Алапаевск ак что это
Путешествие выходного дня. Алапаевская Узкоколейная Железная Дорога
Рассказываем про однодневный маршрут из Екатеринбурга, который легко повторить владельцам автотранспорта. В этот раз объектом нашего путешествия стал Алапаевский район. Мы запланировали посетить АУЖД — Алапаевскую узкоколейную железную дорогу, а по дороге туда заехать в Коптелово.
В Коптелово мы уже бывали и писали про Музей истории земледелия и быта крестьян. Там ничего не поменялось. За 100 рублей с человека + 200 рублей за экскурсионное обслуживание вам покажут все основные объекты — родник, избу бабы Кати, выставочные павильоны.
Экскурсия длится 1 час. Очень познавательно для детей и взрослых, которые не проводили свое детство в деревне у бабушки.
После посещения музея в Коптелово, мы отправились на станцию Верхняя Синячиха, чтобы прокатиться по узкоколейной железной дороге в вагоне, следующем по маршруту Верхняя Синячиха — Алапаевск, так как целью нашего путешествия был музей АУЖД.
Надо сказать, что нам повезло. Первый вагон двухвагонного состава был занят экскурсионной группой, а во втором вагоне были свободные места.
Поезд Алапаевск — Верхняя Синячиха курсирует по субботам. Время отправления со станции в Алапаевске — 12:00, прибытие в Синячиху — в 13:05. Стоимость билета — 26 рублей. Из Синячихи отправление в 13:35, прибытие в Алапаевск — в 14:40. Всю информацию о наличии мест в поезде узнавайте в музее истории АУЖД.
Как попасть на поезд АУЖД, следующий по императорскому маршруту?
Во-первых, вы можете заказать экскурсионное обслуживание по телефону 8(34346)3-31-32, тогда за 6000 рублей весь вагон будет ваш. Кроме этого, вас будет сопровождать экскурсовод, ещё и чай с печеньками организуют (50 рублей с человека).
Во-вторых, если вас совсем немного и экскурсионное обслуживание вас не интересует, о наличии мест можно узнать заранее по телефону музея АУЖД 8(34346)3-31-32 или следить в группе музея Вконтакте об объявлении сборных групп.
В ожидании поезда на станции Верхняя Синячиха можно развлечься, прокатившись на дрезине. Стоимость — 100 рублей с человека. Нам очень понравилось.
АУЖД. Справка.
Ширина колеи Алапаевской узкоколейки всего 75 см, что в 2 раза уже, чем стандартная ширина колеи железных дорог.
Первый поезд проследовал по АУЖД в 1895 году. Тогда этот был маршрут Алапаевск — станция Мугай. Сейчас этого участка уже не существует, а в XIX веке по этому маршруту везли лес и древесный уголь для металлургических заводов. Официальное открытие АУЖД состоялось в 1898 году.
Посёлки Алапаевского района связывают 203 км узкоколейных дорог. До сих пор на карте района есть 3 посёлка, куда добраться можно только узкоколейкой. Это Строкинка, Муратково и Калач. В Калаче проживает 9 человек, в Строкинке (по данным двухлетней давности) — 22 человека.
В этом году закончился ремонт участка Чернышевка — Берёзовка протяженностью 26 км. Дорога там изначально была, но в 2010 году её закрыли. Очень настойчивые братья Шалаевы (их 4!), которые не хотят уезжать из Берёзовки, добились ремонта этой ветки.
В самой поездке ничего необычного, кроме ширины вагона и скорости движения, а она не превышала 30 км/ч, нет. На некоторых участках дороги вагон может сильно раскачивать. Кстати, эти вагоны собраны в 1989 году. Кроме них, по АУЖД ещё курсируют плацкартные пассажирские вагоны 2014 года выпуска.
Чтобы как-то скрасить дорогу, вагоновожатая включила караоке. На фоне фотографий царской семьи подпевать Виагре и Натали было несколько неожиданно.
Про музей АУЖД
Свою работу Музей истории Алапаевской Узкоколейной Железной Дороги начал в 2015 году, занимает он второй этаж бывшего электроцеха.
На входе нас встречает тепловоз узкоколейный 2 модели. Поставлен он на постамент в 1988 году в честь 90-летия АУЖД.
В экспозиции под открытым небом вы можете увидеть вагон для чистки снега и санитарный вагон.
На входе в музейный зал висит чугунный колокол, отлит он на металлургическом заводе Алапаевска в 40-е годы. На каждой станции АУЖД был такой чугунный колокол, этот со станции Ельничная.
Можно почувствовать себя дежурным по станции и ударить в колокол 1 раз, чтобы сообщить о прибытии поезда на станцию, 2 раза — за 5 минут до отправления, или 3 раза, оповестив пассажиров об отправлении.
Уникальный экспонат музея АУЖД — жезловый аппарат. До появления телефонной связи они регулировали движение поездов на однопутных дорогах.
Все жезловые аппараты были замкнуты в одну электромагнитную цепь. Если путь (расстояние от одной станции до другой) был свободен, аппарат был соответственно размагничен, дежурная по станции могла свободно достать нужный жезл (на каждом было указано название станций), который машинист вёз до станции прибытия.
Если цепь была замкнута, жезл достать было невозможно, и это было признаком того, что путь занят.
Если состав не мог остановиться на станции (много вагонов, тяжело раскочегариться), машинист сбрасывал скорость до скорости движения пешехода (5 км/ч), высовывал руку в окно тепловоза, а дежурная по станции накидывала ему на руку петлю специального устройства, жезлоподавателя, в котором находился жезл.
Из последних ценных приобретений музея — самодельная мотодрезина, местные называют её ещё «пионерка» или «беда». Рассчитана она на скорость движения до 30 км/ч, но местные могут разогнать её и до 80 км/ч, вот тогда и может приключиться беда.
Музей купил её за 10 тысяч рублей у местного умельца. Рама и ручка сделаны из обычной панцирной кровати, фара — из фонаря от мотоцикла, а роль ветровика выполняет обычная фанера.
Каждая мотодрезина оборудована коробом для вещей. Говорят, что в нём можно даже переночевать, хотя мы в этом усомнились.
Подобную мотодрезину мы увидели на станции Верхняя Синячиха.
Движение «пионерок» никак не регламентируется. При приближении встречного состава, водитель просто снимает своё средство передвижения с рельс, ждёт, когда поезд проедет, и снова ставит обратно.
В музее вам также покажут металлический билет, который давал право постоять на запасном пути.
Расскажут про сотрудников АУЖД, среди которых есть машинист, у которого единственная запись в трудовой книжке — машинист Алапаевской Узкоколейной Железной Дороги. Проработал на АУЖД он 48 лет.
По окончании экскурсии вы можете почувствовать себя начальником АУЖД, примерив настоящую форму управляющего АУЖД Василия Фёдоровича Капустянского, проработавшего в этой должности 21 год.
Огромное спасибо лично заведующей музеем истории АУЖД Файзулиной Екатерине.
Город Алапаевск
В Алапаевске находится старейший промышленный памятник Свердловской области (молотовой цех начала XVIII века), тут провел часть детства знаменитый композитор П.И. Чайковский, здесь же создан первый в стране Совет рабочих депутатов. Существовало здесь и интересное гидротехническое сооружение – Кукуйский тоннель, а местный умелец создал первую российскую водяную турбину. Об истории и достопримечательностях города Алапаевск читайте в этой статье.
История Алапаевска
Берет свое начало с деревни Алапаихи, основанной в 1639 году на берегу одноименной речки, близ места ее впадения в реку Нейву. В 1696 году поблизости нашли месторождение железной руды. В 1702 году казна начала строительство на речке Алапаихе железоделательного завода – одного из первых на территории современной Свердловской области. С тех времен сохранились стены молотового цеха Алапаевского завода. Считается, что это старейший промышленный памятник Свердловской области. Построен в интервале между 1702 и 1704 годами.
В 1759 году Алапаевский завод (вместе с Нижне-Синячихинским, Верхне-Сусанским и Нижне-Сусанским) был передан из казны лейб-гвардии секунд-майору Гурьеву. В 1766 году завод был продан промышленнику Савве Яковлевичу Собакину (Яковлеву).
Алапаевским заводам принадлежал участок на Высокогорском месторождении железной руды в Нижнем Тагиле. Ежегодно там добывалось для Алапаевских заводов до 300 тысяч пудов руды. Готовую продукцию сплавляли по реке Чусовой с Кашкинской пристани.
Поскольку стоявший на речке Алапаихе Алапаевский завод испытывал недостаток в воде, столь необходимой для приведения в движение заводских механизмов, в 1828 году началось строительство Нейво-Алапаевского завода. На реке Нейве была возведена редкая для Урала того времени переливная плотина. В 2013 году ее реконструировали. Ряд строений Нейво-Алапаевского завода, сохранившихся с XIX века, имеет статус памятников архитектуры федерального значения. По данным исследователя Д.В. Гаврилова, установленный тут в 1910 году мощный сутуночный стан с паровой машиной в 1200 л.с. безотказно проработал вплоть до закрытия на заводе прокатного производства в 1986 году.
Здесь был пруд на речке Алапаихе
Старый Алапаевский завод закрылся в 1838 году. В начале XX века пруд спустили, проложили железнодорожные пути. Сейчас заводской пруд на Алапаихе можно увидеть только на старинных фотографиях.
«По производительности своей, по заводскому хозяйству, по совершенству технических устройств и по качеству выделываемого железа Алапаевские заводы принадлежат к числу лучших на Урале. Но естественные их условия не совсем благоприятны: от главных железных рынков они слишком удалены; для сплава по Чусовой железо приходится возить сухим путём на расстояние до 140 вёрст, до Кашкинской пристани; леса находятся в довольно расстроенном состоянии, вследствие беспорядочного лесного хозяйства в прежнее время; древа и уголь ныне могут быть заготовлены лишь на дальних расстояниях от заводов и потому обходятся дорого».
В 1781 году Алапаевск получил статус города, по указу Екатерины II став центром Алапаевского уезда Пермской губернии. В 1783 году он заполучил свой первый герб.
В 1849-1852 годы Алапаевским горным округом руководил Илья Петрович Чайковский – отец композитора П.И. Чайковского. Здесь же один год и три месяца (весна 1849 – конец лета 1850 г.) в возрасте 9-10 лет жил маленький Петя – будущий известный композитор. Чайковский руководил заводами недолго. Покинул свой пост из-за конфликта с заводовладельцами.
С 1903 по 1907 годы обязанности управляющего исполнял знаменитый русский металлург, основатель российской науки о металлургии В.Е. Грум-Гржимайло. Здесь он встретил первую русскую революции, оставив воспоминания об этом в своих мемуарах.
Население Алапаевска состояло главным образом из рабочих. В начале XX века среди них преобладали революционные настроения. Алапаевск вошел в историю тем, что 8 марта 1905 года здесь создан первый в России Совет рабочих депутатов. На здании, где он был образован и сейчас висит памятная табличка.
В мае-июле 1918 году в Напольной школе Алапаевска содержались члены императорской семьи Романовых. В ночь с 17 на 18 июля они были казнены, их сбросили в шахту неподалеку от города.
Численность населения Алапаевска в наши дни – 37,8 тысяч человек.
Достопримечательности Алапаевска
В Алапаевске немало интересных достопримечательностей.
В историческом центре города возвышается Свято-Троицкий собор (ул. Чайковского, 19, перекресток с ул. Ленина). Он считается первым в Свердловской области каменным храмом. Построен в 1702 году, но неоднократно перестраивался. Собственно к началу XVIII века относится только правый придел храма. Таким образом, самым старым храмом, дошедших до нас в первозданном виде, правильнее считать Свято-Троицкий собор в городе Верхотурье (1703-09 гг.).
До 1912 года назывался Алексеевским храмом. Интересна колокольня с острым шпилем, построенная в 1833 году. К сожалению, 20 марта 2016 года ураганным ветром этот шпиль был снесен.
В 1918 году после прихода белых сюда были перевезены обнаруженные тела казненных представителей императорской семьи. После отпевания тела убитых разместили в склепе, а при отступлении их увезли. Сейчас склеп восстановлен.
В советское время (с 1932 по 1992 годы) в здании церкви располагался хлебозавод. Храм восстановлен, освящен в 1999 году. Впрочем, внутренние работы еще не закончены. Собор находился рядом с бывшей плотиной Алапаевского пруда.
На площади рядом с собором можно заметить памятный камень. Раньше на нем была табличка с текстом грамоты царя Михаила Федоровича, узаконившего деревню Алапаиху. Но Россия – есть Россия. Табличку украли алкоголики и сдали на металлолом. Остался лишь камень.
Зато недавно рядом с церковью поставили памятник Елизавете Федоровне Романовой.
Поскольку рудник затапливало, для отвода воды прорыли тоннель в сторону речки Алапаихи. Длина Кукуйского тоннеля составила более 100 метров. Примерно посередине находилось запорное устройство (его прозвали «царские ворота»). К сожалению, в советское время тоннель забило илом, хотя, по рассказам, некоторые местные мальчишки лазали сюда еще в 1930-40-е годы. Был случай, когда подростки едва не застряли в тоннеле. Сейчас входы в тоннель завалены.
Рудник Кукуй (Кокуй) является геологическим и геоморфологическим памятником природы Свердловской области.
Чтобы попасть к Кукуйской яме, достаточно пройти от Свято-Троицкого собора по улице Чайковского 200 метров на запад. Сейчас на месте рудника затопленный карьер размером примерно 150х100 метров. Если интересно, по улице Карла Либкнехта можете выйти к долине реки Алапаихи и пройти около 100 метров вверх по течению (до уровня Кукуйской ямы). Здесь, в небольшом логу, заваленном мусором, можно увидеть сочащуюся из склона воду. Она выходит из Кукуйского тоннеля.
Вернувшись к храму, перейдите на противоположную сторону улицы Ленина и идите в южном направлении по улице Ленина. Внизу, под мостом проходит железная дорога и течет речка Алапаиха. Выше моста в прошлом был заводской пруд. Сейчас о нем не напоминает ровным счетом ничего. Зато ниже моста пока еще сохранились руины молотового цеха со стенами из бутового камня – старейшего промышленного памятника архитектуры постройки 1702-04 годов.
К сожалению, он постепенно разрушается. Во время посещения Алапаевска участниками проекта «Ураловед» в 2015 году мы обнаружили, что одна из стен бывшего молотового цеха обрушилась. В скором времени старейшая промышленная постройка региона окончательно прекратит свое существование, оставшись для потомков лишь на фотографиях.
Идя дальше, вы увидите Дом культуры со скульптурами рабочих перед входом. На другой стороне улицы, напротив – Дом детского творчества, а через квартал – детская школа искусств.
Продолжив движение, вы увидите пожарную каланчу и бывшее волостное правление (Ленина, 18). Здесь есть памятная табличка, что в этом здании 8 марта 1905 года избран первый в стране Совет рабочих депутатов.
Еще немного и перед филиалом УрФУ (Ленина, 10) вы увидите памятник Игнатию Софонову (1800-1873) – известному изобретателю-самоучке. В 1837 году он изобрел первую в России водяную турбину. Сохранился и дом Игнатия Софонова. Именем Софонова названа одна из улиц города.
По другую сторону от Свято-Троицкого собора сохранился дом управляющего Алапаевским горным округом. Это большое красивое здание с небольшим парком. Раньше перед зданием располагалась заводская площадь.
Именно здесь провел часть детства Петя Чайковский – будущий знаменитый на весь мир композитор. Исследователи биографии Чайковского считают, что алапаевский период заметно отразился на его творчестве. К середине XX века о Чайковском в Алапаевске уже почти никто не вспоминал. Но уральскими страницами в жизни композитора заинтересовалась оказавшаяся на Урале Вера Борисовна Городилина. Именно благодаря ее стараниям в бывшем господском доме открылся Дом-музей П.И. Чайковского. Кроме того, В.Б. Городилина изготавливала своими руками миниатюрные модели музыкальных инструментов. Их можно увидеть в коллекциях музея. Удивительный был человек! В память о Городилиной на стене здания установлена табличка.
Около музея в 1967 году установлен памятник Чайковскому, стоит ротонда. До революции здесь был сад, в котором гуляла в том числе и семья Чайковских.
Адрес дома-музея П.И. Чайковского: ул. Чайковского, 30. Телефон: (34346) 3-40-72.
По соседству с Домом-музеем Чайковского стоит досугово-молодежный центр «Урал», а следующее здание на Ленина, за улицей Розы Люксембург – сохранившийся дом изобретателя Софонова (ул. Ленина, 34 / ул. Розы Люксембург, 30). Этот дом он решил построить под конец жизни – первый и единственный до революции трехэтажный. Но так и не пожил в нем.
Дом очень необычный. Часть деревянная, а часть каменная. В здании располагался Алапаевский краеведческий музей. Впрочем, в настоящее время музей не работает. Дом постепенно ветшает, некоторые окна разбиты.
Любителям православных объектов также может быть интересна Екатерининская церковь на местном кладбище. Попасть к ней можно по улице Гоголя, пересекающей Ленина за Напольной школой. Церковь будет в 900 метрах справа. Пятикупольная церковь построена в 1912 году в псевдорусском стиле. Одна из немногих на Урале, не закрывавшихся в советское время. Около стен церкви находится могила почитаемого старца Тимофея. Он жил у родника на горе Ялунихе.
А на правом берегу Нейвы, с горы Ялуниха можно посмотреть Алапаевский металлургический завод со старыми цехами и плотиной.
Схема достопримечательностей города Алапаевск
Окрестности города
Алапаевск славится самой длинной действующей в России пассажирской узкоколейной железной дорогой (около 150 километров). Иногда прокатиться по ней приезжают даже издалека. Правда, в отдаленных населенных пунктах, которые связаны с «землей» только этой узкоколейкой, немало маргиналов. Вокзал АУЖД находится по адресу: г. Алапаевск, ул. Бочкарева, 73.
В окрестностях Алапаевска много интересного. Широко славятся музей-заповедник деревянного зодчества в Нижней Синячихе и музей истории земледелия в Коптелово. По пути в Алапаевск можно заехать на озеро Молтаево, на скалы на реке Нейве – Старика, Старуху или на писаницу Двуглазый камень.
Любители православных святынь, будучи в этих краях, вряд ли упустят возможность побывать в монастыре на месте шахты Межной под Алапаевском, где окончили свой путь представители царской семьи.
Древняя писаница на реке Нейве
Как добраться до Алапаевска
На автомобиле нужно ехать по Режевской трассе, около города Режа повернуть на Алапаевск. Расстояние от Екатеринбурга до Алапаевска – 150 километров.
Можно легко доехать и на автобусе. Примерное время в пути на автобусе – 3 часа.
Также в Алапаевск ходят пригородные поезда, но ехать на них очень долго.