Акварель что это такое в рисовании
15 техник рисования акварельными красками
Какие техники и приемы рисования акварелью бывают? Рассказываю о нетрадиционных, сложных и простых акварельных техниках для начинающих.
Акварель – это краска, основной компонент в работе с которой, вода. Именно разбавление этой краски водой, помогает добиться тех самых различных эффектов и техник, которыми пользуются художники-акварелисты.
Вообще, акварель как краска известна миру еще со времен древнего Египта и Китая. И если в древнем мире письмо акварелью причисляли к графике, то живопись акварельными красками, какой мы знаем ее сейчас, начала формироваться в XVIII веке. Художники того времени отделили ее от традиционной масляной живописи и провозгласили одной из самых сложных техник, которую мог освоить живописец.
Со временем, особенности работы с акварельными красками стали больше изучаться, появились новые техники, художники стали экспериментировать с акварелью и другими материалами, способами рисования. Появилось много новых и интересных техник, а следовательно, и простор для творчества.
На курсе «Акварель для начинающих» в моей онлайн-школе, вы можете научиться работать с этой краской и изучить все основные техники и приемы, которые нужно знать художнику для работы.
А в этой статье мы также рассмотрим как основные техники, так и не самые распространенные и очевидные, но не менее интересные. Дочитайте эту статью до конца, чтобы узнать, какие приемы работы с акварелью используют художники, что такое техника по сырому, и многое другое.
Для начала давайте рассмотрим несколько основных техник рисования акварелью, а потом пройдемся по смешанным техникам.
6 видов техник рисования акварелью
Необычная техника рисования с солью
Если вы увлекаетесь рисованием, то, наверное, уже слышали, что иногда, при работе с акварельными красками, художники используют при создании своих работ соль.
Действительно, акварель с солью – это очень доступная и совсем несложная техника, как может показаться на первый взгляд. К тому же, она еще интересная и необычная, одна есть несколько нюансов, которые нужно знать, чтобы все точно получилось.
Соль можно использовать и крупную, и мелкую. Рассыпанная по листу бумаги с краской, она как бы «съедает» акварель, образуя при этом очень красивую и необычную фактуру. Важно насыпать соль на первый, свежий слой краски, который еще не высох. После же высыхания можно убрать частички соли с бумаги сухой кисточкой.
В результате, у вас получатся интересные разводы и пятна, которые, например, идеально подойдут для рисунка ночного звездного неба. Еще, можно использовать эту технику, чтобы показать снег во время метели, или текстуру земли.
Вы можете использовать эту технику либо полностью, во всем рисунке, либо частично, подчеркивая какие-то отдельные части рисунка.
Чтобы сделать рисунок в этой технике, нанесите краску на лист бумаги, сделайте нужный вам рисунок. Дождитесь, пока краска слегка подсохнет, но останется мокрой и влажной. Затем, посыпьте рисунок солью.
Дождитесь полного высыхания работы, это может занять от 20 до 30 минут. После этого можно будет стряхнуть окрашенные кристаллики соли и слегка пройтись сухой, чистой кисточкой по рисунку. Когда рисунок высохнет, и вы уберете излишки соли, можно продолжить рисовать, дополняя ваш рисунок новыми сюжетами и деталями.
Техника мазками и пятнами
Мазками и пятнами можно работать в смешанной технике. Это очень удобно, ведь можно сочетать сразу несколько техник в своем рисунке и получить интересный результат.
Можно рисовать следующими образами:
Чаще всего, техника мазками и пятнами применяется в многослойной технике.
Лессировки – это прием в многослойной живописи, когда акварель наносят тонкими и прозрачными мазками, слой за слоем, от более светлого оттенка, к более темному цвету.
У такой техники тоже есть ряд своих особенностей:
Техника рисования по мокрому
Теперь давайте рассмотрим технику мокрого листа. При использовании этой техники, художники наносят влажную краску на мокрый лист бумаги.
Чтобы хорошо и правильно смочить бумагу, используйте губку. Таким образом, вы быстрее смочите бумагу и начнете рисовать.
Рисовать в этой технике нужно быстро, пока бумага не высохла. Еще одна особенность работы по мокрому – непредсказуемость конечного результата. Пока ваш рисунок будет сохнуть, его форма может несколько раз измениться. Так как из-за количества воды контуры становятся расплывчатыми, линии границ рисунка могут плавно перетекать друг в друга.
Чтобы написать рисунок в этой технике, вам необходимо:
Гризайль
Гризайль – это техника работы краской одного цвета. Такая техника широко используется художниками, и входит в обучающую программу творческих школ, колледжей и вузов. Давайте более подробно рассмотрим эту технику в акварельной живописи.
Гризальная техника рисования акварелью, в переводе с французского означает серый цвет (это если гризайль дословно). В такой технике вы, прежде всего, работаете с тоном, а не с цветом.
Рисовать в такой технике можно разными способами. Например:
Такая техника хороша тем, что вы можете сосредоточить все свое внимание на форме, а не на цвете и том, как его передать. Очень хорошо в технике гризайль рисовать вазы, скульптуры, натюрморты с чашками. Так же, работая в этой технике нужно знать особенности светотени.
Работая в такой технике с акварельными красками, помните, что при высыхании они становятся немного светлее. Поэтому, спешить в такой технике не стоит – нужно подождать, пока просохнет каждый слой краски. В противном случае, вам будет трудно накладывать тона и вносить изменения в свой рисунок.
Вообще, такая техника – очень хорошее упражнение для новичков. Ведь у вас есть возможность увидеть все преимущества одного цвета и его оттенки.
Техника «Сухая кисть»
Технику рисования акварелью по сухому принято использовать для передачи текстуры, например, коры дерева или скал, камней, карьера.
Принцип работы в такой технике заключается в том, что лист бумаги в не смачиваете водой, как в технике по мокрому, а набираете краску на кисточку и промакиваете ее о губку или тряпочку от излишков жидкости в краске. И только потом приступаете к рисованию.
При работе в такой технике, старайтесь наносить краски как можно меньше, работая быстро и легко, нанося мазки кисточкой на бумагу.
Для работы подойдет акварель в тюбиках, так как это позволит использовать меньшее количество воды. Кисточки возьмите круглые, с острым кончиком. Основной частью кисти можно рисовать большие штрихи, а кончиком прорабатывать мелкие детали, как раз для того, чтобы показать текстуру.
Рисование свечой или воском
Еще одна нетрадиционная техника рисования акварелью – рисование с помощью свечи или воска.
Рисование в такой технике вызывает интерес к творческому процессу, особенно у детей, и способствует изучению красок и живописи как таковой. К тому же, помогает развить воображение и учит чувству цвета.
Основной принцип работы состоит в следующем:
Кстати, вместо свечей, можно использовать восковые карандаши. Они тоже подойдут для работы в этой технике.
Из красок старайтесь использовать более темные цвета – синий, зеленый, фиолетовый. Так эффект от свечи будет более заметен. Здесь также используйте минимум воды, но больше краски. Из кисточек берите широкую кисть и работайте уверенными мазками.
Смешанные техники рисования
Теперь давайте рассмотрим виды живописной техники акварелью, где используются другие, разные материалы от карандашей до угля.
Пастель
Чтобы добиться глубины и пространства в своих работах, попробуйте смешанную технику – совместить в одном рисунке акварель и сухую пастель.
Акварельные краски впитаются в бумагу, а пастель, нанесенная сверху, осядет на поверхности рисунка, что создаст очень интересный и любопытный живописный эффект.
Помните, что перед нанесением пастели, нужно чтобы верхний слой акварельной краски хорошо просох. Это нужно, чтобы материалы на бумаге не смешались, и не получилась грязь.
Мелки
Принцип работы в такой технике я описывала выше, где рассказывала о сочетании свечей и акварели. Такая техника сама по себе не требует какие-то особых навыков, работать в ней могут даже дети и тем более, начинающие художники.
Развивая навыки, такую технику можно использовать и в более сложных работах, не только в детском творчестве.
Гелевая ручка
Техника работы с акварелью и гелевой ручкой заключается в том, что сначала, на бумаге, вы создаете рисунок ручкой, а затем раскрашиваете его как в раскраске акварельными красками.
Основная особенность состоит в том, что ручка – это не простой карандаш, который так легко стереть ластиком. Поэтому, приступая к работе над рисунком, вы должны уже понимать, что вы рисуете, и как будете рисовать. Ведь второго шанса исправить рисунок гелевой ручкой не будет.
Акрил
Техника, где в работе используются сразу и акриловые, и акварельные краски дает очень большой простор для творчества и воображения.
При работе над рисунком, первые этапы довольно схожи – делаете набросок простым карандашом, прорисовываете детали и так далее.
Затем, начинаем наносить краску. Сначала используем акварель, так как по своей текстуре она более легкая и прозрачная. Наносим краску, ждем, пока высохнет слой.
Затем, на выбранные вами участники, наносим акриловую краску. Можно использовать кисточки, либо мастихин.
После того, как акрил высохнет, при необходимости, можно еще раз сделать фоновую заливку акварельными красками.
Цветные карандаши
Такая техника, где используются сразу и цветные карандаши, и акварельные краски, идеально подходит для создания рисунков, где есть много деталей.
Эскиз рисунка можно выполнить простым карандашом, а можно сразу цветным. Затем вы просто раскрашиваете рисунок, а после высыхания дополняете его цветными карандашами.
Можно чередовать слои материалов – карандаши, краски, создавая дополнительный объем на рисунке.
Уголь
Создавать рисунок с помощью угля, можно также и в вышеописанной технике гризайль, пользуясь одним цветом, уделяя внимание тональности.
Для работы в такой технике возьмите уголь, бумагу для пастели или акварели, акварельные краски.
Заливку фона можно сделать акварелью, а вот прорисовать детали уже углем.
Таким образом, у вас получится очень красивый и необычный рисунок в смешанной технике.
Гуашь
Принцип работы гуаши с акварелью, такой, как и у акварели с акрилом.
Гуашь при высыхании тоже становится немного светлее, как и акварель. А еще это непрозрачная краска, поэтому, ее не стоит накладывать поверх прозрачной акварели.
Японская и английская техники рисования акварелью
Во-первых, в такой технике рисуют не на хлопковой, а на рисовой бумаге. Она более тонкая и нежная.
Во-вторых, и это следует из пункта выше, акварельные краски отличаются от наших по своему составу, так как привычная нам акварель не подойдет для рисовой бумаги.
Что касается цвета, то в японской акварельной технике основные цвета – это природные цвета, зеленый, голубой, красный, и т.д.
Как правило, такие краски не смешивают между собой, что предполагает отсутствие многослойной техники.
Исполнение рисунка акварельными красками в японской технике довольно простое, но из-за необычных материалов выглядит очень красиво и интересно.
Так как это техника мокрым по мокрому, то четкости в работах не будет. Только после высыхания рисунка можно добавить детали и подретушировать недостающее в рисунке.
Эта техника более сложная, по сравнению с другими, поэтому ее лучше начать изучать, освоив несколько простых техник, о которых я писала выше.
В заключение
Акварельная живопись для начинающих – это богатый мир и простор для творчества и воображения. Изучая акварельные техники поэтапно, вы сможете создавать красивые рисунки при помощи красок и других материалов.
Техники и приемы рисунка пошагово показывают, что даже новички могут справиться и нарисовать рисунок, не зависимо от опыта.
Делитесь в комментариях, какие техники рисования акварелью вам больше нравятся, а названия каких вы даже не слышали до прочтения этой статьи!
Акварель — воздушная лёгкость радуги: виды, техники, история
Акварель — это вид изобразительного искусства, сочетающий свойства живописи и графики. От живописи она взяла богатство цвета и его широкие художественные возможности для моделирования форм. А от графики — тонкослойное наложение краски (без рельефности) и использование бумаги не просто как материала, но и как изобразительного элемента: фон становится пространством, «воздухом». Акварельные работы более объёмны, чем графические, но более воздушны, чем живописные картины. Возникла эта техника в древнем Китае, во II веке, с изобретением бумаги. Классическая европейская акварель появилась в XV—XVI столетиях, а расцвела в Англии на рубеже XVIII-XIX веков.
Акварель — термин, в котором отображена суть данной техники. Для рисования художники используют не масляные краски, а специальные, акварельные, которые перед нанесением разбавляются водой. Кроме того, иногда дополнительно смачивается и лист. Отсюда и название — от латинского слова aqua («вода»). На этой основе в итальянском и французском языках появились термины acquarello и aquarelle.
Акварель позволила художникам выразительно передавать эффекты воздушности и влажности. Долгое время живописцы бились над проблемой отображения на произведениях дождя, и эту задачу с успехом решили именно акварелисты. Эта техника идеально подошла для пейзажистов, работающих на пленэре.
Широко используются её возможности в портрете и натюрморте.
Какие бывают акварельные техники
Акварель объединяет множество интересных техник. Искусствоведы классифицируют их по различным принципам, в частности — по влажности листа и кисти, по многослойности наложения цвета. Объединив эти подходы, получим следующую развёрнутую классификацию видов акварели:
Работа на сухой бумаге («по сухому») — обеспечивает контроль над краской. Эту разновидность акварели также называют итальянской. У неё есть два подвида.
Однослойная. Этот художественный подход разделяется на:
Многослойная (лессировка). Художник-аварелист накладывает прозрачные мазки поверх предыдущих — уже высохших, чтобы не допустить смешения. Это сближает акварельную лессировку с масляной живописью и позволяет создавать очень реалистичные произведения. Цвет получается интенсивным, полнозвучным, но сохраняется ощущение лёгкости.
Работа на влажном листе («по мокрому», «по сырому»). Это так называемая английская акварель. Контроль за краской вызывает трудности, но зато художник получает прозрачные оттенки с нежными и мягкими переходами тонов. Выделяется два варианта:
Иногда выделяется метод A la Prima — подразумевается, что работа выполняется в один присест, без дальнейших доработок, пока не высох материал. Произведения «а ля прима» выглядят свежо и эмоционально. Их нельзя скопировать, так как невозможно абсолютно точно повторить размытие.
Возможна также комбинация английской и итальянской методики в одной работе. Смешанная техника позволяет получать различные эффекты: например, детальную прорисовку реальности при размытости дальнего плана.
Интересные эффекты даёт рисунок на частично увлажнённом листе. Например, делая длинный мазок, акварелист получает разную прорисовку на сухих и мокрых фрагментах.
Во всех четырёх основных вариантах (итальянском, английском, комбинированном, с фрагментарным увлажнением) можно работать как отжатой кистью, так и мокрой. Кроме того, иногда используют полусухую (полувлажную) кисть.
Бумага не является единственным материалом для акварелистов. Они также работают с шёлком, пергаментом, картоном, слоновой костью и другими материалами, но довольно редко.
Существуют и смешанные техники акварели, когда в дополнение к акварельным краскам используются:
Для получения специальных эффектов мастера-акварелисты также применяют:
Существует и классификация акварели по палитре:
Это разделение значимо именно из-за выделения гризайля — акварелей с особым настроением, сильной атмосферностью. Впечатление достигается за счёт тончайших тональных переходов чёрного цвета, сепии, охры.
История акварели и знаменитые художники-акварелисты
Краски, разводимые водой, появились в глубокой древности, а во II веке в Китае изобрели бумагу. Эти изобретения положили начало акварельным техникам. В Европе с бумагой познакомились в XII-XIII столетиях, но сначала рисовали на ней плотными корпусными красками. Прозрачная акварель появилась позже — в XV-XVI веках. Сначала в ней работали немногие мастера — такие, как Альбрехт Дюрер (Durer Albrecht), создавший знаменитого «Зайца», и то эпизодически. Это объяснялось неразработанностью художественных подходов, из-за чего профессионалы отдавали предпочтение живописи.
На уровень самостоятельного искусства акварелистику вывели английские художники на рубеже XVIII-XIX столетий. Они раскрыли для мира широчайшую палитру эффектов, которую вручает творцу воздушная сестра живописи.
Основоположниками этой школы считаются Томас Гёртин (Thomas Girtin) и Уильям Тёрнер (Joseph Mallord William Turner).
Лучшие работы художников-акварелистов вошли в фонд мировых шедевров. Помимо уже упомянутых мастеров — Дюрера, Тёрнера, Гёртина — такие произведения созданы:
В России акварелистику развивали:
Сейчас акварельные работы пользуются широким спросом у коллекционеров, дизайнеров интерьеров, инвесторов. На аукционах антиквариата регулярно появляются среди лотов произведения авторов-акварелистов различных эпох. А для того, чтобы купить картины для личной коллекции или в качестве эксклюзивного подарка у современного художника-акварелиста, вы можете напрямую связаться с автором, используя функционал сайта Very Important Lot. Наслаждайтесь выбором и знакомьтесь с разнообразными акварельными эффектами на картинах классиков и экспериментаторов!