Алалия у детей что
Алалия у детей что
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
Коррекция выстраивается поэтапно. В статье вы узнаете что это моторная алалия простыми словами, какие симптомы ее сопровождает и от чего зависит прогноз.
Бесплатные занятия с логопедом
Моторная алалия — нарушение, при котором страдает процесс высказывания с помощью языка, то есть экспрессивная речь. Интеллект, а также физический слух сохранены, органической патологии периферических речевых органов, отклонений в понимании речи нет. Коррекция выстраивается поэтапно. В статье вы узнаете что это моторная алалия простыми словами, какие симптомы ее сопровождает и от чего зависит прогноз.
Формы моторной алалии у детей
В зависимости от локализации повреждения головного мозга выделяют следующие виды моторной алалии: афферентная и эфферентная.
Афферентная (кинестетическая)
Эта форма обусловлена поражением участка коры, которая отвечает за кинестетический контроль речевой программы. Он находится в нижне-теменном отделе левого полушария. При этом ребенку сложно воспроизводить слова и предложения, находить артикуляционные позы. То есть малыш не знает, как располагать язык, губы, зубы во время произнесения слова.
Состояние называется орально-артикуляторная апраксия. Внешне она проявляется заменой звуков, искажением структуры слогов.
Эфферентная (кинетическая)
Эфферентная моторная алалия развивается из-за повреждения центра Брока — заднелобных участков головного мозга. Это зона отвечает за контроль над переключением артикуляционных актов. Детям с такой патологией трудно соблюдать последовательность речевых движений. В результате искажается слоговый состав слова, наблюдается замедление речи. В науке этот синдром называют кинетической апраксией.
Существуют также уровни моторной алалии. Эта классификация учитывает степени недоразвития речи. При 1 уровне малыш крайне ограничен, пользуется несколькими обиходными словами, основу речи составляют звукоподражания и лепет. 2 уровень характеризуется более широким набором слов, способностью составлять короткие предложения. 3 уровень моторной алалии отличается присутствием фразовой речи.
Причины моторной алалии у ребенка
Развитие моторной алалии происходит вследствие повреждений моторных центров речи в головном мозге.
В зависимости от времени воздействия травмирующего фактора различают:
Характерна особенность: чем раньше и длительнее воздействовал негативный фактор, тем выраженнее моторная алалия, серьезнее последствия и сложнее прогноз
Признаки моторной алалии у детей
Симптомы разнообразны по выраженности: от небольших трудностей, которые практически не мешают обычной жизни, до полного отсутствия разговорной речи. Страдает как фонетико-фонематическая, так и лексико-грамматическая составляющая.
В раннем возрасте патология характеризуется бедными речевыми реакциями. У ребенка 2 лет может совсем отсутствовать лепет. Дети для общения активно используют жесты, звукоподражание, примитивный лепет.
У ребенка только в 3 года или чуть позже появляются первые слова. И при этом он путает звуки, заменяет их, пропускает. Может повторять слоги или отдельные звуки, соединять неподходящие друг другу слоги из разных слов.
У ребенка 4 лет запас слов бедный, фразы непонятные, неправильно составлены. И в дальнейшем он в основном пользуется именами существительными, игнорирует союзы, предлоги, очень редко применяет прилагательные, глаголы, наречия, служебные слова. Слова не согласуются по падежам, числам, родам и времени. Он делит слова при разговоре, говорит медленно.
Малыш не может повторять звуки за взрослым, не говоря о фразах. Не может соотнести слово и ситуацию, поэтому употребляет слова неправильно.
При этом ребенок понимает обращенную речь: он может выполнить просьбу или ответить жестом.
Наблюдаются также симптомы психологических и неврологических нарушений. Такие дети, как правило, не отличаются активностью. Спокойно относятся к своему состоянию. В целом они неуклюжи, у них плохая координация движений, мелкая моторика. Например, им сложно вдеть нитку в иголку, взять мелкий предмет и переложить его.
Страдает внимание, память, мышление. У деток неустойчивый эмоциональный фон, они плаксивы, что еще больше затрудняет общение с окружающими. Могут быть нарушения сна и аппетита.
Диагностика моторной алалии у детей
Обследование проводится с участием нескольких специалистов. Медицинской частью патологии занимаются невролог, оториноларинголог, педиатр. Обязательны консультация логопеда, психолога. На этом этапе перед специалистами стоит задача выставление точного диагноза, выявление степени нарушения, исключение остальных речевых нарушений.
Получив полную информацию о пациента, специалисты определяют тактику лечения и прогноз.
Лечение моторной алалии у детей
Терапия комплексная, направлена на устранение причины болезни, коррекцию нарушений, воздействие на сенсорную, интеллектуальную, эмоционально-волевую сферу. С пациентом работают психолог/нейропсихолог, невролог, логопед/дефектолог.
Желательно, чтобы лечение моторной алалии, независимо от признаков, было начато как можно раньше. Оптимальный срок — 3 – 4 года. Дошкольники легко поддаются коррекции, к тому же, в этом возрасте нарушения не зафиксировались. Другим важным условием является регулярность выполнения упражнений.
Медицинская часть коррекции заключается в лекарственной терапии, физиолечении, массаже. Эти процедуры устраняют мозговые нарушения, восстанавливает кровоток в сосудах, улучшают моторную функцию.
Психологическое лечение при признаках моторной алалии у детей направлено на улучшение памяти, внимания, мышления, контроль эмоционально-волевой сферы.
Коррекционные работы
Логопедическая коррекция включает несколько направлений и этапов:
Хотим отметить роль родителей в развитии речи у малыша. Важно всячески поощрять его успехи, его речевую активность. Но если пока что-то не получается, не стоит его ругать.
Возможные осложнения и последствия
Из-за того, что нарушена экспрессивная речь, у малыша с моторной алалией не складывается общение с окружающими и ровесниками. Страдает мышление, память, восприятие, воображение. Всё это, несомненно, накладывает свой отпечаток на развитие. Алалик боится контактировать с незнакомыми людьми, особенно это выражено в новой обстановке. Даже с детьми того же возраста он не может найти общий язык и выстроить коммуникацию.
Дошкольники в детском саду держатся обособленно. В школе у них возникают трудности с письмом, чтением, освоением грамматики. В некоторых случаях болезнь осложняется заиканием, что еще больше усложняет прогноз.
Родителям следует понимать, как лечить моторную алалию у ребенка и что эта болезнь — это не особенности развития и не временное явление. Это нарушение формирования речи, которое сопровождается патологическим процессом в центральной нервной системе. Часто мамы и папы совершают ошибку, считая, что их малыш развивается нормально, а нарушение речи — это вариант нормы в таком возрасте. Вследствие этого болезнь диагностируется на поздних стадиях и возможность полного излечения находится под вопросом.
Прогноз и профилактика
Результат зависит от вида моторной алалии, от степени тяжести, возраста, когда диагностировано заболевание и начата терапия. При соблюдении всех этих условий и адекватном лечении прогноз благоприятный. Детки в речевом и общем развитии догоняют ровесников, обретают навыки коммуникации и даже обучаются в обычной школе.
Тяжелая моторная алалия трудно поддается коррекции, особенно если она диагностируется поздно. Но при должном упорстве, следовании рекомендациям врача относительно лечения возможно добиться значительного прогресса.
Профилактика моторной алалии начинается еще в период планирования беременности. Будущей маме нужно исключить вредные привычки, наладить рацион питания и режим дня. Следует адекватно подойти к родам и предупредить травмы. Важно также создавать благоприятные условия для развития ребенка в послеродовом периоде и в последующем, уделять время развивающим занятиям.
И конечно же, необходимо при первых признаках отклонений в речевом развитии обратиться к врачам, чтобы своевременно пройти диагностику и выявить причину.
Алалия
Алалия – это недостаточность (дефицитарность) речи, не связанная с соматическими нарушениями слуха или интеллекта. Возникает на фоне поражения речевых долей мозга во время родов или в дородовой период.
Самые тяжелые степени заболевания проявляются полным отсутствием речи или бессвязным лепетанием. Для легкой степени нарушения характерны трудности при освоении навыков письма и чтения, ограниченный словарный запас и прочие отклонения в использовании речевых конструкций.
Виды алалии
Алалия может быть выражена в разных формах, каждая из которых имеет свои особенности в зависимости от дефекта и специфических проявлений:
Чистый вид нарушения речи встречается довольно редко. Наиболее распространенная форма алалии – смешанная, с преобладанием какого-то одного направления. Кроме этого, определение вида алалии затрудняется тем, что симптоматика пересекается с показателями других нарушений или сопровождается интеллектуальными и эмоциональными отклонениями.
Симптомы
Общим симптомом для всех видов алалии является отсутствие взаимосвязи между словарными и действенно-смысловыми сферами, бедность словарного запаса и косноязычие. Формирование речевых навыков происходит с задержкой, присутствует длительное сохранение паттернов речи из предыдущих этапов (лепет, односложные высказывания и т.д.).
Дальнейшая детализированная симптоматика основана на локализации поврежденных участков или воздействующих факторов, отличается в зависимости от вида нарушения.
Для моторной алалии характерно:
Симптомы сенсорной алалии:
Проблемы в эмоционально-волевой сфере при любом виде алалии могут проявляться гиперактивностью, импульсивностью или, наоборот, чрезмерной замкнутостью и малоподвижностью. Вторичные личностные изменения, вызванные речевыми нарушениями, могут напоминать расстройства аутистического спектра. Сюда можно отнести:
Важна грамотная диагностика, поскольку часто встречаются так называемые сочетанные нарушения. То есть ребенок имеет и нарушения речи, и расстройства аутистического спектра (РАС) вследствие недоразвития подкорковых отделов мозга.
РАС – это не синоним аутизма. Расстройства аутистического спектра являются приобретенными особенностями органического происхождения. Их наличие приводит к появлению смешанных диагнозов, при которых ставится определенный вид алалии с аутоподобными чертами (или «первазивное расстройство неуточненное» и другие варианты формулировок). В чистом виде «истинный аутизм» (синдром Каннера, синдром Аспергера, синдром Ретта) встречается редко, является врожденным и имеет стабильный процент по встречаемости в популяциях. Важно понимать, что «эпидемия аутизма» как раз связана с распространенностью нарушений аутистического спектра, которые обусловлены нарушениями в работе подкорковых структур мозга.
Кроме аутического спектра, который характеризует поведение и эмоциональную составляющую, дополнительно при алалии можно выделить вероятность задержки познавательного развития. Сниженные когнитивные функции компенсируются посредством дефектологической и нейрокоррекции. Это связано с тем, что интеллектуальное снижение часто является вторичным в задержке познавательных способностей и психического развития. После трех лет мышление и интеллект ребенка развиваются в большей степени в вербальной, речевой форме. И если к 3 годам нет речи, то мышление тормозится в своем развитии, сохраняя инфантильные формы. Поэтому крайне важно провести своевременную диагностику и коррекцию при подозрении на алалию.
Причины алалии
Возникновению речевых нарушений на различных жизненных этапах способствуют разные факторы. Так, в антенатальном периоде:
В перинатальном периоде:
В первые годы жизни:
Помимо биологических факторов состояние усугубляют неблагоприятные социальные условия развития ребенка: педагогическая запущенность, отсутствие вербального контакта или его редкость. Как правило, при алалии присутствует не одна причина, провоцирующая нарастание дефекта, а целый комплекс, который приводит к мозговой дисфункции.
Диагностика и коррекция алалии
Для постановки диагноза, связанного с нарушениями речи, ребенка необходимо показать нескольким специалистам:
В нашем Центре существует услуга психолого-педагогического консилиума, то есть комплексной консультации нескольких специалистов одновременно. При алалии мы рекомендуем следующий состав специалистов: нейропсихолог, логопед, дефектолог. После предварительной диагностики специалисты при необходимости дают направление на аппаратные обследования (например, ЭЭГ, допплерографию, МРТ, АВП) и консультации врачей, а также составляют дальнейший маршрут коррекции.
Коррекция алалии требует комплексного подхода, при котором применяются следующие методы:
Терапия подбирается индивидуально в зависимости от формы и тяжести нарушения, а также возраста ребенка.
Обязательным условием являются занятия с дефектологом, во время которых можно развить все познавательные функции. Также поможет логопед-дефектолог, занятия у которого будут строго направлены на запуск и формирование правильной речи.
Для более эффективной реабилитации используется Метод Томатис, который показан для:
Правильное лечение и грамотное сочетание методов терапии возможно подобрать только после проведения консилиума. Диагноз, поставленный одним специалистом на основании ограниченных данных, не позволяет составить эффективную коррекционную программу алалии. Успех коррекции во многом зависит от срока обнаружения алалии (лучше с 2-3 лет) и максимально раннего начала комплексного воздействия.
3 Комментариев
Ясмине 2 года и 8 месяцев. Мы приехали в центр Ember на летний интенсивный курс на запуск речи из Риги. Мы приехали, чтобы наш ребенок начал говорить или хотя издавать какие-то дополнительные звуки. До приезда в центр дочка не говорила, издавала только «ба», «ма».
Проходили до этого в Риге курс АВА, который ничего нам не дал, потому что Ясмина не аутист, нам исключили эту болезнь, хотя было подозрение, когда мы ехали сюда.
Выбрали Ember, потому что здесь был именно летний курс, мы могли оставить все дела и приехать, как в отпуск.
Когда мы приехали, нам провели комплексную консультацию, где нам впервые озвучили наш диагноз: алалия. Самая тяжкая, сенсомоторная. Благодаря этому центру мы уже знаем точку отсчета и с чем мы должны работать с нашим ребенком. Нам было назначено: курс Томатиса 14 дней по 40 минут и занятия с логопедом и дефектологом.
Мы прошли этот курс.
Что сейчас улучшилось. Ребенок начал лучше понимать речь, которую к нему обращают. Конечно, сложные предложения она пока не понимает, нельзя сказать «Иди в комнату и принеси игрушку», и она это сделает. Но можно сказать «принеси игрушку» — и она сделает. Или «идем в комнату» — и она пойдет. То есть односложные предложения она начала понимать. Плюс к этому в речи наметились изменения: она не односложные слоги стала выдавать, а многосложные: «бамапа», «памаба», то есть уже появились какие-то подобия слов. Также появились дополнительные буквы, такие, как «Ч», «Г», «К», которые я не слышала в ее речи раньше.
Также очень сильно увеличилась (я не знаю, это так Томатис повлиял или занятия с дефектологом) большая моторика. То есть для ребенка, который начал бегать только три месяца назад, она сейчас уже залезает на стенку, которая вертикальная, она делает перевороты (она никогда этого не делала), она висит на руках. То есть за неделю ребенок, который был физически не сформировавшийся, стал делать всё. То есть это повлиял Томатис, наверное, на большую моторику, мы никак не влияли. Никаких занятий не было дополнительно физкультурой, это просто само пришло.
Из положительного для меня (не знаю, насколько меня другие мамы поймут) – она начала надевать шапки без завязочек. То есть носить шапки. У нас надевание шапок – это была проблема. Только на завязках она надевала (снимала). Сейчас она носит спокойно, не снимает. Плюс к этому у нее увеличился указательный жест-расстояние. То есть если раньше это было 50 см максимально, то сейчас это до 2 метров и больше. Сейчас она уже может показать с одного конца комнаты на какую-то вещь, и эта вещь будет находиться очень далеко. Это очень много для нас.
Также она больше стала есть. У нее порция увеличилась, как у взрослого человека порцию она начала есть. Из психических факторов она стала показывать руки и ноги – то есть тело свое. То есть уже знает, где руки, где ноги. Также она показывает нос, зубы, открывает рот. Открыть рот – это раньше была проблема для нас. Сейчас по команде «покажи зубы» — показывает зубы, «открой рот» — открывает рот. И с ней уже можно ходить по парку. Раньше я боялась выходить. Раньше я если выходила с ней, я должна была все время держать ее за руку, чтобы она не убежала. Она могла просто взять и убежать, все. Ее надо было догонять. Сейчас уже можно спокойно ходить по парку без руки, она идет по тропинке, можно ее отпускать на 2-3 метра. Следить, конечно, надо, она может куда-то свернуть. Но факт тот, что с ребенком уже легче куда-то выйти. В магазине тоже, раньше на кассе были истерики, надо было выходить. Сейчас уже она дает что-то купить, если скажешь «подожди», она это уже выполняет. То есть у нас очень много положительной динамики идет, но в речи пока только на своем языке стала говорить.
Добрый день, Аниса! Спасибо, что оставили отзыв о нашем центре у нас на сайте! Это поможет другим семьям, у кого есть ребенок с алалией, найти нас в интернете.
Мы рады, что смогли поставить точный диагноз вашей дочке (сенсомоторная алалия) и исключить аутизм, а также дать хороший старт для запуска речи.
Несмотря на то, что сенсомоторная алалия действительно является одной из самых сложных форм алалий, с данным нарушением можно и нужно работать, при правильном подходе и регулярных занятиях алалия поддается коррекции.
Здоровья и счастья вашей дочке и всей вашей семье!
По рассказам, мой отец не говорил вообще до 3-х лет. А потом это повторилось у его внучки, моей племянницы. Этот случай я уже наблюдала сама. Она тоже до 3-х лет вообще не говорила, хотя все понимала. А потом однажды заговорила практически в один день, это случилось при мне. Что это было? Врачам этих детей не показывали.
Алалия: коррекция, причины, симптомы, признаки
Алалия – полное или частичное нарушение речевых функций из-за мозговых заболеваний или травм. Алалия у детей может возникнуть вследствие патологии беременности или гипоксии плода при родах, а также из-за некоторых заболеваний перенесенных самим ребенком.
При заболевании требуется ранняя диагностика алалии. Постановку диагноза ставят в 2,5-3 года, когда дети начинают активно пополнять словарный запас, склонять слова и изменять по родам. Самое оптимальное время начала занятий – четыре года.
При алалии наблюдается нарушение умственного развития ребенка. Часто оно является вторичным и вызвано неспособностью малыша общаться со сверстниками, низкого восприятия учебного материала и плохой памяти. После коррекции алалии, у детей происходит восстановление интеллекта, позволяющее обучаться по школьной программе и жить полноценной жизнью.
Симптомы алалии у детей
Симптомы алалии зависят от формы недуга.
Сенсорная алалия. При ней ребенок не различает речь, поэтому сам может произносить только простые слова, а его речь неразборчива. Для общения он использует жесты и мимику.
Моторная алалия. Ребенок слышит и понимает разговор, но сам либо не разговаривает, либо выговаривает слова тихо и невнятно.
Сенсомоторная алалия. Неспособность к пониманию речи и её воспроизведению.
Коррекция (лечение) алалии в логопедическом центре в Москве
Для того чтобы отделить алалию от других возможных заболеваний, детскому логопеду может понадобиться провести несколько сеансов с малышом. В основном 5-6 занятий, в течение которых ребенок привыкает к специалисту и занятиям, и раскрывается. Коррекция алалии начинается после диагностики заболевания, определения формы и степени недуга.
В зависимости от результатов назначается индивидуальное лечение алалии. Один из важных факторов при этом выполнение рекомендаций специалиста родителями. Без этого сложно говорить об успехе. При работе с детьми с алалией, логопед уделяет внимание не только становлению речи, но и развитию внимания, памяти, мышления.
Лечение включает занятия с логопедом-дефектологом. Они могут совмещаться с лекарственной терапией, логопедическими массажами и физиотерапией.
Что такое сенсомоторная алалия? Причины возникновения, диагностику и методы лечения разберем в статье доктора Гавриловой Татьяны Алексеевны, детского невролога со стажем в 20 лет.
Определение болезни. Причины заболевания
Основные факторы развития заболевания:
В 100 % случаев сенсомоторная алалия сопровождается нарушением умственного развития. Даже комплексный подход к реабилитации не гарантирует положительный прогноз: всё зависит от начала лечения.
К коррекции данного состояния необходимо приступить как можно раньше — в возрасте 3-4 лет. При отсутствии своевременного лечения у многих детей в дальнейшем формируется умственная отсталость и обучение возможно только в условиях коррекционной школы.
Симптомы сенсомоторной алалии
Основные проявления заболевания:
У ребёнка с сенсомоторной алалией также могут встречаться дополнительные проявления заболевания:
Патогенез сенсомоторной алалии
Особенность патогенеза данного речевого нарушения заключается в том, что оно формируется при единовременном поражении практически всех отделов головного мозга, ответственных за речь:
При гипоксически-ишемическом поражении головного мозга от нехватки кислорода часть нейронов в речевых зонах погибает, а часть повреждается и работает недостаточно активно. В результате речевые зоны не в состоянии приобретать навыки.
При гидроцефалии избыточное давление жидкости сдавливает различные отделы мозга и белого вещества, что приводит к атрофии коры головного мозга или истончению проводящих путей (нарушена миелинизация — процесс покрытия отростка нервных клеток особой миелиновой оболочкой ). На МРТ головного мозга в таких случаях расширена желудочковая система (внутренняя гидроцефалия) или отмечается скопление ликвора в области лобных и височных долей головного мозга (наружная гидроцефалия). У многих детей гидроцефалия смешанная.
При тяжёлых родовых травмах или черепно-мозговых травмах в результате кровоизлияния или механического нарушения повреждаются отделы мозга, отвечающие за речевую функцию. Происходит гибель значительного числа нервных клеток с формированием большой порэнцефалической кисты. Данная киста представляет собой место гибели нервных клеток, заполненное ликвором (спинномозговой жидкостью).
Классификация и стадии развития сенсомоторной алалии
Сенсомоторная алалия является алалией смешанного типа. Она включает в себя сразу две формы алалии: расстройство развития экспрессивной и рецептивной речи.
Моторная (экспрессивная) алалия — это системное недоразвитие экспрессивной (разговорной) речи, связанное с органическим повреждением центра Брока и моторных зон, управляющих речевой мускулатурой. Для этой формы алалии характерна недостаточ ная сформированность речевых навыков.
Сенсорная (имперссивная) алалия — это нарушение речи, связанное с повреждением центра Вернике. При такой патологии речеслуховой анализатор работает неправильно, в результате чего ребёнок не понимает то, что ему говорят.
Осложнения сенсомоторной алалии
Без своевременно начатой комплексной реабилитации высока вероятность того, что у маленького пациента с сенсомоторной алалией сформируется грубая задержка психоречевого развития. Ребёнку с этим нарушением трудно запоминать правила игры и концентрироваться на чём-либо, у него отсутствует познавательная активность, словарный запас остаётся очень скудным. Со временем отсутствие психоречевого развития может привести к дезадаптации и даже умственной отсталости.
У некоторых детей с сенсомоторной алалией при появлении речи выявляется заикание. Оно не является осложнением заболевания — это последствие тотального поражения речевых зон головного мозга.
Диагностика сенсомоторной алалии
Так как дети с сенсомоторной алалией не выполняют просьбы и не обращают внимания на речь, то в первую очередь им необходима консультация сурдолога для исключения задержки развития в результате снижения слуха.
Для уточнения причины заболевания и назначения лечения детский невролог проводит опрос родителей, уточняет акушерский анамнез (историю), знакомится с медицинской документацией ребёнка и ранее проведёнными исследованиями.
План обследования может включать:
Чтобы вовремя выявить сенсомоторную алалию и приступить к лечению, родители должны наблюдать за развитием речи у ребёнка. К специалистам необходимо обратиться в том случае, если ребёнок в 2 года:
Лечение сенсомоторной алалии
Также для реабилитации пациентов с сенсомоторной алалией прибегают к занятиям в аудио-тренажёре, логопедическому массажу, микротоковой рефлексотерапии, нейрокоррекции и лекарственной терапии.
При сенсомоторной алалии проводится активизация различных речевых зон головного мозга:
Важно помнить, что лекарственные препараты не улучшают работу конкретной речевой зоны головного мозга — они могут улучшать работу мозга в целом. Любые лекарства должен назначать только невролог, самолечение недопустимо.
Прогноз. Профилактика
Мозг ребёнка пластичен и обладает высокими восстановительными способностями. Хотя погибшие клетки уже не восстановятся, сохранившиеся нейроны, расположенные рядом с местом повреждения, могут взять на себя функцию погибших клеток. Однако высокая восстановительная способность детского мозга с возрастом снижается. Поэтому чем раньше начата комплексная медико-педагогическая реабилитация, тем выше вероятность развить речь и догнать сверстников в развитии.
Важно, чтобы ребёнок научился общаться до школы. Это позволит ему усваивать учебный материал. Вовремя развить речь удаётся примерно 40 % детей с алалией.
При отказе родителей от реабилитации в надежде на самопроизвольное развитие речи заболевание сохраняется, в ряде случаев оно приводит к умственной отсталости. В дальнейшем ребёнок испытывает существенные трудности в обучении либо даже вынужден обучаться в коррекционной школе.
Удастся ли ребёнку освоить письменную речь, также зависит от возраста начала реабилитационных мероприятий и от степени умственной отсталости. В самых тяжёлых случаях помогает система альтернативной коммуникации — PECS. Она позволяет ребёнку общаться без помощи речи: предъявляя визуальные картинки вместо слов и даже составляя из них предложения. Российские логопеды фактически модифицировали эту систему и используют карточки PECS как начальный этап для развития фразовой речи. В этому случае карточки выступают в качестве визуальной подсказки: какие слова, в каком порядке нужно произносить в предложении.
Профилактика сенсомоторной алалии: