Акты управления что регулируют

Правовые акты управления

Понятие и основные черты правовых актов управления

Издание правовых актов управления является основной правовой формой государственно-управленческой деятельности.

Выделяются признаки (основные черты) правового акта управления, а именно, правовой акт управления:

С учетом перечисленных признаков правового акта управления можно сформулировать его определение. Правовой акт управления – это основанное на законе одностороннее юридически властное волеизъявление полномочного субъекта, направленное на установление административно-правовых норм или возникновение, изменение и прекращение административно-правовых отношений в целях реализации задач и функций государственного управления.

Правовые акты управления могут регламентировать не только административно-правовые отношения, но и финансовые, земельные, некоторые трудовые и т. д. Правовые акты управления следует отличать от актов судебных органов. Акты судебных органов носят юрисдикционный характер (уполномочены решать правовые споры или дела о правонарушениях). Для правовых актов управления юрисдикционность не характерна. Кроме того, акты судебных органов могут изменять или отменять правовые акты управления.

Виды правовых актов управления

Правовые акты управления можно классифицировать на виды по различным признакам

По наименованию: на указы, распоряжения Президента; постановления Правительства; приказы, инструкции, постановления федеральных органов исполнительной власти; постановления руководителей органов исполнительной власти субъектов РФ; а в ряде случаев – акты органов местного самоуправления (в случае делегирования им соответствующих государственно-властных полномочий).

По способу охраны: на акты, охраняемые мерами дисциплинарной либо административной ответственности. Дисциплинарная ответственность возможна только в порядке подчиненности по службе. Административная ответственность на-ступает за нарушение общеобязательных для всех граждан, организаций правил поведения в сфере государственного управления (правовые акты управления с административной санкцией).

По масштабности (кругу лиц, на которых они распространяются): на акты общего значения; межведомственные; ведомственные; внутриведомственные.

По способу принятия: на принимаемые коллегиально (простым либо квалифицированным большинством) и единоначальные.

По субъектам, их принявшим: на акты органов исполнительной власти; акты субъектов власти, не находящихся в аппарате управления (некоторые акты судей, прокуроров и т. д.); акты общественных объединений, которым делегированы государственно-властные полномочия.

По форме выражения: на письменные, устные и выраженные в форме конклюдентных действий.

Конечно, правовые акты управления можно классифицировать и еще по большому количеству признаков, но наиболее значимая их классификация производится по юридическим свойствам. По этому признаку правовые акты управления делятся на нормативные и индивидуальные.

Правовые акты управления нормативного характера – это акты, которые регулируют однотипные общественные отношения путем установления определенных правил должного поведения в сфере государственного управления, рассчитанных на длительное неоднократное применение (исполнение) и не имеющих конкретного адресата. Нормативные акты могут быть общефедеральные, республиканского, краевого, областного значения, межведомственной, ведомственной, внутриведомственной компетенции.

Индивидуальные акты всегда являются актами применения административно-правовых норм – это решения субъектов управления по конкретным вопросам, обращенные к конкретным лицам для их однократного применения. Индивидуальные правовые акты управления порождают, изменяют либо прекращают правоотношения. Они могут быть трех основных видов: правонаделительные (назначение временно исполняющего обязанности); оперативно-распорядительные (о переносе выходного дня); правоохранительные (о применении мер государственного принуждения).

К правовым актам управления предъявляются общие основные требования. Они должны быть:

В ряде случаев к правовым актам управления могут предъявляться и специальные требования:

Источник

Правовой акт управления

Все виды государственной власти обеспечены соответствующими правовыми актами. Законодательная власть принимает законы; судебная власть — акты правосудия; Конституционный Суд — заключения; органы прокуратуры — акты прокурорского надзора; исполнительная власть — акты государственного управления.

Правовыми актами управления регулируются общественные отношения, определяются права и обязанности их участников. В этих актах властные волеизъявления закрепляются на продолжительный срок. Тем самым государственному управлению придается необходимая стабильность, предоставляется возможность контроля за выполнением актов.

Содержание

Понятие

Акты управления являются правовыми, так как с их помощью достигается правовой результат, то есть осуществляется установление, изменение или отмена правовых норм, возникновение, изменение или прекращение определенных правоотношений, либо то и другое одновременно.

Правовые акты управления в своем большинстве имеют юридическое значение, то есть они обязательны к исполнению каждым, кому адресованы (авторитарны), имеют силу актов государства, и их исполнение обеспечиваются государством. Поэтому можно сказать, что правовые акты управления — это и юридические акты. Юридическое значение правовых актов управления различно. В зависимости от этого их можно разделить на несколько групп:

Таким образом, правовые акты управления — это:

Под правовыми актами управления следует понимать декреты, указы, постановления, распоряжения, указания и другие документы установленного вида, в устной или иной форме закрепляющие решения компетентных органов (должностных лиц), направленные на установление, изменение или отмену правовых норм, на возникновение, изменение или прекращение правовых отношений в процессе осуществления государственного управления.

Классификация правовых актов управления

Правовые акты управления многочисленны и разнообразны. Их особенности наиболее очевидны при классификации. Деление актов на виды возможно по различным основаниям. В научной литературе наиболее распространенной является классификация по следующим критериям:

Юридические свойства являются главным критерием классификации актов управления. Этот критерий дает возможность определить связь актов с нормами права и их место в механизме правового регулирования. По юридическим свойствам правовые акты управления делятся на нормативные (регламентарные) и индивидуальные (нерегламентарные). Нормативные акты обладают как общими признаками, присущих для любых правовых актов управления, так и специальными, отличающими их от других правовых актов управления.

Закон Республики Беларусь «О нормативных правовых актах в Республике Беларусь» к общим признакам правомерно относит то, что нормативные правовые акты являются официальными документами установленной формы; издаются в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица); издаются с соблюдением предусмотренной процедуры.

Специальными признаками является то, что они содержат общеобязательные нормы права; рассчитаны на неопределенный круг лиц; рассчитаны на неоднократное применение; регулируют определенный, как правило, вид общественных отношений.

Важное значение имеет деление актов управления по органам, их издающим. Согласно действующему законодательству каждый тип органов государственного управления вправе издавать предписанные ему правовые акты управления.

Президент Республики Беларусь уполномочен Конституцией Республики Беларусь издавать декреты, указы и распоряжения. Указы по юридической силе ниже декретов. Ими регулируются вопросы, не требующие вмешательства Парламента, следовательно, менее значимые. Распоряжения по юридической силе ниже указов. Они, как правило, имеют индивидуальный характер и издаются преимущественно по вопросам внутриорганизационного характера.

Совет Министров Республики Беларусь принимает постановления. Это единственная форма правового акта, который вправе принимать Правительство. Председатель Совета Министров издает распоряжения. Эти акты индивидуального характера.

Акты постоянного действия не ограничены временными рамками, они действуют до их отмены. К ним относятся, в первую очередь, нормативные акты. Однако такими актами могут быть и индивидуальные, например, приказы о зачислении на должность, назначении пенсии, зачислении в число студентов. Поэтому вряд ли можно согласиться с нормой Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» о том, что ненормативные акты имеют одноразовое применение (ч.1 ст. 3). [2]

По порядку издания акты делятся на коллегиальные и единоличные. Коллегиальные акты принимаются на заседаниях Совета Министров Республики Беларусь, его Президиума, местных исполнительных комитетов, местных администраций и др. Принятие их зависит от наличия кворума, простого или квалифицированного большинства голосов от общего числа членов коллегиального органа или от числа присутствующих на заседании.

Кроме того, по кругу субъектов, на который распространяется данный акт, выделяют:

Формы правовых актов управления

Правовые акты управления могут издаваться в следующих формах:

Письменная форма издания правовых актов занимает господствующее положение. Она придает управлению определенную стабильность и упорядоченность. Акты в письменной форме являются разновидностью служебных документов. Как отмечает В. И. Новоселов, «письменный правовой акт — это документ, в котором предписания соответствующего органа управления получают объективированное выражение». [3]

Устные управленческие акты направлены на возникновение, изменение и прекращение правоотношений. Они наиболее оперативны, с их помощью решаются разнообразные управленческие вопросы.

Акты в устной форме широко применяются при непосредственном и оперативном руководстве в армейских условиях, в руководстве производственно-хозяйственной деятельностью и т. д. Виды (формы) подобных актов многочисленны и правом не определяются. Главная их суть, как и письменного акта, состоит в том, что они должны иметь определенное решение, требование, предписание, указание, то есть властное волеизъявление полномочного на то лица. Устные решения могут приниматься (даваться) «…непосредственно во время личной беседы с подчиненным, на заседании или совещании, по телефону или с использованием иных технических средств».

Немаловажное место в системе правовых актов управления занимают конклюдентные акты.

Конклюдентный акт — это действия лица, выражающие его волю, но не в форме письменного или устного волеизъявления, а в поведении или иной форме, по которой можно сделать заключение о таком намерении. Конклюдентные акты управления по юридической силе не однородны. Многие из них носят информационный характер. Они используются в местах использования речного флота, для обеспечения безопасности дорожного движения и др. Таким образом, конклюдентные акты в системе правовых актов не столь многочисленны и распространены, как письменные или устные. Между тем их роль в отдельных сферах управленческой деятельности весьма велика.

Источник

Глава 3. Порядок подготовки правовых актов Управления и их оформление

Глава 3. Порядок подготовки правовых актов
Управления и их оформление

3.1. В Управлении принимаются следующие правовые акты: нормативные правовые акты, индивидуальные правовые акты, правовые акты рекомендательного характера.

Под нормативными правовыми актами понимаются акты, устанавливающие правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные этими актами.

Под индивидуальными правовыми актами понимаются акты, устанавливающие, изменяющие или отменяющие права и обязанности конкретных лиц.

Под правовыми актами рекомендательного характера понимаются акты, содержащие рекомендации по установлению правовых норм, прав и обязанностей конкретных лиц.

3.1.1. Глава Управления издает следующие нормативные правовые акты территориального управления:

3.1.2. Руководители структурных подразделений Управления, наделенные правами юридических лиц, издают приказы.

Глава Управления вправе их отменять.

3.3. Для подготовки проектов главой Управления могут создаваться комиссии для осуществления правовой, экономической, материально-технической и иной экспертизы вопросов, относящихся к его компетенции.

3.4. Для направления в машинописное бюро Общего отдела проект представляется в бумажном и электронном виде.

3.4.1. Объем проекта, как правило, не должен превышать трех печатных страниц текста без приложений.

К проекту может прилагаться пояснительная записка или аналитическая справка объемом до трех печатных страниц.

Во вступительной части кратко излагаются мотивы, цели издания проекта. При упоминании правовых актов указывается их N, дата издания, точное наименование акта и органа, его издавшего. Проект может не иметь вступительной части, если содержание распоряжения не нуждается в пояснении.

В распорядительной части с последовательной нумерацией пунктов даются конкретные указания исполнителям о характере и содержании их действий, указываются сроки исполнения.

Текст пунктов распорядительной части излагается в повелительной форме («Обязать», «Поручить» и т.п.).

В случаях когда исполнителем является орган или организация, не подчиненная Управлению, применяется рекомендательная форма («Предложить», «Рекомендовать» и т.п.).

В качестве исполнителей в проекте указываются подчиненные органы или организации без указания фамилии руководителей.

Должностное лицо в качестве исполнителя может быть указано только в случае, если выполнение возлагается на него лично.

Срок исполнения указывается конкретной датой.

При упоминании правовых актов указывается их номер, дата издания и точное наименование акта и органа, его издавшего.

В случае необходимости отмены ранее принятого правового акта указывается орган, издавший акт, дата, номер и наименование или отдельный пункт, подлежащий отмене.

Последний пункт правового акта, как правило, устанавливает ответственного за его исполнение в целом.

В случаях когда правовым актом утверждаются самостоятельные документы (положения, инструкции, планы и т.п., составы комиссий и других коллегиальных органов) либо к акту приобщаются другие документы, они указываются в тексте как приложения.

Приложение должно иметь заголовок, определяющий его содержание, и в правом верхнем углу указание на принадлежность к правовому акту.

Несколько приложений нумеруются.

В тексте распоряжения и приложениях применяются только общепринятые сокращения. Аббревиатуры названий учреждений, ассоциаций, фирм и т.п. расшифровываются, сокращения могут употребляться при повторном наименовании в тексте.

3.4.2. Руководитель (заместитель руководителя) подразделения Управления, подготовившего проект, должен завизировать проект в «Справке о согласовании» (приложение N 1 к Регламенту).

3.5. Проекты подлежат обязательному согласованию (предварительному рассмотрению и аналитической оценке):

— с подразделением (должностными лицами) Управления в соответствии с их компетенцией;

— с конкретными предприятиями, организациями, учреждениями, не являющимися органами государственной власти Санкт-Петербурга, в случаях, когда правовой акт Управления содержит упоминание о них.

3.6. Обязанность по согласованию проекта правового акта Управления возлагается на подразделение Управления, подготовившее проект.

Передача проекта лицом, ответственным за разработку и согласование проекта, другим лицам для получения согласований не допускается.

3.6.1. Согласование проектов осуществляется: визированием должностным лицом подразделения Управления, предприятия (учреждения, организации), осуществляющего согласование в «Справке о согласовании» либо на оборотной стороне первого листа нормативного акта. Визирование производится соответствующим руководителем или его заместителем в пределах компетенции с обязательным указанием даты визирования. Виза согласования может быть в отдельных случаях удостоверена печатью.

3.6.3. При необходимости (значительные по объему замечания и т.п.) согласование оформляется в виде отдельного письма на бланке организации, о чем делается отметка в «Справке о согласовании», с изложением замечаний, предложений, текста изменений, дополнений либо предложений об исключении конкретных положений.

3.6.4. День поступления проекта в подразделение Управления и день согласования проекта в данном подразделении фиксируются в «Справке о согласовании». Своевременное рассмотрение и согласование проектов обеспечивают руководители подразделений Управления, осуществляющих их согласование.

3.6.5. Срок рассмотрения направленного на согласование проекта в подразделениях Управления, а также на предприятиях (в учреждениях, организациях) не должен превышать трех рабочих дней.

3.7. В случае возникновения разногласий при согласовании проекта между подразделениями Управления составляется лист разногласий, к которому в обязательном порядке прилагаются подлинники замечаний, подписанные соответствующими руководителями. Проект правового акта и лист разногласий передаются для разрешения разногласий заместителю главы или руководителю подразделения Управления, вносящему проект правового акта на рассмотрение главы Управления.

Если разногласия незначительны, то они могут быть внесены только в «Справку о согласовании».

Наличие разногласий не является основанием для отказа визирования. Об имеющихся разногласиях указывается в верхнем углу «Справки о согласовании» куратором подразделения, визирующим проект последним. Разногласия по проекту разрешаются главой Управления.

3.8. Полученные при согласовании проекта замечания и предложения учитываются подразделением Управления, разработавшим проект. Если подразделение Управления, разработавшее проект, не согласно с представленными замечаниями и предложениями, оно готовит мотивированное заключение и прилагает его к проекту.

3.9. В случае согласия с представленными замечаниями подразделение, подготовившее проект, вносит в него соответствующие изменения и дополнения.

В случае внесения изменений в проект измененный текст проекта подлежит повторному согласованию (за исключением случаев внесения незначительных изменений технического характера).

3.10. После выполнения требований пункта 3.9 настоящего Регламента текст проекта подлежит повторному визированию руководителем подразделения Управления, разработавшего проект.

3.11. Проект, имеющий согласования, предусмотренные пунктом 3.10 настоящего Регламента, со «Справкой о согласовании», а также с необходимыми приложениями передается в Юридический отдел Управления.

3.11.1. Юридический отдел осуществляет правовую экспертизу проекта на предмет его соответствия законодательству.

3.11.2. По результатам экспертизы в случае обнаружения недостатков Юридический отдел дает заключение с предложениями по их устранению.

Если в результате правовой экспертизы в проекте не выявлено противоречий действующему законодательству, изменений (дополнений) технического характера, начальник Юридического отдела визирует каждый лист и лист согласования проекта.

3.11.3. Проекты, не соответствующие законодательству, представленные с нарушением установленного порядка подготовки или небрежно оформленные, с соответствующим заключением Юридического отдела возвращаются заместителю главы Управления, руководителю подразделения Управления, вносящему проект на рассмотрение главы Управления.

3.12. После визирования в Юридическом отделе до подписания (утверждения) проекта внесение в него изменений не допускается.

3.13. Решение о внесении проекта на рассмотрение главы Управления принимается заместителем главы Управления, руководителем подразделения Управления по результатам согласования проекта в соответствии с пунктами 3.4-3.11 настоящего Регламента путем визирования на первой странице «Справки о согласовании».

3.14. Оформленный в соответствии с требованиями настоящего Регламента проект должен быть завизирован:

лицом, подготовившим проект;

руководителем подразделения, подготовившего проект;

руководителями (заместителями руководителей) согласующих организаций и подразделений Управления;

заместителем главы Управления, вносящим проект на рассмотрение главы Управления, начальником Юридического отдела.

3.15. После полного визирования проекта подготовившее его подразделение передает проект в протокольный сектор, где проверяется:

наличие в тексте указания об отмене, изменении или дополнении действующих правовых актов, если принимаемый правовой акт отменяет действующий или принимается в дополнение (изменение) к действующему акту;

соблюдение требований Регламента и Инструкции по делопроизводству;

правильность наименования организаций-исполнителей;

правильность оформления представленных проектов;

наличие приложений, указанных в тексте;

наличие указания о контроле;

правильность составления списка согласования, наличие всех необходимых согласований или листа разногласий;

При соответствии проекта всем выше указанным требованиям титульный лист распечатывается в машинописном бюро на бланке и материал передается на рассмотрение главы Управления.

В случае необходимости доработки проект возвращается составителю для проведения необходимых изменений и дополнений.

3.16. Распоряжения (в т.ч. принятые на коллегии) и приказы главы Управления подписываются главой Управления или исполняющим его обязанности.

3.17. После подписания главой или исполняющим обязанности главы Управления акт поступает в протокольный сектор, где ему присваивается номер и дата, в трехдневный срок обеспечивается его тиражирование, заверение и рассылка в соответствии со списком, внесение в электронную базу данных. Рассылка определяется составителем проекта и может быть дополнена начальником протокольного сектора.

Доступ к базе данных «Распоряжения» определен приказом главы Управления от 12.03.2003 N 90-п.

Один экземпляр копий всех издаваемых распоряжений направляется в Прокуратуру Кировского района.

Два экземпляра копий распоряжений нормативного, организационно-распорядительного характера, а также правовых актов, касающихся расходования средств бюджета или распоряжения имуществом Санкт-Петербурга, в течение двух рабочих дней после их регистрации направляются с сопроводительным письмом в Административный комитет Канцелярии Администрации Санкт-Петербурга.

Юридический отдел включает в сопроводительное письмо предложения о внесении в реестр и официальном опубликовании конкретных нормативных актов, подлежащих официальному опубликованию.

Руководители подразделений Управления, самостоятельных структурных подразделений и подразделений двойного подчинения массовую рассылку распоряжений в подведомственные организации осуществляют самостоятельно.

Распоряжения по наиболее важным вопросам публикуются в районной газете, направляются в библиотеку МУ «УДС», доводятся до сведения населения другими средствами массовой информации.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

Окраина

Понятие и виды правовых актов управления

Правовой акт управления (административный акт) – одностороннее, основанное на законе юридически властное требование органа власти или его должностного лица, направленное на установление или изменение норм административного права, на возникновение или прекращение административно-правовых отношений в целях реализации функций и задач органов исполнительной власти.

Основные черты правовых актов управления

Требования, применяемые к акту управления

Виды правовых актов управления

По юридическим свойствам актов управления:

По органу, издавшему акты:

По юридической силе:

По территории действия:

По порядку принятия:

По характеру компетенции:

Процедуры подготовки, издания, реализации и вступления в силу правовых актов управления

Создание правового акта управления осуществляется с помощью следующих стадий:

Правовой механизм оспаривания актов управления

Основанием для оспаривания актов управления является несоответствие акта закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу и нарушение этим актом прав и свобод гражданина, прав и законных интересов организаций или неопределенного круга лиц.

Основными формами оспаривания актов управления являются:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *