательства обычно фиксируются в Коллективных договорах, а также Положениях о негосударственном пенсионном обеспечении, НПО – в случае, если пенсионные планы реализуются через негосударственные пенсионные фонды, НПФ). Однако, кроме того, работники могут иметь основания ожидать определенных выплат даже и в том случае, если они не определены документами, а вытекают из установившейся практики компаний. В таких случаях обязательства тоже должны оцениваться. Такие (вытекающие из практики) обязательства называются конструктивными (constructive) или традиционными. При оценивании таких обязательств обычно предполагается, что существующая практика выплат будет продолжаться и в будущие годы (если нет серьезных оснований предполагать обратное).

Как уже ясно из сказанного, природа пенсионных обязательств – долгосрочная. Именно поэтому возникает нужда в применении для их оценки достаточно сложных математичеких методов. Такие методы называются актуарными. Очевидно, что применять их должны люди, обладающие соответствующими знаниями и квалификацией. Например, МСФО 19 рекомендует компаниям привлекать для оценки квалифицированного актуария. Профессия актуария – достаточно сложная. Для получения статуса квалифицированного актуария (определяемого приемом в соответствующее национальное актуарное общество) требуется сдача нескольких весьма непростых экзаменов по актуарной и финансовой математике, экономике и другим предметам, а также наличие опыта практической работы в страховании, пенсионном обеспечении, консалтинге. Национальные актуарные общества объединены в Международную актуарную ассоциацию (International Actuarial Association, IAA). В Росси также существует национальное актуарное общество – Гильдия Актуариев, которая в 2008 году стала полноправным членом IAA.

Для того, чтобы определить обязательства компании, актуарию необходимо прежде всего ответить на вопросы:

1. Какие пенсионные планы (или, шире, планы выплат пособий работникам) есть в компании?

2. Как определяются выплаты по каждому плану?

3. Какова схема финансирования этих выплат?

Ответив на эти вопросы, можно установить, какова трактовка этих планов с точки зрения международных стандартов, и разработать схему (модель) расчета обязательств.

Различают два основных типа пенсионных планов: с установленными выплатами (Defined Benefit, DB) и с установленными взносами (Defined Contribution, DC). Различие между этими планами весьма важно, поскольку раскрытие информации для них совершенно различно. Для DC планов раскрывается только сумма уплаченных взносов, тогда как для DB плана необходимо раскрыть сумму обязательств по плану. Таким образом, DC план не порождает долгосрочных обязательств в отчетности, в отличие от DB плана.

Согласно последней редакции МСФО 19, DC планом признается план, в котором компания платит взносы в отдельный фонд (который должен быть отдельным юридическим лицом, например, НПФ) в фиксированных размерах, и не несет никаких обязательств в том случае, если этот фонд окажется неспособным выплачивать пособия в полном объеме (например, в случае неплатежеспособности НПФ). В типичном DC плане компания платит взносы в виде фиксированного процента от зарплаты сотрудников; часто в такие планы вносят взносы и сами работники. Важно, что размер пенсии в таком плане определяется только накоплениями на пенсионном счете на момент выхода на пенсию (т.е. исключительно взносами и инвестиционным доходом на них).

Все прочие планы признаются DB планами. Для них требуется актуарная оценка обязательств (с последующим отражением обязательства на балансе) в тех случаях, когда обязательства долгосрочные. Краткосрочные пособия (например, зарплата, премии, ежегодные оплачиваемые отпуска) под такую оценку не подпадают.

Так, например, предположим, что некое предприятие платит своим работникам пожизненные пенсии в размере 0,2 от средней зарплаты работника за последний год перед выходом на пенсию (это также реальный пример). Пусть ожидаемый возраст выхода на пенсию для мужчин 62 года, работнику сейчас 42 года, стаж работы на предприятии 10 лет. Для оценки обязательства нужно рассчитать современную стоимость пособия, применив индексацию зарплаты работника на 20 лет вперед для вычисления прогнозного размера пенсии, а также рассчитав стоимость пожизненной выплаты пенсии с учетом вероятностей дожития до определенных возрастов (технически это делается с помощью таблиц смертности), а кроме того, учесть вероятность того, что работник доработает до пенсии на этом предприятии (не уволится, не умрет), и коэффициент дисконта. Технические детали здесь рассматривать не будем, они описаны в специальной литературе. Предположим, что после всех этих операций мы получили современную стоимость будущей пенсии работника, равную 90 тыс. руб. Работник на момент оценки проработал 10 лет из предполагаемых 30 (10 плюс еще 20 до выхода на пенсию). Тогда стоимость обязательств составит 10/30 от 90000, или 30 тыс. руб. Стоимость текущего стажа (для годового периода) равна 1 тыс. руб. – это часть стоимости, которая «зараюотана» за оди год.

Собственно говоря, подобным образом рассчитанные обязательства и представляют собой обязательство (obligation) компании. Однако на балансе из суммы обязательства вычитаются стоимость активов плана (в том случае, если обязательства обеспечены какими-то активами, например, находящимися на счетах предприятия в НПФ), а также непризнанные суммы. На последних следует остановиться подробнее.

Порядок признания вновь возникающих (или возрастающих, или, наоборот, уменьшающихся) обязательств при введении новых или изменении старых пенсионных планов может быть достаточно сложным. В определенной мере он зависит от учетной политики, выбираемой самой компанией. Выделяют два компонента, которые не всегда подлежат немедленномуп ризнанию на балансе: стоимость прошлого стажа (past service cost) и актуарные прибыли/убытки (actuarial gains/losses). Первое – это суммы вновь возникающих обязательств при введении новых пособий или изменении старых. Например, если в приведенном выше примере компания решает увеличить пенсии работников с 0,2 до 0, 25 последней зарплаты, возникнут новые обязательства. Эти обязательства должны (согласно МСФО 19) амортизироваться втечение ряда лет, т.e. в каждом из будущих отчетных периодов будет признаваться определенная доля возникшего обязательства. Другая не всегда сразу признаваемая часть изменений обязательства в периоде – актуарные убытки. Актуарный убыток можно кратко определить как рост обязательства сверх его «прогнозируемого» роста за период. Например, если актуарий предполагал в описанном выше примере рост зарплат на 8% в год, а на самом деле зарплаты выросли в среднем на 12%, то это даст актуарный убыток. Могут также быть и актуарные прибыли. Актуарные прибыли/убытки разных отчетный периодов могут компенсировать друг друга. МСФО 19 допускает непризнание актуарных убытков в пределах 10% от максимума из стоимости obligation и активов, и постепенную амортизацию части накопленного убытка (прибыли), выходящей за рамки это «коридора». В результате наличия (положительных или отрицательных) непризнанных частей стоимости прошлого стажа и актуарных убытков прошлых лет сумма обязательств на балансе (liability) может довольно сильно отличаться от суммы обязательств по актуарной оценке (obligation).

В заключение нужно сказать несколько слов об актуарных предположениях, которые играют большую роль при оценке обязательств. Актуарными предположениями называют параметры, используемые при расчетах, как, например, ставку дисконта, ставки инфляции, роста зарплат, вероятности смерти, увольнений и т. д. Часть этих параметров определяется статистическими методами (по данным отдельных предприятий или другим доступным выборкам), а другие задаются иначе – например, ставка дисконта определяется на основе доходности облигаций. Изменение актуарных предположений также может приводить к изменениям обязательства, и, соответственно, к актуарным убыткам (прибылям).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *