Алалия у детей что делать родителям
Алалия: ребенок не хочет говорить или не может?
«Он у нас такой умненький, все понимает! Вот только говорить не хочет!» Такую фразу часто можно услышать от бабушек, дедушек и мам на детских площадках. Такие дети в возрасте от 2 до 4 лет часто играют молча в песочнице, катаются на качелях, самокатах или велосипедах. И молчат, за весь день не проронят ни слова. С каждым годом количество неговорящих детей увеличивается. Что это? Нежелание говорить? А может, есть проблема, которую необходимо решать?
Отсутствие речи (когда ребенок не произносит даже отдельных слов) или ее недоразвитие (словарный запас составляет не более 15 слов) называется алалией. В логопедической коррекционной работе алалия занимает второе место по частоте среди всех речевых нарушений.
Симптомы алалии
При алалии речь у ребенка появляется позже общепринятых норм. Словарный запас малыша очень маленький, не более 10–15 слов. В речи присутствуют аграмматизмы — неправильно построенные предложения, неверно образованные слова, потому что при алалии ребенок испытывает сложность при построении и восприятии предложений. Очень часто малыш нарушает слоговую и звуковую структуру слов (характерна перестановка, пропуски или добавление лишних звуков и слогов), нарушены у него и фонематические процессы (фонематический слух, восприятие, представления, анализ и синтез речи). Также страдает и звукопроизношение (процесс образования речевых звуков).
Статистика нарушения такова: алалия в среднем фиксируется у каждого четырнадцатого дошкольника и у 0,6% детей младшего школьного возраста. Причем чаще алалия наблюдается у мальчиков.
Причины алалии
Алалия — это клинический диагноз. Ставит его невропатолог, если у ребенка к трем годам речь полностью отсутствует. Если же малыш говорит, но у него очень маленький словарный запас (до 15 слов) и нарушено звукопроизношение — это признаки общего недоразвития речи (ОНР) или задержка речевого развития (ЗРР).
Существует множество причин, которые способствуют возникновению алалии. Они могут воздействовать на ребенка в разные периоды его жизни. Давайте с ними ознакомимся.
Например, в период внутриутробного развития последующую алалию могут спровоцировать следующие факторы:
Алалия может быть результатом таких осложнений во время родов:
В первый год жизни малыша факторами, провоцирующими алалию, могут послужить:
Очень часто у детей с алалией прослеживается целый ряд факторов, которые приводят к ММД (минимальной мозговой дисфункции). А это, в свою очередь, ограничивает самостоятельные возможности речевого развития малыша.
Если в анамнезе имеется хотя бы один из вышеперечисленных факторов, не упускайте драгоценного времени. Обратитесь за консультацией к специалистам — логопеду и неврологу.
Квалифицированный логопед консультирует детей уже в возрасте одного года. Чем раньше будет выявлено данное речевое нарушение или склонность к нему, тем легче будет проходить коррекция.
На данный момент специалисты-логопеды выделяют три вида алалии:
Моторная алалия
Для моторной алалии характерны как неречевые (неврологические и психологические), так и речевые проявления.
Со стороны неврологии проявляются такие симптомы, как:
С психологической стороны у детей с моторной алалией отмечаются нарушения:
Присутствуют и особенности в поведении. Дети могут быть как очень активными, так и малоподвижными, заторможенными. Они быстро устают, у них снижен уровень работоспособности. Детям с моторной алалией в большей степени свойственен речевой негативизм.
У детей с алалией также часто страдает интеллектуальное развитие. Это происходит из-за недостаточного развития речи. Если заниматься ее развитием, то развиваются и приходят в норму интеллектуальные возможности малыша.
При моторной алалии этапы становления речевых умений обычно проходят с опозданием.
Гуление, лепет, лепетный монолог, появление слов, фраз, контекстной речи наблюдаются у таких детей позже общепринятых норм.
С логопедической стороны проблем с нарушением подвижности речевого аппарата нет. В этой сфере страдает звукопроизношение. Малыш может заменять, а также смешивать спорные по звучанию звуки. Это выражается в том, что ребенок не может повторить звуковой образ слова. То есть идет искажение слоговой структуры слова (перестановка, пропуск или добавление лишних звуков и слогов).
Также страдает и словарный запас ребенка, не соответствующий возрастной норме. Маленький словарный запас связан с тем, что малыш не понимает значения слов, зачастую неуместно их применяет, заменяет слова по звуковому сходству. Новые слова усваиваются с трудом. В лексике ребенка преобладают чаще всего существительные в именительном падеже. Использование других частей речи резко ограничивается. Позже возникают большие трудности при образовании и дифференциации грамматических форм.
Фразовая речь ограничивается простыми, короткими предложениями, обычно одно- или двусоставными. При алалии малышам очень трудно последовательно изложить происходящие или происходившие события. Также вызывают сложности моменты выделения главного и второстепенного, передача смысла событий, определение временных связей.
Чаще всего у детей с моторной алалией имеется только звукоподражание. иногда отдельные лепетные слова, которые сопровождаются активной мимикой и жестами.
Справиться с данным речевым нарушением помогут невролог, психолог и логопед. Чем раньше родители обратятся за помощью к специалистам, тем быстрее и качественнее пройдет коррекция данного нарушения у ребенка.
Сенсорная алалия
У детей с сенсорной алалией нарушается восприятие и понимание смысла речи, которая направлена в их адрес.
На первый взгляд может показаться, что ребенок просто вас не слышит. Реакция на речь полностью отсутствует. Малыш относится к обращенным к нему словам как к бессмысленному шуму. Часто отсутствует и реакция на свое имя. При этом физиологический слух малыша в полном порядке.
Также при сенсорной алалии ребенок может страдать гиперакузией — повышенной восприимчивостью к различным тихим звукам (шелест, скрип, писк).
Интересно, что речевая активность у детей с сенсорной алалией высока. Но их речь — это набор бессмысленных звукосочетаний, обрывков слов. Речь бессвязна, непонятна окружающим, потому что лишена смысла. Малыш может повторять несколько раз подряд новое, незнакомое ему слово.
Кроме повторения слов такие дети могут:
Рассмотрим пример сенсорной алалии. Если ребенок все же понимает смысл и значение обращенной к нему фразы, то понимание сразу исчезает, если в ней изменить порядок слов или темп речи. При общении с таким ребенком нужно учитывать следующее: если малыш смотрит на говорящего, то лучше понимает его речь. Такие дети как бы «читают с губ».
На практике сенсорная алалия в чистом виде, к счастью, встречается редко, потому что подобные дети нуждаются в длительной и целенаправленной коррекционной работе. Для этого необходима помощь невролога, логопеда и психолога. Совместная работа специалистов быстрее даст результат — овладение ребенком речью. Поэтому не затягивайте решение проблемы неговорящего ребенка и займитесь коррекцией как можно раньше.
Что такое сенсомоторная алалия? Причины возникновения, диагностику и методы лечения разберем в статье доктора Гавриловой Татьяны Алексеевны, детского невролога со стажем в 20 лет.
Определение болезни. Причины заболевания
Основные факторы развития заболевания:
В 100 % случаев сенсомоторная алалия сопровождается нарушением умственного развития. Даже комплексный подход к реабилитации не гарантирует положительный прогноз: всё зависит от начала лечения.
К коррекции данного состояния необходимо приступить как можно раньше — в возрасте 3-4 лет. При отсутствии своевременного лечения у многих детей в дальнейшем формируется умственная отсталость и обучение возможно только в условиях коррекционной школы.
Симптомы сенсомоторной алалии
Основные проявления заболевания:
У ребёнка с сенсомоторной алалией также могут встречаться дополнительные проявления заболевания:
Патогенез сенсомоторной алалии
Особенность патогенеза данного речевого нарушения заключается в том, что оно формируется при единовременном поражении практически всех отделов головного мозга, ответственных за речь:
При гипоксически-ишемическом поражении головного мозга от нехватки кислорода часть нейронов в речевых зонах погибает, а часть повреждается и работает недостаточно активно. В результате речевые зоны не в состоянии приобретать навыки.
При гидроцефалии избыточное давление жидкости сдавливает различные отделы мозга и белого вещества, что приводит к атрофии коры головного мозга или истончению проводящих путей (нарушена миелинизация — процесс покрытия отростка нервных клеток особой миелиновой оболочкой ). На МРТ головного мозга в таких случаях расширена желудочковая система (внутренняя гидроцефалия) или отмечается скопление ликвора в области лобных и височных долей головного мозга (наружная гидроцефалия). У многих детей гидроцефалия смешанная.
При тяжёлых родовых травмах или черепно-мозговых травмах в результате кровоизлияния или механического нарушения повреждаются отделы мозга, отвечающие за речевую функцию. Происходит гибель значительного числа нервных клеток с формированием большой порэнцефалической кисты. Данная киста представляет собой место гибели нервных клеток, заполненное ликвором (спинномозговой жидкостью).
Классификация и стадии развития сенсомоторной алалии
Сенсомоторная алалия является алалией смешанного типа. Она включает в себя сразу две формы алалии: расстройство развития экспрессивной и рецептивной речи.
Моторная (экспрессивная) алалия — это системное недоразвитие экспрессивной (разговорной) речи, связанное с органическим повреждением центра Брока и моторных зон, управляющих речевой мускулатурой. Для этой формы алалии характерна недостаточ ная сформированность речевых навыков.
Сенсорная (имперссивная) алалия — это нарушение речи, связанное с повреждением центра Вернике. При такой патологии речеслуховой анализатор работает неправильно, в результате чего ребёнок не понимает то, что ему говорят.
Осложнения сенсомоторной алалии
Без своевременно начатой комплексной реабилитации высока вероятность того, что у маленького пациента с сенсомоторной алалией сформируется грубая задержка психоречевого развития. Ребёнку с этим нарушением трудно запоминать правила игры и концентрироваться на чём-либо, у него отсутствует познавательная активность, словарный запас остаётся очень скудным. Со временем отсутствие психоречевого развития может привести к дезадаптации и даже умственной отсталости.
У некоторых детей с сенсомоторной алалией при появлении речи выявляется заикание. Оно не является осложнением заболевания — это последствие тотального поражения речевых зон головного мозга.
Диагностика сенсомоторной алалии
Так как дети с сенсомоторной алалией не выполняют просьбы и не обращают внимания на речь, то в первую очередь им необходима консультация сурдолога для исключения задержки развития в результате снижения слуха.
Для уточнения причины заболевания и назначения лечения детский невролог проводит опрос родителей, уточняет акушерский анамнез (историю), знакомится с медицинской документацией ребёнка и ранее проведёнными исследованиями.
План обследования может включать:
Чтобы вовремя выявить сенсомоторную алалию и приступить к лечению, родители должны наблюдать за развитием речи у ребёнка. К специалистам необходимо обратиться в том случае, если ребёнок в 2 года:
Лечение сенсомоторной алалии
Также для реабилитации пациентов с сенсомоторной алалией прибегают к занятиям в аудио-тренажёре, логопедическому массажу, микротоковой рефлексотерапии, нейрокоррекции и лекарственной терапии.
При сенсомоторной алалии проводится активизация различных речевых зон головного мозга:
Важно помнить, что лекарственные препараты не улучшают работу конкретной речевой зоны головного мозга — они могут улучшать работу мозга в целом. Любые лекарства должен назначать только невролог, самолечение недопустимо.
Прогноз. Профилактика
Мозг ребёнка пластичен и обладает высокими восстановительными способностями. Хотя погибшие клетки уже не восстановятся, сохранившиеся нейроны, расположенные рядом с местом повреждения, могут взять на себя функцию погибших клеток. Однако высокая восстановительная способность детского мозга с возрастом снижается. Поэтому чем раньше начата комплексная медико-педагогическая реабилитация, тем выше вероятность развить речь и догнать сверстников в развитии.
Важно, чтобы ребёнок научился общаться до школы. Это позволит ему усваивать учебный материал. Вовремя развить речь удаётся примерно 40 % детей с алалией.
При отказе родителей от реабилитации в надежде на самопроизвольное развитие речи заболевание сохраняется, в ряде случаев оно приводит к умственной отсталости. В дальнейшем ребёнок испытывает существенные трудности в обучении либо даже вынужден обучаться в коррекционной школе.
Удастся ли ребёнку освоить письменную речь, также зависит от возраста начала реабилитационных мероприятий и от степени умственной отсталости. В самых тяжёлых случаях помогает система альтернативной коммуникации — PECS. Она позволяет ребёнку общаться без помощи речи: предъявляя визуальные картинки вместо слов и даже составляя из них предложения. Российские логопеды фактически модифицировали эту систему и используют карточки PECS как начальный этап для развития фразовой речи. В этому случае карточки выступают в качестве визуальной подсказки: какие слова, в каком порядке нужно произносить в предложении.
Профилактика сенсомоторной алалии:
Что такое алалия
Алалия – это тяжелое недоразвитие или полное отсутствие речи, которое вызвано органическим поражением корковых речевых центров головного мозга. При этом физический слух и интеллект ребенка не повреждены. Глубокая несформированность речевой функции носит системный характер, т.е. нарушены все компоненты речи – фонетико-фонематический и лексико-грамматический.
По своим проявлениям это нарушение имеет множество общих черт с афазией. Отличие заключается в том, что афазия возникает уже после того, как ребенок овладел речью (после 3-х лет). Для алалии же характерно изначальное отсутствие или сильное ограничение речевой функции. Иными словами, органическое поражение речевых центров произошло во внутриутробный период, в процессе родов, либо в детском возрасте до трех лет.
Виды алалии
В логопедии используется определенная классификация этого недоразвития речи, которая основывается на локализации участка поражения головного мозга.
Выделяют следующие формы алалии:
Пройдите тест и получите бесплатный подарок, комплект документов для работы с детьми с алалией!
Основные симптомы алалии
Симптоматика зависит от того, какая именно форма диагностирована у ребенка.
Имеются данные о том, что среди детей дошкольного возраста алалия встречается приблизительно у 1%, а среди детей школьного возраста от 0,6 до 0,2%. В среднем можно считать, что алалия встречается у 0,1% населения. У мальчиков это нарушение речи встречается в 2 раза чаще, чем у девочек.
Для моторной алалии характерны следующие симптомы:
Для сенсорной алалии характерны следующие признаки:
Необходимо отметить, что в чистом виде сенсорная алалия встречается достаточно редко. Как правило, речь идет о смешанной форме – сенсомоторной алалии.
Алалия у детей что делать родителям
Как меняется поведение детей с МА во время коррекционной работы?
Бесплатные занятия с логопедом
ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ
Цель данной статьи: подготовить родителей к изменениям в поведении и особенностям детей с алалией во время коррекционной логопедической работы, потому что это не дети не выдерживают занятий с логопедом, а родители оказываются психологически не готовы к тому, что их ожидает.
Взаимодействие родителей и логопеда. Основное условие успешного обучения – это авторитет педагога. Важно, чтобы не было конфронтации между логопедом и родителями, потому что в таком случае обучение невозможно. Некоторые логопеды во избежание этой проблемы принимают на занятия родителей только после посещения психолога. Большинство логопедов решают проблему проще – не разрешают родителям присутствовать на занятиях. Государственная медицина и педагогика выделяет специальные детские сады, школы-интернаты, где родители допускаются к ребенку только раз в неделю. Для индивидуальной работы с таким ребенком в частном порядке логопеду (без родителей) требуется 2-4 часа занятий каждый день для достижения результатов. Для абсолютного большинства родителей оплачивать столь длительные занятия финансово невозможно.
Поведение детей с МА без логопедической помощи. Маленькие дети 2-2,5 лет с моторной алалией не говорят, но всё понимают (у них первично сохранен интеллект). У них отсутствуют вербальные навыки общения и компенсаторно развиваются интеллект (невербальный) и эмпатия – они очень хорошо чувствуют настроение и желания родителей. По моим наблюдениям и работе с более чем 100 детьми с МА, большинство таких малышей очень послушны, приятны, милы и сообразительны – просто радость для родителей, которых беспокоит лишь отсутствие речи. Небольшая часть детей этого возраста используют свой интеллект и эмпатию для того, чтобы «управлять» родителями, для выполнения своих капризов. Если их оставить без логопедической помощи, то их манипуляции усиливаются. К 5-6ти годам они могут становиться агрессивными настолько, что родители неспособны справиться с ребенком вдвоем. Некоторая часть детей, напротив, становится стеснительными и замкнутыми. К этому возрасту ребенок осознает свой недостаток, осознает невозможность самостоятельно его исправить, свою неспособность осуществлять коммуникацию (дружить) с детьми своего возраста и пытается защититься от мира этими двумя способами. Это тоже особенности детей с алалией.
Влияние страны, социума на поведение детей с МА. Так как ко мне обращаются русские дети из разных стран, я обратила внимание: Канада, Финляндия, Голландия, Бельгия – в этих странах и родители, и дети, и педагоги спокойно относятся к недостаткам других детей и помогают им в играх и обучении. У этих детей с моторной алалией нет поведенческих проблем. В других странах Европы, Америки и Азии – все зависит от района и школы, в которую попал ребенок. В России процент неговорящих детей с моторной алалией 5-6-ти лет с поведенческими проблемами очень высокий. Чаще всего это домашние дети (кто не ходил в детский сад) или посещавшие некоторые «развивалки».
Конечно, во всех этих «хороших» местах и странах речь не появляется. Но ввиду отсутствия поведенческих и психологических проблем у ребенка – логопед может работать до полной абилитации ребенка с МА.
Я обратила внимание на влияние детских садов на детей с МА. Пока ребенок не говорит или плохо говорит (ОНР-1, ОНР-2), детские сады в большинстве своем оказывают негативное влияние на речевое развитие. Часты случаи, когда ребенок говорил, а попав в детский сад, замолчал. В этом случае начинает проявляться поведенческий негативизм, стеснительность, агрессия. Это обусловлено тем, что ребенок не может общаться с другими детьми и воспитателями на равных. После того как ребенок разговорился (ОНР-3), детский сад, напротив, начинает очень сильно помогать и в развитии речи, и в нормализации поведения.
Очень важно на все время коррекционного процесса исключить «доброжелателей». Бывали разные случаи. Один из них. Бабушка пришла в гости к любимому внуку и пожалела его: «Ах, ты мой бедненький, тебе же тяжело заниматься с логопедом. Что ж Вы его, родители, мучаете!» Результат. У ребенка сдают нервы, он отказывается от занятий, отказывается от общения с родителями. Устраиваются истерики на протяжении двух месяцев от 1 до 3-х часов в день. Ребенок валяется на полу, кричит и бьется головой об пол. Только через два месяца мы смогли возобновить занятия.
Другой случай. Пришли друзья к родителям на день рождения. Одна из гостей в присутствии ребенка сказала: «Что-то он у вас совсем плохо говорит. Вы его покажите психиатру. Логопед вам здесь не поможет. Или подождите, само все пройдет.» Результат – отказ от занятий с логопедом и истерики в течение месяца.
Дорогие родители, ребенку и так будет трудно заниматься с логопедом. Не добавляйте ему проблем. После начала занятий ребенок не должен слышать никаких сомнений по поводу коррекционной работы с логопедом.
Как меняется поведение детей с МА во время коррекционной работы? К чему нужно быть готовым родителям?
Я работаю с детьми с моторной алалией по «языковой концепции». Она использует онтогенетический принцип развития речи, который отражается на поведении ребенка. То есть, выражаясь простым языком: ребенок что в речи, что в поведении проходит все этапы развития, а также поведенческие кризисы и проблемы, которые проходят обычные дети, только быстрее и более остро.
Психологическое развитие ребенка зависит от речи в большей мере, чем от физиологического возраста. Поэтому детям с моторной алалией часто ставят диагноз «задержка психологического развития – ЗПР».
Большинство логопедов работает по «моторной концепции», где занятия проходят намного спокойнее, в отличие от наших занятий, но ЗПР не убирается. А в нашем случае по «языковой концепции» снимаются сопутствующие диагнозы: задержка психического развития и умственная отсталость. Многие родители пугаются возникающих поведенческих проблем у ребенка напрасно, так как на самом деле во время моих занятий происходит не только логопедическая работа по развитию речи, но и психологическое развитие ребенка до его физического возраста.
НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП РАБОТЫ (ПЕРЕХОД С ОНР-1 НА ОНР-2). ПЕРВЫЙ КРИЗИС
На первом этапе коррекционной работы ребенок осознает потребность в вербальной коммуникации, происходит отказ от жестовой речи, он пробует получить желаемое с помощью слов – у него не получается, потому что слов-то еще нет, жестов уже нет – а мама не может понять, чего хочет ребенок. Оба плачут. Иногда до истерик. Острее всего проходят этот этап послушные дети, но быстрее, потому что стараются активнее набирать слова для общения. Дети, которые уже научились манипулировать своими родителями, растягивают этот процесс на более долгий срок.
Этот первый кризис заканчивается с набором первых слов и фраз и занимает от 2-х недель до 2-х месяцев. Когда мы вступаем в этот кризис, для родителей это выглядит так: «Ирина Петровна, вы сломали моего ребенка». Тут я объясняю родителям, что отказавшись от невербальных способов коммуникации, ребенок пытается получить желаемое, как и младенец 2-3 месяцев – криком. А так как он уже взрослый и сильный, то и кричит он – будь здоров. Это особенности детейс алалией.моторная алалия у ребенка
Самое главное, что нужно здесь делать родителям – это перетерпеть и продолжать работать дальше. Нельзя ни наказывать, ни поощрять это поведение, потому что ребенок «зацепится» за любую эмоцию мамы или папы, и этап истерик может растянуться на полгода. Некоторые родители не выдерживают этого и уходят на поиски «более доброго» логопеда. Ребенок в этом случае осознает себя победителем и пробует эту схему со следующим специалистом. Именно так у меня появляются дети 4-х лет с МА, у которых я шестой или восьмой логопед. Со временем родители понимают, что дело не в ребенке, не в логопеде, а в том, что именно так проявляет себя моторная алалия. В этом случае все-таки придется вытерпеть полгода истерик, и тогда уже начнется плодотворная работа. За несколько месяцев мы должны перейти на 2-ой уровень ОНР.
Повторюсь: самое главное на этом этапе – терпение. Тогда мы пройдем это быстро.
На этом этапе помощь родителей должна заключаться в том, чтобы поощрять любое вербальное проявление, неважно как оно звучит.
Несмотря на трудности, связанные с поведением ребенка, у него и у его родителей появляется много положительных эмоций, связанных с первыми словами: кто-то впервые слышит обращенное к себе слово «мама», кто-то понимает, что у его ребенка есть логика («Дай зонт. Дождь там»), многим становится легче решать повседневные вопросы («не хочу белый, хочу красный майку»), проще общаться («чини!», «мама, стой!»).
Родители, начавшие заниматься развитием общей моторики, получают много положительных эмоций от послушания ребенка. Именно на этом этапе дети радостно выполняют просьбы и поручения мамы и папы.
ВТОРОЙ ЭТАП РАБОТЫ (ПЕРЕХОД С ОНР-2 НА ОНР-3). ВТОРОЙ КРИЗИС
Новые радости и новые проблемы в поведении ребенка.
ОНР-2 можно назвать так: «ребенок разговорился», потому что ребенок с помощью окружающих детей и взрослых начинает набирать большое количество слов, строит фразы. Некоторым родителям кажется, что логопед больше не нужен, «ведь алалия прошла», и бросают занятия. Спустя 1-2 года они осознают, что слова набираются, а речь лучше не становится. В 5 лет речь остается, как у трехлетнего. И все угрозы снижения интеллекта и плохого поведения к 5-6-ти годам проявляются в полной мере.
Вернемся к тем, кто продолжает заниматься. Что происходит с ними?
Это уже следующий способ поведения ребенка, которого не узнают собственные родители. Ребенок капризничает, жалуется, ругается, спорит, обманывает. У родителей появляется первое сожаление, что ребенок заговорил – когда он не умел говорить, то не умел врать.
Если в окружении ребенка есть хоть кто-то, кто поддастся на его жалобы, для ребенка это становится оправданием для того, чтобы не заниматься. (Поэтому родителям нужно очень внимательно следить за окружением). Их капризы настолько правдоподобны, что очень трудно отличить – он правда устал или притворяется. Поэтому мы частенько проверяем… Как выглядит по-настоящему усталый ребенок – он подходит к дивану и засыпает. В ином случае, отпустив ребенка, мы с мамой наблюдаем, как он сразу поскакал «бегать по потолку». Здесь от родителей требуется найти как можно больше способов воспитания и мотивации, наказания для того, чтобы скорректировать поведение ребенка.
Два метода воспитания, непригодных для детей с алалией.
Приемлемым наказанием может быть: не дать то, что он хочет, лишить «поглаживания», поцелуев, «обнимашек» или даже просто пообещать лишить – чаще всего это срабатывает мгновенно. В таких случаях обязательно нужно словесное подкрепление и объяснение, почему его чего-то лишали. Иногда бывает достаточно нахмурить брови.
2. «Свободное развитие». В последние годы получила развитие теория, что если позволять ребенку все, то он будет развиваться самостоятельно лучше, чем другие. Без любых «наказаний». Часто в пример приводят практики воспитания детей, как в западных странах, в Японии, где детям позволяют все, а они потом становятся замечательными людьми. Я не знаю, откуда это появилось, но это неправда. В некоторых штатах США и странах Западной Европы в законах написано, что ребенка можно шлепнуть по попе. В большинстве стран родителей обучают методам и способам воспитания детей без насилия.
В Японии воспитание детей происходит совершенно на ином уровне – там дети даже представить не могут, как это «вести себя плохо», потому что маме или папе достаточно нахмурить брови, чтобы исправить поведение ребенка. Так создается иллюзия, что в Японии детям ничего не запрещают и не «наказывают».
Возможно, способ «свободного развития» детей (что ранее считалось «отсутствием воспитания») где-то и дает положительные результаты, но при моторной алалии нет. Ребенок не просто не умеет говорить, но и имеет тенденцию к патологическому развитию личности. И логопедия это не простая педагогика, а коррекционная педагогика, которая как раз и занимается не только обучением речи, но и коррекцией личности. Потому что в условиях «свободы» ребенок с моторной алалией выберет все, что угодно, кроме занятий с логопедом.
Чем быстрее родители сориентируются и найдут новые способы воспитания послушного ребенка, тем продуктивнее мы будем заниматься. А ведь на этом этапе мы осваиваем более сложные речевые конструкции. Речь – это не набор отдельных слов, набросанных в любом порядке, а сложно-выстроенная система.
Лучшие методы воспитания на этом этапе:
ü Поощрение хорошего поведения, моральное одобрение, похвала.
ü Договоренности, торговля (ты мне – я тебе).
ü Развитие общей моторики с мамой и папой – подвижные игры очень нравятся детям, и в это время они тренируются послушанию, так как команды там простые и примитивны.
ü Использование технологии «Зеленые носочки» Е. Мурашовой.
ü Формирование правильной иерархии в семье – ребенок не готов ни психологически, ни интеллектуально к тому, чтобы находиться наверху «семейной пирамиды» и принимать самостоятельные решения за всю семью. Не подвергайте ребенка стрессу.
Следует разделять развитие речи и повседневное поведение ребенка. В жизни родители должны требовать от ребенка всего, что положено по возрасту и физическому развитию: убирать игрушки, самостоятельно одеваться, умываться, помогать родителям, принести, отнести, сложить и т.д. А в речевом развитии на этом этапе нужно обязательно хвалить за каждое правильное слово или фразу. На большинство неправильных речевых высказываний эмоционально не реагировать, показывая правильный речевой образец. Не нужно ожидать от ребенка результатов сразу же. Все что вы делаете – накапливается.
В отличие от обычных детей, у которых проявление особенностей поведения оттянуто во времени, где многие родители не замечают плохого поведения ребенка (лень, капризы, ложь), поскольку это происходит постепенно, у детей с МА все происходит быстро и ярко. Поэтому отследить и исправить его поведение проще.
Переход с ОНР-2 на ОНР-3 занимает от года до трех лет в зависимости от воспитанности ребенка.
ЗАВЕРШАЮЩИЙ ЭТАП КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ (ПЕРЕХОД С ОНР-3 ДО НОРМЫ). ТРЕТИЙ КРИЗИС
К этому времени у Вас снова изменился ребенок. Он говорит не просто много, а очень много. Намного больше, чем сверстники. Было 2 случая в моей практике, когда все дети в иностранном детском саду начинали говорить по-русски, потому что один наш разговорчивый алалик так много говорил, что остальные переходили на русский язык.
Те же родители, которые вначале ждали и радовались каждому слову, теперь ждут не дождутся, когда же он «замолчит». Ребенок, про которого раньше думали, что он просто не хотел говорить, сейчас выглядит как вырвавшийся на свободу и «сбросивший цепи» безречия, и никак не может наговориться. У него появляется собственное мнение, он спорит, объясняет, аргументирует, «торгуется».
На этом этапе ребенок уже может и должен посещать детский сад, всевозможные кружки и секции – все идет ему в плюс.
Родители уже не занимаются с ребенком по 4 часа ежедневно речевой работой, а занимаются по полчаса в день.
Некоторые родители в это время начинают думать, что ребенок уже хорошо говорит, а «небольшие ошибки в окончаниях» исправят учителя в школе. И бросают занятия с логопедом.
На этом этапе необходимо «количество речи» превратить в «качество речи». Именно на этом этапе мы изучаем словообразовательные, смысловые речевые модели, правильно использовать предлоги, окончания и т.д. Это позволяет ребенку в полной мере понимать и использовать родной язык.
В это время возникает следующая проблема: ребенок очень четко начинает понимать, что его настоящий враг = это логопед. Ребенок стал сильнее, умнее, настойчивее, а логопед продолжает его «мучить». Поэтому сопротивление возрастает. Здесь очень важно чтобы родители поддержали логопеда, повысив свои требования к речи ребенка до уровня требований логопеда. Именно на этом этапе необходимо исправлять ошибки в речи ребенка – это то, что родители хотели делать раньше, но раньше этого делать было нельзя.
Эмоциональная мотивация уже работает плохо (обнимашки, похвала), конфетки тоже не работают. Более значимы становятся материальные награды. К этому возрасту дети начинают увлекаться коллекционированием: кто-то собирает ЛЕГО, кто-то машинки, куклы (учтите это заранее – не начинайте вознаграждать ребенка дорогими подарками, ведь их должно быть несколько десятков!) Хорошо срабатывает «коллекционирование» денег – платите ребенку по 1 рублю: он занимается лучше и быстрей, а вы экономите на количестве занятий с логопедом. По моим приблизительным оценкам, когда вы платите рубль за хорошее занятие, скорость работы возрастает в 2 раза, как бы это смешно не было. Платите ребенку – вы получите самого «дешевого» логопеда.
В дальнейшем ребенок за несколько месяцев осознает, что заниматься все равно придется и начинает заниматься без капризов, иногда даже самостоятельно без присутствия родителей, которым логопед лишь в конце занятия дает домашнее задание. В этом случае мы за год доводим его до полной речевой нормы.
Плюсы от коррекционной работы на этом этапе – родители могут свободно выдохнуть, нагрузка на них намного меньше. Ребенок начинает получать плюсы от общения со сверстниками, он не только может посещать кружки, но и получать радость от общения и достижения результатов. Часто дети на этом этапе много спорят с родителями, что, как ни странно, помогает им отстаивать свою точку зрения перед сверстниками.